Дело №2-150/2019
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Резолютивная часть решения оглашена 28 января 2019 года.
Мотивированное решение изготовлено 01 февраля 2019 года.
28 января 2019 года г. Судак
Судакский городской суд Республики Крым в составе:
председательствующего-судьи – Иванова М.Г.,
при секретаре – Игнатюк А.С.,
с участием: представителя истца
по доверенности – Фадеева Я.В.,
представителя ответчика по доверенности – Заварзиной Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Слободянюк Елены Леонидовны к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Судаке Республики Крым о признании незаконным решения от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе в перерасчете пенсии по старости, обязании совершить определенные действия, -
У С Т А Н О В И Л:
Слободянюк Е.Л. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Судаке Республики Крым, в котором просит признать незаконным решение от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе в перерасчете пенсии по старости и обязать ответчика произвести перерасчет страховой пенсии с учетом периода её работы в <данные изъяты> с января 1994 года по декабрь 2001 года и получением заработной платы в период с января 1994 года до ДД.ММ.ГГГГ в карбованцах, с ДД.ММ.ГГГГ до декабря 2001 года - в гривнах.
В обоснование исковых требований указано, что Слободянюк Е.Л. с августа 2017 года является получателем пенсии по старости, в июле 2018 года она обратилась в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Судаке Республики Крым с заявлением о перерасчете пенсии по старости, для чего представила соответствующие архивные справки о трудовом стаже и размере заработной платы за время работы в <данные изъяты>, за период с 1994 года по 2009 год, выданные Архивным отделом муниципального архива Администрации города Судака Республики Крым ДД.ММ.ГГГГ за №, №. Однако, решением ответчика от ДД.ММ.ГГГГ № ей было отказано в перерасчете пенсии по старости, ввиду того, что в представленной архивной справке № от ДД.ММ.ГГГГ о размере выплаченной истцу заработной платы за период с 1994 года по 2001 год не указано наименование денежной единицы, в которой производилась выплата.
По мнению истца, данное решение ответчика является незаконным и подлежит отмене по тем основаниям, что в с соответствии с совместным письмом Центрабанка России и Нацбанка Украины от 29.08.1996 года и Приложением 1 Указания Министерства социальной защиты населения Российской Федерации от 18.01.1996 года № 1-1-У «О применении законодательства о пенсионном обеспечении в отношении лиц, прибывших на жительство в Россию из государств – бывших республик Союза ССР, на территории Украины с 01 апреля 1992 года по 11 ноября 1992 года действовала переходная денежная единица – Купон, с 12 ноября 1992 года введена национальная валюта – Карбованец, с 03 сентября 1996 года введена национальная валюта – Гривна. В следствие чего, данный факт является общеизвестным и в силу ч.1 ст.61 ГПК РФ не нуждается в доказывании.
В судебном заседании представитель истца, действующий на основании доверенности Фадеев Я.В. исковые требования поддержал в полном объеме, просил суд иск удовлетворить, признать незаконным решение Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Судаке Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе Слободянюк Е.Л. в перерасчете пенсии по старости, а также обязать ответчика произвести с 30 июля 2018 года перерасчет страховой пенсии истца с учетом периода её работы в <данные изъяты> с января 1994 года по декабрь 2001 года и получением заработной платы в период с января 1994 года до 02 сентября 1996 года в карбованцах, с 03 сентября 1996 года до декабря 2001 года - в гривнах.
Представитель ответчика Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Судаке Республики Крым по доверенности Заварзина Н.А. в судебном заседании исковые требования не признала, представила суду возражения относительно заявленных требований, просила в удовлетворении иска отказать в полном объеме.
Суд, выслушав доводы представителей истца, а также представителя ответчика, исследовав представленные доказательства с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности, а также достаточности в совокупности для разрешения дела, оценив доказательства всесторонне, полно и объективно, считает, что исковые требования подлежат удовлетворению, исходя из следующего.
В силу ст.56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п.3 ст.123 Конституции РФ и ст.12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основании своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии с ч.1,2 ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение в случаях, установленных законом.
В соответствии с частью 1 статьи 18 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" размер страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) определяется на основании соответствующих данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, по состоянию на день, в который этим органом выносится решение об установлении страховой пенсии, установлении и о перерасчете размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с нормативными правовыми актами, действующими на этот день.
На основании части 3 статьи 36 Закона N 400-ФЗ со дня вступления в силу настоящего Федерального закона, Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Закон N 173-ФЗ) не применяется за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с настоящим Федеральным законом в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.
Порядок исчисления расчетного размера страховой пенсии определен пунктом 2 статьи 30 Закона N 173-ФЗ, в соответствии с которым расчетный размер страховой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованного лица путем их конвертации в расчетный пенсионный капитал по состоянию на 01 января 2002 г. определяется на основании среднемесячного заработка застрахованного лица за 2000 - 2001 г. по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо из среднемесячного заработка за любые 60 месяцев подряд до 01 января 2002 г. на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами.
В случае ликвидации работодателя либо государственного (муниципального) органа или прекращения их деятельности по другим причинам, указанные справки выдаются правопреемником, вышестоящим органом или архивными организациями, располагающими необходимыми сведениями.
Соглашением от 13 марта 1992 г. "О гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения", заключенным между государствами участниками СНГ 13 марта 1992 г., гарантируется, что пенсионное обеспечение указанных граждан осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают (статья 1 Соглашения); для установления пенсии учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого государства - участника Соглашения (пункт 2 статьи 6 Соглашения).
Статьей 6 указанного Соглашения предусмотрено правило, согласно которому в случае, если в государствах-участниках Соглашения введена национальная валюта, размер заработка определяется исходя из официально установленного курса к моменту назначения (перерасчета) пенсии.
Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, Слободянюк Е.Л. с 07 апреля 1980 года до 09 февраля 2009 года осуществляла свою трудовую деятельность в <данные изъяты> что подтверждается данными её трудовой книжки серии №, заполненной ДД.ММ.ГГГГ (л.д.8-11), а также архивными справками о трудовом стаже, выданными Архивным отделом муниципального архива администрации города Судака Республики Крым ДД.ММ.ГГГГ за №, № (л.д.15-16, 17).
Данный факт стороной ответчика не оспаривается, иного суду не представлено и в материалах дела отсутствует.
Размер выплаченной Слободянюк Е.Л. заработной платы и вид её денежной единицы (карбованцы, купоны, рубли) за время работы в <данные изъяты> за период с января 1980 года по июль 1994 года, подтверждается справками, выданными <данные изъяты> 27 июня 2017 года (л.д.18-28).
Суд обращает внимание на то, что названные справки о трудовом стаже и заработной плате Слободянюк Е.Л. оформлены надлежащим образом и в полной мере отражают её заработок в указанный период времени.
Порядок выплаты пенсий лицам, прибывшим на жительство в Россию из государств - бывших республик СССР, регулируется Указанием Министерства социальной защиты населения Российской Федерации от 18 января 1996 г. N 1-1-У "О применении законодательства о пенсионном обеспечении в отношении лиц, прибывших на жительство в Россию из государств - бывших республик Союза ССР".
Соглашением от 13 марта 1992 года "О гарантиях прав граждан-государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения", заключенным между государствами участниками СНГ 13 марта 1992 года, гарантируется, что пенсионное обеспечение указанных граждан осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают (ст. 1 Соглашения); для установления пенсии учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого государства - участника Соглашения (п. 2 ст. 6 Соглашения).
Статьей 6 указанного Соглашения предусмотрено правило, согласно которому в случае, если в государствах-участниках Соглашения введена национальная валюта, размер заработка определяется исходя из официально установленного курса к моменту назначения (перерасчета) пенсии.
Между тем порядок выплаты пенсий лицам, прибывшим на жительство в Россию из государств - бывших республик СССР, регулируется Указанием Министерства социальной защиты населения Российской Федерации от 18 января 1996 года N 1-1-У "О применении законодательства о пенсионном обеспечении в отношении лиц, прибывших на жительство в Россию из государств - бывших республик Союза ССР".
В соответствии с пунктом 11 Указания при представлении лицами, переселившимися на жительство в Россию из государств - бывших Республик Союза ССР, сведений о заработной плате в рублях, в том числе за периоды, когда на территории этих государств действовала национальная валюта, принимается во внимание дата введения национальной валюты и с учетом этого рассматривается вопрос о возможности исчисления пенсии по представленным сведениям о заработке.
При этом Министерство разъясняет, что в этом случае принимается во внимание, что национальная валюта являлась единственным платежным средством на территории этого государства.
В соответствии с Приложением 1 Указания Министерства социальной защиты населения Российской Федерации от 18.01.1996 года № 1-1-У «О применении законодательства о пенсионном обеспечении в отношении лиц, прибывших на жительство в Россию из государств — бывших республик Союза ССР, на территории Украины с 01 апреля 1992 года по 11 ноября 1992 года действовала переходная денежная единица - Купон, с 12 ноября 1992 года введена национальная валюта — Карбованец, а согласно совместному письму Центрабанка России и Нацбанка Украины от 29.08.1996 года, с 03 сентября 1996 года введена национальная валюта - Гривна.
Руководствуясь указанными нормами с учетом наличия необходимых условий для перерасчета страховой части трудовой пенсии истца на основании архивных справок, а также справок работодателя, содержащих сведения о заработной плате за период работы с 1994 года по 2001 год, поскольку они соответствует требованиям пенсионного законодательства; в силу особенностей регулирования пенсионного обеспечения лиц, прибывших в Российскую Федерацию из государств - бывших республик СССР, указанные в них сведения о заработной плате должны учитываться пенсионным органом в национальной валюте независимо от того, прямо указано работодателем наименование национальной валюты, введенной до начала спорного периода, либо оно отсутствует.
Доводы, указанные в возражениях ответчика, о том, что представленная архивная справка о заработной плате не отвечает необходимым требованиям, являются несостоятельными. Предусмотренных законом оснований не учитывать данную справку при перерасчете страховой части трудовой пенсии у ответчика не имелось, ее содержание влияет на размер установленной истцу пенсии, она составлена на русском языке, на основании бухгалтерских документов - лицевых счетов.
Наличие у истца права на перерасчет трудовой пенсии на основании размера заработной платы, учитываемой в валюте с 01 апреля 1992 года по 11 ноября 1992 года - Купон, с 12 ноября 1992 года по 02 сентября 1996 года - Карбованец, с 03 сентября 1996 года - Гривна, подтверждается также справками выданными <адрес> 27 июня 2017 года, из которых следует, что за время работы <данные изъяты>, в период с января 1994 года до 02 сентября 1996 года заработная плата ей выплачивалась в карбованцах, а с 03 сентября 1996 года до декабря 2007 года - в гривнах.
При таких обстоятельствах решение ответчика от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе в перерасчете пенсии по старости, является незаконным и подлежащим отмене, поскольку нарушает права и законные интересы истца.
Исходя вышеуказанных положений закона, основываясь на установленных в судебном заседании обстоятельствах, принимая во внимание, представленные доказательства, которые являются относимыми, допустимыми, не вызывают у суда сомнения в их достоверности и в совокупности полностью подтверждают обстоятельства, на которые представитель истца ссылается как на основания своих требований, суд приходит к выводу о том, что исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд,-
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Слободянюк Елены Леонидовны к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Судаке Республики Крым о признании незаконным решения от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе в перерасчете пенсии по старости, обязании совершить определенные действия – удовлетворить.
Признать незаконным решение Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Судаке Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе Слободянюк Елене Леонидовне в перерасчете пенсии по старости.
Обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Судаке Республики Крым произвести с 30 июля 2018 года перерасчет страховой пенсии Слободянюк Елене Леонидовне, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <адрес>, с учетом периода её работы в <данные изъяты> с января 1994 года по декабрь 2001 года и получением заработной платы в период с января 1994 года до 02 сентября 1996 года в карбованцах, с 03 сентября 1996 года до декабря 2001 года - в гривнах.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Крым через Судакский городской суд Республики Крым в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме принято 01 февраля 2019 года.
Председательствующий – судья М.Г. Иванов