Дело № 2-652/20
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Гагарин « 13 » ноября 2020 года
Гагаринский районный суд Смоленской области, в составе:
председательствующего Ерченко Л.Ю.
при секретаре Михалевой В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Процай С. А. к Администрации муниципального образования «Гагаринский район» Смоленской области о признании права на получение земельного участка в собственность за плату без проведения торгов,
установил:
Процай С.А. обратился в суд с исковым заявлением к Администрации МО «Гагаринский район» Смоленской области (далее по тексту «Администрация») о признании права на получение в собственность за плату без проведения торгов земельного участка площадью 222 кв.м. с кадастровым номером №
В обоснование иска указано, что испрашиваемый земельный участок находится у него в аренде и имеет вид разрешенного использования «для ведения огородничества».
Он неоднократно обращался к ответчику с заявлением о передаче этого участка ему в собственность по основаниям п.п. 9 и 10 ч. 2 ст. 39-3, а также п.п. 3 и 4 ч. 1 ст. 39-28 ЗК РФ, однако ему в этом безосновательно отказано.
В связи с чем он просит о защите нарушенного права путем признания права в судебном порядке.
В судебное заседание он по вызову не явился, воспользовавшись услугами представителя Иволгина В.А., поддержавшего заявленные требования по тем же основаниям.
Представитель Администрации МО «Гагаринский район» Смоленской области в данное судебное заседание не явился, представлено заявление о несогласии с иском по основаниям, изложенным в прошлом судебном заседании, и возможности рассмотрения дела в их отсутствие.
В судебном заседании от 15.09.2020 представитель Администрации – Епишина С.М., возражая против удовлетворения иска, сослалась на то, что в собственности истца уже имеется 14 соток, а согласно Правилам землепользования и застройки в г. Гагарин Смоленской области установлено максимально – 12 соток, минимально – 4 сотки, а потому законных оснований для его предоставления, в том числе путем перераспределения, не имеется.
Привлеченные судом в качестве 3-х лиц смежные землепользователи: Рыбникова Е.А., Баученкова Е.В. и Смирнов С.А. о дне слушания дела извещены, однако в судебное заседание не явились, возражений не представили.
Исследовав все доказательства по делу, суд приходит к следующему.
В судебном заседании установлено и это подтверждено документально, что Процай С.А. является собственником земельного участка площадью – 1 200 кв.м. с кадастровым номером № с видом разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства» (л.д. 34-38)
В соответствии с Договором аренды от 01.10.2014, пролонгированного 09.10.2019, Администрацией МО «Гагаринский район» Смоленской области в аренду на срок до 10.09.2022 Процай С.А. предоставлен земельный участок площадью 222 кв.м. с кадастровым номером №, принадлежащим на праве собственности Баученковой Е.В. с видом разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства» и земельным участком с кадастровым номером №, принадлежащим на праве собственности Рыбниковой Е.А. и Смирнову С.А. в равных долях общей площадью 1037 кв.м. с видом разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства» (л.д. 40-45).
Оспаривая отказ Администрации в предоставлении арендованного земельного участка в собственность за плату без проведения торгов, истец не учел, что согласно пп. 9 п. 2 ст. 39.3 ЗК РФ без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, предназначенных для ведения сельскохозяйственного производства и переданных в аренду гражданину или юридическому лицу, этому гражданину или этому юридическому лицу по истечении трех лет с момента заключения договора аренды с этим гражданином или этим юридическим лицом либо передачи прав и обязанностей по договору аренды земельного участка этому гражданину или этому юридическому лицу при условии отсутствия у уполномоченного органа информации о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка в случае, если этим гражданином или этим юридическим лицом заявление о заключении договора купли-продажи такого земельного участка без проведения торгов подано до дня истечения срока указанного договора аренды земельного участка.
Таким образом, законодателем установлено четыре условия для положительного рассмотрения органом исполнительной власти заявления о предоставлении земельного участка сельскохозяйственного назначения в собственность за плату:
1) испрашиваемый земельный участок ранее был предоставлен в аренду;
2) с момента заключения договора аренды земельного участка истекло три года;
3) заявитель надлежащим образом использовал такой земельный участок;
4) заявление о приобретении земельного участка поступило в уполномоченный орган до дня истечения срока действия договора аренды испрашиваемого участка.
Истцом одно из условий, необходимых в силу подпункта 9 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса РФ для принятия решения о предоставлении земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения в собственность без проведения торгов, а именно: использование земельного участка в соответствии с его целевым назначением, не было соблюдено.
Использование земельного участка на основании договора аренды не менее трех лет не является единственным и достаточным основанием в силу пп. 9 п. 2 ст. 39.3 ЗК РФ, для принятия решения о предоставлении земельного участка в собственность без проведения торгов.
В соответствии с п. 1 ст. 4 Федерального закона от 29.12.2006 № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» под сельскохозяйственным производством признается совокупность видов экономической деятельности по выращиванию, производству и переработке сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия.
Огородный земельный участок - земельный участок, предназначенный для отдыха граждан и (или) выращивания гражданами для собственных нужд сельскохозяйственных культур с правом размещения хозяйственных построек, не являющихся объектами недвижимости, предназначенных для хранения инвентаря и урожая сельскохозяйственных культур (п. 4 ст. 3 Федерального закона от 29 июля 2017 года № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
По смыслу вышеуказанных норм земельный участок, предоставленный под огородничество, нельзя отождествлять с земельным участком, предоставленным для сельскохозяйственного производства.
А поскольку земельный участок с кадастровым номером № предоставлен в аренду для огородничества, то положения пп. 9 п. 2 ст. 39.3 ЗК РФ к спорным правоотношениям не применимы.
Подпунктом 10 пункта 2 стаьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, гражданам или крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в соответствии со статьей 39.18 настоящего Кодекса.
Статьей 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации установлены особенности предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности.
В случае поступления заявления гражданина о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, заявления гражданина или крестьянского (фермерского) хозяйства о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления любого из этих заявлений, совершает одно из следующих действий:
1) обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей (далее в настоящей статье - извещение) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;
2) принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 или статьей 39.16 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 14 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов в случае, если разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка, за исключением случаев размещения линейного объекта в соответствии с утвержденным проектом планировки территории.
Как следует из уведомления Администрации от 09.04.2020, основанием для отказа в предоставлении земельного участка без проведения торгов послужило то, что он имеет вид разрешенного использования «для ведения огородничества», что не соответствует целям использования, указанным в заявлении, что согласуется с положениями ст. 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации (л.д. 26, 28).
Кроме того, согласно положениям Правил землепользования и застройки Гагаринского городского поселения Гагаринского района Смоленской области, утвержденных решением Совета депутатов города Гагарин Смоленской области от 25.03.2010 № 37, минимальная площадь земельного участка под ИЖС составляет 400 кв.м., а максимальная 1 200 кв.м.
Подпунктом 2 пункта 1 статьи 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации установлена возможность перераспределения таких земель и (или) земельных участков в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории для исключения вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы при условии, что площадь земельных участков, находящихся в частной собственности, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков.
Согласно пунктам 2 и 3 статьи 39.28 названного Кодекса перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков и в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка.
В целях заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, гражданин или юридическое лицо - собственники таких земельных участков обращаются с заявлением о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, в уполномоченный орган. В срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о перераспределении земельных участков уполномоченный орган по результатам его рассмотрения совершает одно из следующих действий: принимает решение об утверждении схемы расположения земельного участка и направляет это решение с приложением указанной схемы заявителю; направляет заявителю согласие на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории; принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии оснований, предусмотренных пунктом 9 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации (пункт 1 и 8 статьи 39.29 указанного кодекса).
В соответствии с пунктом 1 статьи 11.7 Земельного кодекса Российской Федерации при перераспределении нескольких смежных земельных участков образуются несколько других смежных земельных участков, и существование таких смежных земельных участков прекращается. При перераспределении земель и земельного участка существование исходного земельного участка прекращается и образуется новый земельный участок.
При этом в силу пункта 3 статьи 11.2 названного кодекса целевым назначением и разрешенным использованием образуемых земельных участков признаются целевое назначение и разрешенное использование земельных участков, из которых при перераспределении образуются земельные участки, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
По смыслу приведенного положения, образуемые в результате перераспределения земельные участки должны иметь то же целевое назначение и разрешенное использование, что и исходные земельные участки, то есть из земельного участка, поставленного на государственный кадастровый учет с определенным видом разрешенного использования, может быть образован земельный участок только с тем же видом разрешенного использования.
Из материалов дела следует, что испрашиваемый земельный участок с кадастровым номером №., находящийся в муниципальной собственности, имеет вид разрешенного использования «для ведения огородничества», в связи с чем из него может быть образован лишь участок с тем же видом разрешенного использования, то есть «для ведения огородничества».
Поскольку истцом указанный земельный участок испрашивался для иных целей, перераспределение с принадлежащим ему на праве собственности участком с видом разрешенного использования – «для индивидуального жилищного строительства» противоречит требованиям Земельного кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194, 198 ГПК РФ, суд
решил:
В иске Процай С. А. к Администрации муниципального образования «Гагаринский район» Смоленской области о признании права на получение земельного участка в собственность за плату без проведения торгов – отказать.
Решение в течение месяца может быть обжаловано в Смоленский областной суд через данный суд.
Мотивированное решение суда изготовлено 20 ноября 2020 года.
Председательствующий Л.Ю. Ерченко