РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
10 февраля 2020 года г. Самара
Красноглинский районный суд г. Самары в составе:
председательствующего судьи Дурновой Н.Г.,
при секретаре Ерохине К.Ю.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-77\20 по административному иску Инспекции ФНС России по Красноглинскому району г. Самары к Панфилову В. А. о взыскании недоимки
УСТАНОВИЛ
Инспекция ФНС России по Красноглинскому району г. Самары обратилась в суд г. Самары с иском к Пнфилову В.А. о взыскании транспортного налога, указав, что ответчик состоит на налоговом учёте в ИФНС России по Красноглинскому району г. Самары в качестве налогоплательщика транспортного налога и налога на землю поскольку имеет в собственности, указанные в налоговом уведомлении, транспортные средства:
Автомобили грузовые:
-Марка/Модель: <данные изъяты>, г/н: №, VIN: №, г/в <дата>, дата регистрации права <дата>;
-Марка/Модель: <данные изъяты>, г/н: №, VIN: №, г/в <дата>, дата регистрации права <дата>.;
-Снегоходы: Марка/Модель: <данные изъяты>, г/н: №,, VIN: г/в <дата>, дата регистрации права <дата>
В связи с тем, что в установленные НК РФ сроки налогоплательщиком налоги уплачены не были, на сумму недоимки в соответствии со статьёй 75 НК РФ Налоговым органом начислены пени.
Налоговым органом в отношении налогоплательщика выставлены требования <дата> № об уплате налогов за 2015г., в котором сообщалось о наличии у него задолженности и о сумме начисленной на сумму недоимки пени. До настоящего времени указанная сумма в бюджет не поступила.
В соответствии с гл. 11.1 К АС РФ, налоговый орган обращался в суд с заявлением о выдаче судебного приказа. 11.06.2017г. приказ был выдан, 28.03.2019г судом вынесено определение об отмене судебного приказа.
Просит суд взыскать с ответчика за 2015г.: налог в размере 115181, пени 4184,91руб.; - Имущественный налог с физических лиц за 2015г.: налог в размере 187,61, пени 12,28 руб.
В дальнейшем истцом были уточнены требования. Указано, что за ответчиком числятся автомашины
-Марка/Модель: <данные изъяты>, г/н: №, VIN: №, г/в <дата>, дата регистрации права <дата>.;
-Марка/Модель: <данные изъяты>, г/н: №, VIN: №, г/в <дата>, дата регистрации права <дата>.;
-Марка/Модель: <данные изъяты>, г/н: №, VIN: №, г/в <дата>, дата регистрации права <дата> дата утраты права: <дата>
-Лодка моторная: - <данные изъяты>, №; VIN: № г/в <дата>, дата регистрации права: <дата>., дата утраты права: <дата>.
-Снегоход: Марка/Модель: <данные изъяты>, г/н: №,, VIN: г/в <дата>, дата регистрации права <дата>.
Просит взыскать с ответчика недоимки по транспортному налогу с физических лиц за 2015г. в размере 103681руб., пени 4184,91руб.; на общую сумму 107 865,91 рублей.
Представитель истца ИФНС России по Красноглинскому району г. Самара по доверенности Пантелеева И.Н. в судебном заседании заявленные требования поддержала в полном объеме с учетом уточнений указав, что заявленный в первоначальном иске налог на имущество взыскивать не просят в виду отсутствия данной недоимки.
Ответчик Панфилов В.А. в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом, суд полагает возможным рассмотреть дело в его отсутствие, ранее ответчиком был предоставлен отзыв на иск согласно которого полагает, что истцом был пропущен срок на обращение в суд по требованию об уплате недоимки за 2015г., также указывает, что снегоход заявленный в иске выбыл из его владения в 2011г.
Изучив материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии с ч.1 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Согласно п.2 ст. 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требований об уплате обязательных платежей и санкций.
В соответствии со ст. 32 НК РФ налоговые органы обязаны направлять налогоплательщику или налоговому агенту копии акта налоговой проверки и решения налогового органа, а также в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом, налоговое уведомление и требование об уплате налога и сбора.
Согласно ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнять обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
В соответствии со ст. 19 НК РФ налогоплательщиками признаются организации и физические лица, на которые возложена обязанность уплачивать налоги и сборы.
На основании ст. 357 НК РФ налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Согласно п. 1 ст. 358 НК РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном: порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 362 Налогового кодекса Российской Федерации сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.
Согласно п.3 ст.363 НК РФ налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.
Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.
Сумма налога исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение налоговой базы (мощность двигателя в лошадиных силах) и налоговой ставки (п.2 ст.362 НК РФ). В случае регистрации транспортного средства и (или) снятия транспортного средства с регистрации в течение налогового периода исчисление суммы налога производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых данное транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом периоде. При этом месяц регистрации транспортного средства, а также месяц снятия транспортного средства с регистрации принимается за полный месяц.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога, которое в силу ст. 70 НК РФ должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Согласно части 1 статьи 45 НК РФ обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Статьей 75 НК РФ предусмотрено, что в случае неуплаты в установленный срок сумм налога, подлежит начислению пени в размере одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка РФ за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах для уплаты налога. Принудительное взыскание пеней с физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, производится в порядке, предусмотренном ст. 48 НК РФ.
В случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, драгоценных металлов на счетах (во вкладах) в банке, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей (ст. 48 НК РФ).
Из материалов дела видно, что ответчик в 2015г. был собственником автомашин
-Марка/Модель: <данные изъяты>, г/н: №, VIN: №, г/в <дата>, дата регистрации права <дата>.;
-Марка/Модель: <данные изъяты>, г/н: №, VIN: №, г/в <дата>, дата регистрации права <дата>.;
-Марка/Модель: <данные изъяты>, г/н: №, VIN: №, г/в <дата> дата регистрации права <дата>., дата утраты права: <дата>
-Лодка моторная: - <данные изъяты>, №; VIN: №, г/в <дата>, дата регистрации права: <дата>., дата утраты права: <дата>
-Снегоход: Марка/Модель: <данные изъяты>, г/н: №, VIN: г/в <дата>, дата регистрации права <дата>
Ответчик в судебном заседании в ходе рассмотрения дела подтвердил факт принадлежности ему указанных выше транспортных средств в период заявленный в иске, указав при этом, что снегоход в 2011г. у него был похищен, в связи с чем полагает, что налог не должен начисляться.
Судом установлено и подтверждено материалами дела, что ответчик является плательщиком транспортного налога в связи с наличием в его собственности объектов налогообложения.
Исходя из системного толкования положений ст. ст. 52, 57, 44, НК РФ, следует, что обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления, направленного налоговым органом не позднее 30 дней до наступления срока платежа. При этом, ч. 4 ст. 52, ч. 5 ст. 31 НК РФ предусмотрено, что налоговое уведомление может быть, в том числе, направлено по почте заказным письмом по адресу места жительства (места пребывания) налогоплательщика.
Согласно абз. 3 п. 2 ст. 52 НК РФ налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.
Статьями 52 (пункт 4) и 69 (пункт 6) Налогового кодекса РФ законодатель установил презумпцию получения налогоплательщиком налогового уведомления и требования об уплате налога, направленных ему по почте заказанными письмами.
Материалами дела подтверждено, что 13.10.16г. ответчику было направлено налоговое уведомление № от 10.10.16г. в котором было произведено начисление транспортного налога на имущество по вышеперечисленным объектам
В соответствии со ст. 69 НК РФ налогоплательщику 24.03.17г. было направлено требование от 21.03.17г №, но в срок, указанный в требовании 02.05.2017г налог не уплачен.
В материалах дела имеются списки внутренних почтовых отправлений заказными письмами, из которых следует, что административному ответчику по месту его жительства были направлены налоговые уведомления и требования заказными письмами.
11.08.2017 года был издан судебный приказ о взыскании с ответчика недоимки по транспортному налогу за 2015г.
28.03.19г. на основании заявления налогоплательщика вынесено определение об отмене судебного приказа.
При обращении истца с заявлением о выдаче судебного приказа сроки, предусмотренные ст.48 НК РФ, ст.286 КАС РФ были соблюдены.
Из материалов дела следует, что административное исковое заявление по данному делу направлено в суд 31.10.19 года.
Согласно ч. 4 п. 2 ст. 48 НК РФ пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
К уважительным причинам относятся обстоятельства объективного характера, не зависящие от налогового органа, находящиеся вне его контроля, при соблюдении им такой степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась в целях соблюдения установленного порядка обжалования.
Судом установлено, что копия определения об отмене судебного приказа поступила в ИФНС Красноглинского района г. Самары 02.10.19г.
Данных о получении налоговым органом соответствующего определения от в более ранний период в ходе рассмотрения дела установлено не былою
Материалы гражданского дела 2а-1391\17г. о выдаче судебного приказа в отношении Панфилова В.А. не содержат информации о том мировым судьей определение об отмене судебного приказа от 28.03.19г. было направлено в ИФНС Красноглинского район г. Самары, в деле имеется только сопроводительное письмо об отправке судебного приказа в отношении Панфилова В.А. на исполнение. Заявление Панфилова В.А. об отмене судебного приказа и заявление на восстановление процессуального срока на отмену также в налоговый орган не направлялось, о чем свидетельствуют несколько экземпляров данных документов зашитых в деле. В справочном листе дела имеются только отметки о высылке судебного приказа должнику. Графа о направлении определения об отмене судебного приказа должнику и взыскателю не заполнена. В деле имеется расписка о том, что указанное определение Панфилов В.А. получил лично, при этом дата получения в расписке не указана.
Указанные обстоятельства свидетельствует о том, что налоговый орган не имел в своем распоряжении сведений о вынесении определения мировым судьей от 28.03.19г. об отмене соответствующего судебного приказа до 02.10.19г..
Поскольку имеются доказательства наличия объективных обстоятельств, препятствующих своевременному обращению административного истца в суд с настоящим заявлением, срок исковой давности был пропущен по уважительной причине.
Данное обстоятельство препятствовало истцу обратиться в суд в соответствии с нормами КАС РФ, в связи с чем данный срок подлежит восстановлению.
Доводы ответчика о том, что снегоход не является объектом налогообложения, поскольку фактически выбыл из владения с момента его угона в 2011 года, не принимаются судом.
Согласно пункту 7 части 2 статьи 358 Налогового кодекса Российской Федерации не являются объектом налогообложения транспортные средства, находящиеся в розыске, при условии подтверждения факта их угона (кражи) документом, выдаваемым уполномоченным органом.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 12 августа 1994 г. N 938 тракторы, самоходные дорожно-строительные и иные машины и прицепы к ним, включая автомототранспортные средства, имеющие максимальную конструктивную скорость 50 км/ч и менее, а также не предназначенные для движения по автомобильным дорогам общего пользования, регистрируются в Гостехнадзоре.
В пункте 17.4 Методических рекомендаций по применению главы 28 "Транспортный налог" части второй Налогового кодекса Российской Федерации, утвержденных Приказом МНС России от 09 апреля 2003 года N БГ-3-21/177, разъяснено, что документы, подтверждающие факт угона (кражи) транспортного средства, выдаются органами МВД России (ГУВД, ОВД, УВД и др.), осуществляющими работу по расследованию и раскрытию преступлений, в том числе угонов (краж) транспортных средств.
Налогоплательщики в случае угона (кражи) транспортного средства представляют в налоговый орган документ, подтверждающий факт кражи (возврата) транспортного средства.
Согласно Инструкции по розыску автомототранспортных средств, утвержденной Приказом МВД России от 17.02.1994 N 58 "О мерах по усилению борьбы с преступными посягательствами на автомототранспортные средства", розыск автотранспортных средств осуществляют органы внутренних дел Российской Федерации.
В случае угона транспортного средства лицо, на которое это средство зарегистрировано, должно написать заявление об угоне в соответствующий орган внутренних дел (ОВД), на основании которого указанный орган вынесет постановление о возбуждении уголовного дела по факту угона, а также выдаст заявителю справку об угоне зарегистрированного на него транспортного средства.
Согласно п. 5.1. «Правил государственной регистрации тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним органами государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации (гостехнадзора)" (утв. Минсельхозпродом России 16.01.1995) Владельцы обязаны снять машины с учета по месту их регистрации в случаях прекращения права собственности на машины;
В соответствии с этим в Письме Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 17 марта 2016 г. N 03-05-05-04/14738 разъяснено, что при представлении в налоговый орган справки, подтверждающей факт угона (кражи) транспортного средства, транспортное средство, находящееся в розыске, не рассматривается как объект налогообложения..
Согласно Письму Федеральной налоговой службы от 30 сентября 2015 г. N БС-3-11/3660@, при представлении в налоговый орган подлинника указанной справки, подтверждающей факт угона (кражи) транспортного средства, транспортное средство, находящееся в розыске, не рассматривается как объект налогообложения.
На основании изложенного налоговые органы вправе не исчислять налогоплательщику транспортный налог за транспортное средство, находящееся в розыске, при условии представления налогоплательщиком (гражданином) в налоговый орган подлинника документа, подтверждающего факт угона (кражи) автомобиля, полученного в соответствующем органе, осуществляющем расследование преступления, связанного с угоном (кражей) данного транспортного средства.
В случае если налогоплательщик представит не подлинник, а копию справки об угоне зарегистрированного на него транспортного средства, выданную соответствующим подразделением МВД России, то налоговый орган в целях подтверждения обоснованности освобождения этого транспортного средства от обложения транспортным налогом должен направить в указанное подразделение запрос о подтверждении факта его угона.
Следует иметь в виду, что угнанное транспортное средство не является объектом налогообложения по транспортному налогу только в период его розыска.
В том случае, если от налогоплательщика выданной органами МВД России справки, подтверждающей факт угона (кражи) зарегистрированного на него транспортного средства, в налоговый орган не поступало, у последнего отсутствуют законные основания для неначисления по этому транспортному средству транспортного налога.
Возражая против заявленных требований относительно взыскания налога по снегоходу ответчик предоставил суду копию постановления о признании его потерпевшим от <дата>. по факту хищения снегохода <данные изъяты> г\н № совершенного <дата>. неустановленным лицом.
Также ответчик предоставил суду справку МО МВД РФ «Кинельское» от <дата>, что <дата> было возбуждено уголовное дело по факту хищения снегохода, которое <дата>. было прекращено.
Доказательств того, что снегоход находился в розыске с 2011г. ответчик суду не предоставил.
Из материалов дела не усматривается, что ответчик после хищений в 2011г. и по настоящее время обратился в налоговый орган с предоставлением соответствующей справки из органов МВД подтверждающей факт угона и объявления розыска снегохода.
Таким образом, судом установлено, что административный ответчик в установленном порядке не сообщил налоговому органу об угоне транспортного средства, и об объявлении его розыска.
Утрата транспортного средства без снятия его с учета и объЯвления розыска в регистрирующем государственном органе не освобождает налогоплательщика, являющегося физическим лицом, на которого зарегистрировано это транспортное средство, от обязанности по уплате транспортного налога, поскольку в силу императивных положений статей 357 и 358 Налогового кодекса Российской Федерации признание лиц налогоплательщиками, определение объекта налогообложения и возникновение обязанности по уплате транспортного налога основано на сведениях о транспортных средствах и лицах, на которых они зарегистрированы.
Согласно карточки учета самоходной машины снегохода <данные изъяты> р.з. № снегоход зарегистрирован за ответчиком <дата>. и снят с учета по его заявлению <дата>.
При указанных обстоятельствах оснований для освобождения ответчика от уплаты налога по данному объекту не имеется.
При определении правильности расчета налога суд соглашается с административным истцом согласно уточненного искового заявления на сумму 103681 руб., поскольку первоначально в налоговом уведомлении от 10.10.16г. было произведено двойное начисление налога на моторную лодку №, в связи с чем сумма указанная в уведомлении подлежит уменьшению на 11500 руб.
Расчет пени 4184,91истцом произведен неверно, поскольку в нем не учтена вышеуказанная ошибка налогового органа. Пени подлежат начислению исходя из расчета 103681 руб. х10%х1\300х109 дней =3767,07 руб.
Кроме того с ответчика подлежит взысканию госпошлина от уплаты которой истец был освобожден при подаче иска.
Руководствуясь ст.ст.175, 178-180 КАС РФ, суд
Решил:
Иск Инспекции ФНС России по Красноглинскому району г. Самары к Панфилову В. А. о взыскании недоимки удовлетворить частично
Взыскать с ответчика Панфилова В. А. недоимку по транспортному налогу с физических лиц за 2015г. в размере 103681 руб. и пени в размере 3767,07 руб.
Взыскать с ответчика Панфилова В. А. в доход бюджета городского округа Самара государственную пошлину в размере 3352 рублей.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Самарский областной суд через Красноглинский районный суд г. Самары в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Срок изготовления мотивированного решения 14.02.20 г.
Судья: Дурнова Н.Г.