Дело № 2-1103/2020
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Выкса 15 декабря 2020 года
Выксунский городской суд Нижегородской области в составе председательствующего судьи Ю., с участием истца К., представителя ответчика ГУ УПФ РФ по г.о.г. Выкса Т., при секретаре У., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску
К. к Государственному учреждению Управлению Пенсионного Фонда РФ по городскому округу город Выкса Нижегородской области (межрайонное) о признании права на досрочную пенсию, включении периодов работы в специальный страховой стаж и назначении досрочной страховой пенсии по старости,
УСТАНОВИЛ:
К. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению Управлению Пенсионного Фонда РФ по городскому округу город Выкса Нижегородской области (межрайонное) о включении в специальный стаж К. периодов работы: с … по … в должности медицинской сестры здравпункта ЖДЦ МСЧ ВМЗ Выксунской ЦРБ; с … по …, с … по …, с … по … в должности медицинской сестры лечебно-физической культуры МСЧ АО В., медицинской сестры лечебно-физической культуры МСЧ АО В. в поликлинике; с … по … в должности инструктора по лечебной физкультуре в поликлинике МСЧ ОАО В.; признании за истцом права на досрочное назначение страховой пенсии по старости с …; обязании ГУ УПФ РФ в г.о.г. Выкса Нижегородской области (межрайонное) назначить досрочную страховую пенсию по старости с.. .
Исковые требования мотивированы тем, что решением ГУ УПФ РФ в г.о.г. Выкса Нижегородской области (межрайонное) № … от … истцу отказано в назначении страховой пенсии по старости ввиду отсутствия требуемого медицинского стажа, дающего права на досрочную трудовую пенсию по старости в соответствии с п.п.20 ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». При этом ответчиком не были зачтены в специальный стаж периоды её работы: с … по … в должности медицинской сестры здравпункта ЖДЦ МСЧ В., так как отсутствует справка, уточняющая льготный характер работы; с … по …, с … по …, с … по … в должности медицинской сестры лечебно-физической культуры МСЧ АО В., медицинской сестры лечебно-физической культуры МСЧ АО В. в поликлинике, так как должность не предусмотрена Списками; с … по … в должности инструктора по лечебной физкультуре в поликлинике МСЧ ОАО В., так как должность не предусмотрена Списками и в выписке с лицевого счета застрахованного лица специальный стаж за данный период работодатель не подтверждает. Считает указанное решение не законным, поскольку ответчиком не правильно произведен расчет специального стажа работы. Выводы ответчика об отсутствии у неё медицинского стажа, дающего право на досрочное пенсионное обеспечение, являются необоснованными, поскольку согласно справке ГБУЗ НО «В» от … стаж работы, дающий право на пенсию по выслуге лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, составляет … года … месяца … дней (с … по … по должности медицинской сестры здравпункта ЖДЦ МСЧ В). Данной справкой В. уточняет особые условия труда истицы. При работе на должностях медицинской сестры лфк МСЧ АО В, медицинской сестры лфк МСЧ АО В в поликлинике, инструктора по лфк в поликлинике МСЧ ОАО В вид работы у неё сохранился, она продолжала выполнять те же самые обязанности, что и медицинская сестра.. . У неё имеется постоянный контакт с послеоперационными больными (реанимация, хирургия), делала вибрационный массаж после оперативных вмешательств, имеет постоянный контакт с пациентами после перенесенных заболеваний (инсультные больные, больные с травмами, больные с пневмонией, обучает элементарным навыкам самообслуживания). По направлению врача она посещает реанимационное отделение МСЧ, где проводит пациентам пассивную гимнастику, дыхательную гимнастику, вибрационный массаж. По направлению врача она также посещает хирургическое отделение МСЧ, где имеется гнойный пост и чистый пост – послеоперационный, все зависит от тяжести состояния здоровья больного: она может проводить дыхательную гимнастику с вибрационным массажем или гимнастику для разработки суставов после травмы. Таким образом, у неё происходит контакт с биологическими средами, которые выделяют больные. Её рабочее место не изменилось. Должностные обязанности медицинской сестры лфк МСЧ АО В, инструктора по лфк в поликлинике МСЧ ОАО В не уменьшились и не изменились в сравнении с должностными обязанностями мед.сестры, то есть они идентичны. Считает, что указанные периоды её работы подлежат включению в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
В судебном заседании истец К. исковые требования поддержала по основаниям, указанным в иске, просила их удовлетворить.
Представитель ответчика - ГУ УПФ РФ в г.о.г. Выкса Нижегородской области (межрайонное) Т. в судебном заседании исковые требования не признала, указав в ходе рассмотрения дела, что период работы истца с … по … в должности медицинской сестры здравпункта ЖДЦ МСЧ В. не подлежит зачету в специальный стаж, так как справка, уточняющая льготный характер работы, отсутствует, а также в выписке с лицевого счета застрахованного лица специальный стаж за данный период работодатель не подтверждает. Также не подлежат включению в специальный стаж истца периоды её работы с … по …, с … по …, с … по … в должности медицинской сестры лечебно-физической культуры МСЧ АО В, медицинской сестры лечебно-физической культуры МСЧ АО В в поликлинике, поскольку должность не предусмотрена Списками. Период работы истца с … по … в должности инструктора по лечебной физкультуре в поликлинике МСЧ ОАО В также не может быть включен в специальный стаж, поскольку должность не предусмотрена Списками и в выписке с лицевого счета застрахованного лица специальный стаж за данный период работодатель не подтверждает. У истца отсутствует требуемый специальный стаж, в связи с чем она не имеет права на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Представитель третьего лица – АО «В» в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, о причинах неявки не сообщил.
Представитель третьего лица – ГБУЗ НО «В» в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, о причинах неявки не сообщил.
Выслушав истца, представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд находит исковые требования К. подлежащими удовлетворению частично по следующим основаниям.
В соответствии с ч.1 ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии с ч.3 ст.196 ГПК РФ, суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.
Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства, закрепленными в статье 7 (часть 1), гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1). Законодатель, обеспечивая конституционное право каждого на получение пенсии, вправе, как это вытекает из статьи 39 (часть 2) Конституции Российской Федерации, определять механизм его реализации, включая закрепление в законе правовых оснований назначения пенсий и условий приобретения права на пенсию отдельными категориями граждан.
Статьей 39 Конституции Российской Федерации установлено, что каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом. В сфере пенсионного обеспечения соблюдение принципа равенства, гарантирующего защиту от всех форм дискриминации при осуществлении прав и свобод, означает помимо прочего запрет вводить такие различия в пенсионных правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях).
В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Закон о страховых пенсиях) право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
Согласно пункту 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 назначается лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Аналогичное положение содержалось и в подпункте 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Частью 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного Федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
В целях реализации положений статей 30 и 31 указанного Закона Правительством Российской Федерации принято Постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение".
В соответствии с подпунктом "н" пункта 1 данного Постановления при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, применяются:
Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Список N 781);
- список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01 ноября 1999 года по 31 декабря 2001 года включительно (далее Список N 1066);
- список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа в которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 года N 464, с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного Постановления, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01.01.1992 года по 31.10.1999 года включительно.
- перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (Приложение к Постановлению Совета Министров СССР от 17.12.1959 года N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992 года.
Таким образом, данное постановление закрепило возможность применения Списков должностей и учреждений последовательно в определенные промежутки времени.
При этом по выбору застрахованных лиц при исчислении периодов работы лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, согласно подпункту "в" пункта 3 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665 применяется, в частности, постановление Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет" - для исчисления периодов соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно.
Согласно п. 3 Постановления N 665 исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях", осуществляется с применением, в том числе, Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года N 516 "Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Правила N 516) и Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Правила N 781).
Из приведенных нормативных положений следует, что право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют лица, непосредственно осуществлявшие, в том числе в городах не менее 30 лет лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, предусмотренных соответствующими списками учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения.
Согласно Постановлению Конституционного Суда Российской Федерации N 2-П от 29 января 2004 года, право на досрочное пенсионное обеспечение может быть определено за период работы до 1 ноября 1999 года на основании утвержденного Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464 Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, Номенклатуры учреждений здравоохранения, утвержденной Приказом Минздрава N 395 от 15 октября 1999 года, Номенклатурой должностей медицинского и фармацевтического персонала, утвержденной Приказом Минздрава N 377.
За период работы с 1 ноября 1999 года по 11 ноября 2002 года - на основании утвержденных Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 года N 1066 Списком должностей, работа в которых засчитывается в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, Правилами исчисления периодов работы для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения.
В разделе "наименование должностей" списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781, предусмотрена должность медицинской сестры.
Как установлено судами и усматривается из материалов дела, К. имеет среднее профессиональное медицинское образование и квалификацию медицинской сестры.
Согласно записям в трудовой книжке … в период с … по … К. работала в должности медицинской сестры здравпункта железнодорожного цеха МСЧ В; в периоды с … по …, с … по …, с … по … истец работала в должности медицинской сестры лечебно-физической культуры МСЧ АО В, медицинской сестры лечебно-физической культуры МСЧ АО В в поликлинике; с … по … К. работала в должности инструктора по лечебной физкультуре в поликлинике МСЧ ОАО В.
… г. К. обратилась в ГУ УПФ РФ в г.о.г. Выкса Нижегородской области (межрайонное) с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пп. 20 п. 1 ст. 30 Федерального закона РФ от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением ГУ УПФ РФ в г.о.г. Выкса Нижегородской области (межрайонное) от … г. N … К. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости, ввиду отсутствия требуемого стажа на соответствующих видах работ. В специальный стаж зачтено … года … месяцев … дней. При этом указанные выше периоды работы истца в специальный стаж не зачтены.
Между тем, суд находит неправомерным отказ ответчика во включении периода работы истца с … по … в должности медицинской сестры здравпункта железнодорожного цеха МСЧ В, по следующим основаниям.
Согласно пункту 3 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781, в стаж работы засчитываются в порядке, предусмотренном данными Правилами, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". При этом наличие в наименовании указанных в списке учреждений указания на их клинический профиль и ведомственную или территориальную принадлежность не является основанием для исключения периода работы в данном учреждении из стажа работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Списком, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781, предусмотрены в разделе "Наименование должностей" должность медицинской сестры в пункте 1 раздела "Наименование учреждений" больницы всех наименований.
Таким образом, согласно данному Списку только медицинским работникам, работающим в больницах всех наименований, поименованного в указанном списке, периоды такой работы включаются в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения.
Пунктом 2 постановления от 6 сентября 1991 г. N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет" предусмотрено, что исчисление сроков выслуги производится по следующим правилам:
работникам здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, указанным в прилагаемом Списке, один год работы в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке) считать за один год и 3 месяца;
врачам-хирургам всех наименований, среднему медицинскому персоналу отделений (палат) хирургического профиля стационаров, врачам-анестезиологам-реаниматорам, среднему медицинскому персоналу отделений (групп) анестезиологии-реанимации, отделений (палат) реанимации и интенсивной терапии, врачам-патологоанатомам и среднему медицинскому персоналу отделений общей, детской и инфекционной патологии республиканских, областных и городских патологоанатомических бюро, городских, районных, межрайонных и централизованных бюро патологоанатомических отделений, проводящим патологоанатомические вскрытия трупов, гистологические исследования трупного материала, органов и тканей, удаленных при операциях и биопсиях, обработку трупного, операционного и биопсийного материала, врачам-судебно-медицинским экспертам, среднему медицинскому персоналу районных, межрайонных и городских отделений бюро судебно-медицинской экспертизы, проводящим судебно-медицинское вскрытие, исследование трупов и трупного материала, обработку трупного материала - один год работы в этих должностях и подразделениях считать за один год и 6 месяцев.
Согласно Списку профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденному постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464, право на пенсию за выслугу лет имеют врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности.
Из приведенных нормативных положений постановления Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464 и утвержденного им Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, следует, что для врачей и среднего медицинского персонала учреждений здравоохранения устанавливалось льготное исчисление сроков выслуги как один год и 3 месяца за один год работы в сельской местности или поселках городского типа. Для отдельных категорий работников, в частности врачей-хирургов, среднего медицинского персонала отделений (палат) хирургического профиля стационаров, предусматривалась льгота в исчислении сроков выслуги - один год работы в этих должностях и подразделениях считать за один год и 6 месяцев.
По смыслу пункта 20 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях", право на досрочное назначение пенсии по старости имеют лица, непосредственно осуществлявшие лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.
Устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения трудовой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда (в данном случае речь идет о лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения). При этом также учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц.
Следовательно, одним из условий для включения периодов работы в должностях и учреждениях, указанных в Списке, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781, является осуществление лицом именно лечебной деятельности или иной деятельности по охране здоровья граждан.
Пунктом 2 статьи 2 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ) предусмотрено, что охрана здоровья граждан - система мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе санитарно-противоэпидемического (профилактического), характера, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, их должностными лицами и иными лицами, гражданами в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи.
Лечение - комплекс медицинских вмешательств, выполняемых по назначению медицинского работника, целью которых является устранение или облегчение проявлений заболевания или заболеваний либо состояний пациента, восстановление или улучшение его здоровья, трудоспособности и качества жизни (пункт 8 статьи 2 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ).
Указанием от 26.04.1993 г. N 1-31-У "О порядке применения раздела XXIV Списка N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение. О льготном пенсионном обеспечении работников, занятых в производстве синтетических моющих средств" (далее - Указания N 1-31-У) Министерство социальной защиты населения Российской Федерации предложило при решении вопросов, связанных с назначением льготных пенсий среднему и младшему медицинскому по Списку N 2, руководствоваться следующим.
"Непосредственное обслуживание больных" - это работа, выполнение которой осуществляется в условиях контакта медицинского работника и пациента. Выполнение ряда диагностических и лечебных процедур, мероприятий по уходу за больными, создание соответствующего лечебно-охранительного режима требуют непосредственного контакта персонала и пациентов. Например: проведение массажа, инъекций, процедур, манипуляций, раздача пищи и кормление больных, их переноска, санитарная обработка, мытье и т.д.
В Примерном перечне должностей средних медицинских работников, осуществляющих непосредственное обслуживание больных в лечебно-профилактических учреждениях, отделениях, кабинетах, вошедших в раздел XXIV Списка, содержащемся в Приложении N 2 к приведенным указаниям, поименованы: старшая медицинская сестра; палатная медицинская сестра; процедурная медицинская сестра; медицинская сестра по физиотерапии; медицинская сестра по массажу; инструктор по лечебной физкультуре; медицинская сестра по функциональной диагностике; медицинская сестра, фельдшер приемного отделения; операционная медицинская сестра; участковая медицинская сестра диспансера; медицинская сестра перевязочная; медицинская сестра отделения реанимации и интенсивной терапии; зубной врач.
Среди видов деятельности среднего медицинского персонала, относящихся к непосредственному обслуживанию больных, поименованы: прием больных в учреждение, отделение; организация питания больных; контроль за лечебно-охранительным режимом; замена отсутствующего среднего медицинского персонала в отделении старшей медицинской сестрой (палатные, процедурные, перевязочные и т.д.); производство инъекций, манипуляций, процедур (лечебных и диагностических), забор материала для исследования; участие в проведении обезболивания и оказании анестезиологической, хирургической и реанимационной помощи больным; проведение занятий по лечебной физкультуре; осуществление различных видов массажа; лечение больных в объеме терапевтической, стоматологической помощи, санация полости рта; обследование и наблюдение инфекционных и туберкулезных очагов (приложение N 1).
Согласно Единому квалификационному справочнику должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденному приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 23 июля 2010 года N 541н в должностные обязанности медицинской сестры входят оказание доврачебной медицинской помощи, осуществление забора биологических материалов для лабораторных исследований, осуществление ухода за больными в медицинской организации и на дому, стерилизации медицинских инструментов, перевязочных средств и предметов ухода за больными, ассистирование при проведении врачом лечебно-диагностических манипуляций и малых операций в амбулаторных и стационарных условиях, подготовка пациентов к различного рода исследованиям, процедурам, операциям, к амбулаторному приему врача, обеспечение выполнения врачебных назначений, учет, хранение, использование лекарственных средств и этилового спирта, ведение персонального учета, информационной (компьютерной) базы данных состояния здоровья обслуживаемого населения, руководство деятельностью младшего медицинского персонала, ведение медицинской документации, проведение санитарно-просветительной работы среди больных и их родственников по укреплению здоровья и профилактике заболеваний, пропаганде здорового образа жизни, осуществление сбора и утилизации медицинских отходов, мероприятий по соблюдению санитарно-гигиенического режима, правил асептики и антисептики, условий стерилизации инструментов и материалов, предупреждению постинъекционных осложнений, гепатита, ВИЧ-инфекции.
Квалификационными требованиями является повышенный уровень среднего профессионального образования по специальности "Лечебное дело", "Акушерское дело", "Сестринское дело" и сертификат специалиста по специальности "Сестринское дело", "Общая практика", "Сестринское дело в педиатрии" без предъявления требований к стажу работы.
К занятию должности медицинской сестры здравпункта ЖДЦ МСЧ В К. была допущена в соответствии с имеющимся у неё средним медицинским образованием по специальности медицинская сестра, что подтверждается копией диплома КТ №.. .
Согласно представленных в дело справок ГБУЗ НО «В» от … г. № … и … г. № …, К. с …г. по … работала по должности медицинской сестры здравпункта железнодорожного цеха Медико-санитарной части В, которая являлась структурным подразделением В. и находилась на её балансе до …г. В данный период истец работала полный рабочий день, полную рабочую неделю, полную ставку. Данный период работы истца дает право на пенсию в соответствии с п.п.20 ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Таким образом, характер трудовой деятельности К., выполняемой в оспариваемый период, был подчинен целям и задачам медицины, что является обстоятельством для включения периода работы с … по … в должности медицинской сестры здравпункта железнодорожного цеха МСЧ ВМЗ В. в специальный стаж К.
Доказательств того, что в спорный период истица не выполняла обязанности медицинской сестры, материалы дела не содержат.
Одновременно суд полагает возможным включить в специальный стаж и период работы К. с … по … в должности медицинской сестры лечебно-физической культуры МСЧ АО В. (до принятия Постановления Правительства РФ от 22.09.1999г. № 1066), поскольку до 01.11.1999г. разграничений по специальности не предусматривалось.
Согласно справке АО «В» от … г., при переводе с должности медицинская сестра здравпункта ЖДЦ на должность медицинская сестра ЛФК К. сохраняет данные виды работ, равноценно относящиеся к медицинской деятельности, которые отображаются в лицензии на медицинскую деятельность медико-санитарной части АО «В».
Последующие периоды работы истца с … по …, с … по …, с … по … в должности медицинской сестры лечебно-физической культуры МСЧ АО В, медицинской сестры лечебно-физической культуры МСЧ АО В в поликлинике; с … по … в должности инструктора по лечебной физкультуре в поликлинике МСЧ ОАО В, включению в специальный стаж работы К. не подлежат по следующим основаниям.
Как было указано выше, с …г. вступило в действие Постановление Правительства РФ от 22.09.1999г. № 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения". Данным документом должности медицинской сестры лечебно-физической культуры и инструктора по лечебной физкультуре не предусматривались.
Довод истца о том, что должности инструктора по лечебной физкультуре, медицинской сестры по лечебной физкультуре тождественны должности медицинской сестры, не состоятелен и подлежит отклонению, поскольку суд не вправе устанавливать тождественность должностей.
Из пункта 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516 "Об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" следует, что право устанавливать тождество должностей и организаций (структурных подразделений), предусмотренных статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", а также списками работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости, тем же профессиям, должностям и организациям (структурным подразделениям), имевшим место ранее иные наименования, предоставлено Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации.
К тому же, должности медицинской сестры и инструктора по лечебной физкультуре отличаются между собой, что следует из сопоставления должностных обязанностей медицинской сестры, перечисленных в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденном приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 23 июля 2010 года N 541н, и должностных обязанностей медицинской сестры по лечебной физкультуре и инструктора по лечебной физкультуре, утвержденных главврачом МСЧ АО «ВМЗ».
Спорные периоды работы истца в должностях медицинской сестры лечебно-физической культуры МСЧ АО В и инструктора по лечебной физкультуре имели место после … года, в период действия Постановления Правительства РФ N 781 от 29 октября 2002 года, действующими с января 2002 года по настоящее время, которым не предусмотрено включение периода работы в должности инструктора по лечебной физкультуре и медицинской сестры лечебно-физической культуры в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии.
Кроме того, Как разъяснено в пункте 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", рассматривая требования, связанные с порядком подтверждения страхового стажа (в том числе стажа, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости), судам следует различать периоды, имевшие место до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01 апреля 1996г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» и после такой регистрации.
Периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами (к примеру, архивными). Если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами), а также по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин), не связанным с виной работника, и восстановить их невозможно, то такие периоды работы могут быть установлены на основании показаний двух или более свидетелей. При этом характер работы показаниями свидетелей не подтверждается (пункт 3 статьи 13 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации") (аналогичное правило предусмотрено в части 3 статьи 14 Федерального закона "О страховых пенсиях).
Периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в силу пункта 2 статьи 13 Федерального закона N 173-ФЗ подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Перечень документов, подтверждающих периоды работы как до регистрации гражданина в качестве застрахованного, так и после такой регистрации, включаемые в страховой стаж, установлен в постановлении Правительства Российской Федерации от 24 июля 2002 г. N 555 "Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий" и приказе Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 марта 2011 г. N 258н "Об утверждении порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости".
Пунктом 4 указанного Порядка предусмотрено, что в случаях, когда необходимы данные о характере работы и других факторах (показателях), определяющих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, установленные для отдельных видов работ (деятельности), например, о занятости на подземных работах, о выполнении работ определенным способом, о работе с вредными веществами определенных классов опасности, о выполнении работ в определенном месте (местности) или структурном подразделении, о статусе населенного пункта, о выполнении нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки) и др., для подтверждения периодов работы принимаются справки, а также иные документы, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами. Справки выдаются на основании документов соответствующего периода времени, когда выполнялась работа, из которых можно установить период работы в определенной профессии и должности и (или) на конкретных работах (в условиях), дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Из приведенных нормативных положений и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации следует, что характер работы подтверждается на основании документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в установленном порядке.
Согласно Выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица от …г., датой регистрации истца в системе обязательного пенсионного страхования является …г.
Как следует из данной Выписки наличие специального трудового стажа у истца в оспариваемые периоды с … по …, с … по …, с … по … в должности медицинской сестры лечебно-физической культуры МСЧ АО В, медицинской сестры лечебно-физической культуры МСЧ АО В в поликлинике; с … по … в должности инструктора по лечебной физкультуре в поликлинике МСЧ ОАО В., также не подтверждалось и работодателем, поскольку льготный код позиции за данные периоды отсутствует.
В материалах дела отсутствуют какие-либо документы, выданные в установленном порядке работодателем К. (АО «В»), подтверждающие, что она в оспариваемые периоды … по …, с … по …, с … по …, с … по …, работая в должностях медицинской сестры лечебно-физической культуры МСЧ АО В, медицинской сестры лечебно-физической культуры МСЧ АО В в поликлинике, инструктора по лечебной физкультуре в поликлинике МСЧ АО В, постоянно в течение полного рабочего дня осуществляла лечебную деятельность или деятельность по охране здоровья населения в учреждении здравоохранения, что давало бы ей право на применение льготного порядка исчисления стажа указанной работы для досрочного назначения страховой пенсии по старости.
Имеющаяся в материалах дела копия справки АО «В» от …г. в качестве доказательства подтверждения льготного стажа работы истца в указанные периоды во внимание принята быть не может, поскольку, согласно данного документа период работы с …г. по …г. подлежит зачету по данным персонифицированного учета, в то время, как было указано выше, в Выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица – К. данный период указан без льготы профессии.
Кроме того, имеющая в справке от …г. рукописная запись главного врача МСЧ АО «В» о том, что общий медицинский стаж К.С.А., дающий право на пенсию в связи с лечебной деятельностью по охране здоровья населения на …г. составляет … года … месяцев … дней, во внимание принята быть не может, поскольку главный врач не имеет полномочий на указание общего медицинского стажа работника. Такими полномочиями наделен только работодатель, каковым в данном случае является АО «В», однако ни при проверке документов Управлением Пенсионного фонда, ни при рассмотрении настоящего дела, льготный стаж истца в оспариваемые периоды её работодателем – АО «В» подтвержден не был.
Условия осуществления фактической трудовой деятельности правового значения для разрешения рассматриваемого спора не имеют. Как указал Конституционный Суд РФ в определении от 24.01.2008 г. № 40-О-О определение, какого рода профессиональная деятельность сопряжена с повышенными психофизическими нагрузками связано с установлением объективных критериев оценки условий и характера труда в той или иной должности, зависит от вида и профиля деятельности соответствующего учреждения и относится к компетенции Правительства РФ, утверждающего и корректирующего, исходя из этих критериев, списки работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учётом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости, что исключает возможность их произвольного истолкования.
При таких обстоятельствах, суд исходит из того, что право на досрочное назначение страховой пенсии по старости связывается не с любой работой, а лишь с такой, при выполнении которой организм работника подвергается неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных спецификой и характером профессиональной деятельности, а исходя из действующего с … г. правового регулирования, трудовая деятельность в должности медицинской сестры лечебно-физической культуры и инструктора по лечебной физкультуре в медицинских учреждениях, которая выполнялась истцом в спорные периоды, перестала учитываться в составе специального стажа, дающего право на досрочное пенсионное обеспечение по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения.
Следует также обратить внимание и на разъяснения, изложенные в Определении Конституционного Суда РФ от 25.11.2020 N 2672-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки М. на нарушение ее конституционных прав пунктом 20 части 1 и частью 2 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях", в соответствии с которыми после принятия Постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066 работникам профессии - инструктор по лечебной физкультуре стало известно, что их работа после 1 ноября 1999 года не будет включаться в стаж, дающий право на назначение пенсии в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения. Таким образом обеспечивалась необходимая стабильность в правовом регулировании, гражданам предоставлялась возможность адаптироваться к изменившимся условиям их пенсионного обеспечения.
Основанное на анализе объективных данных изменение оценки профессиональной деятельности инструкторов по лечебной физкультуре применительно к досрочному пенсионному обеспечению, как и сохранение за ними права на включение в специальный стаж времени работы в этих должностях за период, когда законодательством предусматривался их зачет в специальный стаж, не нарушает конституционные требования и согласуется с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, в соответствии с которой внесение изменений в действующее правовое регулирование, оказывающее неблагоприятное воздействие на правовое положение граждан, должно сопровождаться соблюдением принципа поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм, а также в случае необходимости - предоставление гражданам возможности в течение некоторого переходного периода адаптироваться к вносимым изменениям (Постановление от 24 мая 2001 года N 8-П).
Таким образом, требования истца о включении в стаж работы, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии, периодов работы с … по …, с … по …, с … по …, с … по …, работая в должностях медицинской сестры лечебно-физической культуры МСЧ АО В, медицинской сестры лечебно-физической культуры МСЧ АО В в поликлинике, инструктора по лечебной физкультуре в поликлинике МСЧ ОАО В, не подлежат удовлетворению, поскольку указанные должности не предусмотрены поименованными Списками; доказательств того, что выполняемые истцом функциональные обязанности по занимаемой должности медицинской сестры лечебно-физической культуры и инструктора по лечебной физкультуре тождественны работе медицинской сестры, предусмотренной Списком, утвержденным Постановлением Правительства от 29.10.2002 г. N 781 и Списком, утвержденным Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 г. N 1066, не имеется.
Каких-либо доказательств, свидетельствующих о неправильном применении ответчиком норм пенсионного законодательства в этой части, материалы дела не содержат.
Поскольку на день обращения в ГУ УПФ РФ по г.о.г. Выкса Нижегородской области (межрайонное) специальный стаж истца не превышал установленные законом 30 лет, право на досрочное назначение пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью у неё не возникло и оснований у суда обязать ответчика назначить истице такую пенсию со дня обращения за ней не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования К. удовлетворить частично.
Обязать ГУ Управление Пенсионного Фонда по г.о.г. Выкса Нижегородской области (межрайонное) включить в специальный стаж К. периоды работы: с … по … в должности медицинской сестры здравпункта ЖДЦ МСЧ В, с … по … в должности медицинской сестры лечебно-физической культуры МСЧ АО В.
В удовлетворении остальной части исковых требований к Государственному учреждению Управлению Пенсионного Фонда РФ по городскому округу город Выкса Нижегородской области (межрайонное), К. отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Нижегородский областной суд через Выксунский городской суд в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Судья-К.