Дело № 2-83/2015 г.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
05 мая 2015 года город Нижняя Тура
Нижнетуринский городской суд Свердловской области в составе:
Судьи Мараковой Ю.С.
При секретаре Полозовой О.Н.
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Григорьевой ... к Огибенину ..., Огибениной ... о признании соглашения недействительным и об обязании произвести государственную регистрацию перехода прав арендатора земельного участка,
У С Т А Н О В И Л:
Григорьева ... обратилась в Нижнетуринский городской суд Свердловской области с исковым заявлением к Огибенину ..., Огибениной ... о признании сделки недействительной, о понуждении к государственной регистрации перехода прав по договору аренды, мотивируя тем, что в 2012 году между истцом и ответчиком Огибениным ... было достигнуто соглашение о переуступке прав арендатора по договору аренды земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> оформленного в виде расписки. Согласно условиям указанным в расписке, истец приняла все права и обязанности по договору аренды земельного участка № 4 от 18 июля 2000 года. Однако переуступка прав арендатора по договору аренды вышеуказанного земельного участка в установленном законом порядке не была зарегистрирована. В период с 2013 года по 2014 год при оформлении документов на земельный участок истцу стало известно о том, что ответчик Огибенин ... повторно переуступил права арендатора по договору аренды земельного участка Огибениной ..., в связи с чем, Григорьева ... просит признать недействительным соглашение от 15 июля 2014 года о переуступке прав и обязанностей по договору аренды земельного участка, заключенное между Огибениным ... и Огибениной ...; обязать ответчика Огибенина ... произвести государственную регистрацию перехода прав арендатора земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> от Огибенина ... к Григорьевой ....
Определением Нижнетуринского городского суда от 09 апреля 2015 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца привлечен Ган ....
В судебном заседании представитель истца по доверенности Скутина А.Ю. исковые требования уточнила, просив признать соглашение от 15.07.2014 года о переуступке прав и обязанностей недействительным на основании ст.ст. 10, 168, 170 ГК РФ, пояснила, что соглашение заключенное между Огибениным В.В. и Огибениной А.Ф, является недействительной сделкой, поскольку при ее заключении не получено согласие администрации Нижнетуринского городского округа, кроме того, просила признать данную сделку мнимой пояснив, что передача земельного участка от Огибенина В.В. к Огибениной А.Ф. не состоялась, данным земельным участком распоряжается Огибенин В.В., предлагая его другим лицам для замены лиц в обязательстве. Кроме того, требуя об обязании Огибенина В.В. произвести государственную регистрацию перехода права арендатора земельного участка от Огибенина В.В. к Григорьевой Ю.А. указала, что в 2012 году между Григорьевой Ю.А. и Огибениным В.В. состоялось сделка о передаче прав и обязанностей по договору аренды земельного участка от <дата> года, данная сделка оформлена распиской, согласно которой Григорьева Ю.А. передала Огибенину В.В. за переуступку прав арендатора ... рублей. Считает, что поскольку Огибенин В.В. отказывается от регистрации перехода прав то в силу ч. 3 ст. 165 ГК РФ суд может вынести решение о регистрации сделки.
В судебном заседании представитель ответчика по доверенности Попов С.В. исковые требования не признал, указав, что оспариваемое соглашение от 15.07.2014 года заключено законно в рамках договора аренды от <дата>. Договор аренды от <дата> расторгнут. Указал, что Огибенин В.В. перед Григорьевой Ю.А. никаких обязательств не несет, соответственно требование о об обязании зарегистрировать переход прав собственности заявлено истцом необоснованно.
Представитель третьего лица без самостоятельных исковых требований Ган Д.В. исковые требовании поддержал указав, что участвовал в заключении соглашения о перемене лиц по договору аренды от 2000 года. Расписка подтверждает факт заключения соглашения о перемене лиц. Все условия были определены, земельный участок передан, Григорьева Ю.А. после передачи ей земельного участка в 2012 году занималась межеванием земельного участка, кроме того, на участке завезены блоки, установлен фундамент, соответственно, после оформления межевания земельного участка, переуступка права должна была быть заключена с Григорьевой Ю.А., а не с Огибениной А.Ф.
Ответчик Огибена А.Ф. в судебное заседание не явилась о дате и времени рассмотрения извещена надлежащим образом. О причинах неявки суд не уведомила, ходатайств об отложении не заявляла.
Третье лицо без самостоятельных исковых требований администрация Нижнетуринского городского округа в судебное заседание не явилась о дате и времени рассмотрения извещена надлежащим образом. О причинах неявки суд не уведомила, ходатайств об отложении не заявляла.
Суд, заслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии со ст. 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему.
В силу п. 1 ст. 420 ГК РФ, договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращение гражданских прав и обязанностей.
Согласно п. 1 ст. 168 ГК РФ сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки. В силу п. 2 ст. 168 ГК РФ, если из закона не следует иное, сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна.
В силу абзаца первого п. 1 ст. 10 ГК РФ не допускается осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).
Злоупотребление правом при совершении сделки нарушает запрет, установленный ст. 10 ГК РФ, поэтому такая сделка может быть признана недействительной на основании ст. 10 и 168 ГК РФ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 170 Гражданского кодекса Российской Федерации мнимая сделка, то есть сделка, совершенная лишь для вида, без намерения создать соответствующие ей правовые последствия, ничтожна.
В судебном заседании установлено, что согласно договора № 214 временного пользования землей от <дата> администрация МО «Нижнетуринский район» передала во временное пользование Огибенину В.В, земельный участок .... расположенный по адресу: <адрес> для индивидуального жилищного строительства, кадастровый номер .... Договор аренды заключен на три года (л.д.39-45).
11 июня 2014 года администрацией Нижнетуринского городского округа принято постановление № от <дата> согласно которого в связи с необходимостью приведения в соответствие с действующим законодательством, постановлено заключить с Огибениным В.В. договор аренды земельного участка (л.д. 69).
18 июня 2014 года Комитет по управлению имуществом администрации Нижнетуринского городского округа и Огибенин В.В. на основании постановления администрации Нижнетуринского городского округа от <дата> № заключили договор аренды земельного участка ..., согласно которого Огибенин В.В, принял в аренду земельный участок площадью ..., расположенный по адресу<адрес> для индивидуального жилищного строительства. Договор аренды заключен на срок с <дата> по <дата> (л.д.64-65). Данный договор зарегистрирован в Управлении Федеральной службы регистрации кадастра и картографии по Свердловской области (л.д.123-124).
25 июня 2014 года между Комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации Нижнетуринского городского округа и Огибениным В.В. заключено соглашение о расторжении договора временного пользования землей № от <дата> с <дата> (л.д.79).
15 июля 2014 года между Огибениным В.В. и Огибениной А.Ф. заключено соглашение о передаче прав и обязанностей по договору аренды земельного участка № от <дата> года, согласно которого Огибенин В.В. передал Огибениной А.Ф, все права и обязанности по договору аренды земельного участка № от <дата> года, расположенного по адресу: <адрес>. Передача земельного участка произведена по акту приема передачи подписанного сторонами. Соглашение зарегистрировано в Управлении Федеральной службы регистрации кадастра и картографии по Свердловской области 07 августа 2014 года (л.д.132-133).
18 июля 2014 года в адрес главы администрации Нижнетуринского городского округа направлено уведомление о передаче прав и обязанностей по договору аренды земельного участка
В обосновании требований о признании соглашения от <дата> недействительным и об обязании произвести государственную регистрацию перехода прав арендатора земельного участка от Огибенина В.В. к Григорьевой Ю.А., истцом в качестве доказательства наличия права на спорный земельный участок представлена расписка, согласно которой Огибенин В.В. получил от Григорьевой Ю.А. деньги в сумме ... за переуступку прав арендатора по договору аренды земельного участка по адресу: <адрес> с сохранением прав и обязанностей по договору аренды от .... Указанная расписка подписана Григорьевой Ю.А. и Огибениным В.В. даты не содержит.
Статьей 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации закреплено, что каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Рассматривая требование истца о признании соглашения от 15.07.2014 года между Огибениным В.В. и Огибениной А.Ф. о передаче прав и обязанностей по договору аренды земельного участка № от <дата> года, недействительным по основанию ст.168 ГК РФ ( по утверждению истца в нарушение требований Земельного кодекса РФ при заключении вышеуказанного соглашения не получено согласие администрации Нижнетуринского городского округа), суд пришел к следующему.
Пункт 2 статьи 607 и пункт 2 статьи 615 Гражданского кодекса Российской Федерации допускают возможность установления законом или иными правовыми актами особенностей сдачи в аренду земельных участков и такие особенности предусмотрены Земельным кодексом Российской Федерации. В соответствии с п. 9 ст. 22 Земельного кодекса Российской Федерации (ЗК РФ), при аренде земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на срок более чем пять лет арендатор земельного участка имеет право, если иное не установлено федеральными законами, в пределах срока договора аренды земельного участка передавать свои права и обязанности по этому договору третьему лицу, в том числе права и обязанности, указанные в пунктах 5 и 6 настоящей статьи, без согласия собственника земельного участка при условии его уведомления.
Как было указано выше, <дата> между Комитетом по управлению имуществом администрации Нижнетуринского городского округа и Огибениным В.В. заключен договор аренды земельного участка № на срок с <дата> по <дата>.
Срок договора аренды земельного участка определен конкретными календарными датами, в связи с чем буквальное толкование содержания договора приводит к выводу, что началом его действия является конкретная календарная дата – <дата>, а датой окончания действия договора является – <дата>.
Таким образом, договор аренды земельного участка № от <дата> года был заключен на срок ..., то есть на срок, превышающий 5 лет. Следовательно, в силу п. 9 ст. 22 Земельного кодекса Российской Федерации для передачи прав арендатора по этому договору от Огибенина В.В. к Огибениной А.Ф., то есть и для заключения между ними договора уступки прав аренды земельного участка, не требовалось согласия администрации Нижнетуриснкого городского округа, являющегося арендодателем, а требовалось только его уведомление о заключении такого договора, соответственно оснований для удовлетворения требований истца, не имеется.
Заявляя требование о признании соглашения от <дата> между Огибениным В.В. и Огибениной А.Ф. о передаче прав и обязанностей по договору аренды земельного участка № от <дата> года, недействительным по основанию ст.ст. 10, 168 ГК РФ, истец указал, что Огибенин В.В. заключил соглашение о передаче прав и обязанностей с намерением причинить вред другому лицу, а именно Григорьевой Ю.А., поскольку знал, что ранее права на этот участок он уже передал Григорьевой Ю.А.
Вместе с тем, доказательств в подтверждение своих доводов суду не представил. Наличие расписки о передаче денежных средств не может свидетельствовать о том, что Огибенин В.В. заключая соглашения от <дата> между Огибениным В.В. и Огибениной А.Ф. о передаче прав и обязанностей по договору аренды земельного участка № от <дата> совершил действия в обход закона с противоправной целью, действовал недобросовестно, злоупотребил правом.
Кроме того, истец полагает, что соглашение от <дата> между Огибениным В.В. и Огибениной А.Ф. о передаче прав и обязанностей по договору аренды земельного участка № от <дата> является мнимой сделкой, совершен лишь для вида, без намерения создать соответствующие правовые последствия. Свои доводы обосновывает тем, что фактически передача прав не состоялась, Огибенин В.В. продолжает распоряжаться земельным участком, предлагая его другим лицам для передачи прав по договору аренды.
Доказательств, свидетельствующих о мнимости соглашения от <дата> между Огибениным В.В. и Огибениной А.Ф. о передаче прав и обязанностей по договору аренды земельного участка № от <дата> года, истцом в судебное заседание не представлено. Напротив, как следует из регистрационного дела передача земельного участка оформлена актом приема-передачи земельного участка (л.д.133). Кроме того, действия для регистрации указанного соглашения совершала Огибенина А.Ф. лично (л.д.127-129). Доказательств обратного в судебное заседание не представлено, соответственно оснований для признания соглашения от <дата> между Огибениным В.В. и Огибениной А.Ф. о передаче прав и обязанностей по договору аренды земельного участка № от <дата> мнимой сделкой, у суда не имеется.
Также необходимо отметить, что согласно п. 2 ст. 166 Гражданского кодекса Российской Федерации требование о признании оспоримой сделки недействительной может быть предъявлено стороной сделки или иным лицом, указанным в законе.
Оспоримая сделка может быть признана недействительной, если она нарушает права или охраняемые законом интересы лица, оспаривающего сделку, в том числе повлекла неблагоприятные для него последствия.
Суд полагает, что оспариваемое соглашение не затрагивает права истца, поскольку истец не является стороной данной сделки, спорная сделка не вносит в правовую сферу истца неопределенность и не может повлиять на его правовое положение, и удовлетворение заявленных требований не приведет к восстановлению нарушенных прав истца.
Таким образом, учитывая, что истец не является ни стороной, ни заинтересованным лицом в оспариваемой сделке, а также то, что в материалах дела отсутствуют доказательства ничтожности (мнимости) спорной сделки, у суда не имеется правовых оснований для удовлетворения исковых требований о признании соглашения от <дата> между Огибениным В.В. и Огибениной А.Ф. о передаче прав и обязанностей по договору аренды земельного участка № от <дата> недействительным.
При таких обстоятельствах в удовлетворении исковых требований следует отказать.
Кроме того, истцом заявлено требование об обязании ответчика произвести государственную регистрацию перехода прав арендатора земельного участка на основании расписки о передаче денежных средств за переуступку прав арендатора по договору аренды земельного участка по адресу: <адрес> по договору аренды от <дата> № 214. В качестве основания требования об обязании произвести государственную регистрацию перехода прав истец указала на ч. 2 ст. 165 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которой если сделка, требующая государственной регистрации, совершена в надлежащей форме, но одна из сторон уклоняется от ее регистрации, суд вправе по требованию другой стороны вынести решение о регистрации сделки
В соответствие со статьей 16 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" при уклонении одной из сторон договора от государственной регистрации прав переход права собственности регистрируется на основании решения суда, вынесенного по требованию другой стороны.
В силу ст. 165 ГК РФ несоблюдение в случаях, установленных законом, требования о государственной регистрации сделки влечет ее недействительность.
Согласно ст. 389 ГК РФ уступка требования, основанного на сделке, совершенной в простой письменной или нотариальной форме, должна быть совершена в соответствующей письменной форме (п. 1); уступка требования по сделке, требующей государственной регистрации, должна быть зарегистрирована в порядке, установленном для регистрации этой сделки, если иное не установлено законом (п. 2).
Поскольку пункт 2 статьи 607 и пункт 2 статьи 615 Гражданского кодекса Российской Федерации допускают возможность установления законом или иными правовыми актами особенностей сдачи в аренду земельных участков и такие особенности предусмотрены Земельным кодексом Российской Федерации, то в случае, указанном в пункте 9 статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации, достаточно уведомления собственника земельного участка, если иное не предусмотрено договором
Представленная суду расписка о передаче денег, при отсутствии соглашения о переходе прав по договору аренды в письменной форме и при отсутствии уведомления администрации Нижнетуринского городского округа как арендодателя, при отсутствии доказательств законной передачи земельного участка от Огибенина В.В. к Григорьевой Ю.А. не может служить доказательством совершения сделки перехода права аренды по договору временного пользования землей № от <дата> в надлежащей форме, поскольку в соответствии с частью 1 статьи 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
Кроме того, согласно п. 2 ст. 453 ГК РФ при расторжении договора обязательства сторон прекращаются.
Применительно к вышеизложенному, судом установлено, что соглашением б/н от <дата> договор временного пользования землей № от <дата> с <дата> между сторонами расторгнут, обязательства прекращены.
На основании вышеизложенного оснований для удовлетворения требования истца об обязании произвести государственную регистрацию перехода прав арендатора земельного участка по адресу: <адрес> по договору аренды от <дата> № 214, от ФИО2 к ФИО1, не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении исковых требований к Огибенину ..., Огибениной ... о признании недействительным соглашения от <дата> о переуступке прав и обязанностей по договору аренды земельного участка № от <дата> года, заключенного между Огибениным В.В. и Огибениной А.Ф., Григорьевой ... отказать.
В удовлетворении исковых требований к Огибенину ... об обязании произвести государственную регистрацию перехода прав арендатора земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> от Огибенина В.В. к Григорьевой Ю.А., Григорьевой ... отказать.
Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Нижнетуринский городской суд.
Судья Ю.С.Маракова