Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-754/2016 ~ М-489/2016 от 03.03.2016

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

г. Самара 5 апреля 2016 года

Куйбышевский районный суд г.Самара в составе:

председательствующего Ивановой Е.Н.,

при секретаре Тюличкиной М.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Джумшудова И.Ф. к Управлению Росреестра по Самарской области о признании незаконным уведомления о приостановлении государственной регистрации, возложении обязанности устранить допущенное нарушении, признании незаконным бездействия в части нарушения срока предоставления уведомления о приостановлении государственной регистрации,

УСТАНОВИЛ:

Джумшудов И.Ф. обратился в суд с административным исковым заявлением к Управлению Росреестра по Самарской области о признании незаконным уведомления о приостановлении государственной регистрации, возложении обязанности устранить допущенное нарушение.

В судебном заседании административный истец Джумшудов И.Ф. и его представитель по ордеру и доверенности адвокат У. в судебном заседании уточнили требования, просили: 1. Признать незаконным уведомление административного ответчика о приостановлении государственной регистрации от <дата> 2. Обязать административного ответчика устранить допущенное нарушение законных прав административного истца путем осуществления государственной регистрации права собственности административного истца на жилой дом площадью <...> кв.м, количество этажей <...> по адресу: <адрес> 3. Признать незаконным бездействия административного ответчика в части нарушения срока предоставления административному истцу уведомления от <дата> о приостановлении государственной регистрации, установленного законом. 4. Признать незаконным уведомление административного ответчика о приостановлении государственной регистрации от <дата>

В обоснование заявленных требований указано, что <дата> Джумшудов И.Ф. обратился в Управление Росреестра по Самарской области через Многофункциональный центр (далее МФЦ) с заявлением о государственной регистрации права собственности на жилой дом по адресу: <адрес>. <дата> административным истцом было получено уведомление от <дата> о приостановлении государственной регистрации на срок до <дата> <дата> административным ответчиком было вынесено повторное уведомление о приостановлении государственной регистрации , согласно которому государственная регистрация приостанавливается до <дата> включительно, на основании п. 2.1 ст. 19 Федерального закона от <дата> N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее Закон о государственной регистрации)

Административный истец считает вышеназванные уведомления незаконным, необоснованным и вынесенным с существенным нарушением норм гражданского законодательства. У Административного ответчика отсутствовали надлежащие основания для принятия решения о приостановлении государственной регистрации по п. 2.1 ст. 19 Закона о регистрации. Как указано в п. 2.1 ст. 19 Закона о регистрации в случае непредставления необходимых для государственной регистрации прав документов (сведений, содержащихся в них), запрашиваемых органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, по межведомственным запросам, государственная регистрация прав приостанавливается на срок до устранения причин, ей препятствующих, но не более чем на один месяц. Ранее Административный истец уже обращался в Управление с заявлением от <дата> о государственной регистрации права собственности на вышеназванный жилой дом. В рамках рассмотрения данного заявления, Административным ответчиком уже была получена информация из Департамента градостроительства г.о. Самара в отношении вышеназванного жилого дома, так же как сведения от Государственного земельного надзора. Более того отсутствовали основания для направления межведомственных запросов. Административным истцом были представлены все необходимые для государственной регистрации документы, установленные ст. 25.3 Закона о регистрации.

Согласно п. 1 ст. 20 Закона о регистрации в государственной регистрации может быть отказано, если ответ органа государственной власти или органа местного самоуправления на межведомственный запрос свидетельствует об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для государственной регистрации прав.

В свою очередь, непредставление сведений по межведомственным запросам не может являться основанием для отказа в государственной регистрации - основанием для отказа может являться лишь ответ, полученный по межведомственному запросу и содержащий информацию, препятствующую проведению государственной регистрации.

Однако в уведомлениях от <дата> и <дата> не указано, какая именно информация, которая располагается у органов, которым был адресован запрос, может препятствовать государственной регистрации права собственности административного истца и в силу каких норм права Административный ответчик направляет данные запросы. Действия административного ответчика противоречат установленным и действующим подзаконным правовым актам.

В п. 3, 14 Приказа Росрегистрации от <дата> N 113 "Об утверждении Методических рекомендаций о порядке государственной регистрации прав на создаваемые, созданные, реконструированные объекты недвижимого имущества" установлено, что если иное не предусмотрено законом или договором, собственник земельного участка приобретает право собственности на здание, сооружение и иное недвижимое имущество, возведенное или созданное им для себя на принадлежащем ему участке (п. 2 ст. 263 ГК РФ). Истребование у заявителя дополнительных документов для государственной регистрации права собственности гражданина на объект недвижимого имущества, указанный в п.1 ст. 25.3 Закона о регистрации, не допускается (п. 5 ст. 25.3 Закона о регистрации).

Согласно п. 5 ст. 25.3 Закона № 122-ФЗ истребование у заявителя дополнительного документа для государственной регистрации права собственности гражданина на указанный в пункте 1 настоящей статьи объект недвижимого имущества (разрешения на строительство, если таким объектом не является объект незавершенного строительства, документа, подтверждающего внесенные в декларацию об объекте недвижимого имущества сведения, или подобного документа) не допускается. При этом отсутствие этого документа не может являться основанием для приостановления государственной регистрации прав на такой объект недвижимого имущества или для отказа в данной государственной регистрации.

Запрашивая дополнительные сведения, Управление действует с превышением полномочий, поскольку законодатель, не возлагал на Управление обязанностей по проверке наличия/отсутствия сведений в Государственном земельном надзоре либо ином другом государственном органе

Государственную регистрацию Управление должно осуществлять в соответствии с приведенными нормами Закона о регистрации, которые устанавливают, что государственная регистрация объекта недвижимости, на который в соответствии с законом не требуется оформление разрешения на строительство, должна быть осуществлена на основании документа, подтверждающего факт создания объекта недвижимости (декларации) и правоустанавливающего документа на земельный участок (п. 3 ст. 25.3).

При этом закон не требует предоставления заявителем каких-либо доказательств выбора основания государственной регистрации.

Административным ответчиком и ранее проводилась государственная регистрация права собственности на аналогичные жилые дома с большой площадью.

Как указано в ч.9 ст. 227 КАС РФ, в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца либо прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление, и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок, а также сообщить об этом в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд, гражданину, в организацию, иному лицу, в отношении которых соответственно допущены нарушения, созданы препятствия.

В судебном заседании представитель административного ответчика Управления Росреестра по Самарской области Ф. действующая на основании доверенности и представившая документы о своем юридическом образовании, с административным исковым заявлением Джумшудова И.Ф. не согласилась. Пояснила, что <дата> заявитель обратился в Управление с заявлением о государственной регистрации права собственности на жилой дом (объект индивидуального жилищного строительства), площадью <...> кв.м, с кадастровым номером: , расположенный по адресу: <адрес> <дата> в соответствии с п. 1 ст. 19 Федерального закона от <дата> № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее - Закон о регистрации) государственная регистрация права на вышеуказанный объект недвижимости была приостановлена (уведомление ) на срок до <дата> (включительно).

Важно принимать во внимание, что в соответствии со ст. 19 Закона о регистрации государственная регистрация прав приостанавливается регистратором при возникновении у него сомнений в наличии оснований для государственной регистрации прав, а также в подлинности представленных документов или достоверности указанных в них сведений.

Таким образом, приостановление государственной регистрации является правом государственного регистратора, прямо предусмотренным законом и не может быть обжаловано в судебном порядке.

В соответствии с п. 5 ст. 2 и п. 3 ст. 20 Закона о регистрации и п. 8 ст. 8.1 ГК РФ отказ в государственной регистрации прав либо уклонение соответствующего органа от государственной регистрации могут быть обжалованы заинтересованным лицом или судебным приставом-исполнителем в суд, арбитражный суд.

Приостановление государственной регистрации рассматривается как стадия процесса проведения государственной регистрации и не является итоговым решением по результатам рассмотрения поданного заявления и приложенных к нему документов.

Таким образом, приостановление регистрации является правом государственного регистратора, предоставленным ему федеральным законом, и не может рассматриваться как уклонение от государственной регистрации.

В качестве довода о признании незаконным уведомления о приостановлении заявитель приводит несоблюдение срока передачи органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, документов в многофункциональный центр, установленного абз. 12 п. 5 ст. 18 Закона о регистрации. Однако указанное процессуальное нарушение не относится к признанию незаконным уведомления как такового. Причинами, послужившими основанием для

приостановления государственной регистрации от <дата>, является следующее.

Согласно п. 2 ст. 16 и п. 1 ст. 18 Закона о регистрации к заявлению о регистрации должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения, при этом они должны соответствовать требованиям, установленным законодательством РФ, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП).

Основаниями для регистрации в упрощенном порядке права собственности на объект недвижимости в силу п.п. 1 ст. 25.3 Закона о регистрации являются документы, подтверждающие факт создания такого объекта недвижимого имущества и содержащие его описание, и правоустанавливающий документ на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимого имущества.

Согласно сведениям, содержащимся в ЕГРП, Джумшудов И.Ф. является собственником земельного участка, площадью <...> кв.м, с кадастровым номером , с разрешенным использованием - <...>, общая площадь <...> кв.м», по адресу: <адрес>

В обоснование заявленных требований заявитель ссылается на п. 4 ст. 25.3 Закона о регистрации, в соответствии с которым до <дата> правоустанавливающий документ на земельный участок является единственным основанием для государственной регистрации прав на такой объект индивидуального жилищного строительства.

Однако наличие права административного истца на земельный участок под домом не свидетельствует о соблюдении им иных норм действующего законодательства.

Так, согласно п. 1 ст. 263 ГК РФ собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам лишь при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (п. 2 ст. 260 ГК РФ).

Согласно п. 2 ст. 7 ЗК РФ земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. При этом правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешённого использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок про ведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

В соответствии с п.п. 6 ст. 1 ГрК РФ градостроительным зонированием является зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов.

Согласно ранее поступившему из Департамента строительства и архитектуры г.о. Самара письму от <дата> в ответ на запрос в рамках рассмотрения заявления земельный участок, с кадастровым номером , относится к территориальной зоне - «Зона предприятий и складов V - IV классов вредности, санитарно-защитные зоны - до 100 м, (ПК-l)». При этом дополнительно было сообщено, что ни разрешение на строительство, ни разрешение на ввод объекта в эксплуатацию не оформлялись.

В силу ст. 222 ГК РФ здание, сооружение или другое строение, возведенные, созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные, созданные без получения на это необходимых разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, являются самовольными постройками. При этом лицо, осуществляющее самовольную постройку, не приобретает на неё право собственности.

Кроме того, согласно поступившей из отдела государственного земельного надзора информации на земельном участке расположено <...> этажное капитальное строение имеет разделение на боксы, предположительно для въезда машин.

Исходя из изложенного, у регистратора возникли обоснованные сомнения в том, что строение, заявленное к государственной регистрации права как индивидуальный жилой дом является таковым, а не нежилым зданием, а также о том, что объект не является самовольной постройкой.

С целью выяснения данных вопросов <дата> был направлен соответствующий запрос в Департамент градостроительства г.о. Самара.

Согласно поступившему ответу разрешение на строительство и разрешение на ввод объекта в эксплуатацию на указанном земельном участке уполномоченным органом местного самоуправления не выдавались.

<дата> государственным регистратором повторно был направлен запрос с целью выяснения информации по фактическому соответствию созданного объекта недвижимости объекту, заявленному в документах на государственную регистрацию прав, а также информации о необходимости получения разрешения на строительство, о соответствии территориальной зоне застройки, о соблюдении установленных предельных максимальных параметров застройки, о количестве этажей, в том числе подземного или мансардного (технического) этажа.

Таким образом, государственным регистратором были предприняты все зависящие от него меры по получению информации, необходимой для государственной регистрации.

В настоящее время Джумшудову И.Ф. не отказано в государственной регистрации права на объект, государственная регистрация лишь приостановлена до получения ответов на запросы в рамках межведомственного взаимодействия. Приостановление государственной регистрации является промежуточным, а не окончательным документом. Кроме того, все уведомления о приостановлении государственной регистрации направлялись Управлением Росреестра по Самарской области в МФЦ для дальнейшей их выдачи Джумшудову И.Ф. нарочно. Нарушений прав последнего со стороны Управления не имеется.

Изучив материалы дела, пояснения участвующих в деле лиц, суд пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения административного искового заявления Джумшудову И.Ф.

В соответствии со статьей 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, если считают, что нарушены их права и свободы.

В силу ст. 2 Федерального закона от <дата> N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Согласно ч. 1 ст. 17 Закона основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются, в числе прочего, договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки.

Согласно ст. 13 Закона государственная регистрация прав включает в себя, в том числе, правовую экспертизу документов и проверку законности сделки.

В соответствии с ч. 1 ст. 19 Федерального закона N 122-ФЗ государственная регистрация прав приостанавливается государственным регистратором при возникновении у него сомнений в наличии оснований для государственной регистрации прав, в подлинности представленных документов или достоверности указанных в них сведений, а также в случае непредставления документов (сведений, содержащихся в них), запрашиваемых органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, по межведомственным запросам. Государственный регистратор обязан принять необходимые меры по получению дополнительных документов и (или) сведений и (или) подтверждению подлинности документов, достоверности указанных в них сведений. Государственный регистратор обязан в день принятия решения о приостановлении государственной регистрации прав в письменной форме уведомить заявителя (заявителей) о приостановлении государственной регистрации прав и об основаниях принятия такого решения. Заявитель (заявители) вправе представить дополнительные доказательства наличия у них оснований для государственной регистрации прав, а также подлинности документов и достоверности содержащихся в них сведений.

Таким образом, приостановление является промежуточной стадией в процессе государственной регистрации права - до принятия уполномоченным органом решения по существу вопроса о регистрации (отказа в регистрации) права обратившегося лица.

В силу ч.5 ст.19 Закона уведомление о приостановлении государственной регистрации прав не позднее рабочего дня, следующего за днем приостановления государственной регистрации прав, должно быть направлено заявителю (заявителям) по указанному в заявлении о государственной регистрации прав или в требовании судебного пристава-исполнителя адресу. Уведомление о приостановлении государственной регистрации прав может быть выдано заявителю (заявителям) лично.

Порядок и способы направления уведомления о приостановлении государственной регистрации прав в форме электронного документа устанавливаются органом нормативно-правового регулирования в сфере государственной регистрации прав.

Из материалов дела видно, что <дата> заявитель Джумшудов И.Ф. обратился в Управление Росреестра по Самарской области с заявлением о государственной регистрации права собственности на жилой дом (объект индивидуального жилищного строительства), площадью <...> кв.м, с кадастровым номером: , расположенный по адресу: <адрес>

<дата> государственная регистрация права на вышеуказанный объект недвижимости была приостановлена (уведомление ) на срок до <дата> (включительно).

Согласно сведениям, содержащимся в ЕГРП, Джумшудов И.Ф. является собственником земельного участка, площадью <...> кв.м, с кадастровым номером с разрешенным использованием - «занимаемый индивидуальным жилым домом с приусадебным участком, общая площадь <...> кв.м», по адресу: <адрес>

Согласно ранее поступившему из Департамента строительства и архитектуры г.о. Самара письму от <дата> в ответ на запрос в рамках рассмотрения заявления земельный участок, с кадастровым номером , Относится к территориальной зоне - «Зона предприятий и складов V - IV классов вредности, санитарно-защитные зоны - до 100 м, (ПК-l)». При этом дополнительно было сообщено, что ни разрешение на строительство, ни разрешение на ввод объекта в эксплуатацию не оформлялись.

Из поступившего из отдела государственного земельного надзора информации на земельном участке расположено <...> этажное капитальное строение имеет разделение на боксы, предположительно для въезда машин.

В связи с возникновением в регистратора сомнений в том, что строение, заявленное к государственной регистрации права как индивидуальный жилой дом, является таковым, а не нежилым зданием, а также о том, что объект не является самовольной постройкой, <дата> был направлен соответствующий запрос в Департамент градостроительства г.о. Самара.

Согласно поступившему ответу разрешение на строительство и разрешение на ввод объекта в эксплуатацию на указанном земельном участке уполномоченным органом местного самоуправления не выдавались.

<дата> государственным регистратором повторно был направлен запрос с целью выяснения информации по фактическому соответствию созданного объекта недвижимости объекту, заявленному в документах на государственную регистрацию прав, а также информации о необходимости получения разрешения на строительство, о соответствии территориальной зоне застройки, о соблюдении установленных предельных максимальных параметров застройки, о количестве этажей, в том числе подземного или мансардного (технического) этажа.

Уведомлением от <дата> государственная регистрации приостановлена в срок до <дата> (включительно) по причине непредставления ответов по межведомственным запросам.

До настоящего времени ответы на запросы Управления Росреестра по Самарской области в рамках межведомственного взаимодействия с органами местного самоуправления не поступили, основания для возобновления государственной регистрации отсутствуют. Джумшудову И.Ф. не отказано в государственной регистрации права.

При таких обстоятельствах, учитывая требования закона, наличие у государственного регистратора сомнений для государственной регистрации права и достоверности указанных сведений, направление запросов в рамках межведомственного взаимодействия для устранения возникших сомнений, наличие такого права у регистратора, отсутствие отказа Джумшудову И.Ф. в государственной регистрации права на объект недвижимости, отсутствие нарушений прав последнего со стороны Управления Росреестра по Самарской области суд пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований административного истца и отказе в административном иске.

Не заслуживают внимания доводы стороны административного истца о том, что со стороны государственного регистратора нарушены сроки рассмотрения заявления Джумшудова И.Ф., уведомление о приостановлении государственной регистрации от <дата> выдано заявителю <дата> позже установленного законом срока.

Основания, по которым государственная регистрация права Джумшудова И.Ф. на объект недвижимости до настоящего времени не проведена, подробно изложены выше.

Как пояснили стороны в судебном заседании, уведомление было получено Джумшудовым И.Ф. нарочно через МФЦ, куда уведомление было направлено Управлением Росреестра по Самарской области для последующего вручения заявителю. Нарочно уведомление вручалось заявителю в связи с его указанием о способе получения документов - лично, при подачи заявления о государственной регистрации права. Несогласие с данным уведомлением и явилось причиной обращения в суд с заявленными требованиями, которые в период рассмотрения административного дела были уточнены. Таким образом, непосредственное получение уведомления заявителем более поздним числом не подтверждает нарушение его прав со стороны административного ответчика. Кроме того, данное обстоятельство не лишило Джумшудова И.Ф. обращения в суд с административным исковым заявлением, которые принято к производству и рассмотрено по существу.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. ст.ст.175-180, 186 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Отказать в удовлетворении административного искового заявления Джумшудова И.Ф. к Управлению Росреестра по Самарской области о признании незаконным уведомления о приостановлении государственной регистрации, возложении обязанности устранить допущенное нарушении,признании незаконным бездействия в части нарушения срока предоставления уведомления о приостановлении государственной регистрации.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Куйбышевский районный суд г. Самары в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы.

Председательствующий подпись Е.Н.Иванова

Решение изготовлено в окончательной форме <дата>.

Председательствующий

Решение вступило в законную силу _______________________

копия верна

Судья:

Секретарь:

2а-754/2016 ~ М-489/2016

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Джумшудов И.Ф.
Ответчики
Управление Росреестра по Самарской области
Другие
Фролова О.В.
Устинов О.В.
Суд
Куйбышевский районный суд г. Самары
Судья
Иванова Е. Н.
Дело на странице суда
kuibyshevsky--sam.sudrf.ru
03.03.2016Регистрация административного искового заявления
30.03.2016Предварительное судебное заседание
09.03.2016Передача материалов судье
09.03.2016Решение вопроса о принятии к производству
09.03.2016Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
09.03.2016Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
05.04.2016Судебное заседание
08.04.2016Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
17.05.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
17.02.2017Дело оформлено
17.02.2017Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее