Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
22 ноября 2017 года г. Тула
Советский районный суд г. Тулы в составе:
председательствующего Бездетновой А.С.
при секретаре Алехиной А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-1967/2017 по исковому заявлению Корнеевой В.А. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в гор. Туле Тульской области о признании права на назначение социальной пенсии по инвалидности,
у с т а н о в и л :
Корнеева В.А. обратилась в суд с иском к ГУ УПФР в г. Туле Тульской области о признании права на назначение социальной пенсии по инвалидности,
В обоснование заявленных требований истец указывает, что она (Корнеева В.А.), являясь с ДД.ММ.ГГГГ инвалидом <данные изъяты> группы, 13.06.2017 года обратилась в ГУ УПФР в г. Туле Тульской области с заявлением о назначении социальной пенсии по инвалидности в соответствии с п.1 ст. 11 Федерального закона от 15.12.2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации». Однако решением ГУ УПФР в г. Туле Тульской области № от 16.06.2017 года в назначении социальной пенсии ей отказано в связи с отсутствием у Корнеевой В.А. регистрации по месту жительства на территории Российской Федерации. Не соглашаясь с данными выводами, Корнеева В.А. указывает, что родилась и проживает всю жизнь на территории Российской Федерации, относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, своего жилья у нее не имеется, в связи с чем не имеется возможности оформить регистрацию по месту жительства, имеет регистрацию по месту пребывания.
Истец просит суд признать за ней (Корнеевой В.А.) право на назначение социальной пенсии по инвалидности.
В судебное заседание истец Корнеева В.А. не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена своевременно и надлежащим образом, в представленном суду заявлении просила суд рассмотреть дело в свое отсутствие.
Суд на основании ч. 5 ст. 167 ГПК РФ счел возможным рассматривать дело в отсутствие не явившегося истца.
Представитель ответчика ГУ УПФР в г. Туле Тульской области по доверенности Зотова Д.И. в судебном заседании исковые требования не признала, просила отказать в их удовлетворении. Пояснила суду, что правом на социальную пенсию в соответствии со ст. 11 Федерального закона № 166-ФЗ от 15.12.2001 г. «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» пользуются граждане, постоянно проживающие на территории РФ. Истец, будучи гражданином РФ, не является лицом, постоянно проживающим на территории РФ, так как не имеет регистрации по месту жительства.
Выслушав объяснения представителя ответчика, исследовав материалы гражданского и пенсионного дел, суд приходит к следующему.
Согласно справке №, ДД.ММ.ГГГГ Кореевой В.А. установлена инвалидность <данные изъяты> группы по общему заболеванию.
13.06.2017 Корнеева В.А. обратилась в ГУ УПФР в г. Туле Тульской области с заявлением о назначении социальной пенсии по инвалидности в соответствии с п.1 ст. 11 Федерального закона от 15.12.2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».
Решением ГУ УПФР в г. Туле Тульской области № от 16.06.2017 года в назначении Корнеевой В.А. социальной пенсии отказано в связи с отсутствием у нее регистрации по месту жительства на территории Российской Федерации (отметки о регистрации по месту жительства в паспорте).
Между тем, с указанными выводами ГУ-УПФ РФ г. Туле, согласиться нельзя.
В соответствии со ст. 27 Конституции РФ каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.
В силу ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
В соответствии со ст. 3 Закона РФ от 25.06.1993 года № 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.
Согласно пп. 1 п. 1 ст. 11 Федерального закона от 15.12.2001 года № 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" право на социальную пенсию в соответствии с настоящим Федеральным законом имеют постоянно проживающие в Российской Федерации инвалиды I, II и III группы, в том числе инвалиды с детства.
В соответствии с п. 2 ст. 24 Федерального закона от 15.12.2001 года № 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" перечень документов, необходимых для установления пенсии, правила обращения за пенсией, в том числе работодателей, установления пенсии, проведения проверок документов, необходимых для установления пенсии, правила выплаты пенсии, осуществления контроля за ее выплатой, проведения проверок документов, необходимых для выплаты пенсии, правила ведения пенсионной документации, а также сроки хранения выплатных дел и документов о выплате и доставке пенсии, в том числе в электронной форме, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Приказом Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации от 28.11.2014 года № 958н утвержден Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению.
Согласно п. 2 указанного Перечня для установления пенсии необходимы документы, удостоверяющие личность, возраст, место жительства, гражданство, регистрацию в системе обязательного пенсионного страхования гражданина, которому устанавливается пенсия, и другие документы в зависимости от вида устанавливаемой пенсии, предусмотренные настоящим перечнем, а также соответствующее заявление об установлении пенсии, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом "О страховых пенсиях", Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".
Пунктами 41, 43 названного Перечня предусмотрено, что для назначения социальной пенсии по инвалидности необходимы документы об установлении инвалидности и о постоянном проживании в Российской Федерации. Документом, подтверждающим место жительства гражданина РФ на территории Российской Федерации, является паспорт гражданина РФ, удостоверяющий личность гражданина РФ на территории Российской Федерации, с отметкой о регистрации по месту жительства, временное удостоверение личности гражданина РФ, а для лиц, не достигших 14-летнего возраста - свидетельство о регистрации по месту жительства, выданное территориальным органом Федеральной миграционной службы (п. 57 Перечня).
Вместе с тем, абз. 2 п. 2 Перечня установлено, что при отсутствии места жительства на территории Российской Федерации необходим документ, подтверждающий место пребывания на территории Российской Федерации.
Документом, подтверждающим место пребывания на территории Российской Федерации гражданина РФ, является свидетельство о регистрации по месту пребывания на территории Российской Федерации, временное удостоверение личности гражданина Российской Федерации.
Из свидетельства № от 13.06.2017 года следует, что Корнеева В.А. зарегистрирована по месту пребывания по адресу: <адрес>.
Как следует из протокола заседания Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан № от 16.06.2017 года, при рассмотрении заявления Корнеевой В.А. о назначении социальной пенсии по инвалидности распоряжении комиссии имелись сведения о регистрации Корнеевой В.А. по месту пребывания на территории Российской Федерации.
Соответственно, Корнеевой В.А. соблюдены вышеприведенные требования действующего законодательства в части представления для назначения социальной пенсии документа, подтверждающего место пребывания на территории Российской Федерации.
Приведенные представителем ГУ УПФР в г. Туле Тульской области доводы о том, что для назначения социальной пенсии по инвалидности в обязательном порядке требуется предоставление исключительно документа о постоянном проживании в Российской Федерации, коим для Корнеевой В.О. является паспорт гражданина РФ с отметкой о регистрации по месту жительства, являются несостоятельными и основаны на неверном толковании вышеприведенных норм действующего законодательства.
Согласно ст. 23 Федерального закона от 15.12.2001 года № 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" пенсия, предусмотренная настоящим Федеральным законом, независимо от ее вида, назначается с 1-го числа месяца, в котором гражданин обратился за ней, но не ранее чем со дня возникновения права на нее.
Учитывая, что Корнеева В.А., являясь с ДД.ММ.ГГГГ инвалидом <данные изъяты> группы, 13.06.2017 года обратилась в ГУ УПФР в г. Туле Тульской области с заявлением о назначении социальной пенсии по инвалидности, то социальная пенсия должна быть назначена с 01 июня 2017 года.
Руководствуясь положениями ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
исковые требования Корнеевой В.А. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в гор. Туле Тульской области о признании права на назначение социальной пенсии по инвалидности - удовлетворить.
Признать за Корнеевой В.А. право на назначение социальной пенсии по инвалидности.
Обязать Государственное учреждение - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в г. Туле Тульской области назначить Корнеевой В.А. социальную пенсию по инвалидности с 01 июня 2017 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тульский областной суд г. Тулы через Советский районный суд г. Тулы в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Председательствующий А.С. Бездетнова