Решение по делу № 2-173/2018 ~ М-112/2018 от 13.02.2018

Гражданское дело № 2-173/2018

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

с. Шира 22 марта 2018 года

Ширинский районный суд Республики Хакасия в составе:

председательствующего судьи Журавлевой Н.Ю.,

при секретаре Игнатьевой Ю.Ю.,

с участием:

помощника прокурора Ширинского района Ильиной И.К.,

представителя ответчика администрации муниципального образования Ширинский район, действующей на основании доверенности, Феоктистовой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению и.о. прокурора Ширинского района Республики Хакасия, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации муниципального образования Ширинский район Республики Хакасия об обязании организовать бесплатную перевозку обучающихся, проживающих в микрорайоне «Иткульский», в районе ДОК (улицы Калинина, Транспортная, Щетинина) до зданий МБОУ Ширинская основная школа № 17, Ширинская средняя школа № 18 в соответствии с закрепленными территориями, и обратно,

УСТАНОВИЛ:

И.о. прокурора Ширинского района Республики Хакасия, действуя в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился в Ширинский районный суд с исковым заявлением к администрации муниципального образования Ширинский район Республики Хакасия об обязании организовать бесплатную перевозку обучающихся, проживающих в микрорайоне «Иткульский», в районе ДОК (улицы Калинина, Транспортная, Щетинина) до зданий МБОУ Ширинская основная школа № 17, Ширинская средняя школа № 18 в соответствии с закрепленными территориями, и обратно. В обосновании поданного искового заявления и.о. прокурора Ширинского района, ссылаясь на положения ст. 43 Конституции РФ, положения ст. 15 Федерального закона от 06 октября 2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», положения ст.ст. 9, 34, 40 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», положения Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 413 от 17 мая 2012 года, п. 2.5 СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в образовательных учреждениях», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 года № 189, указывает, что Республика Хакасия относится к 3 климатической зоне России. Прокуратурой Ширинского района проведена проверка исполнения законодательства об образовании. Из уставов МБОУ Ширинская основная школа № 17 и МБОУ Ширинская средняя школа № 18 следует, что учредителями указанных образовательных организаций является администрация муниципального образования Ширинский район. На основании изложенного истец полагает, что обязанность по организации бесплатного подвоза учащихся в образовательные учреждения, расположенные на территории с. Шира, лежит на учредителе данных образовательных организаций, то есть на администрации муниципального образования Ширинский район. Однако, данная обязанность администрацией района не исполняется. Согласно представленной информации в с. Шира территории закреплены за каждой школой с учетом пешеходной доступности не более 4 км. Истец полагает, что бездействие администрации муниципального образования Ширинский район нарушает права несовершеннолетних обучающихся, в том числе на общедоступное и бесплатное начальное образование. Выявленное бездействие администрации муниципального образования Ширинский район в части организации подвоза обучающихся в образовательные учреждения нарушают права и интересы детей, обучающихся в данных учреждениях, а также детей, которые собираются обучаться в образовательных учреждениях в будущем.

В судебном заседании представитель истца - помощник прокурора Ширинского района Ильина И.К. поддержала заявленные исковые требования по основаниям и доводам, изложенным в исковом заявлении, просила обязать администрацию муниципального образования Ширинский район Республики Хакасия организовать бесплатную перевозку обучающихся, проживающих в микрорайоне «Иткульский», в районе ДОК (улицы Калинина, Транспортная, Щетинина) до зданий МБОУ Ширинская основная школа №17, Ширинская средняя школа № 18 в соответствии с закрепленными территориями, и обратно; обратить решение к немедленному исполнению.

Представитель ответчика администрации муниципального образования Ширинского района, действующая на основании доверенности, Феоктистова Е.А. возражала против удовлетворения заявленных требований. В обоснование своей позиции представитель ответчика поддержала в полном объеме доводы, изложенные в отзыве на исковое заявление. Ссылаясь на положения ч. 2 ст. 40 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» указывает, что организация бесплатной перевозки обучающихся в государственных и муниципальных образовательных организациях, реализующих основные общеобразовательные программы, между поселениями осуществляется учредителями соответствующих образовательных организаций. Нарушение данным законоположением требований Конституции РФ, ее статей 130 (ч. 1), 131 (ч.1) и 133, администрация муниципального образования Ширинский район усматривает в том, что оно позволяет возлагать на органы местного самоуправления муниципального образования, являющегося учредителем образовательной организации, реализующей основные общеобразовательные программы, обязанность по организации бесплатной перевозки обучающихся в ней лиц, зарегистрированных по месту жительства и фактически проживающих на территории другого муниципального образования. По смыслу правовой позиции, изложенной Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 24 декабря 2013 года № 30-П, правовое регулирование, позволяющее точно и однозначно определить принадлежность того или иного полномочия, обеспечивающего в том числе реализацию прав и свобод человека и гражданина, органам публичной власти конкретного уровня, является - в силу ст.ст. 5 (ч. 3), 7, 12, 18, 71 (п. «в»), 72 (п. «б» ч. 1) и 76 Конституции Российской Федерации - необходимым элементом надлежащего распределения обязанностей между Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями по реализации данного полномочия. Осуществляя соответствующее правовое регулирование, федеральный законодатель должен соблюдать баланс конституционно защищаемых ценностей - самостоятельности местного самоуправления как публичной власти, наиболее приближенной к населению, по решению в пределах своих полномочий вопросов местного значения, с одной стороны, и обусловленной конституционной природой Российской Федерации как социального государства и конституционным принципом равенства гарантированности равным образом всем гражданам социальных прав независимо от того, на территории какого муниципального образования они проживают, - с другой. Предусмотренная ч. 2 ст. 40 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» организация бесплатной перевозки обучающихся в муниципальных образовательных организациях, реализующих основные общеобразовательные программы, будучи направленной на обеспечение общедоступности и бесплатности образования, относится, согласно Федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к таким вопросам местного значения муниципальных районов и городских округов, как создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения, а также организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам (п.п. 6 и 11 ч. 1 ст. 15, п.п. 7 и 13 ч. 1 ст. 16). Обращает внимание на то, что п. 32 ч. 1 ст. 8 Устава муниципального образования Ширинский сельсовет предусмотрено, что к вопросам местного значения поселения помимо прочего относится создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах поселения. Отмечает, что согласно положениям п. 7 ч. 1 ст. 14 Федерального закона РФ от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления к вопросам местного значения поселения отнесено, в том числе и создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах поселения. В обоснование своей позиции представитель ответчика указывает, что согласно п. 3 (1) ст. 2 Закона Республики Хакасия от 7 ноября 2014 года № 84-ЗРХ «О закреплении отдельных вопросов местного значения за сельскими поселениями в Республике Хакасия» за сельскими поселениями закреплен такой вопрос местного значения, как создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах указанного поселения. Обращает внимание также на то, что 7 ноября 2017 года Ширинским районным судом постановлено решение по делу , которым суд обязал администрацию Ширинского сельсовета организовать транспортное обслуживание населения в границах муниципального образования Ширинский сельсовет. На основании изложенного представитель ответчика считает, что к вопросам местного значения муниципальных районов данный вопрос не отнесен, организация транспортного обслуживания населения в границах поселения законодательно закреплена и отнесена к полномочиям органов местного самоуправления поселений. Указывает, что законом вопрос бесплатной перевозки обучающихся муниципальных образовательных учреждений определен только в случае организации таких перевозок между поселениями. Полагает, что возложение на орган местного самоуправления, как на учредителя муниципальных образовательных организаций иных обязанностей, полномочий, не предусмотренных законом, недопустимо ввиду закрепления вопроса организации перевозок на уровне поселений законом субъекта РФ. На основании изложенного представитель ответчика просит отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, администрации Ширинского сельсовета, будучи уведомленным надлежащим образом о времени, дате и месте рассмотрения дела по существу в судебное заседание не явился, направил в суд заявление о проведение судебного заседания в его отсутствие, отзыв на заявленные требования, в котором, ссылаясь на положения ст. 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст.ст. 9, 34, 40 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 272 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» указывает на то, что организация бесплатной перевозки обучающихся в государственных и муниципальных образовательных организациях, реализующих основные программы, между поселениями осуществляется учредителями соответствующих образовательных организаций. Указывает, что в соответствии с Федеральным государственным стандартом среднего общего образования, утвержденного Приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 года № 413, установлены требования к условиям реализации основной образовательной программы, которые характеризуют кадровые, финансовые, материально-технические и иные условия реализации основной образовательной программы. В соответствии с п. 20 Стандарта результатом реализации указанных требований должно быть создание образовательной среды, как совокупности условий, обеспечивающих достижение целей среднего общего образования, его высокое качество, доступность и открытость для обучающихся, гарантирующих сохранение и укрепление физического, психического здоровья и социального благополучия обучающихся. На основании изложенного представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, полагает, что обязанность по организации бесплатного подвоза учащихся лежит на учредителе указанных образовательных учреждений, то есть на администрации муниципального образования Ширинский район.

Суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившейся стороны в порядке ст. 167 ГПК РФ.

Выслушав пояснения представителя истца - помощника прокурора Ширинского района, представителя ответчика, исследовав материалы дела, проанализировав представленные доказательства в их совокупности в порядке ст.67 ГПК РФ, суд приходит к следующему.

В силу ст. 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

В соответствии со ст. 18 Конституции РФ, права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

В соответствии со ст. 43 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на образование. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

Согласно ст. 15 Федерального закона от 06 октября 2003 года№ 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится, в том числе, организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации), создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также организация отдыха детей в каникулярное время.

В ст. 9 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон) указано, что к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся, в том числе организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами).

Согласно ст. 34 Федерального закона обучающимся предоставляются меры социальной поддержки и стимулирования, в том числе транспортное обеспечение в соответствии со ст. 40 настоящего Федерального закона.

В силу ст. 40 Федерального закона транспортное обеспечение обучающихся включает в себя организацию их бесплатной перевозки до образовательных организаций и обратно в случаях, установленных частью 2 настоящей статьи, а также предоставление в соответствии с законодательством Российской Федерации мер социальной поддержки при проезде на общественном транспорте.

Организация бесплатной перевозки обучающихся в государственных и муниципальных образовательных организациях, реализующих основные общеобразовательные программы, между поселениями, осуществляется учредителями соответствующих образовательных организаций.

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 413 от 17 мая 2012 года (далее по тексту Стандарта), установлены требования к условиям реализации основной образовательной программы, которые характеризуют кадровые, финансовые, материально-технические и иные условия реализации основной образовательной программы.

Так, согласно п. 20 Стандарта результатом реализации указанных требований должно быть создание образовательной среды как совокупности условий, обеспечивающих достижение целей среднего общего образования, его высоко качество, доступность и открытость для обучающихся, гарантирующих сохранение и укрепление физического, психологического и социального благополучия обучающихся.

Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию правовым социальным государством, которое гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина и политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в том числе путем обеспечения государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, установления пособий и иных гарантий социальной защиты (ст. 1, ч. 1; ст.ст. 7 и 18; ст. 19, ч.ч. 1 и 2; ст. 21, ч. 1).

Одной из важнейших функций социального государства, в осуществлении которых участвуют все уровни публичной власти - Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и местное самоуправление, является обеспечение права каждого на образование на основе конституционного принципа равенства. Закрепляя в ст. 43 (ч.ч. 1 и 2) право на образование и право на общедоступное и бесплатное основное общее образование в государственных или муниципальных образовательных учреждениях как его элемент, Конституция Российской Федерации определяет и систему гарантирования этого права, предполагающую - исходя из конституционного требования общедоступности основного общего образования независимо от места жительства - обязанность как государства, так и муниципальных образований сохранять в достаточном количестве имеющиеся общеобразовательные учреждения и при необходимости расширять их сеть.

Называя в числе основ конституционного строя Российской Федерации в качестве необходимой формы осуществления народом своей власти местное самоуправление, которое в Российской Федерации признается и гарантируется и в пределах своих полномочий самостоятельно, Конституция Российской Федерации, раскрывая содержание этих полномочий, закрепляет, в частности, что местное самоуправление обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения и осуществляется в городских, сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций, а его органы самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы (ст. 3, ч. 2; ст. 12; ст. 130, ч. 1; ст. 131, ч. 1; ст. 132, ч. 1). В силу приведенных конституционных положений естественными пределами ответственности органов местного самоуправления при осуществлении возложенных на них полномочий выступают территория и население муниципального образования. Исходя из этого вопросы местного значения, составляющие существо компетенции муниципального образования, определены Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» как вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования (ст. 2).

По смыслу правовой позиции, изложенной Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 24 декабря 2013 года № 30-П, правовое регулирование, позволяющее точно и однозначно определить принадлежность того или иного полномочия, обеспечивающего в том числе реализацию прав и свобод человека и гражданина, органам публичной власти конкретного уровня, является - в силу ст.ст. 5 (ч. 3), 7, 12, 18, 71 (п. «в»), 72 (п. «б» ч. 1) и 76 Конституции Российской Федерации - необходимым элементом надлежащего распределения обязанностей между Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями по реализации данного полномочия. Осуществляя соответствующее правовое регулирование, федеральный законодатель должен соблюдать баланс конституционно защищаемых ценностей - самостоятельности местного самоуправления как публичной власти, наиболее приближенной к населению, по решению в пределах своих полномочий вопросов местного значения, с одной стороны, и обусловленной конституционной природой Российской Федерации как социального государства и конституционным принципом равенства гарантированности равным образом всем гражданам социальных прав независимо от того, на территории какого муниципального образования они проживают, - с другой.

Этим предопределяется необходимость создания федеральным законодателем такой нормативной основы для осуществления органами местного самоуправления полномочий в сфере образования, которая обеспечивала бы реализацию гражданами права на общедоступное и бесплатное основное общее образование в муниципальных образовательных учреждениях и вместе с тем не приводила бы к умалению конституционных гарантий самостоятельности местного самоуправления и не допускала бы возложения на органы одних публично-правовых образований (вне надлежащих формы и процедуры и без предоставления источников финансирования) обязанностей органов других публично-правовых образований.

Распределение полномочий публично-правовых образований в сфере предоставления общедоступного и бесплатного общего образования осуществляется на основании Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», а также федеральных законов «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и «Об образовании в Российской Федерации».

Так, статья 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» относит к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), решение вопросов обеспечения государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации (подпункт 13 п. 2). В свою очередь, Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (п. 11 ч. 1 ст. 15 и п. 13 ч. 1 ст. 16) относит к вопросам местного значения муниципального района и городского округа организацию предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами).

Конкретизируя названные законоположения, ч. 1 ст. 9 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» называет в числе полномочий органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования организацию предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), создание, реорганизацию, ликвидацию муниципальных образовательных организаций (за исключением создания органами местного самоуправления муниципальных районов муниципальных образовательных организаций высшего образования), осуществление функций и полномочий учредителей муниципальных образовательных организаций, обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий (пункты 1, 4 и 5).

Конституционные гарантии общедоступности и бесплатности образования призваны обеспечить равенство прав граждан в этой сфере независимо от социально-экономических и иных различий между ними. Как указал Конституционный Суд Российской Федерации, каждый ребенок в силу ст. 19 Конституции Российской Федерации имеет равную с другими, не зависящую от социального происхождения, места жительства, а также иных обстоятельств возможность развития личности, а равенство возможностей при получении образования предполагает равный доступ в существующие государственные или муниципальные образовательные организации (Постановление от 15 мая 2006 года № 5-П).

Гарантии доступности права каждого на образование, признаваемого международным сообществом в качестве одного из основных и неотъемлемых прав человека (ст. 26 Всеобщей декларации прав человека, ст. 2 Протокола № 1 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод, ст. 28 Конвенции о правах ребенка), закреплены также в Конвенции о борьбе с дискриминацией в области образования (принята Генеральной конференцией ЮНЕСКО 14 декабря 1960 года) и ст. 13 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, понимающих под доступностью образования равные для всех права и возможности его получения, что предполагает доступность не только экономическую (в частности, установление бесплатного начального образования), но и физическую, под которой понимается безопасная физическая досягаемость образования либо посредством посещения учебного заведения, находящегося на разумном географическом удалении, либо путем получения доступа к современным технологиям.

Приведенные положения Конституции Российской Федерации и международно-правовых актов развиваются в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», согласно ст. 5 которого право на образование в Российской Федерации гарантируется независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств (ч. 2); общедоступность и бесплатность образования гарантируются в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами (ч. 3); реализация права каждого человека на образование обеспечивается путем создания федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления соответствующих социально-экономических условий для его получения, расширения возможностей удовлетворять потребности человека в получении образования различных уровня и направленности в течение всей жизни (ч. 4).

Существенным элементом создания таких социально-экономических условий является обеспечение территориальной доступности образовательных организаций, предоставляющих общее (начальное, основное, среднее) образование, тем более что использование при его получении дистанционных образовательных технологий с применением информационно-телекоммуникационных сетей (ст. 16 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации») не носит массового характера и, по крайней мере в настоящее время, не может заменить обычный учебный процесс, предполагающий непосредственное взаимодействие обучающихся и педагогических работников.

В соответствии со ст. 67 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» правила приема на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать прием всех граждан, которые имеют право на получение общего образования соответствующего уровня, если иное не предусмотрено данным Федеральным законом (ч. 2); правила приема в государственные и муниципальные образовательные организации на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать также прием в образовательную организацию граждан, имеющих право на получение общего образования соответствующего уровня и проживающих на территории, за которой закреплена указанная образовательная организация (ч. 3). Во исполнение этих предписаний органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов при осуществлении полномочий по решению вопросов местного значения в сфере образования ведут, как следует из названного Федерального закона, учет детей, подлежащих обучению по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, а также закрепляют муниципальные образовательные организации за конкретными территориями муниципального района, городского округа, в том числе в целях обеспечения доступности таких образовательных организаций для детей, проживающих на этих территориях (п. 6 ч. 1 ст. 9 и ч. 5 ст. 63).

Территориальная доступность муниципальных образовательных организаций, создаваемых органами местного самоуправления муниципального района или городского округа в рамках исполнения возложенных на них полномочий по организации предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам, обеспечивается их созданием в достаточном количестве и расположением в пешеходной доступности для обучающихся, проживающих на соответствующих частях территории муниципального образования.

Критерии территориальной доступности общеобразовательных организаций конкретизированы в СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 года № 189), согласно п. 2.5 которых в сельской местности пешеходная доступность для обучающихся общеобразовательных организаций: во II и III климатических зонах для обучающихся начального общего образования составляет не более 2 км, для обучающихся основного общего и среднего общего образования - не более 4 км, в I климатической зоне - 1,5 и 3 км соответственно; при расстояниях свыше указанных для обучающихся общеобразовательных организаций, расположенных в сельской местности, необходимо организовывать транспортное обслуживание до общеобразовательной организации и обратно; время в пути не должно превышать 30 минут в одну сторону; подвоз обучающихся осуществляется специально выделенным транспортом, предназначенным для перевозки детей; оптимальный пешеходный подход обучающихся к месту сбора на остановке должен быть не более 500 м; для сельских районов допускается увеличение радиуса пешеходной доступности до остановки до 1 км. Кроме того, не исключается обеспечение транспортной доступности образовательной организации путем предоставления обучающимся соответствующих мер социальной поддержки, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в рамках организации транспортного обслуживания населения транспортом общего пользования, с тем чтобы они имели возможность добраться до образовательной организации и обратно в разумный срок, ориентиром для определения которого могут служить указанные в СанПиН 2.4.2.2821-10 30 минут, но при условии регулярности транспортного сообщения и совпадении расписания движения транспортных средств со временем начала и окончания школьных занятий.

Что касается организации бесплатной перевозки обучающихся в муниципальных образовательных организациях, реализующих основные общеобразовательные программы, то она представляет собой - как и создание в исключительных случаях интернатов при общеобразовательной организации (п.2.6 СанПиН 2.4.2.2821-10) - специальную форму обеспечения территориальной доступности образовательных организаций, рассчитанную на ситуации, когда на конкретной части территории муниципального района или городского округа отсутствует возможность обеспечения территориальной доступности образовательной организации иным образом. Следовательно, само по себе законодательное закрепление обязательности организации бесплатной перевозки обучающихся в образовательных организациях, реализующих основные общеобразовательные программы, если без нее возможность осуществления конституционного права каждого на получение общедоступного и бесплатного основного общего образования по месту жительства существенно затруднена или не может быть обеспечена, вопреки доводам представителя ответчика, как следует из Постановления Конституционного Суда РФ от 05 июля 2017 года №18-П «По делу о проверке конституционности ч. 2 ст. 40 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» в связи с жалобой администрации муниципального образования городской округ город Сибай Республики Башкортостан», не противоречит Конституции Российской Федерации.

В качестве критерия применения этой формы обеспечения территориальной доступности образовательной организации ч. 2 ст. 40 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» указывает на перевозку обучающихся между поселениями, которые могут находиться в границах либо одного муниципального района, либо соседних муниципальных районов, а также - учитывая, что в названном Федеральном законе под городским округом подразумевается городское поселение, которое не входит в состав муниципального района (такое его понимание действовало до 15 апреля 2017 года - даты вступления в силу Федерального закона от 3 апреля 2017 года № 62-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»), - между поселением в границах муниципального района и городским округом.

Предусмотренная ч. 2 ст. 40 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» организация бесплатной перевозки обучающихся в муниципальных образовательных организациях, реализующих основные общеобразовательные программы, будучи направленной на обеспечение общедоступности и бесплатности образования, относится, согласно Федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к таким вопросам местного значения муниципальных районов и городских округов, как создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения, а также организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам (пункты 6 и 11 ч. 1 ст. 15, пункты 7 и 13 ч. 1 ст. 16).

При этом, вопреки доводам представителя ответчика, отнесение организации бесплатной перевозки обучающихся в муниципальных общеобразовательных организациях Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» к мерам социальной поддержки и стимулирования обучающихся (п. 4 ч. 2 ст. 34 и ст. 40) не выводит ее за рамки вопросов местного значения муниципальных районов и городских округов, а следовательно, она не относится к числу тех дополнительных мер социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан, которые органы местного самоуправления в силу ст. 20 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», регулирующей осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, вправе финансировать при наличии возможности, но не обязаны.

Из представленных материалов дела следует, что Республика Хакасия относится к 3 климатической зоне России.

Прокуратурой Ширинского района проведена проверка исполнения законодательства об образовании.

Установлено, что на территории с. Шира расположено 3 общеобразовательных учреждения

- Ширинская средняя школа № 4, расположенная по адресу: Х;

- Ширинская основная школа № 17, расположенная по адресу: Х;

- Ширинская средняя школа № 18, расположенная по адресу: Х.

Приказом Управления образования администрации муниципального образования Ширинский район от 24 января 2018 года № 41 произведено закрепление муниципальных образовательных организаций за конкретными территориями муниципального образования Ширинский район.

В соответствии с информацией Отдела архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования Ширинский район расстояние между объектами исходя из пешеходной доступности в соответствии с генеральным планом с. Шира составляет:

- от ул. Транспортная до МБОУ Ширинская средняя школа № 18 – 3000 метров;

- от ул. Калинина до МБОУ Ширинская основная школа № 17 – 2767 метров;

- от ул. Щетинина до МБОУ Ширинская средняя школа № 18 – 3400 метров;

- от микрорайона «Иткульский» до МБОУ Ширинская средняя школа № 18 – 5700 метров.

Как следует из уставов МБОУ Ширинская основная школа № 17 и МБОУ Ширинская средняя школа № 18 учредителями указанных образовательных организаций является администрация муниципального образования Ширинский район.

Из материалов дела следует, что в с. Шира территории закреплены за каждой школой с учетом пешеходной доступности не более 4 км.

Согласно информациям образовательных учреждений, из общего количества обучающихся в МБОУ Ширинская средняя школа № 17 за пределами пешеходной транспортной доступности (по ул. Калинина) проживают Х несовершеннолетних – обучающихся начальных классов.

Из общего количества обучающихся МБОУ Ширинская средняя школа № 18 за пределами пешеходной транспортной доступности (ул. Транспортная, Щетинина, микрорайон Иткульский) проживают Х учащихся начальных классов и Х учащихся основной ступени образования.

Оценив представленные доказательства в совокупности суд приходит к выводу, что обязанность по организации бесплатного подвоза учащихся в образовательные учреждения, расположенные на территории с. Шира, лежит на учредителе данных образовательных организаций, то есть на администрации муниципального образования Ширинский район. Однако, данная обязанность администрацией района не исполняется, бездействие администрации муниципального образования Ширинский район нарушает права несовершеннолетних обучающихся, в том числе на общедоступное и бесплатное начальное образование.

Ссылки представителя ответчика на решение Ширинского районного суда от 7 ноября 2017 года по делу , которым суд обязал администрацию Ширинского сельсовета организовать транспортное обслуживание населения в границах муниципального образования Ширинский сельсовет суд находит несостоятельными, поскольку право обучающихся на бесплатное транспортное обеспечение является одной из гарантий получения образования, а в соответствии с Конституцией Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими, определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Принимая во внимание, что п. 2.5 СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 года № 189) установлены требования к пешеходной доступности для обучающихся общеобразовательных организаций, расположенных в сельской местности, должно быть организовано транспортное обслуживание до общеобразовательной организации и обратно. Приведенные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы устанавливают обязанность по организации транспортного обслуживания обучающихся специально выделенным транспортом, предназначенным для перевозки детей, в связи с чем доводы представителя ответчика о возможности организации бесплатной перевозки обучающихся до образовательной организации и обратно посредством предоставления социальной поддержки при проезде учащихся образовательных организации на общественном транспорте несостоятельны. Кроме того, исходя из представленной суду информации, указанное выше решение суда от 7 ноября 2017 года до настоящего времени не исполнено.

Полномочия прокурора на предъявление иска в интересах неопределенного круга лиц определены ст. 45 ГПК РФ.

Выявленное бездействие администрации муниципального образования Ширинский район в части организации подвоза обучающихся в образовательные учреждения нарушают права и интересы детей, обучающихся в данных учреждениях, а также детей, которые собираются обучаться в образовательных учреждениях в будущем, поэтому установить точное количество лиц, в отношении которых нарушается закон, невозможно, в связи с чем прокурор обращается в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц.

В соответствии со ст. 206 ГПК РФ суд устанавливает срок, в течение которого решение суда, обязывающее ответчика совершить определенные действия, должно быть исполнено.

Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок.

Учитывая обстоятельства и причины неправомерного бездействия ответчика, а также условия, необходимые для исполнения рассматриваемого требования, с учётом принципа разумности, суд считает необходимым установить срок, указанный прокурором Ширинского района в исковом заявлении, для исполнения судебного решения, считает его разумным.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

исковое заявление и.о. прокурора Ширинского района Республики Хакасия, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации муниципального образования Ширинский район Республики Хакасия об обязании организовать бесплатную перевозку обучающихся, проживающих в микрорайоне «Иткульский», в районе ДОК (улицы Калинина, Транспортная, Щетинина) до зданий МБОУ Ширинская основная школа №17, Ширинская средняя школа № 18 в соответствии с закрепленными территориями, и обратно удовлетворить.

Обязать администрацию муниципального образования Ширинский район Республики Хакасия организовать бесплатную перевозку обучающихся, проживающих в микрорайоне «Иткульский», в районе ДОК (улицы Калинина, Транспортная, Щетинина) до зданий МБОУ Ширинская основная школа №17, Ширинская средняя школа № 18 в соответствии с закрепленными территориями, и обратно.

Обратить решение в соответствии со статьями 204, 212 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации к немедленному исполнению.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Хакасия через Ширинский районный суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий Н.Ю. Журавлева

Справка: мотивированное решение изготовлено и подписано «27» марта 2018 года.

Судья Н.Ю. Журавлева

2-173/2018 ~ М-112/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Ширинского района
Ответчики
Администрация МО Ширинский район
Другие
Администрация Ширинского сельсовета
Суд
Ширинский районный суд Республики Хакасия
Судья
Журавлева Н. Ю.
Дело на странице суда
sharinsky--hak.sudrf.ru
13.02.2018Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
14.02.2018Передача материалов судье
15.02.2018Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
15.02.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
14.03.2018Подготовка дела (собеседование)
22.03.2018Подготовка дела (собеседование)
22.03.2018Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
22.03.2018Судебное заседание
27.03.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
15.05.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.09.2018Дело оформлено
28.09.2018Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее