Дело № 12-254/2018
Р Е Ш Е Н И Е
по жалобе на постановление
по делу об административном правонарушении
г. Волоколамск 03 октября 2018 года
Судья Волоколамского городского суда Московской области В.В. ТЮЛЕНЕВ
при секретаре Юдине А.А.
рассмотрев жалобу представителя ООО «Продовольственная безопасность» по доверенности ФИО3 на постановления начальника Клинского межрайонного территориального отдела лесной охраны Управления судебного обеспечения по работе с территориями Комитета лесного хозяйства Московской области ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ №,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением начальника Клинского межрайонного территориального отдела лесной охраны Управления судебного обеспечения по работе с территориями Комитета лесного хозяйства Московской области ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ №, юридическое лицо Общество с ограниченной ответственностью «Продовольственная безопасность», признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.32 ч. 1 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
Начальником Клинского межрайонного территориального отдела лесной охраны Управления судебного обеспечения по работе с территориями Комитета лесного хозяйства Московской области ФИО1 установлено, что ДД.ММ.ГГГГ в период времени с 10 часов 30 минут до 13 часов 00 минут в рамках Федерального государственного лесного надзора (лесная охрана) и федерального государственного пожарного надзора в лесах, государственным лесным инспектором Московской области ФИО2 согласно утвержденного графика патрулирования осуществлено патрулирование лесных участков, расположенных в выделах 13, 15, 16 квартала 74, в выделах 10, 13 квартала 73 Волоколамского участкового лесничества Волоколамского лесничества, вблизи д. Шитьково Спасского сельского поселения Волоколамского района Московской области.
В результате осмотра лесных участков выявлен факт нарушения лесного законодательства, выразившийся в том, что на земельном участке с кадастровым номером 50:07:0060330:6, прилегающего к территории лесного фонда - выделы 13, 15, 16 квартала 74 Волоколамского участкового лесничества Волоколамского лесничества; и земельном участке с кадастровым номером 50:07:0060407:21, прилегающего к территории лесного фонда - выделы 10, 13 квартала 73 Волоколамского участкового лесничества Волоколамского лесничества, не проведены работы по отделению лесных участков противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 0,5 м или иным противопожарным барьером.
Установлено, что ООО «Продовольственная безопасность» допустило нарушение Правил пожарной безопасности в лесах, которое выразилось в нарушении пункта 9 (1) «Правил пожарной безопасности в лесах», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2007 г. № 417 «Об утверждении правил пожарной безопасности в лесах»).
В подтверждение виновности ООО «Продовольственная безопасность» представлены: протокол об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ, акты осмотра территории лесных участков от ДД.ММ.ГГГГ с фототаблицами и схемами лесных участков, выписки из ЕГРН на земельные участки, выписка из ЕГРЮЛ на ООО «Продовольственная безопасность».
Согласно представленным копиям выписок из ЕГРН, земельные участки с кадастровыми номерами 50:07:0060330:6, 50:07:0060407:21 принадлежат на праве собственности ООО «Продовольственная безопасность».
В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического липа, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации установлена административная ответственность.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 № 417 утверждены Правила пожарной безопасности в лесах, которые являются обязательными для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами и гражданами.
Пунктом 9 (1) Правил пожарной безопасности в лесах установлено, что в период со дня схода снежного покрова до установления устойчивой дождливой осенней погоды или образования снежного покрова органы государственной власти, органы местного самоуправления, учреждения, организации, иные юридические лица независимо от их организационно-правовых Форм и Форм собственности, крестьянские (фермерские) хозяйства, общественные объединения, индивидуальные предприниматели, должностные липа, граждане Российской Федерации, иностранные граждане, липа без гражданства, владеющие, пользующиеся и (или) распоряжающиеся территорией, прилегающей к лесу, обеспечивают ее очистку от сухой травянистой растительности, пожнивных остатков, валежника, порубочных остатков, мусора и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 метров от леса либо отделяют лес противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 0,5 метра или иным противопожарным барьером.
Имеющиеся в материалах дела доказательства, свидетельствуют о том, что у ООО «Продовольственная безопасность» имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Административное правонарушение допущено по вине ООО «Продовольственная безопасность», так как своими действиями оно нарушило требования законодательства Российской Федерации, выразившееся в нарушении Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 № 417, то есть совершило объективную сторону ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ выразившуюся в действии и бездействии, нарушающих требования и правила пожарной безопасности в лесах.
Не согласившись с постановлением начальника Клинского межрайонного территориального отдела лесной охраны Управления судебного обеспечения по работе с территориями Комитета лесного хозяйства Московской области ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ №, представитель юридического лица ООО «Продовольственная безопасность» по доверенности ФИО3 представил в суд жалобу, в которой просит постановление начальника Клинского межрайонного территориального отдела лесной охраны Управления судебного обеспечения по работе с территориями Комитета лесного хозяйства Московской области ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ №. отменить.
Из жалобы следует, что в соответствии с «Положением о федеральном государственном пожарном надзоре в лесах» государственный надзор должен осуществляться в установленных данным Положением формах (п. 2).
В оспариваемом постановлении отсутствует подтверждение соблюдения установленных форм надзора при осуществлении «осмотра лесных участков».
В соответствии с п. 7 «Положения о федеральном государственном пожарном надзоре в лесах» перечень уполномоченных на осуществление данного надзора должностных лиц устанавливается высшим исполнительным органов субъекта РФ (в нашем случае Правительством Московской области).
В оспариваемом постановлении отсутствует подтверждение наделения должностное лица по рассмотрению дел об административном правонарушении по ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ.
В соответствии с п. 16 «Положения о федеральном государственном пожарном надзоре в лесах» сроки и последовательность административных процедур определяются соответствующим адм. регламентом.
Согласно п. 36 Административного регламента лесного надзора (утв. приказом Минприроды РФ от 12.04.2016 № 233) надзорные мероприятия должны осуществлять в строго соответствии с установленной данным пунктом последовательности.
В оспариваемом постановлении отсутствует подтверждение соблюдения процедуры надзорных мероприятий.
Применение любых мероприятий в рамках федерального Госпожнадзора в лесах должно осуществляться при соблюдении требований Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (п. 9 «Положения о федеральном государственном пожарном надзоре в лесах»).
Данный вывод подтверждается решением Верховного Суда РФ от 16.04.2018 по адм/делу № АКПИ18-87 (вступившим в законную силу 26.07.2018).
В оспариваемом постановлении отсутствует подтверждение соблюдения процедуры, установленной Законом № 294-ФЗ.
В судебном заседании представитель юридического лица ООО «Продовольственная безопасность» по доверенности ФИО3 доводы изложенные в жалобе поддержал, просит постановления начальника Клинского межрайонного территориального отдела лесной охраны Управления судебного обеспечения по работе с территориями Комитета лесного хозяйства Московской области ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ № отменить, по доводам изложенным в его жалобе, поскольку проверка проведена с нарушением действующего законодательства.
Проверив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы представителя юридического лица, исследовав представленные письменные материалы дела в их совокупности, суд приходит к выводу, что жалоба представителя ООО «Продовольственная безопасность» ФИО3 не подлежит удовлетворению, а постановление начальника Клинского межрайонного территориального отдела лесной охраны Управления судебного обеспечения по работе с территориями Комитета лесного хозяйства Московской области ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ № подлежит оставлению без изменения, по следующим основаниям.
Суд считает, что действия юридического лица ООО «Продовольственная безопасность» начальником Клинского межрайонного территориального отдела лесной охраны Управления судебного обеспечения по работе с территориями Комитета лесного хозяйства Московской области ФИО1 правильно квалифицированы по ст. 8.32. ч. 1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, поскольку вина ООО «Продовольственная безопасность» в совершении данного административного правонарушения доказана материалами дела об административном правонарушении.
Согласно постановления о назначении административного наказания № от ДД.ММ.ГГГГ в вину ООО «Продовольственная безопасность» вменяется нарушение требований, установленных п. 9 (1) «Правил пожарной безопасности в лесах», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2007 г. № 417 «Об утверждении пожарной безопасности в лесах».
Согласно 9 (1) «Правил пожарной безопасности в лесах» В период со дня схода снежного покрова до установления устойчивой дождливой осенней погоды или образования снежного покрова органы государственной власти, органы местного самоуправления, учреждения, организации, иные юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, крестьянские (фермерские) хозяйства, общественные объединения, индивидуальные предприниматели, должностные лица, граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства, владеющие, пользующиеся и (или) распоряжающиеся территорией, прилегающей к лесу, обеспечивают ее очистку от сухой травянистой растительности, пожнивных остатков, валежника, порубочных остатков, мусора и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 метров от леса либо отделяют лес противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 0,5 метра или иным противопожарным барьером. (п. 9(1) введен Постановлением Правительства РФ от 18.08.2016 N 807)
Статьей 8.32 ч. 1 КоАП РФ установлена ответственность за нарушение правил пожарной безопасности в лесах. (в ред. Федерального закона от 21.07.2014 № 277-ФЗ).
Объективно из материалов дела, а именно: акта осмотра территории лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ следует, что при патрулировании территории лесного фонда в рамках федерального государственного лесного надзора (лесная охрана) и федерального государственного пожарного надзора в лесах проведен осмотр в квартале 73 выделах 10, 13 Волоколамского участкового лесничества Волоколамского лесничества вблизи д. Шитьково Спасского сельского поселения Волоколамского района Московской области. Патрулирование проводилось на основании графика патрулирования по маршруту № 6 в светлое время суток при облачной погоде.
В результате осмотра ДД.ММ.ГГГГ в 10 часов 30 минут установлено что: в квартале 73 выдела 10, 13 Волоколамского участкового лесничества Волоколамского лесничества, примыкает земельный участок (кадастровый №), который не отделен противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 0,5 м или иным противопожарным барьером от территории лесного фонда, что является нарушением п. 9(1) «Правил пожарной безопасности в лесах» утвержденным Постановлением Правительства РФ от 30.06.2007 г. № 417.
ДД.ММ.ГГГГ по результатам проведенной проверки Государственным лесным инспектором Московской области Волоколамского филиала ГКУ МО «Мособллес» ФИО2 возбуждено дело об административном правонарушении в отношении юридического лица ООО «Продовольственная безопасность» по ст. 8.32 ч. 1 КоАП РФ и принято к своему производству для рассмотрения по существу.
ДД.ММ.ГГГГ Государственным лесным инспектором Московской области Волоколамского филиала ГКУ МО «Мособллес» ФИО2 составлен протокол об административном правонарушении № о привлечении юридического лица ООО «Продовольственная безопасность» к административной ответственности по ст. 8.32 ч. 1 КоАП РФ.
ДД.ММ.ГГГГ начальником Клинского межрайонного территориального отдела лесной охраны Управления судебного обеспечения по работе с территориями Комитета лесного хозяйства Московской области ФИО1 вынесено постановление № о признании ООО «Продовольственная безопасность» виновным в совершении административного правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
Протокол об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ №, по ст. 8.32 ч. 1 КоАП РФ в отношении ООО «Продовольственная безопасность», составлен в соответствии с требованиями ст. 28. 2 КоАП РФ, должностным лицом, уполномоченным согласно п. 8 ч. 5 ст. 28.3 Кодекса РФ об АП составлять протоколы об административных правонарушениях.
Постановление по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ по ст. 8.32 ч. 1 КоАП РФ в отношении ООО «Продовольственная безопасность» вынесено в соответствии с требованиями ст. 29.10 КоАП РФ, должностным лицом, уполномоченным рассматривать дела об административных правонарушениях данной категории, согласно требований ст. 23.24. Кодекса РФ об АП.
В силу ч. 1 ст. 2.1 Кодекса РФ об АП административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое данным кодексом или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Вина ООО «Продовольственная безопасность» в совершении административного правонарушении, предусмотренного ст. 8.32 ч. 1 КоАП РФ подтверждается: Актом осмотра территории лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ с прилагаемой фототаблицей, протоколом об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ, Актами повторного осмотра территории лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ с прилагаемой фототаблицей, об устранении выявленных нарушений.
У суда нет оснований ставить под сомнение доказательства собранные по делу, поскольку они являются допустимыми и не противоречивыми.
Порядок привлечения юридического лица ООО «Продовольственная безопасность» к административной ответственности по ст. 8.32 ч. 1 КоАП РФ в целом был соблюден, каких-либо грубых процессуальных нарушений влекущих безусловную отмену постановления по делу, судом установлено не было.
Нарушения процессуального порядка сбора доказательств и рассмотрения начальником Клинского межрайонного территориального отдела лесной охраны Управления судебного обеспечения по работе с территориями Комитета лесного хозяйства Московской области ФИО1, данного административного дела не установлено. Положения Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ (ред. от 03.08.2018) "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" при проведении проверки о нарушении правил пожарной безопасности в лесах в рамках Федерального государственного лесного надзора (лесная охрана) и федерального государственного пожарного надзора в лесах, государственным лесным инспектором Московской области ФИО2, нарушены не были, поскольку действия данного Закона на рассматриваемый случай не распространяются, поскольку настоящий Федеральный закон регулирует отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, и рассматриваемом случае предпринимательская деятельность юридического лица ООО «Продовольственная безопасность» данной проверкой не проверялась и не затрагивалась.
Процессуальный порядок привлечения юридического лица к административной ответственности, также нарушен не был. Юридическое лицо ООО «Продовольственная безопасность» уведомлялось в письменном виде о дате и времени рассмотрения дела об административном правонарушении, материалы дела содержат сведения о направлении такого уведомления по посредством почтового отправления и вызове представителя для рассмотрения дела об административном правонарушении на ДД.ММ.ГГГГ, дело рассмотрено без участия лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, при надлежащем его уведомлении и отсутствии ходатайства о рассмотрении дела с его участием.
Исходя из изложенного процессуального порядка привлечения юридического лица к административной ответственности, судом при рассмотрении жалобы не установлен.
У юридического лица ООО «Продовольственная безопасность» имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению, поэтому суд считает доказанной вину ООО «Продовольственная безопасность» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.32 ч. 1 КоАП РФ.
Административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом (ч. 1 ст. 4.1 Кодекса РФ об АП). При этом юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (ч. 2 ст. 2.1 Кодекса РФ об АП).
При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность. (ч. 3 ст. 4.1 Кодекса РФ об АП)
Санкция ст. 8.32 ч. 1 КоАП РФ влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей. (в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 277-ФЗ)
Суд, оценив собранные по делу доказательства, по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности приходит к выводу, что начальник Клинского межрайонного территориального отдела Управления по работе с территориями Комитета лесного хозяйства Московской области ФИО1 исходя из обстоятельств совершенного правонарушения, с соблюдением требований ст.ст. 29.1-29.11 КоАП РФ вынес постановление о наложении на юридическое ООО «Продовольственная безопасность» административного штрафа в размере 50 000 рублей, то есть в пределах санкции данной статьи.
Обстоятельства смягчающие, а равно отягчающие наказание юридического лица, предусмотренные ст.ст. 4.2, 4.3 КоАП РФ установлены не были. Назначенное наказание является справедливым, соответствующим характеру и степени общественной опасности совершенного правонарушения, обстоятельствам его совершения и личности виновного лица, по своей сущности не является чрезмерно завышенным либо заниженным. Данное решении принято в соответствии с требованиями административного законодательства, а поэтому является законным и обоснованным.
Поэтому оснований для удовлетворения жалобы представителя ФИО3 об отмене постановления, суд не находит.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.7 ч. 1 п. 1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, суд
Р Е Ш И Л:
Постановление начальника Клинского межрайонного территориального отдела Управления по работе с территориями Комитета лесного хозяйства Московской области ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ №, которым ООО «Продовольственная безопасность» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.32 ч. 1 КоАП РФ – оставить без изменения, жалобу представителя ФИО3 – без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд в 10-ти дневный срок со дня его вынесения, либо со дня вручения или получения копии решения.
Судья Волоколамского городского суда
Московской области В.В. ТЮЛЕНЕВ