Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-914/2019 ~ М-769/2019 от 24.05.2019

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

08 июля 2019 года                                 г.Самара

Самарский районный суд г. Самары в составе председательствующего судьи Чернякова Н.Н.,

с участием представителя истца Табакова А.В. по доверенности Шляхова О.В.,

представителей ответчика Военного комиссариата Самарской     области по доверенности Мазитова А.А., Никитина А.А.,

при секретаре Бочкове Б.Л.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-914/19 по иску Табакова Андрея Валентиновича к Военному комиссариату Самарской области об обязании произвести перерасчет выслуги лет для определения процентной надбавки за выслугу лет, с включением периода с 01.01.1995 года по 14.11.2003 года, обязании установить ежемесячную надбавку за выслугу лет – 40 %, взыскании разницы начисленной пенсии, компенсации морального вреда, судебных расходов,

УСТАНОВИЛ:

Истец обратился в суд с иском к Военному комиссариату Самарской области, в обоснование указав, что ДД.ММ.ГГГГ был призван Кантским РВК Киргизской ССР на военную службу.

С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Истец - курсант Васильковского ВАТУ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Истец проходил службу в войсковой части 23565 МО СССР, дислоцированной в <адрес> (Киргизская ССР, с ДД.ММ.ГГГГ - Кыргызская республика).

С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - проходил службу в войсковой части 23565 <адрес> МО Кыргызской республики. ДД.ММ.ГГГГ Истец уволен в запас. ДД.ММ.ГГГГ Истец принят на военную службу по контракту в войсковую часть пп 20022 <адрес> МО РФ.

С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Истец проходил военную службу в войсковой части пп 20022 <адрес> МО РФ. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ

Истец проходил военную службу в войсковой части 40491 <адрес> МО РФ. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходил военную службу в войсковой части 75386 <адрес> МО РФ.

ДД.ММ.ГГГГ Истец уволен в запас в звании капитана, является получателем пенсии по линии Министерства обороны Российской Федерации.

При определении выслуги лет, для определения процентной надбавки за выслугу лет, был исключен период военной службы в Вооруженных силах Министерства обороны Кыргызстан с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

С учетом изложенного истец просил суд обязать ответчика произвести перерасчет выслуги лет для определения процентной надбавки за выслугу лет с включением периода военной службы в Вооруженных силах Министерства обороны Кыргызстана с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год, обязать установить ежемесячную надбавку за вслугу лет к окладу денежного довольствия – 40 % по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, взыскать недоплаченную пенсию 94639,49 рублей, компенсацию морального вреда 100000 рублей, расходы на представителя 150000 рублей, расходы по оплате государственной пошлины 300 рублей.

В судебном заседании представитель истца доводы иска поддержал в полном объеме.

Представители ответчика полагали требования необоснованными по основаниям, изложенным в отзыве.

Выслушав стороны, исследовав представленные материалы, суд приходит к следующим выводам.

Судом установлено и подтверждается материалам дела, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 призван Кантским РВК Киргизской ССР на военную службу.

С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Истец - курсант Васильковского ВАТУ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Истец проходил службу в войсковой части 23565 МО СССР, дислоцированной в <адрес> (Киргизская ССР, с ДД.ММ.ГГГГ - Кыргызская республика).

С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - проходил службу в войсковой части 23565 <адрес> МО Кыргызской республики. ДД.ММ.ГГГГ уволен в запас. ДД.ММ.ГГГГ Истец принят на военную службу по контракту в войсковую часть пп 20022 <адрес> МО РФ.

С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Истец проходил военную службу в войсковой части пп 20022 <адрес> МО РФ. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ

Истец проходил военную службу в войсковой части 40491 <адрес> МО РФ. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходил военную службу в войсковой части 75386 <адрес> МО РФ.

ДД.ММ.ГГГГ Истец уволен в запас в звании капитана, является получателем пенсии по линии Министерства обороны Российской Федерации.

При определении выслуги лет, для определения процентной надбавки за выслугу лет, был исключен период военной службы в Вооруженных силах Министерства обороны Кыргызстан с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Справкой посольства Российской Федерации в Кыргызской республике подтверждается, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 являлся гражданином Российской Федерации.

Истец полагает, что в нарушение п. «д» п.2 Правил исчисления выслуги лет для назначения военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, ежемесячной надбавки за выслугу лет, при определении выслуги для назначения надбавки необоснованно не учтен период службы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в войсковой части 23565 <адрес> МО Кыргызской республики.

Оценивая доводы сторон, суд исходит из следующего.

В соответствии с п.13 ст.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" ежемесячная надбавка за выслугу лет к окладу денежного содержания устанавливается в следующих размерах: 30 процентов - при выслуге от 20 до 25 лет; 40 процентов - при выслуге 25 лет и более.

Пункт 14 указанной нормы устанавливает, что правила исчисления выслуги лет для назначения ежемесячной надбавки, указанной в части 13 настоящей статьи, определяются Правительством Российской Федерации.

Согласно пп. «д» п.2 Правил исчисления выслуги лет для назначения военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, ежемесячной надбавки за выслугу лет, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1074, военнослужащим в выслугу лет для назначения надбавки (далее - выслуга лет) засчитываются в календарном исчислении период военной службы граждан Российской Федерации в вооруженных силах, других войсках, воинских формированиях и органах иностранных государств, с которыми заключены соответствующие международные договоры или соглашения о военном сотрудничестве.

Доводы истца о необходимости применении к рассматриваемым отношениям пп. "д" п. 2 Правил исчисления выслуги лет суд находит необоснованными, поскольку соответствующего международного договора между Российской Федерацией и Кыргызской Республикой относительно зачета периодов военной службы в вооруженных силах данных государств в выслугу лет для назначения надбавки к пенсии не заключалось.

Принципиально важным для разрешения настоящего спора является правильное толкование указанного пункта, который по своему содержанию предусматривает гарантии гражданину РФ, проходящему службу в Вооруженных силах иностранного государства на основании соответствующего договора с таким государством.

Соответствующим является такой договор, на основании которого гражданин Российской Федерации направляет для прохождения службы в Вооруженные силы иностранного государства.

Договор от 05.07.1993 года между Российской Федерацией и Кыргызской Республикой «О сотрудничестве в военной области» не является соглашением, на основании которого истец, как гражданин РФ, был направлен для прохождения.

Истец не направлялся Российской Федерацией для прохождения военной службы в Кыргызскую Республику, связи с Вооруженными силами РФ в указанный период не имел.

Истец проходил военную службы в период с 01.01.1995 года по 14.11.2003 года, как кадровый военнослужащий вооруженных сил Республики Киргизия.

Наличие в указанный период у истца гражданства РФ, не свидетельствует о том, что он осуществлял военную службу в соответствии с международным договором в интересах Российской Федерации.

Вопреки позиции истца службу в Вооруженных силах Республики Киргизия он осуществлял не связи с заключением Договора о сотрудничестве от 05.07.1993 года, а в связи с тем, что по истечению переходного периода принял решение о службе в вооруженных силах Кыргызской Республики.

Факт прохождения истцом службы в Вооруженных Силах республики Киргизия, как гражданина РФ, на основании заключенного республикой Киргизия и Российской Федерацией соответствующего международного договора или договора о военном сотрудничестве своего подтверждения в ходе судебного разбирательства не нашел, у суда не имеется законных оснований для возложения на ответчика обязанности включить в выслугу лет истца для исчисления ежемесячной надбавки за выслугу лет периода его службы в Вооруженных Силах республики Киргизия с 01 января 1995 года по 14 ноября 2003 года и произвести перерасчет пенсии с учетом этого периода.

Сама по себе ситуация, при которой расчет надбавки осуществляется по иным правилам, чем расчет выслуги лет при назначении пенсии, обусловлена следующим.

В силу ст. 56 Закона РФ "О воинской обязанности и военной службе" и п. 2 Постановления от 11.02.1993 N 4457-1 Верховного Совета РФ "О порядке введения в действие Закона РФ "О воинской обязанности и военной службе" срок переходного периода был установлен до 31.12.1994.

В соответствии с п. 3 ст. 2 Федерального закона от 27.05.1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" за гражданами, проходившими военную службу в воинских частях Вооруженных Сил СССР, других воинских формированиях СССР и государств - участников СНГ до принятия указанных воинских формирований под юрисдикцию РФ и перешедшими на военную службу в войска или иные воинские формирования, организации других государств, ранее входивших в состав СССР, сохраняются социальные гарантии и компенсации, предусмотренные данным Федеральным законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, при условии заключения и ратификации в установленном порядке соответствующих международных договоров РФ.

Российская Федерация и Кыргызская Республика являются участниками Соглашений стран Содружества Независимых Государств от 14.02.1992 "О социальных и правовых гарантиях военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей" (далее - Соглашение от 14.02.1992) и от 15.05.1992 "О порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей и государственного страхования военнослужащих государств-участников Содружества Независимых Государств (далее - Соглашение от 15.05.1992).

В соответствии со ст. 1 Соглашения от 14.02.1992 за военнослужащими, лицами, уволенными с военной службы и проживающими на территории государств - участников Содружества, а также членами их семей сохраняется уровень прав и льгот, установленных ранее законами и другими нормативными актами бывшего Союза ССР.

В силу ст. 2 указанного Соглашения Государства Содружества своим законодательством устанавливают и обеспечивают всю полноту политических, социально-экономических и личных прав и свобод военнослужащим, лицам, уволенным с военной службы, и членам их семей в соответствии с нормами международного права и положениями настоящего Соглашения, в том числе права получать пенсию, установленную законодательством. Порядок пенсионного обеспечения военнослужащих устанавливается межправительственными соглашениями.

Соглашением от 15.05.1992 предусмотрено, что пенсионное обеспечение и обязательное государственное страхование военнослужащих Вооруженных Сил государств - участников Содружества и других воинских формирований, созданных законодательными органами этих государств, Объединенных Вооруженных Сил Содружества, Вооруженных Сил и иных воинских формирований бывшего Союза ССР, а также пенсионное обеспечение семей этих военнослужащих осуществляются на условиях, по нормам и в порядке, которые установлены или будут установлены законодательством государств-участников, на территориях которых проживают указанные военнослужащие и их семьи (ст. 1).

В соответствии с ч. 1 ст. 2 Соглашения от 15.05.1992 в выслугу лет для назначения пенсий военнослужащим засчитывается служба (в том числе на льготных условиях) в вооруженных силах и других воинских формированиях, указанных в ст. 1 Соглашения, в порядке, установленном законодательством государств-участников, на территориях которых военнослужащие проходили службу.

Часть 2 этой же статьи предусматривает, что размер денежного довольствия (заработка) для назначения пенсий военнослужащим и их семьям определяется в порядке, установленном законодательством государств-участников, на территориях которых проживают военнослужащие или их семьи.

Экономический Суд Содружества Независимых Государств в консультативном заключении от 9 декабря 2009 года N 01-1/2-09 "О толковании применения положений статьи 2 Соглашения о порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей и государственного страхования военнослужащих государств-участников Содружества Независимых Государств от 15 мая 1992 года" разъяснил, что при переезде пенсионера - бывшего военнослужащего из одного государства-участника Соглашения от 15 мая 1992 года на постоянное место жительства в другое государство-участник выслуга лет на военной службе, исчисленная в соответствии с частью первой статьи 2 Соглашения от 15 мая 1992 года, принимается для установления права на пенсию за выслугу лет и не учитывается при определении размера денежного довольствия для назначения пенсии, в том числе при расчете процентной надбавки за выслугу лет.

При определении размера денежного довольствия для назначения пенсии, в том числе при расчете процентной надбавки за выслугу лет, выслуга лет для определения процентной надбавки исчисляется в соответствии с частью второй статьи 2 Соглашения по нормам законодательства государства нового места жительства.

Аналогичные выводы содержатся в Определении Экономического Суда Содружества Независимых Государств от 19.03.2012 "О разъяснении консультативного заключения от 9 декабря 2009 года N 01-1/2-09".

Данное толкование ч. 2 ст. 2 Соглашения от 15.05.1992 года дано Экономическим судом Содружества Независимых Государств, созданным в целях обеспечения единообразного применения соглашений государств - участников Содружества Независимых Государств и основанных на них экономических обязательств и договоров путем разрешения споров, вытекающих из экономических отношений, в рамках полномочий, закрепленных п. 5 Положения об Экономическом суде Содружества Независимых Государств, утвержденного Соглашением Совета глав государств СНГ от 06.07.1992 года, и является официальным.

Таким образом, в ст. 2 Соглашения от 15.05.1992 для исчисления выслуги лет в одном случае - для определения права на пенсию (ч. 1), в другом случае - для определения размера денежного довольствия (ч. 2) установлены отдельные правила относительно применяемого национального законодательства.

Такое правовое регулирование, осуществленное Правительством Российской Федерации в рамках предоставленного ему федеральным законодателем полномочия с учетом положений Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", направлено на предоставление военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, дополнительной выплаты в составе денежного довольствия и не может расцениваться как нарушающее конституционные права заявителя, который проходил военную службу по контракту в Вооруженных силах Кыргызской Республики.

Закрепленное в Соглашениях от 14.02.1992 и 15.05.1992 положение о сохранении государствами - участниками Содружества уровня пенсионного обеспечения не ниже уровня ранее установленных прав и льгот подразумевает принятие этими государствами нормативных актов, в которых должны быть определены конкретный вид и фактический размер пенсии в соответствии с национальным законодательством.

Таким образом, выслуга лет Табакова А.В., как военнослужащего, проходившего службу в другом государстве - участнике Соглашений и избравшему местом жительства РФ, для установления процентной надбавки за выслугу лет определяется по российскому законодательству.

Во исполнение Соглашения от 15.05.1992 в Российской Федерации 12.02.1993 принят Закон N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", которым в соответствии с ч. 2 ст. 39 Конституции РФ определены правовые основания назначения пенсий и порядок их исчисления.

Порядок исчисления выслуги лет для определения размера процентной надбавки определяется Федеральным законом "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" от 07.11.2011 г. N 306-ФЗ и Постановлением Правительства РФ "О порядке исчисления выслуги лет для назначения военнослужащим, проходившим военную службу по контракту, ежемесячной надбавки за выслугу лет" от 21.12.2011 г. N 1074.

Аналогичный порядок исчисления выслуги лет для назначения надбавки содержался в постановлении Правительства РФ от 14.07.2000 г. N 524.

Судом установлено, что пенсия назначена ФИО1 с учетом выслуги в Вооруженных силах Кыргызской Республики. При расчете процентной надбавки за выслугу лет военным комиссариатом в соответствии с ч. 2 ст. 2 Соглашения от ДД.ММ.ГГГГ на основании положений п. 2 Правил исчисления выслуги лет от ДД.ММ.ГГГГ N 1074 из выслуги лет истца правомерно исключен период службы в Вооруженных силах Киргизии с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

При таких обстоятельствах законных оснований для возложения на ответчика обязанности по пересчету размера пенсии истца не имеется.

С учетом отсутствия нарушений прав истца со стороны ответчика, все остальные требования также подлежат отклонению.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Табакова Андрея Валентиновича к Военному комиссариату Самарской области об обязании произвести перерасчет выслуги лет для определения процентной надбавки за выслугу лет, с включением периода с 01.01.1995 года по 14.11.2003 года, обязании установить ежемесячную надбавку за выслугу лет – 40 %, взыскании разницы начисленной пенсии, компенсации морального вреда, судебных расходов, оставить без удовлетворения в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Самарский районный суд г. Самара в течение месяца с момента изготовления решения в окончательном виде.

Председательствующий:

Мотивированное решение изготовлено 15.07.2019 года

2-914/2019 ~ М-769/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Табаков А.В.
Ответчики
ФКУ Военный комиссариат Самарской области
Суд
Самарский районный суд г. Самары
Судья
Черняков Н. Н.
Дело на странице суда
samarsky--sam.sudrf.ru
15.07.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
24.05.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
27.05.2019Передача материалов судье
28.05.2019Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
28.05.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
28.05.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
20.06.2019Судебное заседание
02.07.2019Судебное заседание
08.07.2019Судебное заседание
18.07.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
18.10.2019Дело оформлено
18.10.2019Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее