Дело № 1542/17
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
29 сентября 2016 года
Сафоновский районный суд Смоленской области
В составе:
председательствующего (судьи): Дроздова С.А.,
при секретаре : Катинас М.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Григурина А. В. к Администрации муниципального образования «Сафоновский район» Смоленской области, Департаменту Смоленской области по образованию и науке о предоставлении жилого помещения по договору специализированного найма,
у с т а н о в и л:
Григурин А.В. обратился в суд с иском к Администрации муниципального образования «Сафоновский район» Смоленской области, Департаменту Смоленской области по образованию и науке о предоставлении жилого помещения по договору специализированного найма. В обоснование заявленных требований указал, что является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку его одинокая мать Григурина Л.А. умерла дд.мм.гггг. Согласно постановлению А. муниципального образования «<адрес>» С. <адрес> от дд.мм.гггг № ххх он находился под опекой у тети – Лозовой Т.А. Постановлением А. В. сельского поселения <адрес> С. <адрес> от дд.мм.гггг № ххх установлен факт невозможности его проживания в ранее занимаемом, закрепленном жилом помещении по адресу: С. <адрес>. На основании вышеуказанного постановления от дд.мм.гггг № ххх его данные были внесены в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений в <адрес> под № ххх. В настоящее время он достиг совершеннолетнего возраста, однако до настоящего времени жильем не обеспечен. В этой связи, ссылаясь на положения Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», просил обязать А. муниципального образования «<адрес>» С. <адрес> предоставить ему благоустроенное жилое помещение по договору специализированного найма за счет средств бюджета С. <адрес> в срок не позднее трех месяцев с момента соответствующего финансирования. Также просил обязать Д. С. <адрес> по образованию и науке осуществить финансирование за счет средств областного бюджета исполнение А. указанного муниципального образования государственных полномочий по обеспечению его благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда в <адрес> не менее установленной нормы предоставления.
В судебном заседании Григурин А.В. заявленные требования поддержал.
Представитель Администрации муниципального образования «Сафоновский район» Смоленской области вопрос о разрешении заявленных требований оставил на усмотрение суда. При этом, пояснил, что Григурин А.В. включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, которые имеют право на обеспечение жилым помещением.
Представитель Департамента Смоленской области по образованию и науке в судебное заседание не явился, представив заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель Администрации Вадинского сельского поселения Сафоновского района Смоленской области, привлеченной к участию в деле в качестве третьего лица, в судебное заседание не явился, в представленном суду заявлении ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие, против удовлетворения исковых требований не возражал.
На основании ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав объяснения истца, представителя А. муниципального образования «Сафоновский район» Смоленской области, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Абзац четвертый статьи 1 Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определяет лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как лиц в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей.
В судебном заседании установлено, что Григурин А.В., дд.мм.гггг года рождения, относится к категории лиц из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку его одинокая мать Григурина Л.А. умерла дд.мм.гггг. В связи с этим, постановлением А. муниципального образования «<адрес>» С. <адрес> от дд.мм.гггг № ххх над истцом установлено попечительство, попечителем назначена Лозовая Т.А. Постановлением А. В. сельского поселения <адрес> С. <адрес> от дд.мм.гггг № ххх установлен факт невозможности проживания Григурина А.В. в ранее занимаемом, закрепленном жилом помещении по адресу: С. <адрес>, истец признан не имеющим жилья. Согласно поданному заявлению от дд.мм.гггг Григурин А.В. внесен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями <адрес> С. <адрес>.
Указанные обстоятельства подтверждаются паспортом Григурина А.В., свидетельством о смерти Григуриной Л.А., справкой о рождении Григурина А.В., постановлением А. муниципального образования «<адрес>» С. <адрес> от дд.мм.гггг № ххх об установлении попечительства над несовершеннолетним Григуриным А.В., постановлением А. муниципального образования «<адрес>» С. <адрес> от дд.мм.гггг № ххх о прекращении попечительства, постановлением В. сельского поселения <адрес> С. <адрес> от дд.мм.гггг № ххх «Об установлении факта невозможности проживания детей, оставшихся без попечения родителей в ранее занимаемом помещении», сообщением отдела опеки и попечительства о включении истца в список лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями
В соответствии с ч. 1 ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В силу ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет.
Таким образом, по достижении гражданином вышеуказанной категории 18-ти лет ему должно быть предоставлено жилое помещение. Именно с наступлением данного события законодатель связывает обязанность уполномоченных органов предоставить жилое помещение.
Согласно вышеназванной норме Закона, право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями (ч.9).
Частью 8 статьи 8 Федерального закона от дд.мм.гггг N 159-ФЗ установлено, что дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
В соответствии с ч.ч.1, 4, 5 ст. 6, ст. 7 Закона Смоленской области от 29.09.2005 г. № 89-з «Об обеспечении дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на территории Смоленской области» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда С. <адрес> по договорам найма специализированных жилых помещений, а в случае наделения органов местного самоуправления городских округов, городских и сельских поселений С. <адрес> государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями - жилые помещения соответствующего муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, по месту их жительства в соответствующем населенном пункте С. <адрес>.
В случае невозможности предоставления жилых помещений лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, по месту их жительства в соответствующем населенном пункте С. <адрес> с согласия указанных лиц им предоставляются жилые помещения в другом населенном пункте С. <адрес>.
Обеспечение установленных Федеральным законом дополнительных гарантий по социальной поддержке и установленных настоящим законом дополнительных видов социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей указанной категории, обучающихся в федеральных государственных образовательных организациях), на территории Смоленской области является расходным обязательством Смоленской области.
Пунктом 1 статьи 1 Закона Смоленской области от 29.11.2007 г. № 114-з «О наделении органов местного самоуправления городских округов, городских и сельских поселений Смоленской области государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, жилыми помещениями» определено, что органы местного самоуправления наделены на неограниченный срок государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, благоустроенными жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Таким образом, из вышеизложенного следует, что обязательство по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа данной категории, должно быть возложено на органы местного самоуправления.
Поскольку Григурин А.В. по решению комитета по образованию Администрации муниципального образования «Сафоновский район» Смоленской области включен в список лиц по обеспечению жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений, имеет регистрацию по месту жительства на территории Сафоновского района Смоленской области, следовательно, обязанность по предоставлению истцу благоустроенного жилого помещения муниципального специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, должна быть возложена на Администрацию муниципального образования «Сафоновский район» Смоленской области.
В соответствии с Порядком расходования субвенций бюджетам городских округов Смоленской области, бюджетам городских поселений Смоленской области, бюджетам сельских поселений Смоленской области на осуществление государственных полномочий по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, жилыми помещениями, утвержденным постановлением Администрации Смоленской области от 30.12.2008 г. № 763, полномочия по перечислению денежных средств на осуществление государственных полномочий по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, жилыми помещениями на счета местных бюджетов возложены на Департамент Смоленской <адрес> по образованию и науке.
При таких установленных по делу обстоятельствах, принимая во внимание, что Григурин А.В. является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достиг возраста 18 лет, до настоящего времени жилым помещением не обеспечен, суд находит, что исковые требования Григурина А.В. подлежат удовлетворению.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Обязать А. муниципального образования «<адрес>» С. <адрес> предоставить Григурину А. В. за счет средств бюджета С. <адрес> благоустроенное жилое помещение в черте <адрес> С. <адрес> на состав семьи один человек общей площадью не менее нормы предоставления по договору найма специализированного жилого помещения области в срок не позднее трех месяцев с момента соответствующего финансирования.
Обязать Департамент Смоленской области по образованию и науке осуществить финансирование за счет средств областного бюджета исполнение Администрацией муниципального образования «Сафоновский район» Смоленской области государственных полномочий по обеспечению Григурина Андрея Викторовича благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда в г. Сафоново не менее установленной нормы предоставления.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Смоленский областной суд через Сафоновский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий: С.А. Дроздов