Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1376/2013 ~ М-1429/2013 от 01.08.2013

Дело № 2 – 1376/2013

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

9 октября 2013 года гор. Тейково

Тейковский районный суд Ивановской области

в составе председательствующего судьи Алешиной О.А.,

при секретаре Шиловой Н.А.,

с участием истца ФИО3, его представителя по доверенности ФИО7, представителя третьего лица в/ч 95852 по доверенности ФИО6,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО3 к Департаменту жилищного обеспечения Министерства Обороны Российской Федерации, ФГКУ «Западному региональному управлению жилищного обеспечения» министерства обороны РФ в <адрес><адрес> о признании за ним и членами его семьи права на обеспечение жилым помещением по избранному постоянному месту жительства, признании его и членов его семьи нуждающимися в получении жилого помещения по избранному месту жительства по договору социального найма, постановке на учёт в очередь на получение жилого помещения по избранному постоянному месту жительства по договору социального найма,

У С Т А Н О В И Л :

ФИО3 обратился в суд с иском к командиру войсковой части 95852, Департаменту жилищного обеспечения МО РФ, Территориальному отделению ФГКУ ЗРУЖО МО РФ в <адрес><адрес> просит признать за ним и членами его семьи ФИО1, ФИО4 право на обеспечение жилым помещением по избранному постоянному месту жительства <адрес> в собственность бесплатно федеральным органом исполнительной власти - Министерством обороны РФ, в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными ст. 15.1 ФЗ «О статусе военнослужащих»; признать бездействие командира в/ч 95852 по вопросу признания его и членов его семьи нуждающимися в получении жилого помещения по избранному постоянному месту жительства - <адрес> по нормам предоставления площади жилого помещения, предусмотренного ст. 15.1 ФЗ «О статусе военнослужащих», незаконным; признать решение начальника территориального отделения ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ незаконным; признать его и членов его семьи - ФИО1, ФИО4 по фактическим обстоятельствам дела, в виду отсутствия в законодательстве нормативных правовых актов, определяющих порядок и орган, наделённый такими полномочиями, нуждающимися в получении жилого помещения по избранному постоянному месту жительства <адрес>, по нормам предоставления жилого помещения, предусмотренного ст. 15.1 ФЗ «О статусе военнослужащих»; обязать Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны РФ включить его - ФИО3 и членов его семьи – ФИО1, ФИО4 - в единый реестр военнослужащих, нуждающихся в получении жилого помещения по избранному постоянному месту жительства – <адрес> в собственность бесплатно, в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренных ст. 15.1 ФЗ «О статусе военнослужащих». В обоснование заявленных исковых требований указал, что он проходил военную службу в должности начальника склада 6 группы в/ч 95852. Приказом командира в/ч 34048 № 015-ПМ от ДД.ММ.ГГГГ был уволен с военной службы в запас по состоянию здоровья, приказом командира в/ч 95852 от ДД.ММ.ГГГГ исключен из списков личного состава воинской части. На момент увольнения календарная продолжительность военной службы ФИО3 составила 25 лет 8 месяцев. На время прохождения службы ему и членам его семьи была предоставлена квартира по адресу: <адрес>61. На момент увольнения данная квартира находилась на территории закрытого военного городка. Считает, что в соответствии со ст. 15 п. 1 ФЗ «О статусе военнослужащих» имеет право на обеспечение жильём по избранному постоянному месту жительства, в связи с увольнением по льготным основаниям. В нарушение своих обязанностей по уточнению у военнослужащего вопроса обеспеченности жильём при подготовке к увольнению командир войсковой части 95852 не провёл с ним соответствующей разъяснительной работы, ему не было разъяснено право об обращении перед увольнением с рапортом о признании нуждающимся в получении жилья, постановке на очередь для получения жилья в избранном месте жительства, тем не менее в рапорте на увольнение ФИО3 указал, что после увольнения желает проживать вне закрытого городка, что отражено в приказах на увольнение и исключении из списков в/ч. Заблуждаясь, в январе 2010 года обращался с заявлением на имя начальника Тейковского гарнизона командира в/ч 34048 с просьбой отселить его и членов его семьи в <адрес>. В апреле 2013 года обращался с заявлением в территориальное отделение ФГКУ «ЗРУЖО» МО РФ в <адрес> о признании его и членов его семьи нуждающимися в получении жилого помещения по избранному месту жительства <адрес>. Решением начальника данного территориального отделения от ДД.ММ.ГГГГ ему отказано в признании нуждающимися в получении жилого помещения по избранному постоянному месту жительства, в связи с тем, что он утратил статус военнослужащего. Считает, что в отношении него имелись все основания для признания нуждающимся в получении жилого помещения по избранному месту жительства, а именно: увольнение по льготному основанию, выслуга лет более 10 лет, проживание на момент увольнения на территории закрытого военного городка, отсутствие в собственности у него, у членов его семьи жилых помещений, избрание постоянного места жительства в <адрес>. Действующий на момент его увольнения с военной службы приказ Министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ и действующий до настоящего времени приказ Министра обороны РФ регламентируют порядок признания не имеющих жилых помещений и нуждающихся в их получении, определяют орган, выполняющий данные функции признания только для военнослужащих, проходящих военную службу. Считает, что отсутствие механизма признания нуждающимися граждан, уволенных с военной службы, при наличии к тому правовых оснований, который должен быть урегулирован Правительством РФ не может являться основанием для нарушения его прав.

В ходе судебного заседания истец ФИО3 изменил предмет заявленных исковых требований и просил суд: признать за ним и членами его семьи ФИО1, ФИО4 право на обеспечение жилым помещением по избранному постоянному месту жительства <адрес> по договору социального найма за счет средств федерального бюджета, выделяемых для этих целей - Министерству обороны РФ, в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными ст. 15.1 ФЗ «О статусе военнослужащих»; признать бездействие командира в/ч 95852 по вопросу признания его и членов его семьи ФИО1, ФИО4 нуждающимися в получении жилого помещения по избранному постоянному месту жительства - <адрес> по нормам предоставления площади жилого помещения, предусмотренного ст. 15.1 ФЗ «О статусе военнослужащих», незаконным; признать решение начальника территориального отделения ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ незаконным; признать его и членов его семьи - ФИО1, ФИО4 по фактическим обстоятельствам дела, в виду отсутствия в законодательстве нормативных правовых актов, определяющих порядок и орган, наделённый такими полномочиями, нуждающимися в получении жилого помещения по избранному постоянному месту жительства <адрес>, по нормам предоставления жилого помещения, предусмотренного ст. 15.1 ФЗ «О статусе военнослужащих»; обязать Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны РФ включить его - ФИО3 и членов его семьи - ФИО2, ФИО4 - в единый реестр военнослужащих, нуждающихся в получении жилого помещения по избранному постоянному месту жительства – <адрес> по договору социального найма, в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренных ст. 15.1 ФЗ «О статусе военнослужащих». Так же пояснил, что в рапорте на увольнение ДД.ММ.ГГГГ им указывалось, что он жильем по избранному месту жительства не обеспечен и желает решить этот вопрос путем отселения либо получения государственного жилищного сертификата. При этом, ни какого решения о признании его нуждающимся не принималось, в программу «Жилище» как военнослужащий он включен не был. При увольнении предполагал, что данный вопрос будет разрешен, порядок признания нуждающимся в жилом помещении по избранному месту жительства ему не разъяснялся. Фактически он был уволен без обеспечения жилым помещением ни по месту прохождения военной службы, ни по избранному месту жительства.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ производство по делу в части признания бездействия командира в/ч 95852 по вопросу признания его и членов его семьи ФИО1, ФИО4 нуждающимися в получении жилого помещения по избранному постоянному месту жительства - <адрес> по нормам предоставления площади жилого помещения, предусмотренного ст. 15.1 ФЗ «О статусе военнослужащих», незаконным прекращено в связи с отказом представителя истца от части заявленных требований.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ войсковая часть 95852 привлечена к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования.

    В судебном заседании истец, его представитель, действующий на основании доверенности, ФИО7, заявленные исковые требования поддержали в полном объеме и просили суд их удовлетворить, при этом дополнили, что о нарушении права на жилище истцу стало известно после получения решения начальника территориального отделения ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, до этого он был уверен, что состоит в очереди на отселение из военного городка, в связи с чем, нет оснований для применения срока исковой давности. Истец на момент увольнения проживал на территории закрытого военного городка, и на период увольнения он был обеспечена служебным жилым помещением по месту прохождения военной службы.

Представитель ответчика ФГКУ «ЗРУЖО» МО РФ ФИО8, действующая на основании доверенности, в судебное заседание не явилась, представила заявление с просьбой рассмотреть дело в ее отсутствие, а так же письменный отзыв в котором просила заявленные исковые требования оставить без удовлетворения по следующим основаниям: старший прапорщик запаса ФИО3 приказом командира в/ч 34048 № 015ПМ от ДД.ММ.ГГГГ уволен и приказом командира в/ч 95852 от ДД.ММ.ГГГГ исключен из списков личного состава части с ДД.ММ.ГГГГ года. Заявление в территориальное отделение ФГКУ «Западрегионжилье» в <адрес> ФИО3 подано ДД.ММ.ГГГГ года, то есть после исключения заявителя из списков личного состава части. Начальником Отделения принято Решение от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в принятии ФИО3 на учет нуждающихся в получении жилого помещения, в связи с тем, что на дату предоставления заявления истец уже не являлся военнослужащим. Считает, что в настоящее время вопрос о признании ФИО3 нуждающимся в получении жилого помещения по избранному месту жительства разрешен, истцу отказано в постановке на учет. Полагает, что функция по признании гражданина нуждающимся в обеспечении жилым помещением по избранном месту жительства и последующему включению в реестр военнослужащих граждан, а также граждан уволенных с военной службы относится к исключительной компетенции уполномоченных органов исполнительной власти в соответствии с действующим законодательством и нормами ЖК РФ. Право на обеспечение жилым помещением от Министерства обороны РФ не носит абсолютный характер, для его реализации установлен порядок и сроки обращения при наличии волеизъявления военнослужащего. Просит в удовлетворении заявленных исковых требований отказать.

    Ответчик - Департамент жилищного обеспечения МО РФ в судебном заседании не участвовал, надлежащим образом уведомлен о времени и месте рассмотрения дела, возражений на иск не представил.

В судебном заседании представитель третьего лица в/ч 95852 ФИО6, действующая на основании доверенности, пояснила, что истец во время прохождения с военной службы был обеспечен жилым помещением для постоянного проживания по адресу: <адрес>. Данная квартира не относится к служебному жилью. Считает, что таким образом военнослужащий реализовал свое право на обеспечение жилым помещением. Вопрос о признании права на обеспечение жилым помещением по избранному постоянному месту жительства и признании нуждающимся в получении жилого помещения по избранному месту жительства носит не абсолютный, а заявительный характер. ФИО3 знал или должен был знать о своих правах. Полагает, что функция по признанию гражданина нуждающимся в обеспечении жилым помещением и последующему включению в реестр военнослужащих –граждан, а также граждан уволенных с военной службы относится к исключительной компетенции уполномоченных органов исполнительной власти в соответствии с действующим законодательством и нормами ЖК РФ. Считает исковые требования не подлежащими удовлетворению.

Третьи лица ФИО1, ФИО9 в судебное заседание не явились, о месте и времени слушания дела извещены, представили ходатайство о рассмотрении дела в их отсутствие, с иском согласны.

По смыслу ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами является одним из основополагающих принципов судопроизводства. Поэтому неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве иных процессуальных правах.

При таких обстоятельствах, с учетом мнения истца, в соответствии с требованиями ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц участвующих в деле.

Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Согласно договору социального найма от 08.02.2008г. ФИО3, с семьёй из трех человек: сына – ФИО4, 987 года рождения и дочь ФИО1, 1995 года рождения предоставлена двухкомнатная квартира по адресу: <адрес>61 (л.д. 15-17), где с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время проживают и зарегистрированы: ФИО3, его сын ФИО1, дочь ФИО1 (л.д. 18,19)

Приказом командира войсковой части 34048 № 015-ПМ от ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 уволен с военной службы с зачислением в запас по состоянию здоровья (л.д.10), с ДД.ММ.ГГГГ исключен из списков личного состава части. Выслуга лет в календарном исчислении составила 25 лет 8 месяцев (л.д. 11).

Согласно справкам ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» за ФИО3, ФИО1, ФИО1 жилых помещений на праве собственности не зарегистрировано (л.д. 22, 23).

Согласно уведомлениям Управления Россреестра по <адрес> ФИО3, ФИО1, ФИО1 жилых помещений принадлежащих им на праве собственности не имеют (л.д.24-28).

Как следует из рапорта истца от ДД.ММ.ГГГГ на увольнение, он указывал, что жильем по избранному месту жительства не обеспечен и желает решить этот вопрос через отселение или получение государственного жилищного сертификата (л.д.12).

В листе беседы указано, что ФИО3 обеспечен служебным помещением (л.д.14).

Согласно заявления от ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 повторно обратился к начальнику Тейковского гарнизона с заявлением об отселении из закрытого военного городка в <адрес> или <адрес>, где стоит резолюция командира: в установленном порядке (л.д.13).

Согласно статье 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище (часть 1); органы государственной власти и местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище (часть 2); малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3). Из этого вытекает обязанность государства способствовать реализации гражданами права на жилище. Оказание государством помощи гражданам, не имеющим жилья или нуждающимся в улучшении жилищных условий, отвечает провозглашенным статьей 7 (часть 1) Конституции Российской Федерации целям Российской Федерации как социального государства, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» государство гарантировало военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт 1 статьи 15 указанного Закона).

Правовая защита военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей является функцией государства и предусматривает закрепление в законах и иных нормативных правовых актах прав, социальных гарантий и компенсаций указанных лиц и иных мер их социальной защиты, а также правовой механизм их реализации (п. 2 ст. 3 закона).

В соответствии с п. 3 ст. 6 указанного федерального закона военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, при увольнении с военной службы имеют право на выбор постоянного места жительства в любом населенном пункте Российской Федерации.

Действующая на момент увольнения ФИО3 из рядов Вооружённых Сил РФ редакция ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» предусматривала, что военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с учетом права на дополнительную жилую площадь за счет государственного или муниципального жилищного фонда, закрепляемого за Министерством обороны Российской Федерации (иным федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба).

Согласно действующей на момент увольнения истца редакции п. 14 ст. 15 закона обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства.

Из приведенных выше правовых норм следует, что существует две формы обеспечения жилыми помещениями военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы и уволенных по «льготным основаниям», признанных нуждающимися в жилых помещениях: путем выдачи государственных жилищных сертификатов органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также путем предоставления жилых помещений в собственность бесплатно либо по договору социального найма.

При этом п. 14 статьи 15 закона также предусматривалось, что порядок предоставления льгот и возмещения расходов, связанных с предоставлением льгот, указанных в нём, определяется Правительством РФ, а порядок обеспечения жилыми помещениями военнослужащих - граждан, проживающих в закрытых военных городках, при увольнении их с военной службы определяется федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствие с п. 1 ст. 23 указанного закона военнослужащие, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, нуждающиеся в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно - штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений. При желании указанных военнослужащих получить жилые помещения не по месту увольнения с военной службы они обеспечиваются жилыми помещениями по избранному месту постоянного жительства в порядке, предусмотренном пунктами 13 и 14 статьи 15 настоящего Федерального закона.

Таким образом, положения п. 1 ст. 23 ФЗ «О статусе военнослужащих» запрещают увольнение военнослужащих, проходящих ее по контракту, без обеспечения их жилым помещением по установленным нормам, распространяются на лиц, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, подлежащих увольнению по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и на момент увольнения не имеющих жилого помещения для постоянного проживания либо нуждающихся в улучшении условий по нормам, установленным федеральным законом или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Предусмотренную п. 1 ст. 23 ФЗ «О статусе военнослужащих» возможность увольнения указанных военнослужащих с предоставлением им жилых помещений по избранному месту жительства органами местного самоуправления, в том числе за счет государственных жилищных сертификатов, закон связывает с наличием у военнослужащего такого желания. Поэтому для увольнения военнослужащих, перечисленных в указанной норме, без предоставления им жилых помещений органами военного управления по месту увольнения требуется их четко выраженное согласие получить государственный жилищный сертификат либо согласие получить жилье в другом населенном пункте в порядке, установленном пп. 13 и 14 ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих».

В соответствии с п. 26 Инструкции «О порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооружённых Силах РФ», утверждённой приказом МО РФ от ДД.ММ.ГГГГг. № 80, действовавшей в период спорных правоотношений учёт военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий), осуществлялся жилищными комиссиями воинских частей и довольствующими КЭЧ районов по спискам очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) по установленной форме с одновременным заведением карточки учёта жилых помещений и внесением содержащейся в ней информации в автоматизированную систему учёта военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий). Основанием для внесения военнослужащего в автоматизированную систему учёта военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений, является признание военнослужащего нуждающимся в получении жилого помещения. Порядок такого признания содержится в п.п. 27-28 Инструкции. Согласно данной Инструкции для принятия на учет нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий) военнослужащими подается в порядке подчиненности рапорт.

Правительство РФ Постановлением от ДД.ММ.ГГГГг. утвердило соответствующие Правила учёта военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку…, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства. Согласно п. 6 указанных Правил нуждающимися в получении жилых помещений в избранном постоянном месте жительства за счёт средств федерального бюджета признаются граждане, проходившие военную службу по контракту в ВС РФ, и уволенные с военной службы, оставшиеся проживать по прежнему месту службы до получения жилья в избранном постоянном месте жительства, имеющие общую продолжительность военной службы 10 лет и более в календарном исчислении, уволенные, в том числе, по состоянию здоровья. Пункт 7 Правил устанавливает среди оснований для признания граждан нуждающимися в получении жилых помещения наличие жилой площади в закрытых военных городках, проживание на служебной жилой площади, избрание иного места жительства. При этом, подп. «и» п. 7 Правил предусмотрено, что избрание постоянного места жительства после увольнения с военной службы является самостоятельным основанием для признания граждан нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий (обзор судебной практики ВС РФ за четвертый квартал 2011 года). Кроме того, Правилами определён порядок постановки на учёт в качестве нуждающегося в получении жилья по избранному месту жительства и основания признания избранного места жительства: личное заявление военнослужащего, ходатайство командира воинской части на имя главы муниципального образования, а после увольнения – приказ об увольнении.

Из установленного указанными Правилами порядка также не следует, что жилищные комиссии войсковых частей не могут признавать нуждающимися в получении жилья по избранному месту жительства военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы и имеющих правовые основания для такого признания.

Данные Правила в части возложения обязанности по обеспечению жильём указанных категорий военнослужащих на органы местного самоуправления не соответствуют действующей редакции ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих».

В соответствие с действовавшим на тот период приказом МО РФ от ДД.ММ.ГГГГг. «О порядке учёта военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства», изданным во исполнение постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГг., командиры соединений, воинских частей обязаны организовать проведение бесед с военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более к моменту увольнения с военной службы по состоянию здоровья, рассмотрение и направление соответствующих ходатайств и документов в военные комиссариаты по избранным военнослужащими постоянным местам жительства для направления в соответствующие органы местного самоуправления, сообщение военнослужащим о решениях, принятым органами местного самоуправления и других полномочия.

Все предусмотренные правовые основания, в том числе указанные в ст. 51 ЖК РФ, для такого признания в отношении ФИО3 имели место: он уволен по состоянию здоровья, имеет продолжительность военной службы более 10 лет, другого жилья ни в собственности, ни по договору социального найма ни он, ни члены его семьи не имеют, что подтверждается выписками из Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>, проживал на момент увольнения на территории закрытого военного городка. То есть на момент увольнения истец не был обеспечен жилым помещением ни по месту прохождения военной службы, ни по избранному месту жительства.

Согласно ст. 3 Федерального закона «О статусе военнослужащих», социальная защита военнослужащих и членов их семей является функцией государства и предусматривает реализацию их прав, социальных гарантий и компенсаций органами государственной власти, органами военного управления и органами местного самоуправления. Реализация мер правовой и социальной защиты военнослужащих и членов их семей возлагается на органы государственной власти, органы местного самоуправления, федеральные суды общей юрисдикции, правоохранительные органы в пределах их полномочий, а также является обязанностью командиров (начальников).

В соответствии со ст. 78 Устава внутренней службы ВС РФ, командир обязан проявлять чуткость и внимательность к подчиненным, а также принимать меры к решению бытовых вопросов и обеспечению правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан уволенных с военной службы и членов их семей.

Вместе с тем, учитывая, что до настоящего времени ФИО3 не обеспечен жильём, как по месту службы, так и по избранному постоянному месту жительства, меры, предпринятые командованием войсковой части 34048, и 95852 нельзя признать достаточными. Поскольку в соответствии с ч. 1 ст. 1 Федерального закона «О статусе военнослужащих», статус военнослужащих - есть совокупность прав, свобод, гарантированных государством, а также обязанностей и ответственности военнослужащих, установленных указанным Федеральным Законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Указанное дает суду основания согласиться с доводами истца о том, что при увольнении ФИО3 из рядов вооруженных сил по льготному основанию, ему не был разъяснен порядок обеспечения жилым помещением, при этом стороной ответчика не представлено доказательств обратному. Так, из листа беседы не усматривается, что у подлежащего увольнению военнослужащего ФИО3 выяснялся вопрос о его обеспеченности жилым помещением, поскольку из его содержания следует, что ФИО3 проживает в служебном жилом помещении, расположенном на территории закрытого военного городка. При этом до увольнения из рядов вооруженных сил им в рапорте указывалось, что он желает решить вопрос об отселении из закрытого военного городка. Учет заявлений на отселение который вёлся в 43 ЭТК в/ч 62681 по инициативе командования гарнизона, командование ни к чему не обязывает, поскольку ведение такой очерёдности законом не предусмотрено. Однако, из указанного следует, что командование располагало сведениями о желании ФИО3 проживать по иному месту жительства, отличному от места прохождения военной службы.

Позиция ответчика ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» министерства обороны РФ в <адрес><адрес> по данному делу сводится к тому, что ФИО3 в период военной службы командованием своей воинской части не был признан нуждающимся в получении жилого помещения в избранном месте жительства, т.к. не обращался с соответствующим рапортом об этом. Однако данная позиция представителя ответчика является необоснованной и свидетельствует о формальном подходе к разрешению жилищного вопроса военнослужащего, уволенного с военной службы по «льготному» основанию.

Такое длительное затягивание решения жилищного вопроса ФИО3 является нарушением его жилищных прав, предоставленных ему федеральным законодательством.

При этом суд учитывает, что, предоставив истцу жилое помещение на территории закрытого военного городка, Министерство Обороны РФ выполнило лишь свои обязательства по обеспечению жильём военнослужащего на период военной службы, что не исключает права истца на обеспечение жильём по избранному после увольнения постоянному месту жительства.

Квартира, в которой с 2008 года проживает истец, с учётом нахождения её на момент увольнения на территории закрытого военного городка и невозможности её приватизировать, не может быть признана жильём для постоянного проживания. Этот вывод следует и из абз. 8 п. 1 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», предусматривающим, что на весь срок военной службы в закрытых военных городках военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются служебные жилые помещения. Указом Президента Российской Федерации «О мерах по обеспечению военного строительства в Российской Федерации» Правительству Российской Федерации было поручено разработать комплекс мер по переходу на систему обеспечения военнослужащих служебными жилыми помещениями и с ДД.ММ.ГГГГ начать формирование служебного жилищного фонда для военнослужащих в закрытых и обособленных военных городках. Таким образом, в закрытых военных городках подразумевается наличие только служебного жилого фонда. По причине того, что военный городок «Тейково-10» стал закрытым в 2000г., истцу соответственно указанное жилое помещение было предоставлено в качестве служебного жилого помещения. Предоставление семьям военнослужащих - контрактников служебных жилых помещений осуществляется, по сути, с целью обеспечения жилой площадью на срок действия контракта и не влияет на их права на обеспечение жильём по избранному месту жительства при наличии к тому правовых оснований. При этом при получении жилого помещения по избранному месту жительства занимаемая им квартира в военном городке сдаётся Министерству Обороны РФ и включается в разряд служебных.

Военнослужащий ФИО3 не желал после своего увольнения остаться проживать в <адрес>, а высказал желание проживать в <адрес>, о чём им было указано в рапорте на увольнение. При этом как установлено в судебном заседании ФИО3 не является ни участником программы «Жилище» на 2002-2010 годы, ни состоит в списке кандидатов на получение ГЖС. То есть ни одна из форм, предусмотренных законодательством РФ обеспечения жилым помещением, так и не была реализована ФИО3, в том числе, и его право как военнослужащего уволенного по льготному основанию с выслугой более 10 лет, на получение жилья по избранному постоянному месту жительства, из чего следует, что срок на обращение в суд за защитой нарушенного права им не пропущен.

Суд не принимает доводы представителя ФГКУ «ЗРУЖО» МО РФ о невозможности рассмотрения заявленных исковых требований ввиду отсутствия спора о праве.

Истец сам выбирает способ защиты нарушенного права, предъявляя иск о признании права, либо иск о присуждении. Истец может просить не только признания факта существования своего субъективного материального права, но и присуждения ответчика к исполнению лежащих на нем материально-правовых обязанностей. Суд, установив факт нарушения субъективного права, принимает решение в целях защиты и восстановления нарушенного права. Когда для защиты интересов истца недостаточно лишь признания права, необходимо еще и применение мер юридической ответственности путем возложения на ответчика определенных обязанностей и, соответственно, принуждения его к совершению действий в пользу истца.

Наряду с Правилами учёта военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку…, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства в настоящее время приняты и действуют утверждённые постановлением Правительства от ДД.ММ.ГГГГ<адрес> признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих – граждан, обеспечиваемых на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, и Правила предоставления им жилых помещений в собственность бесплатно, которые предусматривают право военнослужащих-граждан Российской Федерации, уволенных по «льготным» основаниям, общая продолжительность службы которых составляет 10 лет и более, при наличии оснований, предусмотренных ст. 51 ЖК РФ, состоять на учёте нуждающихся в жилых помещениях и на основании решения соответствующего уполномоченного органа приобрести жильё по избранному после увольнения месту жительства в собственность бесплатно.

В настоящее время функции по признанию военнослужащих нуждающимися в получении жилья по избранному месту жительства по договору социального найма возложена на уполномоченный Министерством Обороны РФ орган – Департамент жилищного обеспечения МО РФ в соответствие с Положением, утверждённым приказом МО РФ от ДД.ММ.ГГГГг., и соответствующей Инструкцией «О предоставлении военнослужащим Вооружённых Сил РФ жилых помещений по договору социального найма», утверждённой приказом МО РФ от ДД.ММ.ГГГГ<адрес> положения данной Инструкции распространяются только на действующих военнослужащих.

Согласно Приказу Министерства обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О дальнейшем совершенствовании структуры органов жилищного обеспечения Министерства обороны РФ в составе региональных управлений жилищного обеспечения Министерства обороны РФ были созданы территориальные отделения, осуществляющие функции, согласно приложению к указанному приказу. Из приложения к приказу Министерства обороны РФ следует, что был определен перечень территориальных отделений региональных управлений жилищного обеспечения Министерства обороны РФ: Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны РФ – <адрес>, ФГУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ. В соответствии с Уставом ФГКУ «Западного регионального управления жилищного обеспечения» МО РФ, утвержденным Министром обороны РФ ДД.ММ.ГГГГ года, данное учреждение находиться в ведомственном подчинении Министерства обороны, непосредственно подчиняется Департаменту жилищного обеспечения МО РФ. Учреждение от своего имени приобретает и осуществляет имущественные и неимущественные права, выступает истцом, ответчиком (п.12). В соответствии с главой второй, определяющей предмет, цели, задачи и вид деятельности учреждения, определено, что учреждение осуществляет свою деятельность в целях организации работы по обеспечению военнослужащих жилыми помещениями жилищного фонда РФ, в том числе, принимает решения о признании военнослужащих нуждающимися в распределении им жилых помещений, принятие решений о распределении жилых помещений, ведением автоматизированного учета военнослужащих и т.д..

Таким образом, учёт военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений по договору социального найма, ведётся в Департаменте жилищного обеспечения МО РФ, и, в силу приказа 1441 ФГКУ «Западным региональным управлением жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ, в связи с чем, суд приходит к выводу, что они являются надлежащими ответчиками по делу.

Учитывая, что право ФИО3 на признание его нуждающимся в получении жилого помещения за счёт средств МО РФ по договору социального найма во время прохождения им военной службы не было реализовано, и реализовать его в настоящее время другим путём, кроме судебного, не представляется возможным, суд считает необходимым признать истца по составу семьи нуждающимся в получении жилого помещения по избранному постоянному месту жительства – <адрес>, поскольку на момент его увольнения с военной службы имелись правовые основания для такого признания: истец уволен с военной службы по «льготному» основанию при общей продолжительности военной службы более 20 лет, жилым помещением для постоянного проживания не обеспечен, проживал с семьёй на момент увольнения на территории закрытого военного городка, другого жилья не имеет, избрал постоянное место жительства после увольнения с военной службы вне закрытого военного городка, что соответствует положениям ст.51 ЖК РФ, Правилам признания нуждающимися от ДД.ММ.ГГГГг.

При таких обстоятельствах исковые требования суд находит подлежащими удовлетворению.

Однако суд не может согласиться требованиями истца о признании решения начальника Территориального отдела ФГКУ «ЗРУЖО» МО РФ по <адрес> в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об отказе в принятии на учёт нуждающихся в жилых помещениях» поскольку оно является законным и обоснованным, принятым в соответствии с предоставленными территориальному отделу полномочиями, поскольку Инструкция от ДД.ММ.ГГГГ № 1280, так и Постановление Правительства от ДД.ММ.ГГГГ предусматривают возможность постановки на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении военнослужащих до исключения их из списка личного состава, заявление ФИО3 в Территориальный отдел было подано после исключения из списков воинской части. Территориальный отдел полномочиями по признанию нуждающимися в получении жилого помещения военнослужащих уволенных с военной службы (после их увольнения) не располагает. В связи с чем, в данной части заявленные исковые требования удовлетворению не подлежат.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования ФИО3 удовлетворить частично.

Признать за ФИО3 и членами его семьи ФИО1, ФИО4 право на обеспечение жилым помещением по договору социального найма по избранному постоянному месту жительства – <адрес> за счет средств федерального бюджета, в соответствии с нормами предоставления жилого помещения, предусмотренного ст. 15.1 ФЗ «О статусе военнослужащих».

Признать ФИО3 и членов его семьи ФИО1, ФИО4 нуждающимися в получении жилого помещения по избранному постоянному месту жительства в <адрес> по нормам предоставления жилого помещения, предусмотренным ст. 15.1 ФЗ «О статусе военнослужащих».

Обязать Департамент жилищного обеспечения МО РФ включить ФИО3 и членов его семьи ФИО1, ФИО4 в единый реестр военнослужащих, признанных нуждающимися в получении жилого помещения по избранному постоянному месту жительства <адрес> по договору социального найма, в соответствии с нормами предоставления жилого помещения, предусмотренными ст. 15.1 ФЗ «О статусе военнослужащих»

    В остальной части исковые требования ФИО3 оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ивановский областной суд через Тейковский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья О.А.Алешина

2-1376/2013 ~ М-1429/2013

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Коробов Александр Михайлович
Ответчики
в/ч 95852
Западное РУЖО
ДЖО МО РФ
Другие
Коробов Артем Александрович
Информация скрыта
Суд
Тейковский районный суд Ивановской области
Судья
Алешина Ольга Анатольевна
Дело на странице суда
teikovsky--iwn.sudrf.ru
01.08.2013Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
01.08.2013Передача материалов судье
05.08.2013Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
20.08.2013Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
20.08.2013Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
20.08.2013Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
02.09.2013Судебное заседание
19.09.2013Судебное заседание
09.10.2013Судебное заседание
14.10.2013Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
06.11.2013Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
04.06.2014Дело оформлено
04.06.2014Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее