Решение от 06.02.2023 по делу № 02-1284/2023 от 21.11.2022

77RS0012-02-2022-025086-23

РЕШЕНИЕ

Именем  Российской  Федерации

 

06 февраля 2023 года                                                 город Москва 

Кузьминский районный суд г. Москвы в составе судьи Соколовой Е.Т., при секретаре Гребневой К.В., с участием помощника Кузьминского межрайонного прокурора города Москвы Изатуллаевой К.Т., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело  2-1284/2023 по иску Департамента городского имущества города Москвы к Ивановской Н.Н., Волошиной Н.А., Даварджы К.В., Даварджы Э.о выселении с предоставлением другого благоустроенного жилого помещения,

 

установил:

 

ДГИ г. Москвы обратился в суд с иском к ответчикам с требованиями о выселении из квартиры   ,  расположенной по адресу: г. ....  со снятием с регистрационного учета по месту жительства и переселении на условиях договора социального найма в трехкомнатную квартиру по адресу: г. .... с постановкой на регистрационный учет по месту жительства по адресу: г. .....

В обоснование заявленных требований истец указал, что дом  , корп. .. по ул. . включен в Программу реновации жилищного фонда в городе Москве, утвержденную постановлением Правительства Москвы от 01.08.2017  497-ПП. До настоящего времени не отселена отдельная трехкомнатная квартира   площадью жилого помещения 55,7 кв.м, общей площадью 55,1 кв.м,  жилой площадью 37,1 кв.м., расположенная по адресу: г. Москва, ул. Зеленодольская, д. 28, корп. 3, которая занимается ответчиками на условиях договора социального найма. Ответчикам распоряжением Департамента от 12.07.2022  . предложена для переселения равнозначная отдельная трехкомнатная квартира  общей площадью 69,9 кв.м, жилой площадью 41,9 кв.м в доме новостройке  по адресу: г. ....(кадастровый номер ....) с освобождением занимаемого жилого помещения. Указанное жилое помещение предоставляется при условии вселения и регистрации по месту жительства пользователей- ответчиков как состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий с 1998 года. Нанимателям жилого помещения направлен проект договора предусматривающего переход права пользования на условиях договора социального найма на равнозначное жилое помещение, а также уведомление с приглашением для заключения договора социального найма. Однако до настоящего времени письменного согласия на предоставленное жилое помещение не получено.

Представитель истца ДГИ г. Москвы по доверенности Власова Г.Г. в судебное заседание явилась, исковые требования поддержала, настаивала на их удовлетворении в полном объеме.

Ответчики Даварджы К.В., действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего Даварджы Э., извещены о рассмотрении дела надлежащим образом, в том числе публично, посредством размещения информации о времени и месте рассмотрения дела в соответствии со статьями 14 и 16 Федерального закона от 22.12.2008  262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» на официальном сайте суда, в судебное заседание не явились, об уважительности причин неявки не сообщили.

Ответчики Ивановская Н.Н., Волошина Н.А. в судебное заседание явились, признали исковые требования в полном объеме.

Представитель третьего лица Управления по вопросам миграции ГУ МВД России по г. Москве о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, в судебное заседание не явился.

Суд рассмотрел гражданское дело в порядке ст. 167 ГПК РФ, в отсутствие неявившихся участников процесса.

Суд, выслушав объяснения явившихся участников процесса, заключение прокурора, полагавшего требованиями подлежащими удовлетворению, изучив материалы дела, находит заявленные требования законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Как следует из материалов дела и установлено судом, дом  , корп. . по ул. . в г. Москве включен в Программу реновации жилищного фонда в городе Москве, утвержденную постановлением Правительства Москвы от 01.08.2017  497-ПП.

В настоящее время осуществляется переселение жителей из указанного многоквартирного дома.

Ответчики являются нанимателями на условиях договора социального найма отдельной трехкомнатной квартиры   площадью жилого помещения 55,7 кв.м, общей площадью 55,1 кв.м,  жилой площадью 37,1 кв.м., расположенной по адресу: г. ., согласно единому жилищному документу в вышеуказанном жилом помещении  зарегистрированы по месту жительства.

26.05.2022 г. Департаментом было направлено уведомительное письмо  ., в котором сообщалось о возможности предоставления семье ответчиков квартиры: трехкомнатная квартира  по адресу: г. ..... Квартира предлагалась с последующим снятием с жилищного учета.

В соответствии с заявлением от 06.06.2022 г., написанным собственноручно в ДГИ г. Москвы ответчики Ивановская Н.Н. и Волошина Н.А. выразили согласие на расторжение договора социального найма на занимаемое жилое помещение, находящееся в доме включенном в Программу реновации и дали согласие на заключение Договора социального найма с включением в предмет Договора жилого помещения по адресу: г. ...., кв. 9.

От Даварджы К.В., действующей от своего имени и в интересах несовершеннолетнего Даварджи Э., заявления о согласии на расторжение договора социального найма в адрес истца не поступало.

Взамен занимаемого ответчиками жилого помещения распоряжением Департамента от 12.07.2022 г.  39135 предложена для переселения равнозначная отдельная трехкомнатная квартира  площадью  жилого помещения 55,7 кв.м, общей площадью 55,1 кв.м, жилой площадью 37,1 кв.м в доме новостройке  по адресу: г. ....(кадастровый номер ....) с освобождением занимаемого жилого помещения.

Указанное жилое помещение, принадлежащее городу Москве, предоставляется при условии вселения и регистрации по месту жительства пользователей - ответчиков как состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий с 1998 года, без снятия семьи ответчиков с жилищного учета.

26.05.2022 г. и 14.07.2022 г. ответчикам посредством почтового отправления были направлены уведомления, с приложением договора социального найма на предоставленную  квартиру  9 по адресу: г. .....

Договор, предусматривающий переход права пользования жилым помещением до настоящего времени не подписан, что не оспорено стороной ответчиков.

При разрешении настоящего спора суд руководствуется положениями ст.ст. 5, 89 Жилищного кодекса Российской Федерации, Законом «О статусе столицы Российской Федерации», Законом г. Москвы от 17.05.2017 года  14 «О дополнительных гарантиях жилищных и имущественных прав физических и юридических лиц при осуществлении реновации жилищного фонда в городе Москве», ст. ст. 12, 56, 67 ГПК РФ.

В соответствии с п. «к» ч. 1 Конституции РФ, жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В соответствии с ч. 6 ст. 5 ЖК РФ, органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут принимать законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в пределах своих полномочий на основании настоящего Кодекса, принятых в соответствии с настоящим Кодексом других федеральных законов.

Законом г. Москвы от 31.05.2006  21 «Об обеспечении жилищных прав граждан при переселении и освобождении жилых помещений (жилых домов) в городе Москве» (далее - Закон г. Москвы  21) установлены условия и порядок обеспечения прав граждан при переселении, освобождении жилых помещений (жилых домов).

В соответствии с п. п. 2, 4 ст. 1 Закона г. Москвы  21 переселение граждан из жилых помещений (жилых домов) в городе Москве производится путем предоставления им жилых помещений взамен освобождаемых в порядке, установленном настоящим Законом. Освобождение жилых помещений (жилых домов) и переселение граждан из жилых помещений (жилых домов) в городе Москве производятся по основаниям, указанным в федеральном законодательстве и настоящем Законе.

В соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 2 Закона г. Москвы  21, граждане при переселении из жилых помещений (жилых домов), а также их освобождении имеют право в установленном порядке на предоставление собственникам равноценного возмещения (компенсации) по их выбору в денежной либо натуральной форме в виде предоставления равнозначного жилого помещения.

В соответствии с п. 1 ст. 3 Закона г. Москвы  21, гражданам, освобождающим жилые помещения, занимаемые ими по договорам социального найма, найма, безвозмездного пользования, или которым жилые помещения (жилые дома) принадлежат на праве собственности, предоставляются благоустроенные жилые помещения соответственно по договору социального найма, найма, безвозмездного пользования или в собственность в районе проживания. Район проживания - территория, ограниченная внешней границей районов города Москвы, прилегающих к району города Москвы, в котором расположен жилой дом, подлежащий освобождению. При этом эти районы города Москвы должны находиться в одном административном округе города Москвы.

В соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 4 Закона г. Москвы  21, основанием для освобождения жилых домов является правовой акт Правительства Москвы или в случаях, установленных Правительством Москвы, правовой акт уполномоченного органа исполнительной власти города Москвы, принимаемый в связи с изъятием или использованием части или всего земельного участка для государственных (городских) или муниципальных нужд в случаях, предусмотренных федеральным законодательством и законодательством города Москвы, в связи с необходимостью нового строительства, развития территорий, в соответствии с Генеральным планом города Москвы, планами развития округов и районов города Москвы, реализацией городских программ, требующих сноса жилых домов.

В силу п. 1 ст. 3 названного закона гражданам, освобождающим жилые помещения, занимаемые ими по договорам социального найма, безвозмездного пользования, или которым жилые помещения (жилые дома) принадлежат на праве собственности, предоставляются благоустроенные жилые помещения в жилищном фонде города Москвы соответственно по договору социального найма, найма, безвозмездного пользования или в собственность в районе проживания. Район проживания территория, ограниченная внешней границей районов города Москвы, прилегающих к району города Москвы, в котором расположен жилой дом, подлежащий освобождению. При этом эти районы города Москвы должны находиться в одном административном округе города Москвы.

Как отмечалось судом и следует из объяснений стороны истца, соответствующего распоряжения Департамент не издавал, указанное письмо носило уведомительный характер, в связи с чем, Департамент издал распоряжение от 12.07.2022 г. о направлении ответчикам проекта договора социального найма жилого помещения с целью последующего его заключения при условии обращения  ответчиков с соответствующим заявлением.

Согласно ст. 3 ЖК РФ защита жилищных прав осуществляется в судебном порядке путем признания жилищного права.

В соответствии со ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают, среди прочего, из судебного решения, установившего гражданские права и обязанности.

Как следует из положений ст. 12 ГК РФ, защита гражданских прав осуществляется путем прекращения или изменения правоотношения, а также путем признания права.

Между тем, рассматривая дело, суд приходит к выводу, что истцом соблюдены требования действующего законодательства при предоставлении ответчикам равнозначного жилого помещения, ответчикам предложено равнозначное жилое помещение за занимаемую ими квартиру, в том же районе проживания, количество комнат и жилая площадь предоставляемой квартиры соответствует характеристикам в ранее занимаемой квартире, общая площадь превышает занимаемую.

Согласно ст. 7.3 Закона РФ от 15.04.1993  4802-1 «О статусе столицы Российской Федерации» собственникам жилых помещений в многоквартирных домах, включенных в программу реновации, и нанимателям жилых помещений в многоквартирных домах, включенных в программу реновации, в целях обеспечения их жилищных прав взамен указанных жилых помещений предоставляются равнозначные жилые помещения. Под равнозначным жилым помещением в настоящем Законе понимается жилое помещение, одновременно соответствующее следующим требованиям:

- жилая площадь и количество комнат в таком жилом помещении не меньше жилой площади и количества комнат в освобождаемом жилом помещении, а общая площадь такого жилого помещения превышает общую площадь освобождаемого жилого помещения;

- такое жилое помещение соответствует стандартам благоустройства, установленным законодательством города Москвы, а также имеет улучшенную отделку в соответствии с требованиями, установленными нормативным правовым актом города Москвы;

- такое жилое помещение находится в многоквартирном доме, который расположен в том же районе города Москвы, в котором расположен многоквартирный дом, включенный в программу реновации (при этом границы указанного района определяются по состоянию на 1 января 2017 года), за исключением случая, если многоквартирный дом расположен в Зеленоградском, Троицком или Новомосковском административном округе города Москвы.

В этом случае равнозначное жилое помещение предоставляется в границах административного округа города Москвы, в котором расположен многоквартирный дом, включенный в программу реновации. Предоставление равнозначных жилых помещений собственникам жилых помещений и нанимателям жилых помещений осуществляется без взимания доплаты.

Предложенная к переселению квартира в доме-новостройке по вышеуказанному адресу является равнозначной освобождаемой квартире и соответствует требованиям ст. 7.3 Закона РФ от 15.04.1993  4802-1 «О статусе столицы Российской Федерации».

В соответствии с ч. ч. 1 и 2 ст. 89 ЖК РФ, предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, предусмотренным ст. 86 - 88 ЖК РФ, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта. Если наниматель и проживающие совместно с ним члены его семьи до выселения занимали квартиру или не менее чем две комнаты, наниматель соответственно имеет право на получение квартиры или на получение жилого помещения, состоящего из того же числа комнат, в коммунальной квартире.

Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 37 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г.  14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», предоставление гражданам в связи со сносом дома другого жилого помещения носит компенсационный характер и гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними.

Таким образом, предоставление жилого помещения по договору социального найма в связи со сносом дома следует отличать от предоставления жилого помещения по договору социального найма гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (ст. 57 ЖК РФ).

Суд отмечает, что выселение из жилого помещение в связи со сносом дома, исходя из содержания приведенных норм действующего законодательства, не предусматривает одновременного улучшения жилищных условий ответчиков.

В соответствии с постановлением от 01 августа 2017 года  497-ПП «О  программе реновации жилищного фонда в городе Москве», многоквартирный жилой дом по адресу г. .., включен в программу реновации.

Таким образом, имеется правовой акт Правительства Москвы, который, в соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 4 Закона г. Москвы  21, является основанием для освобождения жилого дома, в котором находится занимаемое ответчиками на условиях договора социального найма жилое помещение.

Из представленных в материалы дела экспликации и выписки из ЕГРН усматривается, что предлагаемая квартира является равнозначной в правовом понимании Закона РФ от 15.04.1993  4802-1 «О статусе столицы Российской Федерации», поскольку поставлена на кадастровый и инвентаризационный учет в качестве жилого помещения, количество комнат соответствует занимаемым ответчиками, общая и жилая площадь квартиры превышает площадь занимаемого в настоящее время жилого помещения.

В соответствии со ст. 7.3 Закона РФ от 15.04.1993  4802-1 «О статусе столицы Российской Федерации» предоставление равнозначного жилого помещения, равноценного возмещения в денежной форме или путем предоставления равноценного жилого помещения осуществляется на основании договора, заключаемого между собственником жилого помещения в многоквартирном доме, включенном в программу реновации, и уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы.

Истцом ответчикам направлен проект договора, предусматривающего переход права пользования на равнозначное жилое помещение в доме-новостройке, предоставленное для переселения в рамках Программы реновации жилищного фонда в городе Москве, соответствующий в полном объеме требованиям действующего законодательства.

Однако в добровольном порядке названный договор со стороны ответчиков не подписан до настоящего времени.

В соответствии со ст. 7.3 Закона РФ от 15.04.1993  4802-1 «О статусе столицы Российской Федерации», в случае, если договор, предусматривающий переход права собственности на жилое помещение и подлежащий заключению в обязательном порядке в соответствии с настоящей статьей, не был заключен в течение девяноста дней со дня получения собственником жилого помещения проекта договора, предусматривающего переход права собственности на жилое помещение, заказным письмом с уведомлением о вручении, вопрос переселения подлежит передаче на рассмотрение в судебные инстанции.

Таким образом, на момент рассмотрения гражданско-правового спора предлагаемая ответчикам для переселения квартира по вышеописанным доводам соответствует требованиям действующего законодательства и отвечает критериям равнозначности в принятых законодателем пределах.

Постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 г.  713 (с изменениями от 23 апреля 1996 г., 14 февраля 1997 г., 16 марта 2000 г., 14 августа 2002 г.) были утверждены Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию, (далее по тексту Правила), которые в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Законом Российской Федерации «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», жилищным, гражданским и другим законодательством Российской Федерации регулируют порядок регистрации и снятия граждан Российской Федерации (далее именуются - граждане) с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации (далее именуется - регистрационный учет). Регистрационный учет устанавливается в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданами своих прав и свобод, а также исполнения ими обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом.

Согласно пп. «а» п.31 приведенных Правил снятие гражданина с регистрационного учета по месту жительства производится органами регистрационного учета в случае изменения его места жительства.

Правилами регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ, утвержденными постановлением Правительства РФ от 17.07.1995   13 (в ред. от 21.05.2012), установлено, что снятие гражданина с регистрационного учета по месту жительства производится органами регистрационного учета в случае выселения из занимаемого жилого помещения или признания утратившим право пользования жилым помещением  - на основании вступившего в законную силу решения суда. Органы регистрационного учета на основании полученных документов снимают граждан с регистрационного учета по месту жительства в трехдневный срок (п. 31,33 Правил).

Так как дом, в котором ответчики занимают жилое помещение на условиях договора социального найма, подлежит сносу, ответчики подлежат выселению в предоставляемое им жилое помещение, снятию с регистрационного учета с постановкой на регистрационный учет в предоставляемом жилом помещении.

С учетом установленных обстоятельств, по результатам оценки представленных сторонами доказательств, суд находит требования истца обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.

Принимая во внимание факт расселения дома, необходимость его отключения от общедомовых коммуникаций, необходимость подготовки строения к сносу, а также возможные убытки, которые могут быть причинены городу Москве в связи со срывом сроков сноса многоквартирного дома, истец просил обратить решение суд в части выселения к немедленному исполнению.

На основании ст. 212 ГПК РФ суд приходит к выводу об удовлетворении ходатайство представителя ДГИ об обращении решения суда к немедленному исполнению, поскольку в настоящее время в указанный дом подлежит прекращению предоставление коммунальных услуг, отключение коммуникаций, в связи с чем сложились неблагоприятные условия проживания и повышенная опасность возникновения аварийных ситуаций, безопасность оставшихся жителей дома не может быть обеспечена. Дальнейшее проживание ответчиков в сносимом доме создает прямую угрозу их безопасности, жизни и здоровью.

Руководствуясь ст. 193, ст.ст. 194-199  ГПК РФ, суд

 

решил:

 

Исковые требования Департамента городского имущества города Москвы к Ивановской Н.Н., Волошиной Н.А., Даварджы К.В., Даварджы Э.о выселении с предоставлением другого благоустроенного жилого помещения  удовлетворить. 

Выселить Ивановскую Н.Н.(паспорт ), Волошину Н.А. (паспорт .. ), Даварджы К.В. (паспорт ), Даварджы Э. (иностранное свидетельство о рождении Турецкой Республики .) из квартиры   ,  расположенной по адресу: г. .  со снятием с регистрационного учета по месту жительства и переселить на условиях договора социального найма в трехкомнатную квартиру по адресу: г. ....  с постановкой на регистрационный учет по месту жительства по адресу: г. .....

Заявление Департамента городского имущества города Москвы об обращении решения суда в части выселения к немедленному исполнению  удовлетворить.

Обратить настоящее решение суда в части выселения к немедленному исполнению.

Решение может быть обжаловано в Московский городской суд в течение одного месяца путем ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ . ░░░░░░.

 

        ░░░░:                                        

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

02-1284/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Удовлетворено, 06.02.2023
Истцы
Департамент городского имущества города Москвы
Ответчики
Даварджы Э.
Волошина Н.А.
Ивановская Н.Н.
Даварджы К.В.
Суд
Кузьминский районный суд
Судья
Соколова Е.Т.
Дело на сайте суда
mos-gorsud.ru
06.02.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее