судья Григорьева Е.Н.

№ 33-1277-2019

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

город Мурманск

23 апреля 2019 года

Судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда в составе:

председательствующего

Науменко Н.А.

судей

Койпиш В.В.

Камерзана А.Н.

с участием прокурора

при секретаре

Джулаева Д.А.

Синициной М.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску администрации города Мурманска к Леваднему Владимиру Александровичу, Стрижевской Наталье Витальевне, С.А.А., С.А.А, о прекращении использования помещений многоквартирного дома для целей проживания путем переселения в жилое помещение маневренного фонда, по встречному иску Леваднего Владимира Александровича к администрации города Мурманска, Комитету имущественных отношений города Мурманска об обязании предоставить в собственность либо по договору найма жилое помещение

по апелляционной жалобе Леваднего Владимира Александровича с учетом дополнений к апелляционной жалобе представителя Леваднего Владимира Александровича – Габриеляна Сергея Михайловича на решение Первомайского районного суда города Мурманска от 15 января 2019 года, которым постановлено:

«Исковые требования администрации г. Мурманска - удовлетворить.

Запретить Леваднему Владимиру Александровичу, Стрижевской Наталье Витальевне, С.А.А., С.А.А. использование помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: ..., для целей проживания путем переселения их в жилое помещение маневренного фонда жилой площадью 28 кв.м., расположенное по адресу: ....

Решение суда в части запрета использования Стрижевской Натальей Витальевной, С.А.А., С.А.А. помещений многоквартирного дома ..., для целей проживания - привести к немедленному исполнению.

Взыскать с Леваднего Владимира Александровича госпошлину в доход местного бюджета муниципального образования г. Мурманск в размере 150 рублей.

Взыскать со Стрижевской Натальи Витальевны госпошлину в доход местного бюджета муниципального образования г. Мурманск в размере 150 рублей.

Встречный иск Леваднего Владимира Александровича об обязании администрации г. Мурманска, комитет имущественных отношений города Мурманска предоставить в собственность либо по договору найма отдельную благоустроенную квартиру, с учетом членом семьи - оставить без удовлетворения».

Заслушав доклад судьи Науменко Н.А., объяснения Леваднего В.А. и его представителя Габриеляна С.М., Стрижевской Н.В., поддержавших доводы апелляционной жалобы и дополнений к ней, возражения относительно доводов жалобы представителя администрации города Мурманска Лузанова А.К., заключение прокурора Первомайского административного округа города Мурманска Джулаева Д.А., полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда

установила:

администрация ... обратилась в суд с иском к Новик А.С., Беспаловой А.Е., Беспаловой Е.В., Межевовой А.Н., Бибикову А.Л., Бибиковой З.А., Волковой П.А., Боровикову С.А., Волкову Т.А., Волковой А.С., Волковой А.Т., Попову О.В., Поповой А.О., Поповой Т.Н., Поповой О.В., Мжавия Н.А., Павленко Ю.Н., Шныриковой Е.С., Ш.Н.С., Барловской А.А., Барловской М.Н., Барловскому М.А., Капалыгину А.С., Капалыгину С.В., Капалыгиной Е.В., Капалыгиной О.А., Тарковой К.А., Тарковой М.В., Юдину А.В., Потехиной Т.С., Козлович Н.И., Квитко А.А., Квитко П.А., Мангуткиной П.Р., Шаньгиной Е.А., Багрянцеву А.Е., Багрянцевой И.Е., Подшивалову В.Ю., Подшивалову Ю.В., Подшиваловой В.В., Горскому В.Б., Першиной А.К., Мироненко Т.П., Мироненко А.В., Митюгову С.А., Масло Л.Л., Барышникову М.С., Елохину Б.Д., Иванову А.И., Смирновой А.А., Левадному В.А., Малышевой А.Г., Малышевой Е.В., Р.Д.В.., Смирнову С.В., Крылову Д.В., Крылову К.В., Крыловой Е.П., Климович Н.И., Климович Н.Г., Ханалиеву И.К., Ханалиевой М.А. о прекращении использования помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: ..., для целей проживания, прекращении использования газового оборудования, установленного в жилых помещениях многоквартирного дома.

В обоснование требований указано, что на основании постановления администрации города Мурманска от 17 марта 2015 года № 741 многоквартирный дом ... признан аварийным и подлежащим сносу.

Постановлением администрации города Мурманска от 24 апреля 2018 года № 1155 установлен режим повышенной готовности в связи с угрозой возникновения чрезвычайной ситуации в границах земельного участка, на котором расположен указанный дом.

На основании решения комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности постановлением администрации города Мурманска от 27 апреля 2018 года № 1216 приняты дополнительные меры по защите населения путем проведения мероприятий по эвакуации граждан, проживающих в данном доме.

В связи с отказом большинства проживающих в доме граждан от эвакуации постановлением от 30 апреля 2018 года № 1231 гражданам предложено прекратить использование помещений дома для целей проживания, а также газового оборудования, установленного в жилых помещениях дома.

По имеющейся информации по состоянию на 03 мая 2018 года в указанном многоквартирном доме фактически осталось проживать 24 человека. Проживание граждан в аварийном доме, грозящим обрушением несущих конструкций здание, влечет угрозу причинения вреда их жизни и здоровью.

Определением суда от 27 сентября 2018 года к участию в деле в качестве соответчика привлечен Комитет имущественных отношений города Мурманска.

Определением суда от 05 декабря 2018 года исковые требования администрации города Мурманска к Леваднему В.А., встречные исковые требования Леваднего В.А. к администрации города Мурманска, Комитету имущественных отношений города Мурманска выделены в отдельное производство.

Определением суда 05 декабря 2018 года к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Стрижевская Н.В., С.А.А.., С.А.А..

С учетом уточнения требований администрация города Мурманска просила суд запретить Леваднему В.А., зарегистрированному по адресу: ..., использование помещений многоквартирного дома, расположенного по указанному адресу, для целей проживания путем переселения его в жилое помещение маневренного фонда жилой площадью 11,6 кв.м, расположенное по адресу: ..., .... При установлении судом факта ведения Левадним В.А. со Стрижевской Н.В., С.А.А,. и С.А.А.. совместного хозяйства, запретить Леваднему В.А., а также Стрижевской Н.В., С.А.А.. и С.А.А.., использование помещений указанного многоквартирного дома для целей проживания путем их переселения в жилое помещение маневренного фонда жилой площадью 28 кв.м, расположенное по адресу: .... В соответствии со статьей 212 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда привести к немедленному исполнению.

Левадний В.А. обратился со встречным иском к администрации города Мурманска о возложении обязанности по предоставлению ему и членам его семьи в составе четырех человек в собственность либо по договору социального найма отдельную благоустроенную квартиру в Первомайском, Октябрьском или Ленинском округах города Мурманска (за исключением районов Роста, Росляково, Дровяное, Абрам-Мыс, Три Ручья), жилой площадью не менее 40 кв.м.

В обоснование встречного иска указал, что является нанимателем комнаты, жилой площадью 21,2 кв.м, в квартире ..., в которой проживает совместно с супругой Стрижевской Н.В. и несовершеннолетними детьми С.А.А. _ _ года рождения, и С.А.А.., _ _ года рождения. Данное жилое помещение является для них единственным жильем. В связи с введением режима повышенной готовности в связи с угрозой возникновения чрезвычайной ситуации в границах земельного участка, на котором расположен указанный многоквартирный дом, и принятия дополнительных мер по защите населения путем проведения мероприятий по эвакуации проживающих в доме граждан, администрацией города Мурманска предложен вариант переселения в пункт временного размещения, от которого он отказался в связи с его несоответствием нормам и условиям для нормального проживания. Также указал об отсутствии чрезвычайной ситуации, в условиях которой имеется необходимость вынужденной и экстренной эвакуации населения. Иные жилые помещения для переселения, соответствующие требованиям жилищного законодательства и нормам проживания, удовлетворяющие его интересы и интересы его семьи, со стороны администрации города Мурманска предложены не были. Неоднократные обращения жильцов дома о предоставлении благоустроенного жилья взамен аварийного, оставлены без удовлетворения. Поскольку срок переселения жильцов аварийного дома перенесен на декабрь 2024 года, полагал переселение на неопределенный срок в пункт временного размещения либо в жилое помещение маневренного фонда, находящееся в удаленном районе города и имеющее значительно меньшую площадь занимаемого им жилья, незаконным.

Представитель администрации города Мурманска Лузанов А.К. в судебном заседании уточненные исковые требования поддержал, встречные исковые требования не признал.

Левадний В.А. и его представитель Габриелян С.М. возражали против удовлетворения заявленных администрацией города Мурманска требований, настаивали на удовлетворении встречных исковых требований.

Соответчики Стрижевская Н.В., действующая также в интересах несовершеннолетних С.А.А. и С.А.А.., и несовершеннолетняя С.А.А.. в судебном заседании заявленные администрацией города Мурманска требования не признали.

Представитель отдела опеки и попечительства Комитета по образованию администрации города Мурманска Ткаченко Л.А. полагала установленным в ходе судебного разбирательства факт вселения Стрижевской Н.В., С.А.А. и С.А.А. в жилое помещение - комнату, расположенную в квартире ... и ведения с Левадним В.А. общего хозяйства, и наличием оснований для удовлетворения иска администрации г. Мурманска в связи с имеющейся угрозой для жизни и здоровью жителей данного дома, необходимости предоставления ответчикам жилого помещения маневренного фонда площадью не менее 24 кв.м в соответствии с требованиями статьи 106 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Дело рассмотрено в отсутствие представителя соответчика Комитета имущественных отношений города Мурманска, представителей третьих лиц АО «Мурманоблгаз», Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области, извещенных о времени и месте рассмотрения дела в установленном законом порядке.

Судом постановлено приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Левадний В.А. просит решение суда отменить, в удовлетворении иска администрации города Мурманска отказать.

В обоснование жалобы приводит доводы, аналогичные возражениям относительно исковых требований администрации города Мурманска, а также послужившие основанием для обращения со встречным иском.

Не соглашаясь с решением суда, ссылаясь на наличие оснований для удовлетворения встречного иска, указывает, что аварийное состояние многоквартирного дома ... не представляет угрозу жизни и здоровью проживающих в нем граждан, поскольку возникновение аварии второй категории не подтверждено, чрезвычайная ситуация в данном случае отсутствует. Само по себе нахождение здания в аварийном состоянии не является чрезвычайным обстоятельством и основанием для экстренной эвакуации проживающих в таком доме граждан в жилые помещения маневренного фонда.

Принудительное предоставление ему и членам его семьи жилого помещения ... не отвечает интересам его семьи ввиду отдаленности жилья от посещаемых детьми дошкольных и образовательных учреждений, неразвитого транспортного сообщения.

Обращает внимание на аварийное состояние дом, в котором его семье предоставлена квартира маневренного фонда.

Полагает данные представителем органа опеки и попечительства пояснения и заключение не объективными, так как относительно состояния непосредственно самого дома, в котором расположена предоставленная его семье квартира маневренного фонда, каких-либо пояснений в судебном заседании не приводилось.

Указывает на то, что при разрешении возникшего спора подлежал применению приказ Комитета по жилищной политике администрации города Мурманска от 02 сентября 2014 года № 56-П в редакции, действующей на момент признания многоквартирного дома аварийным.

Ссылаясь на пункт 5 приказ Комитета по жилищной политике администрации города Мурманска от 02 сентября 2014 года № 56-П и пункт 49 постановления Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года № 47, указывает на возложенную на орган местного самоуправления обязанность по предоставлению жильцам, проживающим по договорам социального найма и сонанимателям, благоустроенного жилого помещения по договору найма, которая до настоящего времени не выполнена.

Обращает внимание на неоднократное перенесение срока переселения граждан из аварийного дома, установленного подпрограммой «Обеспечение благоустроенным жильем жителей города Мурманска, проживающих в многоквартирных домах пониженной капитальности, имеющих не все виды благоустройства» на 2018-2024 годы, утвержденной постановлением администрации города Мурманска от 13 ноября 2017 года № 3610, иной планируемый срок переселения – декабрь 2024 года, который не является окончательным сроком для переселения жильцов дома.

Считает, что постановлением администрации города Мурманска от 13 ноября 2017 года № 3610 подлежит применению к правоотношениям, возникшим с 01 января 2018 года, тогда как спорные правоотношения сторон возникли до 01 января 2018 года, принимая во внимание, что многоквартирный дом ... признан аварийным и подлежащим сносу постановлением администрации города Мурманска от 17 марта 2015 года.

Указывает, что ранее действующая муниципальная программа, утвержденная постановлением администрации города Мурманска от 12 ноября 2013 года № 3239 (в редакции от 26 декабря 2014 года № 4302) содержала указание, что невозможность расселения граждан по каким-либо причинам относится к рискам неисполнения подпрограммы, минимизировать такой риск возможно путем проведения разъяснительной работы. Однако такая разъяснительная работа с жильцами дома со стороны администрации города Мурманска не была проведена, возможность переселения в маневренный жилой фонд не разъяснена. Кроме того, согласно письменным ответам Комитета имущественных отношений г. Мурманска и прокуратуры, представленным в материалы дела, вариант возможного переселения жильцов аварийного дома в маневренный жилой фонд не был предусмотрен. Обращения жильцов дома в 2017 году в соответствующие организации по вопросу ускорения процедуры переселения жильцов оставлены без удовлетворения с указанием на удовлетворительное состояние дома.

Также считает, что принудительное переселение жильцом аварийного дома в жилые помещения маневренного фонда лишает граждан возможности получить благоустроенное неаварийное жилье по договору социального найма. Установленный ему и членам его семьи запрет на использование помещений аварийного дома без предоставления жилого помещения, соответствующего санитарным требованиям и нормам проживания, в рамках действия подпрограммы «Обеспечение благоустроенным жильем города Мурманска, имеющим не все виды благоустройства» на 2014-2018 года, полагает незаконным.

В дополнениях к апелляционной жалобе представитель Леваднего В.А. – Габриелян С.М. приводит доводы о недопустимости представленных администрацией города Мурманска доказательствах, положенных судом в основу решения.

Обращает внимание на отсутствие у МКУ «Новые формы управления», специалистами которого составлен акт обследования технического состояния здания, лицензии на проведение изыскательских работ, отсутствие сведений о применяемой приборной базе, что позволяет усомниться в проведении необходимого мониторинга технического состояния многоквартирного дома.

Полагает подложным постановление администрации города Мурманска от 17 марта 2015 года № 741 о признании многоквартирного дома ... аварийным и подлежащим сносу, поскольку принято на основании заключения Межведомственной комиссии, которая в соответствии с постановлением администрации города Мурманска от 29 января 2015 года № 226 перестала существовать на момент составления вышеуказанного заключения.

Настаивает на том, что режим чрезвычайной ситуации в отношении многоквартирного дома не объявлялся и не вводился, в связи с чем выполнение мероприятий по ликвидации чрезвычайной ситуации и организация размещения граждан в жилых помещениях маневренного фонда не требовалось.

Также полагает подложным постановление администрации города Мурманска от 30 апреля 2018 года № 1231 «О дополнительных мерах по защите населения путем создания необходимых условий для предупреждения чрезвычайной ситуации и минимизации ее негативного воздействия», поскольку оно основано на ранее изданных подложных постановлениях администрации города Мурманска.

В возражениях относительно апелляционной жалобы помощник прокурора Первомайского административного округа города Мурманска Капелька А.Ю. и представитель администрации города Мурманска Лузанов А.К. просят решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились ответчик С.А.А.., представитель соответчика Комитета имущественных отношений г. Мурманска, представители третьих лиц АО «Мурманоблгаз» и Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области, представитель отдела опеки и попечительства Комитета по образованию администрации г. Мурманска, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства.

Судебная коллегия, руководствуясь статьей 167 и частью 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц, поскольку их неявка не является препятствием к судебному разбирательству.

В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений относительно жалобы, судебная коллегия оснований для отмены или изменения решения суда по доводам жалобы не усматривает.

Право на жилище закреплено в пункте 1 статьи 40 Конституции Российской Федерации, содержащей ряд гарантий реализации этого права, в частности принцип невозможности произвольного лишения жилища.

С названным положением Конституции Российской Федерации согласуется пункт 4 статьи 3 Жилищного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которым никто не может быть выселен из жилища или ограничен в праве пользования жилищем, в том числе в праве получения коммунальных услуг, иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Жилищным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами.

Судом установлено и следует из материалов дела, что Левадний В.А. с 06 декабря 2000 года по настоящее время зарегистрирован по месту жительства в муниципальном жилом помещении, расположенном по адресу: ....

Также в указанном жилом помещении зарегистрированы по месту жительства с 07 июня 2002 года по настоящее время Малышева А.Г. и Малышева Е.В., с 26 июля 2016 года Р.Д.В. и с 22 марта 2003 года Смирнов С.В.

Спорное жилое помещение было предоставлено на основании ордера от 03 июля 1982 года № 01614 С.А.А. (бывшая супруга Леваднего В.А.), в данное время умершей (т.1 л.д.100, т.3 л.д.57).

С 01 августа 2018 года Левадний В.А. состоит в зарегистрированном браке со Стрижевской Н.В. (т.3 л.д.58).

В ходе рассмотрения дела судом установлено и не оспаривалось участвующими в деле лицами, что супруга Леваднего В.А. – Стрижевская Н.В. и ее несовершеннолетние дети С.А.А.., _ _ года рождения, и С.А.А.., _ _ года рождения, зарегистрированные по адресу: ..., фактически проживают совместно с Левадним В.А. в комнате жилой площадью 21,2 кв.м, расположенной в квартире ..., ведут совместное хозяйство.

Также материалами дела подтверждено, что постановлением администрации города Мурманска от 17 марта 2015 года № 741 многоквартирный дом ... признан аварийным и подлежащим сносу (т.1 л.д.107-109, 179-181).

В период с февраля по апрель 2018 года в ходе мониторинга конструктивных элементов многоквартирного дома ... комиссией в составе специалистов МКУ «Новые формы управления», ММКУ «Управление капитального строительства» и комитета по жилищной политике администрации города Мурманска установлена динамика развития деформаций конструкций дома.

По итогам проведении обследования технического состояния общедомового имущества указанного дома комиссия пришла к выводу, что в результате воздействия паводковых вод значительно увеличилось развитие деформации здания и существенно возросла угроза его обрушения; внезапное обрушение отдельных строительных конструкций и элементов системы газо- и электроснабжения может стать причиной взрыва или пожара; техническое состояние здания оценивается как аварийное, о чем составлен акт от 03 апреля 2018 года № 26/28. В целях ликвидации последствий аварии комиссией рекомендовано срочно организовать мероприятия по расселению людей из квартир подъездов №№ 1, 2, 3 данного жилого дома (т.1 л.д.18-21).

В соответствии с решением внепланового заседания комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности администрации города Мурманска от 23 апреля 2018 года № 18, главой администрации города Мурманска принято постановление от 24 апреля 2018 года № 1155 «О введении режима повышенной готовности в связи с угрозой возникновения чрезвычайной ситуации в границах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом по адресу: ...», которым с 12:00 часов 24 апреля 2018 года установлен режим повышенной готовности и местный уровень реагирования на чрезвычайную ситуацию в зоне чрезвычайной ситуации в границах земельного участка указанного многоквартирного дома, определен состав сил для выполнения мероприятий по ликвидации чрезвычайной ситуации (т.1 л.д.41-43).

Согласно акту комиссионного обследования от 24 апреля 2018 года при проведении дополнительного обследования несущих конструкций элементов жилого дома ... в соответствии с пунктом 6 постановления администрации города Мурманска от 24 апреля 2018 года № 1155, комиссией установлена положительная динамика развития деформаций конструктивных элементов дома, в связи с чем сделаны выводы о необходимости срочной организации мероприятий по расселению людей из квартир подъездов №№ 1-3 (т.1 л.д.50-54).

27 апреля 2018 года на внеплановом заседании комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности администрации города Мурманска рассмотрены вопросы, в том числе о дополнительных мерах по защите населения путем проведения мероприятий по эвакуации граждан, проживающих в многоквартирном доме ..., о чем оформлены протокол № 12 и решение № 21 от 27 апреля 2018 года (т.1 л.д.55-63).

27 апреля 2018 года главой администрации города Мурманска принято постановление № 1216 «О дополнительных мерах по защите населения путем проведения мероприятий по эвакуации граждан, проживающих в многоквартирном доме по адресу: ...» (т.1 л.д.64-66).

Таким образом, вопреки доводам апелляционной жалобы, материалами дела достоверно подтвержден факт деформации несущих конструкций многоквартирного дома ... вследствие воздействия паводковых вод, в результате чего возросла угроза его обрушения, аварийное техническое состояние здания и изношенное состояние инженерных сетей в доме и, как следствие, возникновение угрозы проживания граждан в помещениях данного многоквартирного дома.

На момент возникновения чрезвычайной ситуации в квартире * указанного дома зарегистрирован по месту жительства Левадний В.А., с которым в данном помещении совместно проживают его супруга Стрижевская Н.В. и ее несовершеннолетние дети С.А.А.., _ _ года рождения, и С.А.А.., _ _ года рождения.

В связи с угрозой обрушения многоквартирного дома и возникновением опасности нахождения в жилых помещениях дома для жизни и здоровья, администрацией города Мурманска ответчикам по первоначальному иску было предложено для временного проживания жилые помещения маневренного фонда, расположенные в доме ..., от переезда в которые Левадний В.А. и члены его семьи - супруга Стрижевская Н.В. и ее несовершеннолетние дети С.А.А, и С.А.А.., отказались.

Разрешая заявленные сторонами требования, суд первой инстанции с учетом установленных по делу обстоятельств и правоотношений сторон, а также закона, подлежащего применению, оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, пришел к правильному выводу об удовлетворении заявленных требований администрации города Мурманска и отсутствии правовых оснований для удовлетворения встречного иска Леваднего В.А., указав в обоснование, что переселение ответчиков в жилое помещение маневренного фонда в данной ситуации следует рассматривать в качестве меры, носящей временный характер, и выполнения возложенной на администрацию города Мурманска обязанности по принятию необходимых мер в связи с возникшей чрезвычайной ситуацией для соблюдения конституционных прав граждан на охрану жизни и здоровья.

Устанавливая запрет на использование ответчиками по первоначальному иску помещений аварийного жилого дома ... и усмотрев наличие оснований для их принудительного переселения в жилое помещение маневренного фонда, жилой площадью 28 кв.м, расположенное ..., по адресу: ..., суд первой инстанции верно исходил из того, что конституционное право ответчиков на жилище не нарушено, поскольку им было предоставлено для временного проживания другое благоустроенное жилое помещение маневренного жилищного фонда, которое соответствует требованиям, предусмотренным статьей 106 Жилищного кодекса Российской Федерации, и от переселения в которое они отказались.

Оснований не согласиться с такими выводами суда первой инстанции у судебной коллегии не имеется, поскольку они сделаны при правильном применении норм материального права, соответствуют фактическим обстоятельствам дела.

Доводы апелляционной жалобы Леваднего В.А. не опровергают правильности выводов суда первой инстанции по следующим основаниям.

Согласно пункту 3 части 1 статьи 95 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения маневренного фонда, которые в соответствии с частью 1 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации относятся к жилым помещениям специализированного жилищного фонда, предназначены для временного проживания граждан, у которых единственные жилые помещения стали непригодными для проживания в результате чрезвычайных обстоятельств.

Аналогичная норма содержится и в Положении о порядке управления и распоряжения имуществом города Мурманска и о признании утратившими силу отдельных решений Мурманского городского Совета и Совета депутатов города Мурманска, утвержденном решением Совета депутатов города Мурманска от 29 января 2015 года № 8-100, согласно статье 57 которого жилые помещения маневренного фонда специализированного жилищного фонда предназначены для временного проживания, в том числе граждан, у которых единственные жилые помещения стали непригодными для проживания в результате чрезвычайных обстоятельств.

Такие обстоятельства установлены в ходе судебного разбирательства.

Из материалов дела следует, что после признания дома аварийным и подлежащим сносу, с марта 2015 года на постоянной основе проводился мониторинг состояния конструкций здания жилого дома ... и в период с февраля по март 2018 года в ходе мониторинга конструктивных элементов дома была установлена динамика развития деформаций конструкций дома, что было признано чрезвычайной ситуацией муниципального характера в связи с возникшей угрозой обрушения строительных конструкций, являющейся прямой угрозой жизни граждан, проживающих в помещениях аварийного жилого дома.

С целью недопущения причинения вреда жизни и здоровью ответчиков в связи с угрозой возникновения чрезвычайной ситуации (разрушения (обрушения) жилого дома) ввиду аварийного технического состояния дома, орган местного самоуправления с учетом того, что спор затрагивает жилищные права и несовершеннолетних детей, предоставил ответчикам для проживания жилое помещение маневренного фонда, которое соответствует требованиям части 1 статьей 106 Жилищного кодекса Российской Федерации, предусматривающим предоставление жилых помещений маневренного фонда из расчета не менее чем шесть квадратных метров жилой площади на одного человека.

При этом, отклоняя повторяемые в апелляционной жалобе доводы о непригодности предоставленных жилых помещений маневренного фонда по причине отдаленности от города, учебных и дошкольных учреждений, суд правильно указал, что жилое помещение маневренного фонда расположено в черте города Мурманска, является благоустроенным, соответствует предусмотренным статьей 106 Жилищного кодекса Российской Федерации, санитарным и техническим требованиям, нормам проживания, доступность образовательных и медицинских учреждений обеспечена городским общественным транспортом, что подтверждено актом обследования главного специалиста отдела опеки и попечительства от 21 декабря 2018 года, комиссионными актами передачи объекта после выполнения текущего ремонта и осмотра жилого помещения от 14 ноября 2018 года и 10 декабря 2018 года (т.3 л.д. 238-250, т.4 л.д.15).

Учитывая приведенные выше обстоятельства, судебная коллегия полагает, что предоставление ответчикам для временного проживания жилого помещения маневренного фонда не нарушает в данном случае их прав.

Соглашаясь с выводами суда первой инстанции об отсутствии правовых оснований для удовлетворения встречных исковых требований Леваднего В.А., которые подробно изложены в решении суда и являются правильными, судебная коллегия, вопреки приведенным в апелляционной жалобе доводам, также исходит из следующего.

Обращаясь в суд со встречным иском, Левадний В.А. ссылается на возникновение у администрации города Мурманска обязанности предоставить ему и членам его семьи отдельного благоустроенного жилого помещения, отвечающего установленным требованиям в пределах города Мурманска, взамен занимаемого им непригодного для проживания жилого помещения.

Вместе с тем, как указано выше, администрацией города Мурманска принято решение о введении режима повышенной готовности в связи с угрозой возникновения чрезвычайной ситуации в границах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом по адресу: ..., и проведения мероприятий по эвакуации проживающих в доме граждан путем их переселения для временного проживания в маневренный фонд.

Общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты, в том числе граждан Российской Федерации, всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Российской Федерации или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей среды от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера установлены Федеральным законом от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

Согласно пункту 1 статьи 18 вышеназванного Федерального закона граждане Российской Федерации имеют право: на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций; на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций; на получение компенсаций и социальных гарантий за ущерб, причиненный их здоровью при выполнении обязанностей в ходе ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (пункт 2 статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ).

В связи с угрозой возникновения чрезвычайной ситуации применительно к занимаемому Левадним В.А. жилому помещению ему и членам его семьи в качестве меры социальной поддержки предоставлено для переселения другое жилое помещение маневренного фонда для временного проживания.

При этом правоотношения, возникающие в связи с утратой гражданами жилья в результате чрезвычайных ситуаций, регулируются специальным законодательством Российской Федерации.

Нормы главы 8 Жилищного кодекса Российской Федерации, устанавливающие основания и порядок предоставления органами местного самоуправления из муниципального жилищного фонда других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в связи с признанием жилого помещения непригодным для проживания либо со сносом дома не могут быть применены ситуациям возникновения угрозы утраты жилых помещений в результате чрезвычайных ситуаций, требующих принятия органом местного самоуправления соответствующих мер, направленных на сохранение жизни и здоровья людей и на максимально возможное снижение размера ущерба и потерь, в том числе по защите населения путем проведения мероприятий по эвакуации граждан, проживающих в аварийном доме.

Предоставление гражданам жилых помещений по договорам социального найма по основаниям, предусмотренным статьями 86 - 88 Жилищного кодекса Российской Федерации, возможно лишь при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма

Учитывая изложенное, у суда первой инстанции с учетом установленных фактических обстоятельств отсутствовали достаточные правовые основания для вывода о наличии у Леваднего В.А. права на предоставление ему и членам его семьи благоустроенного жилого помещения по договору социального найма взамен непригодного для проживания в результате возникновения угрозы чрезвычайной ситуации.

Кроме того, в соответствии с положениями пункта 3 части 2 статьи 106 Жилищного кодекса Российской Федерации договор найма жилого помещения маневренного фонда заключается на период до завершения расчетов с гражданами, единственное жилое помещение которых стало непригодным для проживания в результате чрезвычайных обстоятельств, в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, другими федеральными законами, либо до предоставления им жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда в случаях и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом (при заключении такого договора с гражданами, указанными в пункте 3 статьи 95 настоящего Кодекса).

В целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан Федеральный закон от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям, в том числе, на переселение граждан из аварийного жилищного фонда.

В силу пункта 3 части 1 статьи 2, пунктов 1, 2 части 2 статьи 16 вышеназванного Федерального закона от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ под переселением граждан из аварийного жилищного фонда следует понимать принятие решений и проведение мероприятий в соответствии со статьями 32, 86, частями 2 и 3 статьи 88 Жилищного кодекса Российской Федерации. Региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда должна содержать, в частности: перечень многоквартирных домов, признанных до 1 января 2017 года в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации; срок переселения граждан из каждого многоквартирного дома, включенного в перечень, указанный в пункте 1 настоящей части. При этом в первоочередном порядке подлежат переселению граждане из многоквартирных домов, которые расположены на территории муниципального образования и год признания которых аварийными и подлежащими сносу или реконструкции предшествует годам признания аварийными и подлежащими сносу или реконструкции других многоквартирных домов, расположенных на территории этого муниципального образования, а также из многоквартирных домов при наличии угрозы их обрушения или при переселении граждан на основании вступившего в законную силу решения суда.

Согласно пунктам 2.1, 2.4 постановления администрации города Мурманска от 17 марта 2015 года № 741 «О признании многоквартирного дома, расположенного по адресу: ..., аварийным и подлежащим сносу» на Комитет имущественных отношений города Мурманска возложена обязанность обеспечить внесение соответствующих изменений в подпрограмму муниципальной программы города Мурманска «Управление имуществом и жилищная политика» на 2014-2018 годы, утвержденной постановлением администрации города Мурманска от 12 ноября 2013 года № 323, и приобрести жилые помещения для граждан, занимающих жилые помещения по договорам социального найма в указанном многоквартирном доме, в сроки, предусмотренные для реализации Подпрограммы (т.1 л.д.107-109, 179-181).

Указанный дом был включен в Перечень аварийных домов, расположенных на территории муниципального образования город Мурманск и подлежащих расселению в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение благоустроенным жильем жителей города Мурманска, проживающих в многоквартирных домах пониженной капитальности, имеющих не все виды благоустройства» на 2014-2019 года» муниципальной программы города Мурманска «Управление имуществом и жилищная политика» на 2014-2019 года», утвержденной постановлением администрации города Мурманска от 12 ноября 2013 года № 3239 (т.2 л.д.1-50).

Постановлением администрации города Мурманска от 13 ноября 2017 года № 3610 утверждена муниципальная программа города Мурманска «Управление имуществом и жилищная политика» на 2018-2024 годы (в ред. постановления от 20 марта 2018 года № 711), в которую входит подпрограмма «Обеспечение благоустроенным жильем жителей города Мурманска, проживающих в многоквартирных домах пониженной капитальности, имеющих не все виды благоустройства» на 2018-2024 годы (т.2 л.д.125).

Пунктом 3 вышеуказанного постановления от 13 ноября 2017 года № 3610 постановлено отменить с 01 января 2018 года постановления администрации города Мурманска, в том числе от 12 ноября 2013 года № 3239 и от 22 декабря 2016 года № 3923 о внесении изменений в постановление от 12.11.2013 № 3239 «Об утверждении муниципальной программы города Мурманска «Управление имуществом и жилищная политика» на 2014-2019 годы».

Согласно приложению 2 к вышеуказанной Подпрограмме планируемый срок окончания переселения многоквартирного дома, расположенного по адресу: ..., запланирован на декабрь 2023 года (т.2 л.д.129-166).

░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░.

░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░, ░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░.

░░░░░░, ░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░.

░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░, ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░ ░░░░░░░.

░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. – ░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░ ░ ░░░, ░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░, ░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░.

░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░, ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ 24 ░░░░░░ 2018 ░░░░ № 1155 ░ ░░ 27 ░░░░░░ 2018 ░░░░ № 1216 ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ 10 ░░░░░░░ 2018 ░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ 14 ░░░░░░ 2018 ░░░░ (░.3 ░.░.192-226).

░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░. ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ 330 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░░░░.

░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░, ░ ░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░ ░░░░░░░.

░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ 328, 329, 330 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░

░░░░░░░░░░:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ 15 ░░░░░░ 2019 ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ – ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░:

░░░░░:

33-1277/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Администрация г. Мурманск
Ответчики
Стрижевская Н.В.
Левадний В.А.
Информация скрыта
Другие
Габриелян С.М.
Суд
Мурманский областной суд
Судья
Науменко Надежда Александровна
Дело на сайте суда
oblsud.mrm.sudrf.ru
23.04.2019Судебное заседание
20.05.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
20.05.2019Передано в экспедицию
20.08.2020Судебное заседание
20.08.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
20.08.2020Передано в экспедицию
23.04.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее