Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
24 июня 2016 года <адрес>
Сызранский городской суд Самарской области в составе:
председательствующего судьи Сапего О.В.
при секретаре судебного заседания Сидоровой О.М.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело 2-2709/16 по иску Романовой О.Н. об оспаривании решения Управления Пенсионного фонда РФ в городах Сызрани и Октябрьске, Сызранском и Шигонском районах об отказе в назначении пенсии досрочно,
УСТАНОВИЛ:
Истица Романова О.Н. обратилась с иском об оспаривании решений УПФР в городах Сызрани и Октябрьске, Сызранском и Шигонском районов Самарской области от <дата> № *** об отказе в назначении досрочной пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью в учреждениях для детей. В обоснование требований указала, что <дата> обратилась в УПФР в городах Сызрани и Октябрьске, Сызранского и Шигонского рай она Самарской области с заявлением о назначении досрочной пенсии по старости, в соответствии с пп.19 п.1 ст. 30 ФЗ № 400-ФЗ от 28.12.2013 «О страховых пенсиях», в связи с 25-летней педагогической деятельностью в учреждениях для детей. Решением от <дата> истице отказано в назначении досрочной пенсии, в виду отсутствии у требуемого 25 летнего стажа педагогической деятельности. В специальный стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии по старости в соответствии с пп.19 п.1 ст. 30 ФЗ № 400-ФЗ Пенсионным фондом засчитано 21 год 8 месяцев 8 дней. В педагогический стаж, дающий право на досрочную пенсию, не зачтены несколько периодов работы, в том числе: с <дата> по <дата>, в должности воспитателя в ОДУ (образовательное дошкольное учреждение) № ***.
Считает отказ Пенсионного фонда в назначении досрочной пенсии по старости неправомерен по следующим основаниям.
Вся трудовая деятельность истицы была посвящена обучению и воспитанию детей дошкольного возраста. Более 25 лет (с 1988 года) проработала в должности воспитателя в детских садах № ***, 22. Все это время занималась воспитанием и обучением детей дошкольного возраста; проводила мероприятия, способствующие их психофизическому развитию; отвечала за их жизнь и здоровье; использовала различные приемы, методы и средства воспитания и обучения.
УПФР исключает из специального стажа вышеназванный период работы, ссылаясь на то, что учреждение, в котором истица работала в период с <дата> по <дата> не поименовано Списком, утвержденным постановлением Правительства РПФ №781 от 29.10.2002 и Списком, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР № 463 от 06.09.1991, хотя на тот момент действовал «Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей, дает право на пенсию за выслугу лет», утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР № 463 от 06.09.1991.
В детский сад № *** истица была принята воспитателем <дата>. В то время учреждение именовалось как: «Ясли- сад № *** «Чародейка» отдела народного образования г.Сызрани», о чем свидетельствует печать учреждения, которой была заверена запись о приеме на работу в трудовой книжке, а также справка государственного архива в г.Сызрани от <дата> № ***.
Преобразование яслей-сада № *** «Чародейка» в «Образовательное дошкольное учреждение детский сад № ***» состоялось <дата> (приказ № ***), это подтверждают историческая справка архива ГБОУ СОШ № *** от <дата> № *** и справка, уточняющая занятость ГБОУ СОШ № *** от <дата> № ***, а также запись № *** в трудовой книжке.
Вышеназванная историческая справка ГБОУ СОШ № ***, чьим структурным подразделением с <дата> является детский сад № ***, также свидетельствует о том, что следующее преобразование учреждения в «Дошкольное образовательное учреждение детский сад № ***» произошло <дата> (приказ № ***). Затем, <дата> приказом № *** детский сад снова был переименован в «Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № *** комбинированного вида».
Преобразования и переименования учреждения происходили до 2011г. Однако, несмотря на это, в его наименовании всегда сохранялся вид: «дошкольное учреждение» и тип: «ясли-сад», «детский сад», что соответствует типам и видам образовательных учреждений, поименованных Списками № *** от <дата> и № *** от <дата>.
Считает, что решения о преобразовании (переименовании) образовательных учреждений всегда принимались и принимается Учредителями, вследствие чего истица не может нести ответственности за правомерность их действий.
О том, что учреждение все эти годы являлось детским садом свидетельствуют также копии Уставов разных лет.
Как уже было отмечено выше, на момент приема истицы в детский сад № *** он именовался как «Ясли - сад «Чародейка» № *** отдела народного образования». Однако, работник отдела кадров детского сада при оформлении трудовой книжки не только не указал вид учреждения (детский сад), но и внес сокращенную аббревиатура его, на тот момент несуществующего, наименования - «ОДУ» (запись № ***), при этом печать учреждения, заверившая данную запись свидетельствует о том, что учреждение именовалось как «Ясли - сад «Чародейка» № *** отдела народного образования».
Считает, что за данные неправомерные и безграмотные действия работника отдела кадров она не должна нести ответственности и ее право на досрочную пенсию должно быть сохранено.
С учетом изложенного, просит суд признать неправомерным отказ Пенсионного фонда РФ в городах Сызрани и Октябрьске, Сызранском и Шигонском районах Самарской области в назначении досрочной пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью от <дата>, засчитать в специальный стаж периоды работы с <дата> по <дата> в должности воспитателя ОДУ № ***, с <дата> по <дата> в должности воспитателя структурного подразделения реализующего общеобразовательные программы дошкольного образования «Детский сад № ***» государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Самарской области средней образовательной школы № *** города Сызрани г.о.Сызрань Самарской области, и обязать назначить досрочную трудовую пенсию в связи с педагогической деятельностью с <дата>.
В судебном заседании истица Романова О.Н. заявление поддержала, сославшись на доводы, изложенные выше.
Представитель Управления пенсионного Фонда РФ (государственного учреждения) в городах Сызрани и Октябрьске, Сызранском и Шигонском районах Самарской области Трошина О.А. против иска возражала по доводам протокола и решения комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от <дата>.
Заслушав стороны, исследовав письменные доказательства по делу, суд считает заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
В силу ст. 55 Конституции РФ ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина допустимо только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственного здоровья, права и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
На основании части 2 статьи 30 ФЗ "О страховых пенсиях" периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
Пунктом 1 Постановления Правительства РФ от 16.07.2014 N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" закреплено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со ст. 30 Закона от 28.12.2013 применяются: список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ", утвержденный постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст. 27 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ", список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 N 1067 "Об утверждении списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и об утверждении правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей".
На основании п. 3 постановления от 16.07.2014 N 665 исчисление периодов работы, дающей право на назначение страховой пенсии по старости в соответствии со ст. 30 ФЗ N 400 осуществляется с применением правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 и 28 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" от 11.07.2002 N 516 "Об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 и 28 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ", правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 27 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ", утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.10.2002 N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст. 27 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ", а также правил утвержденных постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 N 1067 "Об утверждении списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и об утверждении правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей".
Как установлено судом и следует из материалов дела, решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан, застрахованных лиц Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городах Сызрани и Октябрьске, Сызранском и Шигонском районах Самарской области от <дата> истице Романовой О.Н. отказано в удовлетворении заявления от <дата> о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с отсутствием необходимого стажа педагогической деятельности. При этом в специальный стаж истицы не был включен следующий период: с <дата> по <дата>, в должности воспитателя в ОДУ (образовательное дошкольное учреждение) № ***, со ссылкой на то, что учреждение, в котором истица работала в период с <дата> по <дата>, не поименовано Списком, утвержденным постановлением Правительства РПФ №781 от 29.10.2002 и Списком, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР № 463 от 06.09.1991.
Названное решение УПФР является незаконным по следующим основаниям.
Судом установлено, что истец в период с <дата> по <дата>, в должности воспитателя в ОДУ (образовательное дошкольное учреждение) № *** и при этом осуществляла педагогическую деятельность, применяя методы обучения и воспитания детей, проводила учебную работу, что подтверждается копией трудовой книжки, справками.
Исходя из правовой позиции, изложенной в п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 25 от 20.12.2005 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии" при решении вопроса о зачете периода работы, подлежащего включению в специальный стаж, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, работы, выполняемых им функциональных обязанностей по должности и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений и организаций, в которых он работал.
В соответствии с п. 23 Постановления N 25 Пленума ВС РФ "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии" если истец, в установленном законом порядке обращался в пенсионный орган за назначением пенсии, однако ему в этом было отказано, суд вправе обязать пенсионный орган назначить истцу пенсию со дня обращения с заявлением в пенсионный орган.
В соответствии с п. 20 ст. 2 Федерального закона N 273-ФЗ от 29.12.2012 "Об образовании в РФ" организацией, осуществляющей образовательную деятельность является образовательная организация, а также организация, осуществляющие обучение.
Согласно ст. 10 названного закона "Об образовании в РФ" система образования включает в себя организации, осуществляющие образовательную деятельность, педагогических работников, обучающихся и родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся; организации, осуществляющие обеспечение образовательной деятельности.
Согласно должностной инструкции воспитателя детского сада функциями воспитателя являются: воспитание, обучение, развитие детей, планирование и осуществление воспитательно-образовательной работы. В числе должностных обязанностей: осуществлять образовательную и оздоровительную работу детей, подготовка к проведению занятий, план учебно-воспитательной работы в месяц, обеспечивать уровень подготовки воспитанников, в соответствии требованиями Государственного образовательного стандарта.
Также судом установлено, что истица была принята на работу в детский сад № ***, а в последующем учреждение «Ясли- сад № *** «Чародейка» преобразовалось в «Образовательное дошкольное учреждение детский сад № ***», это подтверждается исторической справкой архива ГБОУ СОШ № *** от <дата> № *** и справкой, уточняющей занятость ГБОУ СОШ № *** от <дата> № ***, а также запись № *** в трудовой книжке.
Вышеназванная историческая справка ГБОУ СОШ № ***, чьим структурным подразделением с <дата> является детский сад № ***, также свидетельствует о том, что следующее преобразование учреждения в «Дошкольное образовательное учреждение детский сад № ***» произошло <дата> (приказ № ***). Затем, <дата> приказом № *** детский сад снова был переименован в «Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № *** комбинированного вида».
Преобразования и переименования учреждения происходили до 2011г. Однако, несмотря на это, в его наименовании всегда сохранялся вид: «дошкольное учреждение» и тип: «ясли-сад», «детский сад», что соответствует типам и видам образовательных учреждений, поименованных Списками № *** от <дата> и № *** от <дата>.
Кроме того, Постановлением Правительства РФ № 869 от 28.08.2014 указано Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации по представлению федеральных органов исполнительной власти и по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации в случае изменения организационно-правовой формы и (или) наименования учреждений (организаций), предусмотренных подпунктами 19 - 21 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", а с <дата> - предусмотренных пунктами 19 - 21 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях", при сохранении в них прежнего характера профессиональной деятельности устанавливать тождественность профессиональной деятельности, выполняемой после изменения организационно-правовой формы и (или) наименования соответствующего учреждения (организации), профессиональной деятельности, выполнявшейся до такого изменения, в целях досрочного пенсионного обеспечения по старости.
Таким образом, с учетом всех обстоятельств, принимая во внимание, что наименование учреждения само по себе не предопределяет различие в условиях и характере профессиональной деятельности в указанной должности, суд полагает необходимо зачесть оспариваемый период в стаж педагогической деятельности, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Также суд полагает возможным включить период работы истицы с <дата> по <дата> в должности воспитателя структурного подразделения реализующего общеобразовательные программы дошкольного образования «Детский сад № ***» государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Самарской области средней образовательной школы № *** города Сызрани г.о.Сызрань Самарской области, с назначением досрочной трудовой пенсию в связи с педагогической деятельностью с <дата>, поскольку на день принятия решения <дата> истица уже имела трудовой стаж педагогической деятельности более 25 лет, а период работы с <дата> по <дата> подтвержден соответствующими справками.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание наличие у Романовой О.Н. требуемого в соответствии с пп. 19 ч. 1 ст. 30 ФЗ от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" трудового стажа - более 25 лет, суд полает, что у истицы возникло право на досрочное назначение трудовой пенсии по указанному основанию с <дата>.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Заявление Романовой О.Н. удовлетворить.
Признать решение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в городах Сызрани и Октябрьске, Сызранском и Шигонском районах Самарской области от <дата> об отказе Романовой О.Н. в назначении досрочной трудовой пенсии по старости незаконным.
Обязать Управление Пенсионного фонда РФ России в городах Сызрани и Октябрьске, Сызранском и Шигонском районах Самарской области засчитать Романовой О.Н. в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости периоды работы: с <дата> по <дата> в должности воспитателя ОДУ № ***, с <дата> по <дата> в должности воспитателя структурного подразделения реализующего общеобразовательные программы дошкольного образования «Детский сад № ***» государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Самарской области средней образовательной школы № *** города Сызрани г.о.Сызрань Самарской области, и назначить досрочную трудовую пенсию в связи с педагогической деятельностью с <дата>.
Решение с правом обжалования в Самарский областной суд через Сызранский городской суд. Апелляционная жалоба может быть подана в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме. А также судебное решение может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу при условии, что лицами, участвующими в деле, и иными лицами, если их права и законные интересы нарушены судебным решением, было реализовано право на апелляционное обжалование решения.
Судья Сапего О.В.