Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-2166/2023 ~ М-1373/2023 от 10.04.2023

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

22 июня 2023 года                             г.о.Самара     Советский районный суд г. Самары в составе:

судьи Никитиной С.Н.,

при секретаре судебного заседания Жирухиной Я.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-2166/23 по административному исковому заявлению Кандыкова О.А, к судебному приставу-исполнителю МОСП по исполнению постановлений налоговых органов по г.Самаре Степочкиной Н.А., ГУФССП России по Самарской области, начальнику ОСП Советского района г.Самары ГУФССП России по Самарской области Дмитриевой Н.В, об оспаривании действий,

УСТАНОВИЛ:

Кандыков О.А. обратился в суд с административным исковым заявлением с учетом уточнения к судебному приставу-исполнителю МОСП по исполнению постановлений налоговых органов по г.Самаре Степочкиной Н.А. о признании незаконным постановления от 16.12.2022 о возбуждении исполнительного производства №63053/23/2425697, а также постановление об обращении взыскания на денежные средства от 13.01.2023.

В обоснование требований административный истец указал, что 16.12.2022 административный ответчик возбудил исполнительное производство №63053/23/2425697 по судебному приказу №2а-2567/2022 от 29.08.2022, выданному судебным участком №54 Советского судебного района г.Самары по делу №2а-2567/2022. Определением от 06.12.2022 мировым судьей судебный приказ был отменен. 13.01.2022 произошло взыскание по судебному приказу, поэтому истец узнал о существовании исполнительного производства.

Судом к участию в деле в качестве административных соответчиков привлечены ГУФССП России по Самарской области, начальник ОСП Советского района г.Самары ГУФССП России по Самарской области Дмитриева Н.В., заинтересованным лицом МИФНС России №23 по Самарской области.

Административный истец в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Административный ответчик судебный пристав-исполнитель МОСП по исполнению постановлений налоговых органов по г.Самаре Степочкина Н.А. просила отказать в удовлетворении административного искового заявления, поскольку к ней на принудительное исполнение поступил исполнительный документ, определение об отменен судебного приказа не поступало, должник ее не извещал об отмене приказа, постановление о возбуждении исполнительного производства было направлено реестром 1911-ПП от 21.12.2022 на адрес Кандыкова О.А.

Административные ответчики, заинтересованное лицо в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.

Исследовав материалы дела, выслушав явившихся лиц, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Суд удовлетворяет полностью или в части заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает обязанность на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление (ч. 2 ст. 227 КАС РФ).

Таким образом, признание незаконными действий органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями возможно только при несоответствии обжалуемого решения нормам действующего законодательства, сопряженным с нарушением прав и законных интересов гражданина.

Дела об оспаривании действий (бездействия), решений должностных лиц службы судебных приставов подпадают под действие главы 22 КАС РФ и подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном указанным Кодексом.

В соответствии со ст. 46 (частями 1 и 2) Конституции РФ решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Реализуя указанные конституционные предписания, ст.218 и ст.360 КАС РФ, ч.1 ст.121 Федерального закона "Об исполнительном производстве" предоставляют гражданину, организации, иным лицам право оспорить в суде постановления должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

По данной категории административных дел на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов, а обязанность по доказыванию соответствия оспариваемых постановлений должностных лиц службы судебных приставов, их действий (бездействия) нормативным правовым актам - на должностные лица службы судебных приставов, принявших оспариваемые постановления либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания незаконными постановлений должностных лиц службы судебных приставов, их действий (бездействия) необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых постановлений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

В ст. 1 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Федеральный закон от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ, Закон об исполнительном производстве) установлено, что данный закон определяет условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, которым при осуществлении установленных федеральным законом полномочий предоставлено право возлагать на физических лиц, юридических лиц, Российскую Федерацию, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования обязанности по передаче другим гражданам, организациям или в соответствующие бюджеты денежных средств и иного имущества либо совершению в их пользу определенных действий или воздержанию от совершения определенных действий.

Задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях, исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций (ст. 2 Закона об исполнительном производстве).

В ст. 50 Закона об исполнительном производстве предусмотрено, что стороны исполнительного производства вправе знакомиться с материалами исполнительного производства, делать из них выписки, снимать копии, представлять дополнительные материалы, заявлять ходатайства, участвовать в совершении исполнительных действий, давать устные и письменные объяснения в процессе совершения исполнительных действий, приводить свои доводы по всем вопросам, возникающим в ходе исполнительного производства, возражать против ходатайств и доводов других лиц, участвующих в исполнительном производстве, заявлять отводы, обжаловать постановления судебного пристава-исполнителя, его действия (бездействие), а также имеют иные права, предусмотренные законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве.

Согласно положениям ст. 30 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительное производство возбуждается на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

Заявление взыскателя и исполнительный документ передаются судебному приставу-исполнителю в трехдневный срок со дня их поступления в подразделение судебных приставов.

Постановление о возбуждении исполнительного производства выносится в трехдневный срок со дня поступления исполнительного документа к судебному приставу-исполнителю либо со дня получения из Государственной информационной системы о государственных и муниципальных платежах информации о неуплате в установленный законодательством Российской Федерации срок денежных взысканий (штрафов) за нарушение законодательства Российской Федерации, а в случае отсутствия в исполнительном документе одного из идентификаторов должника исполнительный документ возвращается в орган, его выдавший, для оформления надлежащим образом, о чем уведомляется взыскатель.

Мировым судьей судебного участка №54 Советского судебного района г.Самары Самарской области вынесен судебный приказ №2а-2567/2022, которым с Кандыкова О.А. в пользу МИФНС №23 по Самарской области взысканы пени по земельному налогу за 2015, 2018, 2019 годы в сумме 83 рубля 88 копеек, земельный налог за 2020 год в размере 4096 рублей, пени в сумме 400 рублей 7 копеек, транспортный налог за 2018. 2019, 2020 годы в сумме 741 рубль, пени в сумме 2 рубля 36 копеек, а также государственная пошлина в доход государства в сумме 200 рублей.

16.12.2022 судебным приставом-исполнителем МОСП по исполнению постановлений налоговых органов по г.Самаре Степочкиной Н.А. возбуждено исполнительное производство № 268105/22/63053-ИП в отношении Кандыкова О.А. Копия постановления направлена Кандыкову О.А. 21.12.2022, что подтверждено документально.

Определением мирового судьи судебный приказ №2а-2567/2022 от 29.08.2022 отменен. Копия определения была направлена вОСП Советского района г.Самары 06.12.2022, МИФНС №23 по Самарской области и Кандыкову О.А. ОСП Советского района г.Самара получило копию определения 12.12.2022. В МОСП по исполнению постановлений налоговых органов по г.Самаре копия определения не направлялась.

Как пояснила административный ответчик, она не знала, что судебный приказ был отменен.

В соответствии с ч. 1 ст. 13 ГПК РФ суды принимают судебные постановления в форме судебных приказов, решений суда, определений суда, постановлений президиума суда надзорной инстанции.

Согласно ч. 2 ст. 13 ГПК РФ вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

Неисполнение судебного постановления, а равно иное проявление неуважения к суду влечет за собой ответственность, предусмотренную федеральным законом (ч. 3 ст. 13 ГПК РФ).

В силу ст. 12 Федерального закона "О судебных приставах" от 21 июля 1997 года N 118-ФЗ в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных федеральным законом об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.

Пленум Верховного Суда РФ в Постановлении N 50 от 17 ноября 2015 года "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" разъяснил, что содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в установленные частями 1 - 6 статьи 36 Закона об исполнительном производстве сроки.

Статья 64 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" содержит перечень исполнительных действий, которые вправе совершать судебный пристав-исполнитель.

В соответствии со статьями 64, 68 Федерального закона "Об исполнительном производстве" судебный пристав-исполнитель является процессуально самостоятельным лицом, определяющим на свое усмотрение тот круг исполнительных действий и мер принудительного характера, которые необходимо принять для исполнения требований исполнительного документа. Выбор конкретных исполнительных действий в соответствии с законодательством об исполнительном производстве входит в полномочия судебного пристава-исполнителя, выбирается им исходя из конкретных обстоятельств исполнительного производства.

В рамках исполнительного производства с учетом требований закона судебным приставом-исполнителем 13.01.2023 было вынесено постановление об обращении взыскания на денежные средства должника, находящиеся в банке.

Оценивая действия судебного пристава-исполнителя, суд полагает, его действия были направлены на исполнение решения суда, поскольку копию определения об отмене судебного приказа судебный пристав-исполнитель не получал и не имел законных оснований для прекращения исполнительного производства.

По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания незаконными постановлений должностных лиц службы судебных приставов, их действий (бездействия) необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых постановлений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

Такой совокупности необходимых условий по данному делу не имеется, в связи с чем, отсутствуют правовые основания для удовлетворения административного искового заявления Кандыкова О.А.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

                    РЕШИЛ:

Административный иск Кандыкова О.А, к судебному приставу-исполнителю МОСП по исполнению постановлений налоговых органов по г.Самаре Степочкиной Н.А., ГУФССП России по Самарской области, начальнику ОСП Советского района г.Самары ГУФССП России по Самарской области Дмитриевой Н.В. о признании постановления о возуждении исполнительного производства №63053/23/2425697 от 16.12.2022, постановления об обращении взыскания на денежные средства от 13.01.2023 незаконными - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Советский районный суд г. Самара в течение одного месяца.

Мотивированное решение изготовлено 06.07.2023.

Судья:

2а-2166/2023 ~ М-1373/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Кандыков О.А.
Ответчики
ГУФССП России по Самарской области
судебный пристав-исполнитель МОСП по исполнению постановлений налоговых органов по г. Самаре Степочкина Наталья Алексеевна
Начальник ОСП Советского района г. Самары старший судебный пристав Дмитриева Нина Валерьевна
Другие
МИФНС России № 23 по Самарской области
Корсунов С.А. - врио руководителя МОСП по исполнению постановлений налоговых органов по г. Самаре ГУ ФССП России по Самарской области
Суд
Советский районный суд г. Самары
Судья
Никитина С. Н.
Дело на странице суда
sovetsky--sam.sudrf.ru
10.04.2023Регистрация административного искового заявления
10.04.2023Передача материалов судье
13.04.2023Решение вопроса о принятии к производству
13.04.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
13.04.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
04.05.2023Судебное заседание
17.05.2023Судебное заседание
15.06.2023Судебное заседание
22.06.2023Судебное заседание
06.07.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
07.08.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
22.08.2023Дело оформлено
22.08.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее