ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
05 июня 2012 года г. Ульяновск
Ленинский районный суд г. Ульяновска в составе:
судьи А.В.Маслюковой,
при секретаре М.И.Спиридоновой,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ленинского района г. Ульяновска в интересах неопределенного круга лиц к администрации города Ульяновска о возложении обязанности по организации надлежащего содержания автомобильных дорог,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Ленинского района г. Ульяновска обратился в суд с вышеназванным иском, указывая, что проведенной прокуратурой района проверкой в деятельности администрации города Ульяновска выявлены нарушения законодательства об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности, о безопасности дорожного движения.
В силу части 2 статьи 50 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к числу объектов муниципальной собственности относятся автомобильные дороги местного значения в границах населенных пунктов поселения.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 16 Федерального закона № 131-ФЗ, пунктом 6 статьи 13, частью 3 статьи 15 Федерального закона от 8.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» обязанность по осуществлению дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения возлагается на уполномоченные органы местного самоуправления.
Исходя из содержания пункта 6 статьи 3 Федерального закона № 257-ФЗ, дорожная деятельность включает в себя проведение работ по содержанию автомобильных дорог.
Под содержанием автомобильной дороги местного значения понимается комплекс мероприятий, касающихся, в том числе, организации и обеспечения безопасности дорожного движения, финансирование которых в силу пункта 4 статьи 6 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» является расходным обязательством муниципального образования.
При этом, как предусмотрено статьей 12 Федерального закона № 196-ФЗ, при содержании автомобильных дорог их состояние должно соответствовать установленным техническим регламентам и другим нормативным документам.
На основании пункта 4 части 6 статьи 40 Устава муниципального образования «Город Ульяновск» осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского круга относится к компетенции администрации города Ульяновска.
Однако исполнительно-распорядительным органом муниципального образования «Город Ульяновск» обязанности по осуществлению дорожной деятельности в отношении дорог местного значения не исполняются.
Так, автомобильная дорога, расположенная по адресу: <адрес>, находится в собственности муниципального образования «Город Ульяновск».
Вместе с тем, состояние указанной автомобильной дороги не соответствует утвержденному постановлением Госстандарта Российской Федерации от 11.10.1993 № 221 государственному стандарту ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», нормы которого являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды (пункт 1 ГОСТ Р 50597-93).
Согласно пунктам 3.1.1, 3.1.2 ГОСТ Р 50597-93 покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью. Предельные размеры отдельных просадок, выбоин и т.п. не должны превышать по длине 15 см, ширине - 60 см и глубине - 5 см (15x60x5см).
В то же время, согласно акту от 15.05.2012 проведенной ОГИБДД УМВД России по г. Ульяновску проверки эксплуатационного состояния автомобильной дороги, расположенной по адресу: <адрес>, установлено, что вопреки указанным требованиям ГОСТ Р 50597-93 на проезжей части данной дороги имеются затрудняющие движение транспортных средств выбоины, превышающие предельные размеры:
- на участке дороги напротив <адрес> имеется выбоина размером 80х100х9;
- на участке дороги напротив <адрес> имеется выбоина размером 55х86х10;
- на участке дороги напротив <адрес> имеется выбоина размером 50х60х7;
- на участке дороги напротив <адрес> имеется выбоина размером 75х105х10;
- на участке дороги напротив <адрес> имеется выбоина размером 100х130х11;
- на участке дороги напротив <адрес> имеется выбоина размером 70х95х10;
- на участке дороги напротив <адрес> имеется выбоина размером 80х105х9;
- на участке дороги напротив <адрес> имеется выбоина размером 75х90х8;
- на участке дороги напротив <адрес> имеется выбоина размером 70х105х10;
- на участке дороги напротив <адрес> имеется выбоина размером 79х110х8,3;
Отсутствие контроля со стороны администрации города Ульяновска за качеством эксплуатируемых автомобильных дорог приводит к снижению уровня безопасности дорожного движения и, как следствие, влечет нарушение прав граждан.
К делу в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Комитет дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации города Ульяновска, МУП «Ульяновскдорремсервис», ОГИБДД УМВД России по г. Ульяновску.
Помощник прокурора Ленинского района г. Ульяновска Карабанов А.С. в судебном заседании поддержал исковые требования по обстоятельствам, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика – администрации города Ульяновска и третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - Комитета дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации города Ульяновска Кузнецов Н.В. просит провести судебное разбирательство в его отсутствие. В отзыве на иск в удовлетворении заявленных требований к администрации города Ульяновска просит отказать, указывая, что Комитетом дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации города Ульяновска был заключен муниципальный контракт с МУП «Ульяновскдорремсервис». Предметом контракта является выполнение работ по содержанию автомобильных дорог в г. Ульяновске. Считает, что в соответствии с действующим законодательством ответственность за нарушения должна нести подрядная организация, осуществляющая в соответствии с муниципальным контрактом работы по содержанию автомобильных дорог г. Ульяновска – МУП «Ульяновскдорремсервис».
Третье лицо МУП «Ульяновскдорремсервис», извещенное о времени и месте рассмотрения дела, представителя для участия в судебном заседании не направило.
Представитель третьего лица ОГИБДД УМВД России по г. Ульяновску на рассмотрение дела не явился, о времени и месте судебного заседания извещался надлежащим образом.
В силу ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений.
В соответствии со ст. ст. 21, 26 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» органы прокуратуры осуществляют надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации, исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, и соблюдением прав и свобод человека и гражданина органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Прокурор Ленинского района города Ульяновска, действуя в интересах неопределенного круга лиц, проживающих на территории Ленинского района города Ульяновска, имеет право обратиться в суд с заявлением об устранении нарушений законодательства, угрожающих жизни и здоровью людей.
Согласно ст. 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» обязанность по ремонту и содержанию дорог, находящихся в муниципальной казне лежит на органах местного самоуправления.
В соответствии с ч. 4 ст. 6 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» органы местного самоуправления в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. При этом полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
К числу полномочий администрации город Ульяновска в соответствии п. 4 ч. 6 ст. 40 Устава муниципального образования «город Ульяновск» относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, в силу действующего законодательства лицом, ответственным за состояние автомобильных дорог, находящихся в муниципальной казне, является администрация города Ульяновска.
Согласно акту от 15.05.2012 проведенной ОГИБДД УМВД России по г. Ульяновску проверки эксплуатационного состояния автомобильной дороги, расположенной по адресу: <адрес>, установлено, что вопреки указанным требованиям ГОСТ Р 50597-93 на проезжей части данной дороги имеются затрудняющие движение транспортных средств выбоины, превышающие предельные размеры:
- на участке дороги напротив <адрес> имеется выбоина размером 80х100х9;
- на участке дороги напротив <адрес> имеется выбоина размером 55х86х10;
- на участке дороги напротив <адрес> имеется выбоина размером 50х60х7;
- на участке дороги напротив <адрес> имеется выбоина размером 75х105х10;
- на участке дороги напротив <адрес> имеется выбоина размером 100х130х11;
- на участке дороги напротив <адрес> имеется выбоина размером 70х95х10;
- на участке дороги напротив <адрес> имеется выбоина размером 80х105х9;
- на участке дороги напротив <адрес> имеется выбоина размером 75х90х8;
- на участке дороги напротив <адрес> имеется выбоина размером 70х105х10;
- на участке дороги напротив <адрес> имеется выбоина размером 79х110х8,3;
Требования Государственного стандарта «Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» (ГОСТ Р 50597-93), введённого в действие Постановлением Госстандарта России от 11.10.1993 №221, являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранения жизни, здоровья граждан, на что прямо указано в ГОСТе.
Выявленные нарушения не только создают неудобства при передвижении, но и не обеспечивают безопасность жизни и здоровья граждан. Исходя из содержания п. 1 ГОСТ Р 50597-93, его нормы являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранения жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды.
На созданное администрацией города Ульяновска в рамках своих полномочий - МУП «Ульяновскдорремсервис» действительно возложены обязанности по ремонту и содержанию дорог города, однако данное предприятие в силу гражданско-правовых отношений ответственно за ненадлежащее выполнение задач только перед органом местного самоуправления, тогда как заявленный прокурором на основании ст. 45 ГПК РФ иск направлен в защиту неопределенного круга лиц, в основном жителей Ленинского района, ответственность перед которыми за решение вопросов местного значения возложена на администрацию города Ульяновска.
Требования прокурора о возложении на ответчика обязанности устранить нарушение требований ГОСТ Р 50597-93 являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» за №196-ФЗ от 10.12.1995 определяет правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации.
Задачами настоящего Федерального закона являются: охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.
Согласно указанному Федеральному закону, организация дорожного движения - комплекс организационно-правовых, организационно-технических мероприятий и распорядительных действий по управлению движением на дорогах.
Органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения.
Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
В соответствии со ст. 12 указанного Федерального закона, ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Принимая во внимание вышеизложенное, суд считает необходимым возложить на администрацию города Ульяновска обязанность привести участки дороги по <адрес> в г. Ульяновске напротив домов №№, № в соответствие с требованиями ГОСТ Р 50597-93.
На основании изложенного и, руководствуясь ст. 194, 198 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
Иск прокурора Ленинского района города Ульяновска, действующего в интересах неопределенного круга лиц, удовлетворить.
Возложить на администрацию города Ульяновска обязанность привести участки дороги по <адрес> в г.Ульяновске в соответствие с требованиями ГОСТ Р 50597-93 – устранить выбоины, имеющиеся на указанной автомобильной дороге, напротив домов №№, №
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ульяновский областной суд через Ленинский районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья А.В.Маслюкова