Дело № 2а-497/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
09 августа 2018 года г. Олонец
Республика Карелия
Олонецкий районный суд Республики Карелия в составе председательствующего судьи Хольшева А.Н., при секретаре Етчуевой О.В. рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Шкуро Александра Викторовича к Межрайонной ИФНС России № 5 по Республике Карелия, Управлению Федеральной налоговой службы России по Республике Карелия о признании решений о привлечении к налоговой ответственности незаконными,
УСТАНОВИЛ:
Шкуро А.В. обратился в суд с требованием о признании незаконными: решения межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Республике Карелия от хх.хх.хх г. № о привлечении Шкуро А.В. к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения и доначислении налога на доходы в размере .... руб., пени по налогу на доходы по состоянию на хх.хх.хх г. в размере .... руб., штрафа в размере .... руб. и решения исполняющего обязанности руководителя Управления Федеральной налоговой службы по Республике Карелия от хх.хх.хх г..
Свои требования истец основывает на том, что он является нотариусом нотариального округа ...., Республики Карелия. Решением МИ ФНС № 5 по Республике Карелия № от хх.хх.хх г. истец привлечен к налоговой ответственности в связи с тем, что им документально не подтверждены доходы и расходы отраженные в налоговой декларации. Решением исполняющего обязанности руководителя Управления ФНС по Республике Карелия от хх.хх.хх г. решение налоговой инспекции оставлено без изменения.
Не соглашаясь с выводами налогового органа, истец указал, что общие вопросы начисления налоговой базы определены в статье 54 Налогового кодекса РФ, в соответствии с п. 2 которой индивидуальные предприниматели, нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основании данных учета доходов и расходов и хозяйственных операций в порядке, определяемом Министерством финансов Российской Федерации.
Приказом министерства Финансов РФ и Министерства РФ по налогам и сборам от 13.08.2002 утвержден Порядок учета доходов и расходов и хозяйственных операций для индивидуальных предпринимателей (далее Порядок). При этом решением Верховного Суда РФ от 17.05.2012 № АКПИ 12-557 сноска к п. 1 Порядка признана недействующей в части признания частных нотариусов индивидуальными предпринимателями, что свидетельствует о том, что названный порядок в отношении частных нотариусов не применяется.
хх.хх.хх г. истцом была представлена налоговая декларация по налогу на доходы физических лиц (форма 3 НДФЛ) в которой указана сумма дохода .... руб., сумма произведенных расходов в составе профессионального налогового вычета в размере .... руб., в том числе сумма материальных расходов в размере .... руб., сумма расходов на выплату вознаграждения в пользу физических лиц в размере .... руб., прочие расходы .... руб. В период времени с хх.хх.хх г. по хх.хх.хх г. МИ ФНС России № 5 по РК была проведена камеральная налоговая проверка.
В ходе проверки в адрес истца МИФНС России № 5 по РК было направлено требование № от хх.хх.хх г. о предоставлении документов (информации), а именно книги учета доходов и расходов и хозяйственных операций. Поскольку такое требование противоречило закону, истцом в налоговый орган было представлено мотивированное возражение. Впоследствии налоговый орган предъявил истцу требование № от хх.хх.хх г. о предоставлении документов (информации), а именно реестра регистрации нотариальных действий с приложением иного документа, учитывающего расходы нотариуса, заявленные в налоговой декларации. Истцом на второе требование было направлено возражение, в котором он обратил внимание на несоответствие требования действующему законодательству, а так же указал, что реестр нотариальных действий содержит в себе закрытую информацию, распространение которой нотариусу запрещено. Представление первичных документов в подтверждение заявленного налогового вычета одновременно с подачей декларации по налогу на доходы физических лиц не предусмотрено.
В судебное заседание административный истец Шкуро А.В. не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом. Представитель истца Горр Е.В., действующая на основании ордера, исковые требования поддержали по изложенным в заявлении основаниям. Просили иск удовлетворить.
Представитель административных ответчиков МИ ФНС России № 5 по Республике Карелия и Управления ФНС России по Республике Карелия Чекшина О.Г., действующая на основании доверенностей, с иском не согласилась, в устных и письменных пояснениях указала, что Шкуро А.В. состоит на налоговом учете в качестве нотариуса, занимающегося частной практикой с хх.хх.хх г.. Налогоплательщиком хх.хх.хх г. в инспекцию представлена налоговая декларация по налогу на доходы физических лиц за .... год. Согласно налоговой декларации по НДФЛ за .... год истцом сумма дохода отражена в размере .... руб., сумма фактически произведенных расходов в составе налоговых вычетов отражена в размере .... руб., в том числе: сумма материальных расходов составила .... руб., сумма расходов на выплату вознаграждения в пользу физических лиц составила .... руб., прочие расходы составили .... руб.
По результатам камеральной проверки указанной декларации решением инспекции от хх.хх.хх г. № административному истцу доначислен налог в сумме .... руб. и пени в размере .... руб. Так же нотариус привлечен к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса РФ в виде штрафа в размере .... руб. НДФЛ инспекцией доначислен ввиду того, что нотариус не подтвердил документально расходы, включенные в состав профессионального налогового вычета, отраженного в налоговой декларации по НДФЛ за .... год. При этом инспекция учла справки 6-НДФЛ за .... год, предоставленные в налоговый орган, в подтверждение заявленной в составе вычета суммы расходов на выплату вознаграждения в пользу физических лиц в размере .... руб. сумма документально неподтвержденных расходов составила .... руб.
Инспекцией в адрес нотариуса в ходе камеральной налоговой проверки направлялось требование от хх.хх.хх г. № о предоставлении книги учета доходов и расходов и хозяйственных операций предпринимателя, требование о предоставлении документов (информации) от хх.хх.хх г. № (реестр регистрации нотариальных действий по учету доходов с приложением иного документа, учитывающего расходы нотариуса, заявленные в декларации по НДФЛ), требование о предоставлении пояснений от хх.хх.хх г. № в части документально подтвержденных расходов, связанных с осуществлением частной практики в общей сумме .... руб.
Каждый раз налогоплательщик отказывал инспекции в предоставлении каких-либо документов, подтверждающих расходы, по причине того, что ведение книги учета доходов, расходов и хозяйственных операций для нотариусов не предусмотрено, реестр нотариальных действий представлен быть не может (содержит сведения, не подлежащие разглашению), в ходе проведения камеральной проверки налоговый орган не имеет право запрашивать документы, подтверждающие расходы, включенные в состав профессионального налогового вычета.
По результатам рассмотрения материалов проверки, возражений налогоплательщика, инспекцией было принято решение о проведении дополнительных мероприятий от хх.хх.хх г. №. В адрес налогоплательщика было направлено требование от хх.хх.хх г. № о предоставлении документов (информации): регистра, отображающего результаты деятельности нотариуса за .... и включающего в себя показатели, необходимые для исчисления налоговой базы по НДФЛ, первичные учетные документы. Указанное требование административным истцом исполнено не было по причине того, что налоговый орган не вправе запрашивать документы по неустановленным формам, а так же документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов.
В то же время, исчисление и уплату налога на доходы физических лиц частные нотариусы производят в соответствии с главой 23 Налогового кодекса РФ с учетом особенностей, установленных статьей 227 НК РФ. Согласно п.1 ст. 221 НК РФ при определении налоговой базы в соответствии с пунктом 2 статьи 210 Кодекса частные нотариусы имеют право на получение профессиональных налоговых вычетов в сумме фактически произведенных или документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением дохода. При этом состав расходов, принимаемых к вычету, определяется налогоплательщиком самостоятельно в порядке, аналогичном порядку определения расходов для целей налогообложения, установленному главой «Налог на прибыль организаций».
В соответствии с пунктом 2 статьи 54 НК РФ индивидуальные предприниматели, нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основании данных учета доходов и расходов и хозяйственных операций в порядке, определенном министерством финансов Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 23 НК РФ нотариус, занимающийся частной практикой, обязан предоставлять в налоговый орган по запросу налогового органа книгу учета доходов и расходов и хозяйственных операций. В настоящее время действует совместный приказ Минфина России и МНС России от 13.08.2002 №86н/БГ-3-04/430, которым утверждены Порядок учета доходов и расходов и хозяйственных операций для индивидуальных предпринимателей (далее -Порядок учета) и Книга учета доходов и расходов и хозяйственных операций индивидуального предпринимателя. Вместе с тем, начиная с 01.01.2007 года, из перечня лиц, являющихся индивидуальными предпринимателями, исключены частнопрактикующие нотариусы, которые в целях налогообложения НДФЛ образуют отдельную группу налогоплательщиков.
Таким образом, в настоящее время не существует официального нормативного акта, регламентирующего форму учета доходов и расходов частного нотариуса. В порядке учета приведена примерная форма Книги учета доходов, расходов и хозяйственных операций. Нотариус по согласию с налоговым органом вправе разработать иную форму указанной книги, оставив в ней показатели необходимые для исчисления налоговой базы, и (или) включив в нее иные показатели, связанные со спецификой осуществляемой им деятельности (пункт 7 Порядка учета). В данном случае, нотариус имеет возможность предусмотреть неразглашение сведений (документов), связанных с совершением нотариальных действий для лиц, от имени или по поручению которых совершены эти действия.
Таким образом, довод административного истца о том, что порядок учета расходов и доходов хозяйственных операций для индивидуальных предпринимателей, утвержденный приказом Минфина РФ и МНС РФ от 13.08.2002№86н/БГ-3-04/430, которым утверждена форма книги учета доходов и расходов хозяйственных операций для индивидуальных предпринимателей, не может применяться в отношении нотариусов, не освобождает нотариусов от обязанности ведения учета доходов, расходов и хозяйственных операций. При этом форма регистра налогового учета может быть произвольной и разработанной налогоплательщиком самостоятельно с учетом специфики ведения его деятельности. Обязанность документального подтверждения произведенных расходов, включаемых в состав профессионального налогового вычета, сохраняется за нотариусом в общеустановленном порядке.
Таким образом, довод о том, что налоговый орган не вправе требовать подтверждения несения расходов, хозяйственных операций у нотариуса не соответствует действующему законодательству.
Ссылку административного истца на решение Муезерского районного суда Республики Карелия подтверждающего факт того, что налоговый орган не вправе требовать от нотариуса книгу учета доходов и расходов и хозяйственных операций истец считает необоснованной поскольку по обстоятельствам названного дела у налогоплательщика не запрашивались реестры нотариальных действий и иные расходные документы.
В соответствии с абзацем 1 статьи 34 «Основ законодательства Российской Федерации о нотариате» контроль за соблюдением налогового законодательства осуществляют налоговые органы в порядке и сроки предусмотренные законодательством РФ. В соответствии с абз. 3 статьи 34 Основ законодательства РФ о наторите нотариусы обязаны предоставлять должностным лицам уполномоченным на проведение проверок, сведения и документы, касающиеся расчетов с физическими и юридическими лицами.
Согласно статье 82 Налогового кодекса РФ налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, проверки данных учета и отчетности, а так же в других формах, предусмотренных Налоговым кодексом РФ.
В соответствии 93 Налогового кодекса РФ должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого налогоплательщика, плательщика сбора, налогового агента необходимые для проверки документы. Лицо, которому адресовано требование о предоставлении документов, обязано направить или выдать их налоговому органу в пятидневный срок. Документы предоставляются в виде заверенных должным образом копий.
Пунктом 8 статьи 32 Налогового кодекса РФ установлена обязанность налоговых органов соблюдать налоговую тайну и обеспечивать ее сохранение, таким образом, в данном случае имеет место трансформация одного вида тайны (нотариальной) в другую (налоговую).
Заслушав стороны, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему выводу:
В соответствии со ст.ст.218, 219 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений органа государственной власти, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В судебном заседании установлено, что Шкуро А.В. является нотариусом занимающимся частной практикой и состоит на налоговом учете с хх.хх.хх г..
хх.хх.хх г. административным истцом в адрес налогового органа представлена налоговая декларация по налогу на доходы физических лиц по форме 3-НДФЛ за .... год.
В ходе проведения камеральной проверки декларации административного истца налоговый орган направлял хх.хх.хх г. истцу требование о предоставлении книги учета доходов и расходов и хозяйственных операций. При получении отказа в предоставлении названной книги, налоговый орган направил истцу хх.хх.хх г. требование о предоставлении реестра регистрации нотариальных действий с приложением иного документа, учитывающего расходы нотариуса, заявленные в налоговой декларации 3-НДФЛ за .... год. В предоставлении названных документов административный истец налоговому органу отказал. хх.хх.хх г. налоговый орган затребовал у истца пояснения, а хх.хх.хх г. регистры и первоначальные учетные документы, в предоставлении которых истец так же отказал.
Решением налогового органа № от хх.хх.хх г. Шкуро А.В. привлечен к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения и ему доначислен налог на доходы физических лиц, пени, штраф за неполную уплату суммы налога (ст. 122НК РФ).
Не огласившись с вышеуказанным решением налогового органа, административный истец обратился в Управление Федеральной налоговой службы по Республике Карелия, решением которой от хх.хх.хх г. жалоба на решение Межрайонной ИФНС России № 5 по Республике Карелия от хх.хх.хх г. оставлена без удовлетворения.
Административный истец просит признать незаконными решение межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Республике Карелия от хх.хх.хх г. № о привлечении его к налоговой ответственности и решение исполняющего обязанности руководителя Управления Федеральной налоговой службы по Республике Карелия от хх.хх.хх г. вынесенное по жалобе на решение от хх.хх.хх г. №.
В соответствии с положениями ст. 227 Налогового кодекса РФ нотариусы, занимающиеся частной практикой, производят исчисление и уплату налога по суммам доходов, полученных от такой деятельности, самостоятельно исчисляют суммы налога, подлежащие уплате в соответствующий бюджет, в порядке, установленном ст. 225 НК РФ, а так же обязаны предоставить в налоговый орган по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию в сроки, установленные ст. 229 Налогового кодекса РФ.
Согласно ч. 4 ст. 229 Налогового кодекса РФ в налоговых декларациях физические лица указывают все полученные ими в налоговом периоде доходы, если иное не предусмотрено настоящим пунктом, источники их выплат, налоговые вычеты, суммы налога удержанные налоговыми агентами, суммы фактически уплаченных в течение налогового периода авансовых платежей, суммы налога, подлежащие уплате (доплате) или возврату по итогам налогового периода.
Общие вопросы исчисления налоговой базы определены в статье 54 Налогового кодекса РФ, в соответствии с п. 2 которой индивидуальные предприниматели, нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных учета доходов и расходов и хозяйственных операций в порядке определенном Министерством финансов Российской Федерации.
Приказом Министерства финансов РФ и Министерства РФ по налогам и сборам 13.08.2002 № 86н/БГ-3-04/430 утвержден Порядок учета доходов и расходов и хозяйственных операций для индивидуальных предпринимателей, который разработан в соответствии с п. 2 ст. 54 Налогового кодекса РФ, определяющий правила ведения учета доходов и расходов и хозяйственных операций индивидуальных предпринимателей.
Согласно сноске к п. 1 указанного Порядка в соответствии с ч.1 ст. 11 НК РФ индивидуальными предпринимателями признаются физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также частные нотариусы, частные охранники, частные детективы.
Пунктом 4 порядка предусмотрено, что учет доходов и расходов и хозяйственных операций ведется индивидуальными предпринимателями путем фиксирования в Книге учета доходов и расходов и хозяйственных операций индивидуального предпринимателя (далее -книга учета) операций о полученных доходах и произведенных расходах в момент их совершения на основе первичных документов.
Этим же порядком утверждена форма книги учета доходов и расходов и хозяйственных операций индивидуального предпринимателя.
Таким образом, исчисление налоговой базы по итогам каждого налогового периода осуществляется в соответствии с нормами ст. 54 НК РФ на основе данных учета доходов и расходов и хозяйственных операций в соответствии с установленным Порядком.
Вместе с тем, решением Верховного Суда РФ от 17.05.2012 № АКПИ 12-557 сноска к пункту 1 Порядка учета доходов и расходов и хозяйственных операций для индивидуальных предпринимателей признана недействующей в части признания частных нотариусов индивидуальными предпринимателями. Таким образом, вышеуказанный порядок в отношении частных нотариусов не применяется.
Таким образом, в настоящее время отсутствует и не установлена на законодательном уровне или приказами, положениями и т.д. соответствующих представительных органов власти форма и порядок ведения учета доходов и расходов нотариусами занимающимися частной практикой.
Пункт 5 ст. 23 НК РФ предусматривает обязанность, в том числе, нотариуса, занимающегося частной практикой, по запросу налогового органа представлять в налоговый орган по месту жительства книгу учета доходов и расходов и хозяйственных операций.
Однако, при отсутствии утвержденной в установленной законом порядке формы предоставления сведений о доходах и расходах и хозяйственных операциях для нотариусов, занимающихся частной практикой, требования налогового органа о предоставлении сведений в какой бы то ни было форме не может быть признано судом правомерным.
Довод представителя ответчика о том, что нотариус обязан предоставлять налоговому органу реестр нотариальных действий, не может быть принят судом как обоснованный, поскольку предоставление данного вида документа в качестве формы учета расходов и доходов нотариуса не предусмотрена. Законодательством отождествление понятий нотариальной и налоговой тайны не предусмотрено.
Соответственно налоговый орган не вправе требовать от нотариуса Шкуро А.В. книгу учета доходов и расходов и хозяйственных операций, поскольку на нотариусов, занимающихся частной практикой, обязанность по ведению указанной книги действующим законодательством не возложена, так же как и не возложена обязанность нотариусов ведения и предоставления в налоговый орган иных определенных законом сведений (в виде реестров, регистров и иных документов) на основании которых рассчитывается налоговая база.
Как следует из положений пунктов 1-3 статьи 88 Налогового кодекса РФ, камеральная проверка проводится на основе налоговой декларации (расчета) и документов, представляемых налогоплательщиком, которые он в соответствии с Кодексом должен приложить к декларации(расчету) или по своей инициативе, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.
Пунктом 7 ст. 88 НК РФ установлено, что при проведении камеральной налоговой проверки налоговый орган не вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения и документы, если иное не предусмотрено настоящей статьей или если представление таких документов вместе с налоговой декларацией (расчетом) не предусмотрено настоящим Кодексом.
Статьей 221 Кодекса «Профессиональные налоговые вычеты» предусмотрено право налогоплательщиков, указанных в пункте 1 ст. 227 Кодекса (в том числе нотариусы занимающиеся частной практикой), на профессиональный налоговый вычет в сумме фактически произведенных и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов. При этом указание Кодекса на «документально подтвержденные расходы» не может рассматриваться как обязанность налогоплательщика представлять налоговому органу для камеральной проверки документы, подтверждающие расходы. Пункт 1 статьи 221 устанавливает порядок исчисления суммы профессионального налогового вычета.
Ссылка ответчика на то, что обязанность налогоплательщика представлять в налоговый орган и его должностным лицам документы, необходимые для исчисления и уплаты НДФЛ, вытекает из положения подпункта 6 пункта 1 ст. 23 Кодекса, признается судом не правильной. Согласно этой норме такая обязанность возникает у налогоплательщика в случае и в порядке, предусмотренных Кодексом. Однако Кодекс не содержит положений, обязывающих налогоплательщика, заявившего о применении профессионального налогового вычета, представлять при подаче декларации по НДФЛ документы, подтверждающие такой вычет, ни положений о праве налогового органа в ходе камеральной проверки истребовать у налогоплательщика такие документы.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст.175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск удовлетворить.
Признать решение межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Республике Карелия от хх.хх.хх г. № о привлечении Шкуро Александра Викторовича к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения и начислении налога на доходы в размере .... руб.; пени по налогу на доходы по состоянию на хх.хх.хх г. в размере .... руб.; штрафа за неуплату или неполную уплату сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или неправомерных действий в размере .... руб. и решение Управления Федеральной налоговой службы по Республике Карелия от хх.хх.хх г. № которым апелляционная жалоба Шкуро Александра Викторовича на решение межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Республике Карелия от хх.хх.хх г. № о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения оставлена без удовлетворения- незаконными.
Взыскать с межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Республике Карелия и Управления Федеральной налоговой службы по Республике Карелия в пользу Шкуро Александра Викторовича расходы по оплате государственной пошлины в размере по 150 рублей с каждого.
В течение одного месяца со дня вынесения решения в окончательной форме стороны вправе обжаловать решение в Верховный Суд Республики Карелия через Олонецкий районный суд Республики Карелия.
Судья А.Н. Хольшев
Мотивированное решение в соответствии со ст. 177 КАС РФ
составлено 10 августа 2018 г.