РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
29 ноября 2017 года г. Самара
Ленинский районный суд г. Самары в составе
председательствующего судьи Грищенко Э.Н.,
при секретаре Булаткиной Л.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2а-4498/17 по административному иску Павлова О. В., Фомичева С. С.ча к Департаменту градостроительства г.о.Самара о признании отказа незаконными, обязании совершить действия, о признании бездействия незаконным,
Установил:
Павлов О.В. и Фомичев С.С. обратились в Ленинский районный суд <адрес> с административным иском к Департаменту градостроительства г.о.Самара о признании отказа незаконными, обязании совершить действия, указав, что они являются собственниками квартир №, <данные изъяты> в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес>, Самарский <адрес>, <адрес>, а также собственниками надворных построек (сараи). ДД.ММ.ГГГГ общим собранием собственников помещений многоквартирного дома принято решение сформировать и провести кадастровый учет земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом по адресу: <адрес>, Самарский <адрес>, для последующей его передачи в общую долевую собственность собственником помещений дома. Павлова О.В. собственники помещений уполномочили обратиться с заявлением о формировании земельного участка и совершать все необходимые действия, связанные с выполнением данного поручения. Павлов О.В. неоднократно обращался в Департамент градостроительства Г. округа Самара с заявлением о формировании и постановке на государственный кадастровый учет земельного участка под многоквартирным домом, в том числе ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ Департамент строительства и архитектуры Г. округа Самара отказал в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровой карте (кадастровом плане) земельного участка под многоквартирным домом и надворными постройками, причиной отказа послужило то обстоятельство, что испрашиваемый земельный участок в соответствии с картой правового зонирования действующих Правил застройки и землепользования в городе Самаре, утвержденных Постановлением Самарской Г. Д. от ДД.ММ.ГГГГ № расположен в двух территориальных зонах: в зоне среднеэтажной жилой застройки 3-6 этажей (<данные изъяты>) и в зоне деловых и коммерческих предприятий в границах исторической части центрального района (<данные изъяты>), что в силу п.4 ст.30 ГрК РФ препятствует формированию одного земельного участка. ДД.ММ.ГГГГ Павлов О.В. обратился в Администрацию Г. округа Самара с заявлением о рассмотрении на публичных слушаниях вопроса о внесении изменений в Правила застройки и землепользования в части касающейся изменения зонирования земельного участка, расположенного адресу: Самарская <адрес>, Самарский <адрес>, <адрес> с зоны <данные изъяты> на зону <данные изъяты>1. ДД.ММ.ГГГГ постановлением Администрации Г. округа Самара о подготовке проекта о внесении изменений в Правила застройки и землепользования в городе Самаре, принято решение подготовить проект о внесении изменений в Правила застройки и землепользования в городе Самаре по предложениям физических лиц, включая предложение Павлова О.В. Однако в последующем указанное постановление было отменено, без проведения публичных слушаний. По истечении более чем полугода ожиданий назначения публичных слушаний Павлов О.В. вынужден был вновь обратиться к ответчику. В ходе личного приема в Департаменте градостроительства Г. округа Самара Павлову О.В. было предложено обратиться в Администрацию с новым заявлением. ДД.ММ.ГГГГ Павлов О.В. обратился в Администрацию Г. округа Самара с заявлением о рассмотрении на публичных слушаниях вопроса о внесении изменений в Правила застройки и землепользования в части касающейся изменения зонирования земельного участка, расположенного адресу: Самарская <адрес>, Самарский <адрес>, под домом <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ постановлением Администрации Г. округа Самара подготовлен проект изменений в Правила застройки и землепользования в городе Самаре, которым предложено изменить зону земельного участка под многоквартирным домом с зоны <данные изъяты> на зону <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ постановлением Администрации Г. округа Самара «О проведении публичных слушаний по проектам о внесении изменений в Правила застройки и землепользования в городе Самаре, утвержденные постановлением Самарской Г. Д. от ДД.ММ.ГГГГ №», № было решено провести в Г. округе Самара публичные слушания по проектам о внесении изменений в Правила застройки и землепользования в городе Самаре, утвержденные постановлением Самарской Г. Д. от ДД.ММ.ГГГГ № в форме сбора мнений (отзывов) жителей Г. округа Самара в сроки согласно графикам. В рамках указанного постановления на публичные слушания в форме заочного голосования вынесен вопрос об изменении зоны <данные изъяты> (зона деловых и коммерческих предприятий в границах исторической части центрального района) части земельного участка, площадью <данные изъяты> кв.м для использования под многоквартирный <адрес> этажа по адресу: <адрес>, <данные изъяты> зону <данные изъяты> (зона среднеэтажной жилой застройки 3-6 этажей), в ходе которого было принято положительное решение. ДД.ММ.ГГГГ решением Д. Г. округа Самары внесены изменения в Правила застройки и землепользования Г. округа Самара, включая зону земельного участка под многоквартирным домом с зоны <данные изъяты> на зону <данные изъяты>. Таким образом, обстоятельства, послужившие основанием для отказа Павлову О.В. в формировании земельного участка, были устранены Заявителем. ДД.ММ.ГГГГ Павлов О.В. обратился в Департамент градостроительства Г. округа Самара с заявлением о формировании земельного участка с приложением доказательств приведения испрашиваемого земельного участка в одну зону (<данные изъяты>). Письмом №<данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ Департамент градостроительства Г. округа Самара ответил отказом в формировании земельного участка, ссылаясь изменения норм Земельного кодекса Российской Федерации (п.3 ст.11.3 Земельного Кодекса Российской Федерации), в соответствии с которыми с ДД.ММ.ГГГГ образование земельных участков в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами осуществляется исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территорий. Указанный ответ был получен заявителем лишь ДД.ММ.ГГГГ, после неоднократных обращений Павлова О.В. в Департамент, в том числе письменного от ДД.ММ.ГГГГ. С указанным отказом Департамента градостроительства Г. округа Самары истцы не согласны, считая его незаконным, необоснованным, нарушающим права собственников многоквартирного дома на приобретение в общедолевую собственность земельного участка под многоквартирным домом для целей реализации прав собственников, т.к. обязательным условием для возникновения данного права является постановка земельного участка на кадастровый учет. Указывают, что из системного толкования норм жилищного и земельного законодательства РФ следует, что земельный участок, на котором расположен многоквартирный жилой дом и иные входящие в состав такого дома объекты, должен быть сформирован в установленном порядке и пройти государственный кадастровый учет, после чего к собственникам помещений в многоквартирном доме переходит право собственности на этот земельный участок. Ссылаясь на то, что отказ Департамента градостроительства г.о.Самара нарушает нормы действующего законодательства, а также права административных истцов на формирование и приобретение в общедолевую собственность земельного участка под многоквартирным домом для целей реализации прав собственников, просили признать отказ Департамента градостроительства Г. округа Самара от ДД.ММ.ГГГГ №<данные изъяты> в формировании земельного участка под многоквартирным домом, расположенным по адресу <адрес>, Самарский <адрес>, <адрес>, незаконным, обязать Департамент градостроительства Г. округа Самара сформировать земельный участок под многоквартирным домом, расположенным по адресу <адрес>, Самарский <адрес>, <адрес>, с территорией предназначенной для его обслуживания, площадью <данные изъяты> кв.м, восстановить срок для обжалования отказа Департамента.
Впоследствии административные истцы дополнили заявленные требования, также просили признать бездействие Департамента градостроительства Г. округа Самара, выраженное в непринятии мер по формированию земельного участка под многоквартирным домом, расположенным по адресу <адрес>, Самарский <адрес>, <адрес>, с территорией предназначенной для его обслуживания, площадью <данные изъяты> кв.м, в период с ДД.ММ.ГГГГ по день рассмотрения настоящего иска, по существу незаконным.
В судебном заседании административные истцы и их представитель по доверенности Огиванов А.В. требования поддержали по изложенным в иске основаниям.
Представитель административного ответчика по доверенности Попова М.Н. исковые требования не признала по изложенным в отзыве мотивам.
Представитель Администрации г.о.Самара по доверенности Бочкарева Е.Н. возражала против удовлетворения иска.
Управление Росреестра по Самарской <адрес> своего представителя в суд не направило, извещено надлежаще.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч.2 ст.46 Конституции РФ решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии с ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В соответствии с ч.8 ст.226 КАС при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
Частью 9 ст.226 КАС установлено, что если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Как усматривается из материалов дела, административные истцы являются собственниками квартир <данные изъяты> в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес>, Самарский <адрес>, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права.
Судом установлено, что на здание по адресу: <адрес>, Самарский <адрес>, распространяется правовой режим многоквартирного жилого дома, поскольку в данном здании существуют жилые помещении, которые принадлежат на праве собственности более чем одному лицу.
В соответствии со ст.39.20 ЗК РФ, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках. В случае, если здание, сооружение, расположенные на земельном участке, раздел которого невозможно осуществить без нарушений требований к образуемым или измененным земельным участкам (неделимый земельный участок), или помещения в указанных здании, сооружении принадлежат нескольким лицам на праве частной собственности либо на таком земельном участке расположены несколько зданий, сооружений, принадлежащих нескольким лицам на праве частной собственности, эти лица имеют право на приобретение такого земельного участка в общую долевую собственность или в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора. Особенности приобретения прав на земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав общего имущества многоквартирного дома объекты недвижимого имущества, устанавливаются федеральными законами.
Согласно ст.16 ФЗ «О введении в действие ЖК РФ» в существующей застройке поселений земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме. В случае, если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не сформирован до введения в действие ЖК РФ, на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме любое уполномоченное указанным собранием лицо вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.
Формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления. С момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
Как разъяснил Конституционный Суд РФ в постановлении от ДД.ММ.ГГГГ №-П, собственники помещений в многоквартирных домах, земельные участки под которыми не сформированы, вправе в индивидуальном порядке обращаться в уполномоченные органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлениями о формировании этих земельных участков. Такие заявления являются основанием для осуществления соответствующим органом публичной власти формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета.
Одновременно Конституционный Суд РФ указал, что поскольку формирование земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, относится к области публичных правоотношений, органы государственной власти или органы местного самоуправления, на которые возложена эта обязанность, не вправе произвольно отказаться от ее выполнения, если для формирования земельного участка имеются все предусмотренные законом основания.
К процедуре формирования земельного участка ввиду отсутствия в жилищном законодательстве специального регулирования подлежат применению правила ст.39.14-39.15 ЗК РФ о порядке формирования земельного участка находящегося в государственной или муниципальной собственности, в связи с его предоставлением в частную собственность без проведения торгов. В соответствии с п.1 ст.39.14 ЗК РФ, предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов в следующем порядке:
1) подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок;
2) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с ФЗ «О государственном кадастре недвижимости». В случае, если земельный участок, на котором расположены здание, сооружение, предстоит образовать или границы такого земельного участка подлежат уточнению, с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в уполномоченный орган может обратиться любой правообладатель здания, сооружения, помещения в здании, сооружении;
3) принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном ст.39.15 ЗК РФ, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с ФЗ «О государственном кадастре недвижимости»;
4) обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков либо кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельного участка, в случае, если принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка;
5) осуществление государственного кадастрового учета земельного участка или государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, а также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на него, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена.
После осуществления государственного кадастрового учета земельный участок считается сформированным. С момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме. Принятия решения о предоставлении земельного участка в данном случае не требуется.
Таким образом, первым этапом процедуры формирования земельного участка является подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если не утвержден проект межевания территории.
Согласно ст.43 ГрК РФ, подготовка проектов межевания территорий осуществляется применительно к застроенным и подлежащим застройке территориям, расположенным в границах элементов планировочной структуры. Проект межевания территории разрабатывается в целях определения местоположения границ образуемых и изменяемых земельных участков. Подготовка проектов межевания территорий осуществляется в составе проектов планировки территорий или в виде отдельного документа. При подготовке проекта межевания территории определение местоположения границ образуемых и изменяемых земельных участков осуществляется в соответствии с градостроительными регламентами и нормами отвода земельных участков для конкретных видов деятельности, установленными в соответствии с федеральными законами, техническими регламентами.
Подготовка проекта межевания территории, в силу п.5 ст.45 ГрК РФ, обеспечивается органами местного самоуправления Г. округа на основании генерального плана Г. округа, правил землепользования и застройки.
Согласно положениям ст.28 Устава Г. округа Самара Департамент градостроительства Г. округа Самара является органом местного самоуправления Г. округа Самара, наделяемым Уставом собственными полномочиями по решению вопросов местного значения в сфере градостроительной деятельности.
Для решения вопросов местного значения в сфере градостроительной деятельности Департамент наделяется следующими полномочиями:
а) готовит документы территориального планирования Г. округа Самара;
б) ведет информационные системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории Г. округа Самара;
в) согласовывает проекты схем территориального планирования муниципальных районов Самарской <адрес>, имеющих общую границу с Г. округом Самара;
г) осуществляет в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации полномочия заинтересованного органа местного самоуправления Г. округа по вопросам градостроительной деятельности;
д) обеспечивает подготовку и осуществляет проверку документации по планировке территории;
е) участвует в разработке и реализации градостроительных разделов муниципальных программ и ведомственных целевых программ Г. округа Самара и программ социально-экономического развития Г. округа Самара;
ж) осуществляет контроль за разработкой и реализацией градостроительной документации;
з) осуществляет иные полномочия в сфере градостроительной деятельности в соответствии с федеральным законодательством, законодательством Самарской <адрес>, решениями Д. Г. округа Самара.
В соответствии с Порядком подготовки и утверждения документации по планировке территории г.о. Самара, утв. постановлением Администрации г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ №, Департамент является уполномоченным органом по принятию решений о подготовке документации по планировке территории (к каковой в силу п.5 ст.41 ГрК РФ относятся и проекты межевания территории), выступает в качестве заказчика такой документации, осуществляет её проверку, организует проведение публичных слушаний, после чего направляет подготовленную документацию Главе г.о.Самара для принятия решения о её утверждении.
Согласно п.1, 2 ст.11.10 ЗК РФ, схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера. Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территории, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства.
В силу п.3 ст.11.10 ЗК РФ, подготовка схемы расположения земельного участка обеспечивается исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции.
Материалами дела подтверждено, что ДД.ММ.ГГГГ Павлов О.В. от имени собственников МКД обратился в Департамент с заявлением о формировании земельного участка под многоквартирным домом по адресу: <адрес>, Самарский <адрес>, <адрес>.
В адрес истца ответчиком направлено письмо №СП-9/1495-0-1 от ДД.ММ.ГГГГ, которое ответчиком поименовано «о предоставлении информации», из которого усматривается, что ответчик ссылается на то, что формирование земельного участка под МКД возможно исключительно на основе проекта межевания территории, который в настоящее время отсутствует, а также на то, что с ДД.ММ.ГГГГ полномочий по оказанию муниципальной услуги «Утверждение и выдача схем расположения земельных участков на кадастровой карте (кадастровом плане) соответствующей территории под многоквартирными домами (в том числе признанными аварийными и подлежащими сносу и (или) реконструкции» у Департамента не имеется.
Довод административного иска о том, что оспариваемый ответ заявителем получен лишь ДД.ММ.ГГГГ Департаментом не оспорен, доказательств иного не представлено, в связи с чем считать, что срок на обращение в суд истцами пропущен, у суда не имеется.
Между тем, изложенная стороной ответчика в письме от ДД.ММ.ГГГГ позиция основана на неверном толковании норм действующего законодательства.
Павлов О.В. обратился в Департамент с заявлением не об утверждении схемы расположения земельного участка под многоквартирным домом, а о формировании земельного участка. Формирование земельного участка, как уже было указано выше, осуществляется либо на основе схемы расположения земельного участка (и в этом случае начинается с её утверждения) либо на основе проекта межевания территории. Соответственно, по заявлению истца ответчик должен был принять либо решение об утверждении схемы расположения земельного участка либо о формировании земельного участка на основе проекта межевания территории.
Ответчик фактически отказал в формировании земельного участка под МКД, ограничившись направлением истцу письма №<данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении информации, не указав мотивы, по которым испрашиваемый административными истцами земельный участок не может быть сформирован, ссылаясь лишь на отсутствие действующих муниципальных контрактов на подготовку документации по планировке территории и проекта межевания территории, что не соответствуют закону и нарушают права истцов.
Возражения Департамента в отзыве сводятся к тому, что образование земельных участков в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами, осуществляется исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории. При этом ответчик ссылается на то, что действующее законодательство не ограничивает право физических и юридических лиц осуществлять подготовку документации по планировке территории за свой счет.
Под элементами планировочной структуры, согласно п.1 ст.41 ГрК РФ, понимаются, в частности, микрорайоны и кварталы. Поэтому, если многоквартирный дом по адресу: <адрес>, Самарский <адрес> расположен в пределах квартала, застроенного многоквартирными домами, формирование занимаемого им земельного участка, действительно, возможно только на основе проекта межевания территории. Однако формирование земельного участка, занимаемого многоквартирным домом, по обращению уполномоченного заявителя во всех случаях является обязанностью органа местного самоуправления в силу п.4 ст.16 ФЗ «О введении в действие ЗК РФ». Поэтому отсутствие проекта межевания территории не только не является основанием для отказа истцу в формировании земельного участка по этому обращению, поскольку организация разработки проекта межевания территории относится к компетенции ответчика. В этом случае ответчик был обязан обеспечить разработку проекта межевания территории и его передачу на утверждение Главе г.о.Самара. Орган местного самоуправления не вправе перекладывать на заявителя обязанность по проведению мероприятий, необходимых для формирования земельного участка.
Согласно п.8 ст.226 КАС РФ, при проверке законности решения, действия (бездействия) органа, наделенного властными полномочиями, суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении.
При указанных обстоятельствах, учитывая то, что в судебном заседании установлено, что истцы являются собственниками жилых помещений в многоквартирном доме, земельный участок под которым не сформирован и на кадастровый учет не поставлен, отказ Департамента градостроительства г.о.Самара нарушает закон и права истцов как собственников имущества в многоквартирном доме на получение указанного земельного участка в общую долевую собственность, суд приходит к выводу о том, что требование истцов о признании незаконным отказа Департамента градостроительства г.о.Самара в формировании земельного участка под многоквартирным жилым домом по адресу: <адрес>, Самарский <адрес>19, является обоснованным и подлежащим удовлетворению.
В соответствии с пп.1 п.3 ст.227 КАС РФ, в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.
В судебном заседании административные истцы заявленные требования дополнили требованием о признании незаконным бездействия Департамента по непринятию мер по формированию земельного участка под выше указанным многоквартирным домом.
К бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц.
Из пояснений сторон и представленных в материалы дела доказательств судом установлено, что на все обращения административных истцов в Департамент последним были даны ответы, в том числе оспариваемый истцами от ДД.ММ.ГГГГ. При таких обстоятельствах, оснований считать, что административным ответчиком было допущено бездействие по обращениям административного истца у суда не имеется.
Оценив собранные по делу доказательства, принимая во внимание, что административный ответчик письменно информировал административного истца о невозможности утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровой карте (кадастровом плане) соответствующей территории, о результатах рассмотрения заявления о формировании земельного участка под многоквартирным домом, соответственно, им не допущено бездействие, суд приходит к выводу о том, что заявленное стороной административного истца требование о признании незаконным бездействия административного ответчика не основано на законе, в связи с чем не подлежит удовлетворению.
Исходя из изложенного и руководствуясь ст.ст.175, 178-180 КАС РФ, суд
Решил:
Административное исковое заявление удовлетворить частично.
Признать не соответствующими закону и нарушающими законные интересы Павлова О. В., Фомичева С. С.ча отказ Департамента градостроительства г.о.Самара от ДД.ММ.ГГГГ №<данные изъяты> в формирования земельного участка под многоквартирным жилым домом по адресу: <адрес>, Самарский <адрес>19.
Обязать Департамент градостроительства г.о.Самара в течение одного месяца после вступления судебного решения в законную силу устранить в полном объеме допущенное нарушение прав заявителей, возобновив рассмотрение заявления Павлова О. В. от ДД.ММ.ГГГГ о формировании земельного участка, приняв решение по его заявлению и направив заявителю копию решения, а также сообщить об исполнении решения в тот же срок в Ленинский районный суд г. Самары.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Самарского областного суда через Ленинский районный суд г.Самары в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 04.12.2017 года.
Судья (подпись) Э.Н.Грищенко
Копия верна:
Судья
Секретарь