63RS0039-01-2022-003279-05
2а-2819/2022
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
15 июня 2022 года г. Самара
Ленинский районный суд г. Самары в составе председательствующего судьи Ивановой А.И., при секретаре Ахметовой Л.И., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-2819/2022 по административному исковому заявлению Новиковой Кристины Сергеевны к Департаменту управления имуществом городского округа Самара о признании действий незаконными и возложении обязанностей,
установил:
Новикова К.С. обратилась в суд с административным исковым заявлением о признании незаконными действий Департамента управления имуществом г.о.Самара, выразившихся в возврате заявления о предоставлении в собственность земельного участка и представленных документов, мотивируя свои требования тем, что она является собственником жилого дома площадью 128,7 кв.м (до реконструкции и перепланировки), расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый номер №:1291, земельного участка площадью 316 кв.м с кадастровым номером №:1266 и земельного участка площадью 65 кв.м с кадастровым номером №:64, на которых расположен указанный выше жилой дом после реконструкции и перепланировки.
Часть указанного жилого дома после реконструкции располагается на земельном участке с кадастровым номером: №:65, площадью 105 кв.м, имеющем адрес: <адрес>, принадлежащем Новиковой К. С. на праве аренды на основании договора № 021250з от 05.05.2005 г., договора переуступки права аренды земельного участка от 24.07.2019 г., письма Департамента управления имуществом г.о. Самары от 13.08.2019 г. № 15-07-30/28552 «О согласовании перехода прав и обязанностей по договору аренды земельного участка от 05.05.2005 № 021250з». В соответствии с особыми условиями договора № 021250з от 05.05.2005, предусмотренными разделом 9 указанного договора, участок предоставляется в аренду с правом выкупа. На основании п. 9.1 договора в случае перехода прав на объект, расположенный на арендуемом участке, право пользования участком, размер и порядок внесения арендной платы и другие условия договора сохраняются и действуют для нового владельца объекта до внесения изменений в договор в установленном порядке.
Новикова К.С. обратилась к Главе городского округа Самара через Департамент управления имуществом городского округа Самара с заявлением о предоставлении земельного участка с кадастровым номером №:65, площадью 105 кв.м по адресу: <адрес>, государственная собственность на который не разграничена, без проведения торгов, по договору купли-продажи. Письмом Департамента управления имуществом городского округа Самара №15-07-27/15467 от 18.04.2022 произведен возврат заявления о предоставлении спорного земельного участка в собственность за плату с мотивировкой о том, что к заявлению не приложено сообщение заявителя, содержащее перечень всех зданий, сооружений, расположенных на испрашиваемом земельном участке.
Ссылаясь на того, что указанное письмо ограничило права административного истца как собственника в возможности оформления земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, расположенного по адресу: <адрес> в собственность за плату, административный истец просит признать незаконными действия Департамента управления имуществом городского округа Самара, выразившиеся в возврате заявления о предоставлении в собственность земельного участка и представленных документов; обязать Департамент управления имуществом городского округа Самара в месячный срок с момента вступления решения суда в законную силу заключить с Новиковой К.С. договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером: №:65, площадью 105 кв.м, по адресу: <адрес>.
В судебном заседании представитель административного истца по доверенности Сорокина Н.А. административные исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в административном иске, просила их удовлетворить.
Представитель административного ответчика Департамента управления имуществом городского округа Самара Ткаченко И.В. возражала против удовлетворения административных исковых требований по основаниям, изложенным в отзыве на административный иск, при этом пояснила, что каких-либо препятствий для выкупа заявителем испрашиваемого земельного участка не имеется.
Выслушав представителей административного истца и административного ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 218, частью 2 статьи 227 КАС РФ необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, является наличие совокупности обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии оспариваемых решения, действий (бездействия) административного ответчика требованиям действующего законодательства и нарушении прав административного истца. При этом на административного истца процессуальным законом возложена обязанность доказать обстоятельства, свидетельствующие о нарушении его прав, а также соблюдении срока обращения в суд за защитой нарушенного права. Административный ответчик обязан доказать, что принятое им решение, действия (бездействие) соответствуют закону (части 9 и 11 статьи 226, статья 62 КАС РФ).
В силу пункта 1 статьи 39.20 Земельного кодекса РФ, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Продажа земельных участков собственникам таких зданий, сооружений осуществляется без проведения торгов (подпункт 6 пункта 2 статьи 39.3 ЗК РФ).
В соответствии с пунктом 2 постановления Администрации городского округа Самара от 11.01.2017 № 1 «О разграничении полномочий в сфере градостроительной деятельности и распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара» полномочиями по подготовке и заключению договоров купли-продажи земельных участков, дополнительных соглашений к указанным договорам, соглашений о расторжении договоров купли-продажи земельных участков, распорядительных актов о предоставлении земельных участков в собственность за плату без проведения торгов, а также распорядительных актов об отказе в предоставлении земельных участков в собственность за плату без проведения торгов в случаях, предусмотренных статьей 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, наделен руководитель Департамента управления имуществом г.о. Самара.
Из материалов дела следует, что на основании договора дарения от ДД.ММ.ГГГГ Новикова К.С. является собственником жилого дома площадью 128,7 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый номер №:1291 и земельного участка площадью 316 кв.м с кадастровым номером №:1266, в границах которого расположен указанный жилой дом, что подтверждается выписками из ЕГРН (л.д. 32-35).
Новикова К.С. также является собственником земельного участка площадью 65 кв.м с кадастровым номером №:64, расположенного по тому же адресу, с разрешенным использованием – занимаемый индивидуальным жилым домом с приусадебным участком, что подтверждается выпиской из ЕГРН (л.д. 36-37).
Также, на основании договора № 021250з от 05.05.2005 г., договора переуступки права аренды земельного участка от 24.07.2019 г., письма Департамента управления имуществом г. о. Самары от 13.08.2019 г. № 15-07-30/28552 «О согласовании перехода прав и обязанностей по договору аренды земельного участка от 05.05.2005 № 021250з» Новиковой К.С. принадлежит на праве аренды земельный участок с кадастровым номером №:65, площадью 105 кв.м, имеющий адрес: <адрес> (л.д. 23-31).
28.03.2022 административный истец обратилась к Главе городского округа Самара через Департамент управления имуществом городского округа Самара с заявлением о предоставлении в собственность по договору купли-продажи без проведения торгов земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, расположенного по адресу: <адрес>, с кадастровым номером №:65, площадью 105 кв.м.
Письмом №15-07-27/15467 от 18.04.2022 Департамент возвратил заявление о предоставлении земельного участка с пакетом документов с мотивировкой о том, что к заявлению не приложено сообщение заявителя, содержащее перечень всех зданий, сооружений, расположенных на испрашиваемом земельном участке.
Вопросы предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов урегулированы в том числе статьей 39.17 ЗК РФ.
В соответствии с пунктом 2 статьи 39.17 ЗК РФ к заявлению о предоставлении земельного участка прилагаются документы, предусмотренные подпунктом 1 пункта 2 статьи 39.15 данного Кодекса, а именно: документы, подтверждающие право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов и предусмотренные перечнем, установленным уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением документов, которые должны быть представлены в уполномоченный орган в порядке межведомственного информационного взаимодействия.
В пункте 6 Перечня документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов, утвержденного Приказом Росреестра от 02.09.2020 N П/0321, указаны такие документы, как: сообщение заявителя (заявителей), содержащее перечень всех зданий, сооружений, расположенных на испрашиваемом земельном участке, с указанием кадастровых (условных, инвентарных) номеров и адресных ориентиров зданий, сооружений, принадлежащих на соответствующем праве заявителю; выписка из ЕГРН об объекте недвижимости (об испрашиваемом земельном участке); выписка из ЕГРН об объекте недвижимости (о здании и (или) сооружении, расположенном (ых) на испрашиваемом земельном участке).
Из материалов дела следует, что к заявлению о предоставлении земельного участка были приложены выписка из ЕГРН на земельный участок с кадастровым номером №:1266, копия договора аренды земельного участка № 021250з от 05.05.2005, копия договора переуступки права аренды земельного участка от 24.07.2019, копия письма Департамента управления имуществом г. о. Самары от 13.08.2019 г. № 15-07-30/28552 «О согласовании перехода прав и обязанностей по договору аренды земельного участка от 05.05.2005 № 021250з», а также заключение кадастрового инженера (заказ 53.18).
Согласно указанному заключению кадастрового инженера, изготовленному ООО «ВЕГА» от 05.09.2018 (Заказ: 53.18), при выезде на место и проведении инженерно-геодезической съемки было выявлено следующее: рассматриваемый земельный участок на местности спланирован, со всех сторон огорожен заборами различной конструкции. На местности ни пересечений, ни разрывов не имеется. Фактически земельный участок, расположенный по адресу: <адрес> состоит из нескольких земельных участков, а именно: земельный участок с кадастровым номером №:1701 площадью 945 кв.м; земельный участок с кадастровым номером №:64 площадью 65 кв.м; земельный участок с кадастровым номером №:1266 площадью 316 кв.м; земельный участок с кадастровым номером №:65 площадью 105 кв.м. Согласно выписке ЕГРН от 22.04.2019 двухэтажный жилой дом с кадастровым номером №:1291, площадью 128,7 кв.м расположен в границах земельного участка с кадастровым номером №:1266, однако после реконструкции жилой дом располагается на всех вышеперечисленных земельных участках, в том числе и на земельном участке с кадастровым номером №:65, который находится в распоряжении Департамента управления имуществом г.о. Самара. Согласно выводу, содержащемуся в вышеуказанном заключении кадастрового инженера, часть реконструированного жилого дома, находящаяся в границах земельного участка с кадастровым номером №:65, расположена в пределах границ данного земельного участка (л.д. 9-17).
Таким образом, заявителем были представлены документы, подтверждающие расположение на испрашиваемом земельном участке части жилого дома, принадлежащего на праве собственности заявителю, в связи с чем действия Департамента по возврату заявления по мотиву непредставления сообщения, содержащего перечень всех зданий, сооружений, расположенных на испрашиваемом земельном участке, с указанием кадастровых номеров и адресных ориентиров зданий, сооружений, принадлежащих на соответствующем праве заявителю, являются необоснованными, противоречат требованиям законодательства и нарушают права и законные интересы административного истца.
Действия Департамента по возврату документов фактически являются отказом в предоставлении в собственность за плату земельного участка, так как все документы, подтверждающие расположение объекта (жилого дома) на испрашиваемом участке, были предоставлены.
В силу п.1 ст. 39.16 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, в том числе в случае, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов.
Положения ст. 39.3 ЗК РФ (п.п.1-2) предусматривают, что продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи. Без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных ст. 39.20 настоящего Кодекса.
Из системного анализа приведенных положений закона следует, что лицо, которому на праве собственности принадлежит здание, строение сооружение, имеет право на приобретение земельного участка в собственность, занятую объектом недвижимости, площадью, необходимой для его использования. При этом лицо, претендующее на приобретение земельного участка большей площадью, должно представить доказательства того, что для использования здания, строения, сооружения необходим земельный участок испрашиваемой площади.
Принимая во внимание, что испрашиваемый земельный участок предоставлен Департаментом в аренду именно под индивидуальный жилой дом с приусадебным участком (п. 1.2 договора аренды), земельный участок сформирован и поставлен на кадастровый учет как занимаемый индивидуальным жилым домом, суд приходит к выводу о наличии у заявителя, как собственника здания, исключительного права на приобретение данного земельного участка, занятого этим объектом и необходимого для его использования.
Учитывая, что каких-либо иных препятствий для предоставления земельного участка в собственность за выкуп не имеется, в целях восстановления нарушенных прав административного истца на административного ответчика следует возложить обязанность заключить с Новиковой К.С. договор купли-продажи испрашиваемого земельного участка.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175, 178-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Новиковой Кристины Сергеевны к Департаменту управления имуществом городского округа Самара удовлетворить.
Признать незаконным действия Департамента управления имуществом городского округа Самара, выразившиеся в возврате заявления о предоставлении в собственность земельного участка и представленных документов.
Обязать Департамент управления имуществом городского округа Самара в течение 1 месяца с момента вступления решения суда в законную силу заключить с Новиковой Кристиной Сергеевной договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером №:65, площадью 105 кв.м по адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Самарского областного суда через Ленинский районный суд г. Самары в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья (подпись) А.И. Иванова
Копия верна: судья
Мотивированное решение изготовлено 22.06.2022.