№ 2-1849/2020
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
19 июня 2020 года Октябрьский районный суд гор. Ростова-на-Дону в составе:
председательствующего судьи Агрба Д.А.,
при секретаре Шелковской А.А.,
с участием истца Пронина Н.Г.,
представителя МКУ «Управление социальной защиты населения Октябрьского района гор. Ростова-на-Дону» по доверенности Морозовой Е.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Пронина Н. О к МКУ «Управление социальной защиты населения Октябрьского района гор. Ростова-на-Дону» о восстановлении меры социальной поддержки,
у с т а н о в и л:
Пронин Н.Г. обратился в суд с иском к МКУ «Управление социальной защиты населения Октябрьского района гор. Ростова-на-Дону» и с учетом уточнений в порядке ст. 39 ГПК РФ просил суд обязать ответчика восстановить меры социальной поддержки в виде ЕДВ на оплату ЖКУ, взыскать задолженность по ЕДВ в сумме 22776,66 руб., взыскать компенсацию морального вреда в сумме 5000000,00 руб., обязать ответчика расчет ЕДВ производить исходя из регионального стандарта стоимости ЖКУ по РО.
Заявленные требования мотивированы тем, что ответчик незаконно приостановил меры социальной поддержки, как инвалиду третьей группы, поскольку законодатель, определяя право граждан, признанных инвалидами, на оказание им мер социальной поддержки, не обусловливал и не обусловливает оказание указанных мер наличием либо отсутствием у указанных граждан фактических расходов на оплату ЖКУ. Необходимым и единственным условием для предоставления ЕДВ являлось наличие инвалидности. С введением в действие ФЗ № 122-ФЗ, по мнению истца, предоставление указанной меры социальной поддержки также не ставится законом в прямую зависимость от наличия либо отсутствия у них фактических расходов на оплату ЖКУ, поскольку расчет ЕДВ должен производиться не на основании выставляемых указанным гражданам счетов на оплату ЖКУ, а на основании регионального стандарта стоимости ЖКУ на человека в месяц. Как указывает истец, ЕДВ является, по существу, не компенсацией расходов, понесенных в связи с оплатой ЖКУ, а так называемой монетизированной льготой, то есть льготой, существовавшей ранее в натуральной форме, стоимость которой с введением в действие ФЗ № 122-ФЗ принято начислять в денежном выражении. Ссылаясь на указанные выше обстоятельства и положения норм материального права, истец обратился в суд с настоящим иском.
В судебном заседании истец заявленные требования поддержал и просил их удовлетворить, дав пояснения аналогичные доводам иска.
Представитель ответчика по доверенности возражала против удовлетворения иска, считая, заявленные требования основанными на неверном толковании норм материального права. В обоснование позиции ранее представляла письменные возражения, которые приобщены к материалам дела.
Суд, выслушав стороны, изучив материалы дела, полагает заявленные требования неподлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Статья 160 Жилищного кодекса РФ предусматривает компенсацию расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Согласно части 3 статьи 160 Жилищного кодекса РФ компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению.
В соответствии со ст. 17 ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 процентов:
платы за наем и платы за содержание жилого помещения, включающей в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, исходя из занимаемой общей площади жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов;
платы за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме независимо от вида жилищного фонда;
платы за коммунальные услуги, рассчитанной исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определенного по показаниям приборов учета, но не более нормативов потребления, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке. При отсутствии указанных приборов учета плата за коммунальные услуги рассчитывается исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке;
В силу положений пункта 2 статьи 8 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" до внесения изменений в федеральные законы и иные нормативные правовые акты в части замены порядка предоставления гражданам льгот по оплате жилья и коммунальных услуг на порядок предоставления в соответствии со статьей 160 Жилищного кодекса РФ компенсаций расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг указанные льготы предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению.
Пунктом 14 Положения "О порядке расходования субвенций, поступающих в областной бюджет из федерального бюджета на финансовое обеспечение расходов по оплате жилищно-коммунальных услуг, оказываемых отдельным категориям граждан…", утвержденным Постановлением Правительства Ростовской области от 09.12.2011 N 212, компенсация на ЖКУ предоставляется гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилых помещений, в том числе взноса на капитальный ремонт, и коммунальных услуг, или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению.
Основанием для отказа в предоставлении ежемесячной денежной компенсации является наличие задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг при отсутствии соглашений о ее поэтапном погашении, заключенных с жилищно-коммунальными организациями (за исключением задолженности по месту жительства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в государственных и муниципальных образовательных организациях по очной форме).
При этом, выплата ежемесячной денежной компенсации приостанавливается с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступили следующие обстоятельства: наличие задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг при отсутствии соглашений об ее поэтапном погашении или невыполнение гражданами соглашений по ее погашению.
В соответствии с положениями ч. ч. 1, 2 ст. 155 Жилищного кодекса РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом.
Плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, представленных не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом. В соответствии с ч. 5 ст. 159 Жилищного кодекса РФ субсидии предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению.
Согласно Правилам предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации N 761, субсидии предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению (пункт 6).
Как разъяснено в п. 47 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 июня 2017 года N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности" меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, по общему правилу, предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению (часть 5 статьи 159 ЖК РФ).
Пункт 59 Правил, утвержденных Постановлением Правительства N 761 от 12.12.05, предусматривает, что при отсутствии уважительных причин возникновения условий, указанных в пункте 56 настоящих Правил, предоставление субсидии возобновляется по решению уполномоченного органа после полного погашения получателем субсидии задолженности, образовавшейся в течение всего срока предоставления субсидии (в случае возникновения задолженности впервые - при согласовании срока погашения задолженности), либо после выполнения получателем субсидии требований, предусмотренных пунктом 48 настоящих Правил.
Как установлено судом и следует из материалов дела, истец зарегистрирован и проживает в <...>Д в <...>, которая принадлежит ему на праве собственности.
Как инвалид третьей группы истец является получателем ежемесячной денежной компенсации по оплате коммунальных услуг.
Согласно сведениям, предоставленным ответчиком о выплатах, с октября 2019 года выплата ЕДВ приостановлена в связи с тем, что в МКУ «Управление социальной защиты населения Октябрьского района гор. Ростова-на-Дону» поступила информация от ресурсоснабжающих организаций о наличии у истца задолженности по газу, электроэнергии, холодному водоснабжению и водоотведению.
Факт наличия задолженности истцом не отрицался, при этом, оспаривая действия ответчика, им указывалось, что предоставление указанной меры социальной поддержки не ставится законом в прямую зависимость от наличия либо отсутствия фактических расходов на оплату ЖКУ, необходимым и единственным условием для предоставления ЕДВ являлось наличие инвалидности. Однако указанные доводы не могут быть приняты судом во внимание, поскольку они основаны на неверном толковании норм материального права, регулирующие спорные правоотношения.
В п. 45 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2017 г. N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности" указывается, что компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг - это возмещение отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, произведенных ими расходов, связанных с оплатой жилого помещения и коммунальных услуг, за счет средств соответствующих бюджетов. Согласно приведенным нормативным положениям право определенных категорий граждан, в том числе инвалидов на получение мер социальной поддержки в форме компенсации расходов, на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предусмотрено федеральными законами. Порядок и условия компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг указанной категории граждан, источники финансирования этой меры социальной поддержки установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, которые, находясь в системной связи с нормами жилищного законодательства, регулирующими вопросы оплаты жилого помещения и устанавливающими обязанность граждан своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги (статьи 153, 155 Жилищного кодекса Российской Федерации), имеют целевое назначение - уменьшение фактических затрат граждан, в данном случае инвалидов, по оплате жилого помещения.
По общему правилу меры социальной поддержки в форме компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг и компенсации расходов на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме предоставляются гражданам, имеющим право на такие меры социальной поддержки, при отсутствии у них задолженности по оплате жилого помещения, коммунальных услуг, по уплате взносов на капитальный ремонт или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению. Наличие у гражданина задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, отсутствие соглашения по погашению указанной задолженности и (или) невыполнение гражданином условий такого соглашения могут являться основанием для приостановления или прекращения предоставления гражданину такой меры социальной поддержки как компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Из разъяснений постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 июня 2017 года №22 следует, что уважительными причинами возникновения задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг являются причины объективного характера, связанные с материальным положением лица, имущественным состоянием, состоянием здоровья и т.п., в силу которых лицо лишено возможности производить оплату, либо это для него затруднительно.
Вместе с тем, истцом суду не представлены доказательства, отвечающие требованиям относимости и допустимости, наличия уважительных причин неуплаты им задолженности за поставленные ЖКУ. Также не представлены соглашения об отсрочке или рассрочке уплаты возникшей задолженности.
Таким образом, разрешая заявленные истцом требования о восстановлении мер социальной поддержки, взыскании задолженности по ЕДВ и отказывая в их удовлетворении, суд исходит из того, что приостановление выплаты субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг ответчиком произведено правомерно в связи с тем, что у истца имелась задолженность по оплате коммунальных услуг.
При этом суд обращает внимание на то обстоятельство, что за апрель, май 2020 года истцу произведены выплаты мер социальной поддержки в соответствии с п. 14 Постановления Правительства РО от 05 апреля 2020 года № 272 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории РО в связи с распространением новой короновирусной инфекции» (изм. от 11.04.2020 № 312).
Что касается требований истца в части обязания ответчика с 01 марта 2020 года производить расчет ЕДВ, начисляемый ему, исходя из регионального стандарта стоимости ЖКУ по РО, то они также удовлетворению не подлежат в связи со следующим.
Областным законом от 01 марта 2017 года №1024-ЗС «О внесении изменений в отдельные областные законы», Постановлением Правительства РО № 64 от 09.022017 «О внесении изменений в некоторые постановления Правительства РО» изменен порядок расчета компенсации, согласно которому органы социальной защиты населения РО с учетом сведений, поступивших от организаций ЖКХ ежемесячно производят расчет компенсации. Размер компенсации зависит от количества потребленных услуг, изменения тарифов ресурсоснабжающих организаций, сезонности и состава семьи льготника (потребителя услуг). Порядок предоставления мер социальной поддержки на оплату ЖКУ льготникам, утвержден постановлением Правительства РО от 09.12.2011 № 212, согласно которому с 01 марта 2017 года расчет размера компенсации на ЖКУ осуществляется органами социальной защиты населения муниципальных районов и городских округов РО каждому получателю за одно жилое помещение индивидуально с учетом объема мер социальной поддержки, установленного законодательными актами, и сведений, полученных от организаций, осуществляющих расчеты по оплате ЖКУ, на основании заключенных соглашений.
Не подлежат удовлетворению и требования истца о взыскании компенсации морального вреда, поскольку судом не установлено со стороны ответчика нарушений социальных прав истца.
С учетом изложенного выше и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковые требования Пронина Н. О к МКУ «Управление социальной защиты населения Октябрьского района гор. Ростова-на-Дону» о восстановлении меры социальной поддержки оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Октябрьский районный суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Судья
Мотивированное решение изготовлено 25 июня 2020 года.