УИД 28RS0004-01-2018-008878-36
Дело 33АП-1132/2019 Судья первой инстанции
Докладчик Воробьёва В.С. Касымова А.А.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
27 марта 2019 года г. Благовещенск
Судебная коллегия по гражданским делам Амурского областного суда в составе:
председательствующего судьи: Калиниченко Т.В.,
судей коллегии: Воробьёвой В.С., Дружинина О.В.,
при секретаре: Мозговой Л.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Морозова Сергея Владимировича к УФСИН России по Амурской области о признании права на постановку на учет в качестве нуждающегося для получения социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, по апелляционной жалобе истца Морозова Сергея Владимировича на решение Благовещенского городского суда Амурской области от 06 ноября 2018 года.
Заслушав дело по докладу судьи Воробьёвой В.С., пояснения истца Морозова С.В., его представителя адвоката Лаврова Е.Г., действующего на основании ордера, пояснения представителя ответчика УФСИН России по Амурской области Арчакова А.К., действующего на основании доверенности, судебная коллегия
установила:
Морозов С.В. обратился в суд с иском к УФСИН России по Амурской области о признании права на постановку на учет в качестве нуждающегося для получения социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. В обоснование заявленных требований указал, что проходил службу в УФСИН России по Амурской области. 28 января 2016 года обратился в УФСИН России по Амурской области с рапортом и необходимыми документами для принятия решения о постановке его на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. Протоколом заседания территориальной комиссии УФСИН России по Амурской области № 7 от 28 марта 2016 года истцу было отказано в постановке на учет в связи с отсутствием правовых оснований, а именно: истец является членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи в размере 15 кв.м. Истец с принятым решением не согласен, так как его матери Ф.И.О.8 в соответствии с договором на безвозмездную передачу квартиры в собственность граждан от 07 августа 1992 года было передано жилое помещение общей площадью 29,6 кв.м, по адресу: <адрес>. Иных помещений иной площади в собственности у Морозовой Н.А. не имеет. Истец не имеет на праве собственности жилое помещение. Просит суд признать за Морозовым С.В. право на постановку на учет в качестве нуждающегося для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, обязать территориальную комиссию УФСИН России по Амурской области принять решение о постановке Морозова С.В. на учет.
Морозов С.В. и его представитель в судебном заседании настаивали на удовлетворении заявленных требованиях по основаниям, изложенным в иске, дополнительно указали, что основания, приведенные комиссией УФСИН России по Амурской области в обоснование отказа в принятии Морозова С.В. на учет, не могут являться законными. Просят удовлетворить заявленные требования.
Представитель ответчика УФСИН России по Амурской области возражал против удовлетворения заявленных исковых требований, указав, что по смыслу ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 № 283-ФЗ, Правил, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 года № 369, комиссия принимает решение о постановке сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты при установлении его нуждаемости в жилом помещении по одному из условий, определенных ч.3 ст.4 Федерального закона от 30 декабря 2012 № 283-ФЗ либо об отказе в постановке на указанный учет при отсутствии соответствующих условий. При этом наличие таких условий для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты определяется комиссией на основании приложенных к заявлению сотрудника копий документов, перечисленных в п.5 Правил и заверенных в установленном порядке. Действующим правовым регулированием определен перечень необходимых документов для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты и требования к оформлению этих документов. При этом органам ФСИН России не предоставлено право запрашивать, а сотрудникам - право представлять документы для постановки на такой учет по своему усмотрению взамен тех документов, которые предусмотрены Правилами и Порядком. Несоблюдение сотрудником установленных Правилами и Порядком требований при обращении в соответствующий орган для постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты, как препятствующее определению его нуждаемости в жилом помещении, дает право комиссии для отказа в постановке сотрудника на такой учет. При рассмотрении документов Морозова С.В. комиссией ФСИН России установлено, что он является членом семьи собственника жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>. Согласно заявлению Морозова С.В. от 28.01.2016 года, а также выписки МБУ «Многофункциональный центр оказания государственных услуг» г. Свободного от 12 мая 2015 года № 7300 общая площадь жилого помещения по указанному адресу составляет 92,9 кв.м., состав семьи 6 человек. Таким образом, норма обеспеченности общей площадью жилого помещения истца составляет 15,28 кв.м. Каких-либо иных документов, содержащих информацию об ином размере занимаемого истцом жилого помещения, в комиссию не представлялось. Таким образом, представленные Морозовым С.В. документы свидетельствовали об отсутствии у него права на получение единовременной социальной выплаты. Полагает, что Комиссия ФСИН России приняла решение законно и обоснованно. Просит отказать в удовлетворении заявленных исковых требований.
Решением Благовещенского городского суда Амурской области от 06 ноября 2018 года постановлено: Морозову С.В. в удовлетворении исковых требований к УФСИН России по Амурской области о признании права на постановку на учет в качестве нуждающегося для получения социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения отказать.
В апелляционной жалобе истец Морозов С.В. просит решение суда отменить и принять новое решение об удовлетворении иска. Полагает необоснованным вывод суда об обеспеченности его жилым помещением площадью более 15 кв.м. Не соглашается с выводами суда о непредоставлении истцом необходимого пакета документов. Обращает внимание, что жилое помещение по <адрес> было передано его матери в то время, когда он был несовершеннолетним, собственником этого помещения он не стал.
Письменных возражений на апелляционную жалобу не поступило.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции истец и его представитель адвокат Лавров Е.Г. настаивали на доводах апелляционной жалобы.
Представитель ответчика УФСИН России по Амурской области возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил оставить без изменения решение суда первой инстанции.
Проверив законность постановленного решения по правилам статьи 327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, выслушав пояснения лиц, участвующих в деле и представителей, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Отношения, связанные с обеспечением жилыми помещениями сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, членов их семей и лиц, находящихся (находившихся) на их иждивении, а также с предоставлением им иных социальных гарантий, регулируются Федеральным законом от 30 декабря 2012 г. № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. № 283-ФЗ сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах (далее - единовременная социальная выплата).
Право сотрудника учреждений и органов уголовно-исполнительной системы на единовременную социальную выплату признается при установлении его нуждаемости в жилом помещении, которая определяется по основаниям, перечисленным в части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. № 283-ФЗ. В частности, единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику при условии, что он не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения (пункт 1 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г.№ 283-ФЗ); является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров (пункт 2 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. № 283-ФЗ); проживает в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям, независимо от размеров занимаемого жилого помещения (пункт 3 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. № 283-ФЗ); является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеет иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма либо принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (пункт 4 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. № 283-ФЗ); проживает в коммунальной квартире независимо от размеров занимаемого жилого помещения (пункт 5 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. № 283-ФЗ); проживает в общежитии (пункт 6 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. № 283-ФЗ); проживает в смежной неизолированной комнате либо в однокомнатной квартире в составе двух семей и более независимо от размеров занимаемого жилого помещения, в том числе если в состав семьи входят родители и постоянно проживающие с сотрудником и зарегистрированные по его месту жительства совершеннолетние дети, состоящие в зарегистрированном браке (пункт 7 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. № 283-ФЗ).
В соответствии с п.2 ч.3 ст.4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года №283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров.
Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи (часть 5 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. № 283-ФЗ).
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты в силу части 6 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. № 283-ФЗ определяются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 г. № 369 утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации.
Согласно пункту 4 Правил предоставления единовременной социальной выплаты принятие сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты осуществляется при наличии у сотрудника общей продолжительности службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, определяемой в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Пунктом 5 Правил предусмотрено, что в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись.
К заявлению прилагаются документы, перечисленные в пункте 5 Правил, в том числе копии свидетельств о регистрации по месту пребывания сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи (в случае если у сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи отсутствует регистрация по месту жительства либо фактическое место проживания сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи не соответствует месту постоянной регистрации) (подпункт "б" пункта 5 Правил); выписки из домовых книг, копии финансовых лицевых счетов с мест жительства сотрудника и совместно проживающих членов его семьи за последние 5 лет до подачи заявления либо заменяющие их документы (в случаях, если по независящим от сотрудника обстоятельствам указанные документы не могут быть получены, представляются документы, подтверждающие невозможность их получения) (подпункт "з" пункта 5 Правил).
Копии документов, указанные в пункте 5 Правил, должны быть заверены в установленном порядке или представлены с предъявлением оригиналов документов (пункт 6 Правил).
По смыслу приведенных нормативных положений, комиссия принимает решение о постановке сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты при установлении его нуждаемости в жилом помещении по одному из условий, определенных частью 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. № 283-ФЗ, либо об отказе в постановке на указанный учет при отсутствии соответствующих условий. При этом наличие таких условий для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты определяется комиссией на основании приложенных к заявлению сотрудника копий документов, перечисленных в пункте 5 Правил и заверенных в установленном порядке.
Действующим правовым регулированием определен перечень необходимых документов для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты и требования к оформлению этих документов. При этом органам ФСИН России не предоставлено право запрашивать, а сотрудникам - право представлять документы для постановки на такой учет по своему усмотрению взамен тех документов, которые предусмотрены Правилами. Несоблюдение сотрудником установленных Правилами требований при обращении в соответствующий орган для постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты как обстоятельство, препятствующее определению его нуждаемости в жилом помещении, дает право комиссии для отказа в постановке сотрудника на такой учет.
Из материалов дела следует, сторонами не оспаривается то обстоятельство, что Морозов С.В. являлся старшим прапорщиком внутренней службы ФКУ ЛИУ-1 ГУФСИН России по Приморскому краю. Выслуга лет в календарном исчислении по состоянию на 01 февраля 2016 год составляет 19 лет 10 месяца 17 дней.
28 января 2016 года Морозов С.В. обратился в территориальную подкомиссию УФСИН России по Амурской области с рапортом и документами для принятия решения о его постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Решением территориальной комиссии УФСИН России по Амурской области по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и в случаях, установленных законодательством РФ, членам их семей и гражданам РФ, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, изложенном в протоколе от 28 марта 2016 года № 7, Морозову С.В. отказано в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты в связи с отсутствием правовых оснований в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты, а именно: он является членом семьи собственника жилого помещения и проживает в жилом доме общей площадью 92,9 кв.м, где зарегистрировано 6 человек и на каждого проживающего приходится более 15 кв.м (15,48 кв.м.); у него имеется две несовершеннолетние дочери (2001 и 2009 годы рождения), какие-либо документы (свидетельство о рождении, выписки из ЕГРН) на детей не представлены; в предоставленной копии «Послужного списка» отсутствует дата заверения.
Не согласившись с решением территориальной комиссии УФСИН России по Амурской области по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и в случаях, установленных законодательством РФ, членам их семей и гражданам РФ, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, изложенном в протоколе от 28 марта 2016 года № 7, истец обратился в суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции согласился с выводами комиссии УФСИН России по Амурской области об обеспеченности Морозова С.В. общей площадью жилого помещения на одного члена семьи более 15 кв.м., поскольку комиссия ФСИН России исходила при расчетах из площади занимаемого истцом с членами семьи жилого помещения 92,9 кв.м.
Судебная коллегия находит данные выводы суда первой инстанции правильными, основанными на всестороннем и полном анализе представленных по делу доказательств в их совокупности и правильном применении норм действующего законодательства.
Из представленной в материалы дела копии учетного дела Морозова С.В. следует, что на рассмотрение комиссии выписка МБУ «Многофункциональный центр оказания государственных и муниципальных услуг г. Свободного» от 12 мая 2015 года № 7300, заявление (рапорт) Морозова С.В., в которых общая площадь жилого помещения, в котором проживает и зарегистрирован истец, указана - 92,9кв.м., состав семьи 6 человек (л.д. 27, 45).
На запрос суда первой инстанции Свободненский межмуниципальный отдел Управления Росреестра по Амурской области предоставил копию заявления Морозовой Н.А. о регистрации права собственности на жилой дом, расположенный по адресу <адрес> от 9 июля 2012 года и кадастровый паспорт здания от 7 марта 2012 года, согласно которому общая площадь жилого дома составляет 92,9 кв.м. (л.д. 75-76)
Согласно свидетельству о государственной регистрации права <адрес> от 31 июля 2012 года, Шевченко Н.А. владеет на праве собственности жилым домом по адресу <адрес>, общей площадью 92,9 кв.м. (л.д. 90)
Вышеуказанный размер общей площади жилого дома по адресу <адрес> отражен и в техническом паспорте, выполненном по состоянию на 5 марта 2012 года (л.д. 83).
С учетом вышеуказанных обстоятельств являются несостоятельными доводы апелляционной жалобы о наличии в собственности матери истца Шевченко Н.А. жилого дома иной, меньшей площадью. Договор на безвозмездную передачу квартиры (дома) в собственность граждан от 7 августа 1992 года отражает площадь жилого дома по адресу <адрес> по состоянию на 1992 год (29,6 кв.м.), кроме того, истец Морозов С.В. в ходе рассмотрения дела по существу пояснял, что собственником жилого дома была выполнена реконструкция, площадь дома увеличена за счет пристроек.
При этом имеет значение для разрешения настоящего спора то обстоятельство, что на момент принятия оспариваемого решения комиссией ФСИН России право собственности Шевченко Н.А. было зарегистрировано на жилой дом площадью 92,9кв.м.
Также судом первой инстанции установлено, что к заявлению (рапорту) Морозова С.В. не были приложены какие-либо документы (свидетельство о рождении, выписки из ЕГРН) в отношении его несовершеннолетних детей и в предоставленной копии «Послужного списка» отсутствует дата заверения.
Доводы апеллянта о том, что истец не обязан предоставлять документы в отношении детей, являются необоснованными, поскольку, вопреки утверждению истца, данная обязанность предусмотрена п. 5 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 24.04.2013 года № 369 «О предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы государственной противопожарной службы и таможенных органов Российской Федерации».
Таким образом, в апелляционной жалобе не приведено доводов и доказательств, опровергающих установленных судом первой инстанции обстоятельств и выводов.
Суд правильно установил обстоятельства, имеющие значение для дела, разрешил спор в соответствии с представленными доказательствами и требованиями закона. Оснований для отмены решения по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Указаний на какие-либо процессуальные нарушения, являющиеся безусловным основанием для отмены правильного по существу решения суда, апелляционная жалоба не содержит, а судебная коллегия не усматривает.
Таким образом, оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Благовещенского городского суда Амурской области от 06 ноября 2018 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Морозова С.В. – без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий:
Судьи коллегии:
УИД 28RS0004-01-2018-008878-36
Дело 33АП-1132/2019 Судья первой инстанции
Докладчик Воробьёва В.С. Касымова А.А.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
27 марта 2019 года г. Благовещенск
Судебная коллегия по гражданским делам Амурского областного суда в составе:
председательствующего судьи: Калиниченко Т.В.,
судей коллегии: Воробьёвой В.С., Дружинина О.В.,
при секретаре: Мозговой Л.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Морозова Сергея Владимировича к УФСИН России по Амурской области о признании права на постановку на учет в качестве нуждающегося для получения социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, по апелляционной жалобе истца Морозова Сергея Владимировича на решение Благовещенского городского суда Амурской области от 06 ноября 2018 года.
Заслушав дело по докладу судьи Воробьёвой В.С., пояснения истца Морозова С.В., его представителя адвоката Лаврова Е.Г., действующего на основании ордера, пояснения представителя ответчика УФСИН России по Амурской области Арчакова А.К., действующего на основании доверенности, судебная коллегия
установила:
Морозов С.В. обратился в суд с иском к УФСИН России по Амурской области о признании права на постановку на учет в качестве нуждающегося для получения социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. В обоснование заявленных требований указал, что проходил службу в УФСИН России по Амурской области. 28 января 2016 года обратился в УФСИН России по Амурской области с рапортом и необходимыми документами для принятия решения о постановке его на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. Протоколом заседания территориальной комиссии УФСИН России по Амурской области № 7 от 28 марта 2016 года истцу было отказано в постановке на учет в связи с отсутствием правовых оснований, а именно: истец является членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи в размере 15 кв.м. Истец с принятым решением не согласен, так как его матери Ф.И.О.8 в соответствии с договором на безвозмездную передачу квартиры в собственность граждан от 07 августа 1992 года было передано жилое помещение общей площадью 29,6 кв.м, по адресу: <адрес>. Иных помещений иной площади в собственности у Морозовой Н.А. не имеет. Истец не имеет на праве собственности жилое помещение. Просит суд признать за Морозовым С.В. право на постановку на учет в качестве нуждающегося для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, обязать территориальную комиссию УФСИН России по Амурской области принять решение о постановке Морозова С.В. на учет.
Морозов С.В. и его представитель в судебном заседании настаивали на удовлетворении заявленных требованиях по основаниям, изложенным в иске, дополнительно указали, что основания, приведенные комиссией УФСИН России по Амурской области в обоснование отказа в принятии Морозова С.В. на учет, не могут являться законными. Просят удовлетворить заявленные требования.
Представитель ответчика УФСИН России по Амурской области возражал против удовлетворения заявленных исковых требований, указав, что по смыслу ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 № 283-ФЗ, Правил, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 года № 369, комиссия принимает решение о постановке сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты при установлении его нуждаемости в жилом помещении по одному из условий, определенных ч.3 ст.4 Федерального закона от 30 декабря 2012 № 283-ФЗ либо об отказе в постановке на указанный учет при отсутствии соответствующих условий. При этом наличие таких условий для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты определяется комиссией на основании приложенных к заявлению сотрудника копий документов, перечисленных в п.5 Правил и заверенных в установленном порядке. Действующим правовым регулированием определен перечень необходимых документов для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты и требования к оформлению этих документов. При этом органам ФСИН России не предоставлено право запрашивать, а сотрудникам - право представлять документы для постановки на такой учет по своему усмотрению взамен тех документов, которые предусмотрены Правилами и Порядком. Несоблюдение сотрудником установленных Правилами и Порядком требований при обращении в соответствующий орган для постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты, как препятствующее определению его нуждаемости в жилом помещении, дает право комиссии для отказа в постановке сотрудника на такой учет. При рассмотрении документов Морозова С.В. комиссией ФСИН России установлено, что он является членом семьи собственника жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>. Согласно заявлению Морозова С.В. от 28.01.2016 года, а также выписки МБУ «Многофункциональный центр оказания государственных услуг» г. Свободного от 12 мая 2015 года № 7300 общая площадь жилого помещения по указанному адресу составляет 92,9 кв.м., состав семьи 6 человек. Таким образом, норма обеспеченности общей площадью жилого помещения истца составляет 15,28 кв.м. Каких-либо иных документов, содержащих информацию об ином размере занимаемого истцом жилого помещения, в комиссию не представлялось. Таким образом, представленные Морозовым С.В. документы свидетельствовали об отсутствии у него права на получение единовременной социальной выплаты. Полагает, что Комиссия ФСИН России приняла решение законно и обоснованно. Просит отказать в удовлетворении заявленных исковых требований.
Решением Благовещенского городского суда Амурской области от 06 ноября 2018 года постановлено: Морозову С.В. в удовлетворении исковых требований к УФСИН России по Амурской области о признании права на постановку на учет в качестве нуждающегося для получения социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения отказать.
В апелляционной жалобе истец Морозов С.В. просит решение суда отменить и принять новое решение об удовлетворении иска. Полагает необоснованным вывод суда об обеспеченности его жилым помещением площадью более 15 кв.м. Не соглашается с выводами суда о непредоставлении истцом необходимого пакета документов. Обращает внимание, что жилое помещение по <адрес> было передано его матери в то время, когда он был несовершеннолетним, собственником этого помещения он не стал.
Письменных возражений на апелляционную жалобу не поступило.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции истец и его представитель адвокат Лавров Е.Г. настаивали на доводах апелляционной жалобы.
Представитель ответчика УФСИН России по Амурской области возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил оставить без изменения решение суда первой инстанции.
Проверив законность постановленного решения по правилам статьи 327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, выслушав пояснения лиц, участвующих в деле и представителей, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Отношения, связанные с обеспечением жилыми помещениями сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, членов их семей и лиц, находящихся (находившихся) на их иждивении, а также с предоставлением им иных социальных гарантий, регулируются Федеральным законом от 30 декабря 2012 г. № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. № 283-ФЗ сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах (далее - единовременная социальная выплата).
Право сотрудника учреждений и органов уголовно-исполнительной системы на единовременную социальную выплату признается при установлении его нуждаемости в жилом помещении, которая определяется по основаниям, перечисленным в части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. № 283-ФЗ. В частности, единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику при условии, что он не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения (пункт 1 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г.№ 283-ФЗ); является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров (пункт 2 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. № 283-ФЗ); проживает в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям, независимо от размеров занимаемого жилого помещения (пункт 3 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. № 283-ФЗ); является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеет иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма либо принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (пункт 4 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. № 283-ФЗ); проживает в коммунальной квартире независимо от размеров занимаемого жилого помещения (пункт 5 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. № 283-ФЗ); проживает в общежитии (пункт 6 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. № 283-ФЗ); проживает в смежной неизолированной комнате либо в однокомнатной квартире в составе двух семей и более независимо от размеров занимаемого жилого помещения, в том числе если в состав семьи входят родители и постоянно проживающие с сотрудником и зарегистрированные по его месту жительства совершеннолетние дети, состоящие в зарегистрированном браке (пункт 7 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. № 283-ФЗ).
В соответствии с п.2 ч.3 ст.4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года №283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров.
Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи (часть 5 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. № 283-ФЗ).
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты в силу части 6 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. № 283-ФЗ определяются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 г. № 369 утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации.
Согласно пункту 4 Правил предоставления единовременной социальной выплаты принятие сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты осуществляется при наличии у сотрудника общей продолжительности службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, определяемой в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Пунктом 5 Правил предусмотрено, что в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись.
К заявлению прилагаются документы, перечисленные в пункте 5 Правил, в том числе копии свидетельств о регистрации по месту пребывания сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи (в случае если у сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи отсутствует регистрация по месту жительства либо фактическое место проживания сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи не соответствует месту постоянной регистрации) (подпункт "б" пункта 5 Правил); выписки из домовых книг, копии финансовых лицевых счетов с мест жительства сотрудника и совместно проживающих членов его семьи за последние 5 лет до подачи заявления либо заменяющие их документы (в случаях, если по независящим от сотрудника обстоятельствам указанные документы не могут быть получены, представляются документы, подтверждающие невозможность их получения) (подпункт "з" пункта 5 Правил).
Копии документов, указанные в пункте 5 Правил, должны быть заверены в установленном порядке или представлены с предъявлением оригиналов документов (пункт 6 Правил).
По смыслу приведенных нормативных положений, комиссия принимает решение о постановке сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты при установлении его нуждаемости в жилом помещении по одному из условий, определенных частью 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. № 283-ФЗ, либо об отказе в постановке на указанный учет при отсутствии соответствующих условий. При этом наличие таких условий для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты определяется комиссией на основании приложенных к заявлению сотрудника копий документов, перечисленных в пункте 5 Правил и заверенных в установленном порядке.
Действующим правовым регулированием определен перечень необходимых документов для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты и требования к оформлению этих документов. При этом органам ФСИН России не предоставлено право запрашивать, а сотрудникам - право представлять документы для постановки на такой учет по своему усмотрению взамен тех документов, которые предусмотрены Правилами. Несоблюдение сотрудником установленных Правилами требований при обращении в соответствующий орган для постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты как обстоятельство, препятствующее определению его нуждаемости в жилом помещении, дает право комиссии для отказа в постановке сотрудника на такой учет.
Из материалов дела следует, сторонами не оспаривается то обстоятельство, что Морозов С.В. являлся старшим прапорщиком внутренней службы ФКУ ЛИУ-1 ГУФСИН России по Приморскому краю. Выслуга лет в календарном исчислении по состоянию на 01 февраля 2016 год составляет 19 лет 10 месяца 17 дней.
28 января 2016 года Морозов С.В. обратился в территориальную подкомиссию УФСИН России по Амурской области с рапортом и документами для принятия решения о его постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Решением территориальной комиссии УФСИН России по Амурской области по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и в случаях, установленных законодательством РФ, членам их семей и гражданам РФ, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, изложенном в протоколе от 28 марта 2016 года № 7, Морозову С.В. отказано в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты в связи с отсутствием правовых оснований в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты, а именно: он является членом семьи собственника жилого помещения и проживает в жилом доме общей площадью 92,9 кв.м, где зарегистрировано 6 человек и на каждого проживающего приходится более 15 кв.м (15,48 кв.м.); у него имеется две несовершеннолетние дочери (2001 и 2009 годы рождения), какие-либо документы (свидетельство о рождении, выписки из ЕГРН) на детей не представлены; в предоставленной копии «Послужного списка» отсутствует дата заверения.
Не согласившись с решением территориальной комиссии УФСИН России по Амурской области по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и в случаях, установленных законодательством РФ, членам их семей и гражданам РФ, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, изложенном в протоколе от 28 марта 2016 года № 7, истец обратился в суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции согласился с выводами комиссии УФСИН России по Амурской области об обеспеченности Морозова С.В. общей площадью жилого помещения на одного члена семьи более 15 кв.м., поскольку комиссия ФСИН России исходила при расчетах из площади занимаемого истцом с членами семьи жилого помещения 92,9 кв.м.
Судебная коллегия находит данные выводы суда первой инстанции правильными, основанными на всестороннем и полном анализе представленных по делу доказательств в их совокупности и правильном применении норм действующего законодательства.
Из представленной в материалы дела копии учетного дела Морозова С.В. следует, что на рассмотрение комиссии выписка МБУ «Многофункциональный центр оказания государственных и муниципальных услуг г. Свободного» от 12 мая 2015 года № 7300, заявление (рапорт) Морозова С.В., в которых общая площадь жилого помещения, в котором проживает и зарегистрирован истец, указана - 92,9кв.м., состав семьи 6 человек (л.д. 27, 45).
На запрос суда первой инстанции Свободненский межмуниципальный отдел Управления Росреестра по Амурской области предоставил копию заявления Морозовой Н.А. о регистрации права собственности на жилой дом, расположенный по адресу <адрес> от 9 июля 2012 года и кадастровый паспорт здания от 7 марта 2012 года, согласно которому общая площадь жилого дома составляет 92,9 кв.м. (л.д. 75-76)
Согласно свидетельству о государственной регистрации права <адрес> от 31 июля 2012 года, Шевченко Н.А. владеет на праве собственности жилым домом по адресу <адрес>, общей площадью 92,9 кв.м. (л.д. 90)
Вышеуказанный размер общей площади жилого дома по адресу <адрес> отражен и в техническом паспорте, выполненном по состоянию на 5 марта 2012 года (л.д. 83).
С учетом вышеуказанных обстоятельств являются несостоятельными доводы апелляционной жалобы о наличии в собственности матери истца Шевченко Н.А. жилого дома иной, меньшей площадью. Договор на безвозмездную передачу квартиры (дома) в собственность граждан от 7 августа 1992 года отражает площадь жилого дома по адресу <адрес> по состоянию на 1992 год (29,6 кв.м.), кроме того, истец Морозов С.В. в ходе рассмотрения дела по существу пояснял, что собственником жилого дома была выполнена реконструкция, площадь дома увеличена за счет пристроек.
При этом имеет значение для разрешения настоящего спора то обстоятельство, что на момент принятия оспариваемого решения комиссией ФСИН России право собственности Шевченко Н.А. было зарегистрировано на жилой дом площадью 92,9кв.м.
Также судом первой инстанции установлено, что к заявлению (рапорту) Морозова С.В. не были приложены какие-либо документы (свидетельство о рождении, выписки из ЕГРН) в отношении его несовершеннолетних детей и в предоставленной копии «Послужного списка» отсутствует дата заверения.
Доводы апеллянта о том, что истец не обязан предоставлять документы в отношении детей, являются необоснованными, поскольку, вопреки утверждению истца, данная обязанность предусмотрена п. 5 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 24.04.2013 года № 369 «О предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы государственной противопожарной службы и таможенных органов Российской Федерации».
Таким образом, в апелляционной жалобе не приведено доводов и доказательств, опровергающих установленных судом первой инстанции обстоятельств и выводов.
Суд правильно установил обстоятельства, имеющие значение для дела, разрешил спор в соответствии с представленными доказательствами и требованиями закона. Оснований для отмены решения по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Указаний на какие-либо процессуальные нарушения, являющиеся безусловным основанием для отмены правильного по существу решения суда, апелляционная жалоба не содержит, а судебная коллегия не усматривает.
Таким образом, оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Благовещенского городского суда Амурской области от 06 ноября 2018 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Морозова С.В. – без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий:
Судьи коллегии: