Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-277/2024 (2-6348/2023;) ~ М-6098/2023 от 27.11.2023

Дело № 2-277/2024

73RS0001-01-2023-007044-93

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

23 января 2024 года                                г. Ульяновск

Ленинский районный суд г. Ульяновска в составе:

судьи Анциферовой Н.Л.,

при секретаре Бондарь А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Чердаклинского района Ульяновской области в интересах ФИО34, к Министерству здравоохранения Ульяновской области об обязании обеспечить лекарственными препаратами, взыскании денежных средств, затраченных на приобретение лекарственных препаратов, компенсации морального вреда,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Чердаклинского района Ульяновской области в интересах ФИО35. обратился в суд с иском, уточненным в ходе судебного разбирательства, к Министерству здравоохранения Ульяновской области об обязании обеспечить лекарственными препаратами, взыскании денежных средств, затраченных на приобретение лекарственных препаратов, компенсации морального вреда.

Исковые требования мотивированы тем, что прокуратурой района проведена проверка по обращению Чербовой Т.А., являющейся матерью ФИО12 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, по факту не обеспечения лекарственным препаратом «<данные изъяты>».

Согласно справке МСЭ-2023 № ФИО13 является инвалидом <данные изъяты> группы бессрочно. Ему необходим лекарственный препарат «<данные изъяты>» в виде суспензии для ректального введения 1 раз в день (на ночь) по 2 г / 30 мг № 7 по 5 упаковок.

Лекарственный препарат «<данные изъяты>» является кишечным противоспалительным препаратом и входит в Перечень жизненно необходимых лекарственных препаратов для медицинского применения, утвержденного распоряжением Правительства РФ от 12.10.2019 № 2406-Р (приложение 1, № А07ЕС).

В ходе проверки опрошен врач-педиатр ГУЗ «Чердаклинская РБ» Ситникова Т.Ю., которая пояснила, что ФИО15 состоит на учете в ГУЗ «Чердаклинская РБ» с весны 2023 г. с диагнозом <данные изъяты> Лекарственный препарат «<данные изъяты>» является для ФИО14 жизненно необходимым препаратом.

ФИО36А. обратился на прием в октябре, ноябре 2023 г., ему были выписаны льготные рецепты серия от 01.11.2023 на получение лекарственного препарата «<данные изъяты>». Однако ФИО16 данным препаратом не обеспечен в связи с его отсутствием в аптеке. ФИО17 вместо ректальной суспензии были предложены свечи, от которых ФИО18 отказался в связи с тем, что данный препарат для него не эффективен, не помогает.

Кроме того, в рамках проверки установлено, что при посещении лечащего врача ГУЗ «Чердаклинская РБ» 05.12.2023 ФИО19 рекомендовано лекарство по 1 единице препарата 2 раза в неделю, выписан льготный рецепт от ДД.ММ.ГГГГ серия

До настоящего времени ФИО20 лекарственным препаратом в виде суспензии для ректального введения по льготным рецептам: от 03.10.2023 и 05.12.2023 не обеспечен в связи с его отсутствием в аптеке

Данные обстоятельства влекут нарушение прав ФИО21 на получение со стороны государства поддержки и обеспечения благоприятных, не ущемляющих охраняемое государством достоинство личности, условия его реализации им своих прав, в том числе, на получение лекарственных препаратов, необходимых для постоянного приема. Отказ от приема указанных лекарств невозможен, препарат позволяет поддерживать состояние организма.

В связи с необходимостью применения препарата 25.11.2023 истцом приобретена 1 упаковка лекарственного препарата «Салофальк 4г/60 мг № 7» (действующее вещество - Месалазин) стоимостью 2249 рублей.

Факт самостоятельного приобретения медицинского препарата подтверждается представленным чеком.

Просит обязать Министерство здравоохранения Ульяновской области обеспечить ФИО22 лекарственным препаратом «<данные изъяты>» в виде суспензии для ректального введения по льготным рецептам: ДД.ММ.ГГГГ серия , от ДД.ММ.ГГГГ серия и ДД.ММ.ГГГГ серия , взыскать с ответчика денежные средства, затраченные на самостоятельное приобретение лекарственного препарата «Салофальк», в размере 2249 руб., компенсацию морального вреда в размере 10 000 руб.

В судебное заседание прокурор Чердаклинского района Ульяновской области не явился, извещался.

ФИО23. в судебное заседание не явился, извещался, просил рассмотреть дело в его отсутствие, исковые требования поддерживает.

Представитель ответчика Министерства здравоохранения Ульяновской области Ткачук М.Ю. в судебное заседание не явился, извещался, просил рассмотреть дело в отсутствие представителя. В отзыве на иск указал, что рецепт на лекарственный препарат «<данные изъяты>» от 03.10.2023 серии от ДД.ММ.ГГГГ серии , от 05.12.2023 серии не были обеспечены согласно выписке из РМИС. Министерство поводило все возможные мероприятия по обеспечению медицинскими изделиями и лекарственным препаратом истца. Истец не представил исчерпывающих доказательств о причинении ему физических или нравственных страданий, которые были следствием бездействия Министерства. Компенсация морального вреда в размере 10 000 руб. является необоснованно завышенной. Просит отказать в удовлетворении требований.

Представитель третьего лица ГУ «Ульяновская государственная аптека» Долгова М.В. в судебное заседание не явилась, извещалась, просит рассмотреть дело в отсутствие представителя. Из отзыва следует, что лекарственный препарат «<данные изъяты>» в форме выпуска «суспензия для ректального введения» на склад Учреждения не поступал.

Представитель третьего лица ГУЗ «Чердаклинская РБ» Мидленко И.И. в судебное заседание не явился, извещался, просил рассмотреть дело в отсутствие представителя.

Третье лицо Ситникова Т.Ю. в судебное заседание не явилась, извещалась.

Исследовав письменные материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.

Сторонам была разъяснена ст.56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (ГПК РФ), согласно которой каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основании своих требований и возражений, судом были определены юридически значимые обстоятельства, подлежащие доказыванию сторонами.

Статья 45 Конституции Российской Федерации закрепляет государственные гарантии защиты прав и свобод (ч.1) и право каждого защищать свои права всеми не запрещёнными законом способами (ч.2).

Гражданским законодательством, в частности ст.12 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) предусмотрены способы защиты гражданских прав, однако данный перечень не является исчерпывающим.

Согласно ст.3 ГПК РФ лицо вправе в порядке установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод и законных интересов.

Возможность судебной защиты гражданских прав служит одной из гарантий их осуществления. Право на судебную защиту является правом, гарантированным ст.46 Конституции Российской Федерации.

Суд принимает решение, в силу ст.196 ГПК РФ, в пределах заявленных истцом требований.

Согласно Конституции Российской Федерации в Российской Федерации, являющейся социальным государством, охраняются труд и здоровье людей (статья 7); каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь; медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов и других поступлений (статья 41, часть 1).

В развитие указанных положений, ст.19 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации») предусмотрено право каждого на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

В соответствии с п.п.3, 5, 14 ч.1 ст.16 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относятся: разработка, утверждение и реализация территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающей в себя территориальную программу обязательного медицинского страхования; организация оказания населению субъекта Российской Федерации первичной медико-санитарной помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи и паллиативной медицинской помощи в медицинских организациях, подведомственных исполнительным органам государственной власти субъекта Российской Федерации; установление мер социальной поддержки по организации оказания медицинской помощи лицам, страдающим социально значимыми заболеваниями и заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, и по организации обеспечения указанных лиц лекарственными препаратами.

Статьей 43 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» предусмотрено, что гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, и гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, оказывается медицинская помощь и обеспечивается диспансерное, наблюдение в соответствующих медицинских организациях.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 01.12.2004 №715 «Об утверждении перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих» определен перечень социально значимых заболеваний.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 №890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранение лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» утвержден Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно.

В соответствии с со ст.6.2 Федерального закона от 17.07.1999 №178-ФЗ «О государственной социальной помощи» в состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 настоящего Федерального закона, набора социальных услуг включаются следующие социальные услуги: обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия.

В соответствии с п.2 Порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, утвержденного приказом Минздрава России от 20.12.2012 №1175н «Об утверждении порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, а также форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учета и хранения» назначение и выписывание лекарственных препаратов осуществляется лечащим врачом, фельдшером, акушеркой в случае возложения на них полномочий лечащего врача.

Согласно п.2.1 Приказа Минздравсоцразвития России №328 от 29.12.2004 за предоставлением необходимых лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения граждане обращаются в лечебно-профилактические учреждения, оказывающие первичную медико-санитарную помощь.

Согласно п.4 ч.2 ст.73 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» медицинские работники обязаны: назначать лекарственные препараты и выписывать их на рецептурных бланках (за исключением лекарственных препаратов, отпускаемых без рецепта на лекарственный препарат) в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан утвержден приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 29.12.2004 №328, пунктом 2.3 которого предусмотрено, что при обращении гражданина в соответствующее лечебно-профилактическое учреждение врач (фельдшер) по результатам осмотра выписывает рецепт по установленной форме на лекарственные препараты, изделия медицинского назначения, в том числе перечнем лекарственных препаратов, назначаемых по решению врачебной комиссии лечебно-профилактического учреждения, перечнем изделий медицинского назначения.

В силу п.3 Приказа Минздрава России от 11.07.2017 №403н «Об утверждении правил отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе иммунобиологических лекарственных препаратов, аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность» отпуск лекарственных препаратов по рецептам осуществляется: аптеками; аптечными пунктами…

В соответствии с ранее действующим Положением о Министерстве здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области, утвержденным постановлением Правительства Ульяновской области от 20.06.2016 №14/275-П, Министерство является исполнительным органом государственной власти Ульяновской области, участвующим в реализации на территории Ульяновской области государственной политики в сфере охраны здоровья.

В силу п.2.2.1 Положения Министерство в сфере управления здравоохранением осуществляет в том числе и следующие полномочия: организует обеспечение граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями, реализует мероприятия по обеспечению лекарственными препаратами, специализированными продуктами лечебного питания и медицинскими изделиями бесплатно и со скидкой лиц, страдающих заболеваниями, и лиц, относящихся к группам населения, предусмотренным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 №890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения»; организует обеспечение граждан лекарственными препаратами для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или инвалидности, утверждаемый Правительством Российской Федерации; осуществляет ведомственный контроль качества и безопасности медицинской деятельности в пределах своих полномочий в соответствии с Федеральным законом от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

Согласно п.2.2.17 Положения Министерство осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств областного бюджета Ульяновской области, предусмотренных на содержание Министерства и реализацию возложенных на него функций, а также главного администратора доходов областного бюджета Ульяновской области, в рамках которых в том числе: формирует в установленном порядке бюджетные ассигнования на финансовое обеспечение расходов, предусмотренных Министерству в областном бюджете Ульяновской области; готовит соответствующие предложения по составлению проекта областного бюджета Ульяновской области в части вопросов, отнесенных к компетенции Министерства.

Согласно п.2.2.19 Положения получает и распределяет средства областного бюджета Ульяновской области, источниками которых являются субсидии и иные межбюджетные трансферты из федерального бюджета, получает и распределяет получаемое и приобретенное в государственную собственность Ульяновской области имущество, взаимодействует с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения и социальной защиты населения.

В соответствии с п.2.2.21 Положения Министерство осуществляет функции государственного заказчика в установленной сфере деятельности Министерства.

Судом установлено, что ФИО24. является инвалидом третьей группы бессрочно, что подтверждается справке МСЭ-2023 №

ФИО25 состоит на учете в ГУЗ «Чердаклинская РБ» с весны 2023 г. с диагнозом <данные изъяты>

Согласно выписному эпикризу ФГБОУ ВО «ПИМУ» Минздрав России ему необходим лекарственный препарат «<данные изъяты>» в виде суспензии для ректального введения 1 раз в день (на ночь) по 2 г / 30 мг № 7 по 5 упаковок.

Лекарственный препарат «<данные изъяты>» является кишечным противоспалительным препаратом и входит в Перечень жизненно необходимых лекарственных препаратов для медицинского применения, утвержденного распоряжением Правительства РФ от 12.10.2019 № 2406-Р (приложение 1, № А07ЕС).

Согласно данным региональной информационной системы ФИО26 не обеспечен лекарственным препаратом «<данные изъяты>» по льготным рецептам серия от ДД.ММ.ГГГГ, серия от ДД.ММ.ГГГГ

Таким образом, на Министерство здравоохранения Ульяновской области следует возложить обязанность обеспечить ФИО27. лекарственным препаратом <данные изъяты> по льготным рецептам серия от ДД.ММ.ГГГГ серия от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ серия

Министерство здравоохранения Ульяновской области не представил суду доказательств того, что невыдача указанных медицинских препаратов истцу по предъявленным рецептам произошла по вине иных лиц.

В связи с необходимостью применения препарата 25.11.2023 истцом приобретена 1 упаковка лекарственного препарата «<данные изъяты> 4г/60 мг № 7» (действующее вещество - <данные изъяты>) стоимостью 2249 руб., что подтверждается чеком.

Указанные расходы, которые истец понес в связи с не обеспечением его по льготным рецептам, в силу положений ст. 15 Гражданского кодекса РФ, являются его убытками и подлежат возмещению.

Из приведенных правовых положений следует, что именно на Министерство возложены в Ульяновской области обязанности по надлежащей реализации мероприятий, направленных на обеспечение лекарственными препаратами и медицинскими изделиями определенных групп населения, к числу которых относится ФИО29

В судебном заседании установлено нарушение права ФИО28 на получение бесплатно по льготным рецептам медицинских препаратов и изделий медицинского назначения, что является основанием для возмещения ему понесенных убытков.

Таким образом, исковые требования подлежат удовлетворению и с ответчика в пользу истца подлежат взысканию понесенные расходы на лекарственные средства в размере 2249 руб.

Разрешая требования о компенсации морального вреда, суд исходит из следующего.

Пунктом 2 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что неотчуждаемые права и свободы человека и другие нематериальные блага защищаются гражданским законодательством, если иное не вытекает из существа этих нематериальных благ.

Пунктом 1 статьи 150 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, личная и семейная тайна, свобода передвижения, свобода выбора места пребывания и жительства, имя гражданина, авторство, иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.

Согласно части 1 статьи 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

По смыслу приведенных правовых норм, по общему правилу обязательными условиями наступления ответственности за причинение вреда (как материального, так и морального вреда) являются противоправность поведения причинителя вреда, вина и причинно-следственная связь между названными действиями и причиненным вредом.

Согласно пунктам 1, 2 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации, определяющей общие основания гражданско-правовой ответственности за причинение вреда, вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда.

В силу пункта 1 статьи 1099 Гражданского кодекса Российской Федерации основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными главой 59 (статьи 1064 - 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации) и статьей 151 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 2 статьи 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что бездействие Министерства здравоохранения Ульяновской области, выразившееся в не своевременном обеспечении истца лекарственными препаратами существенно нарушает личные неимущественные права истца, в связи с чем он имеет право на взыскание с ответчика в его пользу компенсации морального вреда.

Учитывая все вышеприведенные обстоятельства, а также принцип разумности и справедливости, суд полагает, что размер компенсации морального вреда, подлежащий взысканию в пользу истца составляет 8000 руб., исковые требования в данной части подлежат частичному удовлетворению.

Следовательно, исковые требования подлежат частичному удовлетворению.

Правовых оснований для обращения решения к немедленному исполнению не имеется.

В силу конституционного положения об осуществлении судопроизводства на основе состязательности и равноправия сторон (ст.123 Конституции Российской Федерации) суд по данному делу обеспечил равенство прав участников процесса представлению, исследованию и заявлению ходатайств.

Суд исходил из представленных сторонами доказательств. Иных доказательств суду не представлено.

На сновании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора Чердаклинского района Ульяновской области в интересах ФИО30 к Министерству здравоохранения Ульяновской области об обязании обеспечить лекарственными препаратами, взыскании денежных средств, затраченных на приобретение лекарственных препаратов, компенсации морального вреда удовлетворить частично.

Обязать Министерство здравоохранения Ульяновской области обеспечить ФИО31 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, лекарственным препаратом «<данные изъяты>» по льготным рецептам от ДД.ММ.ГГГГ серия от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ серия

Взыскать с Министерства здравоохранения Ульяновской области в пользу ФИО33 денежные средства, затраченные на приобретение лекарственных препаратов в размере 2249 руб. 00 коп.

Взыскать с Министерства здравоохранения Ульяновской области в пользу ФИО32 компенсацию морального вреда в размере 8000 руб.

        Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Ленинский районный суд г. Ульяновска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья                                                                                                          Н.Л. Анциферова

Мотивированное решение изготовлено 30.01.2024.

2-277/2024 (2-6348/2023;) ~ М-6098/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Чербов Н.А.
Прокурор Чердаклинского района Ульяновской области в инт. Чербова Никиты Алексеевича
Ответчики
Министерство здравоохранения Ульяновской области
Другие
ГУ "Ульяновская государственная аптека"
Ситникова Т.Ю.
ГУЗ "Чердаклинская районная больница"
Суд
Ленинский районный суд г. Ульяновска
Судья
Анциферова Н. Л.
Дело на странице суда
leninskiy--uln.sudrf.ru
27.11.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
28.11.2023Передача материалов судье
01.12.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
01.12.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
20.12.2023Подготовка дела (собеседование)
20.12.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
23.01.2024Судебное заседание
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее