Дело (УИД) № ***RS0№ ***-95
Производство № ***а-2900/2021
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
23 декабря 2021 года г. Сызрань
Сызранский городской суд Самарской области в составе судьи О.И. Сергеевой, при секретаре ФИО2, рассмотрев в открытом судебном заседании с участием административного истца ФИО1, представителя административного ответчика ФИО3, административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № *** по Самарской области о признании безнадежными ко взысканию недоимки по налогу на доходы физических лиц и пени,
У С Т А Н О В И Л:
Алиева Н.Н. обратилась в суд с административным исковым заявлением, с учетом уточнения просила признать налоговую задолженность (недоимку) по налогу на доходы физических лиц за 2009 год в сумме 12 999 руб., и пени, начисленные на сумму недоимки в размере 14 256,81 руб., по состоянию на 22.12.2021г., безнадежными ко взысканию и подлежащим списанию. В обоснование административного иска административный истец указал, что в 2010г. административным ответчиком было выставлено требование № *** об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 20.07.2010г. на общую сумму 24 829,93 руб., в том числе по налогам (сборам) 23 457, 62 руб., со сроком уплаты - до 15.07.2010г. В связи с тяжелым материальным положением, длительной болезнью (в течение 10 лет), смертью мужа, наличием кредитах обязательств и задолженности по квартплате, указанное требование было исполнено частично на сумму 9 400 руб. Оставшаяся сумма налога за 2009 г., подлежащая уплате составила 12 999 руб. Лишь в 2019 году административный ответчик направил требование № *** об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов по состоянию на 10.07.2019г. на общую сумму 25 213,69 руб., в том числе по налогам (сборам) 12 999 руб., со сроком уплаты до <дата> Указанное требование административным истцом было направлено за пределами сроков, что является незаконным, нарушающим права административного истца. В 2020 году административный ответчик обратился в мировой суд с заявлением с взыскании пеней в сумме 11 475,99 руб., начисленных на оставшуюся сумму задолженности по налогам за 2009 год в размере 12 999 руб., а также пеней в размере 158,07 рублей, о чем был выдан судебный приказ от <дата> по делу № ***а-426/2020. Определением мирового судьи судебного участка № *** судебного района г. Сызрани Самарской области от 27.02.2020г судебный приказ был отменен. До настоящего времени административный ответчик с требованием о взыскании указанных сумм после отмены судебного приказа не обращался. ФИО1 в порядке статьи 59 НК РФ обратилась в налоговый орган с заявлением о списании числящейся за ней задолженности по налоговым платежам, а также пеней, однако, налоговый орган отказал в списании такой задолженности. Считает, что на дату направления требования № *** административный ответчик утратил возможность взыскания недоимки в размере 12 999 руб., пеней начисленных на сумму недоимки в размере 13 674,88 руб. в связи с истечением установленного срока их взыскания. Административный истец полагает, что в силу закона имеются основания для признания такой налоговой задолженности истца безнадежной ко взысканию.
Административный истец ФИО1 на административных исковых требованиях настаивала по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Представитель административного ответчика ФИО3 в судебном заседании исковые требования не признал, просил в удовлетворении отказать по доводам изложенным в письменных возражениях на административный иск.
Суд, выслушав административного истца, представитель административного ответчика, исследовав материалы административного дела, приходит к выводу о том, что административные исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям:
В силу ст. 57 Конституции РФ, ст. 23 НК РФ каждый гражданин обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В соответствии со ст. 19 Налогового Кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налогоплательщиками и плательщиками налогов и сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с НК РФ возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы. Данная обязанность, в свою очередь, закреплена ст. 23 НК РФ.
Согласно п. 1 ст. 44 НК РФ обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных настоящим Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах.
Порядок признания недоимки и задолженности по пеням и штрафам безнадежными к взысканию установлен ст. 59 НК РФ.
В пункте 1 указанной статьи определен перечень оснований для признания безнадежными к взысканию недоимки и задолженности по пеням и штрафам.
В соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 59 НК РФ безнадежными ко взысканию признаются недоимка, задолженность по пеням и штрафам, числящиеся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными в случае принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафам.
В силу п. 5 ст. 59 НК РФ порядок списания недоимки и задолженности по пеням и штрафам, признанных безнадежными к взысканию, а также перечень документов, подтверждающих обстоятельства, предусмотренные п. 1 настоящей статьи, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела (в части налогов, пеней, штрафов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза).
Согласно пп. 2 п. 2 ст. 59 НК РФ органами, в компетенцию которых входит принятие решения о признании недоимки, задолженности по пеням и штрафам безнадежными к взысканию и их списании, являются налоговые органы по месту учета налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента (за исключением случая, предусмотренного пп 3 настоящего пункта) - при наличии обстоятельств, предусмотренных пп. 4 и 5 п. 1 настоящей статьи.
Исходя из толкования пп. 4 п. 1 ст. 59 НК РФ инициировать соответствующее судебное разбирательство вправе не только налоговый орган, но и налогоплательщик, в том числе путем подачи в суд заявления о признании сумм, возможность принудительного взыскания которых утрачена, безнадежными к взысканию. Такое заявление подлежит рассмотрению в соответствии с требованиями Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации
Пунктами 1,2 ст. 12 Федерального закона от <дата> N 436-ФЗ установлено, что признаются безнадежными к взысканию и подлежат списанию недоимка по транспортному налогу, налогу на имущество физических лиц, земельному налогу, образовавшаяся у физических лиц по состоянию на <дата>, задолженность по пеням, начисленным на указанную недоимку, числящиеся на дату принятия налоговым органом в соответствии с настоящей статьей решения о списании признанных безнадежными к взысканию недоимки и задолженности по пеням. Признаются безнадежными к взысканию и подлежат списанию недоимка по налогам (за исключением налога на добычу полезных ископаемых, акцизов и налогов, подлежащих уплате в :вязи с перемещением товаров через границу Российской Федерации), задолженность по пеням, начисленным на указанную недоимку, и задолженность по штрафам, образовавшиеся на <дата>, числящиеся на дату принятия налоговым органом в соответствии с этой статьей решения о списании признанных безнадежными к взысканию недоимки и задолженности по пеням и штрафам за индивидуальными предпринимателями, а также за лицами, утратившими статус индивидуального предпринимателя до даты принятия такого решения.
Исходя из правового анализа приведенных законоположений, для целей статьи 12 Федерального закона от <дата> N 436-ФЗ под подлежащей списанию задолженностью граждан индивидуальных предпринимателей), образовавшейся по состоянию на <дата>, следует понимать недоимки по налогам, а также пени и штрафы, известные налоговым органам и подлежащие взысканию на указанный момент времени, но не погашенные полностью или в соответствующей части в течение 2015 - 2017 годов.
Таким образом, ст. 12 Федерального закона от <дата> N 436-ФЗ, вступившего в силу <дата>, подлежит применению в том случае, если речь идет о налоговой задолженности, задекларированной налогоплательщиком либо установленной налоговым органом на <дата>, не погашенной в течение трех лет.
Судом установлено, что административным ответчиком было выставлено требование № *** об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на <дата> на общую сумму 24 829,93 руб., в том числе по налогам (сборам) 23 457, 62 руб.
В связи с тяжелым материальным положением, указанное требование было исполнено частично, ФИО1 была оплачена сумма в размере 9 400 руб., что подтверждается чеками от 12.08.2010г., 20.08.2010г., не оплаченная сумма налога за 2009 г. составила 12 999 руб.
Административный ответчик направил требование № *** об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов по состоянию на 10.07.2019г. на общую сумму 25 213,69 руб., в том числе по налогам (сборам) 12 999 руб., со сроком уплаты до 05.11.2019г. Указанная сумма административным ответчиком оплачена не была.
Судебным приказом от 12.02.2020г. по делу № ***а-426/2020. С ФИО1 были взысканы пени в сумме 11 475,99 руб., начисленные на сумму задолженности по налогам за 2009 год в размере 12 999 руб., а также пени в размере 158,07 руб.
Определением мирового судьи судебного участка № *** судебного района г. Сызрани Самарской области от 27.02.2020г. судебный приказ был отменен в связи с возражениями ответчика.
Судом установлено и не оспаривалось сторонами что административный ответчик с требованием о взыскании указанных сумм после отмены судебного приказа в суд не обращался.
Приказом ФНС России от <дата> N ММВ-7-8/164@ утверждён Порядок списания недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам, признанных безнадёжными к взысканию и Перечень документов, подтверждающих обстоятельства признания безнадёжными к взысканию недоимки, задолженности по пеням, штрафам и процентам
ФИО1 в порядке статьи 59 НК РФ и Приказа ФНС РФ от 02.04.2019г. №ММВ-7-8/164@ обратилась в налоговый орган с заявлением о списании числящейся за ней задолженности по налоговым платежам и пени.
Административный ответчик отказал в списании такой задолженности.
Ст. 70 НК РФ предусмотрено, требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено в соответствии с настоящим Кодексом. В случае, если сумма недоимки не превышает 3 000 рублей, требование об уплате налога и имеющейся на день его формирования задолженности по пеням и штрафам, относящейся к этой недоимке, должно быть направлено налогоплательщику не позднее одного года со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи.
Таким образом, административный ответчик утратил возможность взыскания недоимки в размере 12 999 руб. и пени начисленных на сумму недоимки в размере 14 256,81 руб. (размер пени на дату вынесения решения), а также штрафов в связи с истечением установленного срока их взыскания.
Из Постановления Пленума ВАС РФ от <дата> N 57 «О некоторых вопросах возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации» следует, что при рассмотрении споров, связанных с обжалованием налогоплательщиком действий налогового органа, выразившихся в предоставлении налогоплательщику в соответствии с пп. 10 п. 1 ст. 32 НК РФ справки с указанием в ней информации о наличии у налогоплательщика задолженности по уплате налогов, пеней, штрафов, возможность принудительного взыскания которых утрачена, судам необходимо исходить из следующего.
По смыслу положений ст. 44 НК РФ утрата налоговым органом возможности принудительного взыскания сумм налогов, пеней, штрафа, то есть непринятие им в установленные сроки надлежащих мер к взысканию, сама по себе не является основанием для прекращения обязанности налогоплательщика по их уплате и, следовательно, для исключения соответствующих записей из его лицевого счета.
Согласно взаимосвязанному толкованию норм пп. 5 п. 3 ст. 44 и пп. 4 п. 1 ст. 59 Кодекса исключение соответствующих записей из лицевого счета налогоплательщика возможно только на основании судебного акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, пеней, штрафов в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе в случае отказа в восстановлении пропущенного срока подачи в суд заявления о взыскании этих сумм.
Вывод об утрате налоговым органом возможности взыскания налогов, пеней, штрафов в связи с истечением установленного срока их взыскания может содержаться в судебном акте по любому налоговому делу, в том числе и в мотивировочной части акта.
Соответствующие записи должны быть исключены налоговым органом из лицевого счета налогоплательщика немедленно после вступления такого судебного акта в силу.
На основании изложенного, суд считает необходимым признать безнадежной к взысканию недоимку по налогу на доходы физических лиц с доходов полученных ФИО1 в соответствии со ст. 228 НК РФ в размере 12 999 руб. и пени в размере 14 256,81 руб.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 293-294 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административные исковые требования ФИО1 * * * к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № *** по Самарской области удовлетворить.
Признать безнадежной к взысканию недоимку по налогу на доходы физических лиц с доходов за 2009 год, полученных ФИО1 в размере 12 999 рублей и пени начисленные на сумму недоимки в размере14 256 рублей 81 копейка.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Сызранский городской суд Самарской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья О.И. Сергеева
Решение в окончательной форме принято <дата> года