Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-602/2017 (2-9411/2016;) ~ М-8138/2016 от 08.12.2016

Решение

Именем Российской Федерации

12 января 2017 года Промышленный районный суд г. Самары в составе:

председательствующего судьи – Орловой Л.А,

при секретаре Болдыревой Р.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-602/17 по иску Маркелова НА к Департаменту управления имуществом городского округа Самары о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,

Установил:

Истец обратился в суд с иском к ДУИ г.о.Самара о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации. В обоснование иска указал, что Маркелов НА является нанимателем жилого помещения - <адрес>, с <данные изъяты> года на основании ордера от ДД.ММ.ГГГГ , выданного Администрацией Самарского района города Самары. Истец зарегистрирован и постоянно проживает по указанному адресу. На имя истца в ТСЖ «Солнечный 5/20» открыт лицевой счет для оплаты жилищно - коммунальных услуг на указанное жилое помещение.

Занимаемое истцом жилое помещение согласно техническому паспорту, составленному Самарским филиалом ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ», по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ имеет общую площадь <данные изъяты>

Согласно выписке из реестра муниципальной собственности от ДД.ММ.ГГГГ, выданной Департаментом управления имуществом городского округа Самара, <адрес>, расположенная по адресу: <адрес>, включена в реестр муниципального имущества ДД.ММ.ГГГГ за номером <данные изъяты> на основании Постановления Главы города Самара от ДД.ММ.ГГГГ «О принятии в муниципальную собственность города Самары объектов жилищно-коммунального хозяйства от <данные изъяты>

Истец решил приватизировать занимаемое им жилое помещение. Однако, в передаче жилого помещения в собственность в порядке приватизации ему было отказано, поскольку ранее возникшее право <данные изъяты> на указанное жилое помещение в Едином государственном реестре прав не зарегистрировано.

Истец считает этот отказ необоснованным, нарушающим право истца на приватизацию занимаемого жилого помещения, которое он ранее не использовал.

На основании вышеизложенного просил признать за Маркеловым НА право собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, <адрес> в порядке приватизации.

Истец Маркелов Н.А. в судебное заседание не явился, представитель истца Полякова Л.Г., действующая на основании доверенности, в судебном заседании заявленные требования поддержала, дала пояснения, аналогичные описательной части решения, просила требования удовлетворить.

Представитель ответчика Департамента управления имуществом городского округа Самары – Клевцур С.Н., действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований.

Представитель третьего лица - Росреестра Самарской области в судебное заседание не явился, о дате и времени судебного заседания извещался судом надлежащим образом, ходатайств в суд не направил, о причинах неявки суду не сообщил.

Заслушав стороны, изучив материалы дела, суд полагает исковые требования подлежащими удовлетворению.

В силу ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.

В силу ст. ст. 2, 11, 18 Закона РФ от 04 июля 1991 года N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.

Каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.

При переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности либо при их ликвидации жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены) либо в ведение органов местного самоуправления поселений в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе права на приватизацию жилых помещений.

Положения Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" закрепляют право граждан на приватизацию жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий, который в случае приватизации предприятий подлежит передаче, по общему правилу, в ведение органов местного самоуправления.

Требование о передаче жилищного фонда в муниципальную собственность при приватизации предприятий содержится и в Федеральном законе от 21 декабря 2001 года N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества".

В соответствии с Приложением N 3 к Постановлению Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 года N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" жилищный фонд, независимо от того, на чьем балансе он находится, передается в муниципальную собственность городов и районов.

Согласно п. 1 Указа Президента Российской Федерации от 10 января 1993 года N 8 "Об использовании объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения приватизируемых предприятий" при приватизации предприятий, находящихся в федеральной (государственной) собственности, по решению их трудовых коллективов в состав приватизируемого имущества могут быть включены находящиеся на балансе приватизируемого предприятия объекты социально-культурного назначения с обязательным сохранением его профиля, за исключением жилищного фонда и обслуживающих его жилищно-эксплуатационных и ремонтно-строительных подразделений предприятий и организаций.

Как следует из разъяснений, данных в п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 августа 1993 года N 8 (с последующими изменениями и дополнениями) "О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", решая вопрос о правомерности отказа в приватизации жилого помещения, находящегося в ведомственном жилищном фонде, необходимо учитывать, что в соответствии со ст. 18 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" передача государственных и муниципальных предприятий в иную форму собственности либо их ликвидация не влияют на жилищные права граждан, проживающих в домах таких предприятий и учреждений, в том числе и на право бесплатной приватизации жилья.

Гражданину не может быть отказано в приватизации жилого помещения в домах данных предприятий и учреждений и в том случае, если изменение формы собственности или ликвидация предприятий и учреждений имели место до вступления в силу ст. 18 названного Закона (в редакции закона от 23 декабря 1992 года), поскольку действовавшее до этого времени законодательство, регулировавшее условия и порядок изменения формы собственности государственных и муниципальных предприятий и учреждений, не касалось вопросов приватизации их жилищного фонда, а законодательством, регулировавшим приватизацию жилищного фонда, не были установлены условия, которые лишили бы гражданина в указанных случаях права на получение в собственность занимаемого жилого помещения. Это положение не должно применяться, если правопреемники, изменившие форму собственности государственных и муниципальных предприятий и учреждений, на свои средства построили либо приобрели незаселенное жилое помещение, которое впоследствии явилось предметом спора о приватизации, в том числе и после введения в действие ст. 18 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" (в редакции Закона от 23 декабря 1992 года).

Также по аналогии закона спорные правоотношения урегулированы и ст. 7 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" о применении к отношениям по пользованию истцом жилым помещением норм Жилищного кодекса РФ о договоре социального найма независимо от даты передачи общежитий государственного жилищного фонда в иную форму собственности.

В соответствии со ст. 4 ЖК РСФСР, действовавшим на момент предоставлении истцу жилого помещения, жилищный фонд образуют находящиеся на территории РСФСР жилые дома, а также жилые помещения в других строениях.

Согласно ст. ст. 28, 33, 40 ЖК РСФСР граждане, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, имеют право на получение в пользование жилого помещения в домах государственного или общественного жилищного фонда в порядке, предусмотренном законодательством Союза ССР, настоящим Кодексом и другим законодательством РСФСР.

Жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, в порядке очередности, исходя из времени принятия их на учет и включения в списки на получение жилых помещений.

Жилое помещение, предоставляемое гражданам для проживания, должно быть благоустроенным применительно к условиям данного населенного пункта, отвечать установленным санитарным и техническим требованиям.

В силу ст. ст. 42, 43 ЖК РСФСР жилые помещения предоставляются гражданам в домах жилищного фонда местных Советов народных депутатов исполнительным комитетом районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Совета народных депутатов при участии общественной комиссии по жилищным вопросам, создаваемой при исполнительном комитете из депутатов Советов, представителей общественных организаций, трудовых коллективов.

Жилые помещения предоставляются гражданам в домах ведомственного жилищного фонда по совместному решению администрации и профсоюзного комитета предприятия, учреждения, организации, утвержденному исполнительным комитетом районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Совета народных депутатов, а в случаях, предусмотренных Советом Министров СССР, - по совместному решению администрации и профсоюзного комитета с последующим сообщением исполнительному комитету соответствующего Совета народных депутатов о предоставлении жилых помещений для заселения.

В соответствии со ст. 47 ЖК РСФСР на основании решения о предоставлении жилого помещения в доме государственного или общественного жилищного фонда исполнительный комитет районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Советов народных депутатов выдает гражданину ордер, который является единственным основанием для вселения в предоставленное жилое помещение.

Согласно ст. 54.1 ЖК РСФСР граждане, занимающие жилые помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда на условиях договора найма или аренды, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи приобрести эти помещения в собственность, в том числе совместную, долевую на условиях, установленных законодательством РСФСР и республик в составе РСФСР.

Судом установлено, что <адрес> Маркелову НА выдан ордер <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ на семью из <данные изъяты> на право занятия жилого помещения размером <данные изъяты>м. жилой площади, состоящего из двух комнат по адресу: <адрес>, на основании Постановления администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ .

Согласно справке о составе семьи от ДД.ММ.ГГГГ, выданной начальником отдела по жилищно-коммунальному хозяйству и благоустройству Администрации Октябрьского внутригородского района г.о. Самара Маркелов Н.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ был зарегистрирован по адресу: <адрес>.

Согласно справке гп от ДД.ММ.ГГГГ, выданной Самарским филиалом ФГУП «Ростехинвентразиация – Федеральное БТИ» Маркелов НА, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, до ДД.ММ.ГГГГ строений и жилья на территории <адрес> и <адрес> не имел. Право на приватизацию на территории <адрес> и <адрес> не использовал.

Согласно справке о составе семьи от ДД.ММ.ГГГГ, выданной ТСЖ «Солнечный 5/20» по адресу: <адрес> зарегистрирован с ДД.ММ.ГГГГ и проживает по настоящее время Маркелов НА, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, – ответственный наниматель.

Таким образом, судом установлено, что НА право на приватизацию жилья не использовал.

Согласно техническому паспорту, изготовленным Самарским филиалом ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» ДД.ММ.ГГГГ, жилая площадь занимаемого истцом жилого помещения составляет <данные изъяты>

Спорное жилое помещение включено в реестр муниципального имущества на основании Постановления Главы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ .

Маркелов Н.А. обратился в ДУИ г.о. Самара для заключения договора передачи квартир в собственность граждан в порядке приватизации на жилое помещение: <адрес>, однако письмом от ДД.ММ.ГГГГ в заключении договора было отказано, так как в Едином государственном реестре прав о регистрации запись ранее возникшего права отсутствует.

Сообщением Управления Росреестра исх. от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в государственной регистрации, направленным в адрес муниципального образования г.о. Самара в государственной регистрации права собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, отказано, так как указанная квартира включена в реестра муниципального имущества ДД.ММ.ГГГГ за номером <данные изъяты> на основании Постановления главы города Самара от ДД.ММ.ГГГГ «О принятии в муниципальную собственность города Самары объектов жилищно-коммунального хозяйства от ЗАО «Хозрасчетное объединение МЖК-1». Однако в Едином государственном реестре прав о регистрации запись ранее возникшего права отсутствует.

Законность вселения истца в спорное жилое помещение никем не оспаривается, права третьих лиц не нарушены. Обязательства, по которым истец обязан освободить жилое помещение, отсутствуют.

Согласно п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ №8 от 24.08.1993 г. «О некоторых вопросах применения судами Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» - требования граждан о бесплатной передаче жилого помещения в собственность проживающих в нем лиц подлежат удовлетворению независимо от воли лиц, на которых законом возложена обязанность по передаче жилья в собственность граждан, так как этим правом граждан наделила статья 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации».

Учитывая, что истец зарегистрирован в спорном жилом помещении, расположенном в доме по адресу: <адрес>, вселен в спорное жилое помещение на законных основаниях, спорное жилое помещение включено в реестр муниципальной собственности, истец право на приватизацию жилья не утратил, суд приходит к выводу, что истец имеет право приобрести жилое помещение в собственность в порядке приватизации.

В соответствии с п. 2 ст. 4 Федерального закона от 21 июля 1997г. N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» обязательной государственной регистрации подлежат права на недвижимое имущество, правоустанавливающие документы на которые оформлены после введения в действие настоящего Федерального закона.

Уставом городского округа Самара, в ред. до 31.03.2005года, предусмотрено, что права собственника в отношении муниципального имущества осуществляет Департамент управления имуществом г.о. Самара. Так же пунктом «а» п. 3.6 Положения о порядке управления и распоряжения муниципальной собственностью г. Самары, утвержденного постановлением Главы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, следует, что ответственным за проведение государственной регистрации права муниципальной собственностью является Департамент управления имуществом г.о. Самара.

Учитывая, что занимаемое жилое помещение является муниципальной собственностью, истцом ранее право на приватизацию жилья не использовано, законом ему предоставлено право на приватизацию жилья, суд приходит к выводу, что исковые требования обоснованы и подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Решил:

Исковые требования Маркелова НА к Департаменту управления имуществом городского округа Самары о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации - удовлетворить.

Признать за Маркеловым НА право собственности на жилое помещение - квартиру, площадью с учетом прочей <данные изъяты> кв.м., общей площадью <данные изъяты>.м., жилой площадью <данные изъяты> кв.м расположенное по адресу: <адрес>.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарском областном суде через Промышленный районный суд <адрес> в течение месяца с момента изготовления в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 17 января 2017 года.

    

    

Председательствующий:                         Л.А.Орлова

2-602/2017 (2-9411/2016;) ~ М-8138/2016

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Маркелов Н.А.
Ответчики
Департамент управления имуществом г.о. Самара
Другие
управление Росреестра
Суд
Промышленный районный суд г. Самары
Судья
Орлова Л. А.
Дело на странице суда
promyshleny--sam.sudrf.ru
08.12.2016Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
08.12.2016Передача материалов судье
13.12.2016Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
13.12.2016Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
14.12.2016Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
12.01.2017Предварительное судебное заседание
12.01.2017Судебное заседание
17.01.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
27.02.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее