Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-313/2021 от 20.01.2021

Дело № 2а-313/2021

УИД13RS0023-01-2020-003372-46

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

20 февраля 2021 года г. Саранск

Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия в составе председательствующего - судьи Парамонова С.П.,

при секретаре судебного заседания – Рогудяевой О.Е.,

с участием в деле:

административного истца – Чалдаева А. Р.,

административного ответчика – Федерального казенного учреждения «Следственный изолятор №1» УФСИН России по Республике Мордовия,

его представителя Кузьминой Е. В., действующей по доверенности, имеющей высшее юридическое образование,

административного ответчика – Федеральной службы исполнения наказаний России,

его представителя Абаниной Н. Н., действующей по доверенности, имеющей высшее юридическое образование,

рассмотрев в открытом судебном заседании, с использованием системы ВКС, в здании Ленинского районного суда г. Саранска административное дело по административному иску Чалдаева А. Р. к Федеральному казенному учреждению «Следственный изолятор №1» УФСИН России по Республике Мордовия, Федеральной службе исполнения наказаний России о признании незаконными действий (бездействия) ФКУ СИЗО-1 в связи с содержанием административного истца под стражей, взыскании 1500000 рублей в счет компенсации за ненадлежащие условия содержания под стражей,

УСТАНОВИЛ:

Чалдаев А.Р. обратился в суд с административным иском к Федеральному казенному учреждению «Следственный изолятор №1» УФСИН России по Республике Мордовия, Федеральной службе исполнения наказаний о признании незаконными действий (бездействия) ФКУ СИЗО-1 в связи с его содержанием под стражей в ненадлежащих условиях, взыскании 1500000 рублей в счет компенсации за ненадлежащие условия содержания под стражей.

В обоснование исковых требований указал, что 29.03.2013 года в отношении Чалдаева А.Р. было вынесено постановление о заключении его под стражу. С 04.02.2014 Чалдаев А.Р. содержался в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Мордовия г. Саранска. В СИЗО, в период его пребывания, административные ответчики и его должностные лица (ИК) проявили бездействие, выразившееся в необеспечении минимальных норм материально-бытового обеспечения, обеспечения жилищно-бытовых, норм питания, уклонялись от обязанностей, возложенных на них в установленном законом порядке. В частности, в качестве ненадлежащих условий содержания указано: на недостаточное свободное место и личное пространство, что затрудняло свободное передвижение по камере всех заключенных; содержание в одной камере с больными ВИЧ-инфекцией и гепатитом; грязные и зловонные унитазы; прозрачное ограждение, отделяющее отхожее место; непосредственная близость туалета к столу; кровать не достаточного размера, с учетом роста Чалдаева А.Р. – 191 см.; влажность, духота и неприятный запах в камерах; неисправность вентиляции; отсутствие вентилятора; некачественная пища, в которой отсутствовали овощи и фрукты, яйца, сыр, молочные продукты; лишение питания в дни участия в следственных действиях или в суде; не обеспечение питьевой водой, ввиду чего вынужден был пить воду из крана при отсутствии на них фильтров; в камерах для питьевой воды использовались бачки из цинка; отсутствие холодильника в камере, что приводило к порче продуктов; наличие насекомых и грызунов в камерах из –за непринятия мер со стороны администрации; недостаточность дневного света ввиду ненадлежащих решеток на окнах; слабое искусственное освещение, которое не выключалось ночью; не выдавались туалетная бумага, зубная паста и щетка, мыло и стиральный порошок; душ принимался раз в неделю по 15-20 минут; дезинфекция душевых помещений не проводилась; в случае выезда на следственные действия и в суд пропускалась помывка; малый размер зеркала в камере и низкое его расположение; недостаточное время прогулок; неприемлемые условия прогулочного дворика ввиду размеров, отсутствия достаточной освещенности, и чистоты.

23.11.2015 истец был отправлен из ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по РМ в ФКУ ИК-4 УФСИН России по РМ для отбывания наказания. Таким образом, общий период содержания истца под стражей в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по РМ составил один год девять месяцев девятнадцать дней.

Указанные выше условия содержания нарушают, по его мнению, права, гарантированные ст. 3 Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод, а именно: не подвергаться ни пыткам, ни бесчеловечному или унижающему достоинство обращению или наказанию, а также право на охрану достоинства личности от пыток, насилия, другого жестокого или унижающего обращения, или наказания, а также установленные ЕСПЧ стандарты условий содержания.

В связи с допущенными вышеуказанными нарушениями, им была подана жалоба в Европейский суд по правам человека. Жалоба была принята, ей присвоен номер 57248/15, но решение по существу дела пока не вынесено.

Ссылаясь на положения Федерального закона от 27.12.2019 №494-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», закрепившие порядок подачи и рассмотрения требования о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, с учетом перенесенных глубоких страданий на протяжении длительного времени в связи с ненадлежащими условиями содержания в исправительном учреждении, просит суд:

- признать незаконными действия (бездействие) ФКУ СИЗО-1 и его должностных лиц в отношении Административного истца в связи с условиями содержания под стражей;

- взыскать с Российской Федерации в лице казны Российской Федерации в пользу Чалдаева А.Р. 702000 рублей в счёт компенсации за нарушение условий содержания под стражей.

29 сентября 2020 года представитель административного истца Куликов В.С. представил заявление об увеличении исковых требований, в которых просил:

- признать незаконными действия (бездействие) ФКУ СИЗО-1 в отношении Административного истца в связи с условиями содержания под стражей;

- взыскать с Российской Федерации в лице казны Российской Федерации в пользу Чалдаева А.Р. 1 500000 рублей в счёт компенсации за нарушение условий содержания под стражей.

В судебном заедании, посредством использования систем видеоконференцсвязи административный истец Чалдаев А.Р. уточненные исковые требования поддержал, просил их удовлетворить.

Представитель административного ответчика – Федерального казенного учреждения «Следственный изолятор №1» УФСИН России по Республике Мордовия Кузьмина Е.В. в судебном заседании административные исковые требования не признала по доводам, изложенным в возражениях на административный иск, просила отказать в удовлетворении исковых требований.

Представитель административного ответчика – Федеральной службы исполнения наказаний России Абанина Н.Н. в судебном заседании административные исковые требования не признала, по основаниям, изложенным в возражениях на административный иск, указав на отсутствие нарушений со стороны СИЗО по содержанию Чалдаева А.Р. в спорный период, приведя в обоснование ссылку на результаты проведенных проверок.

Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Указывая на не надлежащие условия содержания под стражей, Чалдаев А.Р. ссылается на нарушение требований статьи 3 Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Согласно ст. 17 Конституции Российской Федерации, в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.

В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В силу ст. 3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 04.11.1950 никто не должен подвергаться ни пыткам, ни бесчеловечному или унижающему достоинство обращению или наказанию.

Порядок содержания под стражей подозреваемых, обвиняемых в совершении преступлений регулируется Федеральным законом "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", а так же изданными во исполнение данного закона ведомственными приказами, иными актами.

В соответствии со статьей 4
Федерального закона от 15.07.1995 N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, справедливости, презумпции невиновности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, принципами и нормами международного права, а также международными договорами Российской Федерации и не должно сопровождаться пытками, иными действиями, имеющими целью причинение физических или нравственных страданий подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, содержащимся под стражей (далее - подозреваемые и обвиняемые).

В соответствии со ст. 53 Конституции РФ каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.

Таким образом, при рассмотрении настоящего дела, в части, касающейся требований о признании незаконности действий (бездействия) должностных лиц СИЗО-1, существенное значение имеет соответствие действий (бездействия) административных ответчиков требованиям Российского законодательства в сфере регулирования вопросов, связанных с содержанием лиц под стражей, поскольку именно этим законодательством, прежде всего, руководствуются органы ФСИН. Существенное значение имеет и статус лица, обратившегося в суд, поскольку содержание лиц, содержащихся под стражей, и лиц отбывающих уголовное наказание, регулируются разными Законами и нормативными актами.

Установлено, что в рассматриваемый период Чалдаев А.Р. имел статус лица, содержащегося под стражей. Данный факт не оспаривается.

Согласно части 4 статьи 17 Федерального закона от 15.07.1995 №103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» подозреваемые, обвиняемые, содержащиеся под стражей, имеют право на получение компенсации в денежной форме за нарушение условий содержания под стражей, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации.

В соответствии со ст. 17.1 Федерального закона от 15.07.1995 №103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» подозреваемый, обвиняемый в случае нарушения предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий их содержания под стражей имеют право обратиться в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, в суд с административным исковым заявлением к Российской Федерации о присуждении за счет казны Российской Федерации компенсации за такое нарушение. Компенсация за нарушение условий содержания под стражей присуждается исходя из требований заявителя с учетом фактических обстоятельств допущенных нарушений, их продолжительности и последствий и не зависит от наличия либо отсутствия вины органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих.

Жалобы содержащихся под стражей подозреваемых и обвиняемых, а также лиц, осужденных к лишению свободы, на действия администрации следственных изоляторов или исправительных учреждений, подлежат рассмотрению по правилам главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ).

Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 27 декабря 2019 г. № 494-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее Федеральный закон № 494-ФЗ) настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении тридцати дней со дня его официального опубликования. В течение 180 дней со дня вступления в силу настоящего Федерального закона лицо, подавшее в Европейский Суд по правам человека жалобу на предполагаемое нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, в отношении которой не вынесено решение по вопросу ее приемлемости или по существу дела либо по которой вынесено решение о неприемлемости ввиду неисчерпания национальных средств правовой защиты в связи с вступлением в силу настоящего Федерального закона, может обратиться в суд в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, с заявлением о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении с указанием в нем даты обращения с жалобой в Европейский Суд по правам человека и номера этой жалобы.

Обратившись в суд с данным административным иском 9 июля 2020 г. (т.1 л.д. 82), административный истец процессуальный срок, установленный указанным федеральным законом, являющийся в данном случае специальным, не пропустил.

Как следует из разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации, изложенных в пункте 13 постановления от 25 декабря 2018 г. № 47 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания», в силу частей 2 и 3 статьи 62 КАС РФ обязанность доказывания соблюдения надлежащих условий содержания лишенных свободы лиц возлагается на административного ответчика - соответствующие орган или учреждение, должностное лицо, которым следует подтверждать факты, обосновывающие их возражения. Вместе с тем административному истцу, прокурору, а также иным лицам, обратившимся в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, надлежит в административном исковом заявлении, а также при рассмотрении дела представлять (сообщать) суду сведения о том, какие права, свободы и законные интересы лица, обратившегося в суд, или лица, в интересах которого подано административное исковое заявление, нарушены, либо о причинах, которые могут повлечь их нарушение, излагать доводы, обосновывающие заявленные требования, прилагать имеющиеся соответствующие документы (в частности, описания условий содержания, медицинские заключения, обращения в органы государственной власти и учреждения, ответы на такие обращения, документы, содержащие сведения о лицах, осуществлявших общественный контроль, а также о лишенных свободы лицах, которые могут быть допрошены в качестве свидетелей, если таковые имеются) (статьи 62, 125, 126 КАС РФ). Учитывая объективные трудности собирания доказательств нарушения условий содержания лишенных свободы лиц, суд оказывает административному истцу содействие в реализации его прав и принимает предусмотренные КАС РФ меры, в том числе для выявления и истребования доказательств по собственной инициативе (например, истребует имеющиеся материалы по итогам осуществления общественными наблюдательными комиссиями общественного контроля, а также материалы проверок, проведенных в рамках осуществления прокурорского надзора или ведомственного контроля).

В качестве подтверждения изложенных в административном иске доводов, Чалдаевым А.Р. представлены следующие доказательства: заявление Уполномоченного Российской Федерации при Европейском Суде по правам человека (т.1 л.д.8), из которого следует, что Российское Правительство признает факт содержания Чалдаева А.Р. в СИЗО – ИЗ 13/2 в период с 04.02.2014 по 23.11.2015 и транспортирования в условиях, не соответствующих статье 3 Конвенции, равно как и его содержание в металлической клетке в ходе рассмотрения уголовного дела. В данном заявлении, видимо, вкралась техническая ошибка, поскольку достоверно установлено, ч то в указанный период Чалдаев А.Р. содержался в СИЗО-1. Вместе с тем, из данного заявления не усматривается, в чем именно заключались ненадлежащие условия содержания, либо транспортирования. Поэтому, данный документ не является безусловным доказательством по делу. Имеющаяся в нем информация подлежит оценке в совокупности с другими доказательствами по делу.

Чалдаевым А.Р. представлена копия письма Секретариата Суда (ЕСПЧ) и формуляра жалобы, которые подтверждают факт обращения Чалдаева А.Р. в Европейский Суд по правам человека (далее ЕСПЧ). Из формуляра жалобы усматривается, что нарушения, которые по мнению Чалдаева А.Р. имели место в период его содержания в СИЗО-1, полностью воспроизводят те, которые указаны им в административном исковом заявлении. Сам факт изложения в формуляре такой информации не доказывает наличия нарушений. (т.1 л.д.40-49).

Стороной административного истца представлены копии ответов на обращения Чалдаева А.Р.. Из письма заместителя начальника УФСИН России по Республике Мордовия от 20.01.2015 года №14/ТО/9-Ч-1ос следует, что обращение Чалдаева А.Р. рассмотрено. Доводы, изложенные в его обращении, не нашли подтверждения (т.2 л.д. 34-38). Аналогичного содержания ответ был направлен Чалдаеву А.Р. ФКУЗ МСЧ-13 ФСИН России от 27.01.2015 года №76-/9-Ч-5, в части, касающейся состояния здоровья Чалдаева А.Р. и санитарного состояния условий его содержания. Нарушения так же не были выявлены (т.2 л.д.36-37).

Подлинность и достоверность данных документов никем не оспаривается, у суда сомнений не вызывает.

Чалдаевым А.Р. были представлены пять эскизов камер (№№ 69,68, 66,64, 60) с указанием на место расположения предметов интерьера, санузла (туалет, раковина), с указанием расстояний между предметами, от стен до предметов. Как пояснил в суде Чалдаев А.Р., данные расстояния указаны им по результатам измерений линейкой (т.2 л.д. 63-67).

Оценивая данные доказательства (эскизы), суд исходит из следующего. Эти доказательства, как каждое в отдельности, так и их совокупность, не могут с безусловностью быть приняты как достоверные, поскольку ни в них, ни в пояснениях к ним в суде, не указано время их составления. Не указано на линейку, которая, по словам Чалдаева А.Р., применялась при промерах расстояний. Проверить факты, изложенные на этих эскизах, не представляется возможным по прошествии достаточного времени. Вместе с тем, суд допускает, что схематически подобное расположение вещей имело место быть.

Чалдаевым А.Р. в подтверждение доводов, изложенных в административном иске, были приложены скриншоты страниц сайтов, на которых содержалась информация о, якобы, имевших место нарушениях в СИЗО-1 УФСИН России по Республике Мордовия, а так же изображение фасада здания (т.2 л.д. 181-188).

Информация, содержащаяся на указанных страницах, основана на материалах проверки, которые были представлены суду при рассмотрении дела, оценка которым будет дана ниже.

Чалдаевым А.Р. так же представлены светокопии протоколов судебных заседаний (т.2 л.д. 189-194).

Суду не представлено сведений о способе получения этих копий, что не позволяет сделать вывод о допустимости указанных доказательств.

В судебном заседании по ходатайству Чалдаева А.Р. был допрошен свидетель ФИО2, который показал, что содержался в СИЗО-1 в различные периоды, в том числе и в те, которые являются предметом рассмотрения в настоящем деле. С Чалдаевым А.Р. он не содержался. Подтвердил, что условия содержания в изоляторе были неудовлетворительные: духота и повышенная влажность в камерах, слабое освещение, плохое качество воды, помывка один раз в неделю, наличие насекомых и грызунов, отсутствие мероприятий по дератизации и дезинсекции, малое пространство в камерах. С подобной жалобой он обращался в ЕСПЧ, и ему была присуждена компенсация за ненадлежащие условия содержания в изоляторе в 2006-2008 годах.

Оценивая показания свидетеля, суд не подвергает их сомнению, однако учитывает, что период, о котором показал свидетель, имел место за 6-7 лет до периода, о котором указывает Чалдаев А.Р. в своем административном иске. Поэтому данные показания не могут быть допустимыми ввиду неотносимости.

В возражениях на заявленные требования административного истца, сторона административных ответчиков ссылается на отсутствие фактов, изложенных истцом.

В обоснование своей позиции административными ответчиками были представлены справки, копии государственных контрактов, экспликация помещений корпуса, в котором расположены камеры, в которых содержался Чалдаев А.Р., результаты проверок (ведомственных и прокурорских).

Судом установлено и подтверждается письменными материалами дела, что Чалдаев А.Р., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в период с 04.02.2014 по 23.11.2015 содержался под стражей в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Мордовия.

Из исследованных в судебном заседании письменных доказательств установлено следующее.

Чалдаев А. Р. содержался ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Мордовия в следующих камерах: в камере (4 спальных места) площадь 16,1 кв.м с 04.02.2014 по 01.06.2014 содержалось четыре человека; в камере (4 спальных места) площадь 15,9 кв.м с 01.06.2014 по 03.06.2014 содержался один человек; в камере (4 спальных места) площадь 16,7 кв.м с 03.06.2014 по 28.07.2014 содержалось четыре человека; в камере (4 спальных места) площадью 16,1 кв.м с 28.07.2014 по 01.09.2014 содержалось четыре человека, с 01.09.2014 по 03.09.2014 содержалось три человека, с 03.09.2014 по 31.10.2014 содержалось четыре человека, с 31.10.2014 по 03.11.2014 содержалось три человека, с 03.11.2014 по 07.11.2014 содержалось четыре человека, с 07.11.2014 по 13.11.2014 содержалось четыре человека, с 13.11.2014 по 17.11.2014 содержалось четыре человека, с 17.11.2014 по 19.11.2014 содержалось три человека; в камере (1 спальное место) площадь 6,8 кв.м с 19.11.2014 по 24.11.2014 содержался один человек; в камере (4 спальных места) площадь 16,1 кв.м с 24.11.2014 по 09.01.2015 содержалось два человека; в камере (1 спальное место) площадь 7 кв.м с 09.01.2015 по 19.01.2015 содержался один человек; в камере (4 спальных места) площадь 15,9 кв.м с 12.02.2015 по 14.02.2015 содержалось три человека, с 14.02.2015 по 18.02.2015 содержалось четыре человека; с 19.02.2015 по 24.02.2015 содержалось три человека; в камере (4 спальных места) площадью 16,1 кв.м с 24.02.2015 по 25.02.2015 содержалось два человека, с 25.02.2015 по 06.03.2015 содержалось три человека, с 06.03.2015 по 17.03.2015 содержалось два человека, с 17.03.2015

по 23.03.2015 содержалось три человека, с 23.03.2015 по 27.03.2015 содержалось два человека, с 27.03.2015 по 30.03.2015 содержалось три человека, с 30.03.2015 по 02.04.2015 содержалось два человека, с 02.04.2015 по 03.04.2015 содержалось три человека; в камере (4 спальных места) площадь 15,8 кв.м с 03.04.2015 по 06.04.2015 содержалось три человека, с 06.04.2015 по 14.04.2015 содержалось четыре человека, с 14.04.2015 по 16.04.2015 содержалось три человека, с 16.04.2015 по 27.04.2015 содержалось четыре человека, с 27.04.2015 по 30.04.2015 содержалось три человека, с 30.04.2015 по 12.05.2015 содержалось четыре человека, с 12.05.2015 по 18.05.2015 содержалось три человека, с 18.05.2015 по 24.05.2015 содержалось четыре человека, с 25.05.2015 по 29.05.2015 содержалось три человека, с 29.05.2015 по 02.06.2015 содержалось четыре человека, с 02.06.2015 по 11.06.2015 содержалось три человека; в камере (4 спальных места) площадь 15,5 кв.м с 20.07.2015 по 06.08.2015 содержалось четыре человека, 06.08.2015 по 11.08.2015 содержалось три человека; с 11.08.2015 по 20.08.2015 содержалось четыре человека; с 20.08.2015 по 28.08.2015 содержалось три человека, с 28.08.2015 по 31.08.2015 содержалось четыре человека, с 31.08.2015 по 10.09.2015 содержалось три человека, с 10.09.2015 по 18.09.2015 содержалось четыре человека, с 18.09.2015 по 21.09.2015 содержалось три человека, с 21.09.2015 по 28.09.2015 содержалось четыре человека, с 28.09.2015 по 01.10.2015 содержалось три человека; в камере (1 спальное место) площадь 7 кв.м с 01.10.2015 по 11.10.2015 содержался один человек; в камере (4 спальных места) площадь 15,5 кв.м с 11.10.2015 по 15.10.2015 содержалось три человека, с 15.10.2015 по 23.10.2015 содержалось четыре человека, с 23.10.2015 по 02.11.2015 содержалось три человека, с 02.11.215 по 05.11.2015 содержалось четыре человек, с 05.11.2015 по 06.11.2015 содержалось три человека, с 06.11.2015 по 09.11.2015 содержалось два человека, с 09.11.2015 по 15.11.2015 содержался один человек, с 15.11.2015 по 17.11.2015 содержалось два человека, с 17.11.2015 по 20.11.2015 содержалось три человека; в камере ( 6 спальных мест) площадь 23,7 кв.м с 20.11.2015 по 23.11.2015 содержалось шесть человек.

Согласно ст. 23 Федерального закона от 15.07.1995 N 103-ФЗ (ред. от 27.12.2019) "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", норма санитарной площади в камере на одного человека устанавливается в размере четырех квадратных метров с учетом требований, предусмотренных частью первой статьи 30 настоящего Федерального закона.

Из приведенных данных, представленных административным ответчиком СИЗО-1, видно, что в различные периоды Чалдаев А.Р. содержался в камерах, где предусмотренная Законом площадь на одного содержащегося была ниже установленной, что является нарушением требований Закона. Как следствие, нарушение требований Закона делает незаконными действия СИЗО-1 по размещению лиц, содержащихся под стражей, в камерах с нарушением минимальных требований. Размер площади, на которую уменьшается площадь, приходящаяся на каждого, не имеет значения для признания действий не законными, но учитывается при определении размера компенсации.

Таким образом, в общей сложности 120 дней Чалдаев А.Р. содержался в следственном изоляторе с нарушением нормы, приходящейся на одного содержащегося под стражей, то есть, менее 4 квадратных метров.

Статьей 16 ФЗ от 15.07.1995 № 103 ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» предусмотрены правила внутреннего распорядка в местах содержания под стражей обвиняемых и подозреваемых в совершении преступлений. Приказом Министерства юстиции России от 14.10.2005 № 189 утверждены «Правила внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно - исполнительной системы».

В соответствии с п. 42 раздела 5 «Материально - бытовое обеспечение подозреваемых и обвиняемых» «Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно - исполнительной системы» в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Мордовия все камеры оборудованы: одноярусными или двухъярусными кроватями; столом и скамейками с числом посадочных мест по количеству лиц, содержащихся в камере; шкафом для продуктов; вешалкой для верхней одежды; полкой для туалетных принадлежностей; зеркалом, вмонтированным в стену; бачком с питьевой водой; радиодинамиком для вещания общегосударственной программы; урной для мусора; тазами для гигиенических целей и стирки одежды; светильниками дневного и ночного освещения; телевизором, холодильником, вентиляционным оборудованием (при наличии возможности); тумбочкой под телевизор или кронштейном для крепления телевизора; напольной чашей (унитазом), умывальником; нагревательными приборами (радиаторами) системы водяного отопления; штепсельными розетками для подключения бытовых приборов; вызывной сигнализацией. Вышеуказанное оборудование находится в исправном состоянии, пригодном для использования. Какого - либо другого оборудования и предметов, не предусмотренных указанным приказом, в камерах ФКУ СИЗО - 1 УФСИН России по Республике Мордовия не имеется.

В указанной части нарушений со стороны административного ответчика в период содержания Чалдаева А.Р. в ФКУ СИЗО-1 по отношению к нему не выявлено.

Согласно ст.33 ФЗ от 15.07.1995 № 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" при размещении подозреваемых и обвиняемых, а также осужденных в камере отдельно от других подозреваемых и обвиняемых содержатся больные инфекционными заболеваниями или нуждающиеся в особом медицинском уходе и наблюдении.

В период содержания Чалдаева А.Р. под стражей в ФКУ СИЗО - 1 УФСИН России по Республике Мордовия действовал «Порядок организации медицинской помощи лицам, отбывающим наказание в местах лишения свободы и заключенным под стражу», утвержденный Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ N 640 и Министерства юстиции РФ №190 от 17.10.2005, согласно которому раздельное содержание предусмотрено в отношении групп больных, перечисленных в п. 317 (больных активным туберкулезом, лиц, наблюдающихся в "0" группе диспансерного учета, больных, выделяющих микробактерии туберкулеза, бактериовыделителей с множественной лекарственной устойчивостью).

Наличие заболеваний у лиц, содержащихся под стражей, в виде ВИЧ - инфекции и гепатита, не являлось основанием для их раздельного содержания.

В соответствии с требованиями приложения № 1 «Правила поведения подозреваемых и обвиняемых» к «Правилам внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно - исполнительной системы» подозреваемые и обвиняемые, содержащиеся под стражей в следственных изоляторах, обязаны: соблюдать требования гигиены и санитарии, содержать одежду и постельные принадлежности в чистоте и порядке, содержать в чистоте камеру; проводить уборку камер и других помещений в порядке очередности, установленной администрацией учреждения. Дежурный по камере обязан подметать и мыть пол в камере, производить уборку камерного санузла, прогулочного двора по окончании прогулки.

Во исполнение указанных правил в ФКУ СИЗО - 1 УФСИН России по Республике Мордовия уборка камер (в том числе влажная с применением дезинфицирующих средств) и имеющегося там санитарного узла, ежедневно проводится лицами, содержащимися под стражей в порядке очередности. Контроль проведения уборки осуществляется также ежедневно сотрудниками ФКУ СИЗО - 1 УФСИН России по Республике Мордовия.

Санитарные узлы в ФКУ СИЗО - 1 УФСИН России по Республике Мордовия подключены к центральной канализационной системе, с выводом за территорию учреждения.

В соответствии с п. 42 раздела 5 «Материально - бытовое обеспечение подозреваемых и обвиняемых» «Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно - исполнительной системы» в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Мордовия все камеры оборудованы напольной чашей (унитазом) со смывным бачком. Для возможности уединения и обеспечения приватности, унитаз отгорожен от основного помещения камеры от пола до потолка перегородкой из металлического профиля и непрозрачного поликарбоната зеленого цвета со встроенной дверью, а также кирпичной стеной, отделанной кафельной плиткой.

Приказом ФСИН России от 27.07.2007 № 407 утвержден Каталог «Специальные (режимные) изделия для оборудования следственных изоляторов, тюрем, исправительных и специализированных учреждений ФСИН России». Каталогом установлены требования, предъявляемые к кроватям в следственных изоляторах. Предусмотрены два вида кроватей - КОК - 1 (одноярусная) и КДК - 1 (двухъярусная). Габаритные размеры кровати КОК - 1: длина - 2062 мм, ширина - 795 мм, высота 965 мм, кровати КДК - 1: длина 2070 мм, ширина 795 мм, высота 1755 мм.

В ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Мордовия все камеры оборудованы кроватями КОК - 1 и КДК - 1 с указанными габаритными размерами.

ФКУ СИЗО- 1 УФСИН России по Республике Мордовия подключено к центральной системе отопления г.Саранска, через которую подается тепловая энергия в горячей сетевой воде.

Для подачи тепловой энергии в горячей сетевой воде и горячей воды ФКУ СИЗО- 1 УФСИН России по Республике ежегодно заключались (заключаются) договора теплоснабжения (снабжение тепловой энергией в горячей воде).

По теплоснабжению в 2014 - 2015 годах такие договора заключались с ОАО «СаранскТеплоТранс», ОАО «Волжская Территориальная генерирующая компания».

Все камеры ФКУ СИЗО- 1 УФСИН России по Республике Мордовия оборудованы системой приточно-вытяжной вентиляции для циркуляции воздуха в камерных помещениях в необходимом объеме. Также имеется естественная вентиляция, которая осуществляется путем проветривания камер через окна. Все камеры оборудованы окнами, которые снабжены поворотным механизмом для их открытия. Проем окон составляет 90 х 120 см. Оборудование камер соответствует требованиям действующего законодательства.

В соответствии со ст.22 ФЗ от 15.07.1995 № 103 «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» подозреваемые и обвиняемые обеспечиваются бесплатным питанием, достаточным для поддержания здоровья и сил по нормам, определяемым Правительством Российской Федерации.

В ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Мордовия все лица, содержащиеся под стражей, обеспечивались ежедневным трехразовым питанием в соответствии с требованиями и по нормам, утвержденными приказами Министерства юстиции РФ от 02.08.2005 № 125 «Об утверждении норм питания и материально-бытового обеспечения осужденных к лишению свободы, а также подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в следственных изоляторах Федеральной службы исполнения наказаний, на мирное время». В соответствии с нормами питания для подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в следственных изоляторах (хлеб из смеси муки ржаной обдирной и пшеничной 1 сорта, хлеб пшеничный из муки 2 сорта, мука пшеничная 2 сорта, крупа разная, макаронные изделия, мясо, рыба, маргариновая продукция, масло растительное, молоко коровье, сахар, соль поваренная пищевая, чай натуральный, лавровый лист, горчичный порошок, томатная паста, картофель, овощи, мука соевая текстурированная, кисели сухие витаминизированные или фрукты сушеные), еженедельно составлялась раскладка продуктов, вкладываемых в котел на одного человека в сутки, которая утверждается начальником следственного изолятора.

Рацион питания в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Мордовия соответствовал предъявляемым требованиям.

Контроль за приготовлением и качеством пищи возложен на заведующего столовой, начальника отдела интендантского и хозяйственного обеспечения, заместителя начальника курирующего вопросы тылового обеспечения и дежурного помощника начальника следственного изолятора. Контроль за приготовлением пищи также осуществляется ежедневно дежурным помощником начальника следственного изолятора, он же и производит закладку продуктов питания в присутствии медицинского работника. После приготовления пища опробуется на предмет качества ее приготовления медицинским работником, после чего производится раздача по камерам. Раздача пищи производится в чистой одежде, в перчатках из специальных герметичных термосов. Рацион питания и калорийность соответствуют предъявляемым требованиям.

ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Мордовия ежегодно заключает с организацией водопроводно - канализационного хозяйства договора на подачу холодной (питьевой) воды. Холодная вода поступает по водопроводной сети, в том числе в камеры.

В 2014 - 2015 годах такие договоры заключались с муниципальным предприятием городского округа Саранск «Саранское - водопроводно - канализационное хозяйство». В соответствии с договорными обязательствами холодная (питьевая) вода соответствует требованиям законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно - эпидемиологического благополучия населения.

В соответствии с п. 42 раздела 5 «Материально - бытовое обеспечение подозреваемых и обвиняемых» «Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно - исполнительной системы» в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Мордовия во всех камерах имеются бачки для питьевой воды.

За период содержания в ФКУ СИЗО - 1 УФСИН России по Республике Мордовия Чалдаев А.Р. в течение 48 дней выбывал для проведения следственных действий и для участия в судебных заседаниях. Во всех случаях Чалдаев А.Р. был обеспечен трехразовым горячим питанием (завтраком, ужином, обедом). Завтраком и ужином Чалдаев А.Р. обеспечивался во время, установленное имеющимся распорядком дня для подозреваемых, обвиняемых и лиц, заключенных под стражу в ФКУ СИЗО -1 УФСИН России по Республике Мордовия (с 6 - 30 до 7-30, с 17-30 до 18-30). Обедом Чалдаев А.Р. обеспечивался так же в установленное время (с 12-30 до 13-30), либо сразу по прибытию в учреждение.

ФКУ СИЗО- 1 УФСИН России по Республике ежегодно заключались (заключаются) договоры по оказанию дератизационных, дезинсекционных услуг на объектах учреждения в соответствии с требованиями Федерального закона от 30.03.1999 №52 «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения».

В 2014 - 2015 годах договоры по оказанию дератизационных, дезинсекционных услуг заключались с ИП ФИО4

Мошек, комаров, мокриц и пауков, мышей в камерах ФКУ СИЗО - 1 УФСИН России по Республике Мордовия не имелось.

В соответствии с п. 42 раздела 5 «Материально - бытовое обеспечение подозреваемых и обвиняемых» «Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно - исполнительной системы» в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Мордовия все камеры оборудованы светильниками дневного и ночного освещения: соответственно мощностью 100 и 40 Вт с лампами накаливания в плафонах закрытого типа. Также, в камерах имеется естественное освещение. Все камеры оборудованы окнами. Проем окон составляет 90 х 120 см.

В соответствии с подпунктами 9 - 10 п.20 «Наставлений по оборудованию инженерно - техническими средствами охраны и надзора объектов уголовно - исполнительной системы», утвержденными приказом Министерства юстиции России от 04.09.2006 № 279, в камерах устанавливаются металлические решетки, преграждающие доступ к окнам со стороны камер. Оконные решетки выполняются двух видов с размерами ячеек решеток - не более 70 х 200 мм и не более 100 х 200 мм.

В ФКУ СИЗО - 1 УФСИН России по Республике Мордовия решетки на окнах и решетки, преграждающие доступ к окнам со стороны камер, изготовлены и установлены в соответствии с указанными Наставлениями. Размеры ячеек составляют 50 х 70 мм. Указанные решетки не препятствуют проникновению в помещение дневного света. В решетках имеется проем для открытия окон.

Статьей 22 ФЗ от 15.07.1995 № 103 «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» предусмотрено, что подозреваемые и обвиняемые могут приобретать по безналичному расчету продукты питания, предметы первой необходимости, а также другие промышленные товары.

В соответствии с п.п. 40-41раздела 5 «Материально - бытовое обеспечение подозреваемых и обвиняемых» приказа МЮ России от 14.10.2005 № 189 «Об утверждении Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно - исполнительной системы» по заявлению подозреваемого или обвиняемого, при отсутствии необходимых денежных средств на его лицевом счете, по нормам, установленным Правительством Российской Федерации, выдаются индивидуальные средства гигиены: мыло, зубная щетка, зубная паста, одноразовая бритва (в соответствии с приказом МЮ России от 02.08.2005 № 125 «Об утверждении норм питания и материально-бытового обеспечения осужденных к лишению свободы, а также подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в следственных изоляторах Федеральной службы исполнения наказаний, на мирное время» - один раз в месяц).

За период содержания под стражей в ФКУ СИЗО - 1 УФСИН России по Республике Мордовия на лицевой счет Чалдаева А.Р. регулярно поступали денежные средства. В 2014 году поступило 7900 рублей, в 2015 году 20880,04 рублей, что позволяло Чалдаеву А.Р. приобрести индивидуальные средства гигиены: мыло, зубную щетку, зубную пасту, одноразовую бритву, туалетную бумагу, а также стиральный порошок, которые имелись в магазине ФГУП «Промсервис» ФСИН России ОСП Мордовия И- 1.

В соответствии с п. 45 раздела 5 «Материально - бытовое обеспечение подозреваемых и обвиняемых» приказа МЮ России от 14.10.2005 № 189 «Об утверждении Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно - исполнительной системы» в ФКУ СИЗО - 1 УФСИН России по Республике Мордовия помывка лиц, содержащихся под стражей, осуществляется по графику один раз в неделю продолжительностью 15-20 минут. Лицам, не прошедшим помывку в установленное время, предоставляется дополнительная возможность помывки. В ФКУ СИЗО - 1 УФСИН России по Республике Мордовия имеются помывочные помещения, с кранами для подачи холодной и горячей воды, душевыми рассеивателями и поддонами.

В соответствии с «Инструкцией по организации государственного санитарно - эпидемиологического надзора за банно - прачечным обеспечением осужденных», утвержденной приказом МЮ РФ от 08.11.2001 № 18/29-395, уборка помывочных помещений с применением дезинфицирующих средств производилась (производится) после каждой помывки. Также еженедельно проводится генеральная уборка с применением дезинфицирующих средств. Система слива, краны и лейки находились (находятся) в рабочем состоянии. В помывочных помещениях имеются коврики на резиновой основе, которые также промываются с применением дезинфицирующих средств.

Использованная при помывке вода сливается в центральную канализационную систему, с выводом за территорию учреждения. Наличие перегородок в помывочных помещениях не предусмотрено.

В соответствии с п. 42 раздела 5 «Материально - бытовое обеспечение подозреваемых и обвиняемых» приказа МЮ России от 14.10.2005 № 189 «Об утверждении Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно - исполнительной системы» камеры СИЗО оборудуются зеркалом, вмонтированным в стену.

В каждой камере ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Мордовия имеется такое зеркало размером 30x30 см., которое располагается на высоте примерно 170 см. Высота расположения зеркала ориентирована на человека среднего роста.

В соответствии с разделом 15 «Проведение ежедневных прогулок подозреваемых и обвиняемых» «Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно - исполнительной системы» в ФКУ СИЗО

В ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Мордовия подозреваемые и обвиняемые, в том числе водворенные в карцер, пользуются ежедневной прогулкой продолжительностью не менее одного часа. На прогулку выводятся одновременно все подозреваемые и обвиняемые, содержащиеся в камере. Освобождение от прогулки дается только врачом (фельдшером). В случае если подозреваемый или обвиняемый участвовал в судебном заседании, следственных действиях или по иной причине в установленное время не смог воспользоваться ежедневной прогулкой, по его письменному заявлению ему предоставляется одна дополнительная прогулка установленной продолжительности. Прогулка проводится на территории прогулочных дворов. Прогулочные дворы оборудуются скамейками для сиденья и навесами от дождя.

Подпунктом 14 п. 32 и подпунктами 24 - 25 п. 60 «Наставлений по оборудованию инженерно - техническими средствами охраны и надзора объектов уголовно - исполнительной системы», утвержденными приказом Министерства юстиции России от 04.09.2006 № 279, установлено, что ограждение прогулочных дворов и перегородки между ними выполняются кирпичными, толщиной не менее 38 см или железобетонными высотой не менее 3,0 метров. По верху прогулочных дворов крепится металлическая рама, к которой приваривается металлическая решетка с ячейками не более 170 х 170 мм. Сверху на решетку укладывается и закрепляется металлическая сетка с ячейками не более 50 х 50 мм. Прогулочные дворы располагаются, как правило, на крыше режимного корпуса.

В ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Мордовия прогулочные дворы в количестве 15 оборудованы в соответствии с указанными Наставлениями и Правилами, расположены на 4 этаже режимного корпуса № 1. Площадь прогулочного двора №1 составляет 17,4 кв.м., он оборудован скамейкой и турником. Площадь прогулочного двора № 2 составляет 17,1 кв.м., он оборудован 2 скамейками и турником. Площадь прогулочного двора № 3 составляет 16,8 кв.м., он оборудован 2 скамейками и турником. Площадь прогулочного двора № 4 составляет 16,8 кв.м., он оборудован 2 скамейками и турником. Площадь прогулочного двора № 5 составляет 16,1 кв.м., он оборудован 2 скамейками и турником. Площадь прогулочного двора № 6 составляет 16,0 кв.м., он оборудован 2 скамейками и турником. Площадь прогулочного двора № 7 составляет 16,6 кв.м., он оборудован скамейкой и турником. Площадь прогулочного двора № 8 составляет 16,6 кв.м., он оборудован скамейкой и турником. Площадь прогулочного двора № 9 составляет 16,2 кв.м., он оборудован 2 скамейками и турником. Площадь прогулочного двора № 10 составляет 16,6 кв.м., он оборудован 2 скамейками и турником. Площадь прогулочного двора № 11 составляет 16,0 кв.м., он оборудован 2 скамейками и турником. Площадь прогулочного двора №12 составляет 16,9 кв.м., он оборудован 2 скамейками и турником. Площадь прогулочного двора №13 составляет 16,3 кв.м., он оборудован 2 скамейками и турником. Площадь прогулочного двора № 14 составляет 8,5 кв.м., он оборудован скамейкой и турником. Площадь прогулочного двора № 15 составляет 20,7 кв.м., он оборудован скамейкой и турником Прогулочные дворы оборудованы металлическим навесом от дождя. В прогулочных дворах имеется доступ для солнечного света и вид на небо. Прогулочные дворы проветриваются естественным образом и в них сохраняется уличная температура воздуха.

В соответствии с требованиями приложения № 1 «Правила поведения подозреваемых и обвиняемых» к «Правилам внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно - исполнительной системы» уборка прогулочного двора производится дежурным по камере по окончании прогулки.

Кроме этого, уборка прогулочных дворов производится ежедневно с применением дезинфицирующих средств.

Указанные обстоятельства установлены судом на основании доказательств, представленных в материалы дела, в том числе, справками, подписанными руководителем ФКУ СИЗО-1, которые согласуются между собой.

Достоверность указанных доказательств подтверждается материалами проверок, как по обращениям Чалдаева А.Р., так и проведенными по иным основаниям. Проверки проводились как на уровне ведомственного контроля, так и со стороны прокуратуры в рамках соблюдения законодательства о содержании лиц под стражей.

По запросу суда был представлен материал инспекторской проверки ФКУ СИЗО-1 за 2013-2015 год и 6 месяцев 2016 года, проведенной УФСИН России по Республике Мордовия. По результатам данной проверки нарушений по содержанию лиц, содержащихся под стражей, не выявлено. Нарушения, выявленные при указанной проверке касались управленческой деятельности (Выписка из Акта от 17.10.2016 года).

Было рассмотрено обращение Чалдаева А.Р. в Прокуратуру Республики Мордовия от 09.10.2015 года и его же обращение в Генеральную Прокуратуру Российской Федерации. По результатам рассмотрения указанных обращений нарушений не выявлено. О результатах Чалдаев А.Р. был информирован, о чем свидетельствует представленная им копия ответа, о которой указано выше.

Кроме того, УФСИН России по Республике Мордовия представлена справка о медицинском обслуживании Чалдаева А.Р. с указанием конкретных дат медицинских манипуляций. Оснований не доверять данному документу не имеется. Из документа следует, что Чалдаев А.Р. получал необходимую медицинскую помощь в оспариваемый период.

Согласно ответу старшего помощника прокурора республики старшего советника юстиции ФИО1 Начальнику отдела защиты прав человека в местах принудительного содержания аппарата Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации ФИО3 от 19.01.2015 №17-159-2014/389 на №35525к-29 от 12.12.2014 года, были проверены доводы Чалдаева А.Р. о ненадлежащих условиях содержания, которые схожи с заявленными в настоящем деле. По результатам проверки нарушений установлено не было.

Согласно сообщению старшего помощника прокурора республики по надзору за соблюдением законов при исполнении уголовных наказаний старшего советника юстиции ФИО1 от 17.02.2021 года №17-1592014/Исорг 78-21, что по результатам проверки, проведенной Прокуратурой Республики Мордовия 06.11.2015 года по соблюдению законности в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по РМ, был выявлен факт отслоения штукатурки в камере 104, не работал телевизор в камере 116. Других нарушений не выявлено.

Следует отметить, что по представленным СИЗО-1 данным, Чалдаев А.Р. в указанных камерах не содержался.

В подтверждение сведений, содержащихся в справках, представленных в материалы дела представителем СИЗО-1 (приведены выше), стороной административных ответчиков представлены справки по результатам проведенных прокурорских проверок.

Так, в справке о состоянии законности в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Мордовия от 29.09.2015 предметом проверки были все сферы деятельности учреждения, в том числе, столовой, магазина. Нарушений санитарных требований не выявлено. Не установлено нарушений по всем позициям. Вместе с тем, были установлены недостатки, связанные с содержанием курящих с некурящими в камерах 115 и 117, и связанные с заменой кран – буксы в камере 90 и ремонтом санузла в камере 65. Сведений о том, что на момент проведения проверки Чалдаев А.Р. содержался в указанных камерах, нет.

Из аналогичной справки от 14.10.2015 года следует, что по результатам проверки были выявлены недостатки, не относящиеся к камерам, в которых содержался Чалдаев А.Р.. Вместе с тем, были обнаружены недостатки по неправильному хранению продуктов в магазине, а так же, связанные с тем, что в пищеблоке учреждения емкости с пищей находились на полу, а не на подтоварниках. По результатам данной проверки в адрес начальника ФКУ СИЗО-1 было выдано представление. О данном факте было сообщено и в средствах массовой информации. Скриншоты с указанной информацией были приобщены к материалам дела по ходатайству административного истца.

Однако, как заявил представитель ФСИН России в судебном заседании, данный магазин не входит в структуру учреждения, лишь расположен в пределах учреждения, поэтому за его действия нести ответственность СИЗО-1 не может.

Относительно нахождения емкостей с пищей непосредственно на полу пищеблока, а не на подтоварниках, следует отметить, что данный факт свидетельствует о нарушении санитарных норм и правил, о чем указано в справке и представлении, но не свидетельствует о нарушениях технологического процесса приготовления пищи, и не свидетельствует о ненадлежащем качестве пищи.

Поэтому, суд критически относится к информации, содержащейся в материалах СМИ, поскольку данная информация «вырвана» из контекста и несет в себе негативную оценку без сопоставления и анализа выявленных фактов.

Из аналогичной справки по результатам проверки от 06.11.2015 года следует, что выявленные ранее недостатки отсутствуют. Вновь выявленные недостатки связаны с неисправностью телевизора в камере 116 и необходимостью косметического ремонта потолка в камере 104. В указанных камерах Чалдаев А.Р. не содержался.

Оснований не доверять таким документам у суда не имеется.

Совокупность указанных данных и данных, представленных в справках СИЗО-1, позволяют сделать вывод об отсутствии ненадлежащих условий содержания Чалдаева А.Р. в СИЗО-1, за исключением тех, которые связаны с несоблюдением минимально допустимой площади на одного содержащегося в камере.

При этом судом принимается во внимание, что имеющиеся в СИЗО-1 площади для размещения лиц, содержащихся под стражей, с учетом наполняемости, которая в рассматриваемый период была ниже расчетной, позволяли содержать находящихся под стражей без нарушения требований по соблюдению минимально допустимой площади на одного содержащегося под стражей. То есть, такие нарушения связаны исключительно с ненадлежащим выполнением административным ответчиком – СИЗО-1 возложенных обязанностей по содержанию подозреваемых и обвиняемых под стражей.

Из разъяснений, приведенных в пунктах 2, 13, 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 47 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания", следует, что под условиями содержания лишенных свободы лиц следует понимать условия, в которых с учетом установленной законом совокупности требований и ограничений реализуются закрепленные Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации права и обязанности указанных лиц, включая право на материально-бытовое обеспечение, обеспечение жилищно-бытовых, санитарных условий. В силу частей 2 и 3 статьи 62 КАС РФ обязанность доказывания соблюдения надлежащих условий содержания лишенных свободы лиц возлагается на административного ответчика - соответствующие орган или учреждение, должностное лицо, которым следует подтверждать факты, обосновывающие их возражения. Условия содержания лишенных свободы лиц должны соответствовать требованиям, установленным законом, с учетом режима места принудительного содержания, поэтому существенные отклонения от таких требований могут рассматриваться в качестве нарушений указанных условий.

Поэтому, требования административного истца подлежат частичному удовлетворению.

Определяя размер компенсации, суд исходит из следующего.

При рассмотрении судом требования о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении интересы Российской Федерации представляет главный распорядитель средств федерального бюджета в соответствии с ведомственной принадлежностью органа (учреждения), обеспечивающего условия содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении (часть 4 статьи 227.1 КАС РФ).

Компенсация за нарушение условий содержания осужденного в исправительном учреждении присуждается исходя из требований заявителя с учетом фактических обстоятельств допущенных нарушений, их продолжительности и последствий и не зависит от наличия либо отсутствия вины органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих.

Содержание в местах лишения свободы не имеет своей целью нарушить гражданские права заявителя, признанные Конституцией РФ и нормами международного права, а цель лишь исправление лица, совершившего преступление, путем соблюдения предусмотренной нормами уголовного права и процесса процедур.

Статья 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации допускает возможность ограничения федеральным законом прав человека и гражданина в качестве средства защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Устанавливая в качестве одного из видов принуждения лишение свободы, государство действует как в своих интересах, так и в интересах общества и его членов. Безусловно, такое ограничение изменяет привычный ритм жизни человека, его отношения с окружающими и имеет определенные морально-психологические последствия, ограничивая тем самым не только его права и свободы как гражданина, но и его права как личности, что связано с противоправным поведением виновного и обусловливается необходимостью ограничения его естественного права на свободу в целях защиты нравственности, прав и законных интересов других лиц.

Несмотря на то, что компенсация за нарушение условий содержания под стражей не зависит от наличия либо отсутствия вины учреждения, их должностных лиц, государственных служащих (статья 17.1 Федерального закона от 15.07.1995 №103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений»), предметом настоящего разбирательства, согласно административному иску, является факт ненадлежащих условий содержания административного истца в исправительном учреждении ввиду действия (бездействие) административного ответчика – ФКУ СИЗО-1.

Судом установлено, что нарушения норм минимальной площади на каждого содержащегося в моменты содержания Чалдаева А.Р. в различных камерах СИЗО-1 (данные приведены выше) имели незначительные показатели, что не могло существенным образом повлиять на изменение условий содержания Чалдаева А.Р. в худшую сторону, однако такие нарушения, в совокупности, были длительными, но не непрерывными.

Исходя из изложенного, суд считает, что разумной будет компенсация в размере 5000 рублей.

В удовлетворении остальной части требований суд отказывает.

С учетом приведенных фактов, оценив доказательства по правилам статьи 84 КАС Российской Федерации, руководствуясь статьями 174-180, 227, 227.1 КАС Российской Федерации

РЕШИЛ:

Административный иск Чалдаева А. Р. к Федеральному казенному учреждению «Следственный изолятор №1» УФСИН России по Республике Мордовия, Федеральной службе исполнения наказаний о признании незаконными действий (бездействия) ФКУ СИЗО-1 в связи с содержанием административного истца под стражей, взыскании 1500000 рублей в счет компенсации за ненадлежащие условия содержания под стражей, удовлетворить частично.

Признать не законными действия Федерального казенного учреждения «Следственный изолятор №1» УФСИН России по Республике Мордовия, выразившиеся в содержании Чалдаева А. Р. в камерах с приходящейся на каждого содержащегося в ней лица площадью, менее четырех квадратных метров.

Взыскать с Российской Федерации в лице главного распорядителя средств федерального бюджета – Федеральной службы исполнения наказаний России в пользу Чалдаева А. Р. в счет компенсации за ненадлежащие условия содержания под стражей 5000 (пять тысяч) рублей.

Решение в части взыскания компенсации обратить к немедленному исполнению.

Перечислить денежные средства на расчетный счет в ПАО Сбербанк №8589/072, расчетный счет , корреспондентский счет банка , БИК 048952615, ИНН , КПП 132602001.

В остальной части требований отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Мордовия через Ленинский районный суд г.Саранска в течение месяца с момента принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий С.П.Парамонов

Мотивированное решение изготовлено 01.03.2021 года

1версия для печати

2а-313/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Чалдаев Артур Ринатович
Ответчики
Федеральная служба исполнения наказаний
Федеральное казенное учреждение "Следственный изолятор № 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Мордовия"
Другие
Куликов Владимир Сергеевич
Суд
Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия
Судья
Парамонов Сергей Петрович
Дело на странице суда
leninsky--mor.sudrf.ru
20.01.2021Регистрация административного искового заявления и принятие его к производству
20.01.2021Передача материалов судье
20.01.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
20.01.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
10.02.2021Судебное заседание
18.02.2021Судебное заседание
20.02.2021Судебное заседание
01.03.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
15.04.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
09.06.2021Дело оформлено
09.06.2021Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее