Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-541/2024 (2а-4002/2023;) ~ М-3421/2023 от 26.12.2023

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

<адрес> 15 января 2024 года

Красноглинский районный суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи Арефьева Н.В.,

при секретаре судебного заседания Степаненко Д.М.,

с участием административного ответчика Горбунова А.В.,

помощника прокурора <адрес> Магометова Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием видеоконференцсвязи административное дело а-541/2024 по административному иску руководителя ФКУ ИК-6 УФСИН России по <адрес> об установлении административного надзора в отношении Горбунова А. В.,

у с т а н о в и л:

Руководитель ФКУ ИК-6 УФСИН России по <адрес> обратился в суд с административным иском об установлении административного надзора в отношении осужденного Горбунова А.В..

В обоснование заявленных требований истец указал, что Горбунов А.В. освобождается из ФКУ ИК-6 УФСИН России по <адрес> <дата>, осужден приговором Промышленного районного суда <адрес> от <дата> по части 2 статьи 159, ч. 1 ст. 159, ч. 3 ст. 30 ч. 1 ст. 159, ч. 5 ст. 69 УК РФ. На основании апелляционного определения судебной коллегии по уголовным делам апелляционной инстанции Самарского областного суда от <дата> действия Горбунова переквалифицированы на ч. 1 ст. 159 срок наказания 02 года 10 месяцев лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима. После освобождения Горбунов А.В., следует к месту жительства по адресу: <адрес>, город <адрес>, имеет неснятую и непогашенную судимость за совершение преступления средней тяжести в период нахождения под административным надзором. За время отбывания наказания в виде лишения свободы ответчик зарекомендовал себя отрицательно, за время отбывания наказания допустил 5 нарушений установленного порядка отбывания наказания. Поощрений от администрации ФКУ ИК 6 УФСИН России по <адрес> не имеет. Состоит в обычных условиях отбывания наказания. На профилактических учетах не состоит.

Административный истец ФКУ ИК-6 УФСИН России по <адрес> просит установить в отношении Горбунова А.В. административный надзор и административные ограничения сроком на 3 года и

- запретить пребывание вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица с 22.00 до 06.00;

- запретить посещение питейных заведений, кафе, баров, ресторанов, осуществляющих реализацию спиртосодержащей продукции посетителям на розлив;

- обязать явкой 4 раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации;

- запретить выезд за установленные судом пределы территорий.

В судебное заседание представитель ФКУ ИК-6 УФСИН России по <адрес> не явился, о дне, времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом, не уведомили суд об уважительности своей неявки в судебное заседание, не просили об отложении рассмотрения дела.

В судебном заседании осужденный Горбунов А.В. административное исковое заявление не признал. Согласен только с 1 отметкой для регистрации. Не согласен с ограничениями по времени, после освобождения планирует трудоустроиться с ненормированным трудовым графиком.

Так, в соответствии со статьями 1 и 2 Федерального закона от <дата> N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" (далее - Федеральный закон "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы") административный надзор, как осуществляемое органами внутренних дел наблюдение за соблюдением лицом, освобожденным из мест лишения свободы, установленных судом в соответствии с данным Федеральным законом временных ограничений его прав и свобод, а также за выполнением им обязанностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом, относится к мерам предупреждения преступлений и других правонарушений, оказания на лицо индивидуального профилактического воздействия, а не к мерам ответственности за совершенное правонарушение.

Согласно пункту 4 части 2 статьи 3 Федерального закона "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" административный надзор устанавливается независимо от наличия оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение в период нахождения под административным надзором преступления, за которое это лицо осуждено к лишению свободы и направлено к месту отбывания наказания.

Согласно части 1 статьи 4 Федерального закона "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы", в отношении поднадзорного лица могут устанавливаться административные ограничения в виде: запрещение пребывания в определенных местах; запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях; запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток; запрещение выезда за установленные судом пределы территории; обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.

В соответствии с пунктом 2 части 1, пунктом 1 части 3 статьи 5 указанного Федерального закона административный надзор устанавливается в отношении лиц, указанных в части 1 (пункт 3) и части 2 статьи 3 настоящего Федерального закона, на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.

Срок административного надзора исчисляется в отношении лиц, указанных в частях 2 и 2.1 статьи 3 Федерального закона "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения.

Судом установлено, подтверждается материалами административного дела, что Горбунов А.В., осужден приговором Промышленного районного суда <адрес> от <дата> по части 2 статьи 159, двух преступлений, предусмотренных частью 1 статьи 159, девяти преступлений, предусмотренных частью 1 статьи 159, частью 3 статьи 30, частью 1 статьи 159 УК РФ, в соответствии с частью 2 статьи 69 УК РФ назначено наказание в виде лишения свободы сроком 2 года 8 месяцев в исправительной колонии строго режима (л.д. 7-22).

Решением Советского районного суда <адрес> от <дата> установлен административный надзор в отношении Горбунова А.В. сроком на 3 года с административными ограничениями: являться на регистрацию в орган внутренних дел по месту своего жительства 1 (один) раз в месяц; не покидать место жительства в период с 22-00 часов до 06.00 часов следующего дня, кроме случаев, связанных с работой; не посещать места проведения массовых мероприятий и не участвовать в них (л.д. 31-34).

<дата> осужденный Горбунов А.В. освобождается из ФКУ ИК-6 УФСИН России по <адрес> по отбытию срока наказания. Административный ответчик имеет неснятую судимость за совершение в период нахождения под административным надзором преступления, за которое осужден к лишению свободы и направлен к месту отбывания наказания.

Согласно характеристике, утвержденной начальником ФКУ ИК-6 УФСИН России по <адрес>, осужденный Горбунов А.В., характеризуется отрицательно, как не вставший на путь исправления. За время отбывания наказания в виде лишения свободы допустил 5 нарушений установленного порядка отбывания наказания, которые являются действующими. Поощрений от администрации учреждения не имеет. Находится в обычных условиях отбывания наказания. На профилактическом учете не состоит. К режиму содержания относится отрицательно. При общении с сотрудниками администрации и осужденными вынуждено вежлив. Мероприятия культурно-массового и спортивного характера посещает под контролем администрации. Мероприятия воспитательного характера посещает, не делает для себя положительные выводы. Требования правил пожарной безопасности, санитарии и личной гигиены старается соблюдать. Внешне опрятен. Спальное место содержит в чистоте под контролем администрации. В колонии не обучался. На объектах центра трудовой адаптации осужденных не трудоустроен, так как сам не изъявлял желания трудоустроиться. Работу по благоустройству колонии согласно статье 106 УК РФ выполняет под контролем администрации. К труду относится как к вынужденной мере (л.д. 5).

Оценив в совокупности установленные обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что имеются основания, предусмотренные частью 2 статьи 3 Федерального закона РФ от <дата> № 64-ФЗ, для установления административного надзора в отношении Горбунова А.В..

В соответствии с частью 8 статьи 272 Кодекса административного судопроизводства РФ при разрешении административного дела об установлении, о продлении административного надзора или о дополнении административных ограничений суд не связан с изложенным в административном исковом заявлении мнением о сроке установления административного надзора и (или) видах административных ограничений, предлагаемых к установлению, и с учетом конкретных обстоятельств административного дела может установить иные предусмотренные федеральным законом виды ограничений, а также иные сроки в пределах, установленных федеральным законом.

В силу требований частью 2 статьи 4 Федерального закона РФ от <дата> № 64-ФЗ, обязательным является установление судом административного ограничения в виде:

1) обязательной явки поднадзорного лица от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации;

2) запрещения поднадзорному лицу, имеющему непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, выезда за установленные судом пределы территории;

3) запрещения поднадзорному лицу, не имеющему места жительства или пребывания, выезда за установленные судом пределы территории.

С учетом данных характеризующих личность Горбунова А.В., наличие места проживания и регистрации, обстоятельств совершенных преступлений, за которые он отбывает наказание, поведение в местах лишения свободы, необходимости осуществления контроля за поведением, требований закона, суд приходит к выводу о необходимости установления ответчику обязательной явки поднадзорного лица 2 (два) раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации, запрещение пребывания вне жилого помещения или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица с 23.00 до 6.00 часов следующих суток.

Установление административного запрета на пребывание вне жилого помещения или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания, с 23.00 часов до 06.00 часов следующих суток, предусмотрено пунктом 3 части 1 статьи 4 указанного Федерального закона и в данном случае является целесообразным, поскольку ответчик совершил преступления в период административного надзора и нуждается в повышенном контроле за поведением со стороны органов внутренних дел.

Необходимость в данных административных ограничениях судом усматривается, исходя из образа жизни Горбунова А.В совершившим преступление в период нахождения под административным надзором, с учетом его поведения при отбытии наказания, а также в целях недопущения совершения новых преступлений, административных правонарушений и антиобщественного поведения.

При этом судом не усматривается оснований для установления ответчику запрет на посещение баров, ресторанов и иных организаций общественного питания, осуществляющих продажу алкогольной продукции на разлив, поскольку в настоящее время не предоставлено доказательств целесообразности данного ограничения, совершение преступлений против собственностине свидетельствуют о причастности к посещению питейных заведений.

При этом судом не усматривается необходимость ограничивать Горбунова А.В. выезда за пределы территории, поскольку отсутствуют основания, предусмотренные п.2 и п. 3 ч.3 ст. 4 Федерального закона РФ от <дата> № 64-ФЗ. Так, ответчик не имеет судимость за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, имеет постоянную регистрацию по адресу: <адрес>, город <адрес> <дата>, что подтверждается паспортом РФ.

Согласно пунктом 2 части 1 статьи 5 Федерального закона РФ от <дата> № 64-ФЗ административный надзор устанавливается в отношении лиц, указанных в части 1 (пункт 3) и части 2 статьи 3 настоящего Федерального закона, на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.

По смыслу данной нормы, являющейся императивной, то есть не допускающей выбора, установление административного надзора лицам, имеющим непогашенную (неснятую) судимость за совершение в период нахождения под административным надзором преступления, за которое это лицо осуждено к лишению свободы и направлено к месту отбывания наказания, на срок меньший, чем предусмотрено законодательством Российской Федерации для погашения судимости, неправомерно.

В соответствии со статьей 86 Уголовного кодекса РФ (в редакции, действующей на момент осуждения) в отношении лиц, осужденных к лишению свободы за совершение преступления небольшой или средней тяжести, судимость погашается по истечении трех лет после отбытия наказания.

Принимая во внимание вышеуказанные правовые нормы, установленные судом обстоятельства, личность осужденного, суд считает необходимым установить в отношении Горбунова А.В. срок административного надзора 3 года, исчисляя со дня постановки на учет в орган внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения (п. 1 ч. 3 ст. 5 Федерального закона РФ от <дата> № 64-ФЗ).

По мнению суда, установление административного надзора будет способствовать предупреждению совершения Горбуновым А.В. преступлений и правонарушений, оказанию на него профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов, а также способствовать его социальной адаптации.

Довод административного ответчика о чрезмерной явки в 4 (четыре) раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации суд находит состоятельным, согласно п. 5 ч. 1 ст. 4 Закона в отношении поднадзорного лица может устанавливаться административное ограничение в виде обязательной явки от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации.

В соответствии с ч. 2 ст. 4 Закона установление судом административного ограничения в виде обязательной явки от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации является обязательным.

Устанавливая административное ограничение предусмотренное п. 5 ч. 1 ст. 4 Закона суд исходит из того, что оно является обязательным в силу закона, и с учетом конкретных обстоятельств дела, представленных доказательств, данных о личности Горбунова А.В. считает необходимым обязать явкой Горбунова А.В. в органы внутренних дел по месту жительства или пребывания 2 (два) раза в месяц.

Количество явок судом определено исходя из образа жизни Горбунова А.В., а также в целях недопущения совершения новых преступлений, административных правонарушений и антиобщественного поведения.

Довод Горбунова А.В. то, что установление административного надзора и ограничений создаст ему препятствия в трудоустройстве, поскольку после освобождения он намерен устроиться на работу с ненормированным рабочим графиком, не свидетельствуют об отсутствии оснований для установления административного надзора. При этом в соответствии с пунктами «г, д» части 3 статьи 12 Федерального закона от <дата> N 64-ФЗ лицо, в отношении которого установлены административные ограничения, предусмотренные пунктами 3, 4, 5 части 1 статьи 4 указанного Федерального закона, в случае заключения трудового договора или договора гражданско-правового характера (на выполнение работ и (или) оказание услуг), не лишено возможности обратиться в орган внутренних дел с заявлением о получении разрешения на пребывание вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания этого лица, и (или) на краткосрочный выезд за установленные судом пределы территории.

Административный надзор, как осуществляемое органами внутренних дел наблюдение за соблюдением лицом, освобожденным из мест лишения свободы, установленных судом в соответствии с Федеральным законом временных ограничений его прав и свобод, а также за выполнением им обязанностей, предусмотренных этим Федеральным законом (пункт 1 статьи 1), относится к мерам предупреждения преступлений и других правонарушений, оказания на лицо индивидуального профилактического воздействия (статья 2), а не к мерам ответственности за совершенное правонарушение.

Кроме того, статьей 12 Федерального закона от <дата> N 64-ФЗ предусмотрен механизм исполнения избранных Горбунову А.В. ограничений, в том числе, при решении вопросов о трудоустройстве.

Частью 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты прав и законных интересов других лиц.

Ограничения, установленные Федерального закона от <дата> N 64-ФЗ, согласуются с положениями Конституции Российской Федерации и подлежат применению в отношении определенной категории граждан, в данном случае в отношении Горбунова А.В..

Установление административного надзора и возложение административных ограничений уголовным наказанием не является, в связи с чем не посягает на основополагающий принцип уголовного законодательства - принцип справедливости, в соответствии с которым никто не может нести уголовную ответственность дважды за одно и то же преступление.

Таким образом, установление в отношении Горбунова А.В. административных ограничений являются временным ограничением прав и свобод лица, освобожденного из мест лишения свободы, и не могут быть истолкованы как не соответствующие Конституции РФ, поскольку они установлены Федеральным законом именно в целях защиты государственных и общественных интересов.

Кроме того, положениями статьи 6 Федерального закона от <дата> N 64-ФЗ и статьей 270 КАС РФ, при наличии оснований, предусмотрено право лица, в отношении которого установлен административный надзор либо его представителя обратиться с заявлением о досрочном прекращении либо частичной отмене административных ограничений.

Вопреки утверждениям административного ответчика, по делу не имеется необходимости в какой-либо дополнительной аргументации избранных судом ограничений, которые в данном случае направлены на оказание воспитательного воздействия на Горбунова А.В. в целях недопущения его противоправного или антиобщественного поведения.

Приведенные Горбуновым А.В. при рассмотрении дела доводы о неудобствах, связанных с установлением административных ограничений, не свидетельствуют о чрезмерности последних, в том числе несоразмерном ограничении прав поднадзорного лица на труд. Суд руководствуется необходимостью достижения целей административного надзора - предупреждения совершения поднадзорным лицом преступлений и других правонарушений, оказания индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.

Согласно части 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

Вопреки приведенным выше требованиям закона, административный ответчик в обоснование своих возражений не предоставил суду иных доказательств о несоразмерном ограничении его прав и законных интересов вследствие установления административного надзора и назначения административных ограничений.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-180, 272, 273 КАС РФ, ст. 5 Федерального закона от <дата> № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», суд

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление ФКУ ИК-6 УФСИН России по <адрес> об установлении административного надзора в отношении Горбунова А. В., <дата> года рождения, удовлетворить частично.

Установить Горбунову А. В., <дата> года рождения, административный надзор на срок погашения судимости
(3 года) за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.

Установить Горбунову А. В., <дата> года рождения, административные ограничения:

- обязательная явка поднадзорного лица 2 (два) раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации;

- запрещения пребывания вне жилого помещения или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица с 23.00 до 6.00 часов следующих суток.

В удовлетворении остальной части заявленных требований отказать.

Срок административного надзора исчислять со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения.

Мотивированное решение изготовлено в день принятия решения <дата>.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Красноглинский районный суд <адрес> в течение 10 дней со дня принятия судом решения.

Судья Арефьева Н.В.

Копия верна:

2а-541/2024 (2а-4002/2023;) ~ М-3421/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Прокурор Красноглинского района г. Самары
начальник ФКУ ИК-6 УФСИН России по Самарской области
Ответчики
Горбунов А.В.
Суд
Красноглинский районный суд г. Самары
Судья
Арефьева Н. В.
Дело на странице суда
krasnoglinsky--sam.sudrf.ru
26.12.2023Регистрация административного искового заявления
26.12.2023Передача материалов судье
26.12.2023Решение вопроса о принятии к производству
26.12.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.12.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
15.01.2024Судебное заседание
15.01.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
19.01.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее