Дело № 2К-144/2015
РЕШЕНИЕИменем Российской Федерации
29 июля 2015 года пос. Калевала
Костомукшский городской суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Бакулина И.В.,
при секретаре Озолиной А.А.,
с участием истца Денисовой Н.В.,
представителя ответчика Карху Т.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Денисовой Натальи Вилховны к Государственному учреждению - Отдел Пенсионного фонда Российской Федерации в Калевальском районе Республики Карелия о назначении досрочной трудовой пенсии,
УСТАНОВИЛ:
Денисова Н.В. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Отдел Пенсионного фонда Российской Федерации в Калевальском районе Республики Карелия о включении в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в льготном исчислении (1 год работы за 1 год 6 месяцев) периода работы в должности медицинской сестры урологического <данные изъяты> с 01.08.1986 по 28.08.1989; периода работы в должности медицинской сестры хирургического отделения медсанчасти № 19 <данные изъяты> с 15.09.1989 по 20.05.1991, а также назначении досрочной трудовой пенсии по старости с момента обращения к ответчику.
В судебном заседании истец Денисова Н.В. исковые требования поддержала по доводам, изложенным в иске.
Представитель ответчика Карху Т.Н. иск не признала, сославшись на то обстоятельство, что в документах о трудовой деятельности истца отсутствуют сведения о том, что в спорные периоды истец работала именно в условиях стационара. Указала, что в случае включения в стаж работы истца периодов, указанных в исковом заявлении, право для назначения досрочной трудовой пенсии возникнет у истца со <данные изъяты>.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, изучив выплатное (отказное) дело истца, суд приходит к следующему.
По делу установлено, что Денисова Н.В., <данные изъяты>, начала свою трудовую деятельность с ДД.ММ.ГГГГ в качестве медсестры <данные изъяты>. На момент обращения с иском в суд (03.07.2015.) истец работала в должности лаборанта в клинико-диагностической лаборатории ГБУЗ РК «Калевальская центральная районная больница».
ДД.ММ.ГГГГ Денисова Н.В. обратилась в Отдел Пенсионного фонда РФ в Калевальском районе с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости по правилам п/п. 20 п.1 статьи 27 Федерального закона №173-ФЗ от 17.12.2001г. «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в связи с осуществлением медицинской деятельности в муниципальном учреждении здравоохранения п.г.т. Калевала Калевальского района.
Решением пенсионного органа № от ДД.ММ.ГГГГ истцу отказано в назначении досрочной пенсии в связи с недостаточностью льготного стажа. Стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии, определен органом пенсионного обеспечения - <данные изъяты> (лечебная работа по охране здоровья населения в сельской местности и в городах). В зачет в медицинский стаж ответчик не включил в льготном порядке (год работы за 1 год 6 месяца) период работы в должности медицинской сестры урологического отделения <данные изъяты> с 01.08.1986 по 27.08.1989; период работы в должности медицинской сестры хирургического отделения медсанчасти № <данные изъяты> с 15.09.1989 по 05.05.1991.
Вместе с тем такой подход ответчика при определении права Денисовой Н.В. на пенсию как медицинскому работнику не может быть признан обоснованным.
В соответствии с пп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173 "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Пунктом 2 ст. 27 указанного ФЗ предусмотрено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 N 781 утверждены Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подп. 20 п. 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"; правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости по указанному основанию, а также Перечень структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии, как год и шесть месяцев.
В Перечне структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как год и шесть месяцев, в разделе "Наименования структурных подразделений" предусмотрены отделения хирургического профиля стационаров государственных и муниципальных учреждений, предусмотренных пунктами 1 - 6, 8, 12, 15, 16, 20, 21, 27 - 30 Списка. В разделе "Наименование должностей" предусмотрены медицинские сестры.
Между тем, по волеизъявлению и в интересах застрахованного лица, претендующего на установление досрочной трудовой пенсии по старости по нормам Федерального закона № 173-ФЗ, периоды работы до 1 января 2002 года могут быть исчислены на основании ранее действовавших нормативных правовых актов.
Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. N 464 предусмотрены врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности.
Пунктом 2 Постановления Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. N 464 предусмотрено, что врачам-хирургам всех наименований, среднему медицинскому персоналу отделений (палат) хирургического профиля стационаров, врачам-анестезиологам-реаниматорам, среднему медицинскому персоналу отделений (групп) анестезиологии-реанимации, отделений (палат) реанимации и интенсивной терапии и т.д., исчисление сроков выслуги производится, один год работы в этих должностях и подразделениях считать за один год и 6 месяцев.
Судом установлено, что в период с 15.09.1989 по 05.05.1991. Денисова Н.В. работала в должности медицинской сестры хирургического отделения медсанчасти № <данные изъяты> то есть в должности относящейся к среднему медицинскому персоналу. При этом судом приняты во внимание пояснения истца, согласно которым, работая в указанной должности, она, в том числе, осуществляла предоперационную подготовку больных, послеоперационный уход за больными в хирургическом отделении медико-санитарной части, указанное учреждение относилось к учреждению здравоохранения, так как оказывало медицинское лечение сотрудникам завода, членам их семей.
В силу правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Постановлении от 29.01.2004 N 2-П, принципы правовой справедливости и равенства, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации как правовом и социальном государстве, в том числе права на социальное обеспечение (в частности, пенсионное обеспечение), по смыслу статей 1, 2, 6 (часть 2), 15 (часть 4), 17 (часть 1), 18, 19 и 55 (часть 1) Конституции Российской Федерации, предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения. Это, как и точность и конкретность правовых норм, которые лежат в основе соответствующих решений правоприменителей, включая суды, необходимо для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты.
Следовательно, в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права. При этом не предусмотрена возможность ведения отдельного учета пенсионных прав, в соответствии с различными нормативным правовыми актами.
На основании Постановления Правительства РФ от 02.10.2014 N 1015 "Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий" периоды работы и (или) иной деятельности, имевшие место до дня вступления в силу Федерального закона "О страховых пенсиях", могут подтверждаться в порядке, установленном соответствующими нормативными правовыми актами, действовавшими в период выполнения работы и (или) иной деятельности. Документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца.
Поскольку работа истца в хирургическом отделении подтверждена записями в трудовой книжке, а также архивной справкой от 06.07.2015 № 541, оснований для отказа в исчислении периода с 15.09.1989 по 05.05.1991 как год работы за один год и 6 месяцев у пенсионного органа не имелось.
Вопреки доводам ответчика об отсутствии оснований для включения в трудовой стаж истца в льготном исчислении периода работы в качестве медицинской сестры урологического отделения <данные изъяты> с 01.08.1986 по 27.08.1989, суд исходит из следующего.
Как усматривается из Постановления Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства", право на указанную пенсию имели врачи, зубные врачи, техники, фельдшеры, помощники врача, акушерки, массажисты, лаборанты и медицинские сестры - все независимо от наименования должности, работавшие в амбулаторно-поликлинических учреждениях всех типов и наименований, в том числе и в здравпунктах.
Из Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 781 от 29 октября 2002г. следует, что в стаж работы засчитывается на общих основаниях в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, работа в должностях, указанных в Списке: во врачебных здравпунктах, фельдшерских здравпунктах и фельдшерско-акушерских пунктах, медицинских пунктах, являющихся структурными подразделениями организаций (воинских частей). Наименование должности "медсестра" предусмотрено как действующим, так и всеми ранее действовавшими Списками.
Согласно абзацу третьему пункта 19 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" по волеизъявлению и в интересах застрахованного лица, претендующего на установление досрочной трудовой пенсии по старости по нормам Федерального закона N 173-ФЗ, периоды работы до 01.01.2002 могут быть исчислены на основании ранее действовавших нормативных правовых актов.
Пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", вступившим в силу с 01.11.1999, были утверждены Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения.
В соответствии с пунктом 3 названного постановления, в выслугу лет, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, засчитываются периоды до 01.11.1999 согласно списка профессий и должностей, утвержденного Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 N 464, а периоды после указанной даты в соответствии с Постановлением N 1066.
Согласно Списку, утвержденному Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 N 464, право на льготное пенсионное обеспечение (зачет периодов в подсчет специального стажа как 1 год за 1 год и 6 месяцев) имели работники здравоохранения, в том числе - средний медицинский персонал отделений (палат) хирургического профиля стационаров.
Положения данного Списка, в отличие от действующего Перечня, не дифференцировали средний медицинский персонал, к которому относится медицинская сестра, по специализации; право на льготное исчисление имел весь средний медицинский персонал независимо от наименования должности, работающий в отделении (палате) хирургического профиля стационара.
В соответствии с Приказом Минздрава Российской Федерации N 377 от 15.10.1999 "Об утверждении Положения об оплате труда работников здравоохранения", урологическое отделение отнесено к отделению хирургического профиля.
Верховный Суд РФ в п. 18 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" разъяснил, что исходя из п. 6 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с п. п. 20 п. 1 ст. 27 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ", утв. постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 N 781, судам следует иметь в виду, что работа в должностях, указанных в Списке работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, засчитывается в стаж работы, дающей право на указанную пенсию, если она осуществлялась не только в учреждениях, поименованных в Списке, и в их структурных подразделениях, но и в определенных структурных подразделениях, перечисленных в названном пункте Правил (в медико-санитарных частях, военно-медицинских службах, врачебных здравпунктах, фельдшерских здравпунктах и фельдшерско-акушерских пунктах, медицинских пунктах, являющихся структурными подразделениями организаций (воинских частей), и других), не поименованных в Списке. Судам следует учитывать, что указание на клинический профиль и ведомственную или территориальную принадлежность учреждений, перечисленных в Списке, не является основанием для исключения периода работы в таком учреждении из стажа работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (п. 3 названных Правил).
Из разъяснений п. 16 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" следует, что вопрос о тождественности выполняемых истцом работ, занимаемой должности, имеющейся профессии тем работам, должностям, профессиям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, решается судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и имеющимся профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.). При этом установление тождественности различных наименований работ, профессий, должностей не допускается.
Из Постановления Конституционного суда РФ от 03.06.2004 N 11-П следует, что в сфере пенсионного обеспечения соблюдение принципа равенства, гарантирующего защиту от всех форм дискриминации при осуществлении прав и свобод, означает помимо прочего запрет вводить такие различия в пенсионных правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории, которые не имеют объективно разумного оправдания (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях).
В судебном заседании истец пояснила, что осуществляла предоперационный уход и послеоперационный уход за больными, осуществляла перевязку больных после операций, имела ночные дежурства в госпитале, в период которых оказывала медицинскую помощь, в том числе, больным после операций.
С учетом вышеизложенного период работы истицы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности медицинской сестры урологического отделения <данные изъяты>, подлежит включению в льготном исчислении как 1 год работы за 1 год и 6 месяцев стажа.
Поскольку из архивных справок (л.д.26, 41) усматривается, что с должности медицинской сестры урологического отделения <данные изъяты> истец была уволена 27.08.1989, а с должности медицинской сестры хирургического отделения медико-санитарной части № ПО «ЛМЗ» истец была уволена на основании приказа от ДД.ММ.ГГГГ № 34, суд полагает необходимым исчислять спорные периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по 05.05.1991, в связи с чем требования истца подлежат частичному удовлетворению.
Исчисление и включение в специальный стаж остальных периодов осуществления трудовой деятельности истца сторонами по делу не оспаривается.
Согласно пункту 1 статьи 19 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией либо с более раннего срока, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
С учетом включения периодов, указанных выше, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в порядке п/п. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», право на пенсию возникло у Денисовой Н.В. со ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии со статьей 98 Гражданского процессуального кодекса РФ с ответчика надлежит взыскать в пользу истца расходы по уплате государственной пошлины в сумме 300 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 12, 56, 194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования удовлетворить частично.
Включить Денисовой Наталье Вилховне, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в специальный стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения: в льготном исчислении (1 год работы за 1 год 6 месяцев) - период работы в должности медицинской сестры урологического отделения <данные изъяты> с 01.08.1986 по 27.08.1989; период работы в должности медицинской сестры хирургического отделения медсанчасти № <данные изъяты> с 15.09.1989 по 05.05.1991.
Обязать Государственное учреждение - Отдел Пенсионного фонда Российской Федерации в Калевальском районе Республики Карелия назначить Денисовой Наталье Вилховне досрочную трудовую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ.
В остальной части иск оставить без удовлетворения.
Взыскать с Государственного учреждения - Отдел Пенсионного фонда Российской Федерации в Калевальском районе Республики Карелия в пользу Денисовой Натальи Вилховны 300 рублей судебных расходов по уплате государственной пошлины.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия через Костомукшский городской суд Республики Карелия в течение месяца со дня составления мотивированного решения суда.
Судья И.В.Бакулин
Справка: мотивированное решение в порядке статьи 199 ГПК РФсоставлено 03 августа 2015 года