РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
16 декабря 2016г. г. Сызрань
Судья Сызранского городского суда Самарской области Левина С.А.
При секретаре Марукян Ю.Е.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-4471/2016 по административному иску Самарской межрайонной природоохранной прокуратуры к Администрации городского округа Сызрань, МБУ городского округа Сызрань «Благоустройство» о признании незаконными бездействия
УСТАНОВИЛ:
Самарская межрайонная природоохранная прокуратура обратилась в суд с административным иском к административным ответчикам, ссылаясь на то, что Самарской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства о безопасности гидротехнических сооружений (далее - ГТС) 1-3 класса опасности в деятельности Администрации г.о. Сызрань Самарской области и МБУ «Благоустройство».
Установлено, что МБУ «Благоустройство» на основании договора № 256 от 17.08.2011г. передано муниципальное имущество г. Сызрани, в <адрес>, на праве оперативного управления. Согласно п. 2.2 устава МБУ «Благоустройство» от 13.04.2011г. учреждение осуществляет деятельность, определенную данным уставом, в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов местного самоуправления г.о. Сызрань в сфере организации благоустройства территории.
Отношения, возникающие при осуществлении деятельности по обеспечению безопасности при проектировании, строительстве, капитальном ремонте, эксплуатации, реконструкции, консервации и ликвидации гидротехнических сооружений, установлению обязанностей собственников гидротехнических сооружений и эксплуатирующих организаций по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений урегулированы Федеральным законом от 21.07.1997г. № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» (далее - Закон № 117-ФЗ).
При этом согласно ст. 2 Закона № 117-ФЗ установлено, что он распространяется на гидротехнические сооружения, повреждения которых могут привести к возникновению чрезвычайной ситуации.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 02.11.2013г. № 986 «О классификации гидротехнических сооружений» (далее - Постановление - № 986) гидротехнические сооружения подразделяются на классы. Согласно п. 2 Постановления № 986 берегоукрепительные гидротехнические сооружения относятся к 3 классу. На основании п. 4 Постановления № 986 гидротехнические сооружения 3 класса могут привести к тому, что в зависимости от последствий возможных гидродинамических аварий может пострадать до 500 постоянно проживающих людей, у 2000 человек могут быть нарушены условия жизнедеятельности, размер возможного материального ущерба без учета убытков владельца гидротехнического сооружения может составить от 100 до 1000 000 рублей, а территория распространения чрезвычайной ситуации, возникшей в результате аварии гидротехнического сооружения, будет в пределах территории одного муниципального образования.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.05.2007г. № 304 «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее - Постановление № 304) чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера подразделяются на чрезвычайную ситуацию локального характера, муниципального характера, межмуниципального характера, регионального характера, межрегионального характера и федерального характера. Согласно пп. «б» п. 1 Постановления № 304 чрезвычайная ситуация муниципального характера, в результате которой зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы территории одного поселения или внутригородской территории города федерального значения, при этом количество пострадавших составляет не более 50 человек либо размер материального ущерба составляет не более 5 000 000 рублей. В соответствии с пп. «г» п. 1 Постановления № 304 чрезвычайная ситуация регионального характера, в результате которой зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы территории одного субъекта Российской Федерации, при этом количество пострадавших составляет свыше 50 человек, но не более 500 человек либо размер материального ущерба составляет свыше 5 000 000 рублей, но не более 500 000 000 рублей.
Таким образом, повреждения на вышеуказанном ГТС могут привести к возникновению чрезвычайной ситуации.
В соответствии со ст.9 Закона № 117-ФЗ собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация обязаны: обеспечивать соблюдение обязательных требований при строительстве, капитальном ремонте, эксплуатации, реконструкции, консервации и ликвидации гидротехнических сооружений, а также их техническое обслуживание, эксплуатационный контроль и текущий ремонт, заключать договор обязательного страхования гражданской ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте. В соответствии со ст. 10 Закона № 117-ФЗ собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация составляют и представляют в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти декларацию безопасности гидротехнического сооружения при эксплуатации гидротехнического сооружения I, II или III класса, а также при консервации и ликвидации гидротехнического сооружения I, II, III или IV класса. Декларация безопасности гидротехнического сооружения является основным документом, который содержит сведения о соответствии гидротехнического сооружения критериям безопасности. Содержание декларации безопасности гидротехнического сооружения, порядок ее разработки и представления в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти устанавливает Правительство Российской Федерации с учетом специфики гидротехнического сооружения.
Согласно п. 3 Положения о декларировании безопасности гидротехнических сооружений, утв. Постановлением Правительства РФ от 06.11.1998г. № 1303 (далее - Положение), декларация безопасности является основным документом, обосновывающим безопасность гидротехнических сооружений, их соответствие критериям безопасности, проект, требованиям к обеспечению безопасности гидротехнических сооружений, установленным законодательством Российской Федерации (далее - обязательные требования), а также определяющим характер и масштаб возможных аварийных ситуаций и меры по обеспечению безопасной эксплуатации. Пункты 13,14 указанного Положения предусматривают, что орган надзора организует проведение государственной экспертизы декларации безопасности. Целью государственной экспертизы декларации безопасности является установление полноты и достоверности сведений, указанных в декларации безопасности, в части: выявления степени опасности на гидротехнических сооружениях: достаточности предусмотренных мер по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений и соответствия этих мер обязательным требованиям. Декларация безопасности, утвержденная органом надзора, а также декларация безопасности, разработанная в составе проектной документации, прошедшей государственную экспертизу в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности, являются основанием для внесения гидротехнического сооружения в Российский регистр гидротехнических сооружений и выдачи этим органом надзора разрешения на эксплуатацию гидротехнического сооружения. Указанные разрешения выдаются органом надзора на срок действия декларации безопасности (пункт 25 Положения).
Таким образом, данное ГТС подлежит декларированию.
В соответствии со ст. 17 Закона № 117-ФЗ собственник гидротехнического сооружения, а также эксплуатирующая организация в случае, если гидротехническое сооружение находится в государственной или муниципальной собственности, обязаны иметь финансовое обеспечение гражданской ответственности. Финансовое обеспечение гражданской ответственности в случае возмещения вреда, причиненного в результате аварии гидротехнического сооружения (за исключением обстоятельств вследствие непреодолимой силы), осуществляется за счет средств собственника гидротехнического сооружения или эксплуатирующей организации, а также за счет страховой суммы, определенной договором страхования риска гражданской ответственности.
Порядок определения величины финансового обеспечения гражданской ответственности устанавливает Правительство Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.12.2001г. № 876 «Об утверждении Правил определения величины финансового обеспечения гражданской ответственности за вред, причиненный в результате аварии гидротехнического сооружения» утверждён порядок определения величины финансового обеспечения гражданской ответственности за вред, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения, (далее -Правила).
Согласно п. 2 Правил, величина финансового обеспечения ответственности определяется исходя из оцененного в рублях размера максимального вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения.
Приказом МЧС РФ № 243, Минэнерго РФ № 150, МПР РФ № 270, Минтранса РФ № 68 Госгортехнадзора РФ № 89 от 18.05.2002 «Об утверждении Порядка определения размера вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения» утверждён Порядок определения размера вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения (далее - Порядок).
Согласно п. 1 Порядка определение размера вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения, проводится в целях установления величины финансового обеспечения гражданской ответственности за вред, причиненный в результате аварии гидротехнического сооружения.
Согласно п. 2 Порядка исходной информацией для определения размера вероятного вреда являются прогнозируемые сценарии аварий гидротехнических сооружений, в которых отражаются данные о возможной зоне воздействия аварии гидротехнического сооружения, значения величин негативных воздействий аварии гидротехнического сооружения, а также сведения о вероятности каждого сценария возникновения аварии указанного сооружения.
Определение вероятного вреда проводится для сценария наиболее тяжелой аварии гидротехнического сооружения, а также для сценария наиболее вероятной аварии гидротехнического сооружения. При определении сценария аварии гидротехнического сооружения и величины вероятного вреда не подлежат рассмотрению аварии, вызванные непреодолимой силой, если интенсивность такого воздействия превышает значения, на которые рассчитано гидротехническое сооружение в соответствии с утвержденным в установленном порядке проектом, а также умыслом потерпевших или прекращением эксплуатации гидротехнического сооружения в результате противоправных действий других лиц.
Согласно пунктам 3 и 4 Правил вероятный вред определяется в денежном выражении. При определении вероятного вреда проводится расчет убытков в результате аварии гидротехнического сооружения, денежные выражения которых группируются для каждого сценария аварии гидротехнического сооружения по показателям, характеризующим социально - экономические последствия аварий гидротехнических сооружений. Основными составляющими по определению вероятного вреда являются, помимо прочего, прогнозы количества людей, которые могут погибнуть и пропасть без вести, кроме физических лиц, являющихся работниками гидротехнического сооружения, при исполнении ими служебных обязанностей на территории гидротехнического сооружения.
Методика оценки ущерба, возможного вследствие аварии гидротехнического сооружения, утверждена Приказом Минэнерго РФ от 26.04.2001г. № 130 «О введении в действие Временной методики оценки ущерба, возможного вследствие аварии гидротехнического сооружения (РД 153-34.0-002-01)».
В связи с отсутствием декларации безопасности и договора страхования гражданской ответственности на вышеуказанное ГТС прокуратурой 28.03.2016г. в адрес главы г.о. Сызрань внесено представление. Согласно ответу от 28.04.2016г. администрацией рассматривается вопрос о выделении денежных средств на проведение мероприятий по декларированию и страхованию ГТС. Однако, до настоящего времени выявленные прокуратурой нарушения законодательства о безопасности ГТС не устранены.
В результате названного бездействия со стороны администрации г.о. Сызрань Самарской области и МБУ «Благоустройство» нарушаются права неопределенного круга лиц граждан на благоприятную окружающую среду, гарантированные статьей 42 Конституции Российской Федерации, а также права граждан на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, предусмотренные п. 1 ст. 18 Федерального закона от 21.12.1994г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуации природного техногенного характера. Данные права являются неотчуждаемыми, непосредственно действующими, защищаются гражданским законодательством и обеспечиваются правосудием на основании ст. ст. 17, 18 Конституции России, ст. 1, 2 ГК РФ.
Способы защиты гражданских прав перечислены в ст. 12 ГК РФ, одним из способов защиты этих прав является присуждение к исполнению обязанности в натуре.
Административный истец просит признать бездействие Администрации г.о. Сызрань и МБУ г.о. Сызрань «Благоустройство» по не определению размера вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии <адрес>, не разработке декларации безопасности и не заключению договора обязательного страхования гражданской ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте; обязать Администрацию г.о. Сызрань и МБУ г.о. Сызрань «Благоустройство» определить размер вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии <адрес>; разработать декларацию безопасности и заключить договор обязательного страхования гражданской ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте.
В судебном заседании помощник Самарской межрайонной природоохранной прокуратуры Мавлютов ФИО10 административный иск поддержал, привел доводы, изложенные выше, дополнил, что чтобы как-то оправдать свое бездействие Администрация апеллирует Программой по развитию водохозяйственного комплекса. Эта программа рассчитана до 2020 года. В данной программе не предусмотрено выделение денежных средств на заключение договора обязательного страхования гражданской ответственности. Между Администрацией г.о. Сызрань и Министерством лесного хозяйства должно быть заключено соглашение о предоставлении этих субсидий. До сих пор ни одно соглашение в Самарской области не заключено. Таким образом, с апреля 2016 года, когда ими вынесено представление, и на сегодняшний день ничего не было сделано.
Представитель административного ответчика - Администрации г.о.Сызрань по доверенности Рудаева ФИО11 в судебном заседании и в своем письменном отзыве административный иск не признала, пояснила, что решением Самарского областного Совета народных депутатов двадцать первого созыва от 19.11.1991г. «О разграничении государственной собственности на территории Самарской области» Гидротехническое сооружение - Берегоукрепление центрального района было отнесено к собственности муниципального образования, ввиду его нахождения на береговой линии, примыкающей к территории г. Сызрани, зарегистрировано <дата>., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права № ***.
Администрацией г. Сызрани в 2004 году декларации по безопасности гидротехнических сооружений были изготовлены. Впоследствии, Распоряжением Правительства РФ от 27.08.2009г. № 1235-р «Об утверждении водной стратегии Российской Федерации на период до 2020 года» было установлено, что водным кодексом Российской Федерации, вступившим в силу в 2007 году, внесены значительные изменения в государственное управление использованием и охраной водных объектов. Вместе с тем институциональная структура и система управления требуют дальнейшего развития и повышения их эффективности. В связи с этим в целях оптимизации бюджетных расходов необходима разработка долгосрочной целевой программы, направленной на комплексное и рациональное использование водных ресурсов, обеспечение высоких экологических стандартов водных объектов, предупреждение негативного воздействия вод и повышение безопасности гидротехнических сооружений.
Пунктом 3 Раздела IV указанной стратегии предусмотрено, что для обеспечения защищенности от негативного воздействия вод необходимо: обеспечить целевую государственную поддержку строительства объектов собственности субъектов Российской Федерации и муниципальных образований для обеспечения инженерной защиты от негативного воздействия вод (дамб обвалования, систем дренажа, берегоукрепительных и иных сооружений) при отсутствии таких альтернативных экономически обоснованных вариантов, как переселение, вынос объектов, трансформация сельхозугодий и других. Условием софинансирования строительства указанных объектов является наличие принятых субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями согласованных планов и программ по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений; повысить эксплуатационную надежность и безопасность гидротехнических сооружений, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, и бесхозяйных гидротехнических сооружений за счет субсидий федерального бюджета на капитальный ремонт и реконструкцию гидротехнических сооружений.
Разделом VII указанного Распоряжения Правительства РФ «Финансовое обеспечение мероприятий Стратегии» регламентировано, что наряду с финансированием реализации задач федерального уровня планируется продолжить поддержку субъектов Российской Федерации и муниципальных образований при осуществлении ими полномочий в области обеспечения безопасности гидротехнических сооружений. При этом необходимо добиться повышения эффективности бюджетных расходов, осуществляемых в форме субсидий.
В рамках финансового обеспечения исполнения отдельных полномочий Российской Федерации в области водных отношений, реализация которых передана органам государственной власти субъектов Российской Федерации, в случае расширения перечня передаваемых полномочий и уточнения состава мероприятий, финансируемых за счет средств субвенций, потребуется увеличение объема бюджетных ассигнований. Вместе с тем указанное увеличение может быть осуществлено частично за счет перераспределения бюджетных средств. Средства местных бюджетов намечается использовать на строительство и реконструкцию очистных сооружений и систем очистки ливневых стоков. При этом ввиду низких показателей бюджетной обеспеченности муниципальных образований потребуется предоставление местным бюджетам субсидий на условиях обеспечения высокой результативности расходов местных бюджетов. Структура расходов и основные направления финансирования будут пересматриваться на различных этапах реализации настоящей Стратегии, что обусловлено поставленными задачами по стимулированию привлечения частных инвестиций в водохозяйственный комплекс и совершенствованию распределения полномочий.
Во исполнение данного Распоряжения Правительства РФ 14.10.2011 года Приказом за № 326 была утверждена концепция экологического развития Самарской области на период до 2020 года, в которой определено, что к гидротехническим сооружениям относятся плотины, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, сооружения, предназначенные для защиты от наводнений и разрушений берегов и дна водохранилищ и рек; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод. В целях обеспечения безопасности ГТС принята областная целевая программа "Обеспечение безопасности гидротехнических сооружений при использовании водных ресурсов и осуществлении гидроохранных мероприятий в городских округах и муниципальных районах Самарской области" на 2010 -2016 годы, основными направлениями деятельности по обеспечению безопасности ГТС которой, в том числе, является совершенствование системы государственного управления ГТС, включая разработку необходимой документации, в том числе паспорта и декларации безопасности ГТС. инструкции по безопасной эксплуатации, проекта мониторинга безопасности ГТС.
А также, во исполнение Распоряжения Правительства РФ 30 октября 2013 года Правительством Самарской области, Постановлением № 579 утверждена Государственная программа Самарской области «Развитие водохозяйственного комплекса Самарской области в 2014-2020 годах», ответственным исполнителем которой является Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области, участниками - Министерство и органы местного самоуправления муниципальных образований Самарской области.
Пунктом 4 Порядка предоставления субсидий бюджетам муниципальных образований (Приложение 9 к данной программе) установлено, что объем субсидий, предусматриваемый бюджетам муниципальных образований на реализацию мероприятия, указанного в пункте 1.1.2 Перечня мероприятий государственной программы Самарской области "Развитие водохозяйственного комплекса Самарской области в 2014 - 2020 годах", определяется министерством исходя из: стоимости работ по разработке деклараций безопасности объектов берегоукрепления, собственность и предельной доли участия средств областного бюджета в софинансировании данного расходного обязательства, определенной в зависимости от значения показателя - протяженность укрепленной береговой полосы Куйбышевского и Саратовского водохранилищ на территории Самарской области (далее -отраслевой показатель). Минимальное и максимальное значения предельной доли участия средств областного бюджета в софинансировании расходного обязательства составляют соответственно 80 и 99% от общего объема финансирования расходного обязательства. Субсидии предоставляются бюджетам муниципальных образований в целях софинансирования расходных обязательств муниципальных образований по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений, находящихся в собственности муниципальных образований, возникающих при выполнении органами местного самоуправления полномочий в области водных отношений (далее - расходные обязательства). Условиями выделения субсидий муниципальному образованию являются, в том числе централизация закупок товаров, работ, услуг, финансовое обеспечение которых частично осуществляется за счет субсидии, в Главном управлении организации торгов Самарской области, за исключением случаев, предусмотренных отдельными постановлениями Правительства Самарской области.
Согласно п. 1.1.2 и 1.1.3 Приложения № 4 к данной программе, объем субсидий на «Предоставление субсидий бюджетам муниципальных образований Самарской области на разработку деклараций безопасности объектов берегоукрепления» и «Предоставление субсидий бюджетам муниципальных образований Самарской области на преддекларационное обследование и определение вероятного вреда в результате аварии гидротехнических сооружений, расположенных на территории Самарской области» на 2017 год, составляет 11 727, 375 руб. и 88 178, 688 руб. соответственно.
Согласно справке Финансового управления Администрации городского округа Сызрань № 02-04/562 от 08.12.2016г. средства из вышестоящих бюджетов на выполнение указанных выше мероприятий в 2014, 2015, 2016 годах городскому округу Сызрань не выделялись. 08.02.2016г. Министерством лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области, Главам муниципальных образований было направлено письмо о подаче заявок на осуществление указанных мероприятий с приложением соответствующих документов. 11.04.2016г. Администрацией городского округа Сызрань данная заявка и приложенные гарантийные письма и документы были направлены. По информации Министерства, объем средств, подлежащих выделению соответствующему муниципальному образованию, будет определён в Решении «Об областном бюджете на 2017г. и плановый период 2018-2019 гг.» Принимая во внимание вышеуказанные нормы Закона, а также методы и средства реализации считает, что бездействие Администрации городского округа Сызрань отсутствует.
Доказательств наличия угрозы жизни и здоровью граждан Административным истцом не представлено. Актов уполномоченных надзорных органов, свидетельствующих о ненадлежащем или аварийном состоянии берегоукрепления центрального района г. Сызрани («Вечный огонь») не имеется и истцом не представлено. В связи с чем, полагает, что оснований для обязания выполнения обозначенных мероприятий в судебном порядке до истечения 2017 года не имеется.
Кроме того, в силу статьи 24 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме. В свою очередь, Представление Самарской межрайонной природоохранной прокуратуры о принятии конкретных мер к составлению деклараций безопасности и заключению договоров страхования гражданской ответственности в отношении обозначенных объектов Администрацией городского округа Сызрань удовлетворено, о чем было сообщено прокурору, а надлежащие меры, как было указано выше, приняты.
Однако, административный истец обратился в суд с требованиями о признании бездействия соответствующих лиц и обязании выполнения данных мероприятий по решению суда. Между тем, в соответствии со статьей 35 Закона, прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации, вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.
Статьей 27 определены полномочия прокурора по предъявлению и поддержке в суде или арбитражном суде иска в интересах пострадавших, в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского и административного судопроизводства, когда пострадавший по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не может лично отстаивать в суде или арбитражном суде свои права и свободы или когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
Согласно статье КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами. Административное исковое заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина, являющегося субъектом административных и иных публичных правоотношений, может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Поэтому соответствующие обстоятельства должны быть приведены в административном исковом заявлении прокурора. Обращение в защиту неопределенного круга лиц может быть связано с оспариванием нормативного или ненормативного правового акта, который нарушает права этих лиц, например, в сфере организации городского и коммунального хозяйства, строительства и т.д. Обращение в защиту публичных образований (Российская Федерация, ее субъекты и муниципальные образования) осуществляется в случаях особой социальной значимости и важности (например, в связи с изданием субъектом РФ правового акта, нарушающего права муниципальных образований).
Статьей 218 КАС РФ установлено, что в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, органы государственной власти, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации, иные органы, организации и лица, а также прокурор в пределах своей компетенции могут обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Ввиду отсутствия подтверждения возможности подачи настоящего искового заявления прокурором в рамках его полномочий и доказательств наличия угрозы жизни, здоровью или нарушений каких-либо прав граждан, считает административное исковое заявление не подлежащим удовлетворению.
Административный ответчик - представитель МБУ «Благоустройство» по доверенности Палунина ФИО12 в судебном заседании административный иск не признала, поддержала доводы, изложенные в письменном отзыве, из которого следует, что МБУ «Благоустройство» создано для оказания услуг, выполнения работ в сфере благоустройства, в рамках выданного муниципального задания. Муниципальное задание ежегодно выдается учреждению Комитетом ЖКХ Администрации г.о. Сызрань. Муниципальное задание состоит из Приложений, являющихся его неотъемлемой частью. В каждом приложении указан вид работ, услуг, которые выполняет Учреждение в течении года. Финансовое обеспечение муниципального задания осуществляется субсидиями из городского бюджета, на основании расчетов, калькуляций приложенных к заданию. Муниципальное задание на 2016 год (и ранее предшествующие ему годы) не содержит поручения МБУ «Благоустройство» произвести мероприятия по преддекларационному обследованию, декларированию объектов ГТС, определению размера возможного вреда в результате аварии на опасном объекте.
Согласно п.2.4 договора оперативного управления муниципальным имуществом от 17.08.2011г. № 258 Учреждение обязуется поддерживать имущество (в том числе объекты ГТС) в исправном состоянии, содержать и оборудовать муниципальное имущество в соответствии с техническими, санитарными, противопожарными иными установленными действующим законодательством требованиями, своевременно принимать меры направленные на соблюдение указанных требований за счет бюджетных средств, выделяемых на указанные цели. На протяжении нескольких лет, МБУ «Благоустройство» неоднократно обращалось в адрес руководителей отделов органа местного самоуправления с просьбой оказания содействия в решении вышеупомянутого вопроса, в том числе и в адрес Комитета ЖКХ Администрации г.о. Сызрань как главного распорядителя бюджетных средств. До настоящего времени вопрос финансирования мероприятий по оформлению деклараций безопасности гидротехнических сооружений, страхования гражданской ответственности положительно не разрешен. Соответственно, учитывая специфику стороны ответчика МБУ «Благоустройство» (некоммерческая организация), а также ввиду отсутствия поручения со стороны заказчика (собственника ГТС), и его финансового обеспечения МБУ «Благоустройство» не является надлежащим ответчиком по данному делу. Таким образом, полагает требования в признании бездействия МБУ «Благоустройство» не обоснованы, доказательствами не подтверждены. Просит в удовлетворении исковых требований заявленных в адрес МБУ «Благоустройство» отказать.
Представитель заинтересованного лица - КЖКХ Администрации г.о.Сызрань по доверенности Пантелеева ФИО13 судебном заседании возражала против заявленных требований, поддержала доводы представителя Администрации г.о.Сызрань Рудаевой ФИО14 дополнила, что Комитет ЖКХ Администрации г.о.Сызрань на содержание ГТС, которые находятся в оперативном управлении МБУ «Благоустройство», не имеет право выдавать муниципальное задание. Это разовые субсидии, которые не выдаются в рамках муниципального задания.
Представитель заинтересованного лица – Средне-Поволжского Управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и автономному надзору в судебное заседание не явился, представил письменный отзыв, где административный иск поддержал, указал, что согласно ст. 9 Федерального закона «О безопасности гидротехнических сооружений» от 21.07.1997 № 117-ФЗ (далее - ФЗ №117) собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация обязаны обеспечивать соблюдение обязательных требований при строительстве, капитальном ремонте, эксплуатации, реконструкции, консервации и ликвидации гидротехнических сооружений, а также их техническое обслуживание, эксплуатационный контроль и текущий ремонт. Согласно ст. 10 ФЗ № 117 собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация составляют и представляют в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти декларацию безопасности гидротехнического сооружения при эксплуатации гидротехнического сооружения I, II, или III класса, а также при консервации и ликвидации гидротехнического сооружения I, II, III или IV класса. Согласно п. 17 таблицы № 2 Постановления Правительства РФ от 02.11.2013 № 986 «О классификации гидротехнических сооружений» ГТС Берегоукрепление Центрального района г. Сызрани относится к III классу.
Согласно п. 3 Постановления Правительства РФ от 18.12.2001 № 876 «Об утверждении правил определения величины финансового обеспечения гражданской ответственности за вред, причиненный в результате аварии гидротехнического сооружения» расчет вероятного вреда производится владельцем гидротехнического сооружения и согласовывается им с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых может быть причинен этот вред, в порядке, устанавливаемом указанными органами в соответствии с их полномочиями.
Согласно статье 4 Федерального закона от 27.07.2010 № 225-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте», владелец опасного объекта обязан на условиях и в порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом, заключить договор обязательного страхования в течении всего срока эксплуатации опасного объекта.
Кроме того, постановлением о назначении административного наказания от 06.05.2016 № 12/16 П, вынесенным заместителем начальника Межрайонного отдела по надзору за промышленной и энергетической безопасностью Средне-Поволжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Порываевым Виталием Викторовичем, юридическое лицо - МБУ г.о. Сызрань «Благоустройство» было привлечено к административной ответственности по ст. 9.2 КоАП РФ за нарушение требований «Федерального закона о безопасности гидротехнических сооружений» № 117-ФЗ от 21.07.1997, а именно:
1. Не обеспечено соблюдение норм и правил безопасности ГТС: отсутствует (не разработана) декларация безопасности ГТС берегоукрепления центрального района г. Сызрани. В нарушение ст. 9 Федерального закона «О безопасности гидротехнических сооружений» № 117-ФЗ от 21.07.1997.
2. Отсутствует договор обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте <адрес>. В нарушение ст. 15 Федерального закона «О безопасности гидротехнических сооружений» № 117-ФЗ от 21.07.1997.
Постановлением о назначении административного наказания от 06.05.2016 № 14/16 П, вынесенным заместителем начальника Межрайонного отдела по надзору за промышленной и энергетической безопасностью Средне-Поволжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору ФИО1, должностное лицо - и.о. начальника ГТС МБУ г.о. Сызрань «Благоустройство» ФИО8, была привлечена к административной ответственности по ст. 9.2 КоАП РФ за нарушение требований «Федерального закона о безопасности гидротехнических сооружений» № 117-ФЗ от 21.07.1997, а именно:
1. Не обеспечено соблюдение норм и правил безопасности ГТС: отсутствует (не разработана) декларация безопасности ГТС берегоукрепления центрального района г. Сызрани. В нарушение ст. 9 Федерального закона «О безопасности гидротехнических сооружений» № 117-ФЗ от 21.07.1997.
2. Отсутствует договор обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте <адрес>. В нарушение ст. 15 Федерального закона «О безопасности гидротехнических сооружений» № 117-ФЗ от 21.07.1997.
Представитель заинтересованного лица - Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области в судебное заседание не явился, о слушания дела извещен надлежащим образом, поэтому суд определил рассмотреть дело в его отсутствие.
Суд, заслушав стороны, представителя заинтересованного лица, исследовав письменные материалы дела, полагает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с п. 4 ст. 218 КАС РФ, в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. В соответствии со ст.42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
В соответствии с п.1 ст.18 Федерального закона от 21.12.1994г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций пригодного и техногенного характера» граждане Российской Федерации имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций.
Федеральный Закон № 117-ФЗ от 21.07.1997г. «О безопасности гидротехнических сооружений» регулирует отношения, возникающие при осуществлении деятельности по обеспечению безопасности при проектировании, строительстве, капитальном ремонте, эксплуатации, реконструкции, консервации и ликвидации гидротехнических сооружений, устанавливает обязанности органов государственной власти, собственников гидротехнических сооружений и эксплуатирующих организаций по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений.
В соответствии со ст. 9 Закона № 117-ФЗ от 21.07.1997г. «О безопасности гидротехнических сооружений» собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация обязаны: обеспечивать соблюдение обязательных требований при строительстве, капитальном ремонте, эксплуатации, реконструкции, консервации и ликвидации гидротехнических сооружений, а также их техническое обслуживание, эксплуатационный контроль и текущий ремонт; обеспечивать контроль (мониторинг) за показателями состояния гидротехнического сооружения, природных и техногенных воздействий и на основании полученных данных осуществлять оценку безопасности гидротехнического сооружения, в том числе регулярную оценку безопасности гидротехнического сооружения и анализ причин ее снижения с учетом работы гидротехнического сооружения в каскаде, вредных природных и техногенных воздействий, результатов хозяйственной и иной деятельности, в том числе деятельности, связанной со строительством и с эксплуатацией объектов на водных объектах и на прилегающих к ним территориях ниже и выше гидротехнического сооружения; обеспечивать разработку и своевременное уточнение критериев безопасности гидротехнического сооружения, а также правил его эксплуатации, требования к содержанию которых устанавливаются федеральными органами исполнительной власти в соответствии с их компетенцией; развивать системы контроля за состоянием гидротехнического сооружения; систематически анализировать причины снижения безопасности гидротехнического сооружения и своевременно осуществлять разработку и реализацию мер по обеспечению технически исправного состояния гидротехнического сооружения и его безопасности, а также по предотвращению аварии гидротехнического сооружения; обеспечивать проведение регулярных обследований гидротехнического сооружения;создавать финансовые и материальные резервы, предназначенные для ликвидации аварии гидротехнического сооружения, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации для создания и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; организовывать эксплуатацию гидротехнического сооружения в соответствии с разработанными и согласованными с федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на проведение федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, правилами эксплуатации гидротехнического сооружения и обеспечивать соответствующую обязательным требованиям квалификацию работников эксплуатирующей организации; содействовать федеральным органам исполнительной власти, уполномоченным на проведение федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, в реализации их функций; финансировать мероприятия по эксплуатации гидротехнического сооружения, обеспечению его безопасности, а также работы по предотвращению и ликвидации последствий аварий гидротехнического сооружения; заключать договор обязательного страхования гражданской ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте; осуществлять капитальный ремонт, реконструкцию, консервацию и ликвидацию гидротехнического сооружения в случае его несоответствия обязательным требованиям; обеспечивать внесение в Регистр сведений о гидротехническом сооружении.
Собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация несет ответственность за безопасность гидротехнического сооружения (в том числе возмещает в соответствии со статьями 16, 17 и 18 настоящего Федерального закона ущерб, нанесенный в результате аварии гидротехнического сооружения) вплоть до момента перехода прав собственности к другому физическому или юридическому лицу либо до полного завершения работ по ликвидации гидротехнического сооружения.
В соответствии со ст.10 вышеуказанного Закона собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация составляют и представляют в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти декларацию безопасности гидротехнического сооружения при эксплуатации гидротехнического сооружения I, II или III класса, а также при консервации и ликвидации гидротехнического сооружения I, II, III или IV класса.
Декларация безопасности гидротехнического сооружения является основным документом, который содержит сведения о соответствии гидротехнического сооружения критериям безопасности.
Содержание декларации безопасности гидротехнического сооружения, порядок ее разработки и представления в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти устанавливает Правительство Российской Федерации с учетом специфики гидротехнического сооружения.
В соответствии со ст.17 данного Закона, собственник гидротехнического сооружения, а также эксплуатирующая организация в случае, если гидротехническое сооружение находится в государственной или муниципальной собственности, обязаны иметь финансовое обеспечение гражданской ответственности. Финансовое обеспечение гражданской ответственности в случае возмещения вреда, причиненного в результате аварии гидротехнического сооружения (за исключением обстоятельств вследствие непреодолимой силы), осуществляется за счет средств собственника гидротехнического сооружения или эксплуатирующей организации, а также за счет страховой суммы, определенной договором страхования риска гражданской ответственности. Порядок определения величины финансового обеспечения гражданской ответственности устанавливает Правительство Российской Федерации.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 02.11.2013г. № 986 «О классификации гидротехнических сооружений» гидротехнические сооружения подразделяются на классы.
Согласно п. 2 вышеуказанного Постановления, берегоукрепительные гидротехнические сооружения относятся к 3 классу.
Согласно п. 4 данного Постановления, гидротехнические сооружения 3 класса могут привести к тому, что в зависимости от последствий возможных гидродинамических аварий может пострадать до 500 постоянно проживающих людей, у 2000 человек могут быть нарушены условия жизнедеятельности, размер возможного материального ущерба без учета убытков владельца гидротехнического сооружения может составить от 100 до 1 000 000 рублей, а территория распространения чрезвычайной ситуации, возникшей в результате аварии гидротехнического сооружения, будет в пределах территории одного муниципального образования.
В соответствии с п.4 Положения «О декларировании безопасности гидротехнических сооружений», утвержденного Постановлением Правительства РФ № 1303 от 06.11.1998г., декларация безопасности составляется собственником гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующей организацией.
В соответствии с п.13 вышеуказанного Положения, орган надзора организует проведение государственной экспертизы декларации безопасности.
В соответствии с п.14 Положения, целью государственной экспертизы декларации безопасности является установление полноты и достоверности сведений, указанных в декларации безопасности, в части: выявления степени опасности на гидротехнических сооружениях; достаточности предусмотренных мер по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений и соответствия этих мер обязательным требованиям.
В соответствии с п.21 Положения орган надзора рассматривает декларацию безопасности и заключение экспертной комиссии, выносит решение об их утверждении или отказе в утверждении в месячный срок со дня поступления этих документов в орган надзора. При утверждении декларации безопасности орган надзора устанавливает срок ее действия, который не может превышать 5 лет.
В соответствии с п.25 данного Положения, Декларация безопасности, утвержденная органом надзора, а также декларация безопасности, разработанная в составе проектной документации, прошедшей государственную экспертизу в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности, являются основанием для внесения гидротехнического сооружения в Российский регистр гидротехнических сооружений и выдачи этим органом надзора разрешения на эксплуатацию гидротехнического сооружения. Указанное разрешение выдается органом надзора на срок действия декларации безопасности.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.12.2001г. № 876 «Об утверждении Правил определения величины финансового обеспечения гражданской ответственности за вред, причиненный в результате аварии гидротехнического сооружения» утверждён порядок определения величины финансового обеспечения гражданской ответственности за вред, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения.
Согласно п. 2 вышеуказанных Правил, величина финансового обеспечения ответственности определяется исходя из оцененного в рублях размера максимального вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения.
Приказом МЧС РФ № 243, Минэнерго РФ № 150, МПР РФ № 270, Минтранса РФ № 68, Госгортехнадзора РФ № 89 от 18.05.2002г. «Об утверждении Порядка определения размера вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения», утверждён Порядок определения размера вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения.
Согласно п.1 данного Порядка, определение размера вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения, проводится в целях установления величины финансового обеспечения гражданской ответственности за вред, причиненный в результате аварии гидротехнического сооружения.
Согласно п.2 Порядка исходной информацией для определения размера вероятного вреда являются прогнозируемые сценарии аварий гидротехнических сооружений, в которых отражаются данные о возможной зоне воздействия аварии пиротехнического сооружения, значения величин негативных воздействий аварии гидротехнического сооружения, а также сведения о вероятности каждого сценария возникновения аварии указанного сооружения.
Определение вероятного вреда проводится для сценария наиболее тяжелой аварии гидротехнического сооружения, а также для сценария наиболее вероятной аварии гидротехнического сооружения.
При определении сценария аварии гидротехнического сооружения и величины вероятного вреда не подлежат рассмотрению аварии, вызванные непреодолимой силой, если интенсивность такого воздействия превышает значения, на которые рассчитано гидротехническое сооружение, в соответствии с утвержденным в установленном порядке проектом, а также умыслом потерпевших или прекращением эксплуатации гидротехнического сооружения в результате противоправных действии других лиц.
Согласно пунктам 3 Порядка вероятный вред определяется в денежном выражении.
Согласно пунктам 4 Порядка при определении вероятного вреда проводится расчет убытков в результате аварии гидротехнического сооружения, денежные выражения которых группируются для каждого сценария аварии гидротехнического сооружения по показателям, характеризующим социально - экономические последствия аварий гидротехнических сооружений.
Основными составляющими по определению вероятного вреда являются прогнозы: количества людей, которые могут погибнуть и пропасть без вести, кроме физических лиц, являющихся работниками гидротехнического сооружения, при исполнении ими служебных обязанностей на территории гидротехнического сооружения.
Постановлением Правительства Самарской области от 30.10.2013г. № 579 утверждена Государственная программа Самарской области «Развитие водохозяйственного комплекса Самарской области в 2014-2020 годах». Целями программы является обеспечение защищенности населения Самарской области и объектов экономики от наводнений и иного негативного воздействия вод; восстановление водных объектов до состояния, обеспечивающего экологически благоприятные условия жизни населения Самарской области.
Задачи программы - оценка технического состояния гидротехнических сооружений Самарской области; повышение эксплуатационной надежности гидротехнических сооружений, в том числе бесхозяйных, путем их приведения к безопасному техническому состоянию; обеспечение строительства (реконструкции) сооружений инженерной защиты и создания объектов берегоукрепления; восстановление и экологическая реабилитация водных объектов на территории Самарской области; проведение водоохранных мероприятий в отношении водных объектов на территории Самарской области.
Показатели (индикаторы) программы - количество гидротехнических сооружений в Самарской области, обследованных в целях выявления гидротехнических сооружений, находящихся в аварийном и предаварийном состоянии; количество гидротехнических сооружений в Самарской области, по которым утверждены в соответствии с действующим законодательством декларации безопасности гидротехнических сооружений; количество гидротехнических сооружений в Самарской области, по которым разработаны акты преддекларационного обследования гидротехнических сооружений; количество гидротехнических сооружений в Самарской области с неудовлетворительным и опасным уровнем безопасности, приведенных в безопасное техническое состояние; количество людей, защищенных от подтопления и затопления на территории Самарской области в результате капитального ремонта и реконструкции гидротехнических сооружений; количество новых и реконструированных сооружений инженерной защиты и берегоукрепления в Самарской области; протяженность новых и реконструированных сооружений инженерной защиты и берегоукрепления; количество людей, защищенных от подтопления и затопления на территории Самарской области в результате строительства (реконструкции) сооружений инженерной защиты и берегоукрепления; количество людей, защищенных от подтопления и затопления на территории Самарской области в результате расчистки поверхностных водных объектов; количество расчищенных поверхностных водных объектов на территории Самарской области; протяженность расчищенных участков поверхностных водных объектов на территории Самарской области; площадь расчищенных поверхностных водных объектов на территории Самарской области; протяженность рек в пределах Самарской области, на которых установлены водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы; протяженность рек в пределах Самарской области, по которым определены границы зон затопления и подтопления.
Основным приоритетом реализации Программы является осуществление капитального ремонта, реконструкции (строительства) гидротехнических сооружений, берегоукрепления и расчистки поверхностных водных объектов Самарской области в целях предотвращения возникновения чрезвычайных ситуаций, связанных с подтоплением населенных пунктов Самарской области.
Для достижения указанных целей предусматривается решение следующих задач: оценка технического состояния гидротехнических сооружений Самарской области;
В соответствии с п.3 Приложения № 1 к Государственной программе Самарской области «Развитие водохозяйственного комплекса Самарской области в 2014-2020 годах» субсидии предоставляются бюджетам муниципальных образований в целях софинансирования расходных обязательств муниципальных образований на проведение работ по разработке деклараций безопасности объектов берегоукрепления, возникающих при выполнении органами местного самоуправления полномочий в области водных отношений (далее - расходные обязательства).
В соответствии с п.4 Приложения № 9 объем субсидии, предусматриваемый бюджетам муниципальных образований на реализацию мероприятия, указанного в пункте 1.1.2 Перечня мероприятий государственной программы Самарской области "Развитие водохозяйственного комплекса Самарской области в 2014 - 2020 годах", определяется министерством исходя из стоимости работ по разработке деклараций безопасности объектов берегоукрепления, введенных в эксплуатацию и передаваемых в муниципальную собственность, подтвержденной по каждому объекту коммерческими предложениями от не менее чем трех юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей;
предельной доли участия средств областного бюджета в софинансировании данного расходного обязательства, определенной в зависимости от значения показателя - протяженность укрепленной береговой полосы Куйбышевского и Саратовского водохранилищ на территории Самарской области (далее - отраслевой показатель). Значение отраслевого показателя определяется на основании фактической протяженности укрепленной береговой полосы Куйбышевского и Саратовского водохранилищ на территории Самарской области.
Минимальное и максимальное значения предельной доли участия средств областного бюджета в софинансировании расходного обязательства составляют соответственно 80 и 99% от общего объема финансирования расходного обязательства.
В соответствии с п.5 Приложения № 9 критериями отбора муниципальных образований для предоставления субсидий являются:
наличие на территории муниципальных образований завершенных строительством объектов берегоукрепления, передаваемых в муниципальную собственность;
необходимость проведения работ по разработке деклараций безопасности объектов берегоукрепления.
Согласно п.6 Приложения № 9 условиями предоставления субсидии являются:
соответствие муниципального образования критериям отбора, указанным в пункте 5 настоящего Порядка;
заключение между министерством и уполномоченным органом местного самоуправления муниципального образования соглашения о предоставлении субсидии и ее целевом использовании (далее - соглашение), которое должно предусматривать согласие получателя субсидии на осуществление министерством и органами государственного финансового контроля проверок соблюдения получателем субсидии условий, целей и порядка предоставления субсидии.
В целях заключения соглашения уполномоченный орган местного самоуправления муниципального образования представляет в министерство следующие документы:
заявку (заявление) на предоставление субсидии;
копию свидетельства о государственной регистрации права на участок укрепленной береговой полосы, полностью расположенный на территории муниципального образования;
выписку из решения о местном бюджете на соответствующий финансовый год;
документальное обоснование критериев отбора муниципальных образований, а также стоимости работ по разработке деклараций безопасности объектов берегоукрепления, введенных в эксплуатацию и передаваемых в муниципальную собственность, подтвержденной по каждому объекту.
Согласно п.7 Приложения № 9 условиями выделения субсидий муниципальному образованию являются:
представление органами местного самоуправления муниципального образования заявки (заявления) о перечислении субсидии с приложением документов, подтверждающих фактическую потребность в кассовых расходах;
централизация закупок товаров, работ, услуг, финансовое обеспечение которых частично осуществляется за счет субсидии, в Главном управлении организации торгов Самарской области, за исключением случаев, предусмотренных отдельными постановлениями Правительства Самарской области;
организация процедуры закупки работы для обеспечения муниципальных нужд в 30-дневный срок со дня представления уведомления по расчетам между бюджетами по межбюджетным трансфертам (форма по ОКУД 0504817);
представление органами местного самоуправления в министерство копий протокола проведенного аукциона и муниципального контракта (договора) с подрядной организацией на выполнение работ (оказание услуг), софинансируемых за счет субсидий, в течение 14 календарных дней с даты заключения муниципального контракта (договора);
представление документального подтверждения выполнения показателя результативности предоставления субсидии.
Перечень документов, подтверждающих фактическую потребность в кассовых расходах муниципального образования, порядок их формирования и представления в министерство устанавливаются соглашением.
Согласно п.8 Приложения № 9 объем предоставляемой муниципальному образованию субсидии определяется исходя из суммы, указанной в заявке (заявлении) органа местного самоуправления муниципального образования о перечислении субсидии, и предельной доли участия средств областного бюджета в софинансировании данного расходного обязательства, определенной в соответствии с пунктом 4 настоящего Порядка.
Согласно п.9 Приложения № 9 субсидии расходуются муниципальными образованиями на проведение работ по разработке деклараций безопасности объектов берегоукрепления.
Согласно п.10 Приложения № 9 условиями расходования муниципальными образованиями субсидий являются:
использование субсидии на цели, указанные в пункте 9 настоящего Порядка, в срок до 25 декабря текущего финансового года, в котором предоставлена субсидия;
представление органами местного самоуправления в министерство в срок до 15-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором предоставлена субсидия, отчета о фактическом направлении средств на оплату возникших денежных обязательств по разработке деклараций безопасности объектов берегоукрепления, неиспользованном остатке по форме, которая устанавливается соглашением;
представление органами местного самоуправления в министерство итогового отчета о выполнении расходных обязательств в целом за текущий год, запланированных к софинансированию за счет субсидии, и выполнении соответствующих показателей результативности использования субсидии в срок не позднее 25 декабря отчетного года по форме, которая устанавливается соглашением, с приложением копий первичных документов, подтверждающих выполнение и оплату работ (оказание услуг);
отсутствие выявленных в ходе проверок, проводимых уполномоченными органами, недостоверных сведений в документах, указанных в абзацах третьем и четвертом настоящего пункта.
Согласно п.11 Приложения № 9 показателем результативности предоставления субсидии является выполнение работ по разработке деклараций безопасности объектов берегоукрепления.
Приложением 10 к данной программе утвержден аналогичный порядок предоставления субсидий из областного бюджета бюджетам муниципальных образований в Самарской области на преддекларационное обследование и определение вероятного вреда в результате аварии гидротехнических сооружений.
Судом установлено, что решением Самарского областного Совета народных депутатов двадцать первого созыва от 19.11.1991г. «О разграничении государственной собственности на территории Самарской области» Гидротехническое сооружение протяженностью 25854,7 кв.м. адрес объекта: <адрес>» было отнесено к собственности муниципального образования городской округ Сызрань, право собственности муниципального образования городского округа Сызрань на данный объект зарегистрировано 24.04.2015г., запись регистрации № ***, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от <дата>
Согласно п. 6 Устава городского округа Сызрань, принятого Постановлением Сызранской городской Думы Самарской области от 02.06.2005г. № ***, к вопросам местного значения городского округа Сызрань относятся: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа Сызрань; участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах городского округа Сызрань, организация и осуществление мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и территории городского округа Сызрань от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья, осуществление в пределах, установленных водным законодательством Российской Федерации, полномочий собственника водных объектов.
Согласно Устава МБУ «Благоустройство» от 13.04.2011г. учреждение осуществляет деятельность, определенную данным уставом, в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов местного самоуправления г.о. Сызрань в сфере организации благоустройства территории.
Для достижения установленных целей Учреждение осуществляет основные виды деятельности: в том числе, содержание гидротехнических сооружений.
Согласно п. 3.7.4 Устава, в структуру Учреждения входит участок по содержанию гидротехнических сооружений
В силу п. 4.3 Устава, имущество закрепляется Учредителем за Учреждением на праве оперативного управления.
Согласно п. 4.8 Устава, закрепленное на праве оперативного управления имущество подлежит страхованию в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации.
17.08.2011г. между Администрацией г.о.Сызрани (собственник) и МБУ г.о.Сызрань «Благоустройство» (учреждение) заключен договор № *** о закреплении муниципального имущества на праве оперативного управления.
Согласно п.2.4 Договора Учреждение обязано поддерживать имущество в исправном состоянии, содержать и оборудовать муниципальное имущество в соответствии с техническими, санитарными, противопожарными и иными установленными действующим законодательством требованиями, своевременно принимать необходимые меры, направленные на соблюдение указанных требований за счет бюджетных средств выделяемых на указанные цели.
В соответствии с Перечнем недвижимого имущества, закрепляемого на праве оперативного управления за МБУ г.о.Сызрань «Благоустройство» в состав имущества входит и ГТС <адрес> г. Сызрани, которое относится к 3 классу опасности.
В апреле 2014 году Самарской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства о безопасности гидротехнических сооружений 1-3 класса опасности в деятельности Администрации г.о. Сызрань Самарской области и эксплуатирующей организации - МБУ г.о. Сызрань «Благоустройство», в результате которой было выявлено нарушение требований к использованию гидротехнических сооружений, установленных Федеральным Законом № ***–ФЗ от 21.07.1997г. «О безопасности гидротехнических сооружений», а именно: отсутствие предусмотренной законодательством декларации безопасности гидротехнических сооружений и договора страхования гидротехнических сооружений, в том числе гидротехнического сооружения - дамба центральная в районе сквер «Вечный огонь», в связи с чем, юридическое лицо МБУ «Благоустройство» и должностное лицо учреждения были привлечены к административной ответственности в виде административного штрафа.
В марте 2016г. в ходе проверки Самарской межрайонной природоохранной прокуратурой исполнения законодательства о безопасности гидротехнических сооружений, вновь было выявлено, что до настоящего времени осуществляется эксплуатация <адрес> г. Сызрани в отсутствие декларации безопасности гидротехнических сооружений и договора страхования гидротехнических сооружений.
По данному факту 28.03.2016г. Самарской межрайонной природоохранной прокуратурой в адрес главы Администрации г.о. Сызрань ФИО9 внесено представление об устранении нарушения федерального законодательства, в котором предложено принять конкретные меры к составлению декларации и заключению договора страхования гражданской ответственности в отношении Г№ *** - <адрес> г. Сызрани.
Главой Администрации г.о.Сызрань № *** от <дата> адрес Самарской межрайонной природоохранной прокуратуры направлен ответ о том, что в настоящее время Администрацией г.о.Сызрань рассматривается вопрос о выделении денежных средств на проведение мероприятий по декларированию и страхованию ГТС.
Постановлениями заместителя начальника Межрайонного отдела по надзору за промышленной и энергетической безопасностью Средне-Поволжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от <дата> № *** П, юридическое лицо - МБУ г.о. Сызрань «Благоустройство» и должностное лицо - и.о. начальника ГТС МБУ г.о. Сызрань «Благоустройство» ФИО8 привлечены к административной ответственности по ст. 9.2 КоАП РФ за нарушение требований «Федерального закона о безопасности гидротехнических сооружений» № 117-ФЗ от <дата>, а именно: не обеспечено соблюдение норм и правил безопасности ГТС: отсутствует (не разработана) декларация безопасности ГТС берегоукрепления центрального района г. Сызрани (в нарушение ст. 9 Федерального закона «О безопасности гидротехнических сооружений» № 117-ФЗ от 21.07.1997г.); отсутствует договор обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте ГТС берегоукрепление центрального района г. Сызрани (в нарушение ст. 15 Федерального закона «О безопасности гидротехнических сооружений» № 117-ФЗ от 21.07.1997г.).
Однако, до настоящего времени нарушения законодательства о безопасности ГТС не устранены. Обязанность по устранению вышеуказанных нарушений лежит, в силу Федерального закона от 21.07.1997г. № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений», на собственнике гидротехнического сооружения и эксплуатирующей организации, каковыми являются ответчики.
В результате названного бездействия со стороны администрации г.о. Сызрань Самарской области и МБУ «Благоустройство» нарушаются права неопределенного круга граждан на благоприятную окружающую среду, гарантированные статьей 42 Конституции Российской Федерации, а также права граждан на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, предусмотренные п. 1 ст. 18 Федерального закона от 21.12.1994г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуации природного техногенного характера», в связи с чем, обращение с данным административным иском Самарской межрайонной природоохранной прокуратуры в интересах неопределенного круга граждан соответствует ч. 4 ст. 218 КАС РФ.
При таких обстоятельствах, суд считает необходимым признать незаконным бездействие Администрации городского округа Сызрань и МБУ городского округа Сызрань «Благоустройство» по не определению размера вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии ГТС <адрес> г. Сызрани, не разработке декларации безопасности и не заключению договора обязательного страхования гражданской ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте; обязать Администрацию городского округа Сызрань и МБУ городского округа Сызрань «Благоустройство» определить размер вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии ГТС <адрес> г. Сызрани; разработать декларацию безопасности и заключить договор обязательного страхования гражданской ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте.
Доводы представителей ответчиков и КЖКХ Администрации г.о. Сызрань противоречат требованиям вышеприведенного законодательства и отвергнуты судом. Ссылка представителя Администрации г.о. Сызрань на Государственную программу Самарской области «Развитие водохозяйственного комплекса Самарской области в 2014-2020 годах», суд полагает не обоснованной, поскольку судом установлено, что срок действия предыдущей декларации и договора страхования ГТС истек еще в 2009г., т.е. до принятия вышеуказанной программы, однако, с 2009г. по настоящее время декларация безопасности не разработана, договор обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте не заключен. Кроме того, данная программа не предусматривает возможности финансирования вышеуказанных мероприятий исключительно за счет средств областного бюджета, а предполагает софинансирование расходных обязательств муниципальных образований. Доводы о том, что при финансировании вышеуказанных мероприятий за счет бюджета муниципального образования будет нарушен Бюджетный Кодекс РФ, суд полагает не состоятельными, поскольку, согласно ст. 7 Устава городского округа Сызрань, органы местного самоуправления городского округа Сызрань имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления переданных им отдельных государственных полномочий.
Суд учитывает и то обстоятельство, что Г№ *** - <адрес> г. Сызрани, т.е. Гидротехническое сооружение местоположение: г<адрес> не включен в заявку на участие в государственной программе Самарской области «Развитие водохозяйственного комплекса Самарской области в 2014-2020 годах» о предоставлении субсидии бюджету г.о. Сызрань на преддекларационное обследование гидротехнических сооружений с выполнением работ по расчету вероятного вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии на гидротехнических сооружениях, что также подтверждает бездействие ответчиков.
Доводы о том, что административным истцом не представлено доказательств аварийного состояния берегоукрепления центрального района г. Сызрани «Вечный огонь», суд также отвергает, т.к. Федеральный закон от 21.07.1997г. № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений», не ставит в зависимость от технического состояния гидротехнического сооружения определение размера вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии ГТС, разработку декларацию безопасности и заключение договора обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Административный иск Самарской межрайонной природоохранной прокуратуры удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Администрации городского округа Сызрань и МБУ городского округа Сызрань «Благоустройство» по не определению размера вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии ГТС <адрес> г. Сызрани, не разработке декларации безопасности и не заключению договора обязательного страхования гражданской ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте.
Обязать Администрацию городского округа Сызрань и МБУ городского округа Сызрань «Благоустройство» определить размер вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии ГТС <адрес> г. Сызрани; разработать декларацию безопасности и заключить договор обязательного страхования гражданской ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Сызранский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Левина С.А.
Мотивированное решение изготовлено 23.12.2016г.
Судья Левина С.А.