Дело №2-115/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г.Зея, Амурской области 16 января 2018 года
Зейский районный суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Куприяновой С.Н.,
при секретаре Козловой Е.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Софьянникова А.В. к Варвариной Р.В., Муратову В.И., Администрации Сосновоборского сельсовета Зейского района о признании права собственности на недвижимое имущество в порядке наследования,
УСТАНОВИЛ:
<Дата обезличена> умерла ФИО1, после смерти которой открылось наследственное имущество в виде квартиры в двухквартирном доме и земельного участка, расположенных по адресу: <адрес>.
Истец обратился в суд с настоящим иском, указав, что он и ответчики Варварина Р.В. и Муратов В.И. являются наследниками первой очереди после смерти матери ФИО1 Ответчики от принятия наследства отказались, супруг ФИО1 – ФИО2 умер <Дата обезличена>, при этом права на наследство он не оформлял. После смерти матери он не обратился к нотариусу за получением свидетельства о праве на наследство, однако фактически принял наследство, вступил во владение имуществом. С момента открытия наследства и до настоящего времени он обрабатывает земельный участок, осуществляет сбор урожая, а также другой уход за земельным участком, кроме того, он сделал косметический ремонт в квартире, приобретал дрова для её отопления. Просит суд признать за ним право собственности на квартиру и земельный участок, расположенные по адресу: с.<адрес> в порядке наследования.
В судебное заседание стороны не явились, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом, просят рассмотреть дело в своё отсутствие.
Истец и его представитель на удовлетворении исковых требований настаивают. Ранее истец суду пояснил, что после смерти матери в этой квартире проживал отчим ФИО2, который умер <Дата обезличена>. По состоянию здоровья он не мог самостоятельно следить за домом и огородом, наследство он не принимал. Его сводный брат Муратов В.И. не оказывал никакой помощи отцу, не оказал помощи и в похоронах, поэтому он с ним не общается. Муратов В.И. живёт своей семьёй, никаких претензий на квартиру не заявлял. Он же до настоящего времени следит за домом, отапливает его, обрабатывает земельный участок. Сразу после смерти матери он принял наследственное имущество, оплачивал коммунальные услуги, покупал дрова и отапливал дом, садил и убирал огород.
Ответчик Варварина Р.В. с исковыми требованиями согласна, ранее суду пояснила, что после смерти мамы ни она, ни её младший брат В. не принимали наследство, всё хозяйство принял брат А.. При жизни мать хотела, чтобы квартира досталась ему для старшего внука. Коммунальные услуги оплачивал А., он покупал дрова, обрабатывал огород. Она помогала ему ухаживать за отчимом до самой его смерти. Брат В. никакой помощи отцу не оказывал, он проживал отдельно со своей семьёй. Он никогда не высказывал никаких претензий на квартиру, в которой проживали родители.
Ответчик Муратов В.И. представил отзыв на иск, из которого следует, что он согласен с исковыми требованиями.
Представитель ответчика – Администрации Сосновоборского сельсовета Зейского района исковые требования признал, просит рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора-Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Амурской области в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещён надлежащим образом.
В соответствии со ст.167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон по представленным доказательствам.
Изучив и оценив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст.218 ГК РФ в случае смерти гражданина право собственности на принадлежащее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или по закону.
В силу ст.1110 ГК РФ при наследовании имущество умершего (наследство, наследственное имущество) переходит к другим лицам в порядке универсального правопреемства, то есть в неизменном виде как единое целое и в один и тот же момент, если из правил настоящего Кодекса не следует иное.
На основании ст.1111 ГК РФ в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом. Наследование по закону имеет место, когда и поскольку оно не изменено завещанием, а также в иных случаях, установленных настоящим Кодексом
Согласно ст.1112 ГК РФ в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
В соответствии со ст.1142 ГК РФ наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя.
Согласно ст.1152 ГК РФ для приобретения наследства наследник должен его принять. Принятие наследником части наследства означает принятие всего причитающегося ему наследства, в чём бы оно ни заключалось и где бы оно ни находилось.
В силу ч.2 ст.1153 ГК РФ признаётся, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности, если наследник вступил во владение или в управление наследственным имуществом; принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц; произвёл за свой счёт расходы на содержание наследственного имущества; оплатил за свой счёт долги наследодателя или получил от третьих ли причитавшиеся наследодателю денежные средства.
Согласно п.34 постановления Пленума Верховного суда РФ от 29.05.2012 г №9 «О судебной практике по делам о наследовании» наследник, принявший наследство, независимо от времени и способа его принятия считается собственником наследственного имущества, носителем имущественных прав и обязанностей со дня открытия наследства вне зависимости от факта государственной регистрации права на наследственное имущество и её момента (если такая регистрация предусмотрена законом).
В виду того, что право собственности на недвижимое имущество возникает у добросовестного приобретателя с момента регистрации такого права, то для этой цели необходимо признание права собственности на недвижимое имущество в судебном порядке.
Как разъяснено в п.36 названного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, под совершением наследником действий, свидетельствующих о фактическом принятии наследства, следует понимать совершение предусмотренных пунктом 2 статьи 1153 ГК РФ действий, а также иных действий по управлению, распоряжению и пользованию наследственным имуществом, поддержанию его в надлежащем состоянии, в которых проявляется отношение наследника к наследству как к собственному имуществу.
В качестве таких действий, в частности, могут выступать: вселение наследника в принадлежавшее наследодателю жилое помещение или проживание в нём на день открытия наследства (в том числе без регистрации наследника по месту жительства или по месту пребывания), обработка наследником земельного участка, подача в суд заявления о защите своих наследственных прав, обращение с требованием о проведении описи имущества наследодателя, осуществление оплаты коммунальных услуг, страховых платежей, возмещение за счёт наследственного имущества расходов, предусмотренных статьёй 1174 ГК РФ, иные действия по владению, пользованию и распоряжению наследственным имуществом. При этом такие действия могут быть совершены как самим наследником, так и по его поручению другими лицами. Указанные действия должны быть совершены в течение срока принятия наследства, установленного статьёй 1154 ГК РФ.
В целях подтверждения фактического принятия наследства (пункт 2 статьи 1153 ГК РФ) наследником могут быть представлены, в частности, справка о проживании совместно с наследодателем, квитанция об уплате налога, о внесении платы за жилое помещение и коммунальные услуги, сберегательная книжка на имя наследодателя, паспорт транспортного средства, принадлежавшего наследодателю, договор подряда на проведение ремонтных работ и т.п. документы.
При отсутствии у наследника возможности представить документы, содержащие сведения об обстоятельствах, на которые он ссылается как на обоснование своих требований, судом может быть установлен факт принятия наследства, а при наличии спора соответствующие требования рассматриваются в порядке искового производства.
Судом установлено, что истец Софьянников А.В., ответчики Варварина Р.В. и Муратов В.В. являются детьми ФИО1 Указанное обстоятельство сторонами не оспаривается.
Как следует из материалов дела ФИО1 на праве собственности принадлежали квартира и земельный участок, расположенные по адресу: <адрес>, что подтверждается договором на безвозмездную передачу квартиры в собственность граждан от 17 декабря 1993 года, свидетельством о праве собственности на землю от 11 августа 1993 года.
<Дата обезличена> между ФИО1 и ФИО2 был заключен брак, жене присвоена фамилия ФИО1.
<Дата обезличена> ФИО1 умерла.
<Дата обезличена> умер ФИО2
Таким образом, в соответствии со ст.1142 ГК РФ истец, ответчики Варварина Р.В. и Муратов В.И. являются наследниками первой очереди после смерти ФИО1
Из пояснений истца следует, что он не обращался к нотариусу с заявлением о принятии наследства после смерти матери, вместе с тем, фактически принял наследство и вступил во владение наследственным имуществом.
Ответчики против удовлетворения исковых требований не возражают, из материалов дела следует, что ответчики с заявлениями к нотариусу о принятии наследства они не обращались. Ответчик Варварина Р.В. суду пояснила, что она фактически наследство после смерти матери не принимала.
Как следует из сообщения нотариуса Зейского нотариального округа Тесленко Н.И., наследственное дело к имуществу ФИО1, умершей <Дата обезличена>, ей не заводилось.
Из сообщения нотариуса Зейского нотариального округа Васильевой И.Ю., наследственное дело к имуществу ФИО2, умершего <Дата обезличена>, ей не заводилось.
В подтверждение доводов о фактическом принятии наследства истцом представлены квитанции об оплате им коммунальных услуг за жилое помещение по адресу: <адрес>, за сентябрь, октябрь, декабрь 2011 года, то есть в шестимесячный срок после смерти ФИО1
Как следует из справки Сосновоборского сельсовета, по адресу: с<адрес> в период с 01 августа 2011 года был зарегистрированы: ФИО2 (умер <Дата обезличена>).
Кроме того, судом по ходатайству стороны истца допрошен свидетель ФИО14, которая суду пояснила, что она была знакома с ФИО1, работает рядом с их домом. После её смерти в квартире остался проживать муж ФИО2, но он по возрасту сам уже ничего не мог делать. Всё хозяйство принял на себя сын ФИО1 - Софьянников А., он занимался огородом, домом, покупал и привозил дрова. Также ему помогала дочь Р., внуки, они кололи дрова, носили отчиму еду.
Таким образом, представленными доказательствами установлено, что истец Софьянников А.В. фактически принял наследство после смерти матери ФИО1 в установленный законом срок для принятия наследства, обеспечивает сохранность имущества, то есть вступил во владение наследственным имуществом.
Представленные истцом доказательства в судебном заседании опровергнуты не были, каких - либо прав на указанное наследственное имущество, кроме истца никем не заявлено, ответчики Варварина Р.В. и Муратов В.В. не оспаривали факт принятия истцом наследства.
Возможность обращения в суд с иском о признании права собственности предусмотрена ст.ст.11 и 12 ГК РФ, согласно которым защита гражданских прав осуществляется судами путём признания права.
В соответствии со ст.218 ГК РФ в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
Согласно пп.1 п. 1 ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают, в том числе из договоров или иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему.
В силу ст. 153 ГК РФ сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей.
Как следует из статьи 1152 ГК РФ, принятие наследства по своей юридической природе представляет собой одностороннюю сделку, посредством которой наследник, призванный к правопреемству после умершего лица, принимает причитающееся ему наследственное имущество и становится его собственником.
Судом установлено, что спорная квартира и земельный участок принадлежали ФИО1, умершей <Дата обезличена> на праве собственности.
Поскольку судом установлено, что истец фактически принял наследство после смерти ФИО1, никто из других наследников наследственные права не заявляет, суд приходит к выводу о том, что препятствий для признания за истцом права собственности на квартиру и земельный участок, расположенные по адресу: по адресу: <адрес>, в порядке наследования не имеется.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Софьянникова А.В. удовлетворить.
Признать за Софьянниковым А.В., <Дата обезличена> года рождения, уроженцем <адрес>, право собственности на квартиру и земельный участок, расположенные по адресу: <адрес>, в порядке наследования по закону после смерти ФИО1, <Дата обезличена> года рождения, умершей <Дата обезличена>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Зейский районный суд в течение одного месяца со дня его провозглашения.
Председательствующий С.Н. Куприянова