Решение по делу № 2-200/2015 ~ М-128/2015 от 02.03.2015

Дело № 2-200/2015г.

Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

с.Парфеньево     03 апреля 2015г.

Нейский районный суд Костромской области в составе:

Председательствующего МАТЮХИНОЙ З.Н.

С участием помощника прокурора ДУБОВИК Е.В.

При секретаре МИРОНОВОЙ С.В.

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора в интересах неопределённого круга лиц МКОУ «Задоринская основная общеобразовательная школа» Парфеньевского муниципального района об обязании принять меры по оборудованию в здании школы системы видеонаблюдения,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Парфеньевского района Костромской области, действуя в интересах неопределённого круга лиц, обратился в суд с иском к МКОУ «Задоринская основная общеобразовательная школа», в обоснование которого указывает следующее:

В ходе прокурорской проверки исполнения законодательства об охране жизни и здоровья детей, антитеррористической защищённости в деятельности МКОУ «Задоринская основная общеобразовательная школа» установлено, что в школе не в полной мере исполняются требования Федерального закона от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федерального закона от 06.03.2006г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» в указанной части.

Так, в ходе проверки установлено отсутствие в здании школы системы технического контроля за обстановкой на территории образовательной организации, входами и помещениями (видеонаблюдение) отсутствует, видеозапись не осуществляется, что не позволяет обеспечить постоянный контроль, предупреждение террористических актов и чрезвычайных ситуаций на территории образовательной организации, способствует несанкционированному доступу в школу посторонних лиц, что отрицательно сказывается на комплексной безопасности лиц, пребывающих в образовательной организации, антитеррористической незащищённости, влечёт нарушение прав неопределённого круга лиц и несовершеннолетних учащихся на охрану жизни и здоровья.

Ссылаясь на положения Федеральных законов «Об образовании в РФ», «О противодействии терроризму», «Об утверждении Федеральной программы развития образования», «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений»; положения Концепции противодействия терроризму в РФ», утверждённой Президентом РФ 05.10.2009г.; Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015г.г., утверждённой Правительством РФ 07.02.2011г.; Приказ Рособразования от 11.11.2009г. № 2013 «О мерах по обеспечению пожарной и антитеррористической безопасности образовательных учреждений»; Методические указания, разработанные Министерством образования и науки РФ 04.06.2008г., прокурор просит обязать МКОУ «Задоринская основная общеобразовательная школа» Парфеньевского муниципального района оборудовать здание школы системами технического контроля за обстановкой (видеонаблюдение), обеспечивающей передачу визуальной информации о состоянии охраняемой зоны (центральный вход, крыльцо, холл первого этажа, раздевалка) на видеомонитор, устанавливаемый на посту, с регистрацией видеоинформации специальными регистрирующими устройствами, позволяющими обеспечить хранение информации не менее 10 суток - в срок (с учётом уточнённых исковых требований в этой части) до 01 сентября 2018г.

Судом в качестве соответчика привлечён Отдел образования администрации Парфеньевского района, в качестве третьего лица привлечена администрация Парфеньевского муниципального района Костромской области.

В судебном заседании помощник прокурора ДУБОВИК Е.В. уточнённые в части сроков исковые требования поддержала по тем же основаниям, как они изложены в исковом заявлении.

Представители МКОУ «Задоринская основная общеобразовательная школа» и Отдела образования в суд не явились, о дате и месте рассмотрения дела извещены.

Представитель администрации Парфеньевского муниципального района в лице главы администрации в своём заявлении просит рассмотреть дело в отсутствие представителя администрации. Исковые требования в части обязания оборудовать системой видеонаблюдения МКОУ «Задоринская основная общеобразовательная школа» признают с учётом уточнения в части срока выполнения до 01 сентября 2018г.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В ходе прокурорской проверки был установлен и никем не оспаривался факт отсутствия в Задоринской школе системы видеонаблюдения.

Пунктом 3 ст.3 Конвенции о правах ребёнка определено, что государства - участники обеспечивают, чтобы учреждения, службы и органы, ответственные за заботу о детях или их защиту, отвечали нормам, установленным компетентными органами, в частности, в области безопасности и здравоохранения и с точки зрения численности и пригодности их персонала, а также компетентного надзора.

Таким образом, Российская Федерация приняла на себя обязательства, в том числе международно-правовые, по обеспечению противодействия терроризму в образовательном учреждении.

В соответствии с пунктами 1,7 статьи 2 Федерального закона от 06.03.2006г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» одним из принципов противодействия терроризму в Российской Федерации являются обеспечение и защита основных прав, свобод человека и гражданина, приоритет мер предупреждения терроризма.

Согласно подпункту «д» пункта 11 Концепции противодействия терроризму в РФ, утверждённой Президентом РФ 05.10.2009г., одной из основных задач противодействия терроризму является обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищённости потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест с массовым пребыванием людей.

В соответствии с ч.3 ст.30 ФЗ от 30.12.2009г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение следующих требований:

1) в зданиях с большим количеством посетителей (зрителей), а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских организаций, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий;

2) в предусмотренных законодательством РФ случаях в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.

В соответствии с ч.1 ст.42 указанного Закона требования к зданиям и сооружениям, а также к связанным со зданиями и сооружениями процессам проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса), установленные настоящим Федеральным законом, не применяются вплоть до реконструкции или капитального ремонта к зданиям и сооружениям, введённым в эксплуатацию до вступления в силу таких требований.

Однако в целях унификации действующего законодательства положения ч.2 указанной статьи устанавливают необходимость применения понятия «свод правил», принятых до его вступления в силу, которые должны применяться на обязательной основе для обеспечения требований безопасности зданий и сооружений.

Согласно пункту 6.48 «СП 118.13330.2012. Свод правил. Общественные здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 31-06-2009», утверждённого Приказом Минрегиона России от 29.12.2011г. № 635/10, для комплексной безопасности и антитеррористической защищённости учреждений образования и их учащихся следует предусматривать на первом этаже помещений для охраны с установкой в них систем видеонаблюдения, пожарной и охранной сигнализации и канала передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел (вневедомственной охраны) или в ситуационные центры «Службы 112».

Исходя из содержания п.8 ч.1 ст.41 Федерального закона от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в образовательном учреждении.

В силу положений ст.28 названного Закона к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами (п.2 ч.3).

Образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации (п.2 ч.6).

Образовательная организация несёт ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесённых к её компетенции, за реализацию не в полнм объёме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации (ч.7).

Приказом Рособразования РФ от 11.11.2009г. № 2013 «О мерах по обеспечению пожарной и антитеррористической безопасности образовательных учреждений» (п.5) органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано предусмотреть в бюджетах субъектов РФ и муниципальных образований средства на создание комплексной системы обеспечения безопасности образовательных учреждений; разработать и реализовать комплекс мероприятий по оснащению образовательных учреждений (в первую очередь - учреждений с постоянным пребыванием детей) современными техническими средствами противопожарной и антитеррористической защиты (системы видеонаблюдения, тревожной сигнализации, контроля, управления доступом и эвакуацией обучающихся и работников).

Письмом Рособразования от 16.01.2009г. № 16-2235/07-02 «О финансировании мероприятий по обеспечению антитеррористической безопасности» предусмотрено обязательное предоставление образовательными учреждениями отчётов о выполнении антитеррористических мероприятий.

Проанализировав положения действующего законодательства, суд приходит к выводу о том, что МКОУ «Задоринская основная общеобразовательная школа» обязана оборудовать здание школы системами видеонаблюдения.

Обязанность образовательных учреждений оборудовать здания системами видеонаблюдения подтверждается также ведомственными актами, не носящими нормативного характера, но обязательными для исполнения учреждениями, подконтрольными Министерству образования и науки РФ (Письмо Минобрнауки РФ от 04.06.2008г. № 03-1423 «О методических рекомендациях» вместе с «Методическими рекомендациями по участию в создании единой системы обеспечения безопасности образовательных учреждений Российской Федерации); Письмо Минобрнауки РФ от 22.04.2011г. № СМ - 387/08 «О подготовке органов управления, сил гражданской обороны и функциональной подсистемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в сфере деятельности Минобрнауки России на 2011 - 2013 годы»).

Выполнение указанной обязанности направлено на обеспечение безопасности учащихся и работников учреждения во время образовательного процесса, их защиту от любых посягательств со стороны третьих лиц. Данная мера является одной из профилактических мер, направленной на противодействие террористической деятельности. Отсутствие системы видеонаблюдения в образовательном учреждении отрицательно сказывается на комплексной безопасности лиц, пребывающих в учреждении, поскольку не обеспечивается антитеррористическая и противодиверсионная устойчивость объекта, так как не позволяет обеспечить постоянный контроль, предупреждение террористических актов и чрезвычайных ситуаций на территории данного образовательного учреждения, может способствовать совершению противоправных действий в отношении обучающихся.

Осуществление деятельности школы при отсутствии систем видеонаблюдения не обеспечивает в полной мере исполнение требований действующего законодательства в области антитеррористической защищённости, что может повлечь неблагоприятные последствия, связанные с причинением вреда жизни и здоровью граждан, а также ущерб имуществу.

Согласно Стандарта безопасности в общеобразовательных учреждениях Костромской области, утверждённого первым заместителем Губернатора Костромской области 28.12.2013г., согласованного с руководителями Департамента образования и науки Костромской области, Управления Федеральной службы в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Костромской области, Управления МВД России по Костромской области и Главного управления МЧС России по Костромской области, которым предусмотрена обязательность наличия систем видеонаблюдения в образовательных учреждениях, но в зависимости от количества обучающихся, с 01 сентября 2016г. либо с 01 сентября 2018г.

Названный Стандарт систематизирует различные требования действующего законодательства, составлен на основании федеральных нормативно-правовых актов, включает в себя (дублирует) нормы данных актов. В нём также указано на необходимость оборудования зданий образовательных учреждений системами видеонаблюдения, что дополнительно свидетельствует о наличии у школы такой обязанности.

Однако устанавливаемые Стандартом даты вступления в силу пунктов о необходимости видеонаблюдения не соответствуют требованиям вышеприведённых нормативных положений. Вышеприведёнными нормами действующего законодательства конкретные сроки выполнения данной обязанности не установлены, что подразумевает наличие такой обязанности с момента вступления нормативно-правового акта в силу.

С учётом того, что МКОУ «Задоринская основная общеобразовательная школа» не является объектом с большим количеством обучающихся, суд согласен с уточнёнными требованиями прокурора в части срока исполнения до 01 сентября 2018г.

Решая вопрос о государственной пошлине, суд руководствуется следующим.

Согласно п. 2 ст.333.20 НК РФ (в ред. Федерального закона от 28.06.2014 N 198-ФЗ) Верховный Суд Российской Федерации, суды общей юрисдикции или мировые судьи, исходя из имущественного положения плательщика, вправе освободить его от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым указанными судами или мировыми судьями…

Учитывая, что МКОУ «Задоринская основная общеобразовательная школа» является казённым учреждением, финансируется за счёт бюджетов, в том числе и бюджета местного органа самоуправления «Парфеньевский муниципальный район», то от уплаты госпошлины образовательное учреждение следует освободить.

Исходя из того, что законом обязанность оборудования систем видеонаблюдения возложена непосредственно на образовательные учреждения, то Отдел образования администрации Парфеньевского муниципального района следует признать ненадлежащим ответчиком.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора Парфеньевского района, заявленные в интересах неопределённого круга лиц, удовлетворить.

Обязать МКОУ «Задоринская основная общеобразовательная школа» в срок до 01 сентября 2018г. обеспечить в здании школы по адресу: Костромская область, Парфеньевский район, с.Николо-Полома, д.22, наличие системы видеонаблюдения, обеспечивающей передачу визуальной информации о состоянии охраняемой зоны (центральный вход, крыльцо, холл первого этажа, раздевалка) на видеомонитор, устанавливаемый на посту, с регистрацией видеоинформации специальными регистрирующими устройствами, позволяющими обеспечить хранение информации не менее 10 суток.

В иске к Отделу образования администрации Парфеньевского муниципального района - отказать.

От уплаты государственной пошлины в доход муниципального образования «Парфеньевский муниципальный район» МКОУ «Задоринская основная общеобразовательная школа» - ОСВОБОДИТЬ.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Костромской областной суд через Нейский районный суд (с.Парфеньево) в течение месяца со дня вынесения решения суда в окончательной форме.

Судья: (МАТЮХИНА З.Н.)

2-200/2015 ~ М-128/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Парфеньевского района - Орлов И.В.
Ответчики
МКОУ "Задоринская основная общеобразовательная школа"
Отдел образования администрации Парфеньевского района
Другие
Администрация Парфеньевского района
Суд
Нейский районный суд
Судья
Матюхина Зоя Николаевна
02.03.2015[И] Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
02.03.2015[И] Передача материалов судье
06.03.2015[И] Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
06.03.2015[И] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
06.03.2015[И] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
03.04.2015[И] Судебное заседание
03.04.2015[И] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
09.04.2015[И] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
09.04.2015[И] Дело оформлено
14.12.2017[И] Дело передано в архив
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее