Судья Звягинцева Е.А. Дело <данные изъяты>
УИД 50RS0<данные изъяты>-42
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда
в составе:
председательствующего Немовой Т.А.,
судей Шишкина И.В., Рубцовой Н.А.,
при помощнике судьи Цыбульской Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 26 августа 2020 года апелляционную жалобу Министерства социального развития Московской области на решение Подольского городского суда Московской области от 21 мая 2020 года по делу по иску Дрожжиной М. А. к Министерству социального развития Московской области о признании решения незаконным, обязании назначить пособие,
заслушав доклад судьи Шишкина И.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Дрожжина М.А. обратилась в суд с иском к Министерству социального развития <данные изъяты>, которым просила: признать незаконным решение об отказе в назначении пособия на ребенка <данные изъяты> г.р., обязать назначить пособие на ребенка <данные изъяты> г.р. с <данные изъяты>.
Требования мотивированы тем, что <данные изъяты> она родила сына Дрожжина Р.А. 13.01.2020 г. истец направила ответчику заявление о назначении пособия на ребенка в соответствии с Законом Московской области от 12.01.2006 года № 1/2006-ОЗ «О мерах социальной поддержки семьи и детей в Московской области», однако в назначении пособия ей было отказано по тем основаниям, что истицей не были предоставлены документы, подтверждающие наличие места жительства ребенка в Московской области до 19.12.2019 г. С отказом ответчика не согласна, поскольку ее несовершеннолетний ребенок родился и все время проживал совместно с ней в <данные изъяты>. Считает, что имеет право на назначение пособия на ребенка.
В судебном заседании истец заявленные исковые требования поддержала, ответчик иск не признал.
Решением Подольского городского суда Московской области от 21 мая 2020 года исковые требования Дрожжиной М.А. удовлетворены.
Не согласившись с решением суда, в апелляционной жалобе ответчик просит его отменить и принять по делу новое судебное решение.
На основании части 3 статьи 167 ГПК РФ, судебная коллегия рассмотрела дело в отсутствие не явившихся лиц, признав их извещение о времени и месте рассмотрения дела надлежащим.
В соответствии со статьей 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит основания для отмены решения суда.
В соответствии со ст. 2 Закона Московской области от 12 января 2006 года N 1/2006-ОЗ "О мерах социальной поддержки семьи и детей в Московской области" для целей настоящего Закона применяются следующие основные термины и понятия, в частности:
Меры социальной поддержки семьи и детей - меры, предоставляемые органами государственной власти Московской области с целью повышения качества жизни и улучшения жизнедеятельности семьи и детей.
Социальное пособие - денежная помощь, оказываемая гражданам, за счет средств бюджета Московской области.
Ежемесячная денежная выплата семье - дополнительная мера социальной поддержки, предоставляемая семье, имеющей среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленной в Московской области на душу населения.
Согласно ст. 3 Закона Московской области от 12 января 2006 года N 1/2006-03 "О мерах социальной поддержки семьи и детей в Московской области" к мерам социальной поддержки семьи и детей относятся единовременные пособия при рождении ребенка, ежемесячные пособия на ребенка.
Согласно п. 1 ст. 7 Закона Московской области "О мерах социальной поддержки семьи и детей в Московской области" право на пособие на ребенка имеет один из родителей либо лицо его заменяющее, на каждого рожденного, усыновленного, принятого под опеку (попечительство) ребенка до достижения им возраста шестнадцати лет (на обучающегося общеобразовательной организации - до окончания им обучения, но не более чем до достижения им возраста восемнадцати лет) в семьях со среднедушевым доходом, не превышающим величину прожиточного минимума, установленную в Московской области на душу населения, если указанное лицо и ребенок, на которого назначается пособие, имеют место жительства в Московской области».
В силу п. 2 ст. 11 Закона Московской области "О мерах социальной поддержки семьи и детей в Московской области" пособие на ребенка назначается с месяца рождения ребенка, если обращение за ним последовало не позднее шести месяцев с месяца рождения ребенка. При обращении за пособием на ребенка по истечении шести месяцев с месяца рождения ребенка, пособие назначается и выплачивается за истекшее время, но не более чем за шесть месяцев до месяца, в котором подано заявление о назначении пособия на ребенка со всеми необходимыми документами».
В соответствии с п. 2 ст. 20 Гражданского кодекса РФ, местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, или граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их законных представителей - родителей, усыновителей или опекунов.
Как установлено судом и следует из свидетельства о рождении, <данные изъяты> г. Дрожжина М.А. родила сына <данные изъяты>
Из справки, выданной ГБУЗ МО «Подольская городская детская поликлиника <данные изъяты>», видно, что <данные изъяты> со дня рождения и до настоящего времени постоянно проживает с матерью Дрожжиной М.А. по месту регистрации: <данные изъяты>, и наблюдается в ГБУЗ Московской области «Подольская городская детская поликлиника <данные изъяты>».
Как следует из справки, выданной УУП 2 ОП УВМД России по г.о. Подольск, Дрожжина М.А. зарегистрирована и постоянно проживает по адресу: <данные изъяты> 14.10.2003 г. С момента рождения с <данные изъяты> и по настоящее время совместно с ней проживает малолетний ребенок (сын) <данные изъяты> г.р., уроженец <данные изъяты>.
Данный факт подтвержден показаниями соседей по дому и неоднократного посещения адреса.
Из материалов дела следует, что несовершеннолетний <данные изъяты> г.р., с 19.12.2019 г. зарегистрирован на постоянное место жительства по адресу: Московская область, г. Подольск, ул. Февральская, дом № 10/27, квартира № 32, что подтверждено копией свидетельства о регистрации по месту жительства, копией выписки из домовой книги.
<данные изъяты> Дрожжина М.А. обратилась в Подольское управление социальной защиты населения с заявлением о назначении пособия на ребенка в соответствии с <данные изъяты> от <данные изъяты> <данные изъяты>-ОЗ «О мерах социальной поддержки семьи и детей в <данные изъяты>», однако в назначении пособия истцу было отказано, поскольку ею не были предоставлены документы, подтверждающие наличие места жительства ребенка в Московской области до 19.12.2019 г.
В соответствии со ст. 3 Закона Российской Федерации от 25.06.1993 г. № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Однако регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией РФ, законами РФ, Конституциями и законами республик в составе РФ.
Статьей 2 названного Закона Российской Федерации от 25.06.1993 № 5242-1 установлено, что местом жительства гражданина является жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Как указал Конституционный Суд РФ в Определении от 06.10.2008 года N 619-О-П, на основании ранее высказанных в его постановлениях позиций, регистрация, в том смысле, в каком это не противоречит Конституции Российской Федерации, является лишь предусмотренным федеральным законом способом учета граждан в пределах Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства, при отсутствии регистрации место жительства гражданина может устанавливаться судом общей юрисдикции на основе различных юридических фактов.
Суд на основании представленных в дело доказательств, оценив их по правилам ст.67 ГПК РФ, принимая во внимание, что регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, установив, что истец зарегистрирована и постоянно проживает на территории <данные изъяты> с <данные изъяты>, несовершеннолетний <данные изъяты> с момента рождения проживает вместе с матерью Дрожжиной М.А. по адресу: <данные изъяты>, возложил обязанность на Министерство социального развития <данные изъяты> назначить и выплатить истцу пособие на ребенка в соответствии с <данные изъяты> от 12.01.2006 г. № 1/2006-ОЗ «О мерах социальной поддержки семьи и детей в Московской области» с 13.07.2019 г. по 01.12.2019 г.
При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает, что суд первой инстанции правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановил решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства.
Доводы апелляционной жалобы ответчика о том, что получение мер социальной поддержки в Московской области находится в прямой зависимости от наличия у граждан, заявивших о праве на их получение, регистрации по месту жительства в Московской области является необоснованным и противоречит положениям приведенных выше нормативных правовых актов регионального и федерального уровня, а также правовой позиции Конституционного Суда РФ по данному вопросу.
Руководствуясь ст.ст. 199, 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Подольского городского суда Московской области от 21 мая 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства социального развития Московской области, - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи