Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-652/2020 ~ М-575/2020 от 03.08.2020

Дело № 2-652/20

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Гагарин                                             « 13 » ноября 2020 года

Гагаринский районный суд Смоленской области, в составе:

председательствующего                           Ерченко Л.Ю.

при секретаре                                                      Михалевой В.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Процай С. А. к Администрации муниципального образования «Гагаринский район» Смоленской области о признании права на получение земельного участка в собственность за плату без проведения торгов,

установил:

Процай С.А. обратился в суд с исковым заявлением к Администрации МО «Гагаринский район» Смоленской области (далее по тексту «Администрация») о признании права на получение в собственность за плату без проведения торгов земельного участка площадью 222 кв.м. с кадастровым номером

В обоснование иска указано, что испрашиваемый земельный участок находится у него в аренде и имеет вид разрешенного использования «для ведения огородничества».

Он неоднократно обращался к ответчику с заявлением о передаче этого участка ему в собственность по основаниям п.п. 9 и 10 ч. 2 ст. 39-3, а также п.п. 3 и 4 ч. 1 ст. 39-28 ЗК РФ, однако ему в этом безосновательно отказано.

В связи с чем он просит о защите нарушенного права путем признания права в судебном порядке.

В судебное заседание он по вызову не явился, воспользовавшись услугами представителя Иволгина В.А., поддержавшего заявленные требования по тем же основаниям.

Представитель Администрации МО «Гагаринский район» Смоленской области в данное судебное заседание не явился, представлено заявление о несогласии с иском по основаниям, изложенным в прошлом судебном заседании, и возможности рассмотрения дела в их отсутствие.

В судебном заседании от 15.09.2020 представитель Администрации – Епишина С.М., возражая против удовлетворения иска, сослалась на то, что в собственности истца уже имеется 14 соток, а согласно Правилам землепользования и застройки в г. Гагарин Смоленской области установлено максимально – 12 соток, минимально – 4 сотки, а потому законных оснований для его предоставления, в том числе путем перераспределения, не имеется.

Привлеченные судом в качестве 3-х лиц смежные землепользователи: Рыбникова Е.А., Баученкова Е.В. и Смирнов С.А. о дне слушания дела извещены, однако в судебное заседание не явились, возражений не представили.

Исследовав все доказательства по делу, суд приходит к следующему.

В судебном заседании установлено и это подтверждено документально, что Процай С.А. является собственником земельного участка площадью – 1 200 кв.м. с кадастровым номером с видом разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства» (л.д. 34-38)

В соответствии с Договором аренды от 01.10.2014, пролонгированного 09.10.2019, Администрацией МО «Гагаринский район» Смоленской области в аренду на срок до 10.09.2022 Процай С.А. предоставлен земельный участок площадью 222 кв.м. с кадастровым номером , принадлежащим на праве собственности Баученковой Е.В. с видом разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства» и земельным участком с кадастровым номером , принадлежащим на праве собственности Рыбниковой Е.А. и Смирнову С.А. в равных долях общей площадью 1037 кв.м. с видом разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства» (л.д. 40-45).

Оспаривая отказ Администрации в предоставлении арендованного земельного участка в собственность за плату без проведения торгов, истец не учел, что согласно пп. 9 п. 2 ст. 39.3 ЗК РФ без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, предназначенных для ведения сельскохозяйственного производства и переданных в аренду гражданину или юридическому лицу, этому гражданину или этому юридическому лицу по истечении трех лет с момента заключения договора аренды с этим гражданином или этим юридическим лицом либо передачи прав и обязанностей по договору аренды земельного участка этому гражданину или этому юридическому лицу при условии отсутствия у уполномоченного органа информации о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка в случае, если этим гражданином или этим юридическим лицом заявление о заключении договора купли-продажи такого земельного участка без проведения торгов подано до дня истечения срока указанного договора аренды земельного участка.

Таким образом, законодателем установлено четыре условия для положительного рассмотрения органом исполнительной власти заявления о предоставлении земельного участка сельскохозяйственного назначения в собственность за плату:

1) испрашиваемый земельный участок ранее был предоставлен в аренду;

2) с момента заключения договора аренды земельного участка истекло три года;

3) заявитель надлежащим образом использовал такой земельный участок;

4) заявление о приобретении земельного участка поступило в уполномоченный орган до дня истечения срока действия договора аренды испрашиваемого участка.

Истцом одно из условий, необходимых в силу подпункта 9 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса РФ для принятия решения о предоставлении земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения в собственность без проведения торгов, а именно: использование земельного участка в соответствии с его целевым назначением, не было соблюдено.

Использование земельного участка на основании договора аренды не менее трех лет не является единственным и достаточным основанием в силу пп. 9 п. 2 ст. 39.3 ЗК РФ, для принятия решения о предоставлении земельного участка в собственность без проведения торгов.

В соответствии с п. 1 ст. 4 Федерального закона от 29.12.2006 № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» под сельскохозяйственным производством признается совокупность видов экономической деятельности по выращиванию, производству и переработке сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия.

Огородный земельный участок - земельный участок, предназначенный для отдыха граждан и (или) выращивания гражданами для собственных нужд сельскохозяйственных культур с правом размещения хозяйственных построек, не являющихся объектами недвижимости, предназначенных для хранения инвентаря и урожая сельскохозяйственных культур (п. 4 ст. 3 Федерального закона от 29 июля 2017 года № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

По смыслу вышеуказанных норм земельный участок, предоставленный под огородничество, нельзя отождествлять с земельным участком, предоставленным для сельскохозяйственного производства.

А поскольку земельный участок с кадастровым номером предоставлен в аренду для огородничества, то положения пп. 9 п. 2 ст. 39.3 ЗК РФ к спорным правоотношениям не применимы.

Подпунктом 10 пункта 2 стаьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, гражданам или крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в соответствии со статьей 39.18 настоящего Кодекса.

Статьей 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации установлены особенности предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности.

В случае поступления заявления гражданина о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, заявления гражданина или крестьянского (фермерского) хозяйства о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления любого из этих заявлений, совершает одно из следующих действий:

1) обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей (далее в настоящей статье - извещение) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;

2) принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 или статьей 39.16 настоящего Кодекса.

Согласно пункту 14 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов в случае, если разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка, за исключением случаев размещения линейного объекта в соответствии с утвержденным проектом планировки территории.

Как следует из уведомления Администрации от 09.04.2020, основанием для отказа в предоставлении земельного участка без проведения торгов послужило то, что он имеет вид разрешенного использования «для ведения огородничества», что не соответствует целям использования, указанным в заявлении, что согласуется с положениями ст. 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации (л.д. 26, 28).

Кроме того, согласно положениям Правил землепользования и застройки Гагаринского городского поселения Гагаринского района Смоленской области, утвержденных решением Совета депутатов города Гагарин Смоленской области от 25.03.2010 № 37, минимальная площадь земельного участка под ИЖС составляет 400 кв.м., а максимальная 1 200 кв.м.

Подпунктом 2 пункта 1 статьи 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации установлена возможность перераспределения таких земель и (или) земельных участков в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории для исключения вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы при условии, что площадь земельных участков, находящихся в частной собственности, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков.

Согласно пунктам 2 и 3 статьи 39.28 названного Кодекса перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков и в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка.

В целях заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, гражданин или юридическое лицо - собственники таких земельных участков обращаются с заявлением о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, в уполномоченный орган. В срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о перераспределении земельных участков уполномоченный орган по результатам его рассмотрения совершает одно из следующих действий: принимает решение об утверждении схемы расположения земельного участка и направляет это решение с приложением указанной схемы заявителю; направляет заявителю согласие на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории; принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии оснований, предусмотренных пунктом 9 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации (пункт 1 и 8 статьи 39.29 указанного кодекса).

В соответствии с пунктом 1 статьи 11.7 Земельного кодекса Российской Федерации при перераспределении нескольких смежных земельных участков образуются несколько других смежных земельных участков, и существование таких смежных земельных участков прекращается. При перераспределении земель и земельного участка существование исходного земельного участка прекращается и образуется новый земельный участок.

При этом в силу пункта 3 статьи 11.2 названного кодекса целевым назначением и разрешенным использованием образуемых земельных участков признаются целевое назначение и разрешенное использование земельных участков, из которых при перераспределении образуются земельные участки, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

По смыслу приведенного положения, образуемые в результате перераспределения земельные участки должны иметь то же целевое назначение и разрешенное использование, что и исходные земельные участки, то есть из земельного участка, поставленного на государственный кадастровый учет с определенным видом разрешенного использования, может быть образован земельный участок только с тем же видом разрешенного использования.

Из материалов дела следует, что испрашиваемый земельный участок с кадастровым номером ., находящийся в муниципальной собственности, имеет вид разрешенного использования «для ведения огородничества», в связи с чем из него может быть образован лишь участок с тем же видом разрешенного использования, то есть «для ведения огородничества».

Поскольку истцом указанный земельный участок испрашивался для иных целей, перераспределение с принадлежащим ему на праве собственности участком с видом разрешенного использования – «для индивидуального жилищного строительства» противоречит требованиям Земельного кодекса Российской Федерации.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194, 198 ГПК РФ, суд

решил:

В иске Процай С. А. к Администрации муниципального образования «Гагаринский район» Смоленской области о признании права на получение земельного участка в собственность за плату без проведения торгов – отказать.

Решение в течение месяца может быть обжаловано в Смоленский областной суд через данный суд.

Мотивированное решение суда изготовлено 20 ноября 2020 года.

Председательствующий                                                                 Л.Ю. Ерченко

2-652/2020 ~ М-575/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Процай Сергей Александрович
Ответчики
Администрация МО "Гагаринский район" Смоленской области
Другие
Баученкова Елена Витальевна
Смирнов Сергей Аркадьевич
Иволгин Владимир Александрович
Рыбникова Елена Аркадьевна
Суд
Гагаринский районный суд Смоленской области
Судья
Ерченко Любовь Юрьевна
Дело на сайте суда
gagarin--sml.sudrf.ru
03.08.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
03.08.2020Передача материалов судье
04.08.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
04.08.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
04.08.2020Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
25.08.2020Предварительное судебное заседание
15.09.2020Судебное заседание
02.11.2020Судебное заседание
12.11.2020Судебное заседание
13.11.2020Судебное заседание
20.11.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
27.11.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
25.05.2021Дело оформлено
30.06.2021Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее