Решение по делу № 2-681/2018 ~ М-593/2018 от 20.08.2018

Дело №2-681/2018 г.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

14 ноября 2018 года                         г. Багратионовск

                            

Багратионовский районный суд Калининградской области в составе:

председательствующего судьи Гриценко Н.Н.,

при секретаре Коноваловой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Министерства регионального контроля (надзора) Калининградской области к Соболевой И.А. о возложении обязанности предоставить доступ в жилое помещение,

УСТАНОВИЛ:

Министерство регионального контроля (надзора) Калининградской области (далее - Минконтроль КО) обратилось в суд с иском к Соболевой И.А. о возложении обязанности предоставить должностным лицам Минконтроля Калининградской области доступ в жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> для проведения проверки и составления акта проверки на предмет выявления нарушенных требований содержания и использования жилого помещения, а также самовольных перепланировки и переоборудования жилого помещения.

В обоснование своего требования истец указал, что 08.02.2018 года в Правительство КО поступило обращение Казаковой И.В., проживающей по указанному адресу в <адрес> просьбой провести проверку нарушения её жилищных прав в результате незаконного проведения переустройства и перепланировки квартиры Соболевой И.А. и использования жилого помещения не по назначению, а именно, использование жилья в целях общепита. На основании данного обращения гражданки Минконтроль Калининградской области ДД.ММ.ГГГГ издал приказ о проведении проверки с целью установления факта переустройства и перепланировки жилого помещения принадлежащего ответчице, использования его не по назначению. О дате и времени проведения проверки ответчик Соболева И.А. извещалась посредством направления заказного письма с уведомлением о вручении, однако оно возвращено в связи с истечением срока хранения. Согласно акту от ДД.ММ.ГГГГ Соболева И.А. как собственник не обеспечила доступ в свою квартиру должностного лица Минконтроля Калининградской области с целью проведения осмотра жилого помещения и установления факта его переустройства и перепланировки и использования не по назначению. Подобное неправомерное поведение ответчицы препятствует в осуществлении истцом регионального государственного жилищного надзора.

В судебное заседание представитель Минконтроля КО Лопарева И.В., будучи надлежащим образом извещенной о времени и месте слушания дела не явилась, представила суду ходатайство с просьбой о рассмотрении дела в свое отсутствие, поддержав заявленные требования и указав, что до настоящего времени жилое помещение обследовать не удалось.

Третье лицо Казакова И.В., участвующая в деле в качестве третьего лица на стороне истца, в судебное заседание не явилась о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежаще.

Ответчик Соболева И.А. в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания извещалась заказным письмом с уведомлением, которое вернулось в суд с отметкой об истечении срока хранения и неявкой адресата за его получением. При таких обстоятельствах, с учетом положения ч. 2 ст. 117 ГПК РФ, Соболева И.А. считается извещенной о времени и месте судебного разбирательства, в связи с чем, на основании положения ст. 167 ГПК РФ суд рассматривает дело в ее отсутствие.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> принадлежит на праве собственности Соболевой И.А., что подтверждается записью регистрации за ней данного права от ДД.ММ.ГГГГ , выпиской ЕГРН, ответом БТИ.

Согласно п. 2 ст. 209 ГК РФ собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц.

В силу п. 1 ст. 288 ГК РФ собственник осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему жилым помещением в соответствии с его назначением.

В соответствии с ч. 2 ст. 1 ЖК РФ граждане, осуществляя жилищные права и исполняя вытекающие из жилищных отношений обязанности, не должны нарушать права, свободы и законные интересы других граждан.

Частью 4 ст. 17 ЖК РФ предусмотрено, что пользование жилым помещением осуществляется с учётом соблюдения прав и законных интересов проживающих в этом жилом помещении граждан, соседей, требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных требований законодательства, а также в соответствии с правилами пользования жилыми помещениями, утверждёнными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Как следует из ч.ч. 1 и 4 ст. 30 ЖК РФ, собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены ЖК РФ. Собственник жилого помещения обязан поддерживать данное помещение в надлежащем состоянии, не допуская бесхозяйственного обращения с ним, соблюдать права и законные интересы соседей, правила пользования жилыми помещениями, а также правила содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.

Согласно ч. 1 ст. 26 ЖК переустройство и (или) перепланировка жилого помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения.

Основанием проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения является документ, подтверждающий принятие органом местного самоуправления решения о согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения (части 5 и 6 статьи 26 ЖК РФ).

В силу ч. 1 ст. 28 ЖК РФ завершение переустройства и (или) перепланировки жилого помещения подтверждается актом приёмочной комиссии.

В соответствии с ч. 1 ст. 29 ЖК РФ переустройство и (или) перепланировка жилого помещения, проведённые при отсутствии основания, предусмотренного частью 6 статьи 26 ЖК РФ, являются самовольными.

Частью 3 ст. 29 ЖК РФ предусмотрено, что собственник жилого помещения, которое было самовольно переустроено и (или) перепланировано, обязан привести такое жилое помещение в прежнее состояние в разумный срок и в порядке, которые установлены органом местного самоуправления.

Как следует из ст. 304 ГК РФ, собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.

08.02.2018 г. в Правительство Калининградской области поступило обращение жителя многоквартирного <адрес> Казаковой И.В., проживающей в квартире 8 данного дома, по вопросу переустройства и (или) перепланировки жилого помещения, использования его не по назначению квартиры 4 указанного дома.

Комитет городского хозяйства администрации городского округа «Город Калининград» в письме от ДД.ММ.ГГГГ, указал, что при проверке ДД.ММ.ГГГГ специалистами комитета экономики, финансов и контроля было установлено, что спорная квартира 4, расположенная в МКД, функционирует как закусочная «<данные изъяты>» ИП Соболева И.А. с режимом работы с 09:00 до 16:00 часов.

Департамент строительного надзора Минконтроля КО в письме от ДД.ММ.ГГГГ сообщил, что в связи с тем, что доступ в квартиру 4 предоставлен не был, определить факт перепланировки (переустройства) жилого помещения и размещения в нем предприятия общественного питания не представилось возможным.

С учетом этих обстоятельств в рамках своей компетенции на основании данного обращения Казаковой И.В. заместителем министра Минконтроля Калининградской области ФИО5 ДД.ММ.ГГГГ был издан приказ о проведении в рамках регионального государственного жилищного надзора внеплановой выездной проверки соблюдения собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, обязательных требований к порядку переустройства и перепланировки жилого помещения, а также использованию его не по назначению.

Данным приказом определены дата и время проверки: 20 апреля 2018 года с 12:00 до 14:00 часов, назначено лицо, уполномоченное на проведение проверки: ведущий консультант технического отдела Департамента жилищного контроля Минконтроля Калининградской области ФИО6 и в числе прочего предписано провести обследование указанного жилого помещения на предмет проведения работ по переустройству и перепланировке, соответствия помещений квартиры по расположению, набору и конфигурации данным, указанным в техническом паспорте, а также использованию квартиры по назначению.

03.04.2018 года истец направил Соболевой И.А. копию приказа с указанием даты и времени проведения проверки заказным письмом с уведомлением о вручении, однако письмо возвращено в связи с истечением срока хранения.

Должностное лицо Минконтроля 20.04.2018 г. к назначенному времени прибыло к квартире 4 МКД , однако доступ в квартиру предоставлен не был, о чем был составлен акт проверки , содержащий сведения о том, что собственник Соболева И.А. не предоставила должностному лицу доступ в своё жилое помещение для проведения обследования.

Таким образом, Соболева И.А., как собственник жилого помещения создала препятствия для проведения должностным лицом Минконтроля Калининградской области внеплановой выездной проверки по обращению Казаковой И.В.

В соответствии с ч. 2 ст. 3 ЖК РФ никто не вправе проникать в жилище без согласия проживающих в нём на законных основаниях граждан иначе как в предусмотренных ЖК РФ целях и в предусмотренных другим федеральным законом случаях и в порядке или на основании судебного решения.

Согласно п. 8 ст. 2 ЖК РФ органы государственной власти в соответствии со своей компетенцией осуществляют государственный жилищный надзор.

В силу п. 8.1 ст. 13 ЖК РФ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области жилищных отношений относится осуществление регионального государственного жилищного надзора.

Как следует из ч. 1 ст. 20 ЖК РФ, под государственным жилищным надзором понимается деятельность уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, посредством организации и проведения проверок граждан, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений.

Государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный жилищный надзор) в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с учетом требований к организации и проведению государственного жилищного надзора, установленных Правительством Российской Федерации (часть 2 статьи 20 ЖК РФ).

Частью 4 ст. 20 ЖК РФ и подпунктом «а» п. 11 Положения о государственном жилищном надзоре, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 11.06.2013 № 493, предусмотрено, что предметом проверки является соблюдение гражданами обязательных требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, порядку переустройства и перепланировки жилых помещений.

Согласно ч. 4.2 ст. 20 ЖК РФ основаниями для проведения внеплановой проверки являются поступления в орган государственного жилищного надзора обращений и заявлений граждан.

В соответствии с п. 2 ч. 5 ст. 20 ЖК РФ должностные лица органов государственного жилищного надзора, являющиеся государственными жилищными инспекторами, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения и копии приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) соответственно органа государственного жилищного надзора о назначении проверки с согласия собственников помещений в многоквартирном доме посещать жилые помещения и проводить их обследования.

Орган государственного жилищного надзора вправе обратиться в суд с заявлениями в защиту прав и законных интересов собственников жилых помещений по их обращению в случае выявления нарушения обязательных требований (пункт 4 части 6 статьи 20 ЖК РФ).

В силу пункта 4 порядка осуществления регионального государственного жилищного надзора на территории Калининградской области, установленного Постановлением Правительства Калининградской области от 21.04.2014 № 224 (далее по тексту – «Порядок»), региональный государственный жилищный надзор осуществляется Министерством регионального контроля (надзора) Калининградской области.

Пунктом 15 Порядка предусмотрено, что внеплановые проверки граждан проводятся на основании приказа министра (заместителя министра) регионального контроля (надзора) Калининградской области и его заместителей.

Как следует из п. 16 Порядка, о проведении проверки гражданин уведомляется путём вручения под подпись, заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом.

Согласно п. 12 Административного регламента исполнения Министерством регионального контроля (надзора) Калининградской области государственной функции по осуществлению регионального государственного жилищного надзора, утверждённого приказом Минконтроля Калининградской области от 03.05.2017 № 707, физическое лицо обязано обеспечить доступ проводящих выездную проверку должностных лиц в используемые им помещения.

В соответствии с п. 20 Положения о Министерстве регионального контроля (надзора) КО, утвержденного Постановлением Правительства КО от 19.10.2016 г. №484 Министерство обладает полномочиями органа исполнительной власти КО уполномоченного на осуществление регионального государственного жилищного надзора, в том числе осуществление деятельности направленной на предупреждение, выявление и пресечение нарушений гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников в МКД.

Таким образом, Министерство регионального контроля (надзора) Калининградской области является уполномоченным органом исполнительной власти, осуществляющим региональный государственный жилищный надзор и обладающим полномочиями по проведению проверок соблюдения гражданами обязательных требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, порядку переустройства и перепланировки жилых помещений.

Осуществляя региональный государственный жилищный надзор посредством проверок граждан, уполномоченные должностные лица Минконтроля Калининградской области вправе проводить обследования жилых помещений в многоквартирных домах в целях выявления нарушений обязательных требований к порядку переустройства и перепланировки жилых помещений, а граждане, в отношении которых проводятся проверки, обязаны не препятствовать такому обследованию и обеспечить должностным лицам истца беспрепятственный доступ в жилые помещения.

На момент судебного разбирательства доступ уполномоченному должностному лицу Минконтроля Калининградской области в жилое помещение, расположенное по спорному адресу, не предоставлен.

У Минконтроля Калининградской области имелись законные основания для проведения внеплановой выездной проверки жилого помещения принадлежащего Соболевой И.А., следовательно, установленная процедура проведения такой проверки полностью соблюдена истцом.

Обследование жилого помещения, принадлежащего Соболевой И.А. в рамках осуществления регионального государственного жилищного надзора, никак не нарушает права и законные интересы ответчицы.

Поведение Соболевой И.В., препятствующей доступу в принадлежащую ей квартиру должностному лицу Минконтроля Калининградской области для проведения обследования и выявления переустройства или перепланировки, а также использования не по назначению жилого помещения не может быть расценено иначе как злоупотребление правами собственника жилого помещения, неправомерно ограничивающее полномочия истца как органа государственного жилищного надзора.

Для надлежащего выполнения Минконтролем Калининградской области функции по осуществлению регионального государственного жилищного надзора в отношении жилого помещения принадлежащего Соболевой И.А. требуется свободный доступ в квартиру, находящуюся по адресу: <адрес>.

Согласно п. 6 ч. 3 ст. 11 ЖК РФ и абзацу восьмому ст. 12 ГК РФ одним из способов защиты жилищных прав является присуждение к исполнению обязанности в натуре.

С учётом установленных обстоятельств дела, оценивая совокупность исследованных доказательств по правилам ст.67 ГПК РФ, суд приходит к выводу о том, что в целях восстановления нарушенных прав истца на Соболеву И.А., как собственника квартиры, должна быть возложена обязанность обеспечить уполномоченным должностным лицам Минконтроля Калининградской области беспрепятственный доступ в жилое помещение, расположенное по вышеназванному адресу, для проведения проверки и составления акта проверки на предмет соблюдения требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, а также порядка проведения переустройства и (или) перепланировки жилых помещений, и использования его в соответствии с назначением.

Таким образом, исковые требования законны и обоснованны.

Как следует из ст. 204 ГПК РФ, суд вправе установить определённый срок исполнения решения суда.

В силу ч.2 ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определённые действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Принимая во внимание характер обязанности, подлежащей исполнению ответчицей, временные затраты, необходимые ей для предоставления доступа в жилое помещение должностных лиц Минконтроля Калининградской области, с учётом требований статьи 6.1 ГПК РФ суд полагает необходимым установить Соболевой И.А. срок для исполнения настоящего решения, равный десяти календарным дням с момента его вступления в законную силу, что является разумным.

Разрешая вопрос о распределении судебных расходов, суд приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 88 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.

В соответствии с частью 1 статьи 103 Гражданского процессуального кодекса РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований, в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

    Согласно пункту 2 статьи 61.1 Бюджетного кодекса РФ, государственная пошлина по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, подлежит зачислению в бюджет муниципального района по месту совершения юридически значимых действий.

Поскольку исковые требования истца удовлетворены, с Соболевой И.А. подлежит взысканию государственная пошлина в доход бюджета МО «Багратионовский городской округ» в размере 300 рублей.

Руководствуясь статьями 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Министерства регионального контроля (надзора) Калининградской области удовлетворить.

Возложить на Соболеву И.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженку <адрес>, зарегистрированную по адресу: <адрес> течение десяти дней со дня вступления настоящего решения в законную силу обеспечить уполномоченным должностным лицам Министерства регионального контроля (надзора) Калининградской области беспрепятственный доступ в жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> для проведения проверки и составления акта проверки на предмет соблюдения требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, порядка проведения переустройства и (или) перепланировки жилых помещений и использования в соответствии с назначением.

Взыскать с Соболевой И.А. в доход бюджета муниципального образования «Багратионовский городской округ» государственную пошлину в размере 300 (трёхсот) рублей.

Решение может быть обжаловано в Калининградский областной суд в апелляционном порядке через Багратионовский районный суд Калининградской области в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения суда.

Мотивированное решение изготовлено 19 ноября 2018 года.    

Судья подпись Н. Н. Гриценко

Копия верна

Судья Багратионовского районного суда

Калининградской области Н. Н. Гриценко

    

2-681/2018 ~ М-593/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Министерство регионального контроля (надзора) Калининградской области
Ответчики
Соболева Ирина Александровна
Другие
Казакова Ирина Викторовна
Суд
Багратионовский районный суд Калининградской области
Судья
Гриценко Наталья Николаевна
Дело на сайте суда
bagrationovsky--kln.sudrf.ru
20.08.2018Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
20.08.2018Передача материалов судье
24.08.2018Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
24.08.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
24.08.2018Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
15.10.2018Предварительное судебное заседание
14.11.2018Судебное заседание
19.11.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
28.12.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
12.02.2019Дело оформлено
12.02.2019Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее