УИД: 24RS0036-01-2018-000890-94
дело № 2-96/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
3 июня 2019 года Мотыгинский районный суд Красноярского края в п. Мотыгино в составе: председательствующего судьи Васильковой И.М.
при секретаре Лукашовой О.А. с участием:
представителя истца Кузьмина А.В.
рассматривая в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Четыркина А.Ю. к администрации п. Мотыгино о взыскании компенсации за аварийное жилое помещение,
установил:
Четыркин А.Ю. обратился в суд с иском (с учетом уточнения) об обязании муниципального образования п. Мотыгино в лице, администрации п. Мотыгино и Министерство строительства Красноярского края включить Четыркина А.Ю. в региональную адресную программу по переселению из аварийного и ветхого жилья Красноярского края на 2019 год и администрацию поселка Мотыгино Мотыгинского района произвести формирование земельного участка и его изъятие для муниципальных нужд п. Мотыгино выраженное в ликвидации нахождения на территории п. Мотыгино аварийного многоквартирного жилого дома, не позволяющего обеспечить безопасность жизни и здоровье граждан, с последующим сносом жилого дома, заключению соглашения по выкупу квартиры и выплаты денежной компенсации в пользу Четыркина А.Ю. за признанную аварийной и не пригодной для проживания <адрес>, общей площадью № кв.м., в размере 1415808 руб., из расчета стоимости одного квадратного метра жилья в размере 39238 руб., в срок до 31.12.2019.
Исковые требования мотивированы тем, что в соответствии с положениями ЖК РФ, Постановлением Правительства РФ № 47 от 28.01.2006, межведомственной комиссией от 12.05.2017 и Заключения О признании жилого помещения не пригодным для постоянного проживания, а также ранее проверенной экспертизой жилого <адрес>, было установлено, что указанный жилой дом является аварийным, проживание в квартире и доме является опасным для здоровья, жизни граждан и подлежит сносу. Истец является собственником указанного жилого помещения, следовательно, имеет право на условиях положения п. 10 ст. 32 ЖК РФ, при условии признания в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, предъявить требования о возмещении взамен аварийного жилого помещения, при его изъятии для муниципальных и государственных нужд, денежную компенсацию, в соответствии с установленными нормами стоимости жилых помещений из расчета стоимости одного квадратного мест на территории субъекта РФ, в данном случае Красноярского края.
Собственник жилого помещения в признанном аварийном и подлежащим сносу многоквартирном доме, если такой дом не включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилья, вправе требовать, либо выплаты выкупной цены за изымаемое жилое помещение, либо предоставления ему другого жилого помещения на праве собственности.
В соответствии с п. 1 Постановлением администрации п. Мотыгино № 140-1-п от 12.05.2017, многоквартирный <адрес>, двух этажный, 1974 года постройки, расположенный по адресу: <адрес>, признан непригодным для проживания и подлежащим сносу.
Этим же постановлением администрации п. Мотыгино обязана была снести указанный жилой дом и расселить жильцов указанного дома в течение года.
До настоящего времени администрацией п. Мотыгино не принято мер по расселению граждан из аварийного жилья, в связи с чем, истец вынужден обратиться в суд с настоящим иском с целью судебной защиты своего нарушенного предусмотренного законом жилищного права. Против изъятия земельного участка под многоквартирным домом Четыркин А.Ю. как собственник жилого помещения и части общего имущества многоквартирного дома не возражает и требую изъять данный участок для муниципальных нужд п. Мотыгино.
Истец Четыркин А.Ю. в судебное заседание не явился, просил дело рассмотреть в его отсутствие, на заявленных требованиях настаивает. В судебном заседании представитель истца Кузьмин А.В., действующий по доверенности от 16.08.2018, исковые требования поддержал и просил их удовлетворить.
Представитель ответчика - администрации п. Мотыгино, в судебное заседание не явился, просил дело рассмотреть в их отсутствие, представили отзыв, согласно которого, распоряжением № 25-р от 16.03.2018 администрации п. Мотыгино расселение вышеуказанного жилого дома планируется осуществить в срок до 31.12.2022. Соответственно срок расселения, жильцов вышеуказанного дома не истек. Кроме того, администрацией п. Мотыгино были направлены письма в адрес администрации Мотыгинского района о содействии по включению п. Мотыгино в долгосрочную региональную адресную программу Красноярского края по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 1.01.2017 на 2019-2020 г. Согласно ответа администрации Мотыгинского района, п. Мотыгино включен во второй (2012-2022гг.) и третий (2022-2023 гг.) этапы региональной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Красноярском крае» на 2019-2025 годы многоквартирных домов, признанных аварийными до 1.01.2019.
Представитель третьего лица Министерство строительства Красноярского края в судебное заседание не явился, просил дело рассмотреть в их отсутствие.
Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования не обоснованными и не подлежащими удовлетворению.
Конституция Российской Федерации гарантирует каждому свободу экономической деятельности, включая свободу договоров, право иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами, признание и защиту, включая судебную, указанных прав и свобод, реализуемую на основе равенства всех перед законом и судом ( статья 9, части 1 и 2 статьи 19, части 1 и 2 статьи 35, части 1 статьи 45, части 1 статьи 46).
Из названных положений Конституции Российской Федерации, предопределяющих правовое положение участников гражданского оборота, в том числе при осуществлении сделок с недвижимым имуществом, во взаимосвязи с ее статьями 15 (часть 2) и 17 (часть 3) вытекает требование о необходимости соотнесения принадлежащего лицу права собственности с правами и свободами других лиц, которое означает, что собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, если они не противоречат закону и иным правовым актам и не нарушают права и законные интересы других лиц (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 31.05.2005 № 6-П и от 22.04.2011 № 5-П).
В силу частей 1 и 3 ст. 35 Конституции Российской Федерации право частной собственности охраняется законом, никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.
В соответствии со ст. 1 ЖК РФ, жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности.
Согласно ст. 2 ЖК РФ, органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе обеспечивают контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда.
На основании ст. 15 ЖК РФ, объектами жилищных прав являются жилые помещения.
Жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства (далее - требования)).
В силу п. 4 ст. 15 ЖК РФ жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1- 3, 5 - 9 настоящей статьи (п. 10 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с ч. 10 ст. 32 ЖК РФ признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи.
Из разъяснений, содержащихся в п. 22 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 2.07.2009 № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» следует, что в силу ч. 10 ст. 32 ЖК РФ признание в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является, по общему правилу, основанием для предъявления органом, принявшим такое решение (то есть межведомственной комиссией, создаваемой исходя из принадлежности жилого дома федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления), к собственникам жилых помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок за счет их собственных средств.
В том случае, если собственники жилых помещений в предоставленный им срок не осуществили снос или реконструкцию многоквартирного дома, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд (они заключаются в том, чтобы на территории муниципального образования не было жилого дома, не позволяющего обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан) и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию. К порядку выкупа жилых помещений в аварийном многоквартирном доме в этом случае согласно ч. 10 ст. 32 ЖК РФ применяются нормы частей 1 - 3, 5 - 9 ст. 32 ЖК РФ.
На необходимость соблюдения при переселении граждан из аварийного жилищного фонда положений Жилищного кодекса Российской Федерации, в том числе статьи 32, указывает Федеральный закон от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства».
Из положений приведенного Федерального закона следует, что предоставление финансовой поддержки за счет средств фонда на осуществление переселения не может быть произвольным. Основанием для предоставления такой финансовой поддержки, как это прямо следует из положений этого Федерального закона от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ, является наличие региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, соответствующей требованиям, предъявляемым статьей 16 названного Федерального закона.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в разделе II Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29.04.2014 г., в случае если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу пункта 3 статьи 2, статьи 16 Федерального закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп.
При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.
Таким образом, из приведенных норм права в их совокупности следует, что органом местного самоуправления, принявшим решение о сносе дома в связи с его ветхостью и аварийностью, другим благоустроенным жилым помещением обеспечиваются лица, занимающие такие дома по договору социального найма, а в случае с собственником жилого помещения в таком доме, предоставление другого благоустроенного жилого помещения имеет иной определенный порядок, а именно собственнику жилого помещения, расположенного в доме, подлежащем сносу, иное жилое помещение предоставляется в случае изъятия земельного участка, расположенного под этим домом, для государственных, муниципальных нужд, либо в случае включения лиц, проживающих в таком доме в региональную или муниципальную программу переселения из ветхого аварийного дома путем составления соглашения с собственником о выкупе либо предоставления другого жилого помещения с зачетом его стоимости в выкупную цену.
В судебном заседании установлено, что на основании договора купли-продажи от 31.05.2017 Четыркин А.Ю. является собственником квартиры общей площадью 36 кв.м., с кадастровым номером №, расположенной по адресу: <адрес>.
Заключением межведомственной комиссией от 05.05.2017 в составе: заместителя председателя - Семенчука Е.А. заместителя главы п. Мотыгино, членов комиссии: Куюковой О.Б. - специалиста администрации п.Мотыгино по жилищно-коммунальным вопросам, Ходько А.В. государственного инспектора Мотыгинского района по пожарному надзору, Рукасуевой Г.И. - и.о. начальника территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю в Мотыгинским районе, Хрипачева В.А. - ведущего инженера по надзору за строительством по Красноярскому краю в Мотыгинским районе, сделан вывод о признании многоквартирного дома по адресу: п<адрес> аварийным и подлежащим сносу, в связи с тем, что общий износ здания на 2016 год составляет 78%, капитальный ремонт не целесообразен.
Постановлением администрации п. Мотыгино № 140-1-п от 12.05.2017 на основании заключения межведомственной комиссии от 05.05.2017, указанный жилой дом признан аварийным и подлежащим сносу.
Из заключения ООО «Строительной фирмы «Пирамида» № 25 от 28.10.16, следует, что за период эксплуатации дома по адресу: <адрес> строительные конструкции здания получили повреждения, в значительной степени снижающие их несущую способность и надежность. Физический износ здания на 2009 г. равен 66%, и является ветхим.
Главой администрации п. Мотыгино, направленно в адрес главы администрации Мотыгинского района обращение, об оказании содействия по включению п. Мотыгино в долгосрочную региональную адресную программу Красноярского края по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 1.01.2017, на 2019-2020 г.р., об оказании содействия в выделении денежных средств из бюджета муниципального образования Мотыгинский район в приобретении манёвренного жилищного фонда, в целях временного размещения граждан проживающих в аварийном фонде муниципального образования п. Мотыгино.
Однако, как следует из информационного письма главы администрации Мотыгинского района, что Министерство строительства Красноярского края утвердило наименование муниципальных образований Красноярского края, предложенных к участию реализации региональной адресной программы на 2019-2015 годы многоквартирных домов, признанных аварийными до 1.01.2017. п. Мотыгино включен во второй (2021-2022) и третий (2022-2023) этапы региональной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Красноярском крае» на 2019-2025 годы.
Распоряжением и.о. главы поселка Мотыгино №25-р от 16.03.2018 администрация взяла на себя обязательства по отселению из <адрес> в срок до 31.12.2022.
Согласно Постановления Правительства Красноярского края №144-п от 29.03.2019 и выписки из региональной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Красноярском крае» на 2019-2025 годы, окончание переселения <адрес> по адресу: <адрес>, запланировано на 31.12.2022. В связи с чем, установленный как данным постановлением, так и постановлением администрации поселка Мотыгино № 25-р от 16.03.2018 срок для расселения жильцов из многоквартирного жилого дома по указанному адресу не истек.
Как установлено судом, дом по адресу: <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу, Постановлением Правительства Красноярского края №144-п от 29.03.2019 включен в региональную адресную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Красноярском крае» на 2019-2025 годы. Согласно выписки из региональной адресной программы, окончание переселения дома запланировано на 31.12.2022, в связи с чем суд считает, что требования истца о производстве формирование земельного участка и его изъятие для муниципальных нужд п. Мотыгино, выраженное в ликвидации нахождения на территории п. Мотыгино аварийного многоквартирного жилого дома, не позволяющего обеспечить безопасность жизни и здоровье граждан, с последующим сносом жилого дома, являются преждевременными.
Учитывая установленные обстоятельства и указанные положения закона, оценив доводы сторон и представленными ими доказательства, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для взыскания в пользу истца суммы возмещения за принадлежащее ему жилое помещение на основании ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации до 31.12.2019 - отсутствуют.
Каких-либо других основания для выкупа жилого помещения истец не указал и суд их не усматривает.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
в удовлетворении исковых требований Четыркина А.Ю. об обязании муниципального образования п. Мотыгино в лице, администрации п. Мотыгино и Министерство строительства Красноярского края включить Четыркина А.Ю. в региональную адресную программу по переселению из аварийного и ветхого жилья Красноярского края на 2019 год, об обязании администрации поселка Мотыгино Мотыгинского района произвести формирование земельного участка и его изъятие для муниципальных нужд п. Мотыгино выраженное в ликвидации нахождения на территории п. Мотыгино аварийного многоквартирного жилого дома, не позволяющего обеспечить безопасность жизни и здоровье граждан, с последующим сносом жилого дома, заключению соглашения по выкупу квартиры и выплаты денежной компенсации в пользу Четыркина А.Ю. за признанную аварийной и не пригодной для проживания <адрес>, общей площадью № кв.м., в размере 1415808 рублей, из расчета стоимости одного квадратного метра жилья в размере 39238 рублей, в срок до 31.12.2019 - отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Мотыгинский районный суд Красноярского края.
Председательствующий судья И.М. Василькова