Дело №2-1554/2023
73RS0004-01-2023-001724-83
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
11 мая 2023 года город Ульяновск
Заволжский районный суд города Ульяновска в составе
председательствующего судьи Кузнецовой Э.Р.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Грибовой М.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Осиповой Ирины Анатольевны к администрации города Ульяновска о признании права собственности на жилое помещение в порядке наследования, признании недействительным свидетельства о праве на наследство по закону
У С Т А Н О В И Л:
Осипова И.А. обратилась в суд с иском к администрации города Ульяновска о признании права собственности на жилое помещение в порядке наследования, признании недействительным свидетельства о праве на наследство по закону.
В обоснование иска указала, что ДД.ММ.ГГГГ умерла её мама ФИО1, которая была зарегистрирована и проживала по адресу: <адрес>, квартира принадлежала матери на основании Договора № от 20 декабря 1994 года.
На момент смерти матери истец также проживала совместно с ней, хотя была зарегистрирована по другому адресу, мама болела и не могла проживать одна.
Истец является наследником первой очереди, других наследников нет, завещания мать не оставляла.
В феврале 2023 года стало известно о том, что право собственности на квартиру перешло в муниципальную собственность.
Согласно письму из администрации города Ульяновска, временно исполняющим обязанности нотариуса ФИО7 ФИО4 выдано свидетельство о праве на наследство по закону от 29 сентября 2020 года.
Однако после смерти матери длительное время проживала в этой квартире, несла бремя содержания жилья, сдавала его по договору аренды, то есть фактически вступила в наследство.
Просит признать Осипову Ирину Анатольевну, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, принявшей наследство, оставшегося после смерти матери ФИО1, умершей ДД.ММ.ГГГГ; признать за ней возникшее в порядке наследования право собственности на квартиру площадью 25 кв.м, назначение: жилое, инвентарный №, этаж №, кадастровый номер №, расположенную по адресу: <адрес>; признать недействительным свидетельство о праве на наследство по закону от 29 сентября 2020 года, выданное временно исполняющим обязанности нотариуса нотариального округа город Ульяновск ФИО7 ФИО4 по наследственному делу №.
Судом к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Управление муниципальной собственностью администрации города Ульяновска, Министерство имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области, Управление Росреестра по Ульяновской области, нотариус Баракшаев М.С. - исполняющий обязанности нотариуса нотариального округа город Ульяновск Браташовой В.А., ООО «УК «Абсолют».
Истец Осипова И.А. в судебное заседание не явилась. О месте и времени судебного разбирательства извещена надлежащим образом. Ранее в судебном заседании исковые требования и доводы, изложенные в исковом заявлении, поддержала, дополнительно поясняла, что за год до смерти матери переехала к ней, поскольку мать болела, ухаживала за ней. После смерти до 2019 года жила в спорной квартире. К нотариусу не обращалась. Потом стала слепнуть и дочь её забрала к себе. В квартиру заселила квартирантов.
Представитель истца Шумайлов С.П., действующий на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования и доводы, изложенные в исковом заявлении, поддержал. Пояснял, что истец фактически приняла наследство после смерти своей матери, поэтому не обращалась к нотариусу. В 2018 году она поменяла в квартире трубы, в 2021 году установила новую дверь. В 2023 году от соседей узнала, что право собственности на квартиру оформил город.
Представитель ответчика и третьего лица Управления муниципальной собственностью администрации города Ульяновска – Горничнова Л.Н. в судебном заседании иск не признала, пояснила, что в 2020 году устно от директора управляющей организации стало известно о том, что спорная квартира является брошенной, находится в антисанитарном состоянии, собственник квартиры умерла, злоупотребляла спиртными напитками, в жилом помещении продолжал проживать её сожитель В квартире протекали трубы, поступали жалобы от соседей, также звонила старшая по дому. Установили, что наследственное дело не было заведено после смерти собственника. Долг по оплате ЖКУ составляет более 400 000 руб. После получения городом свидетельства о праве на наследство стали разыскивать родственников умершей и только после этого истец обратилась в суд. Полагает, что истцом не доказан факт того, что она фактически вступила в наследство.
Третье лицо нотариус Браташова В.А., временно обязанности которой исполнял Баракшаев М.С., в судебное заседание не явилась. О месте и времени судебного разбирательства извещена надлежащим образом, просит рассмотреть дело в её отсутствие (л.д.97).
Представители третьих лиц - Министерства имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области, Управления Росреестра по Ульяновской области, ООО «УК «Абсолют» в судебное заседание не явились. О месте и времени судебного разбирательства извещены надлежащим образом.
Суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса в соответствии со ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Выслушав объяснения представителя истца, представителя ответчика и третьего лица, показания свидетелей, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ст.56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, каждая сторона должна представить суду доказательства, подтверждающие свои доводы и возражения.
В соответствии со ст. 1111 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) наследование осуществляется по завещанию и по закону. Наследование по закону имеет место, когда и поскольку оно не изменено завещанием, а также в иных случаях, установленных настоящим Кодексом.
Согласно п.1 ст.1112 ГК РФ в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
В соответствии с п.2 ст.218 ГК РФ в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
В соответствии со ст.1141 ГК РФ наследники по закону призываются к наследованию в порядке очередности, предусмотренной статьями 1142 - 1145 и 1148 настоящего Кодекса.
Наследники каждой последующей очереди наследуют, если нет наследников предшествующих очередей, то есть если наследники предшествующих очередей отсутствуют, либо никто из них не имеет права наследовать, либо все они отстранены от наследования (статья 1117), либо лишены наследства (пункт 1 статьи 1119), либо никто из них не принял наследства, либо все они отказались от наследства.
В силу ст.1152 ГК РФ наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя.
Судом установлено, что 04 сентября 2012 года в городе Ульяновск умерла ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (л.д.9).
Материалами дела подтверждено, что истец Осипова (до перемены фамилии – Суполкина) И.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является дочерью ФИО1 (л.д.10,11).
Истец в установленный законом шестимесячный срок к нотариусу для принятия наследства не обращалась.
На момент смерти ФИО1 проживала по адресу: <адрес> (однокомнатная квартира).
Как следует из выписки имеющихся учетов ОРУГ, ФИО1 была зарегистрирована одна по вышеуказанному адресу, с ДД.ММ.ГГГГ (л.д.42).
Квартира по адресу: <адрес>, принадлежала ФИО1 на праве собственности на основании договора передачи жилой площади в собственности граждан № от 20.12.1994 (л.д.17,18).
Согласно пункту 1 статьи 1151 ГК РФ в случае, если отсутствуют наследники как по закону, так и по завещанию, либо никто из наследников не имеет права наследовать или все наследники отстранены от наследования (статья 1117), либо никто из наследников не принял наследства, либо все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника (статья 1158), имущество умершего считается выморочным.
В соответствии с пунктом 2 статьи 1151 ГК РФ в порядке наследования по закону в собственность городского или сельского поселения, муниципального района (в части межселенных территорий) либо городского округа переходит следующее выморочное имущество, находящееся на соответствующей территории: жилое помещение; земельный участок, а также расположенные на нем здания, сооружения, иные объекты недвижимого имущества; доля в праве общей долевой собственности на указанные в абзацах втором и третьем данного пункта объекты недвижимого имущества.
Порядок наследования и учета выморочного имущества, переходящего в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации, а также порядок передачи его в собственность субъектов Российской Федерации или в собственность муниципальных образований, определяются законом (пункт 3 статьи 1151 ГК РФ).
Как наследники выморочного имущества публично-правовые образования наделяются ГК РФ особым статусом, отличающимся от положения других наследников по закону, поскольку для приобретения выморочного имущества принятие наследства не требуется (абзац второй пункта 1 статьи 1152), на них не распространяются правила о сроке принятия наследства (статья 1154), а также нормы, предусматривающие принятие наследства по истечении установленного срока (пункты 1 и 3 статьи 1155); при наследовании выморочного имущества отказ от наследства не допускается (абзац второй пункта 1 статьи 1157); при этом свидетельство о праве на наследство в отношении выморочного имущества выдается в общем порядке (абзац третий пункта 1 статьи 1162).
После смерти ФИО1 к её имуществу нотариусом нотариальной палаты Ульяновской области Браташовой В.А. 13.08.2020 на основании заявления представителя УМС администрации города Ульяновска открыто наследственное дело № (л.д.98).
Из наследственного дела следует, что по заявке нотариуса 20.08.2020 было размещено объявление в городской газете «Мозаика» о розыске наследников ФИО8 (л.д.126).
29.09.2020 Баракшаевым М.С., временно исполняющим обязанности нотариуса Браташовой В.А., выдано свидетельство о праве на наследство по закону, которым удостоверено, что наследство, состоящее из квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, является выморочным и переходит в собственность муниципального образования «город Ульяновск» (л.д.120).
Согласно выписке из ЕГРН, право собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, 29.09.2020 было зарегистрировано за муниципальным образованием «город Ульяновск» (л.д.13-15).
12.01.2023 в УМС администрации г.Ульяновска от ФИО9 поступило заявление, в котором она просила не вскрывать квартиру её бабушки, поскольку намерена обращаться в суд с иском о признании права собственности, в случае отказа в суде – обязуется сдать квартиру.
В соответствии с п.1 ст.1154 ГК РФ наследство может быть принято в течение шести месяцев со дня открытия наследства.
В соответствии с пунктом 2 статьи 1153 ГК РФ признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности, если наследник: вступил во владение или в управление наследственным имуществом; принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц; произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества; оплатил за свой счет долги наследодателя или получил от третьих лиц причитавшиеся наследодателю денежные средства.
Пунктом 36 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации "О судебной практике по делам о наследовании" от 29 мая 2012 года N 9 под совершением наследником действий, свидетельствующих о фактическом принятии наследства, следует понимать совершение предусмотренных пунктом 2 статьи 1153 ГК РФ действий, а также иных действий по управлению, распоряжению и пользованию наследственным имуществом, поддержанию его в надлежащем состоянии, в которых проявляется отношение наследника к наследству как к собственному имуществу.
В качестве таких действий, в частности, могут выступать: вселение наследника в принадлежавшее наследодателю жилое помещение или проживание в нем на день открытия наследства (в том числе без регистрации наследника по месту жительства или по месту пребывания), обработка наследником земельного участка, подача в суд заявления о защите своих наследственных прав, обращение с требованием о проведении описи имущества наследодателя, осуществление оплаты коммунальных услуг, страховых платежей, возмещение за счет наследственного имущества расходов, предусмотренных статьей 1174 ГК РФ, иные действия по владению, пользованию и распоряжению наследственным имуществом. При этом такие действия могут быть совершены как самим наследником, так и по его поручению другими лицами. Указанные действия должны быть совершены в течение срока принятия наследства, установленного статьей 1154 ГК РФ.
Обращаясь в суд с иском, Осипова И.А., требуя признания за ней права собственности на спорную квартиру, как за наследником первой очереди, указывала на то, что фактически приняла наследство после смерти своей матери.
Сторона истца в качестве доказательств фактического вступления в наследство после смерти наследодателя ссылалась, что в спорной квартире были заменены трубы в 2018 году, счетчики ГВС и ХВС, заменен смеситель в ванной в 2019 году, в 2021 году установлена входная дверь, в 2022 году установлены краны, впоследствии поклеены обои. Также сторона истца ссылалась на то, что истцом производилась оплата коммунальных услуг.
Из показаний допрошенных по ходатайству истца свидетелей ФИО9 (дочь истца), ФИО10 (сожитель ФИО9), а также ФИО11 (дочь истца) следует, что до смерти ФИО1 истец проживала со своей матерью в спорной квартире, вплоть до 2019 года, а затем с её разрешения в квартире проживал квартирант, в результате действий которого квартира приведена в непригодное состояние.
Из смысла и содержания положений пункта 2 статьи 1153 ГК РФ следует, что принятие наследства - это осознанный акт поведения наследника, совершаемый намеренно после смерти наследодателя в целях принятия наследства, в результате которого наследник замещает наследодателя по всей совокупности имущественных прав и обязанностей, иных имущественных состояний, участником которых при жизни был наследодатель. При этом действия наследника в отношении этого имущества должны быть значимыми, образовывать признаки принятия наследником на себя именно имущественных прав умершего.
Вопреки доводам истца, факт оплаты жилищно-коммунальных услуг по адресу: <адрес> после смерти наследодателя опровергается справкой о начислениях и оплате по лицевому счету, из которой следует, что с января 2012 года общая задолженность составляет 330 382, 69 руб. (л.д.44 - 92). При этом на день смерти наследодателя имелся долг в размере 23 497,56 руб. А после смерти собственника квартиры оплата производилась лишь дважды – в июле 2016 года оплачено 48,95 руб. и в январе 2017 года оплачено 4,11 руб.
Более того, сторона истца фактически не оспаривала, что после смерти ФИО1 жилое помещение содержалось ненадлежащим образом, приведено квартирантом в непригодное для проживания состояние.
31.01.2020 специалистом УМС администрации города Ульяновска ФИО12 составлен акт проверки фактического проживания граждан в жилом помещении с выездом на место по адресу: <адрес> согласно которому, в результате выездной проверки установлено, что в квартире проживала ФИО1 со своим сожителем, оба употребляли спиртные напитки. В настоящее время в квартире проживает один сожитель, приводит товарищей, распивают алкогольные напитки. Оставлено предупреждение об освобождении квартиры.
Допрошенная в качестве свидетеля ФИО12 в суде показала, что начиная с 2019 года, в отдел по учету и распределению жилой площади поступали многочисленные звонки – жалобы на проживание в спорной квартире посторонних лиц, которые употребляют спиртные напитки. Звонили также из управляющей компании, что из этой квартиры топят соседей. В январе 2020 года она осуществила выезд, дверь в квартиру никто не открыл. Соседка по лестничной площадке пояснила, что в квартире жила женщина с мужчиной, женщина умерла. Про дочь ничего не говорила. Оставила предписание в двери. Потом позвонил мужчина, сказал, что жил в квартире и ключи находятся у него.
По поручению суда Ст.УУП ОМВД России по Заволжскому району г.Ульяновска осуществлялся выход по адресу: <адрес> с целью установления проживания (непроживания) лиц по данному адресу, в ходе проверки установлено, что в квартире более трех лет никто не проживает (л.д.37). В объяснениях сотруднику полиции жильцы квартир № и № сообщили, что в спорной квартире проживали мужчина и женщина, злоупотреблявшие спиртным напитками (л.д.38,39).
Таким образом, доказательств, подтверждающих, что после смерти матери в шестимесячный срок истец совершала действия по управлению, распоряжению и пользованию наследственным имуществом, поддержанию его в надлежащем состоянии, несла расходы по содержанию наследственного имущества, суду не было не представлено.
Так, совокупность исследованных доказательств не свидетельствует о том, что истец после смерти наследодателя проживала в наследственной квартире, несла расходы по содержанию наследственного имущества, предпринимала меры к его сохранению, защите от посягательств или притязаний третьих лиц.
Выполнение текущих ремонтных работ через несколько лет после смерти собственника квартиры не свидетельствуют о принятии наследства, факт оплаты жилищно-коммунальных услуг истцом за квартиру не установлен, а к показаниям свидетелей – родственников истца о её проживании в квартире, суд относится критически, поскольку иных доказательств, подтверждающих достоверно факт пользования наследственным имуществом, стороной истца не представлено.
С учетом изложенного, принимая во внимание, что факт принятия истцом наследства после смерти наследодателя не нашел своего подтверждения в ходе рассмотрения дела, оснований для признания Осиповой И.А. принявшей наследство, оставшегося после смерти матери ФИО1, признании в порядке наследования права собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, признании недействительным свидетельства о праве на наследство по закону от 29 сентября 2020 года, суд не усматривает.
Учитывая изложенное, исковые требования Осиповой И.А. к администрации города Ульяновска, в полном объеме удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст.ст.12,56,167,194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
в удовлетворении исковых требований Осиповой Ирины Анатольевны к администрации города Ульяновска о признании принявшей наследство, оставшегося после смерти матери ФИО1, умершей 04 сентября 2012 года, признании в порядке наследования права собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, признании недействительным свидетельства о праве на наследство по закону от 29 сентября 2020 года, выданного временно исполняющим обязанности нотариуса нотариального округа города Ульяновска, отказать.
Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Заволжский районный суд города Ульяновска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Э.Р.Кузнецова