Дело № 2-595/12
РЕШЕНИЕ (вступило в законную силу 02.07.2012)
Именем Российской Федерацииг. Можга УР 29 мая 2012 года
Можгинский районный суд Удмуртской Республики в составе:
председательствующего судьи Смагиной Н.Н.,
при секретаре Кузнецовой Л.А.,
с участием:
истца Шлыкова Г.В., его представителя Игнатьевой Е.Р., действующей по устному заявлению, занесенному в протокол судебного заседания,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шлыкова Г.В. к администрации муниципального образования «<***>» о понуждении предоставить жилое помещение,
УСТАНОВИЛ:
Шлыков Г.В. обратился в суд с иском к администрации МО «<***>» о понуждении предоставить ему жилое помещение по договору социального найма по месту жительства площадью не менее 18 кв.м..
Исковое заявление мотивировано тем, что истец относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей. Его мать – Ш.В.И. , по решению суда от дд.мм.гггг лишена родительских прав. В его свидетельстве о рождении в графе «отец» стоит прочерк.
С дд.мм.гггг по дд.мм.гггг он являлся воспитанником <***> детского дома. При устройстве в учреждение за ним жилое помещение или право пользования жилым помещением не закреплялось, в связи с этим, в 1997 году он был поставлен администрацией <***> на учет нуждающихся в жилых помещениях.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ от 26.12.1996г. «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети – сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из их числа обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
дд.мм.гггг он обратился в администрацию <***> с заявлением о предоставлении ему вне очереди жилого помещения по договору социального найма. Однако, администрацией в предоставлении жилого помещения ему было отказано, в связи с чем были нарушены жилищные права истца как ребенка, оставшегося без попечения родителей.
В судебном заседании Шлыков Г.В., его представитель просят иск удовлетворить, ссылаясь на доводы, изложенные в исковом заявлении, просят суд обязать администрацию МО «<***>» предоставить Шлыкову Г.В. жилое помещение по договору социального найма площадью не менее 18 кв.м..
Представитель ответчика администрации МО «<***>» в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом, суду представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель третьего лица в судебное заседание не явился, по неизвестной суду причине, уважительности причины неявки суду не сообщил.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей ответчика и третьего лица.
В судебном заседании свидетель С.Л.В. суду показала, что по соседству с ней проживает истец с детьми, сожительницей и ее матерью - К.Л.М. , которая злоупотребляет спиртными напитками. Между собой у них мира нет, скандалы происходят регулярно. Одним из поводов для скандалов является квартирный вопрос. Шлыкова Г.В. К.Л.М. выгоняет из дома, говорит, что это не его дом, что это ей дали квартиру.
Свидетель К.М.Л. суду пояснила, что она проживала с матерью в гостинице по <***>. Через какое-то время она познакомилась с Шлыковым Г.В., с которым стали жить вместе. Когда гостиницу отдали под снос, в ордер был вписан Шлыков Г.В., хотя он там не был прописан. Сейчас также проживает без регистрации, так как мать не соглашается его зарегистрировать. Дом небольшой, они вчетвером занимают зал, а мать живет в прихожей. Ремонт каждый в своей комнате делает сам. Деньги мать им не дает, но если успевает, то деньги она у нее забирает, чтобы все не пропила. Как дочь она готовит и на мать, и на свою семью. Со Шлыковым у матери натянутые отношения, между собой они не общаются.
Свидетель К.Л.М. суду пояснила, что квартиру предоставила ей <***> администрация, после того как снесли гостиницу. Шлыков Г.В. сожительствует с ее дочерью, живет у них без регистрации. Его вписали к ним в ордер, хотя она говорила, что он не является членом ее семьи. У них двое детей, она уже устала жить вместе с ними, а им тоже хочется жить отдельно.
Заслушав объяснения участников процесса, показания свидетелей, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В судебном заседании установлено, что Шлыков Г.В. относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей. В его свидетельстве о рождении матерью указана Ш.В.И. , которая решением <***> суда от дд.мм.гггг лишена родительских прав в отношении несовершеннолетних детей, в том числе, истца Шлыкова Г.В.. В графе «отец» стоит прочерк (л.д.5, 7-9).
Из архивной справки МОУ «<***> детский дом» от дд.мм.гггг следует, что Шлыков Г.В. с дд.мм.гггг по дд.мм.гггг и с дд.мм.гггг по дд.мм.гггг являлся воспитанником <***> детского дома (л.д.11).
Согласно списку граждан, принятых на учет, нуждающихся в улучшении жилищных условий и предоставления жилых помещений по <***>, утвержденному Постановлением администрации <***> № от дд.мм.гггг, Шлыков Г.В. состоял в очереди на получение жилого помещения под № как сирота (л.д.15-16).
Постановлением главы администрации <***> № от дд.мм.гггг Шлыков Г.В. исключен из списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях на основании п. 6 ч.1 ст. 56 ЖК РФ, в связи с выявлением в представленных документах сведений, не соответствующих действительности (л.д.17-18).
Из ответа главы администрации МО «<***>» от дд.мм.гггг следует, что Шлыков Г.В. исключен из вышеуказанного списка по следующим основаниям: дд.мм.гггг в отношении него установлено отцовство П.В.Г. , связи с чем, после отбывания наказания П.В.Г. – дд.мм.гггг Шлыков Г.В. был снят с полного государственного обеспечения по месту учебы – в <***>. Кроме этого, постановлением Главы администрации <***> от дд.мм.гггг № К.Л.М. , согласно ордеру № (л.д.14), было предоставлено жилое помещение по адресу: <***>. Шлыков Г.В. был включен в состав членов семьи квартиросъемщика.
Между тем, решением <***> суда УР от дд.мм.гггг запись акта об установлении отцовства № от дд.мм.гггг, составленная отделом ЗАГС администрации <***> УР, о признании П.В.Г. отцом Шлыкова Г.В. признана недействительной.
Зарегистрированных прав на объекты недвижимого имущества за Шлыковым Г.В. не числится, что подтверждается сообщениями Регистрационной службы по УР (л.д.27) и Можгинского филиала ГУП «Удмурттехинвентаризация» (л.д.22).
Из материалов дела следует, что на основании ордера № от дд.мм.гггг Ш.В.И. предоставлено жилое помещение по адресу: <***> на семью из 1 человека.
Как следует из справки МП ЖКХ от дд.мм.гггг, по данному адресу были зарегистрированы 8 человек, в том числе, квартиросъемщик Ш.В.И. и Шлыков Г.В..
В 2000 году Ш.В.И. с согласия Органа опеки и попечительства администрации <***> произвела обмен жилого помещения по <***> на жилой дом с постройками и земельным участком по адресу: <***>. Фактически был заключен договор купли-продажи жилого дома.
Правообладателями указанного жилого помещения являлись Ш.В.И. (5/6 доля) и Б.К.А. (1/6 доля), что подтверждается договором купли-продажи жилого дома от дд.мм.гггг и свидетельствами о государственной регистрации права. Из выписок ЕГРП от Регистрационной службы УР от дд.мм.гггг следует, что право собственности Ш.В.И. и Б.К.А. прекращено дд.мм.гггг.
Согласно постановлению Администрации <***> УР № от дд.мм.гггг К.Л.М. следовало выдать ордер на жилой <***> общей площадью 29,2 кв.м. с учетом состава семьи – 4 человека. Однако, в ордер № от дд.мм.гггг включено 5 человек, в том числе и Шлыков Г.В., не являвшийся членом семьи К.Л.М. (л.д.14).
Из поквартирной карточки следует, что Шлыков Г.В. в вышеуказанном жилом помещении не зарегистрирован, но как сожитель дочери квартиросъемщика был вписан в ордер на занимаемое жилое помещение.
Согласно копии паспорта (л.д.6) и справке Администрации МО «<***>», Шлыков Г.В. с дд.мм.гггг имеет регистрацию в жилом помещении по адресу: <***>.
Членом семьи собственника жилого помещения по указанному адресу Шлыков Г.В. не является, что подтверждается справкой отдела по делам строительства, архитектуры и ЖКХ Администрации <***> УР от дд.мм.гггг.
Из справки администрации МО «<***>» от дд.мм.гггг, выданной Шлыкову Г.В., следует, что по вышеуказанному адресу, кроме него зарегистрированы: Б.И.А. , Б.К.А. , Г.М.А. , П.В.Г. , Ш.А.В. , Ш.С.В. , Ш.В.И. , Ш.Е.А. .
Общая площадь жилого помещения по адресу: <***>, составляет 40,26 кв.м., а жилая – 26,18кв.м., что подтверждается выпиской из технического паспорта.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что Шлыков Г.В. относится к категории лиц в возрасте от 18 до 23 лет, которые, когда они находились в возрасте до 18 лет, остались без попечения обоих родителей и имеют в соответствии с ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
В соответствии с ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" от 21.12.1996 N 159-ФЗ, к детям, оставшимся без попечения родителей относятся лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах. К лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Указанные лица, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Согласно ст.4 закона УР «О мерах по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 6 марта 2007 года №2-РЗ жилые помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющим право на внеочередное получение жилой площади, предоставляются по месту жительства. В случае невозможности определения места жительства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилые помещения указанной категории лиц предоставляются (по их выбору) по месту их выявления или первичного устройства в семью опекуна, приемную семью, образовательную организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Жилые помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляются однократно по договору социального найма. Предоставляемые жилые помещения должны отвечать установленным санитарным и техническим требованиям, быть благоустроенными применительно к условиям населенного пункта.
Норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма устанавливается в размере 18 квадратных метров на одно лицо из детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей, а также на одно лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Жилое помещение по договору социального найма может быть предоставлено общей площадью, превышающей норму предоставления, установленную в настоящей статье, но не более чем в два раза, если такое жилое помещение представляет собой одну комнату, однокомнатную квартиру, жилой дом, либо предназначено для вселения гражданина, страдающего тяжелой формой хронического заболевания, указанного в перечне, установленном Правительством Российской Федерации в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Аналогичное положение закреплено в п.п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, согласно которому вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Согласно архивной справке от дд.мм.гггг Шлыков Г.В. обучался в <***> (ныне ГОУ НПО «<***>») с дд.мм.гггг по дд.мм.гггг (л.д.13).
Согласно справке администрации МО «<***>» от дд.мм.гггг, договор социального найма муниципального жилья между администрацией МО «<***>» и Шлыковым Г.В. не заключался (л.д.21).
Данные обстоятельства свидетельствуют о неисполнении ответчиком обязанности предоставить жилое помещение.
Учитывая вышеизложенное, а также то, что обязанность администрацией муниципального образования по внеочередному предоставлению жилого помещения исполнена не была, суд приходит к выводу, что исковое заявление Шлыкова Г.В. подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Шлыкова Г.В. к администрации муниципального образования «<***>» о понуждении предоставить жилое помещение удовлетворить.
Обязать Администрацию муниципального образования «<***>» предоставить Шлыкову Г.В. жилое помещение по договору социального найма по месту его жительства площадью не менее 18 кв.м..
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение месяца со дня его вынесения через Можгинский районный суд Удмуртской Республики.
Председательствующий судья: Смагина Н.Н.