Решение по делу № 21-11/2017 (21-570/2016;) от 13.12.2016

Судья Семерикова Т.А.

№ 21-11/2017

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

РЕШЕНИЕ

11.01.2017

г. Петрозаводск

Судья Верховного Суда Республики Карелия Щепалов С.В., рассмотрев жалобу заместителя руководителя - начальника отдела контроля органов власти и закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия от 27.10.2016 на решение судьи Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 30.11.2016 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.9 КоАП РФ, в отношении Никифоровой Т. А.,

установил:

постановлением заместителя руководителя - начальника отдела контроля органов власти и закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия от 27.10.2016 Никифорова Т.А. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.9 КоАП РФ, ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 15000 руб.

Решением судьи Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 30.11.2016, принятым по жалобе Никифоровой Т.А., постановление должностного лица отменено, производство по делу прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

С таким решением судьи не согласно должностное лицо, вынесшее постановление, в поданной жалобе просит решение судьи отменить. Указывает, что обстоятельства, связанные с наличием в действиях возглавляемого Никифоровой Т.А. муниципального предприятия нарушения п. 9 ч. 1 ст. 15 Федерального закона "О защите конкуренции", были предметом оценки в решении Арбитражного суда Республики Карелия по делу № А26-3664/2016, вступившего в законную силу. Оснований ставить под сомнение установленные судебным актом обстоятельства не имеется. В действиях Никифоровой Т.А. имеется состав административного правонарушения, в постановлении должностного лица изложена объективная его сторона и вина Никифоровой Т.А. со ссылками на доказательства. Вывод судьи о неустранимых сомнениях в виновности Никифоровой Т.А., мотивированный ее обязанностью исполнить постановление администрации Петрозаводского городского округа, которым установлены незаконные платежи, несостоятелен. Так, Никифорова Т.А. под угрозой ответственности обязана соблюдать требования, запреты и ограничения, установленные антимонопольным законодательством, она имела возможность для соблюдения данных норм, но не предприняла все зависящие от нее меры. В адрес предприятия поступало множество обращений граждан относительно неправомерности взимания платы за оказываемые услуги, связанные с регистрационным учетом. Никифорова Т.А. направляла в администрацию Петрозаводского городского округа письма для утверждения и пересмотра прейскуранта цен, тем самым совершая активные действия, связанные с принятием незаконных актов.

Заслушав представителя административного органа (...) поддержавшую доводы жалобы, Никифорову Т.А., ее защитника Редькину Н.Н., возражавших против удовлетворения жалобы, проверив дело, прихожу к следующему.

В соответствии с ч.1 ст. 14.9 КоАП РФ действия (бездействие) должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных лиц органов или организаций, государственных внебюджетных фондов, а также организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, которые недопустимы в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации и приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, а равно к ограничению свободного перемещения товаров (работ, услуг), свободы экономической деятельности, за исключением случаев, предусмотренных ч. 3 ст. 14.32 КоАП РФ, - влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 15000 до 50000 руб.

Согласно ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

В силу п. 9 ч. 1 ст. 15 Федерального закона "О защите конкуренции" (далее - Закон) федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещаются установление и (или) взимание не предусмотренных законодательством Российской Федерации платежей при предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных или муниципальных услуг.

В соответствии с пунктами 4 и 16 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 № 713 (далее - Правила) российские граждане по вопросам регистрации по месту пребывания и месту жительства, а также снятия с регистрационного учета, обращаются к лицам, ответственным за прием и передачу документов в органы регистрационного учета.

Согласно Приказа ФМС России от 11.09.2012 № 288 регистрационный учет граждан РФ по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ является государственной услугой.

Основанием привлечения Никифоровой Т.А. к административной ответственности послужило то обстоятельство, что она, являясь должностным лицом организации, участвующей в предоставлении государственной услуги по регистрационному учету граждан РФ по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ – директором муниципального казенного предприятия "Петрозаводская паспортная служба" (далее - Предприятие), исполняя свои обязанности по адресу: г. Петрозаводск, ул. Гоголя, д. 22, в нарушение п. 9 ч. 1 ст. 15 Закона в период с 16.01.2014 (дата утверждения прейскуранта цен на услуги Предприятия) по 31.07.2016 взимала не предусмотренные законодательством РФ платежи при осуществлении первичного приема и передачи в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан РФ по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ. Так, согласно ст. 3 Закона РФ от 25.06.1993 № 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" регистрация граждан РФ по месту пребывания и жительства в пределах РФ производятся бесплатно. Между тем, действия возглавляемого Никифоровой Т.А. Предприятия по взиманию платежей при осуществлении приема и передачи в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан, являющегося частью государственной услуги по регистрационному учету граждан РФ по месту пребывания и жительства, нарушают законодательство о защите конкуренции, что отражено в решении Карельского УФАС России от 04.04.2016 по делу № 04-36/22-2015, и ущемляют права граждан.

Судья при пересмотре постановления пришел к выводу об отсутствии в действиях Никифоровой Т.А. состава вмененного ей административного правонарушения, в связи с чем отменил постановление должностного лица и прекратил производство по делу.

Вместе с тем, такой вывод основан на неверном толковании законодательства и сделан без достаточных оснований.

Так, решение мотивировано тем, что в постановлении по делу не указало на то, что действия Никифоровой Т.А. привели или могли привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, ограничению свободного перемещения товаров (работ, услуг), свободы экономической деятельности, в то время как ответственность по ч. 1 ст. 14.9 КоАП РФ наступает лишь за совершение действий, влекущих подобные последствия.

Между тем, пунктом 9 ч. 1 ст. 15 Закона взимание не предусмотренных законодательством РФ платежей при предоставлении государственных услуг, а также услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных услуг, прямо отнесено к действиям, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Соответственно, действия должностного лица предприятия, предоставляющего услуги, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных услуг, по взиманию подобных платежей, могут быть квалифицированы по ч. 1 ст. 14.9 КоАП РФ при доказанности таких действий и вины должностного лица в их совершении.

Также по смыслу обжалуемого решения, судьей поставлено под сомнение решение Комиссии Карельского УФАС России по делу № 04-36/22-2015, которым в действиях Предприятия по взиманию вышеупомянутых платежей было усмотрено нарушение п. 9 ч. 1 ст. 15 Закона как нарушение антимонопольного законодательства. Как указано в решении судьи, в решении антимонопольного органа не имеется вывода о том, что действия Предприятия по взиманию платы привели или могли привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, ограничению свободного перемещения товаров (работ, услуг), свободы экономической деятельности. Приведенный вывод судьи противоречит смыслу п. 9 ч. 1 ст. 15 Закона, относящему подобные действия к действиям, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции. Кроме того, не дана оценка тому обстоятельству, что решение антимонопольного органа было предметом судебного обжалования по заявлению Предприятия, и решением Арбитражного суда Республики Карелия от 18.08.2016 по делу № А26-3664/2016 признано законным.

В качестве одного из оснований вывода об отсутствии состава административного правонарушения судья сослался на обязанность Никифоровой Т.А. в силу заключенного ей трудового договора исполнять муниципальные правовые акты Петрозаводского городского округа, поскольку незаконные платежи были установлены постановлением администрации Петрозаводского городского округа.

Между тем, в силу трудового договора Никифорова Т.А. как руководитель предприятия несет обязанность по соблюдению требований законодательства под угрозой привлечения к ответственности. Однако судьей не вынесен на обсуждение и не выяснен вопрос о конкретных действиях Никифоровой Т.А., которые она совершила в целях прекращения выявленных нарушений антимонопольного законодательства.

В деле отсутствуют доказательства, дающие основания полагать о том, что Никифорова Т.А., будучи вынужденной, по ее словам, исполнять решение органа местного самоуправления, со своей стороны принимала разумные меры для устранения нарушений п. 9 ч. 1 ст. 15 Закона в деятельности возглавляемого ею предприятия. В том числе не имеется доказательств совершения подобных действий после получения Никифоровой Т.А. предписания антимонопольного органа от 04.04.2016 об устранении нарушений антимонопольного законодательства.

Со слов Никифоровой Т.А. и ее защитника, подобных действий она не совершала, ограничилась лишь принятием мер по оспариванию предписания.

Учитывая изложенное, настоящее дело с жалобой Никифоровой Т.А. в нарушение ст. 26.11 КоАП РФ не рассмотрено судьей всесторонне, объективно, с полной оценкой имеющихся в деле доказательств, что повлекло недостаточно обоснованный и основанный на ошибочном толковании закона вывод об отсутствии состава административного правонарушения.

При таких обстоятельствах, поскольку срок давности привлечения к административной ответственности по делу не истек, на основании п. 4 ч. 1 ст. 30.7, ст. 30.9 КоАП РФ обжалуемое решение судьи подлежит отмене, настоящее дело с жалобой Никифоровой Т.А. - возвращению в Петрозаводский городской суд Республики Карелия на новое рассмотрение.

Руководствуясь п. 4 ч. 1 ст. 30.7, ст. 30.9 КоАП РФ, судья

решил:

решение судьи Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 30.11.2016 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.9 КоАП РФ, в отношении Никифоровой Т. А. отменить, дело об административном правонарушении с жалобой Никифоровой Т. А. возвратить на новое рассмотрение в Петрозаводский городской суд Республики Карелия.

Судья

С.В. Щепалов

21-11/2017 (21-570/2016;)

Категория:
Административные
Статус:
Вынесено решение по существу
Ответчики
Никифорова Тамара Антоновна
Другие
Редькина Наталия Николаевна
Суд
Верховный Суд Республики Карелия
Судья
Щепалов Станислав Владимирович
Статьи

ст. 14.9 ч.1 КоАП РФ

Дело на странице суда
vs--kar.sudrf.ru
14.12.2016Материалы переданы в производство судье
11.01.2017Судебное заседание
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее