Дело №2-3492/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
29 августа 2019г. г. Шахты
Шахтинский городской суд Ростовской области в составе:
председательствующего судьи Черепановой Л.Н.,
при секретаре Каурине С.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Шахты в интересах Российской Федерации и Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Шахты Ростовской области (далее - УПФР в г. Шахты) к Фоменко О.В., Федеральному казенному учреждению «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ростовской области» (далее - ФКУ «ГБ МСЭ по Ростовской области), третьему лицу – Государственное бюджетное учреждение Ростовской области «Онкологический диспансер» г. Шахты о признании недействительными с момента выдачи справки об установлении инвалидности, выписки из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом, взыскании незаконно подученных пенсии по инвалидности и ежемесячных денежных выплат,
установил:
прокурор г. Шахты в интересах Российской Федерации и УПФР в г. Шахты Ростовской области обратился в суд с вышеуказанным иском, ссылаясь на следующее. Фоменко О.В. ДД.ММ.ГГГГ. повторно освидетельствована в Бюро МСЭ № ФКУ «ГБ МСЭ по Ростовской области» по направлению №, выданному ДД.ММ.ГГГГ. ГБУ Ростовской области «Онкологический диспансер» в г. Шахты. По результатам освидетельствования Фоменко О.В. установлена 2 группа инвалидности с причиной инвалидности «общее заболевание» бессрочно, о чем выданы справка из акта освидетельствования и справка серии МСЭ-2013 № от ДД.ММ.ГГГГ
ДД.ММ.ГГГГ. УПФР в г.Шахты на основании заявления ответчицы назначена ежемесячная денежная выплата, ДД.ММ.ГГГГ. на основании заявления от ДД.ММ.ГГГГ. ей назначена страховая пенсия по инвалидности.
В ходе проверки законности установления ответчику инвалидности установлено, что Фоменко О.В. за получением медицинской помощи в ДД.ММ.ГГГГ. в Онкологический диспансер г. Шахты не обращалась, на стационарном лечении не находилась, направление на МСЭ № от ДД.ММ.ГГГГ., № без даты, № от ДД.ММ.ГГГГ., выписные эпикризы лечебным учреждением не оформлялись и являются подложными.
В целях контрольного обследования Фоменко О.В. ДД.ММ.ГГГГ. была освидетельствована экспертным составом № Главного бюро по Ростовской области. Медико-социальная экспертиза проведена очно, принято решение об отмене решения Бюро № ФКУ «ГБ МСЭ по Ростовской области» от ДД.ММ.ГГГГ. об установлении 2 группы инвалидности с причиной «общее заболевание» бессрочно с ДД.ММ.ГГГГ
Таким образом, решение медико-социальной экспертизы в Бюро № ФКУ «ГБ МСЭ по Ростовской области» об установлении Фоменко О.В. группы инвалидности вынесено на основании подложных документов.
На основании оспариваемых документов ответчице была назначена пенсия по инвалидности, в связи с чем, за период с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. ей выплачена пенсия по инвалидности и ЕДВ в общей сумме 544 761руб. 77коп.
Уточнив исковые требования, просил признать недействительными с момента выдачи акты медико-социальной экспертизы № 1283 от ДД.ММ.ГГГГ., №1425 от ДД.ММ.ГГГГ., №1405 от ДД.ММ.ГГГГ. в отношении Фоменко О.В.; справку Бюро №52 филиал ФКУ «ГБ МСЭ по Ростовской области» серия МСЭ-2013 №1468844 от ДД.ММ.ГГГГ. и выписку из акта медицинского освидетельствования серии МСЭ-2013 № от ДД.ММ.ГГГГ об установлении Фоменко О.В., ДД.ММ.ГГГГ 2 группы инвалидности без указания срока переосвидетельствования вследствие общего заболевания.
Прокурор Кулинич Н.Ю. в судебное заседание явилась, уточненные исковые требования поддержала, пояснила, что незаконно полученную пенсию Фоменко О.Ю. добровольно вернула в полном объеме.
Представитель УПФР в г. Шахты в судебное заседание явилась, уточненные исковые требования поддержала.
Ответчик Фоменко О.В. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, в письменном заявлении исковые требования признала в полном объеме (л.д. 52).
Представитель ответчика ФКУ «ГБ МСЭ по Ростовской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, предоставил суду отзыв, в котором указал на обоснованность требований прокурора, просил рассмотреть дело в отсутствие их представителя.
Представитель ГБУ Ростовской области «Онкологический диспансер» г.Шахты в судебное заседание не явился, о дне и месте слушания дела извещен надлежащим образом.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив письменные доказательства, суд считает уточненные исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалидом признается лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. В зависимости от степени расстройства функций организма и ограничения жизнедеятельности лицам, признанным инвалидами, устанавливается группа инвалидности.
Порядок и условия признания лица инвалидом устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с Правилами признания лица инвалидом, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 20.02.2006 № 95 (далее - Правила) признание лица инвалидом осуществляется федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы: Федеральным бюро медико-социальной экспертизы, главными бюро медико-социальной экспертизы, а также бюро медико-социальной экспертизы в городах и районах, являющимися филиалами главных бюро.
Признание гражданина инвалидом осуществляется при проведении медико-социальной экспертизы, исходя из комплексной оценки состояния организма гражданина, на основе анализа его клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных с использованием классификаций и критериев, утверждаемых Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
Медико-социальная экспертиза проводится для установления структуры и степени ограничения жизнедеятельности гражданина и его реабилитационного потенциала.
Согласно п.п. 6, 9 Правил в зависимости от степени ограничения жизнедеятельности, обусловленного стойким расстройством функций организма, возникшим в результате заболеваний, последствий травм или дефектов, гражданину, признанному инвалидом, устанавливается I, II или III группа инвалидности. Инвалидность I группы устанавливается на 2 года, II и III групп - на 1 год.
Группа инвалидности без указания срока переосвидетельствования, в соответствии с п. 13 Правил, гражданам устанавливается: не позднее 2 лет после первичного признания инвалидом (установления категории «ребенок-инвалид») гражданина, имеющего заболевания, дефекты, необратимые морфологические изменения, нарушения функций органов и систем организма по перечню согласно приложению; не позднее 4 лет после первичного признания гражданина инвалидом (установления категории «ребенок-инвалид») в случае выявления невозможности устранения или уменьшения в ходе осуществления реабилитационных или абилитационных мероприятий степени ограничения жизнедеятельности гражданина, вызванного стойкими необратимыми морфологическими изменениями, дефектами и нарушениями функций органов и систем организма (за исключением указанных в приложении к настоящим Правилам).
Установление группы инвалидности без указания срока переосвидетельствования может быть осуществлено при первичном признании гражданина инвалидом по вышеуказанным основаниям, при отсутствии положительных результатов реабилитационных или абилитационных мероприятий, проведенных гражданину до его направления на медико-социальную экспертизу. При этом необходимо, чтобы в направлении на медико-социальную экспертизу, выданном гражданину медицинской организацией, оказывающей ему медицинскую помощь и направившей его на медико-социальную экспертизу, либо в медицинских документах в случае направления гражданина на медико-социальную экспертизу в соответствии с пунктом 17 настоящих Правил содержались данные об отсутствии положительных результатов таких реабилитационных или абилитационных мероприятий.
Согласно п.п. 15, 16 Правил, гражданин направляется на медико-социальную экспертизу медицинской организацией независимо от ее организационно-правовой формы, органом, осуществляющим пенсионное обеспечение либо органом социальной защиты населения.
Медицинская организация направляет гражданина на медико-социальную экспертизу после проведения необходимых диагностических, лечебных и реабилитационных или абилитационных мероприятий при наличии данных, подтверждающих стойкое нарушение функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами.
При этом, в направлении на медико-социальную экспертизу, форма которого утверждается Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и Министерством здравоохранения Российской Федерации, указываются данные о состоянии здоровья гражданина, отражающие степень нарушения функций органов и систем, состояние компенсаторных возможностей организма, а также результаты проведенных реабилитационных или абилитационных мероприятий.
Приказом Минтруда России от 29.01.2014 года № 59н утвержден Административный регламент по предоставлению государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы, который устанавливает порядок обращения заинтересованного лица для получения указанной государственной услуги, в том числе перечень документов, которое данное лицо должно предоставить для проведения экспертизы.
Согласно п. 31 этого Административного регламента, для предоставления государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы необходимы: направление на медико-социальную экспертизу, выданное медицинской организацией, оказывающей лечебно-профилактическую помощь, по форме № 088/у-06, утвержденной приказом Минздравсоцразвития России от 31 января 2007 г. № 77, или направление на медико-социальную экспертизу, выданное органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, органом социальной защиты населения по форме, утвержденной приказом Минздравсоцразвития России от 25 декабря 2006 г. № 874, либо справка об отказе в направлении на медико-социальную экспертизу, выданная медицинской организацией, оказывающей лечебно-профилактическую помощь (органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, органом социальной защиты населения).
В соответствие с п. 25 Правил медико-социальная экспертиза проводится специалистами бюро (главного бюро, Федерального бюро) путем обследования гражданина, изучения представленных им документов, анализа социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических и других данных гражданина.
Пунктом 29 Правил признания лица инвалидом, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 20.02.2006 N 95 "О порядке и условиях признания лица инвалидом" установлено, что по результатам медико-социальной экспертизы гражданина составляется акт, который подписывается руководителем соответствующего бюро (главного бюро, Федерального бюро) и специалистами, принимавшими решение, а затем заверяется печатью.
Согласно п. 11 Административного регламента результатом предоставления государственной услуги является: при установлении инвалидности выдача справки, подтверждающей факт установления инвалидности, и индивидуальной программы реабилитации инвалида (ребенка-инвалида), а также направление выписки из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом, в орган, осуществляющий его пенсионное обеспечение, направление индивидуальной программы реабилитации инвалида в территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации либо в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на осуществление переданных в соответствии с заключенным Министерством и высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации соглашением полномочий по предоставлению мер социальной защиты инвалидам по обеспечению техническими средствами реабилитации, по месту жительства инвалида (ребенка-инвалида).
В соответствии с приказом Минтруда России от 17.12.2015 N 1024н (ред. от 05.07.2016) «О классификациях и критериях, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы» критерием для установления второй группы инвалидности является нарушение здоровья человека с III степенью выраженности стойких нарушений функций организма (в диапазоне от 70 до 80 процентов), обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами.
Таким образом, признание гражданина инвалидом (бессрочно) свидетельствует о стойких нарушениях его здоровья, которые как минимум предполагают нуждаемость в оказании медицинской помощи, прохождении медикаментозного лечения, консультаций и обследований в медицинских организациях независимо от их организационно-правовой формы. Проведение медико-социальной экспертизы возможно только на основании законно выданного направления на медико-социальную экспертизу, уполномоченным лицом.
Судом установлено, что Фоменко О.В. за медицинской помощью в ГБУ РО «Онкологический диспансер» г. Шахты в ДД.ММ.ГГГГ году не обращалась. Согласно данных в ГБУ РО «Онкологический диспансер» г. Шахты направление на медико-социальную экспертизу от ДД.ММ.ГГГГ №, № без даты, № от ДД.ММ.ГГГГ. официально Фоменко О.В. не выдавалось. Следовательно, представленное ею в МСЭ в ДД.ММ.ГГГГ году направление на медико-социальную экспертизу является недействительным.
В целях контрольного обследования Фоменко О.В. ДД.ММ.ГГГГ. была освидетельствована экспертным составом № Главного бюро по Ростовской области. Медико-социальная экспертиза проведена очно, принято решение об отмене решения Бюро № ФКУ «ГБ МСЭ по Ростовской области» от ДД.ММ.ГГГГ. об установлении 2 группы инвалидности с причиной «Общее заболевание» бессрочно с ДД.ММ.ГГГГ
Таким образом, решение медико-социальной экспертизы в Бюро № ФКУ «ГБ МСЭ по Ростовской области» об установлении Фоменко О.В. группы инвалидности вынесено на основании подложных документов.
Имеющиеся в деле доказательства свидетельствуют о незаконности установления Фоменко О.В. группы инвалидности и поэтому требования прокурора о признании недействительными акта, справки об установлении инвалидности и выписки из акта медицинского освидетельствования обоснованны и подлежат удовлетворению.
Поскольку имела место незаконная выдача справки об установлении инвалидности и выписки из акта медицинского освидетельствования в отношении Фоменко О.В., то отсутствовали основания, предусмотренные ст. 9 Федерального закона «О страховых пенсиях» и ст. 28.1 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995г. № 181-ФЗ для получения ею пенсии по инвалидности и ЕДВ за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. в общей сумме 544 761руб. 77коп.
В соответствии с частью 1 статьи 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
Поскольку прокурор в силу закона освобожден от уплаты госпошлины, то она на основании ст. 103 ГПК РФ подлежит взысканию с ответчиков в доход местного бюджета пропорционально удовлетворенным требованиям: в сумме 300 руб. за требования неимущественного характера, то есть по 150 рублей с каждого из ответчиков.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
признать недействительными с момента выдачи акты медико-социальной экспертизы № от ДД.ММ.ГГГГ., № от ДД.ММ.ГГГГ., № от ДД.ММ.ГГГГ в отношении Фоменко О.В., справку Бюро № - филиал ФКУ «ГБ МСЭ по Ростовской области» серия МСЭ-2013 № от ДД.ММ.ГГГГ. и выписку из акта медицинского освидетельствования серии МСЭ-2013 № от ДД.ММ.ГГГГ. об установлении Фоменко О.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, 2 группы инвалидности без указания срока переосвидетельствования вследствие общего заболевания.
Взыскать с Фоменко О.В. в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 150 руб.
Взыскать с Федерального казенного учреждения «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ростовской области» государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 150 руб.
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Шахтинский городской суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 03 сентября 2019г.
Судья Черепанова Л.Н.