63RS0039-01-2020-004517-42
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
01 декабря 2020 года г.Самара
Ленинский районный суд г. Самара в составе:
председательствующего судьи Ивановой А.И.,
при секретаре Ахметовой Л.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-3810/2020 по исковому заявлению Поповой Валентины Васильевны к Департаменту управления имуществом г.о. Самара об изменении порядка расчета арендной платы,
установил:
Попова В.В. обратилась в суд с иском к Департаменту управления имуществом г.о. Самара об изменении порядка расчета арендной платы по дополнительному соглашению к договору аренды лесного участка.
В обоснование заявления указано, что на основании договора №125 от 09.10.2001 Поповой В.В. предоставлен в аренду лесной участок по адресу: <адрес>, площадью 600,00 кв.м для культурно-оздоровительных целей сроком на 49 лет. 31.12.2008 этот договор приведен в соответствие с Лесным кодексом 2007 года в форме договора №125/12, в силу которого участок представлен для осуществления рекреационной деятельности, кадастровый номер участка №, категория земель - земли населенных пунктов. 08.10.2019 Департамент управления имуществом г.о.Самара представил истцу для подписания дополнительное соглашение к договору аренды лесного участка от 31.12.2008 №125/12, предусматривающее, в числе прочего, изменение размера арендной платы в соответствии с постановлением Правительства Самарской области от 06.08.2008 № 308 «Об утверждении Порядка определения размера арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, находящиеся на территории Самарской области и предоставленные в аренду без торгов». Согласно расчету арендная плата составила 86132,11 руб. в год, что почти в 30 раз больше чем размер арендной платы, установленный договором 125/12. Тем самым нарушен установленный постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности...» принцип учета необходимости поддержки социально значимых видов деятельности посредством установления размера арендной платы в пределах, не превышающих размер земельного налога, а также защиты интересов лиц, освобожденных от уплаты земельного налога. Истец, являясь пенсионером, имеет право в соответствии с п. 5 ст. 391 НК РФ на освобождение от уплаты земельного налога на участок площадью 600 кв.м, а также как инвалид имеет право в соответствии с положениями статьи 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", п.5 ст.39.7 Земельного кодекса РФ на определение размера арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, в размере не выше размера земельного налога. Также считает, что при расчете неправильно применен коэффициент вида использования земельного участка из раздела 5.0 – «Отдых (рекреация)», подраздел 5.2 – «Природно-познавательный туризм», поскольку данный вид предусматривает цели извлечения предпринимательской выгоды, что невозможно на участке площадью 600 кв.м. Арендуемый участок используется для отдыха, занятий спортом и физкультурой на открытом воздухе. Оптимально для расчета арендной платы подходит коэффициент вида использования земельного участка, предусмотренный подразделом 5.1 (Размещение объектов для занятия спортом и физкультурой).
Ссылаясь на изложенное, истец просит обязать Департамент управления имуществом г.о. Самара:
- пункт 7 дополнительного соглашения к договору аренды лесного участка от 31.12.2008 №125/12 (раздел 2 «Размер арендной платы и порядок ее внесения») изложить в следующей редакции: «5. Размер арендной платы за земельный участок определен в соответствии с постановлением Правительства Самарской области от 06.08.2008 № 308 «Об утверждении Порядка определения размера арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, находящиеся на территории Самарской области и предоставленные в аренду без торгов», а также принципа защиты интересов лиц, освобожденных от уплаты земельного налога, установленного постановлением Правительства РФ от 16 июля 2009 г. N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности...» в пределах размера земельного налога, рассчитанного в отношении арендуемого земельного участка;
- исключить из дополнительного соглашения к договору аренды лесного участка от 31.12.2008 №125/12 приложение 2 - расчет арендной платы на 2019 г.;
- произвести расчет арендной платы с применением коэффициента вида использования земельного участка, предусмотренного подразделом 5.1, ограничив его размером земельного налога, рассчитанного в отношении арендуемого земельного участка.
В судебном заседании истец заявленные требования поддержала.
Департамент управления имуществом г.о.Самара представил письменные пояснения, в которых просит в удовлетворении требований отказать, рассмотреть дело в отсутствие его представителя.
Выслушав пояснения лица, участвующего в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что 09.10.2001 между ГУ «Самарский лесхоз» и Поповой В.В. заключен договор аренды участка лесного фонда №125, в соответствии с которым по результатам лесного конкурса Поповой В.В. предоставлен в аренду лесной участок в <адрес>, площадью 600 кв.м для культурно-оздоровительных целей сроком на 49 лет (л.д.12-16).
В целях приведения договоров аренды участков лесного фонда в соответствие с Лесным кодексом РФ от 31.12.2008г. 31.12.2008 между Департаментом лесного хозяйства Самарской области и Поповой В.В. заключён договор аренды №125/12, в соответствии с которым истцу предоставлен в аренду лесной участок площадью 0,06 га для осуществления рекреационной деятельности, имеющий месторасположение: <адрес>, категория земель: земли лесного фонда (л.д. 17-21).
В связи с переводом земельного участка из категории земель лесного фонда в категорию земель населенных пунктов 08.10.2019 Поповой В.В. и Департаментом управления имуществом г.о.Самара подписано дополнительное соглашение к договору аренды лесного участка от 31.12.2008 №125/12, согласно которому предметом аренды является земельный участок с кадастровым номером № площадью 600 кв.м по адресу: <адрес>, категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – для осуществления рекреационной деятельности (л.д.24-27).
Соглашение предусматривает, в числе прочего, что размер арендной платы определяется в соответствии с постановлением Правительства Самарской области от 06.08.2008 №308 «Об утверждении Порядка определения размера арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, находящиеся на территории Самарской области и предоставленные в аренду без торгов». Размер арендной платы за 2019 год составил 86 132,11 рублей (л.д.30-31).
Не согласившись с данным расчетом, Попова В.В. обратилась в Департамент управления имуществом г.о.Самара с возражениями, указывая, что как инвалид имеет право на первоочередное или внеочередное приобретение земельного участка, поэтому арендная плата должна быть установлена в размере земельного налога. Письмом от 21.08.2020 Департамент отклонил возражения истца (л.д.34-35).
В соответствии с пунктами 1, 3 статьи 39.7 Земельного кодекса РФ размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством РФ.
Если иное не установлено федеральными законами, порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов, устанавливается: 1) Правительством РФ в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности; 2) органом государственной власти субъекта РФ в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта РФ, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена; 3) органом местного самоуправления в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.
Земельный участок с кадастровым номером № находится в неразграниченной государственной собственности, следовательно, размер арендной платы за него определяется в порядке, установленном органами государственной власти Самарской области.
Постановлением Правительства Самарской области от 06.08.2008 N308 утвержден Порядок определения размера арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, находящиеся на территории Самарской области и предоставленные в аренду без торгов.
Согласно пункту 3.4 указанного Порядка размер арендной платы за земельный участок, государственная собственность на который не разграничена, устанавливается в размере земельного налога, рассчитанного в отношении такого земельного участка, в случае заключения договора аренды земельного участка для целей, не связанных со строительством с гражданами, имеющими в соответствии с федеральными законами, законами Самарской области право на первоочередное или внеочередное приобретение земельных участков.
Аналогичные положения предусмотрены подпунктом 3 пункта 5 статьи 39.7 Земельного кодекса РФ, согласно которому размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в размере не выше размера земельного налога, рассчитанного в отношении такого земельного участка, в случае заключения договора аренды земельного участка с гражданами, имеющими в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации право на первоочередное или внеочередное приобретение земельных участков.
Подпункт 14 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса РФ предусматривает заключение договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим право на первоочередное или внеочередное приобретение земельных участков в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
Из системного толкования приведенных норм следует, что применение льготного порядка исчисления арендной платы за земельный участок обусловлено заключением договора аренды с гражданином, имеющим право на первоочередное или внеочередное приобретение земельных участков, то есть в порядке реализации льготного предоставления такого участка.
Из содержания договора аренды от 09.10.2001 №125 следует, что земельный участок был предоставлен Поповой В.В. не в порядке реализации права на льготное приобретение земельного участка, а в общем порядке по результатам лесного конкурса.
Кроме этого, статьей 17 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предусмотрено право инвалидов на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного хозяйства и садоводства, тогда как земельный участок истца предоставлен для осуществления рекреационной деятельности, что также исключает возможность установления арендной платы в размере земельного налога.
Доводы истца о том, что как пенсионер она имеет право на налоговую льготу в соответствии с подпунктом 8 пункта 5 статьи 391 Налогового кодекса РФ, предусматривающим уменьшение налоговой базы на величину кадастровой стоимости 600 квадратных метров площади земельного участка, являются несостоятельными, так как действие подпункта 8 пункта 5 статьи 391 Налогового кодекса РФ распространяется только на правоотношения по поводу исчисления земельного налога. Постановление Правительства Самарской области от 06.08.2008 N308 льготу, аналогичную установленной подпунктом 8 пункта 5 статьи 391 Налогового кодекса РФ не предусматривает.
Согласно расчету арендной платы за 2019 год по дополнительному соглашению от 08.10.2019 при расчете применен коэффициент вида использования земельного участка 5.2 – природно-познавательный туризм.
Коэффициенты видов использования земельных участков при определении размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, находящихся на территории городского округа Самара и предоставляемых для целей, не связанных со строительством, в аренду без торгов, утверждены решением Думы городского округа Самара от 25.07.2017 N 218.
Коэффициент 5.2 «Природно-познавательный туризм», относящийся к разделу 5 «Отдых (рекреация)», предусматривает размещение баз и палаточных лагерей для проведения походов и экскурсий по ознакомлению с природой, пеших и конных прогулок, устройство троп и дорожек, размещение щитов с познавательными сведениями об окружающей природной среде.
Данный коэффициент обоснованно выбран для расчета арендной платы как наиболее соответствующий виду разрешенного использования земельного участка истца, используемого, по словам истца, для размещения временного строения.
Доводы истца о том, что данный вид использования предполагает цели извлечения предпринимательской выгоды, являются несостоятельными, так как такие цели упомянуты для вида разрешенного использования 5.3 «Туристическое обслуживание» либо аналогичного вида разрешенного использования 5.2.1 «Туристическое обслуживание» по Классификатору, утвержденному Приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 N 540.
Доводы о нарушении принципа учета необходимости поддержки социально значимых видов деятельности посредством установления размера арендной платы в пределах, не превышающих размер земельного налога, а также защиты интересов лиц, освобожденных от уплаты земельного налога, утвержденного постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 N582, являются необоснованными. Реализация данного принципа осуществляется посредством установления соответствующих положений в нормативных правовых актах, регулирующих рассматриваемые правоотношения. Как указано выше, предусмотренные действующим законодательством условия, при которых арендная плата для истца должны быть ограничена размером земельного налога, в данном случае отсутствуют.
Учитывая изложенное, суд считает, что расчет арендной платы за земельный участок истца произведен в соответствии с требованиями действующего законодательства, оснований для его изменения по изложенным в иске основаниям не имеется, в связи с чем требования о понуждении ответчика внести изменения в дополнительное соглашение в части порядка расчета арендной платы удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194, 196-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении искового заявления Поповой Валентины Васильевны к Департаменту управления имуществом г.о. Самара об изменении порядка расчета арендной платы за земельный участок отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Самарского областного суда через Ленинский районный суд г.Самары в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья (подпись) А.И. Иванова
Копия верна: судья
Мотивированное решение изготовлено 07.12.2020.