Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ Самарский районный суд г. Самары в составе председательствующего Саломатина А.А.,
при секретаре Никоновой И.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску Патрикеевой Г.А. к Департаменту социальной поддержки и защиты населения Администрации городского округа Самара, Министерству социально-демографической и семейной политики о назначении ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров в возмещение вреда, причиненного смертью кормильца и взыскании недополученной суммы,
у с т а н о в и л:
Патрикеева Г.А. обратилась в суд с иском к Департаменту социальной поддержки и защиты населения Администрации г.о. Самара, Министерству социально-демографической и семейной политики Самарской области о назначении денежной компенсации по случаю потери кормильца, указав, что она является вдовой Патрикеева А.В., участника ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в 1986 году, умершего ДД.ММ.ГГГГ вследствие причин, связанных с непосредственным участием в работах по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. Факт связи причины смерти ФИО6 с аварией на Чернобыльской АЭС установлен решением экспертного совета при ФГУЗ «Всероссийский центр экстренной и радиационной медицины им. ФИО5» от ДД.ММ.ГГГГ Статьёй 14 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № « О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» определены меры социальной поддержки ( п.п. 2,3,7,8,12-15 ч.1 ст. 14), которые распространяются на семьи, потерявшие кормильца из числа граждан подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, умерших вследствие лучевой болезни и других заболеваний, возникших в связи с катастрофой, а также на семьи умерших инвалидов, на которых распространялись меры соцподдержки, указанные в ст. 14 закона. По мнению истицы положения п.13 Закона определяют её право на ежемесячную выплату компенсации на приобретение продовольственных товаров, порядок реализации которого указан с момент вступления в действие указанной нормы закона ( п.13 ч.1 ст. 14 Закона), то есть с ДД.ММ.ГГГГ. В дальнейшем указанный порядок выплат компенсаций был определен Постановлением Правительства РФ от 31.12.2004 года № 907 с ДД.ММ.ГГГГ, но при этом на семьи, потерявшие кормильца из числа погибших в результате катастрофа на Чернобыльской АЭС, умерших вследствие лучевой болезни и других заболеваний, возникших в связи с чернобыльской катастрофой, а также на семьи умерших инвалидов, указанный порядок, в нарушение положений ст. 14 Закона, распространен не был.
Поданное истицей в Управление социальной поддержки и защиты населения Железнодорожного района Департамента социальной поддержки и защиты населения Администрации г.о. Самара заявления о назначении соответствующих выплат оставлены ответчиком без удовлетворения.
На основании изложенного просила суд признать ее право на получение ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров в возмещение вреда, причинённого смертью кормильца, со ДД.ММ.ГГГГ Обязать Департамент социальной поддержки и защиты населения Самарского района г.о.Самара за счет средств Федерального бюджета (казны) Российской Федерации назначить ей ежемесячную денежную компенсацию на приобретение продовольственных товаров в возмещение вреда, причинённого смертью кормильца, в сумме 705 рублей 39 копеек с ДД.ММ.ГГГГ и включить ее в списки граждан, имеющих право на получение указанной выплаты. В дальнейшем указанную денежную компенсацию индексировать в соответствии с действующим законодательством РФ.
В судебном заседании представитель истицы, действующий на основании доверенности, заявленные требования поддержал, просил суд их удовлетворить по изложенным в иске основаниям, также просил суд взыскать в пользу истицы расходы на оплату услуг представителя в сумме 5 500 рублей.
Представитель ответчика Департамента социальной поддержки и защиты населения Администрации г.о. Самара, действующий на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признал, считая их не основанными на законе, просил в удовлетворении исковых требований отказать.
Представитель Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области в судебное заседание не явился, о месте и времени слушания дела был надлежащим образом уведомлен, в связи с чем, суд полагает возможным дело рассмотреть в его отсутствие.
Представитель Управления федерального казначейства РФ по Самарской области, в судебное заседание не явился, о месте и времени слушания дела был надлежащим образом уведомлен.
Выслушав явившиеся стороны, исследовав материалы дела, суд полагает исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Судом при рассмотрении дела установлено, что истица является вдовой Патрикеева А.В., участника ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в 1986 году, умершего ДД.ММ.ГГГГ вследствие причин, связанных с непосредственным участием в работах по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. Факт связи причины смерти ФИО6 с аварией на Чернобыльской АЭС установлен решением экспертного совета при ФГУЗ «Всероссийский центр экстренной и радиационной медицины им. ФИО5» от ДД.ММ.ГГГГ
Исходя из периода нахождения Патрикеева А.В. на специальных военных сборах следует, что он относился к категории граждан, указанной в п. 4 ч. 1 ст. 13 - граждане (в том числе временно направленные или командированные), принимавшие в 1988 - 1990 годах участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятые в этот период на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС; военнослужащие и военнообязанные, призванные на специальные сборы и привлеченные в эти годы к выполнению работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ, а также лица начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, проходившие в 1988 - 1990 годах службу в зоне отчуждения;
Для указанной категории граждан объем предоставляемых льгот и гарантий определен в ст. 15 ФЗ № 1244-1, согласно которой гражданам, указанным в пункте 4 части первой статьи 13 настоящего Закона, предоставляются меры социальной поддержки, предусмотренные пунктами 4, б, 7, 9 - 12, 14 части первой статьи 14 настоящего Закона и пунктом 2 части первой настоящей статьи. Кроме того, им гарантируются:
1) использование ежегодного очередного оплачиваемого отпуска в удобное для них время;
2) преимущественное вступление в гаражно-строительные кооперативы и садоводческие товарищества (кооперативы);
3) постановка на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Гражданам, указанным в пунктах 1 и 2 части первой статьи 13 настоящего Закона, выдаются специальные удостоверения инвалидов, а гражданам, указанным в пунктах 3 и 4 части первой статьи 13 настоящего Закона, выдаются удостоверения участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и нагрудные знаки. Эти документы дают право на меры социальной поддержки, предусмотренные настоящим Законом, с момента их предъявления.
Как следует из материалов дела ФИО6 являлся участником ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС.
Согласно пояснениям представителя истицы, инвалидность супругу истицы не устанавливалась.
Анализ положений пунктов 4, 6, 7, 9 - 12, 14 ч.1 ст. 14 выше указанного закона показывает, что п. 13 данной статьи предусматривает ежемесячную денежную компенсацию участникам ликвидации аварии, а также проживающим с ними детям, не достигшим 14-летнего возраста, на приобретение продовольственных товаров в размере 300 рублей;
Часть 4 ст. 14 ФЗ № 1244-1 определяет, что меры социальной поддержки, предусмотренные пунктами 2, 3, 7, 8, 12 - 15 части первой настоящей статьи, распространяются на семьи, потерявшие кормильца из числа граждан, погибших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, умерших вследствие лучевой болезни и других заболеваний, возникших в связи с чернобыльской катастрофой, а также на семьи умерших инвалидов, на которых распространялись меры социальной поддержки, указанные в настоящей статье.
Порядок предоставления указанных выплат семьям, потерявшим кормильца определен в Правилах выплаты ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31.12.2004 N 907 (ред. от 25.03.2013) «О социальной поддержке граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
Пункт 1 Правила определяет, что гражданам, получившим или перенесшим лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы или с работами по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы, указанным в пунктах 1 и 2 части первой статьи 13 Закона, и проживающим с ними детям, не достигшим 14-летнего возраста, а также гражданам, указанным в части четвертой статьи 14 Закона, компенсация на приобретение продовольственных товаров выплачиваются - в размере 300 рублей. На 01.01.2013г. указанная сумма составляет 705,39 коп.
Из представленных суду документов, оцененных в совокупности с выше приведенными правовыми нормами следует, что истица не подпадает под число лиц, которым выплачивается указанная компенсация.
Представителем истицы не оспаривалось, что умерший супруг истицы при жизни не получал указанной компенсации.
Ссылки представителя истца на то, что следует принимать во внимание правовые позиции, изложенные Верховным Судом РФ в определении от 08.07.2011г. № 18-В11-41не могут является основанием к удовлетворению заявленных исковых требований, поскольку в рамках иска Лымарь B.C. рассматривалась обоснованность отказа в выплате компенсаций на приобретение продовольственных товаров вдове инвалида, умершего вследствие заболевания, возникшего в связи с участием в ликвидации последствий Катастрофы на Чернобыльской АЭС. Истица к данной категории граждан не относится.
Таким образом, при рассмотрении заявленных требований оснований для их удовлетворения судом не установлено.
В связи с отказом в удовлетворении требований истицы, также не подлежат удовлетворения требования о взыскании в пользу истицы расходов на оплату услуг представителя.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований Патрикеевой Г.А. к департаменту социальной поддержки и защиты населения Администрации городского округа Самара, Министерству социально-демографической и семейной политики о назначении ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров в возмещение вреда, причиненного смертью кормильца и взыскании недополученной суммы отказать.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Самарский районный суд г. Самары в течение месяца с момента изготовления решения суда в окончательном виде.
Председательствующий:
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ