Дело № 2-67/2018
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
с. Визинга 18 апреля 2018 года
Сысольский районный суд Республики Коми в составе:
председательствующего судьи Фоминой Г.Д.,
при секретаре Пыстине Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Николаевских Владимира Петровича к администрации СП «Заозерье» о предоставлении жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Николаевских В.П. обратился в суд с иском к администрации СП «Заозерье» о возложении обязанности предоставить ему на состав семьи 6 человек, вне очереди благоустроенное жилое помещение. В обоснование исковых требований истец указал, что он проживает в жилом помещении, расположенном по адресу: <___>, на основании договора социального найма. Совместно с ним в указанном жилом помещении проживают жена Николаевских Л.А., дочь Николаевских Е.В., сын Николаевских В.В. и его жена Николаевских К.В., а также несовершеннолетний внук истца Н. Состоит на учете граждан для получения жилой площади в АСП «Заозерье» с 20.12.1999, основание постановки - проживающие в ветхом и аварийном жилье. Заключением судебной строительно-технической экспертизы от 25.07.2016 и актом межведомственной комиссии СП «Заозерье» от 23.01.2017 жилое помещение – <___> многоквартирном <___> было признано непригодным для проживания, многоквартирный дом аварийным, и представляет опасность для людей в силу возможности обрушения, ремонту не подлежит.
В процессе рассмотрения дела по существу истец требования уточнил, просит: обязать администрацию сельского поселения «Заозерье» предоставить Николаевских Владимиру Петровичу вне очереди на состав семьи 6 человек : Николаевских Владимира Петровича **** года рождения, Николаевских Любови Александровны **** года рождения, Николаевских Елены Владимировны, **** года рождения, Николаевских Карины Владимировна **** года рождения, Николаевских Владимира Владимировича **** года рождения, Н. **** года рождения, на условиях социального найма пригодное для постоянного проживания жилое помещение, благоустроенное применительно к <___>, общей площадью 57,2 квадратных метров, состоящее из того же количества комнат, что и ранее занимаемое жилое помещение по адресу: <___>.
Определением Сысольского районного суда от 23.03.2018 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика, привлечена администрация муниципального района «Сысольский».
В судебном заседании истец на исковых требованиях настаивал.
Представитель истца по доверенности Криштопова Т.В. в судебном заседании настаивала на удовлетворении исковых требований. Показала, что факт признания Николаевских В.П. нуждающейся в улучшении жилищных условий до 01.03.2005, отсутствие оснований для его снятия с указанного учета в настоящее время означает принятие администрацией СП «Заозерье» на себя обязательств по обеспечению истца жилым помещением жилищного фонда СП «Заозерье» вне зависимости от признания его малоимущим, исходя из даты подачи заявления о принятии на учет – 27.07.1997. Два условия необходимых для удовлетворения требований, а именно непригодность дома и квартиры для проживания имеют место, а, следовательно, исковые требования подлежат удовлетворению. Николаевских В.П. состоит в списке граждан имеющих право на предоставление жилой площади вне очереди под № 1.
Представитель ответчика глава сельского поселения «Заозерье» Демина З.Г. в судебном заседании показала, что постановлением администрации сельского поселения «Заозерье» от 10.04.2018 внесены изменения в постановление главы администрации Заозерского сельского совета от 20 декабря 1999 года № 12/43 «О постановке на учет граждан для получения жилой площади». Николаевских В.П., составом семьи 6 человек переведен в список вне очередников. Полагает суду вынести решение на свое усмотрение. В настоящее время жилье, которое можно было бы предоставить истцу по договору социального найма у администрации сельского поселения отсутствует.
Третье лицо Николаевских Л.А. исковые требования поддержала.
Третьи лица Николаевских В.В., Николаевских Е.В., Николаевских К.В., извещены о явке в суд надлежащим образом, в судебное заседание не явились, ходатайствовали о рассмотрении исковых требований без их участия, указав, что исковые требования подлежат удовлетворению.
Представитель третьего лица администрации муниципального района «Сысольский» по доверенности Беляев А.Н. поддержал доводы истца и его представителя, показал, что имеются основания для удовлетворения исковых требований.
Суд, заслушав стороны, исследовав материалы дела, изучив материалы гражданского дела № 2а-537/2016, приходит к следующему:
Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным правовым государством, в котором гарантируется равенство прав и свобод человека и гражданина и политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (статья 1, часть 1; статья 7, часть 1; статья 18; статья 19, части 1 и 2).
Как неоднократно указывал в своих решениях Конституционный Суд Российской Федерации, провозглашенные в Конституции Российской Федерации цели социальной политики Российской Федерации предопределяют обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении нормальных условий существования (Постановление от 16 декабря 1997 года N 20-П, Определение от 15 февраля 2005 года N 17-О). В свою очередь, человек, если он в силу объективных причин не способен самостоятельно достичь достойного уровня жизни, вправе рассчитывать на получение поддержки со стороны государства и общества.
Эти конституционные начала взаимоотношений личности, общества и государства в социальной сфере распространяются и на отношения, связанные с осуществлением права на жилище, которое получило в том числе международно-правовое признание в качестве одного из необходимых условий гарантирования права на достойный жизненный уровень (статья 25 Всеобщей декларации прав человека, статья 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах). Закрепляя в соответствии с этим право каждого на жилище и предполагая, прежде всего, ответственное отношение самих граждан к его осуществлению, Конституция Российской Федерации одновременно возлагает на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления права на жилище, при этом она предусматривает, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (статья 40).
Судом установлено, что Николаевских В.П. является нанимателем жилого помещения, состоящего из трех комнат, общей площадью 57,2 кв.м., расположенного по адресу: <___>, на основании договора социального найма жилого помещения №__ от 18.10.2013.
Из материалов дела следует, что постановлением Администрации пст. Заозерье от 20.12.1997 на основании протокола общественной комиссии по жилищным вопросам администрации Заозерского сельсовета от 20.09.1997 Николаевских В.П. с составом семьи 4 человека поставлен на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий в связи с проживанием в ветхом, аварийном и не подлежащем ремонту жилье. Такое решение было принято на основании акта обследования жилого помещения по адресу: <___>, которым установлено, что дом построен в 1958 году, капитальный ремонт проводился в 1974 году, здание дома ветхое, находится в аварийном состоянии, ремонту не подлежит (л.д.4-6).
Постановлением главы администрации СП «Заозерье» от 20.12.1999 №12/43 Николаевских В.П. с составом семьи из четырех человек поставлен на учет граждан для получения жилой площади в связи с проживанием в ветхом жилье (л.д.78).
Согласно ч. 2 ст. 132 Конституции Российской Федерации, ст. ст. 19, 49 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", органы местного самоуправления при осуществлении переданных им государственных полномочий несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в той мере, в какой они обеспечены финансовыми ресурсами.
На органы местного самоуправления возложена обязанность по ведению учета нуждающихся в жилых помещениях граждан, раздельно по каждой из категорий.
Федеральным законом от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" установлены принципы финансового обеспечения осуществления органами государственной власти субъекта Российской Федерации полномочий по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно ч. 3, ч. 4 ст. 49 ЖК РФ жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным Федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
Категориям граждан, указанным в части 3 настоящей статьи, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
Суд считает установленным, что с момента принятия истца на учет нуждающегося в получении жилого помещения по договору социального найма, администрация сельского поселения «Заозерье» приняла на себя обязательство по обеспечению истца жилым помещением муниципального жилищного фонда вне зависимости от признания его малоимущим, исходя из даты постановки его на учет.
Согласно заключению судебной строительно-технической экспертизы от 25.07.2016 №__, проведенной в рамках гражданского дела № 2а-537/2016, <___> в <___> является непригодной для проживания, так как имеет деформации фундаментов, стен, несущих конструкций, которые свидетельствуют об исчерпании несущей способности и опасности обрушения. Кроме того, состояние несущих конструкций всего дома в целом характеризуется как аварийное, в связи с чем, экспертом сделан вывод, что необходимо проведение срочных противоаварийных мероприятий.
Согласно заключению межведомственной комиссии АСП «Заозерье» от 23.01.2017 № 5, многоквартирный дом, расположенный по адресу <___>, признан аварийным и подлежащим сносу.
Судом установлено, что на момент постановки истца на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий действовал Жилищный кодекс РСФСР.
Порядок учета лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, устанавливался ст. ст. 30 - 33 Жилищного кодекса РСФСР.
В силу ч. 1 ст. 33 Жилищного кодекса РСФСР жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, в порядке очередности, исходя из времени принятия их на учет и включения в списки на получение жилых помещений.
При этом, в силу ч. 2 ст. 29 ЖК РСФСР нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане: проживающие в жилом помещении (доме), не отвечающем установленным санитарным и техническим требованиям.
Федеральным законом от 29.12.2004 N 189-ФЗ с 01.03.2005 введен в действие Жилищный кодекс Российской Федерации, изменивший основания и порядок предоставления гражданам жилых помещений по договору социального найма.
Статьей 49 ЖК РФ установлено, что по договорам социального найма жилые помещения государственного или муниципального жилищного фонда предоставляются только малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, с соблюдением предусмотренного настоящим Кодексом порядка.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
В силу ст. 5 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Согласно ч. 2 ст. 6 указанного Федерального закона граждане, принятые на учет до 01.03.2005 в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 ЖК РФ, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие ЖК РФ давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном ЖК РФ, с учетом положений настоящей части.
Из приведенных норм ч. 2 ст. 6 Вводного закона следует, что названные в ней граждане сохраняют право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма, а также право на предоставление жилых помещений по данному договору независимо от признания их малоимущими, в то время как после введения в действие ЖК РФ, то есть после 01.03.2005, в соответствии ч. 2 ст. 49 и ч. 2 ст. 52 ЖК РФ состоять на таком учете имеют право лишь малоимущие граждане либо граждане, относящиеся к определенной федеральным законом, Указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории.
Согласно ст. 89 ЖК РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта.
Судом установлено, что истец Николаевских В.П. состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, занимаемое истцом жилое помещение признано непригодным для проживания, а жилой дом - аварийным и подлежащим сносу, при этом, согласно вышеуказанного заключения эксперта, проживание в таком доме представляет опасность для жизни и здоровья истца и других граждан, иного жилья истец не имеет, постановлением администрации сельского поселения «Заозерье» от 10.04.2018 внесены изменения в постановление главы администрации Заозерского сельского совета от 20 декабря 1999 года №12/43 «О постановке на учет граждан для получения жилой площади». Николаевских В.П., составом семьи 6 человек переведен в список вне очередников, состоит в списке под № 1.
Установленные судом обстоятельства позволяют суду сделать вывод о том, что исковые требования истца Николаевских В.П. подлежат удовлетворению, что влечет возложение на ответчика обязанности по предоставлению истцу по договору социального найма равнозначного благоустроенного, применительно к территории СП «Заозерье», жилого помещения, на состав семьи 6 человек.
На основании ст. 88, 98 ГПК РФ, п.п. 1 п. 1 ст. 333.19 НК РФ с ответчика подлежит взысканию в пользу истца государственная пошлина в размере 300 рублей.
Руководствуясь ст.ст. 196-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Обязать администрацию сельского поселения «Заозерье» вне очереди предоставить Николаевских Владимиру Петровичу, **** года рождения, на состав семьи 6 человек : Николаевских Владимира Петровича **** года рождения, Николаевских Любови Александровны **** года рождения, Николаевских Елены Владимировны, **** года рождения, Николаевских Карины Владимировны **** года рождения, Николаевских Владимира Владимировича, **** года рождения, Н. **** года рождения на условиях социального найма пригодное для постоянного проживания жилое помещение, благоустроенное применительно к <___> Республики Коми, общей площадью 57,2 квадратных метров, состоящее из того же количества комнат, что и ранее занимаемое жилое помещение по адресу : <___>.
Взыскать с администрации сельского поселения «Заозерье» в пользу Николаевских Владимира Петровича судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 ( триста) рублей.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Сысольский районный суд в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Судья – подпись
Мотивированное решение составлено 23 апреля 2018 года
Судья – Г.Д. Фомина