Решение по делу № 12-569/2020 от 08.09.2020

Дело № 12-569/2020

Судья Тесля Ю.В.

РЕШЕНИЕ

06 октября 2020 года                                  г. Севастополь

Ленинский районный суд города Севастополя в составе председательствующего судьи Степановой Ю.С., рассмотрев в открытом судебном заседании протест Севастопольской транспортной прокуратуры на постановление и.о. мирового судьи судебного участка № 12 Ленинского судебного района города Севастополя от 24.07.2020 года об освобождении ООО «Греко-Панамская Севастопольская крюинговая компания «Марин менеджмент шиппинг» от административной ответственности по ч. 1 ст. 18.15 ч. 1 КоАП РФ с объявлением устного замечания,

УСТАНОВИЛ:

       Постановлением и.о. мирового судьи судебного участка № 12 Ленинского судебного района города Севастополя от 24.07.2020 года ООО «Греко-Панамская Севастопольская крюинговая компания «Марин менеджмент шиппинг» освобождена от административной ответственности по ч. 1 ст. 18.15 ч. 1 КоАП РФ с объявлением устного замечания.

       Не согласившись с указанным постановлением, Севастопольским транспортным прокурором Южной транспортной прокуратуры А.А. Ульяновым подан протест, с указанием на нарушение мировым судьей требований положений ст. 2.9, 2.10, 4.1.1 КоАП РФ.

В судебном заседании старший помощник Севастопольского транспортного прокурора Южной транспортной прокуратуры Донсков И.Ю. протест поддержал по изложенным в нём основаниям.

Представители ООО «Греко-Панамская Севастопольская крюинговая компания «Марин менеджмент шиппинг» Жерновой А.В. и Сушко А.В. просили оставить постановление мирового судьи без изменения.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив письменные материалы дела, проверив доводы протеста, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч. 1 ст. 18.13 КоАП РФ осуществление деятельности по трудоустройству граждан Российской Федерации за границей без лицензии или с нарушением условий, предусмотренных лицензией, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати пяти тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Материалами дела установлено, что Севастопольской транспортной прокуратурой в ходе проведения проверки ООО «Греко-Панамская Севастопольская крюинговая компания «Марин менеджмент шиппинг», выявлено, что указанное юридическое лицо, имея лицензию на осуществление деятельности по трудоустройству граждан РФ за границей, осуществляет указанную деятельность с нарушением требований Постановления Правительства РФ №1022 от 08.10.2012 года, а именно: не соблюдены лицензионные требования в части наличия работника, имеющего документ о высшем профессиональном образовании в области морского транспорта, а также стажа работы на морском судне не менее 1 года.

Факт отсутствия работника, имеющего документ о высшем профессиональном образовании в области морского транспорта, а также стажа работы на морском судне не менее 1 года установлен и не оспаривается.

При таких обстоятельствах, мировой судья, с учетом представленных доказательств, сделал обоснованный вывод о наличии в действиях ООО «Греко-Панамская Севастопольская крюинговая компания «Марин менеджмент шиппинг» состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 18.13 КоАП РФ.

Освобождая Общество от административной ответственности в виду малозначительности совершенного административного правонарушения, мировой судья сослался на отсутствие вредных последствий, не представляющих существенных нарушений охраняемых общественных правоотношений в сфере оказываемых услуг, а также принятие Обществом мер, направленных на устранение выявленных нарушений и их устранение до вынесения постановления о возбуждении дела об административном правонарушении.

Вместе с тем, выводы о малозначительности сделаны мировым судьей без всестороннего, полного и объективного выяснения обстоятельств дела и основаны на неверном толковании норм права, а доводы протеста в этой части заслуживают внимание.

Статьей 2.9 КоАП РФ предусмотрено, что при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

При этом необходимо иметь в виду, что с учетом признаков объективной стороны некоторые административные правонарушения ни при каких обстоятельствах не могут быть признаны малозначительными, поскольку существенно нарушают охраняемые общественные отношения.

Административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 18.15 КоАП РФ, заключается в осуществлении деятельности по трудоустройству граждан Российской Федерации за границей с нарушением условий, предусмотренных лицензией.

Исходя из ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 04.05.2011 года №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензирование отдельных видов деятельности осуществляется, в частности, в целях предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, возможностью нанесения которого связана с осуществлением юридическими лицами отдельных видов деятельности.

При этом отсутствие негативных последствий не влияет на степень общественной опасности данного правонарушения, которое является формальным по своему составу.

Поскольку наступление вредных последствий не является квалифицирующим признаком объективной стороны административного правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 18.13 КоАП РФ, то отсутствие указанных последствий не свидетельствует о малозначительности совершенного правонарушения.

Согласно положениям ст. 2.10 КоАП РФ юридические лица подлежат административной ответственности за совершение административных правонарушений в случаях, предусмотренных статьями раздела II настоящего Кодекса или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.

В случае, если в статьях разделов I, III, IV, V настоящего Кодекса не указано, что установленные данными статьями нормы применяются только к физическому лицу или только к юридическому лицу, данные нормы в равной мере действуют в отношении и физического, и юридического лица, за исключением случаев, если по смыслу данные нормы относятся и могут быть применены только к физическому лицу.

Санкция за осуществление деятельности по трудоустройству граждан Российской Федерации за границей с нарушением условий, предусмотренных лицензией, предусматривает назначение наказания как на должностных лиц так и на юридических лиц.

В силу ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.

Постановлением и.о. мирового судьи Ленинского судебного района г. Севастополя судебного участка №12 – мирового судьи Ленинского судебного района г. Севастополя судебного участка №11 от 24.07.2020 года генеральный директор ООО «Греко-Панамская Севастопольская крюинговая компания «Марин менеджмент шиппинг» признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 18.13 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде штрафа в размере <данные изъяты>

Вместе с тем, указанная позиция, в части назначения наказания, не согласуется с позицией мирового судьи, сформированной при рассмотрении дела в отношении юридического лица, согласно которой аналогичное совершенное правонарушение признано малозначительным.

Также заслуживают внимание и доводы протеста относительно выводов мирового судьи об отсутствии правовых оснований для применения статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с тем, что это положение применимо только при совершении правонарушений, выявленных в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в порядке, установленном Федеральным законом от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", который не применяется при осуществлении контроля за соблюдением законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, однако мировым судьей не учтено следующее.

Согласно п. 1 ст. 1 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" прокуратура Российской Федерации является единой федеральной централизованной системой органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.

Таким образом, нераспространение на отношения по осуществлению прокурорского надзора, отношения по контролю за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд положений Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" не свидетельствует о невозможности применения к лицу, допустившему нарушение законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, выявленного в ходе проведения прокурорской проверки, ст. 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Более того, статья 4.1.1 КоАП РФ не разграничивает государственный контроль (надзор), осуществляемый органами государственной власти при проведении проверок в рамках ФЗ N 294, и иной вид государственного контроля (надзора).

С учетом изложенного, на лиц, совершивших правонарушения, которые были выявлены в ходе прокурорского надзора, в случае, если данные правонарушения содержат признаки, указанные в ст. 3.4 КоАП РФ, могут быть также распространены положения ст. 4.1.1 КоАП РФ.

Иное толкование положений ст. 4.1.1 КоАП РФ приведет к тому, что применение названного положения КоАП РФ будет поставлено в зависимость не от совокупности условий, установленных КоАП РФ, необходимых для применения названной нормы, а от вида проводимой государственной (муниципальной) проверки и конкретного государственного (муниципального) органа, в чью компетенцию входит проведение таких контрольных (надзорных) мероприятий, что приведет к неравному положению лиц, привлекаемых к административной ответственности.

Согласно ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 18.13 ч.1 КоАП РФ, составляет три месяца со дня его совершения.

Согласно п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ одним из обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, является истечение закрепленных в ст. 4.5 КоАП РФ сроков давности привлечения к административной ответственности.

Учитывая, что на момент рассмотрения дела в Ленинском районном суде города Севастополя срок давности привлечения ООО «Греко-Панамская Севастопольская крюинговая компания «Марин менеджмент шиппинг» к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, истек, оснований для отмены вынесенного постановления и направления дела на новое рассмотрение не имеется.

С учетом изложенного, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, судья

РЕШИЛ:

Постановление и.о. мирового судьи судебного участка №12 Ленинского судебного района города Севастополя – мирового судьи судебного участка №11 Ленинского судебного района города Севастополя от 22.07.2020 года, вынесенное в отношении ООО «Греко-Панамская Севастопольская крюинговая компания «Марин менеджмент шиппинг» об освобождении от административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 18.13 КоАП РФ – оставить без изменения.

Протест Севастопольского транспортного прокурора Южной транспортной прокуратуры А.А. Ульянова оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Севастопольский городской суд в 10-дневный срок со дня получения копии решения.

Судья:                                       Ю.С. Степанова

12-569/2020

Категория:
Административные
Статус:
Оставлено без изменения
Истцы
Севастопольский транспортный прокурор
Ответчики
ООО "Греко-Панамская Севастопольская крюинговая компания "Марин менеджмент шиппинг"
Другие
Буженко Оксана Васильевна
Жерновой Анатолий Владимирович
Кушнир Геннадий Григорьевич
Суд
Ленинский районный суд города Севастополя
Судья
Степанова Юлия Сергеевна
Статьи

КоАП: ст. 18.13 ч.1

Дело на странице суда
leninskiy--sev.sudrf.ru
08.09.2020Материалы переданы в производство судье
06.10.2020Судебное заседание
06.10.2020Вступило в законную силу
13.10.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
14.10.2020Дело оформлено
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее