УИД 28RS0007-01-2021-000146-28
АД №2а-109/2021
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
19 марта 2021 года город Завитинск
Завитинский районный суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Даниловой Ю.В.,
при секретаре судебного заседания Наумовой М.С.,
с участием:
административного ответчика начальника ОСП по Завитинскому району УФССП по Амурской области Гущиной В.О.,
представителя заинтересованного лица прокуратуры Завитинского района Амурской области – помощника прокурора Завитинского района Амурской области Коваленко В.В.,
в открытом судебном заседании, в помещении районного суда, рассмотрев административное дело № 2а-109/2021 по административному исковому заявлению администрации Завитинского района Амурской области к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Амурской области, ОСП по Завитинскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по <адрес> и судебному приставу-исполнителю Мамедовой Н.А. об освобождении от взыскания исполнительского сбора,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец администрация Завитинского района Амурской области обратился в суд с данным административным исковым заявлением указав, что решением Завитинского районного суда Амурской области от 21 августа 2020 года на администрацию возложена обязанность предоставить лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Мусатову А.А. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда, по договору найма специализированного жилого помещения по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, то есть общей площадью не менее 33 кв.м., на одного человека. 11 февраля 2021 года судебным приставом-исполнителем возбуждено исполнительное производство № 3747/21/28007-ИП в отношении администрации Завитинского района. В постановлении о возбуждении исполнительного производства судебным приставом исполнителем установлен пятидневный срок для добровольного исполнения требований, указанных в исполнительном документе, а также предупреждение о том, что в случае неисполнения исполнительного документа без уважительных причин в срок, предоставленный для добровольного исполнения, будет взыскан исполнительский сбор. 02 марта 2021 года судебным приставом – исполнителем ОСП по Завитинскому району УФССП России по Амурской области вынесено постановление о взыскании с администрации Завитинского района исполнительского сбора в размере 50 000 руб. и установлен новый срок для исполнения требований исполнительного документа до 09 марта 2021 года. Указывает также, что лицо признаётся невиновным, если при той степени заботливости осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условий оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. При этом в силу закона, расходные обязательства, связанные с предоставлением детям-сиротам, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа, жилых помещений по договорам найма специализированного жилого помещения, возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему государственных полномочий, исполняются за счет субвенций, предоставляемых бюджету муниципального района из областного бюджета, в пределах материальных средств, передаваемых органам местного самоуправления. Приобретение жилых помещений осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», у физических и юридических лиц на вторичном рынке жилья или на первичном рынке жилья в том числе путём участия в долевом строительстве многоквартирных жилых домов. В соответствии с законом Амурской области от 11 декабря 2020 года № 651-ОЗ «Об областном бюджете на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов» на основании соглашения от 29 января 2021 года № 14, заключённого между министерством социальной защиты населения Амурской области и администрацией Завитинского района на 2021 год, бюджету Завитинского района доведены лимиты средств областного бюджета на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений в размере 6 680 520 руб. За счёт выделенных средств предусмотрено приобретение семи жилых помещений для вышеуказанной категории граждан, в настоящее время проводятся конкурентные процедуры определения поставщиков двух жилых помещений которые будут предоставлены детям сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений во исполнение ранее вынесенных и вступивших в законную силу судебных решений. Таким образом, администрацией Завитинского района были предприняты все необходимые меры для надлежащего исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, однако должник не имел возможности исполнить решения суда в установленный судебным приставом –исполнителем срок по не зависящим от должника причинам, поскольку обеспечение жильём детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа по договорам найма специализированых жилым помещений осуществляется органом местного самоуправления не за счёт собственных средств, а за счёт субвенций, перечисляемых из областного бюджета бюджету района. На основании изложенного просит суд освободить администрацию Завитинского района Амурской области от взыскания исполнительского сбора в размере 50 000 рублей по исполнительному производству № 3747/21/28007-ИП.
Начальник ОСП по Завитинскому району Гущина В.О., направила в суд возражения на административное исковое заявление, в котором указала, что в постановлении о возбуждении исполнительного производства представителю должника установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения копии постановления. При этом должник предупреждён, что в случае неисполнения исполнительного документа в срок, предоставленный для добровольного исполнения и не представления доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, с него будет взыскан исполнительский сбор, в случае неисполнения требования неимущественного характера в размере 50 000 руб. с должника-организации. Администрацией Завитинского района требования исполнительного документа в срок не исполнено, доказательств, препятствующих должнику в исполнении решения суда в срок, также не предоставлено. Заявлений о продлении срока для добровольного исполнения, в связи с невозможностью исполнить в установленный срок требования исполнительного документа вследствие непреодолимой силы, наличия чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, от должника – администрации Завитинского района не поступало. Доказательств, подтверждающих наличие уважительных причин неисполнения требований исполнительного документа в установленный судебным приставом-исполнителем срок и свидетельствующих об отсутствии вины должника, либо влияющих на оценку степени вины, не представлено. Доводы должника о том, что администрация Завитинского района может осуществлять финансовое обеспечение расходов на осуществление полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, только в пределах выделенных из областного бюджета в виде субвенций денежных средств, считает недостаточными для освобождения от исполнительского сбора, поскольку отсутствие, либо недостаточность средств бюджета для указанных целей не свидетельствует об отсутствии вины в неисполнении требований исполнительного документа. Поскольку сведения о приятии администрацией Завитинского района всех необходимых и возможных мер для надлежащего исполнения решения отсутствуют, просит отказать администрации Завитинского района в удовлетворении заявленных требований об освобождении от исполнительского сбора.
Представитель административного истца - администрации Завитинского района, административный ответчик судебный пристав-исполнитель Мамедова Н.А., представитель административного ответчика УФССП по Амурской области, заинтересованное лицо Мусатов А.А., извещённые о времени и месте рассмотрения административного дела надлежащим образом, в суд не прибыли, при этом представитель административного истца просил рассмотреть дело в его отсутствие, и поскольку их явка не признавалась судом обязательной, административное дело рассмотрено в отсутствие не прибывших лиц.
Начальник ОСП по Завитинскому району УФССП по Амурской области Гущина В.О., административные исковые требования не признала, сославшись на доводы, изложенные в возражениях на административное исковое заявление, просила отказать в удовлетворении заявленных требований.
Представитель заинтересованного лица – помощник прокурора Коваленко В.В., в судебном заседании полагал необходимым удовлетворить административный иск и освободить администрацию Завитинского района от взыскания исполнительского сбора, поскольку не представлялось возможным исполнить решение в срок по не зависящим от администрации причинам.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Решением Завитинского районного суда Амурской области от 21 августа 2020 года, вступившим в законную силу 25 сентября 2020 года, на администрацию возложена обязанность предоставить Мусатову А.А. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда, по договору найма специализированного жилого помещения по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, то есть общей площадью не менее 33 квадратных метров.
Постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП по Завитинскому району УФССП России по Амурской области 11 февраля 2021 года на основании исполнительного листа, выданного по решению суда в отношении администрации Завитинского района возбуждено исполнительное производство № 3747/21/28007-ИП. В котором также указано, что требования, содержащиеся в исполнительном документе, подлежат исполнению должником в течение 5-ти дней с момента получения копии настоящего постановления и должник предупреждён о том, что в случае неисполнения исполнительного документа без уважительных причин в срок, предоставленный для добровольного исполнения, с него будет взыскан исполнительский сбор в размере 50 000 руб., как с должника - организации.
02 марта 2021 года судебным приставом - исполнителем ОСП по Завитинскому району УФССП России по Амурской области, в связи с неисполнением администрацией судебного решения по предоставлению Мусатову А.А. благоустроенного жилого помещения, принято постановление о взыскании с администрации Завитинского исполнительского сбора в размере 50 000 рублей и должнику установлен новый срок для исполнения требований исполнительного документа до 09 марта 2021 года.
Согласно частям 1-3 статьи 112 Федерального закона от 2 октября 2007 года №229-ФЗ «Об исполнительном производстве», исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом- исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом.
В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей.
В силу статьи 6 Федерального закона от 2 октября 2007 года №229-ФЗ «Об исполнительном производстве», законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации. В случае невыполнения законных требований судебного пристава-исполнителя он применяет меры, предусмотренные настоящим Федеральным законом.
Таким образом, согласно приведённым положениям, в случае неисполнения исполнительного документа без уважительных причин в срок, установленный для добровольного исполнения указанного документа, судебный пристав-исполнитель выносит постановление, по которому с должника взыскивается исполнительский сбор.
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 30 июля 2001 г. N 13-П, исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определённую дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершённым им правонарушением в процессе исполнительного производства. Из этого следует, что в качестве штрафной санкции исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения,
Часть 7 статьи 112 Федерального закона от 2 октября 2007 года №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» при отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства, наделяет суд правомочием освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
Согласно пункту 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несёт ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признаётся невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (пункт 2 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации).
По смыслу приведённых норм, освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков исполнения требований исполнительного документа, при этом в качестве уважительных причин неисполнения требований исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, рассматриваются различные фактические обстоятельства, сделавшие невозможным своевременное исполнение требований исполнительного документа.
Согласно части 2 статьи 63 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", финансовое обеспечение расходных обязательств муниципальных образований, возникающих при выполнении государственных полномочий субъектов Российской Федерации, переданных для осуществления органам местного самоуправления законами субъектов Российской Федерации, осуществляется за счёт средств бюджетов субъектов Российской Федерации путём предоставления субвенций местным бюджетам из бюджетов субъектов Российской Федерации в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации.
Постановлением Правительства Амурской области от 08 апреля 2013 года N 144 "Об отдельных вопросах обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" утверждён Порядок предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений (далее Порядок).
В соответствии с пунктами 16, 17 Порядка, Министерство социальной защиты населения области является главным распорядителем средств областного бюджета, выделяемых для финансового обеспечения жилыми помещениями детей-сирот. Органы местного самоуправления приобретают жилые помещения для предоставления детям-сиротам за счёт субвенции, предусмотренной Законом Амурской области от 11 апреля 2005 г. N 472-ОЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Приобретение жилых помещений осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" у физических и юридических лиц на вторичном рынке жилья или на первичном рынке жилья, в том числе путём участия в долевом строительстве многоквартирных домов.
Из платёжных поручений от 15 июня 2020 года, 26 июня 2020 года, 24 декабря 2020 года, 25 декабря 2020 года №№181,205,206,207,452,453,455 следует, что на приобретение жилых помещений детям-сиротам в 2020 году, оплачены денежные средства в размере 930 554 руб. 73 коп., 935 230 руб. 89 коп., 935 230 руб. 89 коп., 935 230 руб. 89 коп., 935 230 руб. 89 коп., 935 230 руб. 89 коп., 935 230 руб. 89 коп., соответственно.
При этом, приобретённые жилые помещения, выделены 7 лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, что подтверждается договорами найма, заключёнными 18 июня 2020 года, 16 июля 2020 года, 22 июля 2020 года, 29 июля 2020 года, 18 января 2021 года, 22 января 2021 года, 28 января 2021 года.
Из материалов дела также следует, что 29 января 2021 года администрацией Завитинского района с Министерством социальной защиты населения Амурской области заключено соглашение №14 о предоставлении субвенции из областного бюджета бюджету Завитинского района на финансовое обеспечение государственных полномочий по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений, в размере 6 680 520 рублей, на приобретение не менее 7 квартир, при этом возложена обязанность на получателя, осуществить закупку жилых помещений не позднее 01 мая 2021 года.
Как установлено также в судебном заседании, в настоящее время проводятся конкурентные процедуры определения поставщиков двух жилых помещений (0323300008321000002, 0323300008321000003 – номера извещений в Единой информационной системе в сфере закупок), которые будут предоставлены детям сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений во исполнение ранее вынесенных и вступивших в законную силу судебных решений.
Таким образом, можно сделать вывод, что исполнение подобной категории решений суда связано с необходимостью совершения должником комплекса мероприятий, требующих существенных временных затрат, поскольку законодательством предусмотрена особая процедура предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, ограничением деятельности администрации как бюджетным финансированием по обеспечению лиц из числа детей-сирот, так и установленной процедурой приобретения жилья в муниципальную собственность, в частности, приобретение жилых помещений осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", что предполагает следование муниципального заказчика процедурам, установленным частью 2 статьи 63, статьями 68,69 данного федерального закона.
В силу изложенного, суд приходит к выводу, что имеют место объективные причины неисполнения администрацией Завитинского района решения суда, при этом установлено отсутствие виновного противоправного бездействия должника - администрации Завитинского района в неисполнении решения суда в установленный судебным приставом-исполнителем срок, являясь исполнительно-распорядительным органом муниципального образования, выполняет свои обязанности и осуществляет свои полномочия только в рамках тех бюджетных средств, которые предусмотрены на эти цели в бюджете муниципального образования, то есть по не зависящим от должника причинам, в связи с чем, заявленные административным истцом требования подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, - ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ 50 000 ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 02 ░░░░░ 2021 ░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ №3747/21/28007-░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░
░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 23 ░░░░░ 2021 ░░░░.