Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-9771/2014 ~ М-9329/2014 от 27.10.2014

Дело № 2-9771/2014-19

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

26 ноября 2014 года г. Петрозаводск

ПЕТРОЗАВОДСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

в составе судьи

Е.В. Лазаревой

при секретаре

А.А. Куценко

с участием

представителя заявителя

адвоката В.В. Реттиева, действующего на основании удостоверения № 166 и ордера от 20.11.2014

представителя заинтересованного лица

Е.В. Аникиной, действующей на основании доверенности от 31.12.2013

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Ивановной Н.И. о признании незаконным отказа Администрации Петрозаводского городского округа в выдаче градостроительного плана на земельный участок, имеющий кадастровый номер <данные изъяты>, понуждению к совершению действий,

У С Т А Н О В И Л:

Ивановной Н.И. (далее – заявитель, собственник, гражданин) обратилась в суд с заявлением об оспаривании отказа Администрации Петрозаводского городского округа (далее – заинтересованное лицо, Администрация), оформленного письмом № 5.3-08-559-Ш от 25.07.2014 (далее – оспариваемое решение, решение от 25.07.2014), которым заявителю было отказано в выдаче градостроительного плана на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, и имеющего кадастровый номер <данные изъяты> (далее – земельный участок, спорный участок), собственником 768/1332 долей в праве собственности на который с 24.10.2007 является заявитель, и на котором расположен жилой дом (далее – спорный дом), 32/45 долей в праве собственности на который с 31.08.2006 также принадлежит заявителю, полагая данный отказ Администрации незаконным, имея ввиду дату возникновения у Ивановой Н.И. права собственности на спорный участок, притом, что спорный участок принадлежит заявителю до принятия нормативного акта, на основании которого отказано в выдаче градостроительного плана, а спорный дом был построен в 1959 году. Одновременно просит обязать Администрацию выдать ей разрешение на строительство и ввод объекта в эксплуатацию.

Заявитель, извещенный о месте и времени слушания дела, в судебное заседание не явилась.

Представитель заявительницы в предварительном и настоящем судебном заседании требования поддержал, дополнительно пояснив, что какая-либо железная дорога фактически отсутствует, поскольку рельсы разобраны, в связи с чем полагал необоснованным отнесение земельного участка к санитарно-защитной зоне ввиду отсутствия самого объекта транспортной инфраструктуры. Пояснил, что с требованиями о выдаче разрешения на строительство, а также на ввод объекта в эксплуатацию собственник не обращался, отказ в их выдаче Администрация не давала.

Представитель Администрации в предварительном судебном заседании и при рассмотрении дела полагала требования не подлежащими удовлетворению, поскольку спорный участок хоть и находится в зоне застройки индивидуальными и блокированными жилыми домами, целиком попадает в санитарно-защитную зону транспортной инфраструктуры (поскольку находится вблизи железной дороги), строительство в которой запрещено. Пояснила, что заявитель не обращалась с требованиями о выдаче разрешения на строительство и ввод объекта в эксплуатацию.

Заинтересованные лица в предварительном судебном заседании и при рассмотрении дела полагали требования подлежащими удовлетворению, пояснив, что на спорном участке заявителем фактически возведен дом.

Заслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

С учетом части третьей статьи 196 ГПК РФ, судом разрешается настоящее дело только и исключительно в пределах заявленных требований, каковыми являются требования заявителя о признании незаконным отказа в выдаче градостроительного плана на спорный участок, разрешений на строительство и ввод в эксплуатацию.

В судебном заседании установлено, что по адресу: Республика Карелия, <адрес>, в 1959 году был построен жилой дом, 32/45 долей в праве собственности на который с 31.08.2006 принадлежит заявителю, 11/45 долей в праве собственности принадлежит Катневой Г.С., 2/45 долей в праве собственности – Катневу А.Е.

Указанный жилой дом расположен на земельном участке общей площадью 1332 кв.м. и имеющем кадастровый номер <данные изъяты>, собственником 768/1338 долей в праве собственности на который с 24.10.2007 является Иванова Н.И., собственником 477/1332 долей в праве собственности с 16.08.2005 является Катнева Г.С., а собственником 87/1332 долей в праве собственности с 16.08.2005 является Катнев А.Е. Участниками долевой собственности на земельный участок в добровольном порядке (применительно к положениям п. 1 ст. 247 ГК РФ) заключено письменное соглашения о порядке пользования спорным участком.

Земельный участок находится в зоне застройки индивидуальными и блокированными жилыми домами.

Собственник обратился в Администрацию с заявлением о выдаче градостроительного плана, однако решением, оформленным письмом № 5.3-08-559-Ш от 25.07.2014 в его выдаче было отказано ввиду того обстоятельства, что спорный участок расположен в санитарно-защитной зоне железной дороги.

Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела, пояснениями сторон и не оспариваются ими.

В силу ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

В соответствии со статьей 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

В силу части 4 статьи 258 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.

В соответствие со ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

При этом согласно разъяснениям, данным в пункте 25 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» (далее - постановление от 10.02.2009), при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять: имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия. В случае, когда принятие или непринятие решения, совершение или несовершение действия в силу закона или иного нормативного правового акта отнесено к усмотрению органа или лица, решение, действие (бездействие) которых оспариваются, суд не вправе оценивать целесообразность такого решения, действия (бездействия), например при оспаривании бездействия, выразившегося в непринятии акта о награждении конкретного лица; соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.). При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения.

Согласно ст. 2 Градостроительного кодекса РФ (далее – ГрК РФ) законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются на принципах, в том числе таких, как обеспечение устойчивого развития территорий на основе территориального планирования и градостроительного зонирования; обеспечение сбалансированного учета экологических, экономических, социальных и иных факторов при осуществлении градостроительной деятельности; осуществление строительства на основе документов территориального планирования, правил землепользования и застройки и документации по планировке территории; участие граждан и их объединений в осуществлении градостроительной деятельности, обеспечение свободы такого участия и т.д.

К полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области градостроительной деятельности ч. 3 ст. 8 ГрК РФ отнесены, в том числе: подготовка и утверждение документов территориального планирования городских округов; утверждение местных нормативов градостроительного проектирования городских округов; утверждение правил землепользования и застройки городских округов; утверждение подготовленной на основе документов территориального планирования городских округов документации по планировке территории, за исключением случаев, предусмотренных ГрК РФ; выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территориях городских округов и др.

В соответствии с п. 26 ч. 1 ст. 16 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится утверждение подготовленной на основе генеральных планов городского округа документации по планировке территории.

По смыслу ч. 5 ст. 41 ГрК РФ, одним из видов документации по планировке территории является градостроительный план земельного участка.

В ч.ч. 1 и 2 ст. 44 ГрК РФ указано на то, что подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) земельным участкам. Подготовка градостроительного плана земельного участка осуществляется в составе проекта межевания территории или в виде отдельного документа.

Требования к подготовке и содержанию градостроительного плана определены в ст.ст. 44 и 46 ГрК РФ. Так подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) земельным участкам. Подготовка градостроительного плана земельного участка осуществляется в составе проекта межевания территории или в виде отдельного документа. Форма градостроительного плана земельного участка устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Согласно ч. 17 ст. 46 ГрК РФ в случае, если физическое или юридическое лицо обращается в орган местного самоуправления с заявлением о выдаче ему градостроительного плана земельного участка, проведение процедур, предусмотренных ч.ч. 1-16 ст. 46 ГрК РФ, не требуется. Орган местного самоуправления в течение тридцати дней со дня поступления указанного обращения осуществляет подготовку градостроительного плана земельного участка и утверждает его. Орган местного самоуправления предоставляет заявителю градостроительный план земельного участка без взимания платы.

Из содержания приведенных положений следует, что подготовка и выдача градостроительного плана земельного участка осуществляется по заявлению собственника, пользователя либо иного заинтересованного лица и является обязанностью уполномоченного органа.

Оснований для отказа в утверждении и выдаче градостроительного плана Градостроительный кодекс РФ не содержит. Доказательств непредставления заявителем необходимых документов Администрацией не представлено.

Часть 11 статьи 48 ГрК РФ определяет градостроительный план земельного участка в качестве одного из оснований подготовки проектной документации объектов капитального строительства.

Следовательно, право подготовить проектную документацию возникает у лица, обратившегося за выдачей градостроительного плана земельного участка, лишь после получения такого плана – документа, содержащего всю необходимую для проектирования и строительства информации. Отказ в выдаче градостроительного плана создает препятствия к осуществлению гражданином прав и свобод, в данном случае – строительству дома, то есть конституционного права на жилище.

Аналогичная правовая позиция содержится в определении Верховного Суда РФ от 10.09.2014 по делу 18-КГ14-96.

Согласно п. 2 ст. 36 ГрК РФ градостроительные регламенты устанавливаются с учетом фактического использования земельных участков и объектов капитального строительства в границах территориальной зоны; возможности сочетания в пределах одной территориальной зоны различных видов существующего и планируемого использования земельных участков и объектов капитального строительства; функциональных зон и характеристик их планируемого развития, определенных документами территориального планирования муниципальных образований; видов территориальных зон; требований охраны объектов культурного наследия, а также особо охраняемых природных территорий, иных природных объектов.

Частью 8 статьи 36 ГрК РФ установлено, что земельные участки, виды разрешенного использования, предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия. При этом в силу частью 9 этой же статьи определено, что реконструкция указанных в части 8 настоящей статьи объектов капитального строительства может осуществляться только путем приведения таких объектов в соответствие с градостроительным регламентом или путем уменьшения их несоответствия предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции; изменение видов разрешенного использования указанных земельных участков и объектов капитального строительства может осуществляться путем приведения их в соответствие с видами разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, установленными градостроительным регламентом, а согласно части 10 статьи 36 ГрК РФ в случае, если использование указанных в части 8 настоящей статьи земельных участков и объектов капитального строительства продолжается и опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия, в соответствии с федеральными законами может быть наложен запрет на использование таких земельных участков и объектов.

Между тем данных, свидетельствующих о том, что использование спорного земельного участка, а также расположенного на нем жилого дома представляет опасность для жизни или здоровья человека, окружающей среды, объектов культурного наследия, Администрацией не представлено.

Таким образом, при принятии или изменении правил землепользования и застройки, которыми изменяется территориальное зонирование, содержание градостроительного регламента и, соответственно, разрешенное использование земельного участка, установлении зон с особыми условиями использования территорий, его владелец вправе продолжать использование этого участка, разрешенное до такого изменения, без какого-либо ограничения, в том числе по сроку, если только такое использование не создает опасности для перечисленных в части 8 статьи 36 ГрК РФ объектов.

В связи с чем, сам по себе факт включения земельного участка Правилами землепользования и застройки города Петрозаводска в границах территории Петрозаводского городского округа, утвержденными Решением Петрозаводского городского Совета № 26/38-771 от 11.03.2010 (далее – Правила землепользовании и застройки) в санитарно-защитную зону железной дороги не свидетельствует о невозможности проведения реконструкции ранее возведенного жилого дома, имея ввиду как то обстоятельство, что жилой дом был построен в 1959 году, а права на спорный участок возникли у заявителя в 2007 году, то есть до утверждения Правил землепользования и застройки.

Доводы заинтересованного лица о применении к спорным правоотношениям пункта 10 Правил установления и использования полос отвода и охранных зон железных дорог, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 611 от 12.10.2006, отклоняются судом, имея ввиду то обстоятельство, что данных об установлении в порядке, предусмотренном пунктами 8 и 9 указанных правил, границы охранной зоны железной дороги вблизи спорного участка, с установлением конкретных ограничений, перечисленных в пункте 10 вышеназванных правил, не имеется. При этом учитывается, что доказательств наличия обстоятельств, перечисленных в пункте 7 вышеназванных правил, в силу которых охранные зоны могут быть установлены, по делу не имеется.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу о неправомерности отказа Администрации в выдаче градостроительного плана спорного участка, нарушающим право заявителя на получение градостроительного плана на находящийся, в том числе, в его собственности земельный участок и о возложении на заинтересованное лицо обязанности устранить допущенное нарушение посредством понуждения выдать градостроительный план на него.

Более того, земельный участок принадлежит заявителю с 2007 года, то есть до 11.03.2010 (начала действия Правил землепользования и застройки). Таким образом, с учетом буквального содержания абзаца шестого подпункта 2.8.1 пункта 2.8 Административного регламента Администрации Петрозаводского городского округа по предоставлению муниципальной услуги «Подготовка, утверждение и выдача градостроительных планов земельных участков», утвержденного Постановлением Администрации Петрозаводского городского округа № 638 от 14.02.2012 Администрация была не вправе отказывать в предоставлении муниципальной услуги по подготовке, утверждению и выдаче градостроительного плана спорного участка в том числе ввиду несоответствие представленных документов Правилам землепользования и застройки.

Определяя срок, в течении которого Администрации следует устранить допущенное нарушение, суд исходит из срока, установленного ч. 17 ст. 46 ГрК РФ, а также из необходимости получения всех необходимых сведений, подлежащих указанию в составе градостроительного плана земельного участка в силу ч.ч. 3 и 4 ст. 46 ГрК РФ, в связи с чем полагает необходимым установить его равным 30 рабочим дням со дня вступления настоящего решения в законную силу.

Принимая во внимание положения ч. 7 ст. 51 ГрК РФ, требующие от заявителя предоставлять одновременно с заявлением о выдаче разрешения на строительство градостроительный план земельного участка, а также ч. 1 ст. 55 ГрК РФ, по смыслу которой разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка, а также проектной документации, в удовлетворении требований заявителя о возложении обязанности на Администрацию выдать разрешение на строительство, а также разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, следует отказать.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 98, 194, 195, 197, 199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Заявление удовлетворить частично.

Признать незаконным решение Администрации Петрозаводского городского округа, оформленное письмом № 5.3-08-559-Ш от 25.07.2014, об отказе выдать градостроительный плана на земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенный по адресу: Республика Карелия, <адрес>.

Обязать Администрацию Петрозаводского городского округа в течение 30 рабочих дней со дня вступления решения в законную силу выдать Ивановной Н.И. градостроительный плана на земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенный по адресу: Республика Карелия, <адрес>.

В удовлетворении оставшихся требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Карелия через Петрозаводский городской суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья Е.В. Лазарева

Решение в окончательной форме изготовлено 01.12.2014.2014.

Последний день подачи апелляционной жалобы 12.01.2015.

2-9771/2014 ~ М-9329/2014

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Иванова Наталья Ивановна
Другие
Катнев Андрей Евгеньевич
Катнева Галина Сергеевна
Реттиев Владимир Владимирович
Администрация Петрозаводского городского округа
Суд
Петрозаводский городской суд Республики Карелия
Судья
Лазарева Е.В.
Дело на странице суда
petrozavodsky--kar.sudrf.ru
27.10.2014Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
27.10.2014Передача материалов судье
27.10.2014Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
27.10.2014Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
27.10.2014Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
20.11.2014Предварительное судебное заседание
26.11.2014Судебное заседание
01.12.2014Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
08.12.2014Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее