Дело № 2-6664/2011
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
г. Благовещенск ***
Благовещенский городской суд Амурской области в составе:
Председательствующего судьи Кузьминой Е.В.,
При секретаре Возыка О.В.,
С участием представителя ответчика - администрации г. Благовещенска Мазеиной О.В.,
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Подойницына Андрея Юрьевича к администрации г. Благовещенска о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по договору социального найма во внеочередном порядке,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор г. Благовещенска обратился в Благовещенский городской суд в порядке ст. 45 ГПК РФ в защиту прав и законных интересов Подойницына А.Ю. с исковыми требованиями к администрации г. Благовещенска о включении в списки на внеочередное предоставление жилья, предоставлении жилого помещения по договору социального найма, в обоснование указав, что прокуратурой г. Благовещенска проведена проверка по обращению депутата Законодательного Собрания Амурской области АН о нарушении администрацией г. Благовещенска жилищных прав Подойницына А.Ю. как лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с непредоставлением жилья, а также с просьбой о защите его жилищных прав и интересов в судебном порядке. В ходе прокурорской проверки установлено, что Подойницын А.Ю. является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, т.к. его *** ЛВ и *** ЮА были лишены родительских прав решением *** городского суда от ***. Родители истца своего жилья не имели, поэтому жилое помещение за несовершеннолетним не закреплялось. В соответствии с постановлением главы администрации *** Амурской области от *** *** Подойницын А.Ю. поставлен на учет на внеочередное получение жилой площади в ***. Факт отсутствия у Подойницына А.Ю. в собственности жилого помещения подтверждается информацией Управления Росреестра по Амурской области от ***, а также информацией Управлении образования администрации *** от ***. В *** году Подойницын А.Ю. окончил ГОУ НПО «Благовещенское профессионально училище ***». Согласно ст. 20 ГК РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. Подойницын А.Ю. живет в г. Благовещенске более 15 лет. Данный факт подтверждается сведениями о месте жительства Подойницына А.Ю., имеющимися в паспорте гражданина РФ (зарегистрирован по адресу: г. Благовещенск, ***). В соответствии с п. 3 ст. 52 ЖК РФ Подойницын А.Ю. обратился в администрацию г. Благовещенска с заявлением о постановке на учет и предоставлении ему жилья в г. Благовещенске. Согласно ответу председателя Комитета по управлению имуществом муниципального образования г. Благовещенска от *** Подойницыну А.Ю. отказано в принятии документов о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении во внеочередном порядке. Вместе с тем Подойницын А.Ю. в установленном законом порядке был принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по договору социального найма в ***, однако органы местного самоуправления оставили его заявление без рассмотрения. В настоящее время местом жительства Подойницына А.Ю. является г. Благовещенск. При таких обстоятельствах администрацией г. Благовещенска Подойницыну А.Ю. неправомерно отказано в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по договору социального найма во внеочередном порядке и в предоставлении жилья. На основании п. 2 ч. 2 ст. 57, ч. 5 ст. 57 ЖК РФ, п. 2 ч. 1 ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», п. 3 ст. 4 Закона Амурской области «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» прокурор г. Благовещенска просил суд обязать администрацию г. Благовещенска поставить Подойницына А.Ю. на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по договору социального найма во внеочередном порядке и предоставить ему жилое помещение в черте г. Благовещенска, отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 18 кв.м. по договору социального найма.
В ходе судебного разбирательства определением Благовещенского городского суда от *** производство по гражданскому делу в части исковых требований прокурора г. Благовещенска, предъявленных в защиту прав и законных интересов Подойницына А.Ю. о возложении на администрацию г. Благовещенска обязанности предоставить Подойницыну А.Ю. жилое помещение в черте г. Благовещенска, отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 18 кв.м., по договору социального найма, было прекращено на основании ст. 220 ГПК РФ в связи с наличием вступившего в законную силу и принятого по спору между теми же сторонами, о том же преете и по тем же основаниям решения суда, а именно решения Благовещенского городского суда от ***, которым Подойницыну А.Ю. было отказано в удовлетворении исковых требований к администрации г. Благовещенска о возложении обязанности предоставить жилое помещение в черте г. Благовещенска, отвевающее установленным санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 18 кв.м., по договору социального найма.
Кроме того, определением Благовещенского городского суда от *** производство по гражданскому делу в части исковых требований прокурора г. Благовещенска, поданных в защиту прав и законных интересов Подойницына А.Ю., к администрации г. Благовещенска о включении в списки на внеочередное предоставление жилья было прекращено в связи с отказом и.о. прокурора г. Благовещенска от исковых требований в указанной части и принятием его судом.
В судебное заседание истец Подойницын А.Ю., будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте рассмотрения дела, не явился, содержится в СИЗО г. Благовещенска. При данных обстоятельствах, на основании ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено судом в отсутствие неявившегося истца Подойницына А.Ю.
Представитель администрации г. Благовещенска в ходе судебного заседании возражала против удовлетворения исковых требований Подойницына А.Ю. о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по договору социального найма во внеочередном порядке, в обоснование возражений указав, что с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по договору социального найма Подойницын А.Ю. в администрацию г. Благовещенска не обращался, в постанове на учет ему отказано не было. *** Подойницын А.Ю. обращался в администрацию г. Благовещенска с заявлением об обеспечении его жилым помещением по категории детей, оставшихся без попечения родителей. *** ему был дан ответ о невозможности предоставления ему жилья ввиду того, что обязанность по обеспечению его жильем лежит на администрации г. Свободного. Не согласившись с указанным ответом Подойницын А.Ю. в *** года обратился в Благовещенский городской суд с исковым заявлением к администрации г. Благовещенска об обязании предоставить жилое помещение в черте г. Благовещенска, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 18 кв.м., по договору социального найма. Решением Благовещенского городского суда от *** в удовлетворении исковых требований Подойницына А.Ю. было отказано. При этом суд исходил из того, что поскольку впервые истец обратился в администрацию г. Благовещенска только в *** году, когда ему исполнилось 32 года, с соответствующим заявлением до достижения им 23 летнего возврата в администрацию г. Благовещенска не обращался, оснований для предоставления ему требуемого жилого помещения в г. Благовещенске не имеется, в связи с чем, истцу необходимо обратиться с соответствующим иском к администрации ***, где он на основании личного заявления в *** году (в возрасте 22 лет) поставлен на учет нуждающихся в жилом помещении по категории детей, оставшихся без попечения родителей. Указанные обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением суда по гражданскому делу, являются обязательными для суда при рассмотрении настоящего гражданского дела, в котором участвуют те же лица. В связи с изложенным, просила отказать в удовлетворении исковых требований.
Представители третьих лиц - Правительства Амурской области, Министерства образования и науки Амурской области, Министерства финансов Амурской области, администрации ***, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, причины неявки не известны, имеются ходатайства о рассмотрении гражданского дела в отсутствие представителей Правительства Амурской области, администрации ***. При данных обстоятельствах, на основании ст. 167 ГПК РФ, дело рассмотрено судом в отсутствие неявившихся представителей Правительства Амурской области, Министерства образования и науки Амурской области, Министерства финансов Амурской области, администрации ***.
При этом из представленного в адрес суда письменного отзыва третьего лица - Правительства Амурской области следует, что в соответствии с абзацем 2 п. 1 ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Из статьи 132 Конституции РФ следует, что органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Согласно абз. 1 ст. 5 Закона Амурской области от *** ***-ОЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов наделаются на неограниченный срок государственными полномочиями по предоставлению социальной поддержки, установленной частями 1, 6, 9 ст. 2 и частью 3 ст. 4 настоящего Закона. Вместе с тем финансовое обеспечение переданных полномочий предусмотрено Законом Амурской области от *** *** «Об областном бюджете на *** год». Частью 3 ст. 4 Закона Амурской области от *** ***-ОЗ установлено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети, находящиеся под опекой (попечительством), дети, переданные в приемную семью, детские дома семейного типа, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, принятые на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания их пребывания в образовательном учреждении, иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы, однократно обеспечиваются органами местного самоуправления по месту жительства за счет средств областного бюджета вне очереди жилой площадью по договору социального найма в соответствии с нормой предоставления площади жилого помещения, установленной органами местного самоуправления, и в порядке, определенном губернатором области. Учитывая изложенное, полагает, что исковые требования подлежат удовлетворению при установлении фактов (условий), предусмотренных Законом Амурской области от *** ***-ОЗ.
Выслушав пояснения представителя ответчика, исследовав материалы гражданского дела, суд пришел к следующим выводам.
Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства, закрепленными в ее статье 7 (часть 1), гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39 часть 1).
Согласно Определению Конституционного Суда РФ от *** *** осуществление государством конституционной обязанности по установлению гарантий социальной защиты предполагает учет особенностей положения определенных категорий граждан (детей-сирот, нетрудоспособных, малообеспеченных и др.), для которых государственная поддержка является необходимым источником средств к существованию. Правовые основания предоставления социальной помощи, круг лиц, на которых она распространяется, ее виды и размеры устанавливаются законом (статья 39 часть 2 Конституции РФ), в том числе исходя из имеющихся у государства на данном этапе социально-экономического развития финансовых и иных средств и возможностей. Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», как указано в его преамбуле, определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с данным Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной защите (абзац четвертый статьи 1).
В соответствии со ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Согласно п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе и учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции от ***) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
При этом из преамбулы и ст. 1 данного Федерального закона следует, что его положения распространяются на лиц в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Согласно ст. 5 указанного Федерального закона предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
В силу абз. 1 ч. 3 ст. 4 Закона Амурской области «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции от ***) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети, находящиеся под опекой (попечительством), дети, переданные в приемную семью, детские дома семейного типа, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, принятые на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания их пребывания в образовательном учреждении, иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы, однократно обеспечиваются органами местного самоуправления по месту жительства за счет средств областного бюджета вне очереди жилой площадью по договору социального найма в соответствии с нормой предоставления площади жилого помещения, установленной органами местного самоуправления, и в порядке, определенном губернатором области.
На основании ст. 5 указанного Закона Амурской области органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов наделяются государственными полномочиями на неограниченный срок по предоставлению социальной поддержки, установленной частью 3 статьи 4 настоящего Закона. Средства на реализацию передаваемых полномочий предусматриваются в составе фонда компенсации областного бюджета в виде субвенции. Порядок расходования субвенций устанавливается Правительством области. Субвенции зачисляются в установленном для исполнения областного бюджета порядке на счета бюджетов муниципальных районов и городских округов. Контроль за целевым использованием средств субвенции осуществляется исполнительным органом государственной власти области, осуществляющим функции в сфере образования.
Постановлением Губернатора Амурской области от *** *** утвержден Порядок обеспечения жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), детей, переданных в приемную семью, детские дома семейного типа, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно свидетельству о рождении *** от *** Подойницын Андрей Юрьевич родился *** в *** Амурской области. Его родителями являются ЮА и ЛВ.
Решением *** городского суда Амурской области от *** ЮА и ЛВ были лишены родительских прав в отношении *** Андрея, *** года рождения.
В период с *** по *** истец воспитывался в Мазановской школе-интернате *** для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В период с *** по *** учился в Благовещенском профессиональном училище *** по профессии ***, что подтверждается дипломом *** от ***.
С *** по *** Подойницын А.Ю. проходил срочную службу в армии.
В период с *** по *** учился в Профессиональном училище *** г. Благовещенска по профессии «Мастер общестроительных работ», что подтверждается дипломом *** от ***.
Постановлением главы администрации *** от *** *** Подойницын А.Ю. был включен в списки на внеочередное предоставления жилого помещения как лицо, оставшееся без попечения родителей. Однако жилое помещение администрацией *** ему до настоящего времени не предоставлено, несмотря на неоднократные обращения истца в администрацию *** по указанному вопросу (в том числе ***, ***).
***, т.е. по достижении 32 лет, истец впервые обратился в администрацию г. Благовещенска с заявлением о выделении ему жилого помещения согласно установленным нормам в черте г. Благовещенска как лицу, оставшемуся без попечения родителей.
На указанное заявление *** за исх. *** Комитетом по управлению имуществом муниципального образования г. Благовещенска Подойницыну А.Ю. был дан ответ о том, что для решения вопроса об обеспечении жилым помещением истцу необходимо обратиться в администрацию *** Амурской области.
В настоящее время Подойницын А.Ю. обратился в суд с исковыми требованиями к администрации г. Благовещенска о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по договору социального найма во внеочередном порядке.
При рассмотрении указанных требований судом учитывается, что согласно ч.ч. 3-5 ст. 52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Гражданину, подавшему заявление о принятии на учет, выдается расписка в получении этих документов с указанием их перечня и даты их получения органом, осуществляющим принятие на учет. Решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет должно быть принято по результатам рассмотрения заявления о принятии на учет и иных представленных в соответствии с ч. 4 настоящей статьи документов органом, осуществляющим принятие на учет, не позднее чем через тридцать дней со дня представления указанных документов в данный орган.
Вместе с тем допустимых доказательств обращения в администрацию г. Благовещенска в порядке ст. 52 ЖК РФ с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по договору социального найма, истцом суду в нарушение ст. 56 ГПК РФ не представлено. Из материалов гражданского дела следует, что *** Подойницын А.Ю. обращался в администрацию г. Благовещенска лишь с заявлением об обеспечении его жилым помещением во внеочередном порядке как лицо, оставшееся без попечения родителей, т.е. с заявление о предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке. На указанное заявление *** истцу был дан ответ о том, что для решения вопроса об обеспечении жилым помещением истцу необходимо обратиться в администрацию *** Амурской области. При этом вопрос о постановке истца на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении администрацией г. Благовещенска в порядке ст. 52 ЖК РФ не рассматривался ввиду отсутствия соответствующего обращения со стороны истца, решение об отказе в принятии его на учет не принималось.
Кроме того, судом учитывается, что не согласившись с ответом Комитета по управлению имуществом муниципального образования г. Благовещенска от *** об отказе в обеспечении жилым помещением в г. Благовещенске во внеочередном порядке, Подойницын А.Ю. *** обратился в Благовещенский городской суд с исковыми требованиями к администрации г. Благовещенска о предоставлении ему как лицу, оставшемуся без попечения родителей, жилого помещения в черте г. Благовещенска, отвечающего санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 18 кв.м., по договору социального найма.
По результатам рассмотрения указанного гражданского дела решением Благовещенского городского суда от *** в удовлетворении исковых требований Подойницына А.Ю. к администрации г. Благовещенска было отказано. При этом суд исходил из того, что поскольку истец не обращался в администрацию г. Благовещенска с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении до достижения им 23-летнего возраста, оснований для предоставлении ему требуемого жилого помещения в г. Благовещенске не имеется. Истец выбрал способ защиты своего права, обратившись в администрацию *** с таким заявлением, которое было удовлетворено постановлением главы *** *** от ***, в связи с чем, истцу необходимо обратиться с соответствующим иском к администрации ***.
Решение Благовещенского городского суда от ***, копия которого была получена Подойницыным А.Ю. ***, в кассационном порядке обжаловано им не было, а, следовательно, вступило в законную силу ***.
Согласно ч. 2 ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
Таким образом, обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением Благовещенского городского суда от *** по гражданскому делу *** обязательны для суда при рассмотрении настоящего гражданского дела, в котором участвуют те же лица, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию.
В связи с изложенным, принимая во внимание, что в порядке ст. 52 ЖК РФ с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по договору социального найма истец в администрацию г. Благовещенска не обращался, доказательств обратного суду не представлено, а также учитывая установленные вступившим в законную силу решением Благовещенского городского суда от *** обстоятельства отсутствия оснований для обеспечения Подойницына А.Ю. как лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, жилым помещением в г. Благовещенске, которые имеет преюдициальное значение при рассмотрении настоящего гражданского дела, исходя из того, что каких-либо иных оснований в обоснование исковых требований истцом не заявлено, суд приходит к выводу о необходимости отказать в удовлетворении исковых требований Подойницына А.Ю. о возложении на администрацию г. Благовещенска обязанности поставить истца на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по договору социального найма во внеочередном порядке.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд, -
РЕШИЛ:
Исковые требовании Подойницына Андрея Юрьевича к администрации г. Благовещенска о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по договору социального найма во внеочередном порядке, - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Амурский областной суд через Благовещенский городской суд в течение десяти дней с момента изготовления решения суда в окончательной форме, - с ***.
Председательствующий :