Дело № 2-402/15
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
дд.мм.гггг
Сафоновский районный суд <адрес>
в составе
председательствующего: Асеева М.С.,
при секретаре : Батюта А.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Колабутина В. А. к федеральному казенному учреждению Исправительная колония № ххх УФСИН России по <адрес> и Министерству Финансов Российской Федерации о компенсации морального вреда, причиненного ненадлежащим содержанием в местах лишения свободы,
УСТАНОВИЛ:
Колабутин В.А. обратился в суд с вышеуказанным иском к федеральному казенному учреждению Исправительная колония № ххх УФСИН России по <адрес> (далее ФКУ ИК-№ ххх) и Министерству Финансов Российской Федерации (далее Минфин РФ). В обоснование иска указал, что с дд.мм.гггг отбывает наказание в виде лишения свободы в ФКУ ИК-2. На всем протяжении отбывания наказания администрация ФКУ ИК-№ ххх нарушает его права осужденного на надлежащее содержание в местах лишения свободы. В частности, в ФКУ ИК-№ ххх не соблюдается норматив жилой площади на человека. Так в его жилой секции площадью 135 кв.м. содержится 46 осужденных. Тем самым жилая площадь, которая приходится на одного осужденного, менее положенных 7 кв.м. Необходимые санитарно-гигиенические условия не обеспечены - горячая вода вне помывочных дней отсутствует, количество санитарных приборов меньше положенного, приватность при их использовании не соблюдается. Питание в ФКУ ИК-№ ххх плохое, пища однообразная, качество ее приготовления низкое. Медицинская помощь не оказывается. Он страдает язвенной болезнью желудка и паховой грыжей, однако должного лечения и диетического питания не получает. Вместе с ним содержаться лица, страдающие ВИЧ-инфекцией и туберкулезом, что создает угрозу заражения здоровых осужденных. Все попытки заявить о нарушениях своих прав и свобод немедленно пресекаются путем применения дисциплинарных взысканий, физического и психологического противодействия со стороны администрации ФКУ ИК-№ ххх и осужденных. Поданные жалобы адресатам не отправляются. Такие условия отбывания наказания являются ненадлежащими и причиняют ему моральный вред, который в сумме 500000 руб. просит взыскать с ответчиков в свою пользу.
В судебное заседание Колабутин В.А., отбывающий наказание в ФКУ ИК№ ххх, своего представителя не направил, право на участие в судебном разбирательстве посредством представителя Колабутину В.А. разъяснялось.
Представители ФКУ ИК-2 - Кулакова О.П. и Минфина РФ - Конашкова Н.Ю. иск не признали, как необоснованный.
Выслушав объяснения представителей ФКУ ИК-2 и Минфина РФ, изучив письменные документы дела, суд пришел к следующему.
В соответствии со статьей 1069 ГК РФ, вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Согласно статье 13 Закона РФ № 5473-1 от 21.07.1993 г. «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», учреждения, исполняющие наказания, обязаны: обеспечивать исполнение уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации; создавать условия для обеспечения правопорядка и законности, безопасности осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на их территориях; обеспечивать охрану здоровья осужденных.
В судебном заседании установлено, что приговором Вяземского городского суда <адрес> от дд.мм.гггг Колабутин В.А. был признан виновным в совершении преступления, предусмотренного частью 4 статьи 111 УК РФ. За совершенное преступление Колабутину В.А. назначено наказание в виде 6 лет 3 месяцев лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима. С учетом последующих изменений, внесенных в приговор, срок лишения свободы снижен до 5 лет 9 месяцев. С дд.мм.гггг Колабутин В.А. отбывает наказание в ФКУ ИК-№ ххх. дд.мм.гггг Колабутин В.А. переведен в отряд № ххх на строгие условия содержания.
Данные обстоятельства подтверждаются карточкой и характеристикой осужденного, справкой ФКУ ИК-№ ххх о поощрениях и взысканиях, справкой ФКУ ИК-№ ххх о распределении в отряд.
Частью 1 статьи 99 УИК РФ предусмотрено, что норма жилой площади в расчете на одного осужденного к лишению свободы в исправительных колониях не может быть менее двух квадратных метров.
Из справки ФКУ ИК-2 видно, что среднесписочная численность отряда № ххх составляет 66 человек. Согласно техническому паспорту объекта капитального строительства, жилая площадь отряда № ххх составляет 165,5 кв.м.
Таким образом, жилая площадь, приходящаяся на одного осужденного отряда № ххх ФКУ ИК-№ ххх превышает установленную на 0,5 кв.м. (165,5 / 66 = 2,5). Ссылка Колабутина В.А. на необходимые 7 кв.м. жилой площади на одного осужденного - основана на неправильном понимании норм уголовно-исполнительного законодательства, в связи с чем отклоняется судом как несостоятельная.
В силу части 3 статьи 101 УИК РФ, администрация исправительных учреждений несет ответственность за выполнение установленных санитарно-гигиенических и противоэпидемических требований.
В своем исковом заявлении Колабутин В.А. утверждает, что горячая вода в помещении отряда отсутствует. Однако такие утверждения Колабутина В.А. опровергаются справкой ФКУ ИК-№ ххх, из которой следует, что помывка осужденных отряда № ххх осуществляется в душе ежедневно по установленному графику. Душ оборудован 4 лейками и работает от водонагревателей, которые находятся в рабочем состоянии.
Приказом Министерства Юстиции РФ от 02.06.2003 г. № 130-Дсп установлено, что на 15 осужденных положен 1 санитарный прибор (умывальник и унитаз).
Из справки ФКУ ИК-2 усматривается, что в туалете отряда № ххх установлено 4 унитаза, в комнате для умывания имеется 9 умывальников. Исходя из среднесписочной численности осужденных (66), в отряде № ххх на 0,4 санитарных прибора менее положенного (66 / 15). Однако отклонение от нормы в 0,4 санитарных прибора не может быть признано нарушением прав осужденного на надлежащие санитарно-гигиенические условия. При этом недостаток в 0,4 санитарных прибора компенсируется наличием двух писсуаров. Из той же справки видно, что унитазы и писсуары отделены перегородками, что отвечает требованиям приватности.
Согласно части 3 статьи 99 УИК РФ, минимальные нормы питания устанавливаются Правительством Российской Федерации. За счет средств предприятий, привлекающих к труду осужденных, им может быть организовано дополнительное питание сверх установленных норм. Осужденные, не работающие по не зависящим от них причинам, осужденные, не получающие пенсии, обеспечиваются питанием за счет государства.
Приказом Минюста РФ № 125 от 02.08.2005 г. «Об утверждении норм питания и материально бытового обеспечения осужденных к лишению свободы, а также подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в следственных изоляторах Федеральной службы исполнения наказаний в мирное время» утверждены минимальные нормы питания по каждому наименованию продуктов.
Из справки ФКУ ИК№ ххх следует, что обеспечение осужденных продуктами питания производится по нормам приказа № ххх от дд.мм.гггг Питание трехразовое. Сотрудники медчасти ежедневно осуществляют контроль за качеством приготовления пищи. Колабутин В.А., помимо всего прочего, 2 раза в год получает диетическое питание в целях профилактического лечения язвенной болезни желудка, установленной у осужденного.
В связи с этим доводы Колабутина В.А. о плохом питании и низком качестве приготовления пищи не принимаются судом. Нормативных актов, устанавливающих разнообразие питания осужденных, не имеется.
В соответствии с частью 6 статьи 12, частью 2 статьи 72 УИК РФ, осужденные имеют право на охрану здоровья, включая получение первичной медико-санитарной и специализированной медицинской помощи в амбулаторно-поликлинических или стационарных условиях в зависимости от медицинского заключения. Осужденным предоставляется медицинская помощь.
Из справок ФКУ ИК-№ ххх видно, что всем осужденным исправительного учреждения предоставляется необходимая медицинская помощь. Прием осужденных осуществляется по мере записи в журнал, экстренный прием осужденных осуществляется незамедлительно (в выходные и праздничные дни дежурными врачами), прием начальником медицинской части проводится еженедельно. Состояние здоровья истца находится под постоянным наблюдением, равно как и остальных осужденных. В отношении Колабутина В.А. проводятся плановые и внеплановые медицинские осмотры, флюорография 2 раза в год, по мере необходимости ведется амбулаторный прием, а также стационарное лечение. Изначально Колабутин В.А. прибыл в ФКУ ИК-№ ххх с диагнозом хронический вирусный гепатит «С», язвенная болезнь желудка. Колабутин В.А. состоял на диспансерный учет по поводу язвенной болезни желудка. За время наблюдения случаев обострения заболевания не было. Курсы противорецидивного лечения проходил своевременно, диетическое питание получает по установленным нормам.
При таких обстоятельствах ссылка Колабутина В.А. на отсутствие должного лечения вызывает у суда сомнения.
В своем исковом заявлении Колабутин В.А. указывает, что совместно с ним содержаться лица, страдающие ВИЧ-инфекцией и туберкулезом, что ставит под угрозу его жизнь и здоровье.
Из справки ФКУ ИК№ ххх усматривается, что в отряде № ххх действительно содержатся носители <данные изъяты>. Однако пути передачи данных заболеваний исключают возможность заражения бытовым путем. При этом Колабутин В.А. сам является носителем гепатита «С». При выявлении туберкулезной инфекции (даже неподтвержденные случаи) заболевшие немедленно изолируются сначала в стационар медчасти исправительного учреждения, а затем в туберкулезное отделение больницы для осужденных.
Утверждения Колабутина В.А. о том, что все попытки заявить о нарушениях своих прав и свобод немедленно пресекаются путем применения дисциплинарных взысканий, физического и психологического противодействия со стороны администрации ФКУ ИК-№ ххх и осужденных - носят неоправданный характер. За время отбытия наказания в ФКУ ИК№ ххх Колабутин В.А. в дисциплинарном порядке наказывался 14 раз, при этом все взыскания получил за нарушение режима отбытия наказания, а не по каким-либо иным причинам. В выборе отношений с осужденными Колабутин В.А. не избирателен - отношения поддерживает с осужденными как положительной, так и отрицательной направленности, поэтому ссылаться на физическое и психологическое давление со стороны осужденных истец не вправе. Факты превышения сотрудниками ФКУ ИК№ ххх своих должностных полномочий, либо злоупотребления своими должностными полномочиями в форме физического и психологического давления на Колабутина В.А. - надлежащими доказательствами не подтверждены, поскольку приговора суда на этот счет не имеется.
Ссылка Колабутина В.А. на то, что все поданные им жалобы адресатам не отправляются - не принимается судом, поскольку само обращение истца в суд с настоящим иском свидетельствует об обратном. При этом из справки ФКУ ИК-№ ххх следует, что Колабутин В.А. ведет активную переписку с различными учреждениями и организациями, чему исправительное учреждение не препятствует.
Таким образом, те обстоятельства, на которые указывает Колабутин В.А. в своем исковом заявлении, основаны исключительно на его собственных доводах. Такие доводы носят субъективный характер, не аргументированы, полностью опровергнуты ответчиками и не позволяют суду сделать вывод о ненадлежащем содержании истца в местах лишения свободы. В связи с этим суд отказывает Колабутину В.А. в заявленном иске к ФКУ ИК-№ ххх и Минфину РФ в полном объеме.
Кроме того, статьей 414 ГК РФ предусмотрено, что обязательство прекращается совпадением должника и кредитора в одном лице.
Колабутин В.А. оказался в местах лишения свободы в результате собственных преступных действий, установленных приговором суда. Поэтому ФКУ ИК-2 и Минфин РФ нельзя признать ответственными лицами за те лишения и неудобства, которые истец испытывает, находясь в местах лишения свободы по своей же вине.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194 - 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ № ░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░: ___________________ ░.░. ░░░░░