Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-2923/2023 ~ М-1682/2023 от 10.04.2023

63RS0039-01-2023-001852-34

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

15 июня 2023 года                                г. Самара

Ленинский районный суд г. Самары в составе председательствующего судьи Ивановой А.И., при секретаре Ахметовой Л.И., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-2923/2023 по административному исковому заявлению Новичковой Ю.А. о признании незаконным решения Главы г.о. Самара,

установил:

Новичкова Ю.А. обратилась в суд с административным исковым заявлением к Администрации г.о. Самара о признании незаконным решения, указав, что является собственником земельного участка с кадастровым номером по адресу: <адрес> и расположенного на данном земельном участке жилого дома 1980 года постройки, площадью 17 кв.м, с кадастровым номером .

24.02.2023 административный истец направила в адрес Главы г.о. Самара уведомление о планируемой реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства. Главой г.о. Самара 15.03.2023 выдано уведомление № 1/447 о несоответствии указанных в уведомлении о планируемой реконструкции параметров объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке. Считая приведенные в уведомлении основания необоснованными, административный истец просит признать указанное уведомление незаконным.

В судебном заседании представитель административного истца по доверенности Жидяева О.А. требования поддержала по изложенным в иске основаниям.

Представитель Администрации г.о. Самара и Главы г.о. Самара в судебное заседание не явился, представил письменные возражения, согласно которым просит в иске отказать.

Заинтересованное лицо Департамент градостроительства г.о. Самара представителя в судебное заседание не направил, о слушании дела извещен, отзыв на иск не представил.

Заслушав пояснения лица, участвующего в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Из содержания пункта 1 части 2 статьи 227 КАС РФ следует, что решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными возможно при установлении судом совокупности таких условий, как несоответствие этих действий, решений нормативным правовым актам и нарушение ими прав, свобод и законных интересов административного истца.

Из материалов дела следует, что административный истец является собственником земельного участка с кадастровым номером по адресу: <адрес>, а также жилого дома 1980 года постройки, площадью 17 кв.м, с кадастровым номером , расположенного на данном земельном участке.

В соответствии со ст.51.1 Градостроительного кодекса РФ в целях строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома застройщик подает на бумажном носителе посредством личного обращения в уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган государственной власти или орган местного самоуправления уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома.

24.02.2023 административный истец направила в адрес Главы г.о. Самара уведомление о планируемой реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке с кадастровым номером .

15.03.2023 Главой г.о. Самара выдано уведомление N 1/447 о несоответствии указанных в уведомлении о планируемой реконструкции параметров объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке.

В качестве оснований указано, что отступ от границы земельного участка до объекта индивидуального жилищного строительства составляет 0,6 м, что не соответствует предельным параметрам разрешенного строительства объекта капитального строительства в зоне Ж-2. Разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства объекта капитального строительства на рассматриваемом земельном участке не предоставлялось. Кроме того, земельный участок расположен в III поясе (пояс ограничений) зоны санитарной охраны головного водозабора. В соответствии с п. 3.2.2.2 санитарных правил «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. СанПиН 2.1.4.1110-02», утвержденных Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 26.02.2002, новое строительство, связанное с нарушением почвенного покрова, производится при обязательном согласовании с центром государственного санитарно-эпидемиологического надзора. Однако такое согласование не представлено.

С указанным решением нельзя согласить по следующим основаниям.

Согласно статье 40 Земельного кодекса Российской Федерации собственник земельного участка вправе возводить жилые дома и иные здания в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.

Параметры жилого дома должны соответствовать параметрам объекта индивидуального жилищного строительства. Объект индивидуального жилищного строительства - это отдельно стоящее здание с количеством надземных этажей не более чем три, высотой не более двадцати метров, которое состоит из комнат и помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании (пункт 39 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

По основаниям, приведенным в пунктах 1 - 4 части 10 статьи 51.1 ГрК РФ, уполномоченным органом застройщику направляется уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства (садового дома) на земельном участке.

К их числу относятся: несоответствие параметров объекта строительства предельным параметрам разрешенного строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным Кодексом, другими федеральными законами и действующими на дату поступления уведомления о планируемом строительстве; недопустимость размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома в соответствии с видами разрешенного использования земельного участка; недопустимость размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома в связи с ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и действующими на дату поступления уведомления о планируемом строительстве.

Согласно выписке из ИСОГД г.о. Самара рассматриваемый земельный участок с кадастровым номером расположен по Карте правового зонирования действующих Правил застройки и землепользования в городе Самаре в зоне застройки малоэтажными жилыми домами (Ж-2).

В соответствии со статьей 14 Правил минимальные отступы от границ земельных участков в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений, составляют 3 м для индивидуального жилищного строительства. Отступ от границы земельного участка равен 0 м в следующих случаях: для границы (границ) земельного участка, смежной с территорией общего пользования; для границ смежных земельных участков, принадлежащих на каком-либо праве одному лицу.

Как следует из уведомления, отступ от границы земельного участка составляет 0,6 м не до планируемого нового строения, а до существующего жилого дома 1980 года постройки.

Из положений части 8 статьи 36 ГрК РФ и части 4 статьи 85 Земельного кодекса РФ следует, что в случае изменения градостроительного регламента земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешенного использования, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, в которых использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, окружающей среды, объектов культурного наследия.

Учитывая, что жилой дом, расположенный на рассматриваемом земельном участке, возведен до утверждения Правил застройки и землепользования в городе Самаре, установивших предельные параметры разрешенного строительства, и принимая во внимание, что именно этот жилой дом находится на расстоянии 0,6 м от границы земельного участка, а не планируемый объект капитального строительства, ссылка административного ответчика на несоблюдение предельных размеров отступа от границ земельных участков в целях определения места допустимого размещения объекта капитального строительства в данном случае является необоснованной.

Ссылка в оспариваемом решении на непредставление согласования размещения объекта капитального строительства с центром государственного эпидемиологического надзора в связи с нахождением земельного участка в III поясе (пояс ограничений) зоны санитарной охраны головного водозабора также является необоснованной.

Частью 3 статьи 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации определен исчерпывающий перечень документов, прилагаемых к уведомлению о планируемом строительстве. К уведомлению о планируемом строительстве прилагаются: 1) правоустанавливающие документы на земельный участок в случае, если права на него не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости; 2) документ, подтверждающий полномочия представителя застройщика, в случае, если уведомление о планируемом строительстве направлено представителем застройщика; 3) заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица в соответствии с законодательством иностранного государства в случае, если застройщиком является иностранное юридическое лицо; 4) описание внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома в случае, если строительство или реконструкция объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома планируется в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения, за исключением случая, предусмотренного частью 5 настоящей статьи.

Документ, который, по мнению административного ответчика, должен был приложить административный истец при обращении за предоставлением муниципальной услуги, в вышеуказанный перечень не входит.

Права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами.

В соответствии со статьями 104 - 107 ЗК РФ к числу возможных ограничений прав на землю относится в том числе ограничение использования земельных участков в зонах с особыми условиями использования территорий.

В соответствии со статьей 105 ЗК РФ к зоне с особыми условиями использования территорий относится зона санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения (пункт 16).

В силу части 2 статьи 104 ЗК РФ в целях, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, в границах зон с особыми условиями использования территорий устанавливаются ограничения использования земельных участков, которые распространяются на все, что находится над и под поверхностью земель, если иное не предусмотрено законами о недрах, воздушным и водным законодательством, и ограничивают или запрещают размещение и (или) использование расположенных на таких земельных участках объектов недвижимого имущества и (или) ограничивают или запрещают использование земельных участков для осуществления иных видов деятельности, которые несовместимы с целями установления зон с особыми условиями использования территорий.

Санитарные правила и нормы 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. СанПиН 2.1.4.1110-02», утвержденные Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 26.02.2002 года, определяют санитарно-эпидемиологические требования к организации и эксплуатации зон санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. Зоны санитарной охраны организуются в составе трех поясов: первый пояс (строгого режима) включает территорию расположения водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала. Его назначение - защита места водозабора и водозаборных сооружений от случайного или умышленного загрязнения и повреждения. Второй и третий пояса (пояса ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения. В каждом из трех поясов, соответственно их назначению, устанавливается специальный режим и определяется комплекс мероприятий, направленных на предупреждение ухудшения качества воды (пункты 1.2, 1.5).

В пункте 3.2.2 раздела III СанПиН 2.1.4.1110-02 приведены мероприятия на территории зон санитарной охраны подземных источников водоснабжения по второму и третьему поясам.

Пунктом 3.2.2.2 предусмотрено, что бурение новых скважин и новое строительство, связанное с нарушением почвенного покрова, производится при обязательном согласовании с центром государственного санитарно-эпидемиологического надзора.

Таким образом, исходя из системного толкования приведенных положений, запрета на осуществление нового строительства либо реконструкции существующих строений во втором и третьем поясе питьевого источника не предусмотрено. Учитывая данное обстоятельство, а также отсутствие в перечне обязательных документов, подаваемых с уведомлением о планируемом строительстве, документа, подтверждающего согласование размещения объекта капитального строительства с центром государственного эпидемиологического надзора, требование административного ответчика о представлении такого документа на этапе рассмотрения уведомления о планируемом строительстве является неправомерным.

В связи с изложенным суд приходит к выводу, что основания, указанные оспариваемом решении, не основаны на нормативных актах, регулирующих возникшие правоотношения, в связи с чем требование административного истца о признании решения незаконным является обоснованным и подлежит удовлетворению.

Согласно ст. 227 КАС РФ в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными на соответствующий орган или должностное лицо возлагается обязанность в течение определенного судом срока принять решение по конкретному вопросу, совершить определенные действия либо иным способом устранить допущенные нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца.

Поскольку суд не может подменять орган, в чью компетенцию входит разрешение поставленного вопроса, и обязывать его принять то или иное решение без соблюдения порядка и установленных действующим законодательством процедур, в целях восстановления нарушенных прав административного истца на административного ответчика следует возложить обязанность заново рассмотреть уведомление о планируемой реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175, 178-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Новичковой Ю.А. удовлетворить.

Признать незаконным уведомление Главы г.о. Самара от 15.03.2023 № 1/447 о несоответствии указанных в уведомлении о планируемой реконструкции параметров объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке.

Обязать Администрацию г.о. Самара в течение 30 дней после вступления решения суда в законную силу заново рассмотреть уведомление о планируемой реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Самарского областного суда через Ленинский районный суд г. Самары в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья                    (подпись)                А.И. Иванова

Копия верна: судья

Мотивированное решение изготовлено 29.06.2023.

2а-2923/2023 ~ М-1682/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Новичкова Ю.А.
Ответчики
Администрация г.о.Самара
Глава г.о. Самара
Другие
Департамент градостроительства г.о. Самара
Жидяева О.А.
Тимченко Ю.Н.
Суд
Ленинский районный суд г. Самары
Судья
Иванова А. И.
Дело на странице суда
leninsky--sam.sudrf.ru
10.04.2023Регистрация административного искового заявления
11.04.2023Передача материалов судье
13.04.2023Решение вопроса о принятии к производству
13.04.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
13.04.2023Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
03.05.2023Предварительное судебное заседание
24.05.2023Судебное заседание
15.06.2023Судебное заседание
29.06.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
26.07.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее