УИД № 58RS0026-01-2021 -000834-87
№ 2-429/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
07 декабря 2021 года г. Никольск
Пензенской области
Никольский районный суд Пензенской области в составе председательствующего судьи Наумовой Е.И.,
с участием помощника прокурора Никольского района Пензенской области Ковалевой А.А.,
при секретаре Незванкиной Ю.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Никольске Пензенской области в помещении районного суда гражданское дело по иску Советкина Александра Сергеевича к Министерству Финансов Российской Федерации о компенсации морального вреда в связи с признанием за ним права на частичную реабилитацию,
УСТАНОВИЛ:
Советкин А.С. обратился в суд с иском к Министерству финансов Российской Федерации указав, что приговором Пензенского областного суда от 01.06.2009 на основании вердикта коллегии присяжных заседателей, он признан виновным в совершении преступления предусмотренного ч.2 ст. 105 УК РФ и приговорен к 19 годам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строго режима. По данному уголовному делу 26.04.2021 постановлением Пензенского областного суда было вынесено решение о признании за ним права на частичную реабилитацию, в связи с незаконным уголовным преследованием по данному делу п. «а» ч.2 ст. 126 УК РФ (эпизод от 2006 года, потерпевшая ФИО3). 25.09.2008 следователь по ОВД отдела по расследованию особо важных дел СУ СК при прокуратуре РФ по Пензенской области ФИО4 совершил в отношении него неправомерное действие заключающееся в том, что по данному уголовному делу во время предварительного расследования привлек его к незаконному уголовному преследованию по особо- тяжкому преступлению по п. «а» ч.2 ст. 126 УК РФ. Во время судебного разбирательства по данному уголовному делу постановлением Пензенского областного суда от 28.04.2009 в связи с отказом государственного обвинителя от обвинения уголовное преследование в отношении него по п. «а» ч.2 ст. 126 УК РФ прекращено на основании п.2 ч.1 ст.24 и п.2 ч.1 ст. 27 УПК РФ за отсутствием состава преступления. Указанным действием следователем ФИО4 были нарушены его личные неимущественные права и другие нематериальные блага принадлежащие гражданину от рождении или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом, поскольку он в результате этих действий подвергся незаконному уголовному преследованию и ему был причинен тем самым ущерб нематериального блага, здоровья, нарушена личная неприкосновенность за незаконное привлечение к уголовной ответственности по п.»а» ч.2 ст. 126 УК РФ, на тот момент за совершение данного преступления предусматривалось наказание в виде лишения свободы на срок от 6 до 15 лет, что причинило ему физические и нравственные страдания, заключавшиеся в головной боли, головокружении, тошноты, страха за свою жизнь, здоровье беспокойство, унижении, плохом аппетите и отсутствии сна. Считает, что ему был причинен моральный вред, в связи с чем, просит взыскать с ответчика денежную компенсацию в размере 500000 рублей.
Истец Советкин А.С., отбывающий наказание в ФКУ ИК-5 УФСИН по Пензенской области, просил рассмотреть иск в его отсутствие, о дате и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Представитель ответчика Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Пензенской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, просит рассмотреть дело в его отсутствие. В своих возражениях на иск, указал, что с требованиями Советкина А.С. о компенсации морального вреда в связи с признанием за ним права на частичную реабилитацию не согласен, поскольку приговором Пензенского областного суда от 01.06.2009 Советкин А.С. признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч.2 ст. 105 УК РФ, с назначением наказания в виде лишения свободы сроком на 19 лет. В исковом заявлении Советкин А.С. указывает лишь то, что он подвергся незаконному уголовному преследованию за совершение особо тяжкого преступления сроком более 7 месяцев, что причинило ему физические и нравственные страдания, выражающиеся в головных болях, головокружении, потере аппетита и сна. В настоящее время истец отбывает наказание за преступление, уголовное преследование за которое осуществлялось в рамках одного уголовного дела с преступлением, от обвинения в совершении которого государственный обвинитель отказался. Таким образом, фактически Советкин А.С. не был незаконно лишен свободы. Считает, что при определении размера компенсации морального вреда необходимо исходить из требований разумности и справедливости, частичного характера реабилитации истца, а также учитывать, что в настоящее время истец отбывает наказание в виде лишения свободы в исправительном учреждении.
Представитель прокуратуры Пензенской области- помощник прокурора Никольского района Пензенской области Ковалева А.А., действующая по доверенности в судебном заседании просила исковые требования Советкина А.С. удовлетворить частично и взыскать с ответчика в пользу истца компенсацию морального вреда в размере 25000 (двадцать пять тысяч ) рублей.
Выслушав помощника прокурора, изучив материалы гражданского дела, суд приходит к следующему выводу.
Конституция Российской Федерации, провозглашая человека, его права и свободы высшей ценностью, а признание, соблюдение и защиту прав и свобод человека и гражданина - обязанностью государства (статья 2), гарантирует каждому право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц (статья 53).
Согласно части 1 статьи 133 УПК РФ вред, причиненный гражданину в результате уголовного преследования, в том числе устранение последствий морального вреда, возмещается государством в полном объеме независимо от вины органа дознания, дознавателя, следователя, прокурора и суда.
Соответственно, сам факт незаконного привлечения к уголовной ответственности является основанием для взыскания в пользу лица компенсации морального вреда.
Согласно части 2 статьи 136 УПК РФ иски о компенсации за причиненный моральный вред в денежном выражении предъявляются в порядке гражданского судопроизводства.
В силу п. 1 ст. 1070 ГК РФ вред, причиненный гражданину в результате незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного привлечения к административной ответственности в виде административного ареста, а также вред, причиненный юридическому лицу в результате незаконного привлечения к административной ответственности в виде административного приостановления деятельности, возмещается за счет казны Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных законом, за счет казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования в полном объеме независимо от вины должностных лиц органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда в порядке, установленном законом.
В силу статьи 1100 ГК РФ в случаях, когда вред причинен гражданину в результате его незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного наложения административного взыскания в виде ареста или исправительных работ компенсация морального вреда осуществляется независимо от вины причинителя вреда.
Согласно статье 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права, либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Согласно статье 1101 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации морального вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.
В соответствии с разъяснениями, данными в п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.1994 (в редакции от 06.02.2007) № 10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда», размер компенсации зависит от характера и объема, причиненных истцу нравственных или физических страданий, степени вины ответчика в каждом конкретном случае, иных заслуживающих внимания обстоятельств. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Степень нравственных или физических страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств причинения морального вреда, индивидуальных особенностей потерпевшего и других конкретных обстоятельств, свидетельствующих о тяжести перенесенных им страданий.
Согласно пункту 21 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2011 № 17 «О практике применения судами норм главы 18 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, регламентирующих реабилитацию в уголовном судопроизводстве» при определении размера денежной компенсации морального вреда реабилитированному судам необходимо учитывать степень и характер физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред, иные заслуживающие внимания обстоятельства, в том числе продолжительность судопроизводства и другие обстоятельства, имеющие значение при определении размера компенсации морального вреда, а также требования разумности и справедливости. Мотивы принятого решения о компенсации морального вреда должны быть указаны в решении суда.
В судебном заседании установлено, что приговором Пензенского областного суда от 01.06.2009 (с учетом изменений, внесенных кассационным определением судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РФ от 26.10.2009) Советкин А.С. осужден по совокупности совершенных преступлений, предусмотренных п.п. «ж,к» ч.2 ст.105 УК РФ (по эпизоду убийства потерпевшей ФИО3), ч.1 ст. 161 УК РФ (по эпизоду открытого хищения имущества потерпевшей ФИО3), п. «б» ч.2 ст.132 УК РФ (по эпизоду насильственных действий сексуального характера в отношении потерпевшей ФИО3) с применением ч.3 ст.69 УК РФ к 19 годам лишения свободы, с отбыванием наказания в исправительной колонии строго режима.
Постановлением Пензенского областного суда от 28.04.2009 в связи с отказом государственного обвинителя от обвинения уголовное преследование в отношении Советкина А.С., ФИО6, ФИО7 и ФИО8 по п. «а» ч.2 ст. 126 УК РФ прекращено на основании п.2 ч.1 ст.24 и п.2 ч.1 ст. 27 УПК РФ за отсутствием состава преступления.
Согласно постановления Пензенского областного суда от 26.04.2021 за Советкиным А.С. признано право на частичную реабилитацию в связи с уголовным преследованием по обвинению по п. «а» ч.2 ст. 126 УК РФ, постановление суда вступило в законную силу 12.05.2021.
При таких обстоятельствах, заявленное Советкиным А.С. требование о взыскании компенсации морального вреда основано на законе.
При определении размера компенсации морального вреда суд исходит из того, что истец незаконно привлекался к уголовной ответственности, вместе с тем принимает во внимание, что последний был признан виновным и осужден за совершения преступлений, предусмотренных п.п. «ж,к» ч.2 ст.105 УК РФ (по эпизоду убийства потерпевшей ФИО3), ч.1 ст. 161 УК РФ (по эпизоду открытого хищения имущества потерпевшей ФИО3), п. «б» ч.2 ст.132 УК РФ (по эпизоду насильственных действий сексуального характера в отношении потерпевшей ФИО3) то, что он незаконно привлекался к ответственности за преступление, расследование которого осуществлялось в рамках одного уголовного дела, в один период времени и все те ограничения, которые имели место в отношении истца в период предварительного расследования во время рассмотрения дела судом, были обусловлены уголовным преследованием в целом, а не связаны именно с обвинением в совершении преступления, в отношении которого уголовное преследование, прекращено за отсутствием состава преступления.
Размер денежной компенсации определенный истцом, суд находит чрезмерно завышенным и определяет ее с учетом принципа разумности и справедливости за незаконное уголовное преследование, в размере 25 000 рублей, которые и приходит к выводу взыскать с ответчика в пользу истца.
Статьей 1071 ГК РФ установлено, что в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 настоящего Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
Пункт 3 ст. 125 ГК РФ предусматривает, что в случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ, нормативными актами РФ и муниципальных образований, по их специальному поручению от их имени Российской Федерации могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане.
Согласно п. 1 ч. 3 ст. 158 БК РФ главный распорядитель средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования выступает в суде соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию о возмещении вреда, причиненного физическому лицу или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, по ведомственной принадлежности, в том числе в результате издания актов органов государственной власти, органов местного самоуправления, не соответствующих закону или иному правовому акту.
В соответствии с ч. 1 ст. 242.2 БК РФ обязанность по исполнению судебных актов по искам о возмещении вреда, причиненного действиями государственных органов Российской Федерации или их должностных лиц, возложена на Министерство финансов РФ.
Стороной в обязательствах по возмещению вреда, предусмотренных ст. 1070 ГК РФ, является государство. При предъявлении исков к государству о возмещении вреда от имени казны Российской Федерации в качестве ответчика выступает Министерство финансов Российской Федерации.
С учетом вышеизложенного, суд полагает справедливым и обоснованным взыскание в пользу истца с Министерства финансов Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации денежной компенсации морального вреда в вышеуказанном размере.
В соответствии с требованиями ст.333.36 Налогового кодекса РФ ответчик освобожден от уплаты государственной пошлины.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ 25 000 (░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░) ░░░░░░.
░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 08.12.2021.
░░░░░ ░.░.░░░░░░░