Судебный акт #1 (Определение) по делу № 33-33907/2016 от 01.12.2016

Судья: Молчанов С.В.              дело № 33-33907/2016

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:

председательствующего судьи Бекловой Ж.В.,

судей Гулиной Е.М., Цуркан ЛС.,

при секретаре Моториной С.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 07 декабря 2016 года апелляционную жалобу Министерства социального развития Московской области на решение Химкинского городского суда Московской области от 24 августа 2016 года по делу по иску <данные изъяты> Елены Михайловны к Химкинскому управлению социальной защиты населения, Министерству социального развития Московской области о признании права на предоставление мер социальной поддержки,

заслушав доклад судьи Гулиной Е.М.,

объяснения <данные изъяты> Е.М., представителя Министерства социального развития Московской области <данные изъяты>

УСТАНОВИЛА:

<данные изъяты> Е.М. обратилась в суд с иском к Химкинскому управлению социальной защиты населения, Министерству социального развития Московской области о признании права на предоставление мер социальной поддержки.

В обоснование заявленных исковых требований истец указала, что она является матерью ребенка-инвалида, однако ей незаконно отказано в предоставлении мер социальной поддержки по месту пребывания в Московской области. Истец <данные изъяты> Е.М. и ее семья зарегистрированы в г. Москве по месту жительства, а также на территории городского округа Химки по месту пребывания в установленном законом порядке и проживают в принадлежащем истцу жилом помещении, при этом по месту жительства в г. Москве меры социальной поддержки им не предоставляются. Согласно ответу Химкинского управления социальной защиты населения Министерства социального развития Московской области от 08 июня 2016 года <данные изъяты>, <данные изъяты> Е.М. было отказано в предоставлении мер социальной поддержки по причине регистрации истца по месту жительства в другом субъекте Российской Федерации, а именно в г. Москве. Однако, истец указывает на то, что имеет право на получение мер социальной поддержки по оплате жилого помещения по адресу: <данные изъяты>, поскольку, в силу действующего законодательства, оно признается местом жительства истца, зарегистрированного по месту жительства. Истец считает, что имеет право на льготы, установленные статьей 17 Федерального Закона Российской Федерации от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ (ред. от 29.12.2015) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», предусмотренные для семей, имеющих детей-инвалидов, в том числе по оплате компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 процентов общей площади жилых помещений, в котором он проживает. Зарегистрировавшись по месту пребывания в г. Химки Московской области, истец выразил свое волеизъявление получать льготы, связанные с местом жительства, по указанному адресу. В данном случае <данные изъяты> Е.М. полагает, что отсутствуют ограничение прав истца и препятствия к реализации им своих прав и свобод в установленном законом порядке. Также, пояснила, что факт постоянного проживания истца и его несовершеннолетнего ребенка-инвалида в квартире, расположенной в г. Москве, не подтвержден. Истец просила признать за ней право на получение льготы, предусмотренной для семей, имеющих детей-инвалидов, в виде ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в размере 50 процентов общей площади жилого помещения, расположенного по адресу: <данные изъяты> <данные изъяты>.

<данные изъяты> Е.М. в судебном заседании заявленные исковые требования поддержала.

Представитель Министерства социального развития Московской области в судебном заседании против заявленных исковых требований возражал.

Решением Химкинского городского суда Московской области от 24 августа 2016 года заявленные исковые требования удовлетворены частично: за <данные изъяты> Е.М. признано право на меру социальной поддержки в виде льготы по оплате коммунальных услуг в размере 50 процентов по месту пребывания, по адресу: <данные изъяты> <данные изъяты>

В апелляционной жалобе представитель Министерства социального развития Московской области просит решение отменитьв той части, в которой требования удовлетворены, как незаконное и необоснованное, ввиду нарушения норм материального и процессуального права.

Судебная коллегия, проверив материалы дела, заслушав объяснения явившегося лица, обсудив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены решения суда.

В соответствии с частью 13 статьи 17 Федерального Закона Российской Федерации от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется скидка не ниже 50 процентов инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 процентов в следующих случаях:

– платы за наем и платы за содержание жилого помещения, включающей в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, исходя из занимаемой общей площади жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов;

– платы за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме независимо от вида жилищного фонда;

– платы за коммунальные услуги, рассчитанной исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определенного по показаниям приборов учета, но не более нормативов потребления, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке. При отсутствии указанных приборов учета плата за коммунальные услуги рассчитывается исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

На основании абзаца 2 вводной части Федерального Закона Российской Федерации «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу статьи 26.3 Федерального Закона Российской Федерации от 06 октября 1999 года N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, установленным Конституцией Российской Федерации, указанные в пункте 2 данной статьи, осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета). Осуществление указанных полномочий может в порядке и случаях, установленных федеральными законами, дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, в том числе в соответствии с федеральными целевыми программами. Особенности финансового обеспечения указанных полномочий за счет средств бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации устанавливаются федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования (пункт 1).

К полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов: 24) социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также детей-сирот, безнадзорных детей, детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях), социальной поддержки ветеранов труда, лиц, проработавших в тылу в период Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов, семей, имеющих детей (в том числе многодетных семей, одиноких родителей), жертв политических репрессий, малоимущих граждан, в том числе за счет предоставления субвенций местным бюджетам для выплаты пособий на оплату проезда на общественном транспорте, иных социальных пособий, а также для возмещения расходов муниципальных образований в связи с предоставлением законами субъекта Российской Федерации льгот отдельным категориям граждан, в том числе льгот по оплате услуг связи, организация предоставления гражданам субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг (пункт 2).

В соответствии с пунктом 15 Постановления Правительства Российской Федерации от 27 июля 1996 года N 901 «О предоставлении льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг» для получения льгот по оплате жилья, коммунальных услуг и приобретаемого топлива инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, обращаются в организации, осуществляющие сбор платежей за оплату жилья, коммунальных услуг и приобретаемое топливо (жилищные ремонтно-эксплуатационные предприятия, коммунальные предприятия и т.п.).

Основанием для предоставления льгот по оплате жилья, коммунальных услуг и приобретаемого топлива является справка, подтверждающая факт установления инвалидности, выданная учреждениями государственной службы медико-социальной экспертизы.

Согласно Федеральному Закону Российской Федерации от 29 декабря 2004 года N 199-ФЗ (ст. 5) Федеральный Закон Российской Федерации «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» дополнен нормой, в соответствии с которой Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг. Средства на реализацию указанных полномочий предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций, носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели. При этом закреплено, что форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 2 статьи 19 ЖК РФ, жилищный фонд, в зависимости от формы собственности, подразделяется на: 1) частный жилищный фонд - совокупность жилых помещений, находящихся в собственности граждан и в собственности юридических лиц; 2) государственный жилищный фонд - совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности Российской Федерации (жилищный фонд Российской Федерации), и жилых помещений, принадлежащих на праве собственности субъектам Российской Федерации (жилищный фонд субъектов Российской Федерации); 3) муниципальный жилищный фонд - совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям.

Таким образом, названная норма относит жилые помещения, находящиеся в собственности Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, к государственному жилищному фонду, а жилые помещения, находящиеся в собственности муниципальных образований, - к муниципальному жилищному фонду. Жилые помещения, находящиеся в собственности граждан, независимо от основания их приобретения (договор купли-продажи, мены, бесплатной передачи государственного имущества и так далее) отнесены к частному жилищному фонду. При этом Жилищный кодекс Российской Федерации, определяя понятие жилищного фонда, исходит из множественности жилых помещений, находящихся в собственности различных субъектов, которые могут являться составной частью многоквартирного дома, и не исключает возможности нахождения всех жилых помещений многоквартирного дома в государственной или муниципальной собственности (ст. 163 ЖК РФ).

В связи с этим право на скидку по оплате жилого помещения имеют семьи, имеющие детей-инвалидов, и проживающие в домах, состоящих не только из жилых помещений (в том числе квартир), принадлежащих государственным и муниципальным образованиям, но и в домах, жилые помещения в которых относятся к разным формам собственности, при условии, что конкретные жилые помещения, занимаемые семьями, имеющими детей-инвалидов, принадлежат на праве собственности Российской Федерации (субъекту Российской Федерации) или муниципальному образованию. Граждане из числа инвалидов, и семьи, имеющие детей-инвалидов, проживающие в квартирах, находящихся в многоквартирных домах и принадлежащих им на праве собственности, права на предоставление 50-процентной скидки на оплату жилого помещения не имеют.

Как установлено судом, <данные изъяты> Е.М. является матерью ребенка-инвалида, однако ей незаконно отказано в предоставлении мер социальной поддержки по месту пребывания в Московской области.

Истец <данные изъяты> Е.М. и ее семья зарегистрированы в г. Москве, а также на территории городского округа Химки по месту пребывания по адресу: <данные изъяты> <данные изъяты>, и проживают в принадлежащем истцу жилом помещении, при этом по месту жительства в г. Москве меры социальной поддержки им не предоставляются.

Согласно ответу Химкинского управления социальной защиты населения Министерства социального развития Московской области от 08 июня 2016 года <данные изъяты> <данные изъяты> Е.М. было отказано в предоставлении мер социальной поддержки, по причине регистрации истца по месту жительства в другом субъекте Российской Федерации, а именно в г. Москве.

Из материалов дела усматривается, что согласно сведениям из выписки из домовой книги жилого помещения, расположенного по адресу: <данные изъяты> <данные изъяты>, совместно с истцом по указанному адресу проживает ее несовершеннолетний сын <данные изъяты> Н.П., <данные изъяты> года рождения, который в соответствии со справкой, выданной Бюро <данные изъяты> – филиал ФКУ «<данные изъяты>» Министерства труда Российской Федерации, является инвалидом, группа инвалидности: «Категория «ребенок-инвалид».

Частично удовлетворяя исковые требования <данные изъяты> Е.М., суд первой инстанции исходил из того, что с учетом системного толкования приведенных выше норм, анализа установленных по делу обстоятельств, право на реализацию спорной льготы истцу должно быть гарантировано по месту его пребывания, то есть на территории Московской области, в связи с чем, на Министерство социальной защиты населения Московской области должна быть возложена обязанность предоставить истцу меры социальной поддержки как семье, имеющей ребенка-инвалида, по оплате коммунальных услуг.

При таких обстоятельствах, судебная коллегия соглашается с выводом суда о наличии оснований для частичного удовлетворения исковых требований <данные изъяты> Е.М. о признании права на предоставление мер социальной поддержки.

    Судом первой инстанции правильно определены юридически значимые обстоятельства по делу, дана надлежащая оценка представленным доказательствам, спор разрешен с соблюдением требований материального и процессуального законодательства и оснований для отмены решения суда не усматривается.

    Доводы апелляционной жалобы не опровергают правильность выводов суда первой инстанции, с которыми согласилась судебная коллегия, в связи с чем, не могут служить основанием к отмене постановленного по делу решения.

    Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

        Решение Химкинского городского суда Московской области от 24 августа 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Министерства социального развития Московской области – без удовлетворения.

    Председательствующий

Судьи

33-33907/2016

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Соловьева Е.М.
Ответчики
Химкинское управление социальной защиты населения Министерства социального развития Московской области
Суд
Московский областной суд
Дело на странице суда
oblsud--mo.sudrf.ru
07.12.2016[Гр.] Судебное заседание
13.03.2017[Гр.] Передано в экспедицию
10.03.2017[Гр.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее