Дело №
РЕШЕНИЕ
ИФИО1
25 февраля 2022 года <адрес>
Советский районный суд <адрес> Республики Дагестан в составе:
председательствующего - Хаваева И.А.,
при секретаре судебного заседания ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к Министерству здравоохранения РД об обязании заключить договор о предоставлении единовременной компенсационной выплаты,
установил:
ФИО2 обратилась в суд с иском к Министерству здравоохранения РД об обязании заключить договор о предоставлении единовременной компенсационной выплаты, мотивируя тем, что с 2012 года в Российской Федерации действует Федеральная программа поддержки молодых врачей, практикующих в сельской местности - «Земский доктор».
С 2021 года начат прием заявлений от медицинских работников на предоставление единовременных компенсационных выплат в рамках государственной программы Российской Федерации «Развитие здравоохранения», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №.
Право на предоставление единовременной компенсационной выплаты в 2021 году имеют медицинские работники (врачи, фельдшеры, а также акушерки и медицинские сестры фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктов) являющиеся гражданами Российской Федерации, не имеющие не исполненных обязательств по договору о целевом обучении (за исключением медицинских организаций с укомплектованностью штата менее 60 процентов), прибывшие (переехавшие) на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, либо города с населением до 50 тыс. человек и заключившие трудовой договор с медицинской организацией на условиях полного рабочего дня с продолжительностью рабочего времени, установленного в соответствии со статьей 350 Трудового кодекса Российской Федерации, на должности включенные в программный реестр должностей. Единовременная компенсационная выплата предоставляется однократно.
ДД.ММ.ГГГГ между Министерством здравоохранения РД в лице министра ФИО4 с одной стороны и ею с другой стороны заключен договор на целевую подготовку специалиста от ЦРБ <адрес> в Дагестанской государственной медицинской академии.
В 2021 году она с отличием окончила Дагестанский государственный медицинский университет. После успешного прохождения государственной итоговой аттестации по направлению «Кардиология» прибыла в ГБУ РД "Каякентская ЦРБ"для трудоустройства по специальности.
ДД.ММ.ГГГГ в сел.Каякент администрацией ГБУ РД «Каякентская ЦРБ» в лице главного врача ФИО5 и ею заключен трудовой договор с принятием на должность врача кардиолога на неопределенный срок.
После чего, ею были собраны все документы необходимые для заключения Договора с Министерством здравоохранения Республики Дагестан в соответствии с её правом, предусмотренным 4.12.1 статьи 51 ФЗ-326 от 29.11.2010г. «Об обязательном медицинском страховании в РФ», Постановлением Правительства Республики Дагестан № от ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении единовременных компенсационных выплат медицинским работникам в возрасте до 35 лет, прибывшим в 2011- 2012г.г. после окончания образовательного учреждения высшего профессионального образования на работу в сельскую местность в сельский населенный пункт Республики Дагестан или переехавшим на работу в сельский населенный пункт Республики Дагестан из другого населенного пункта», которым утвержден Порядок заключения с медицинским работником в возрасте до 35 лет, переехавшим на работу в сельский населенный пункт РД из другого населенного пункта, договора о предоставлении единовременной компенсационной выплаты.
Указанный перечень документов, а также её письменное заявление на предоставление единовременной компенсационной выплаты были переданы непосредственно главному врачу ГБУ РД «Каякентская ЦРБ» ФИО5, поскольку им было разъяснено, что он (согласно разъяснениям Минздрава РД) как главный врач, на правах работодателя должен подать заявку на специалиста, заполненную по форме, установленной Федеральным фондом обязательного медицинского страхования вместе с представленными специалистом документами в Министерство здравоохранения Республики Дагестан.
ДД.ММ.ГГГГ главный врач ГБУ РД «Каякентская ЦРБ» ФИО5 направил материалы в Министерство здравоохранения РД на врача-кардиолога ГБУ РД «Каякентская ЦРБ» ФИО2 для предоставления квоты по Федеральной программе - «Земский доктор».
Однако на её неоднократные обращения по поводу компенсационной выплаты, как непосредственно к главному врачу, так и в Министерство здравоохранения РД, ей устно отвечали, что она согласно договора о целевом обучении от ДД.ММ.ГГГГ должна отработать по направлению Администрации в лечебно-профилактическом учреждении не менее трех лет.
В связи с тем, что её неоднократные обращения оставались без внимания, ДД.ММ.ГГГГ она обратилась с повторным письменным заявлением в Министерство здравоохранения Республики Дагестан с просьбой заключить между мной договор о представлении единовременной компенсационной выплаты согласно Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № (ред. От ДД.ММ.ГГГГ).
Согласно письменного ответа начальника Управления кадровой политики и правового обеспечения ФИО6 ей отказано в предоставлении единовременной компенсационной выплате в 2021 году, так как согласно пункта 3.3 раздела 3 Договора о целевом обучении от ДД.ММ.ГГГГ у нее имеются обязательства по отработке в медицинской организации не менее трех лет по окончанию послевузовской профессиональной подготовки.
С указанным решением она категорически не согласна.
В судебном заседании истица ФИО2 и ее представитель по доверенности ФИО7 исковые требования поддержали, просили их удовлетворить в полном объеме.
Представитель Министерства здравоохранения РД по доверенности ФИО8 иск не признала, в его удовлетворении просила отказать.
Представитель третьего лица – Территориального фонда обязательного медицинского страхования РД иск не признал.
Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, исследовав письменные материалы, суд приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что реализация проекта «Земской доктор» в 2021 году в соответствии с приложением № к государственной программе РФ «Развитие здравоохранения» (Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на единовременные компенсационные выплаты медицинским работникам (врачам, фельдшерам, а также акушеркам и медицинским сестрам фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктов), прибывшим (переехавшим) на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, либо города с населением до 50 тысяч человек»), утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, реализуется мероприятие по финансовому обеспечению единовременных компенсационных выплат медицинским работникам (врачам, фельдшерам, а также акушеркам и медицинским сестрам фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктов) в возрасте до 50 лет, прибывшим (переехавшим) на работу в сельские населенные пункты, либо поселки городского типа, либо города с населением до 50 тысяч человек осуществляется на условиях софинансирования за счет средств субсидии, предоставляемой в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном законе о федеральном бюджете на текущий финансовый год и плановый период, и лимитов бюджетных обязательств, доведенных Министерству здравоохранения Российской Федерации как получателю средств федерального бюджета.
Постановление Правительства Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ № "О предоставлении в 2021 году единовременных компенсационных выплат медицинским работникам (врачам, фельдшерам, а также акушеркам и медицинским сестрам фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктов), являющимся гражданами Российской Федерации, не имеющим неисполненных финансовых обязательств по договору о целевом обучении (за исключением медицинских организаций с укомплетованностью штата менее 60 процентов), прибывшим (переехавшим) в 2021 году на работу в сельские населенные пункты, либо поселки городского типа, либо города с населением до 50 тыс. человек и заключившим трудовой договор с медицинской организацией, подведомственной Министерству здравоохранения Республики Дагестан"
ДД.ММ.ГГГГ между Министерством здравоохранения РД в лице министра ФИО4 с одной стороны и ФИО2 с другой стороны заключен договор на целевую подготовку специалиста от ЦРБ <адрес> в Дагестанской государственной медицинской академии.
Указывая на наличие неисполненных финансовых обязательств по договору о целевом обучении, а именно отсутствие отработки в медицинской организации не менее трех лет по окончанию послевузовской профессиональной подготовки, Министерство здравоохранения РД отказало в предос тавлении единовременной компенсационной выплате в 2021 году.
Однако отказывая в предоставлении выплаты ответчик не учел пункт договора 4.4 согласно которой от условий выполнения договора освобождаются гражданин обучающийся только на отлично.
Согласно диплома специалиста и диплома об окончании ординатуры я ФИО2 с отличием окончила Дагестанский государственный медицинский университет.
Кроме того договор на целевую подготовку специалиста от ЦРБ <адрес> в Дагестанской государственной медицинской академии от ДД.ММ.ГГГГ заключен на срок 6 лет с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. (Пункт 5.1 Договора).
Договор вступает в силу с момента его подписания и действует в сроки, указанные в п.5.1 (Пункт 6.3 Договора).
Считаю отказа Министерства здравоохранения РД в предоставлении единовременной компенсационной выплате в 2021 году незаконной.
Согласно части 1 статьи 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Из анализа положений главы 25 ГПК РФ следует, что заявление об оспаривании указанных решений, действий (бездействия) может быть удовлетворено при соблюдении двух условий: несоответствия оспариваемого решения, действия (бездействия) закону и нарушения оспариваемым решением, действие (бездействием) прав заявителя.
Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, реализуется мероприятие по финансовому обеспечению единовременных компенсационных выплат медицинским работникам (врачам, фельдшерам, а также акушеркам и медицинским сестрам фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктов) в возрасте до 50 лет, прибывшим (переехавшим) на работу в сельские населенные пункты, либо поселки городского типа, либо города с населением до 50 тысяч человек осуществляется на условиях софинансирования за счет средств субсидии, предоставляемой в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном законе о федеральном бюджете на текущий финансовый год и плановый период, и лимитов бюджетных обязательств, доведенных Министерству здравоохранения Российской Федерации как получателю средств федерального бюджета.
В соответствии с ч. 12.2 ст. 51 приведенного Федерального закона иные межбюджетные трансферты, предусмотренные частью 12.1 настоящей статьи, предоставляются из бюджета Федерального фонда бюджетам территориальных фондов для последующего их перечисления в течение трех рабочих дней в бюджеты субъектов РФ при условии принятия высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ нормативных правовых актов, предусматривающих:
предоставление медицинским работникам, имеющим высшее медицинское образование или среднее медицинское образование, работающим в сельском населенном пункте либо рабочем поселке и (или) переехавшим на работу в сельский населенный пункт либо рабочий поселок из другого населенного пункта, жилого помещения, и (или) земельного участка для жилищного строительства, и (или) компенсации части процентной ставки по кредитам, предоставляемым на приобретение жилья, и (или) иных мер социальной поддержки;
установление обязанности уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации и территориального фонда в срок до 15-го числа месяца, предшествующего месяцу, в котором осуществляются единовременные компенсационные выплаты медицинским работникам в соответствии с частью 12.1 настоящей статьи, представить в Федеральный фонд заявки на получение иных межбюджетных трансфертов, предусмотренных частью 12.1 настоящей статьи, по форме, установленной Федеральным фондом;
установление обязанности уполномоченного органа исполнительной власти субъекта РФ заключить в порядке, определенном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, с медицинским работником, указанным в части 12.1 настоящей статьи, после заключения им трудового договора с государственным учреждением здравоохранения субъекта РФ либо с муниципальным учреждением здравоохранения договор, предусматривающий:
а) обязанность медицинского работника работать в течение пяти лет по основному месту работы на условиях нормальной продолжительности рабочего времени, установленной трудовым законодательством для данной категории работников, в соответствии с трудовым договором, заключенным медицинским работником с государственным учреждением здравоохранения субъекта Российской Федерации или муниципальным учреждением здравоохранения;
б) порядок предоставления медицинскому работнику единовременной компенсационной выплаты в размере одного миллиона рублей в течение 30 дней со дня заключения договора с органом исполнительной власти субъекта РФ; в) возврат медицинским работником в бюджет субъекта РФ части единовременной компенсационной выплаты в случае прекращения трудового договора с учреждением, указанным в подпункте "а" настоящего пункта, до истечения пятилетнего срока (за исключением случаев прекращения трудового договора по основаниям, предусмотренным пунктом 8 части 1 статьи 77, пунктами 1, 2 и 4 части 1 статьи 81, пунктами 1, 2, 5, 6 и 7 части 1 статьи 83 Трудового кодекса Российской Федерации), рассчитанной с даты
прекращения трудового договора, пропорционально неотработанному медицинским работником периоду;
г) ответственность медицинского работника за неисполнение обязанностей, предусмотренных договором с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в том числе по возврату единовременной компенсационной выплаты в случаях, указанных в подпункте "в" настоящего пункта.
Этим же постановлением утвержден порядок заключения таких договоров.
Согласно п.3 ч. 12.2 ст. 51 Федерального закона и п.2 Порядка заключения договоров, указанный договор заключается с медицинским работником после заключения им трудового договора с государственным учреждением здравоохранения субъекта Российской Федерации либо с муниципальным учреждением здравоохранения.
Пунктом 5 Порядка заключения договоров регламентированы следующие основания для отказа в заключении договора:
представление документов, не соответствующих требованиям пункта 3 настоящего Порядка; (п.3 определяет перечень прилагаемых к заявлению документов);
представление документов, содержащих недостоверные сведения;
представление документов не в полном объеме;
несоответствие медицинских работников, подавших заявление, требованиям пункта 2 Порядка, (п.2 определяет требования, которым должны отвечать медработник и место его работы).
Пунктом 6 Порядка установлено, что Министерство уведомляет медицинского работника о принятом решении о заключении с ним договора или об отказе в заключении договора в течение 3 дней со дня принятия решения.
При указанных обстоятельствах, Министерство здравоохранения РД обязано было заключить договор о предоставлении единовременной компенсационной выплаты
Истицей ФИО2 соблюден установленный законом порядок предоставления необходимых документов для заключения Договора с Министерством здравоохранения РД о предоставлении компенсационной выплаты.
Суд считает, что согласно ч. 12.1 ст. 51 Федерального закона «Об обязательном медицинском страховании», в целях осуществления единовременных компенсационных выплат из бюджета Федерального фонда бюджетам территориальных фондов предоставляются иные межбюджетные трансферты из расчета один миллион рублей на одного указанного медицинского работника.
Каких-либо правовых ограничений для заключения Министерством здравоохранения РД договора о предоставлении единовременной компенсационной выплаты с истицей ни положения Федерального закона «Об обязательном медицинском страховании», ни нормы Бюджетного кодекса РФ, на которые ссылается представитель ответчика в своих возражениях, не содержат.
В соответствии с п. 4 Порядка заключения договоров, Министерство в течение 10 рабочих дней со дня поступления заявления рассматривает его и принимает решение о заключении договора или об отказе в его заключении.
Согласно п. 6 указанного Порядка, Министерство уведомляет медицинского работника о принятом решении о заключении с ним договора или об отказе в заключении договора в течение 3 дней со дня принятия решения.
В случае принятия решения о заключении договора с медицинским работником договор заключается в течение 10 рабочих дней с даты уведомления медицинского работника.
В соответствии с п. 2 ч. 12. 2 ст. 51 Федерального закона и п.З Постановления Правительства РД №, Министерство здравоохранения РД совместно с Территориальным фондом обязательного медицинского страхования РД обязано в срок до 15-го числа месяца, предшествующего месяцу, в котором осуществляются единовременные компенсационные выплаты медицинским работникам, представить в Федеральный фонд заявки на получение иных межбюджетных трансфертов.
При таких обстоятельствах исковые требования ФИО2 следует удовлетворить.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Решил:
иск ФИО2 - удовлетворить.
Признать незаконным отказ Министерства здравоохранения Республики Дагестан в предоставлении ФИО2 единовременной компенсационной выплаты от 16.11.2021г. №.
Обязать Министерство здравоохранения РД заключить с ФИО2 договор о предоставлении единовременной компенсационной выплаты.
Обязать Министерство здравоохранения Республики Дагестан направить в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования заявку на получение межбюджетных трансфертов из расчета 1000000 (один млн.) рублей, для последующего предоставления ФИО2 единовременной компенсационной выплаты.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Дагестан через Советский районный суд <адрес> в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной формулировке.
Председательствующий И.А. Хаваев
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.